Научная статья на тему 'Элементарное музицирование как средство развития произвольности познавательных процессов у старших дошкольников'

Элементарное музицирование как средство развития произвольности познавательных процессов у старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4679
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ / ELEMENTARY MUSIC / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / SENIOR PRESCHOOLER / ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ / THE ARBITRARINESS OF THE COGNITIVE PROCESSES / ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ / VOLUNTARY ATTENTION AND ARBITRARY IMAGINATION / ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / EXPERIMENTAL AND PRACTICAL WORK / MUSIC ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Швецова Юлия Сергеевна, Морозова Нина Виссарионовна

Анализируется развитие произвольности познавательных процессов на музыкальных занятиях в детском саду. В качестве средства, повышающего произвольность, предлагается использовать элементарное музицирование импровизационно-творческую игру с элементами музыки (ритмом, темпом, тембром, динамикой). Опытно-практическое исследование, проведённое с детьми старшего дошкольного возраста, позволило сравнить результаты экспериментальной группы дошкольников, участвовавших в процессе элементарного музицирования, и данные участников контрольной группы, обучавшихся по традиционной методике музыкального воспитания. В диагностике использовались: целенаправленное наблюдение и тесты Р. С. Немова для изучения уровня развития произвольного внимания и воображения детей 6~ 7 лет, методика О. П. Радыновой для определения уровня музыкального развития дошкольников, а также разработки авторов данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elementary Music-Making as a Means the Development of Arbitrariness Cognitive Processes iln Pre-School Age

The authors of the article analyze the development of the arbitrariness of the cognitive processes in musical activities in the kindergarten. As a means of increasing arbitrariness, it is suggested to use elemental music making improvisation-creative game with elements of music (rhythm, tempo, timbre, dynamics). Experimental-practical study conducted with children of preschool age, has allowed to compare the results of experimental group of preschool children participating in the elementary process of music-making, and data in the control group who studied by the traditional method of musical education. In the diagnosis were used: tests of R. S. Nemovfor the study of the level of development of voluntary attention and imagination of children of 6~7 years, a technique 0. P. Radinova to determine the level of musical development of preschool children, some authoring.

Текст научной работы на тему «Элементарное музицирование как средство развития произвольности познавательных процессов у старших дошкольников»

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ю. С. Швецова*, Н. В. Морозова,

86

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Аннотация. Анализируется развитие произвольности познавательных процессов на музыкальных занятиях в детском саду. В качестве средства, повышающего произвольность, предлагается использовать элементарное музицирование - импровизационно-творческую игру с элементами музыки (ритмом, темпом, тембром, динамикой). Опытно-практическое исследование, проведённое с детьми старшего дошкольного возраста, позволило сравнить результаты/, экспериментальной группы дошкольников, участвовавших в процессе элементарного музицирования, и данные участников контрольной группы, обучавшихся по традиционной методике музыкального воспитания. В диагностике использовались: целенаправленное наблюдение и тесты Р. С. Немова для изучения уровня развития произвольного внимания и воображения детей 6-7 лет, методика О. П. Радыновой для определения уровня музыкального развития дошкольников, а также разработки авторов данной статьи.

Ключевые слова: музыкальная деятельность, элементарное музицирование, старший дошкольник, произвольность познавательных процессов, произвольное внимание, произвольное воображение, опытно-практическая работа.

Summary. The authors of the article analyze the development of the arbitrariness of the cognitive processes in musical activities in the kindergarten. As a means of increasing arbitrariness, it is suggested to use elemental music making - improvisation-creative game with elements of music (rhythm, tempo, timibre, dynamics). Experimental-practical study conducted with children of preschool age, has allowed to compare the results of experimental group of preschool children participating in the elementary process of music-making, and data in the control group who studied by the traditional method of musical education. In the diagnosis were used: tests ofR. S. Nemov for the study of the level of development of voluntary attention and imagination of children of 6-7 years, a technique O. P. Rx^dinovа to determine the level of musical development of preschool children, some authoring

Keywords: music activities, elementary music, senior preschooler, the arbitrariness of the cognitive processes, voluntary attention and arbitrary imagination, experimental and practical work.

* Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Н. В. Морозова

Одной из самых интересных и увлекательных форм приобщения дошкольников к миру музыкального искусства является элементарное музицирование. Этот вид музыкальной деятельности даёт возможность каждому ребёнку выразить себя, развить творческие способности: сочинить вместе с другими детьми музыкальную интонацию, мотив или короткую песенку, изменить уже придуманное, сочетать музыку с движением и жестом, словом и рисунком, опираясь при этом на музыкальный тезаурус разных культур и эпох.

