Научная статья на тему 'Методическое сопровождение воспитателей дошкольной образовательной организации в межаттестационный период'

Методическое сопровождение воспитателей дошкольной образовательной организации в межаттестационный период Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТЕСТАЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К АТТЕСТАЦИИ / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМОМЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломоносова И. А.

В статье рассмотрены некоторые вопросы подготовки воспитателей дошкольной образовательной организации к аттестации. Раскрыто значение психолого-педагогического сопровождения и самоменеджмента для успешной подготовки воспитателей к аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломоносова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическое сопровождение воспитателей дошкольной образовательной организации в межаттестационный период»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070

Пример диагностической карты УУД произвольного класса

Таблица 6

№ п/п ФИО Л.1. Л.2. К.1. Р.1. П.1. Общий балл

1 Обучающийся 1 1 2 2 1 0

2 Обучающийся 2 0 1 1 1 1

Общий балл

Логика оценки сформированности УУД с применением ИТО как методов диагностики заключается в следующем. В течение определенного времени педагог успешно (или не очень) проводил свою педагогическую деятельность, и настало время сделать контрольный срез по эффективности работы. Когда мы составляем карту УУД какого-либо метода, мы предполагаем, что применяя его, мы формируем этиУУД Следовательно, можно использовать тот же самый метод, чтобы диагностировать уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся. К примеру, если данный метод формирует адекватную самооценку, значит, используя этот же метод можно посмотреть, сформировалась ли у обучающегося адекватная самооценка. Карта УУД метода позволить заполнить диагностическую карту УУД класса в нужных пунктах и проанализировать полученные данные. Таким образом, педагогу-предметнику не надо прибегать к помощи психологических тестов и помощи школьного психолога. Сферы применения интерактивных технологий обучения:

• формирование УУД;

• диагностика уровня сформированности УУД;

• оценка эффективности применения конкретной технологии в случае проведения педагогического эксперимента;

• оценка качества работы педагога. Список использованной литературы:

1. Лаптева, Ю.А. Интерактивные технологии обучения как средство развития универсальных учебных действий обучающихся / Ю.А. Лаптева // Лучшая студенческая статья. Сборник статей победителей V международного научно-практического конкурса. - Пенза, 2017. - С. 287 - 291

2. Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно-методическое пособие / С.Б. Ступина. - Саратов: Издательский центр "Наука", 2009. - 52 с.

3. Dale, E. A Truncate Section of the Cone of Experience / E. Dale // Theory Into Practice. - 1970. - Vol. 9, N° 2. -P. 96-100

© Лаптева Ю.А., Сахаров Ю.Е., 2017

УДК 37.01

И.А. Ломоносова

студент 2 курса магистратуры Тольяттинский государственный университет г. Тольятти, Российская Федерация

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые вопросы подготовки воспитателей дошкольной образовательной

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

организации к аттестации. Раскрыто значение психолого-педагогического сопровождения и самоменеджмента для успешной подготовки воспитателей к аттестации.

Ключевые слова

Аттестация, повышение квалификации, психолого-педагогическое сопровождение, готовность к аттестации, самообразование, самоменеджмент.

Современная нормативно-правовая база в системе дошкольного образования предъявляет к воспитателю детского сада очень много требований. Они отражены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (приказ Минобрнауки от 17.10.2013г. № 1155), в приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» и в письме «Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (Минобрнауки России от 06.02.2014г. № 09148). В содержании данных документов прописаны требования к уровню педагогической компетенции и профессионализму педагогов, которые оцениваются при прохождении аттестации педагогических работников.

Аттестацию можно считать ключевым аспектом в управлении образованием, так как она является процессом стимулирования педагогов к эффективной профессиональной деятельности (Т.Е. Ковина); управленческим инструментом оценивания (С.Г. Молчанов); механизмом внутреннего контроля за результатами профессиональной деятельности (Н.В.Эмануилова).

Аттестация - это комплекс мероприятий, направленных на определение соответствия работника заданным квалификационным требованиям или на соответствие занимаемой должности.

