Научная статья на тему 'Формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза к организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста'

Формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза к организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / STUDENTS / THE ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL PROCESS / MUSICAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / THE COMPETENT APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корешкова М. Н.

В статье рассматривается проблема подготовки студентов педагогического вуза к организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Представлены пути реализации данной подготовки с позиций компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корешкова М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL TO THE ORGANIZATION OF MUSICAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

In article the problem of preparation of students of pedagogical high school to the organization of musical education of children of preschool age is considered. Ways of realization of the given preparation from positions of the competent approach are presented

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза к организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

УДК 378.147

М.Н. Корешкова, канд. пед. наук, доц. ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара», г. Арзамас,

E-mail: agpimari@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается проблема подготовки студентов педагогического вуза к организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Представлены пути реализации данной подготовки с позиций компетентностного подхода.

Ключевые слова: студенты; организация педагогического процесса, музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, компетентностный подход.

Современная педагогическая практика доказывает необходимость поиска новых подходов к образованию, повышения требований к уровню подготовки и квалификации педагогических кадров.

Как известно, компетентность - качество личности профессионала, степень выраженности присущего человеку профессионального опыта в рамках круга полномочий, соответствующих конкретной должности.

Профессиональная компетентность воспитателя ДОУ, которую мы формируем у студентов специальности «Дошкольная педагогика и психология», представляет собой совокупность знаний, навыков, опыта, владения способами и приёмами работы, необходимых для эффективного выполнения должностных обязанностей педагога-воспитателя [1].

Общетеоретический подход к содержанию и организации профессиональной подготовки педагога заложен в трудах О.А. Абдулиной, К.М. Дурай-Новаковой, Н.В. Кузьминой, Л.И. Новиковой, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина, А.И. Щербакова и др. Ими обоснован процесс формирования у студентов общепедагогических и общетрудовых умений, определена профессиограмма будущего учителя, раскрыты закономерности подготовки будущих педагогов к различным направлениям воспитательной работы с учащимися [2; 3].

Изучением проблемы музыкального воспитания детей и подготовки кадров к этой работе занимались Л.Г. Арчажнико-ва, А.И. Вайчене, Н.А. Ветлугина, А.И. Катинене, А.Н. Зимина, Э.П. Костина, Н.Г. Кононова, Н.А. Метлов, М.Л. Палаван-дишвили, О.П. Радынова, К.В. Тарасова, Р.А. Тельчарова, Л.В. Школяр, Р.М. Чумичева и многие другие.

Так, в исследованиях А.И. Вайчене, М.Л. Палавандишви-ли, О.П. Радыновой, особое место отводится условиям совершенствования музыкально-педагогической работы в дошкольных учреждениях и, прежде всего - воспитанию в процессе обучения личностных качеств будущих педагогов, формированию их эстетической и художественной культуры и обеспечению высокого уровня специальной музыкальной подготовки [4].

Л.Г. Арчажникова рассматривает подготовку педагога как сложную систему педагогических и музыкальных компонентов, взаимодействие которых связано с музыкальной культурой, эстетической позицией, музыкальным мышлением и художественным кругозором специалиста. Задача формирования музыкально-эстетической культуры будущего педагога переплетается с эмоциональным направлением его деятельности, которая проявляется в способности чутко реагировать на все прекрасное в жизни и искусстве, формировать чувство красоты у детей, поддерживать у них интерес к музыкальному искусству [5].

Р.А. Тельчарова акцентирует внимание на двух важнейших компонентах музыкального развития личности в процессе освоения музыкальной культуры общества: музыкальную деятельность и музыкальное сознание [6].

Н.Н. Гришанович, считая свойства личности педагога важным условием и фундаментом профессионального мастерства педагога, отвечающего за музыкальное развитие ребенка,

выделяет сферу его общекультурной подготовленности, которая опирается на знания, потребности, умения, способности, навыки общекультурного свойства. В числе наиболее важных качеств педагога, наряду с исполнительскими, волевыми, выделяется эстетическая культура, которая включает в себя как уже сформированные идеалы, интересы, вкусы, умения, навыки и потребности, так и способность передавать эстетические знания, впечатления, эстетическое отношение другим [7].