Сущность элементарного музицирования состоит в познании музыки через активное творческое овладение её элементами (ритмом, мелодией, динамикой, темпом, тембром). Элементарное музицирование - это возможность приобретения многообразного опыта музыкальной деятельности: опыта движения и речи как пра-основ музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актёра; опыта общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности; опыта переживания музыки как радости и удовольствия.

Автор метода творческого овладения элементами музыки К. Орф не только оставил нам в наследство пятитомную антологию музыки для детей «Шульверк» [1], но и показал доступность своей методики для учащихся разных возрастных групп, включая занятия с умственно отсталыми детьми. Сегодня возможности элементарного музицирования интерпретируются по-новому. Обобщение и анализ опыта российских педагогов-музыкантов по использованию элементарного музицирования в образо-

вательном процессе поражает разнообразием целей: это и развитие творческих способностей, и овладение теорией музыки, и повышение мотивации к музыкальным занятиям, и развитие коммуникации.

Тем обиднее, что сегодня элементарное музицирование слабо представлено в дошкольных образовательных учреждениях, где при решении большого количества учебных задач в практической деятельности детей редко находится место творческим заданиям.

Между тем элементарное музицирование может служить отличным средством формирования произвольности познавательных процессов у старших дошкольников, что является особенно актуальным в процессе подготовки детей к школе.

По мнению таких исследователей, как Д. Б. Эльконин [2], В. В. Давыдов [2], И. В. Дубровина [3], Г. А. Урунтае-ва [4] и др., качеством произвольности обладает большинство познавательных процессов: восприятие, мышление, память, воображение, внимание. Из них особый интерес представляют для нас произвольное внимание и произвольное воображение. Развитие первого необходимо ребёнку при подготовке к школьному обучению, так как умение произвольно обратить внимание на то, что не представляет для малыша непосредственного интереса, но необходимо для усвоения школьных знаний, - важнейшее условие успешной учебной деятельности.

Произвольность, являясь основой формирования внимания, регулирует все познавательные процессы и поведенческие реакции. Учёные подчёркивают в произвольном внимании необходимость сознательных усилий для

87

88

сосредоточения внимания в определённом направлении.

А. Гальперин доказал, что произвольное внимание выполняет функцию контроля в любой психической деятельности, а также участвует в це-леполагании. Другими словами, внимание представляет собой «умственные действия контроля» [5, с. 88]. По мнению И. В. Дубровиной, произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит себе определённую цель и прилагает волевые усилия для её достижения [3, с. 127].

Различают пять свойств внимания, которые, согласно последним исследованиям, особенно заметно проявляют себя именно в произвольном виде: сосредоточенность, устойчивость, объём, распределение и переключение.

Поскольку главное значение в дошкольном возрасте имеет игра, именно она способна стать необходимым условием развития произвольности познавательных процессов у ребёнка. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается игра с правилами, которая приучает к наблюдательности, выполнению определённых инструкций, дисциплинирует.

Примером такой игры, на наш взгляд, может служить элементарное музицирование. В одной из активных его форм - игре на детских музыкальных инструментах, чрезвычайно привлекающей дошкольников, - юные музыканты должны не только сочинять, импровизировать, но и соблюдать при этом следующие правила:

• точно вступать и заканчивать музыку;

• придерживаться общего темпа;

• играть ритмично, в ансамбле;

• правильно извлекать звуки в соответствии с музыкальным образом;

• уметь слушать не только своё, но и коллективное исполнение;

• быстро запоминать, реагировать на указания педагога;

• быть собранным и сосредоточенным.

Таким образом, специфика элементарного музицирования требует, с одной стороны, сочетания непроизвольности спонтанных музыкальных ответов на игровые стимулы в коллективной импровизации, с другой - произвольности внимания и воображения, обусловленной коллективным характером исполнения музыки.

Произвольность воображения требует некоторых пояснений. По мнению психологов [6], воображение у дошкольников зачастую выходит в процессе познания на первый план, так как помогает им «достроить» образ мира до целостного и непротиворечивого состояния в тех его частях, где знания малышей о мире недостаточны. Дошкольники очень любознательны, каждый день они узнают много нового, но информация порой бывает неполная, недостаточно понятная, и, объясняя себе или другим причины и закономерности происходящего вокруг, дети без всякой подготовки, практически мгновенно придумывают объяснения необъяснимому, загадочному, неизвестному, заполняя с помощью фантазии «белые пятна» своего сознания. Таким образом, непроизвольное воображение дошкольника помогает достичь гармонии сознания со средой обитания, создать целостный «образ мира».

