Научная статья на тему 'Некоторые Актуальные проблемы взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ в педагогической науке и практике'

Некоторые Актуальные проблемы взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ в педагогической науке и практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5578
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / ВОСПИТАТЕЛЬ ДОУ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юданова А.И.

Данная статья посвящена проблеме взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ. В статье выделены направления деятельности, обратившись к которым можно повысить эффективность совместных действий этих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые Актуальные проблемы взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ в педагогической науке и практике»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

В учебном плане подготовки магистров по математическому образованию также имеются предметы, связанные с инновационными подходами, применяемыми в профильных классах. Сегодня учителя должны быть готовы к творческому использованию наиболее продуктивных образовательных технологий в процессе обучения математике [3].

Формирование математического мышления возможно на основе развития интеллектуально-познавательных умений воспринимать, запоминать, анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать изучаемую информацию, устанавливать в ней причинно-следственные связи, обнаруживать скрытые зависимости и связи, обосновывать и рассуждать (делать выводы), использовать альтернативные пути поиска информации и учиться самостоятельно переносить усвоенное на новый материал.

Репродуктивная и проблемная ориентации образовательного процесса воплощаются в двух основных инновационных подходах к преобразованию обучения в современной педагогике, технологическом и поисковом. Технологический подход модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как организации достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как "технологический", конвейерный процесс с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами.

Таким образом, каждый учитель ставит перед собой следующие задачи: Как сделать каждый урок математики радостным и интересным? Как активизировать деятельность учеников? Как не только передать ребятам определенную сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше? А для этого необходимы два условия: творческий подход к делу со стороны учителя математики и интерес к изучаемому предмету учащихся.

Список использованной литературы:

1. Еленский Н. Г. Инновационная педагогическая деятельность // Пачатковая школа. - 2007. - № 7. - С.12-16.

2. Вильданова В.Ф., Заглядина О.Н. Подготовка бакалавров по направлению «педагогическое образование» в условиях новых образовательных стандартов (на примере БГПУ имени Акмуллы) // Евразийский юридический журнал. 2015. № 1 (80). С. 207-208.

3. Вильданова В.Ф., Заглядина О.Н. Подготовка магистров по направлению «педагогическое образование» в условиях новых образовательных стандартов (на примере БГПУ имени Акмуллы) // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 6. С. 17-19.

4. Слободчиков В. И. Инновации в образовании: основания и смысл // Педагогические инновации. - 2004. - № 1.

© Рослякова А.В., Андреева Е.В., 2017.

УДК 373.24

А.И. Юданова

Магистрант 1 курса по программе «Менеджмент в образовании» ИСГО МПГУ

г. Москва, Российская Федерация

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ. В статье выделены направления деятельности, обратившись к которым можно

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

повысить эффективность совместных действий этих специалистов.

Ключевые слова Музыкальный руководитель, воспитатель ДОУ, взаимодействие.

Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников положительно влияет на развитие личности, формирование творческих способностей, поэтому в ДОУ необходимо уделять данному направлению особое внимание. Основные функции по музыкально-эстетическому воспитанию в ДОУ реализует музыкальный руководитель, однако для наиболее эффективной реализации этого направления необходимо тесное сотрудничество с воспитателями и другими специалистами дошкольного учреждения. Однако данное взаимодействие чаще всего осуществляется на низком уровне.

В настоящее время существуют следующие проблемы: музыкальные руководители не умеют брать на себя организаторские функции и зачастую весь спектр обязанностей по организации утренников и музыкальной деятельности в целом они берут на себя, а те музыкальные руководители, которые пытаются распределить данные обязанности между другими членами педагогического коллектива зачастую, не могут найти общий язык с воспитателями в силу их недостаточной музыкальной компетентности.

В должностные обязанности музыкального руководителя входит работа по координации действий педагогического коллектива и родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам музыкального воспитания детей, определение направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей. Музыкальный руководитель участвует в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы (музыкальные вечера, развлечения, показ кукольного и теневого театра и иные мероприятия), спортивных мероприятиях, обеспечивая их музыкальное сопровождение, консультирует родителей и воспитателей по вопросам подготовки воспитанников к участию праздничных мероприятиях.

