УДК 378.147
М.Н. Корешкова, канд. пед. наук, доц. ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара», г. Арзамас,
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается проблема подготовки студентов педагогического вуза к организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Представлены пути реализации данной подготовки с позиций компетентностного подхода.
Ключевые слова: студенты; организация педагогического процесса, музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, компетентностный подход.
Современная педагогическая практика доказывает необходимость поиска новых подходов к образованию, повышения требований к уровню подготовки и квалификации педагогических кадров.
Как известно, компетентность - качество личности профессионала, степень выраженности присущего человеку профессионального опыта в рамках круга полномочий, соответствующих конкретной должности.
Профессиональная компетентность воспитателя ДОУ, которую мы формируем у студентов специальности «Дошкольная педагогика и психология», представляет собой совокупность знаний, навыков, опыта, владения способами и приёмами работы, необходимых для эффективного выполнения должностных обязанностей педагога-воспитателя [1].
Общетеоретический подход к содержанию и организации профессиональной подготовки педагога заложен в трудах О.А. Абдулиной, К.М. Дурай-Новаковой, Н.В. Кузьминой, Л.И. Новиковой, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина, А.И. Щербакова и др. Ими обоснован процесс формирования у студентов общепедагогических и общетрудовых умений, определена профессиограмма будущего учителя, раскрыты закономерности подготовки будущих педагогов к различным направлениям воспитательной работы с учащимися [2; 3].
Изучением проблемы музыкального воспитания детей и подготовки кадров к этой работе занимались Л.Г. Арчажнико-ва, А.И. Вайчене, Н.А. Ветлугина, А.И. Катинене, А.Н. Зимина, Э.П. Костина, Н.Г. Кононова, Н.А. Метлов, М.Л. Палаван-дишвили, О.П. Радынова, К.В. Тарасова, Р.А. Тельчарова, Л.В. Школяр, Р.М. Чумичева и многие другие.
Так, в исследованиях А.И. Вайчене, М.Л. Палавандишви-ли, О.П. Радыновой, особое место отводится условиям совершенствования музыкально-педагогической работы в дошкольных учреждениях и, прежде всего - воспитанию в процессе обучения личностных качеств будущих педагогов, формированию их эстетической и художественной культуры и обеспечению высокого уровня специальной музыкальной подготовки [4].
Л.Г. Арчажникова рассматривает подготовку педагога как сложную систему педагогических и музыкальных компонентов, взаимодействие которых связано с музыкальной культурой, эстетической позицией, музыкальным мышлением и художественным кругозором специалиста. Задача формирования музыкально-эстетической культуры будущего педагога переплетается с эмоциональным направлением его деятельности, которая проявляется в способности чутко реагировать на все прекрасное в жизни и искусстве, формировать чувство красоты у детей, поддерживать у них интерес к музыкальному искусству [5].
Р.А. Тельчарова акцентирует внимание на двух важнейших компонентах музыкального развития личности в процессе освоения музыкальной культуры общества: музыкальную деятельность и музыкальное сознание [6].
Н.Н. Гришанович, считая свойства личности педагога важным условием и фундаментом профессионального мастерства педагога, отвечающего за музыкальное развитие ребенка,
выделяет сферу его общекультурной подготовленности, которая опирается на знания, потребности, умения, способности, навыки общекультурного свойства. В числе наиболее важных качеств педагога, наряду с исполнительскими, волевыми, выделяется эстетическая культура, которая включает в себя как уже сформированные идеалы, интересы, вкусы, умения, навыки и потребности, так и способность передавать эстетические знания, впечатления, эстетическое отношение другим [7].
Курс «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста», разработанный на основе Государственных образовательных стандартов, согласно учебному плану специальности «Дошкольная педагогика и психология» предполагает его освоение студентами на 5 курсе. Данный курс призван обеспечить подготовку студентов к организации педагогического процесса в дошкольном учреждении в области музыкального воспитания детей, и реализуется по следующим направлениям.
Несомненно, уровень музыкальной культуры будущего педагога - качественный показатель его общей культуры. Невозможно подготовить будущего специалиста к организации музыкально-образовательной работы с дошкольниками без приобщения его самого - будущего педагога - к мировой музыкальной культуре. С этой целью работа осуществляется комплексно.
Во-первых, несколько расширив тему «Музыка как вид искусства и его особенности», в содержание было включено изучение специфики музыкального искусства, основных жанров, средств музыкальной выразительности. В качестве самостоятельной работы к практическим занятиям студенты готовят доклады о композиторах (классиках и современниках, зарубежных и отечественных - по желанию) с небольшим комментарием к какому-либо произведению, которое прослушивается здесь же, во время доклада. Доклад сопровождается мультимедийной презентацией, что оживляет процесс восприятия словесного текста и превращает его в активное эмоциональное «проживание информации».
Обязательным является слушание музыкальных произведений в аудиозаписи, с этой целью в распоряжении студентов аудио и видеоматериалы с произведениями мировой музыкальной классики. Как одно из зачётных требований - проведение музыкальной викторины, результаты которой учитываются при оценке качества знаний студентов во время экзамена.
Во-вторых, уже стало традиционным обязательное посещение студентами концертов классической музыки, проводимых музыкальным колледжем нашего города под названием «Декабрьские вечера». В течение нескольких дней преподаватели и студенты разных специальностей показывают свои достижения в области исполнительской деятельности. В рамках этих концертов будущие специалисты дошкольного образования имеют возможность приобщиться к живому языку музыки, услышать произведения вокальной и инструментальной музыки в исполнении педагогов и студентов колледжа -лауреатов и дипломантов региональных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей.