В отличие от непроизвольного фантазирования, произвольное воображение обладает целенаправленностью и продуктивностью: ребёнок учится использовать свой творческий

дар, приспосабливая предметный мир для конкретных целей (например, в сюжетно-ролевой игре), предлагая новые идеи или решения. По наблюдениям педагогов, элементы этого произвольного воображения начинают возникать в коллективной игре с замыслом и при рисовании на заданную тему [4]. Хотелось бы добавить, что это возможно и в процессе элементарного музицирования, в частности при импровизации на детских музыкальных инструментах определённых музыкальных образов, например «Весёлый дождик», «Сказочные часы», «Прогулка медведя» и т. п.

В силу того что в процессе элементарного музицирования многие музыкальные модели, упражнения и импровизации изначально задают определённые рамки выполнения (стихотворение даёт метроритмическую основу, раскрываемые в музыке образы определяют соответствующие тембры и регистры, характер изображаемого персонажа диктует динамику высказывания, содержание перекладываемого на музыку диалога требует определённых интонаций), во всех этих случаях воображение движется по пути целенаправленного и произвольного.

На традиционных музыкальных занятиях в детском саду музыкальный руководитель может использовать элементарное музицирование лишь фрагментарно, так как его профессиональные обязанности не позволяют работать только в творческом направлении; необходимо прежде всего выучить с детьми определённый песенный и танцевальный репертуар, подготовиться к развлечениям, праздникам и конкурсам, которых бывает очень много. Поэтому наиболее эффективные занятия элементарным му-

зицированием могут быть организованы в рамках дополнительного образования дошкольников в виде кружка или программы по выбору.

Именно такой вариант программы мы предлагаем воспитанникам нашего детского сада № 203 г. Перми. В неё входят игры, упражнения, модели, импровизации, предложенные К. Орфом, Т. Э. Тютюнниковой [7; 8], И. Г Галянт [9] и др. Программа рассчитана на два года. Каждое занятие включает в себя взаимосвязанную работу по трём направлениям: учебное, творческое и концертное музицирование.

Чтобы доказать развитие произвольности познавательных процессов дошкольников на занятиях по элементарному музицированию, мы провели соответствующее опытно-экспериментальное исследование (ОЭР).

Представим кратко ход и результаты работы.

Участники ОЭР: 22 воспитанника детского сада в возрасте 6-7 лет. Экспериментальная группа: 11 человек, из них 6 мальчиков, 5 девочек, контрольная группа - аналогично. Группы были выравнены по возрастному, гендерному, интеллектуальному показателям, а также по уровню музыкального развития детей.

Экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий и заключительный.

На констатирующем этапе была проведена музыкально-психологическая диагностика музыкального развития детей, а также произвольности их внимания и воображения.

Разработка заданий для определения уровня музыкального развития дошкольников основана на диагностической методике О. П. Радыновой, где каждый из компонентов представляет

89

базовую музыкальную способность в соответствии с концепцией Б. М. Те-плова (ладовое чувство, ритмическое чувство и внутренние слуховые представления) и измеряется тремя заданиями с оценками от 1 до 3 [10].

В процессе диагностики развития произвольности познавательных процессов на занятиях по элементарному музицированию решено было ограничиться измерением процессов внимания (его концентрации, распределения и переключения) и воображения. Какие же исследовательские методы могут здесь применяться?

Прежде всего - метод целенаправленного наблюдения, с помощью которого определялась степень сосредоточенности дошкольника на занятии по количеству моментов отвлечения внимания. Под отвлечением внимания следует понимать непроизвольное его переключение с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для её успешного выполнения.

Распределение и переключение внимания мы измеряли с помощью психоди-__ агностической методики Р. С. Немова 90 «Проставь значки» [11].

Переключение внимания в музыкальной деятельности оценивалось в процессе дополнительного задания: исполнения известной детской песенки одним ребёнком на двух музыкальных инструментах поочерёдно, например на барабане и бубне. Инструменты лежали перед ребёнком, в руках у него была палочка. Дошкольник должен был спеть песенку, используя в различной последовательности эти два инструмента.

