Научная статья на тему 'Творческий интеллект и логическая культура студентов'

Творческий интеллект и логическая культура студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
699
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНТУИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ЛОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Е.В.

В статье раскрывается необходимость развития творческого интеллекта и логической культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Рассматривается взаимосвязь логического и интуитивного мышления. Проанализированы особенности профессионального мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческий интеллект и логическая культура студентов»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 377.031

Е.В. Яковлева

д.п.н., доцент

Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» г. Нижнекамск, Российская Федерация

ТВОРЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье раскрывается необходимость развития творческого интеллекта и логической культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Рассматривается взаимосвязь логического и интуитивного мышления. Проанализированы особенности профессионального мышления.

Ключевые слова

Логическая культура специалиста, логическое мышление, интуитивное мышление, творческие способности, мыслительные операции, логика профессионального мышления.

Сегодня высшей школе, как и всем другим социальным институтам, приходится осуществлять образовательную и воспитательную деятельность в условиях неопределенности. Новое поколение молодых людей она должна подготовить к профессиональной деятельности и жизни в постоянно изменяющихся условиях, в том числе в области науки, информации и коммуникативных технологий, а какими они будут через 10 - 30 лет, сейчас вообще неизвестно.

Высшая школа - это не только школа высокой профессиональной и общеобразовательной подготовки студентов, в которой качественное образование немыслимо без связи с научными достижениями, высшая школа должна стать, прежде всего, школой высочайшей культуры мышления.

Ошибочно думать, что эта культура формируется как бы сама собой, в ходе общеобразовательного и профессионального обучения в вузе. Без огромных усилий со стороны профессорско-преподавательского состава, направленных на развитие логической культуры студентов, будет малоэффективна и вузовская профессиональная подготовка.

Вопрос о необходимости развития логического мышления студентов возник не сегодня, но в последние годы вопрос к данной проблеме значительно обострился. Это объясняется новыми, возросшими требованиями к мышлению будущих специалистов в условиях их профессиональной подготовки в вузе.

Формирование логической культуры будущего специалиста и целостной личности немыслимо: во-первых, без формирования профессионального мышления, опирающегося на логику профессиональной деятельности; а во-вторых, без развития интеллектуальных творческих способностей, являющихся обязательным компонентом умственной деятельности. Процесс решения любой проблемы может происходить лишь при условии тесного взаимодействия творческого и логически последовательного мышления. Конечно, было бы неправильным отрицать роль интуиции в разрешении проблемных ситуаций. Еще английский логик В. Уэвелль в своем сочинении «Обновленный Новый Органон» убедительно показал, что выдвижение научной гипотезы предполагает большую творческую активность, связанную с возникновением новых идей, понятий, которые невозможно получить чисто логическим путем из опытных данных.

Действительно, внелогические факторы (интуиция, воображение и т.д.) играют важную роль в возникновении гипотез, но правильнее говорить о взаимосвязи логических факторов и психологических, в определенной мере являющихся подсознательными.

Психолог А.А. Налчаджян в своей монографии, посвященной философским и психологическим проблемам интуитивного познания, указывает на важность исследования соотношения интуитивного познания и процесса выдвижения научных гипотез [1, с.203]. Интуитивные процессы в мышлении он

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

рассматривает как подсознательные и протекающие параллельно с осознаваемыми мыслительными процессами. Сам процесс очередного уточнения начальной гипотезы есть следствие творческого преобразования человеком проблемной ситуации, интуитивного, неосознанного и осознанного перебора и сравнения гипотетических обобщений. По мнению Уильяма Росса Эшби, творческий характер мышления проявляется не столько в способности создать новую идею, гипотезу, сколько в отборе подходящих идей, переборе и уточнении гипотез решения проблемы.

«Вопрос о психологической природе интуиции, - пишет Я.А. Пономарев, - есть вопрос о механизме решения задачи, которое не может быть прямо получено путем логического вывода» [2, с.231]. В таких случаях и наблюдается индивидуальный психологический механизм возникновения догадки решения задачи. Разработанная Пономаревым концепция интуиции - в сущности является концепцией интеллектуального творчества и продуктивной деятельности человека в условиях решения проблемных задач. Она подтверждает необходимость непосредственного чувственного познания и обогащении эмпирического опыта, если обучение направленно на формирование творческого интеллекта у обучаемых. Нельзя не согласиться с мнением о том, что без взаимодействия интуитивных и логических моментов не может проявиться подлинная самостоятельность ума студентов в ходе обучения, не может быть и подлинной их активности.