Для этого музыкальный руководитель должен обладать управленческими компетенциями. Однако существующая система подготовки будущих музыкальных руководителей в первую очередь делает акцент на приобретение музыкальных навыков и методических знаний, а обучение менеджменту практически отсутствует, то есть музыкальные руководители - это педагоги-музыканты, а не организаторы деятельности по музыкальному воспитанию.

К тому же, неуспешность делового сотрудничества музыкального руководителя с другими членами педагогического коллектива является серьезным недостатком в реализации задач музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе. Это заставляет рассматривать готовность к деловому сотрудничеству в качестве базисной педагогической ценности, позволяющей реализовать преемственность в работе субъектов деятельности, обеспечивать эмоционально-положительный фон процесса воспитания, оказывать положительное влияние на его результативность [2].

В настоящее время есть определенные формы совместной работы, но не существует системы взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями и другими специалистами. Необходимо совместное планирование деятельности, распределение функциональных обязанностей, непосредственное и опосредованное взаимодействие на занятиях, в быту детского сада, в свободной самостоятельной деятельности детей, педагогическая рефлексия. Контакт музыкального руководителя с воспитателем требуется для успешного проведения музыкального занятия и детских праздников. Продуманная работа, предшествующая празднику, усвоение музыкального материала, которая является содержанием успешного выступления, четкое знание каждым воспитателем своей роли на празднике, продуманность сюрпризных моментов - все это гарантирует удачное проведение праздника. Важно разработать алгоритм реализации этих действий.

Другой проблемой является недостаточный уровень профессионально-

методической компетентности воспитателей в руководстве музыкальной деятельностью и музыкальным творчеством детей, в том числе и их культурно-эстетической информированности. Воспитатели не всегда могут продолжать реализовывать задачи музыкального воспитания на высоком

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

уровне, грамотно выполнять поручения музыкального руководителя.

Повышение музыкальной грамотности воспитателей, формирование музыкального вкуса поможет решить эту проблему. Также нужно формировать музыкально-творческую активность воспитателей, которая проявляется в музыкальной эрудиции и положительном эмоционально-оценочном отношении к музыкальной культуре, в творческих умениях осознавать особенности музыкальной речи, свободно оперировать музыкальными впечатлениями, создавать выразительные музыкальные образы и руководить музыкально-творческой деятельностью детей [1].

Необходимо разработать способы взаимодействия музыкальных руководителей и воспитателей, методы повышения музыкальных компетенций воспитателей. Важно грамотно объединить формы взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями, разработав модель управления.

Особое внимание нужно уделить таким формам взаимодействия как: ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального воспитания детей, разъяснение содержания и методов работы по музыкальному воспитанию детей в каждой возрастной группе, обсуждение и решение индивидуального подхода к проблемным детям. Наиболее важным моментом является обсуждение сценариев и активное участие педагогов в праздниках, развлечениях, совместных мероприятиях, их участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, атрибутов

[3].

Необходимо также уточнить функции воспитателя на музыкальном занятии: оказание помощи детям в преодолении трудностей, возникающих при занятии различными видами музыкальной деятельности, наблюдение и контроль за индивидуальными особенностями своих воспитанников. Совместно с музыкальным руководителем создаются музыкальные и театральные уголки в группе, а также определяется музыкальный репертуар, который используется в повседневной жизни и работе с родителями по вопросам музыкального воспитания. Чтобы решить проблему повышения музыкальных компетенций воспитателей, необходимо актуализировать их музыкальный опыт, стимулировать его возможности, задать вектор его движения по музыкальному развитию детей.

Необходимо создать условия развития музыкальной культуры воспитателей дошкольных учреждений: накопление музыкальных знаний, интонационного опыта восприятия произведений из "золотого фонда" музыкальной культуры во взаимосвязи с развитием профессиональных умений и навыков, развитие стремления к самообразованию.