Произвольность воображения замерялась на основании сочинённых детьми мини-рассказов на заданную тему по методике Р. С. Немова «Придумай

рассказ» [Там же]. Критерии оценивания: оригинальность сюжета, скорость придумывания и разнообразие образов.

Дети порадовали нас своими удивительными, креативными и неожиданными историями на заданную тему, в которых сплелись реальность и вымысел, детская фантазия и жизненная практичность.

Произвольность воображения в музыкальной деятельности оценивалась также на основе целенаправленного наблюдения в процессе исполнения инструментальной импровизации «Звучащая картина».

В процессе опытно-экспериментального исследования была проведена методико-дидактическая обработка некоторых игр из пособий Т. Э. Тю-тюнниковой [7; 8], Е. М. Попляновой [12], Т. А. Боровик [13], а также «усовершенствованы» методики Р. С. Не-мова, к которым была разработана авторская классификация уровней развития произвольности внимания.

Формирующий этап состоял из занятий элементарным музицированием один раз в неделю по 30 минут. Структура занятия включала в себя следующие виды деятельности:

1) речевые упражнения;

2) игры с элементами музыки;

3) импровизацию (двигательную, ритмическую, голосовую, инструментальную);

4) работу с репертуаром для музицирования на детских шумовых инструментах;

5) творческое обыгрывание попе-вок, сюжетных танцев, инсценировок.

Одним из любимых видов деятельности детей на этих занятиях были игры с элементами музыки, особенно с ритмом. Так, на одном из занятий во

время ритмической игры «Имена» нужно было по очереди прохлопать в ладоши и чётко произнести своё имя. Причём ребёнок озвучивал своё имя хлопками, а потом все остальные ребята с помощью шлепков «называли» имя в ласковой форме. Предварительно все имена обсуждались для единого совместного речевого музицирования. Дети усердно ждали своей очереди и с большой радостью воспринимали ласковые варианты своего имени.

С интересом и восторгом дети участвовали в музыкальных играх, организованных в виде соревнований, таких, например, как соревнование двух команд, исполняющих двигательно-ре-чевые каноны «Шла весёлая собака», «Бабка Ёжка», «Прыгалка-считалка». После исполнения мы с детьми обсуждали, у какой команды лучше получилось показать и рассказать канон целиком без ошибок. Благодаря соревновательному азарту, речевые каноны хорошо получались на два, а в конце года - даже на три голоса. У детей, имеющих проблемы с речью и координацией, наблюдался особенный подъём - они чувствовали свою важную роль в совместном творческом процессе и очень старались не подвести остальных.

Игра в оркестре с ребёнком-дирмжёром заслуживает специального рассмотрения. Задача юного «дирижёра» - тактировать темпоритм и показывать вступление инструментов, управляя общим исполнением. В роли дирижёра выступают дети, имеющие высокий уровень развития ритмического чувства и музыкально-слуховых представлений. При этом сразу возрастает эффективность развития как произвольного воображения у «дирижёра»,

так и произвольного внимания у маленьких «оркестрантов».

Самым сложным для детей оказался такой вид творческой деятельности на занятиях, как инструментальная импровизация «Звучащая картина». Задание заключалось в том, чтобы составить небольшой коллективный рассказ по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» и озвучить его на детских музыкальных инструментах.

Первый вариант задания: рассказ начинает педагог, озвучивая свой «образ» картины с помощью музыкального инструмента. Можно сочинить рассказ о том, что мы видим у Шишкина или использовать картину художника как стимул для работы воображения, дополнив предложенный образ. Например, такое начало рассказа: «Наступило утро. Проснулись птицы и весело защебетали в лесу». Затем «по цепочке» вступают дети, придумывая свои предложения и озвучивая их соответствующим инструментом, который они выбрали заранее.

Второй вариант задания: дети рассказывают в парах, играя на нескольких инструментах, которые лежат перед ними. Во время звучания «музыкального» рассказа двумя солистами остальные слушают и выбирают наиболее интересное выступление.

Старшие дошкольники испытывали трудности, связанные, главным образом, с составлением предложений для рассказа, с поиском образов, «спрятанных», невидимых в картине. У некоторых воспитанников наблюдалось несоответствие музыкального инструмента и «лесного персонажа», например озвучивание действий дятла на бубне. Возникло ощущение, что многие дети редко бывали в лесу, никогда не прислушивались к звукам

91

92

природы, в результате чего имеют об окружающем мире весьма ограниченные представления.