Конечно, само восприятие проблемы всегда опосредуется с предшествующим интеллектуальным опытом человека. Анализ рассматриваемой проблемной ситуации и установление связи её с другими ситуациями осуществляется посредством обобщающих данных, получаемых путём установления отношений между тем, что известно и что неизвестно в данной ситуации. Само обобщение проблемных ситуаций по сходным в них моментам путём установления аналогии является важным моментом для понимания существенных отношений в новой проблемной ситуации. Д. Пойя справедливо заметил, что не следует пренебрегать ни одним типом задач (проблем); следует обнаружить то общее, что имеется в подходе к самым различным проблемам, следует стремиться вскрыть то общее, что есть в решении любой проблемы, независимо от содержания [3, с.181]. Выделив общие черты в новой проблемной ситуации и уже когда-то разрешенной проблемной ситуации, обучаемый способен более успешно и быстро осуществить не только анализ новой ситуации и определить новую проблему, но и найти путь её решения.

Анализ компонентов культуры, подлежащих усвоению подрастающим поколением в процессе обучения, привел советского дидакта И.Я. Лернера также к выводу о том, что кроме знаний, умений и навыков содержание образования должно включить и опыт творческой деятельности.

В наши дни актуальность этой образовательной задачи позволяет утверждать, что высшая школа должна не столько вооружать теоретическими знаниями, сколько способностью овладевать типами деятельности. Это подразумевает такую организацию обучения, когда студенты приобщаются к процессу научного познания, овладевая современными методами исследования и усваивая новые знания на основе творческих форм деятельности. Преподаватель же руководит этой деятельностью в ходе изложения знаний на лекциях, проведении лабораторных, семинарских и практических занятий, а также при организации внеаудиторной работы студентов, побуждая их к активной мыслительной деятельности.

Возникает вопрос: как сочетаются при решении какой-то проблемы логическое и интуитивное мышление?

Когда человек начинает решать проблему, то до определенного момента такие логические операции как индукция и дедукция составляют основу мышления человека, но в какой-то момент дедуктивный перенос знаний на эту проблему и интуитивные логические обобщения оказываются недостаточными для дальнейшего осмысления проблемы. Возникает познавательное противоречие, требующее новых знаний и больших интеллектуальных усилий для его преодоления. Решение сложных проблем нередко осуществляется по частям, что отнюдь не снижает эвристичность познавательной деятельности студентов, так как подпроблемы «жестко» не алгоритмизируют эту деятельность. По мнению Ф.Тонга можно выделить следующие признаки, которые отличают эвристические методы от неэвристических: 1) разбивка проблемы на «малые» проблемы или подпроблемы с соответствующей целевой и подцелевой организацией поведения; 2) использование рекурсивных процедур так, чтобы подпроблема решалась тем же набором приемов, что и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

сама проблема.

Таким образом, разбив проблему на ряд частных вопросов, мы создаем некоторую эвристическую программу, которая может стать основой самостоятельной работы поискового характера. В этот момент по поводу решения проблемы человек начинает высказывать догадки на основе аналогии, жизненного опыта и наблюдений. Затем в процессе перебора догадок должна быть отобрана одна наиболее целесообразная, которая принимается в качестве гипотезы познавательного поиска решения проблемы. Разумеется, весь этот момент пока гипотеза не сформулирована, как логическая гипотеза, осуществляется интуитивно.

Как справедливо отмечает Д.В. Вилькеев, дедуктивные обобщения приближают известные знания к неизвестному, а индуктивные - неизвестное к известным знаниям и способам. Однако, в определенный момент такого взаимодействия достигается их единство и получается единое обобщение, в результате чего происходит скачкообразный переход с преимущественно репродуктивного уровня действий на уровень творческих действий - формирования более или менее правильной гипотезы о способе решения задачи [4,с.132].

Развитие же гипотезы осуществляется на основе логически последовательного мышления, а правильность предположения проверяется с помощью фактов и эксперимента, в ходе которого устанавливаются некоторые отношения и делаются выводы.

Таким образом, логически последовательный ход мыслей сочетается с интуитивным мышлением.

В учебном процессе часто выделяют следующие уровни переноса известных способов, понятий и теорий в новую ситуацию с различным соотношением репродуктивной и продуктивной деятельности на этих уровнях и вместе с тем индуктивных и дедуктивных мыслительных операций:

1. Прямой перенос способа в аналогичную ситуацию.