Существуют системы методов развития музыкально-творческих способностей - контрастного сопоставления, уподобления характеру звучания музыки, беседы, идентификации, вариативного поиска полихудожественных аналогов, а также системы заданий по осознанию особенностей музыкальной речи (разных метроритмических интонаций, типов фактуры, способов мелодического развития, гармонических функций, разновидностей музыкальной формы, жанров). Данные методы можно применять в работе с воспитателями [1].

Подводя итоги, можно сделать вывод: хорошие взаимоотношения музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ благотворно влияют на детей и создают здоровую творческую атмосферу, поэтому проблема поиска новых, эффективных способов взаимодействия является актуальной.

Список использованной литературы:

1. Зотова О.Н. Формирование музыкально-творческой активности у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в педагогическом колледже: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Москва, 2003. — 13 с.

2. Торяник Т.Ю. Формирование у будущих воспитателей готовности к деловому сотрудничеству с музыкальным руководителем дошкольного образовательного учреждения: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Москва, 2009. — 9 с.

3. Синькова Л. К. Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами ДОУ[Электронный ресурс] // http://dou103angarsk.ru/muz-rukovoditel-i-pedagogi/2015 (дата обращения: 21. 01.17)

© Юданова А.И., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 377.031

Е.В. Яковлева

д.п.н., доцент

Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» г. Нижнекамск, Российская Федерация

ТВОРЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье раскрывается необходимость развития творческого интеллекта и логической культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Рассматривается взаимосвязь логического и интуитивного мышления. Проанализированы особенности профессионального мышления.

Ключевые слова

Логическая культура специалиста, логическое мышление, интуитивное мышление, творческие способности, мыслительные операции, логика профессионального мышления.

Сегодня высшей школе, как и всем другим социальным институтам, приходится осуществлять образовательную и воспитательную деятельность в условиях неопределенности. Новое поколение молодых людей она должна подготовить к профессиональной деятельности и жизни в постоянно изменяющихся условиях, в том числе в области науки, информации и коммуникативных технологий, а какими они будут через 10 - 30 лет, сейчас вообще неизвестно.

Высшая школа - это не только школа высокой профессиональной и общеобразовательной подготовки студентов, в которой качественное образование немыслимо без связи с научными достижениями, высшая школа должна стать, прежде всего, школой высочайшей культуры мышления.

Ошибочно думать, что эта культура формируется как бы сама собой, в ходе общеобразовательного и профессионального обучения в вузе. Без огромных усилий со стороны профессорско-преподавательского состава, направленных на развитие логической культуры студентов, будет малоэффективна и вузовская профессиональная подготовка.

Вопрос о необходимости развития логического мышления студентов возник не сегодня, но в последние годы вопрос к данной проблеме значительно обострился. Это объясняется новыми, возросшими требованиями к мышлению будущих специалистов в условиях их профессиональной подготовки в вузе.

Формирование логической культуры будущего специалиста и целостной личности немыслимо: во-первых, без формирования профессионального мышления, опирающегося на логику профессиональной деятельности; а во-вторых, без развития интеллектуальных творческих способностей, являющихся обязательным компонентом умственной деятельности. Процесс решения любой проблемы может происходить лишь при условии тесного взаимодействия творческого и логически последовательного мышления. Конечно, было бы неправильным отрицать роль интуиции в разрешении проблемных ситуаций. Еще английский логик В. Уэвелль в своем сочинении «Обновленный Новый Органон» убедительно показал, что выдвижение научной гипотезы предполагает большую творческую активность, связанную с возникновением новых идей, понятий, которые невозможно получить чисто логическим путем из опытных данных.

Действительно, внелогические факторы (интуиция, воображение и т.д.) играют важную роль в возникновении гипотез, но правильнее говорить о взаимосвязи логических факторов и психологических, в определенной мере являющихся подсознательными.

Психолог А.А. Налчаджян в своей монографии, посвященной философским и психологическим проблемам интуитивного познания, указывает на важность исследования соотношения интуитивного познания и процесса выдвижения научных гипотез [1, с.203]. Интуитивные процессы в мышлении он

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.