Целью проведения аттестации является: установление квалификационной категории педагогическому работнику или подтверждение соответствия занимаемой должности [4].

На современном этапе воспитателю необходимо: знать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования; уметь разрабатывать рабочую программу; знать специфику работы по организации деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья; осуществлять деятельность по организации инклюзивного образовательного процесса на основе разработанных индивидуальных образовательных программ; уметь сотрудничать с семьями воспитанников и вовлекать родителей в образовательный процесс, оказывать содействие позитивной социализации дошкольников и многое другое. Чтобы знания и умения педагогов соответствовали новым требованиям, для этого необходимо повышать уровень профессиональной компетенции [2].

Аттестация стимулирует воспитателей к поиску инновационных технологий, способствует повышению квалификации и мастерства.

Необходимо обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к аттестации через создание системы непрерывного профессионального образования. Педагогам очень важно посещать методические объединения, семинары, семинары-практикумы, педагогические советы, конференции, консультации, смотры-конкурсы, участвовать в деловых играх, в вебинарах, заниматься самообразованием, так как все перечисленные мероприятия способствуют росту профессиональных компетенций педагогов [2].

На первом этапе подготовки к аттестации проводится всесторонний анализ деятельности педагогов с выявлением существующих проблем. Затем составляется программа по подготовке воспитателей к аттестации, содержание которой должно содействовать профессиональному росту воспитателей и совершенствованию педагогического мастерства. Оказывается помощь в преодолении профессиональных и личностных проблем. В процессе подготовки воспитателей к аттестации методической службой корректируется содержание, методы и формы работы в зависимости от образовательных ситуаций, решаются проблемы стимулирования педагогов в вопросах повышения квалификации, роста их профессионализма, развития творческой инициативы и повышения качества образования дошкольников. На заключительном этапе оценивается эффективность проведенных мероприятий по результатам аттестации.

В межаттестационный период у многих воспитателей отмечается состояние подавленности, страха и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

неуверенности в своих силах. Важно обеспечить психолого-педагогическое сопровождение всем воспитателям. Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе и педагог-психолог дошкольной образовательной организации должны так организовать работу, чтобы помочь преодолеть трудности и повысить уровень готовности воспитателей к аттестации. Важно учитывать индивидуальные качества педагогических работников, их профессиональный уровень, а также психологическую готовность к инновационной деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

В рамках самообразования педагоги должны углубленно заниматься либо проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо той, которая вызывает наибольший интерес. Важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации [1]. Только тогда можно говорить о результатах саморазвития педагога, когда самообразование становится потребностью.

Культура профессионального самообразования педагогов - один из элементов самоорганизации [3]. От умения педагогов организовать себя, спланировать свою деятельность, определить важность дел зависит эффективность педагогической деятельности. Речь идет о самоменеджменте.

Самоменеджмент необходимо рассматривать как условие профессионального роста педагогов. Самоменеджмент - это саморазвитие педагога как личности, организация его личной деятельности, представляющая собой целенаправленное и последовательное использование испытанных методов работы в повседневной практике в специфических условиях преобладания самоорганизации. Целями самоменеджмента являются:

- максимальное использование времени и своих возможностей;

- сознательное управление течением жизни;

- преодоление внешних обстоятельств, как на работе, так и в личной жизни.

Необходимо обучать воспитателей технике самоменеджмента и применять ее на практике. Познакомить с функциями самоменеджмента: правильно ставить цель; планировать деятельность; определять приоритеты; составлять распорядок дня и организовывать трудовой процесс. Неотъемлемой частью является также самоконтроль и корректировка целей.