2. Перенос способа в отдаленно аналогичную ситуацию.

3. Перенос способа с некоторой его модификацией в необычную ситуацию.

4. Перенос нескольких способов и их комбинирование в новой ситуации.

5. Создание совершенно нового способа.

Необходимо также обратить внимание, что осуществление профессиональной деятельности протекает более эффективно, если субъект прибегает к использованию операций и форм логического мышления. Однако, практически отсутствуют исследования, посвященные изучению форм профессионально-логического мышления в профессиональной деятельности. В то время как специалисты в одной области отличаются от специалистов в другой не только манерой поведения, взглядом на жизнь, но и мышлением. Профессия оказывает влияние на формирование мышление человека и позволяет проявлять свой творческий потенциал. Значительный интерес к профессиональному мышлению проявляли многие исследователи (А.А. Баталов, А.В. Брушлинский, Д.В. Вилькеев, Д.Н. Завалишина, М.М. Кашапов, Ю.Н. Кулюткин, Н.А. Менчинская, З.А. Решетова, Е.И. Рогов, Б.М. Теплов и др.)

В.В. Давыдов пишет, что для формирования полноценного профессионального мышления студентов, необходимо развивать у них особые умственные действия - действия содержательного анализа, являющегося необходимым компонентом теоретического мышления. Для человека, у которого теоретическое мышление и содержательный анализ развиты хорошо, выделение главного, существенного в явлениях действительности не представляет трудности, равно как и установление тесной связи теоретического и практического, что необходимо в профессиональной деятельности [5].

Мышление в профессиональной деятельности развивается в том же направлении, что и научное мышление, и стремится достичь диалектического уровня, при котором объект мысли отражается в динамике, развитии и во взаимосвязях.

В.П. Андронов справедливо отмечает, что необходимо целенаправленно формировать качества необходимые будущему, учителю, юристу, экономисту, и тот тип мышления, который даст возможность обновлять знания, повышать квалификацию, критически мыслить, находить новые оригинальные способы решения профессиональных задач, хорошо ориентироваться в потоке информации, т.е. профессиональное мышление [6,с.8]. Данное мышление он рассматривает как процесс решения профессиональных задач и должно основываться на формировании научно-теоретического типа мышления, т.е. являясь одновременно

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

и творческим, и диалектическим. Конечно, его можно формировать и на основе эмпирического мышления, но тогда оно будет нетворческим, т.к. творческое мышление всегда связано с умением решать новые, нестандартные задачи.

Как известно, представители разных профессиональных групп характеризуются разной логикой профессионального мышления. Значительное количество работ посвящено изучению специфики профессионального мышления в рамках конкретных специальностей. Так, И.П. Калошина, Т.В. Кудрявцев, З.А. Решетова исследовали техническое мышление, Я.А. Пономарев, П.М. Якобсон - изобретательское, Д.В. Вилькеев - педагогическое и др.

Мы считаем, что специфика логической культуры естественников и инженеров в значительной степени определяется предметом познания, характерным для естественных наук [7, с.111]. Причем познавательные конструкции в естествознании имеют чаще всего вероятностный характер и здесь нужна диалектическая логика.

Е.В. Конева [8, с.90] рассматривая мышления следователей, пришла к выводу, что отличительной особенностью их мышления является подозрительность. Профессиональное мышление учителей, по мнению В.Е. Морозовой [9, с.6], проявляется в способности педагога не только обнаруживать, но и ставить, решать новые педагогические задачи разного уровня - стратегического, тактического и оперативного.

На наш взгляд интересна позиция М. Армстронга [10, с.23], считающего, что профессиональное мышление хороших руководителей должно включать в себя не только творческие, но и логические способности. Какими бы творческими они не были, им приходится принимать решения, а логическое мышление позволяет удостовериться, что принятое решение правильно.

Развитие у менеджеров самостоятельного маркетингового мышления, по мнению С.Н. Капустина и

H.Л. Красновой [11, с.137], проявляется в способности быстро и эффективно адаптироваться к происходящим изменениям, что предполагает сочетание изучения теоретических аспектов функционирования рыночной системы в целом, с освоением практических методов управления компаниями в условиях рыночной конкуренции.

О. Пестрецова [12, с.2] указывает, что профессиональное мышление менеджеров должно быть альтернативно-стоимостным. Это означает, умение менеджера думать затратами и выгодами, четко оценивать финансовые потоки, иметь маркетинговую логику. Условием для реализации такого типа мышления является преобразование традиционной структуры предприятия в совокупность центров финансовой ответственности.

