Научная статья на тему 'Использование интерактивных технологий для формирования и оценки универсальных учебных действий'

Использование интерактивных технологий для формирования и оценки универсальных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1017
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаптева Ю.А., Сахаров Ю.Е.

Достижение целей обучения учащихся возможно только через овладение обучающимися универсальными учебными действиями (УУД). В настоящее время перед педагогами стоит задача не только сформировать УУД, но и диагностировать результаты своей работы. Удобным выходом является использования для решения этой задачи интерактивных технологий обучения (ИТО). Целью работы авторов данной статьи была разработка методологической составляющей технологии оценки уровня сформированности УУД с помощью ИТО. Она состоит в проектировании трех групп карт УУД. В процессе их построения вырисовывается полная картина об уровне сформированности конкретного УУД как отдельного обучающегося, так и класса в целом. Представленная разработка может быть полезна практикующим педагогам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаптева Ю.А., Сахаров Ю.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных технологий для формирования и оценки универсальных учебных действий»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

- формирование механизмов адаптации к напряженным факторам труда;

- повышение психологической и коммуникативной компетентности;

- формирование эмоциональной культуры и стрессоустойчивости.

Таким образом, культура здоровья является необходимым профессионально значимым качеством современного руководителя учреждения образования и овладение стресс-менеджментом обеспечит оздоровление личности директора, профилактику профессиональной дезадаптации, а также улучшение психологического климата в педколлективе и повышение эффективности профессиональной деятельности субъектов образовательного процесса в образовательной организации Список использованной литературы:

1. Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2005.

2. Куцеева Е.Л. Культура здоровья учителя инклюзивной школы //Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т.8. № 5-3. С. 91-95

3. Куцеева Е.Л. Подготовка учителя к воспитанию школьников в условиях инклюзивного образования // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: сборник статей. Т. 3. /Под общ. ред. О.К. Поздняковой. М., Изд-во Московского психолого-социального университета, 2014, С. 144-147.

4. Куцеева Е.Л., Смирнова Л.В. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности директора школы //Социальная сфера общества: инновационные тенденции развития: Материалы V Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2014. С. 167-172

5. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции Спб: Питер, 2012.

© Куцеева Е.Л., 2017

УДК 37

Лаптева Ю. А.

Студентка 5 курса физико-математического факультета Воронежский государственный педагогический университет

г. Воронеж, Российская Федерация E-mail: lapteva-94@mail.ru Сахаров Ю. Е.

Старший преподаватель кафедры общей физики Воронежский государственный педагогический университет

г. Воронеж, Российская Федерация E-mail: pedpractika@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация

Достижение целей обучения учащихся возможно только через овладение обучающимися универсальными учебными действиями (УУД). В настоящее время перед педагогами стоит задача не только сформировать УУД, но и диагностировать результаты своей работы. Удобным выходом является использования для решения этой задачи интерактивных технологий обучения (ИТО). Целью работы авторов данной статьи была разработка методологической составляющей технологии оценки уровня сформированности УУД с помощью ИТО. Она состоит в проектировании трех групп карт УУД. В процессе их построения вырисовывается полная картина об уровне сформированности конкретного УУД как отдельного обучающегося, так и класса в целом. Представленная разработка может быть полезна практикующим педагогам.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

Ключевые слова

Универсальные учебные действия, интерактивные технологии обучения, формирование УУД обучающихся, технология оценки сформированное™ УУД, эффективность методов обучения.

Lapteva Yulia Aleksandrovna Student of the 5th course of physical and mathematical faculty The Voronezh state pedagogical university Voronezh, Russian Federation E-mail: lapteva-94@mail.ru Sakharov Yury Evgenyevich Senior teacher of department of the general physics The Voronezh state pedagogical university E-mail: pedpractica@mail.ru Voronezh, Russian Federation

USE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES FOR FORMATION AND AN ASSESSMENT OF

UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

Summary

Achievement of the objectives of training of pupils is possible only through mastering the studying universal educational actions (UEA). Now teachers are faced by a task not only to create UEA, but also to diagnose results of the work. A convenient exit is uses for the solution of this problem of the interactive technologies of teaching (ITT). Development of the methodological making technology of an assessment of level of formation of UEA by means of ITO was the purpose of work of authors of this article. It consists in design of three groups of the UEA cards. In the course of their construction the full picture about the level of formation of concrete UEA both the certain student, and a class in general appears. The presented development can be useful to the practicing teachers.

Keywords

Universal educational actions, interactive technologies of teaching, formation of UEA of students, technology of an assessment of formation of UEA, efficiency of methods of teaching.

Переход от триединой парадигмы знаний, умений, навыков (ЗУНов) к новой, цель которой состоит в формировании умения учиться, ставит перед педагогами ряд задач. Так как согласно ООП ООО обучающийся должен овладеть не только предметными результатами, но и метапредметными и личностными, то, во-первых, какие методы и технологии обучения наиболее эффективны для этой цели, а во-вторых, как отследить/оценить уровень сформированности достигнутых результатов.