Успешная педагогическая деятельность предполагает выполнение дел в соответствии с их важностью. Срочные и важные дела педагоги делают сами и немедленно. Срочные, но менее важные делегируют подчиненным (специалистам, родителям). Менее срочные (менее важные) дела переправляют либо в архив (как отсроченные по времени, не актуальные), либо в корзину (как помехи, не требующие решения) [3]. Реализация запланированных дел зависит напрямую от работоспособности педагогов. Необходимо чередовать напряженную ответственную деятельность с менее важной деятельностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение техники самоменеджмента способствует рациональной организации деятельности педагогов, а психолого-педагогическое сопровождение делает процесс подготовки к аттестации более управляемым и эффективным и приводит к успешному прохождению аттестации [2].

Список использованной литературы:

1. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К.Ю. Белая. -М. : ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

2. Ломоносова, И.А. Некоторые проблемы подготовки педагогических работников дошкольной образовательной организации к аттестации: [Текст] / И.А Ломоносова, И.В. Непрокина // сборник статей 2 ч. Международной научно-практической конференции (3 декабря 2015 г., г. Самара) Инновации, технологии, наука [отв. ред.: А. А. Сукиасян]; Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. - С. 158 - 161.

3. Майер, А.А. Профессиональные деформации педагога дошкольного образования: от профилактики к саморазвитию [Текст] / А.А. Майер //Управление детским садом - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.

4. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.-М.: ТЦ Сфера, 2013.- 192с.

© Ломоносова И.А., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 376.64

И.А.Макеева

К.п.н, доцент ВоГУ г. Вологда, Российская Федерация

ГРАЖДАНСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ

Аннотация

В статье рассматривается проблема гражданской социализации детей-сирот. Акцентируется внимание на деформированном характере протекания гражданской социализации детей-сирот, возможных вариациях данного процесса. Отмечается необходимость учета в процессе гражданской социализации индивидуальной траектории сиротства для определения оптимальных способов гражданского становления каждого воспитанника.

Ключевые слова

Гражданственность, гражданская социализация, дети-сироты.

Гражданственность детей-сирот формируется в процессе гражданского воспитания, которое является составной частью более общего процесса социального становления личности - социализации, одним из направлений которого является гражданская социализация.

Процесс гражданской социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, детерминирован комплексом внешних и внутренних факторов. К внешним факторам, прежде всего, следует отнести правовую регламентацию, способствующую определению стратегии, цели и принципов социализации подрастающего поколения как направления государственной образовательной политики, с одной стороны, и конкретизации задач, содержания гражданского воспитания детей-сирот в условиях интернатного учреждения, с другой. К внутренним факторам относим социально-психологические особенности детей-сирот (проблемы физического, психоэмоционального, интеллектуального, нравственного развития и «барьеры» развития, сложившимися в результате раннего знакомства с негативными сторонами жизни) в сочетании с влиянием на этот процесс факторов микросредового уровня - институциональные особенности и специфические условия интернатного учреждения.

Обращаясь к понятию «гражданская социализация», следует подчеркнуть, что оно характеризует процесс усвоения каждым индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [1,С. 107]. Конкретизируя данное положение, отметим, что гражданская социализация детей-сирот понимается как процесс усвоения ими гражданских знаний, приобретение в обществе определенного статуса и социальной роли, формирование индивидуального гражданского самосознания связанное с процессом становления гражданской идентичности личности, подразумевающей активное внутренне мотивированное включение в социально-правовые отношения на основе реализации индивидуальной стратегии гражданского поведения.

В ряде научных исследований (Э.Р.Алексеева, О.В.Бережная, А.М.Мингазова и др.) акцентируется внимание на деформированном характере протекания социализации детей-сирот [2,3,4]. Авторы используют такие характеристики как «недосоциализация», неправильная (неадекватная), девиантная, асимметричная, виктимная социализация, отмечая, что это является следствием потери семьи (изначально или в определенном возрасте), опытом воспитания в неблагополучной семье и пребывания в специфичных условиях интернатного учреждения.

Семья представляет собой персонифицированную среду жизни и развития человека, является источником формирования идентичности (личностной, национально-конфессинальной, духовной и т.д.), поэтому социальный опыт (включающий и опыт гражданского поведения), интернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем опыт интернализируемый в процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.