Итак, проведенный теоретический анализ литературы свидетельствует о существовании тесной взаимосвязи между логическим, творческим и профессиональным мышлением. Это взаимодействие начинается с самого начала мышления, т.е. с возникновения проблемной ситуации. Поэтому вхождение специалиста в профессию предполагает овладение логикой профессионального творческого мышления. Список использованной литературы:

I. Налчаджян А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. - М.: Мысль, 1972. - С. 103-209.

2. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. - М.: Политиздат, 1967. - С.143-232.

3. Пойя Д. Как решать задачу? - М.: Учпедгиз, 1961. - С.179 - 183.

4. Вилькеев Д.В. Методы научного познания в школьном обучении. - Казань: Татарское книжное изд-во, 1975. - 160с.

5. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). - М.: Педагогика, 1972. - 424с.

6. Андронов В.П. Некоторые психологические проблемы исследования профессионального мышления. Психологические вопросы формирования профессионального мышления: межвузовский сборник научных трудов. - Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1986. - С.5-11.

7. Вопросы методологии, теории и практики формирования культуры личности обучающихся в контексте системно-деятельностного подхода к обучению (по уровням образования) : монография / Е.И. Санина [ и др.] ; общ.ред. Е.И. Саниной. - Санкт-Петербург «Свое издательство», 2015. - С.109-119.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

8. Конева Е.В. Особенности мышления в субъет-субъективных видах деятельности. Когнитивная психология. Психологический журнал. - М.: Наука, 1996. - Том 17. - № 6. - С.82-93.

9. Морозова В.Е. Учет особенностей педагогического мышления при повышении профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в условиях ИПК : автореф. дис.. ..канд.пед.наук. - Барнаул, 2000. - 19 с.

10. Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. - Ростовн/Д: Феникс, 1998. - 512 с. П.Капустин С.Н., Краснова Н.Л. Формирование рыночного мышления руководителей. Маркетинг в России и за рубежом. - 1999.- № 4. - С.136-138.

12.Пестрецова О.П. Центр бизнес-технологий ТОТ // www.tot.com.ua/ru/company

© Яковлева Е.В., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

УДК 796.0

ББК Ч 51

А.А. Минькова

студентка 3 курса исторического факультета

СФ БашГУ

г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, РФ Научный руководитель Н.Н. Севрюков

старший преподаватель

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация

В данной статье затронута тема роли физической культуры в формировании здорового образа жизни среди современной молодежи. Также рассмотрены характеристики физического развития и физической активности.

Ключевые слова

Здоровый образ жизни, физическое совершенство, физическая активность, физическое воспитание

В XXI веке лидирующие позиции среди молодежи занимает ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью является физическая культура. Физическая культура - это целенаправленный и необходимый активный способ поведения, с помощью которого человек сохраняет и поддерживает свое здоровье как физическое, так и психическое. Спортивные нагрузки - есть база, которая помогает формированию гармоничной личности.

Физическое развитие человека характеризуется изменениями трех групп показателей:

1. Показатели, характеризующую морфологию отдельного человека. (длина, масса тела, осанка, объёмы тела и др.)

2. Показатели потребности в здоровье и высокой работоспособности, что является базой

3. Показатели развития физических качеств (выносливость, сила)

Данные показатели находят свое воплощение в «физическом совершенстве». Суть данного процесса заключается в удовлетворении многообразных потребностей отдельного индивида.

Физическая и спортивная активность человека позволяет реализовать как потребность в совершенствовании биологического способа жизнедеятельности организма через развитие двигательных навыков и умений, развитие качеств физических, так и удовлетворить социально значимые потребности личности [1]. Например, стремление к познанию, общению, соревнованию, участию, положительным эмоциям, победному духу. Кроме того, занятия физической культурой помогают добиваться конкретно установленных целей, формированию лидерской позиции, своего «Я». Физическая активность способствует формированию и развитию волевых, нравственных, эстетических качеств человека. То есть выступает не только как двигатель физического развития, но и духовного.

Для студентов ведение здорового образа жизни крайне важно. Данная цель реализует следующие задачи:

1) создание условий для комфортного занятия физической активностью;

2) объяснение студентам основных моментов как вести здоровый образ жизни;

3) укрепление здоровья и улучшение показателей у студентов;

4) формирование ответственного отношения к собственному здоровью;

5) популяризация спорта, активного отдыха, туризма.

Перечисленные цели предполагают обязательное соблюдение следующих пунктов:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.