Касаясь методов формирования универсальных учебных действий (УУД) важно выделить для себя наиболее эффективные, богатые с точки зрения конечного продукта - полной сформированности УУД. От выбора метода обучения зависит, будет ли выполнена цель или нет. «Достижение поставленных целей невозможно, опираясь лишь на средства и методы иллюстративно-объяснительного обучения, ввиду чрезмерной активности учителя и массовой пассивности обучающихся на учебном занятии» [1, с. 288-289].

Перспективным направлением в педагогических технологиях составляют интерактивные технологии (методы) обучения (ИТО/ИМО).

Термин интеракция можно рассмотреть с трех позиций: с позиции психологии, социологии и педагогики. Нас, несомненно, больше интересует педагогический подход к понятию. «Интеракция в педагогике (от англ. Interaction - взаимодействие) - способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, решают проблемы совместно, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем» [2, с. 16].

Условно, процесс интерактивного обучения можно представить в виде схемы:

ученик

ученик

ученик

Рисунок 1 - Схема интерактивного обучения.

Из анализа схемы можно сформулировать определение интерактивной технологии обучения как обучения на основе совместного процесса познания. При реализации такой технологии знания добываются самими обучающимися в ходе совместной деятельности

В 1969 году профессор Государственного университета штата Огайо (США) Эдгар Дэйл [3] провел эксперимент, в котором он выявлял наиболее эффективные способы обучения студентов. Свои результаты он представил в «пирамиде обучения».

Отсюда видно, что наиболее продуктивными являются те методы, которые как раз можно отнести к интерактивным.

К достоинствам ИТО можно отнести активизацию индивидуальных умственных процессов обучающихся, субъективизация обучающегося, высокий показатель понимания информации и т.д.

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов. Среди всех можно выделить наиболее распространенные:

• обучающие игры (ролевые игры, игры-имитации);

• дискуссия (круглый стол, дебаты, заседание экспертной группы, «снежный ком», «мозговой штурм»);

• работа в малых группах (метод проектов, пила);

• кейс-стади.

Каждый метод можно эффективно использовать для формирования той или иной категории УУД.

В реальной педагогической практике учитель сталкивается с рядом проблем, которые связаны с диагностикой уровня сформированности универсальных учебных действий, поскольку существующих готовых методик недостаточно, а большая часть из них относится к области психологии и требует работы

Степень освоения материала

Рисунок 2 - «Пирамида обучения»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

психолога, а не учителя-предметника [1, с.291].

Проблема оценивания уровня УУД становится ключевой, так как сформировать их - одна задача, а оценить - совершенно другая.

Возможным выходом из ситуации может являться применение ИТО для диагностики уровня сформированности УУД. Ниже мы представляем авторскую разработку методологической составляющей технологии оценивания.

Необходимые атрибуты:

• Карта формируемых УУД за учебный год/годы;

• Карта УУД конкретного метода;

• Карта диагностики УУД класса.

Карта формируемых УУД за учебный год.

Карта представляет собой полный перечень универсальных учебных действий, которые планируется сформировать в течение учебного года. В настоящее время различные модификации таких карт широко применяются в практике при написании предметных образовательных программ, при составлении плана работы классного руководителя. Карта разбивается соответственно на регулятивные, познавательные, коммуникативные и личностные УУД. При этом происходит дифференциация конкретного УУД на три уровня: высокий, средний и низкий. Каждый уровень оценивается в 3, 2 и 0 баллов соответственно. Разделение по трем уровням сформированности позволяет адекватно оценить наличный уровень каждого обучающегося. Ниже представлены показательные таблицы УУД.

Таблица 1

Регулятивные УУД

Код/ номер Регулятивные УУД Уровень, балл Категория

Р.1. Определять и формулировать цель деятельности. Высокий, 2 Самостоятельно формулирует задание, определяет его цель.

Средний, 1 При помощи учителя формулирует задание, определяет его цель. Способен выполнят эти действия самостоятельно, но неуверенно.

Низкий, 0 Не способен сформулировать словесно задание, определить цель своей деятельности. Попытки являются единичными и неуверенными.

Р.2.

Таблица 2

Познавательные УУД

Код/ номер Познавательные УУД Уровень, балл Категория

П.1. Самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения, отбирать источники информации среди предложенных Высокий, 2 Самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию. Применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Средний, 1 Самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию при помощи учителя или одноклассников.

Низкий, 0 Затрудняется в поиске и выделении необходимой информации даже при оказании ему помощи.

П.2.