Курс «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста», разработанный на основе Государственных образовательных стандартов, согласно учебному плану специальности «Дошкольная педагогика и психология» предполагает его освоение студентами на 5 курсе. Данный курс призван обеспечить подготовку студентов к организации педагогического процесса в дошкольном учреждении в области музыкального воспитания детей, и реализуется по следующим направлениям.

Несомненно, уровень музыкальной культуры будущего педагога - качественный показатель его общей культуры. Невозможно подготовить будущего специалиста к организации музыкально-образовательной работы с дошкольниками без приобщения его самого - будущего педагога - к мировой музыкальной культуре. С этой целью работа осуществляется комплексно.

Во-первых, несколько расширив тему «Музыка как вид искусства и его особенности», в содержание было включено изучение специфики музыкального искусства, основных жанров, средств музыкальной выразительности. В качестве самостоятельной работы к практическим занятиям студенты готовят доклады о композиторах (классиках и современниках, зарубежных и отечественных - по желанию) с небольшим комментарием к какому-либо произведению, которое прослушивается здесь же, во время доклада. Доклад сопровождается мультимедийной презентацией, что оживляет процесс восприятия словесного текста и превращает его в активное эмоциональное «проживание информации».

Обязательным является слушание музыкальных произведений в аудиозаписи, с этой целью в распоряжении студентов аудио и видеоматериалы с произведениями мировой музыкальной классики. Как одно из зачётных требований - проведение музыкальной викторины, результаты которой учитываются при оценке качества знаний студентов во время экзамена.

Во-вторых, уже стало традиционным обязательное посещение студентами концертов классической музыки, проводимых музыкальным колледжем нашего города под названием «Декабрьские вечера». В течение нескольких дней преподаватели и студенты разных специальностей показывают свои достижения в области исполнительской деятельности. В рамках этих концертов будущие специалисты дошкольного образования имеют возможность приобщиться к живому языку музыки, услышать произведения вокальной и инструментальной музыки в исполнении педагогов и студентов колледжа -лауреатов и дипломантов региональных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей.

Впоследствии на занятии студенты делятся своими впечатлениями, отдают предпочтения тем или иным исполнителям, интересуются инструментами, которые видят или слышат впервые. Таким образом, посещение концертов стимулирует познавательный интерес к музыке, а так же реализует практику накопления опыта эмоционального восприятия произведений музыкального искусства.

Как правило, будущим педагогам такие встречи нравятся и запоминаются надолго.

Одним из условий формирования профессиональной компетентности студентов - будущих педагогов дошкольных учреждений является возможность реализации своих способностей, творческого потенциала, знаний и умений в практической деятельности, то есть при непосредственной работе с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Всем известно, что самыми яркими событиями в жизни дошкольника являются праздники и развлечения, которые решают разные педагогические задачи. Именно в развлечениях малыши получают тот «витамин позитива», который даёт им положительные эмоции удовлетворяет потребности в разных видах активности, общении, удовольствии и т.д., а их так не хватает детям в современных условиях жизни.

Будущие педагоги должны уметь организовать данную форму работы с детьми. А это не просто. Студентам необходимо знать не только специфику музыкального воспитания детей, но и особенности развития ребёнка каждого возрастного периода дошкольного детства, его возможности, интересы, потребности. Молодые специалисты должны владеть методикой работы с детьми, быть артистичными, находчивыми, иметь достаточный уровень знаний и умений в разных областях педагогической деятельности и т.п.

В связи с этим студенты принимают активное участие в организации праздников и развлечений в разных возрастных группах детского сада. Они создают оформление, готовят атрибуты, костюмы, выступают перед детьми в качестве персонажей, реализующих содержание сценария.

Такая деятельность несёт в себе определённые трудности. Но всё приходит с опытом, а возможность приобретения такого опыта может представить дошкольное образовательное учреждение.