Впоследствии на занятии студенты делятся своими впечатлениями, отдают предпочтения тем или иным исполнителям, интересуются инструментами, которые видят или слышат впервые. Таким образом, посещение концертов стимулирует познавательный интерес к музыке, а так же реализует практику накопления опыта эмоционального восприятия произведений музыкального искусства.
Как правило, будущим педагогам такие встречи нравятся и запоминаются надолго.
Одним из условий формирования профессиональной компетентности студентов - будущих педагогов дошкольных учреждений является возможность реализации своих способностей, творческого потенциала, знаний и умений в практической деятельности, то есть при непосредственной работе с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Всем известно, что самыми яркими событиями в жизни дошкольника являются праздники и развлечения, которые решают разные педагогические задачи. Именно в развлечениях малыши получают тот «витамин позитива», который даёт им положительные эмоции удовлетворяет потребности в разных видах активности, общении, удовольствии и т.д., а их так не хватает детям в современных условиях жизни.
Будущие педагоги должны уметь организовать данную форму работы с детьми. А это не просто. Студентам необходимо знать не только специфику музыкального воспитания детей, но и особенности развития ребёнка каждого возрастного периода дошкольного детства, его возможности, интересы, потребности. Молодые специалисты должны владеть методикой работы с детьми, быть артистичными, находчивыми, иметь достаточный уровень знаний и умений в разных областях педагогической деятельности и т.п.
В связи с этим студенты принимают активное участие в организации праздников и развлечений в разных возрастных группах детского сада. Они создают оформление, готовят атрибуты, костюмы, выступают перед детьми в качестве персонажей, реализующих содержание сценария.
Такая деятельность несёт в себе определённые трудности. Но всё приходит с опытом, а возможность приобретения такого опыта может представить дошкольное образовательное учреждение.
В течение года студенты проводят различные сезонные, тематические новогодние утренники в 9-ти группах МДОУ №18 «Радуга» г. Арзамаса. В гости к детям приходят молодые, красивые и весёлые Снегурочки, добродушные Снеговики, лесные звери - зайцы, медведи, лисы, озорные - Баба Яга
Bibliography
и Леший, герои сказок и мультфильмов. И, конечно, с подарками, шутками, песнями и забавами добрый Дедушка Мороз.
Готовятся к таким ответственным и долгожданным мероприятиям несколько недель, подбирают костюмы, разучивают роли, учат песни и танцы. Активное участие в подготовке студентов принимают воспитатели детского сада - дают советы, делятся опытом, помогают в освоении актёрского мастерства.
Такое сотрудничество даёт отличные результаты. Дети получают много приятных впечатлений от неожиданных и интересных встреч с героями театрализованных представлений. Родители более чем положительно отзываются о работе молодых специалистов, и даже иногда активнее, чем дети реагируют на действия участников утренников. Воспитатели, выполняя роли ведущих, имеют возможность быть постоянно с детьми и организовывать их во время игр, конкурсов, танцев.
В ходе подготовки и проведения таких мероприятий происходит эстетическое и эмоциональное развитие студентов, формируются коммуникативные навыки, актуализируются и совершенствуются знания и умения в области педагогики и психологии; на практике реализуются творческие, организаторские, художественные способности.
От студентов требуется артистизм, креативность, мобильность, находчивость, умение импровизировать, требовательность к себе, достаточный уровень развития воображения, умения перевоплощаться и др. навыки и умения.
Они получают возможность реализации своего профессионального потенциала, накопленного за 5 лет обучения в вузе, а так же испытывают большое удовольствие от общения с детьми, долго вспоминая слова благодарности родителей и воспитателей после утренника.
По итогам работы творческий отчёт оформляется в виде стенгазет с фотографиями под названиями «Осенние забавы», «Новогодние приключения студентов» и «Детские развлечения выпускников».
Деятельность такого рода, безусловно, даёт высокие результаты в становлении профессионального роста будущих педагогов. А сотрудничество полезно и взаимовыгодно и преподавателям вуза, и студентам, и воспитателям ДОУ. Преподаватель имеет возможность повысить качество усвоения предмета, студент - приобрести практический опыт, закрепив теоретические знания, воспитатели ДОУ - ощутить поддержку и помощь в организации таких мероприятий со стороны молодых, энергичных, креативных людей - будущих специалистов в области дошкольного образования.
1. Pre-school education. Glossary Comp. Vinogradova NA [and others]. - Moscow: Airis-Press, 2005.
2. Shcherbakov, A.I. Psychological underpinnings of identity formation teacher. - Moscow: Pedagogy, 1967.
3. Slastenin, V.A. Pedagogy: Textbook. allowance for students. Higher. Ped. Textbook. institutions / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov, ed. V.A. Slastenin. - Moscow: Publishing House Academia, 2002.
4. Radynova, O.P. Preparation of musicians and educators at the Department of Preschool Education / Training for work in a flexible multifunctional network of preschool educational institutions: the materials of the seminar - meeting on January 30. - 2-Feb. 1996 - Shadrinsk, 1996. - Part 2.
5. Archazhnikova, L.G. Occupation - Teacher of Music: Kn. for teachers. - M.: Education, 1984.
6. Telcharova, R.A. Music and Culture. - M.: Knowledge, 1986.
7. Grishanovich, N. Music in schools: teachers' guides institutions providing total. environments. education, with a 12-year education. - Minsk: Yunipress, 2006.
Article Submitted 02.12.10
УДК 51(075.5)
Т.П. Фомина, доц. ЛГПУ, г. Липецк, Email: [email protected]
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
В статье рассматривается вопрос о содержании вариативной части математической составляющей профессиональной подготовки будущего учителя информатики.