Таблица 3

Коммуникативные УУД

Код/ номер Коммуникативные УУД Уровень, балл Категория

К.1. Доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций Высокий, 2 Выражает свои мысли в устной и письменной форме. Осознанно строит речевое высказывание. Критично относится к своему мнению.

Средний, 1 Умеет использовать речь для регуляции своего

действия. Не всегда может донести свою позицию до других

Низкий, 0 Не умеет оформлять свои мысли в устной или письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

К.2.

Таблица 4

Личностные УУД

Код/ номер Личностные УУД Уровень, балл Категория

Л.1. Самооценка. Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки) Высокий, 2 Формирует самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе, видны готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать.

Средний, 1 Не всегда может открыто отстоять свою позицию и адекватно оценить свои поступки.

Низкий, 0 В учении не проявляет интересы, инициативы и любознательность. Отмалчивается, не выражает и не отстаивает свою позицию. Не адекватно себя оценивает.

Л.2.

Составить подобные технологические карты для практикующего педагога не составит труда. Практическое применение подобная карта находит как при проектировании учебного занятия, внеклассного мероприятия, так и для мониторинга и оценки УУД.

Карта УУД метода обучения.

Составление и применение карт УУД метода является принципиально новой мыслью и является нашей авторской разработкой. Суть составления данной карты в том, что она наглядно показывает фактически те цели и задачи, которые мы хотим достигнуть по окончании учебного занятия.

В такую карту вносится "Код, номер" и соответствующая коду и номеру формулировка УУД.

Таблица 5

Карта УУД дискуссионного метода обучения

Метод Код, номер УУД

Личностные УУД Л.№. Формирование внутренней позиции школьника

Л.№. Формирование адекватной самооценки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л.№. Мотивация учебной, познавательной, творческой деятельности

Л.№. Ориентация на выполнение моральных норм

Коммуникативные УУД К.№. Формирование навыков речевой деятельности и навыков сотрудничества

Регулятивные УУД Р.№. Управление, контроль и коррекция своей деятельности

Р.№. Формирование инициативности

Познавательные УУД П.№. Выполнение логических операций (анализ, синтез и т.д.)

П.№. Умение работать с информацией

Карта диагностики УУД класса.

Диагностическая карта может быть составлена в любой удобной для педагога форме. Мы предлагаем следующий вид карты, в которой предусмотрено две диагностики с полями для индивидуальных результатов. В подобную карту в результате диагностики заносятся баллы, соответствующие уровню сформированности каждой категории УУД. Таким образом, мы можем отследить динамику изменения уровня сформированности УУД конкретного обучающегося. Так же таблица показывает общий балл по каждому виду УУД, что позволяет судить об эффективности выбора методов формирования универсальных учебных действий конкретной категории.

Пример диагностической карты УУД произвольного класса

Таблица 6

№ п/п ФИО Л.1. Л.2. К.1. Р.1. П.1. Общий балл

1 Обучающийся 1 1 2 2 1 0

2 Обучающийся 2 0 1 1 1 1

Общий балл

Логика оценки сформированности УУД с применением ИТО как методов диагностики заключается в следующем. В течение определенного времени педагог успешно (или не очень) проводил свою педагогическую деятельность, и настало время сделать контрольный срез по эффективности работы. Когда мы составляем карту УУД какого-либо метода, мы предполагаем, что применяя его, мы формируем этиУУД Следовательно, можно использовать тот же самый метод, чтобы диагностировать уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся. К примеру, если данный метод формирует адекватную самооценку, значит, используя этот же метод можно посмотреть, сформировалась ли у обучающегося адекватная самооценка. Карта УУД метода позволить заполнить диагностическую карту УУД класса в нужных пунктах и проанализировать полученные данные. Таким образом, педагогу-предметнику не надо прибегать к помощи психологических тестов и помощи школьного психолога. Сферы применения интерактивных технологий обучения:

• формирование УУД;

• диагностика уровня сформированности УУД;

• оценка эффективности применения конкретной технологии в случае проведения педагогического эксперимента;

• оценка качества работы педагога. Список использованной литературы:

1. Лаптева, Ю.А. Интерактивные технологии обучения как средство развития универсальных учебных действий обучающихся / Ю.А. Лаптева // Лучшая студенческая статья. Сборник статей победителей V международного научно-практического конкурса. - Пенза, 2017. - С. 287 - 291

2. Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно-методическое пособие / С.Б. Ступина. - Саратов: Издательский центр "Наука", 2009. - 52 с.

3. Dale, E. A Truncate Section of the Cone of Experience / E. Dale // Theory Into Practice. - 1970. - Vol. 9, N° 2. -P. 96-100

© Лаптева Ю.А., Сахаров Ю.Е., 2017

УДК 37.01

И.А. Ломоносова

студент 2 курса магистратуры Тольяттинский государственный университет г. Тольятти, Российская Федерация

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые вопросы подготовки воспитателей дошкольной образовательной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.