В течение года студенты проводят различные сезонные, тематические новогодние утренники в 9-ти группах МДОУ №18 «Радуга» г. Арзамаса. В гости к детям приходят молодые, красивые и весёлые Снегурочки, добродушные Снеговики, лесные звери - зайцы, медведи, лисы, озорные - Баба Яга

Bibliography

и Леший, герои сказок и мультфильмов. И, конечно, с подарками, шутками, песнями и забавами добрый Дедушка Мороз.

Готовятся к таким ответственным и долгожданным мероприятиям несколько недель, подбирают костюмы, разучивают роли, учат песни и танцы. Активное участие в подготовке студентов принимают воспитатели детского сада - дают советы, делятся опытом, помогают в освоении актёрского мастерства.

Такое сотрудничество даёт отличные результаты. Дети получают много приятных впечатлений от неожиданных и интересных встреч с героями театрализованных представлений. Родители более чем положительно отзываются о работе молодых специалистов, и даже иногда активнее, чем дети реагируют на действия участников утренников. Воспитатели, выполняя роли ведущих, имеют возможность быть постоянно с детьми и организовывать их во время игр, конкурсов, танцев.

В ходе подготовки и проведения таких мероприятий происходит эстетическое и эмоциональное развитие студентов, формируются коммуникативные навыки, актуализируются и совершенствуются знания и умения в области педагогики и психологии; на практике реализуются творческие, организаторские, художественные способности.

От студентов требуется артистизм, креативность, мобильность, находчивость, умение импровизировать, требовательность к себе, достаточный уровень развития воображения, умения перевоплощаться и др. навыки и умения.

Они получают возможность реализации своего профессионального потенциала, накопленного за 5 лет обучения в вузе, а так же испытывают большое удовольствие от общения с детьми, долго вспоминая слова благодарности родителей и воспитателей после утренника.

По итогам работы творческий отчёт оформляется в виде стенгазет с фотографиями под названиями «Осенние забавы», «Новогодние приключения студентов» и «Детские развлечения выпускников».

Деятельность такого рода, безусловно, даёт высокие результаты в становлении профессионального роста будущих педагогов. А сотрудничество полезно и взаимовыгодно и преподавателям вуза, и студентам, и воспитателям ДОУ. Преподаватель имеет возможность повысить качество усвоения предмета, студент - приобрести практический опыт, закрепив теоретические знания, воспитатели ДОУ - ощутить поддержку и помощь в организации таких мероприятий со стороны молодых, энергичных, креативных людей - будущих специалистов в области дошкольного образования.

1. Pre-school education. Glossary Comp. Vinogradova NA [and others]. - Moscow: Airis-Press, 2005.

2. Shcherbakov, A.I. Psychological underpinnings of identity formation teacher. - Moscow: Pedagogy, 1967.

3. Slastenin, V.A. Pedagogy: Textbook. allowance for students. Higher. Ped. Textbook. institutions / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov, ed. V.A. Slastenin. - Moscow: Publishing House Academia, 2002.

4. Radynova, O.P. Preparation of musicians and educators at the Department of Preschool Education / Training for work in a flexible multifunctional network of preschool educational institutions: the materials of the seminar - meeting on January 30. - 2-Feb. 1996 - Shadrinsk, 1996. - Part 2.

5. Archazhnikova, L.G. Occupation - Teacher of Music: Kn. for teachers. - M.: Education, 1984.

6. Telcharova, R.A. Music and Culture. - M.: Knowledge, 1986.

7. Grishanovich, N. Music in schools: teachers' guides institutions providing total. environments. education, with a 12-year education. - Minsk: Yunipress, 2006.

Article Submitted 02.12.10

УДК 51(075.5)

Т.П. Фомина, доц. ЛГПУ, г. Липецк, Email: vfominv@mail.ru

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

В статье рассматривается вопрос о содержании вариативной части математической составляющей профессиональной подготовки будущего учителя информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.