Тем не менее этот вид деятельности вызвал у детей много положительных эмоций, погрузил их в глубокое творческое размышление, фантазирование, способствовал формированию связной, правильной речи.

На заключительном этапе вновь была проведена музыкально-психологическая диагностика. Обобщающие значения уровня произвольности познавательных процессов на констатирующем и заключительном этапах представлены в таблице.

Результаты итоговой диагностики свидетельствуют о том, что произвольность познавательных процессов претерпела изменения. Положительная динамика наблюдается в обеих группах, но более высокие результаты достигнуты в экспериментальной.

Анализ полученных на заключительном этапе результатов индивидуального развития детей показал, что произвольность внимания и воображения возросла даже у детей, имеющих на первоначальном этапе низкие показатели.

На основании анализа педагогического опыта нами были выявлены наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию произвольности в процессе элементарного музицирования (приводи-

мые ниже названия даны в авторской интерпретации):

• ритмическое приветствие с помощью «звучащих жестов»;

• метод озвучивания слогов (участник должен «поймать» инструментом определённую часть слова);

• «Я - дирижёр» (ребёнок - «дирижёр» детского оркестра);

• метод ритмического повтора (педагог ритмично проговаривал фразу, а ученики хлопали только ритм, не произнося слова вслух);

• «ритмические цепочки» (передача ритмичных хлопков по кругу);

• метод графического моделирования мелодии.

По итогам опытно-практической работы подтвердилась выдвинутая гипотеза. Включение элементарного музицирования в практику музыкального воспитания способствует развитию произвольности познавательных процессов у старших дошкольников при следующих условиях:

• организация для проведения занятий малых групп (8-10 человек);

• преобладание демократического стиля общения педагога с детьми;

• использование диалоговых форм работы (вопросно-ответные речевые и музыкально-инструментальные импровизации, двигательно-речевые каноны, творческие задания в парах);

• интеграция образовательных областей «Музыка» и «Художествен-

Таблица

Сравнительные результаты развития произвольности внимания и воображения в экспериментальной и контрольной группах

Группа Констатирующий этап (среднее значение развития произвольности) Заключительный этап (среднее значение развития произвольности)

Контрольная 29,8 36,1

Экспериментальная 29 38,9

ное творчество» (импровизация на детских шумовых инструментах «Звучащая картина»);

• создание совместных творческих композиций для исполнения на празднике.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Орф, К. Шульверк: итоги и задачи [Текст] / К. Орф // Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа : сб. ст. / под ред. Л. А. Баренбой-ма. - Л. : Музыка, 1970. - 160 с.

2. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников [Текст] / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. -М. : Изд-во Академии наук РСФСР, 1962. - 288 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Дубровина, И. В. Психология [Текст] : учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан / под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Академия, 1999. - 464 с.

4. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста [Текст] : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 2011. -272 с.

5. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. -М. : Изд-во МГУ, 1974. - 102 с.

6. Короленко, Ц. П., Фролова, Г. В. Чудо воображения (воображение в норме и патологии) [Текст] / Ц. П. Короленко, Г. В. Фролова. - Новосибирск : Наука, 1975. - 210 с.

7. Тютюнникова, Т. Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей [Текст] : учеб.-методич. пособие / Т. Э. Тютюнникова. -Вып. 1. Игры звуками. - СПб. : Изд-во ЛОИРО, 2003. - 100 с.

8. Тютюнникова, Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи... Творческое музицирование, импровизация и законы бытия [Текст] / Т. Э. Тютюнникова. - М. : Изд-во УРСС, 2003. - 72 с.

9. Галянт, И. Г. Музыкальное развитие детей 2-8 лет [Текст] : методич. пособие для специалистов ДОО / И. Г. Галянт. - М. : Просвещение, 2013. - 136 с.

10. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] : учеб. пособие / О. П. Радынова [и др.]. - М. : Академия, 1998. - 240 с.

11. Немов, Р. С. Психология [Текст] : в 3 кн. Книга 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 2001. -640 с.

12. Поплянова, Е. М. Игровые каноны на уроках музыки [Текст, ноты] / Е. М. По-плянова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 80 с.

13. Боровик, Т. А. Ти-ти-ТА и ди-ли-ДОН. Игровая теория музыки для детей 4-6 лет [Текст] / Т. А. Боровик. - Пара Ла Оро, 2008. - 88 с.

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.