Научная статья на тему 'Методические рекомендации по развитию музыкально-творческих способностей детей 5-6 лет средствами театрализованной игры в дошкольной образовательной организации'

Методические рекомендации по развитию музыкально-творческих способностей детей 5-6 лет средствами театрализованной игры в дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1209
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / МУЗЫКА / MUSIC / ТВОРЧЕСТВО / CREATION / ТЕАТР / THEATRE / ИГРА / GAME / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА / THEATRICAL PERFORMANCE / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климов Владимир Игоревич

В работе представлены основные этапы развития музыкально-творческих способностей детей 5-6 лет средствами театрализованной игры в дошкольной образовательной организации. Проанализировав опыт работы музыкальных руководителей МДОУ «Куриловский детский сад комбинированного вида «Звёздочка» г. Серпухова, Е.Н. Гуренко, детского сада № 68 Красносельского района «Росток» г. Санкт-Петербурга Н.Н. Журавлёвой и собственного опыта работы, мы определили некоторые педагогические условия, способствующих более эффективному развитию музыкально-творческих способностей детей средствами театрализованных игр. По итогам проведённого исследования нами были разработаны методические рекомендации, направленные на развитие музыкально-творческих способностей детей 5-6 лет средствами театрализованной игры, включающие в себя несколько этапов: 1 этап (восприятие произведения, анализ содержания; разучивание песни, текста; работа над интонацией, дикцией, мимикой, эмоциональностью; создание собственных слов, мелодии, песенное творчество по цепочке; создание группового двигательно-творческого образа, создание индивидуального образа по цепочке; выбор музыкальных инструментов, импровизационное музицирование группами по принадлежности к одному инструменту, индивидуальное музицирование по цепочке). 2 этап (проигрывание первым составом; игра вторым составом; изменение сюжета по замыслу и инициативе детей, концовки, содержания образа, например, звучит музыка «Медведь», а должна танцевать Мышка и др). 3 этап (привлечение родителей в качестве актёров и зрителей; организация спектакля, сказки с участием родителей).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Recommendations to Form Musical and Creative Skills in Children Aged 5-6 Years by Means of Theatrical Performance in Pre-School Educational Institution

The paper represents main phases of musical and creative skills formation in children aged 5-6 years by means of theatrical performance in pre-school educational institution. Having analyzed the work experience of music tutors in MPSI “Kurilovsky Kindergarten of Combined Type Zvyozdochka” in Serpukhov city, Е.N. Gurenko, Kindergarten No. 68 Rostok in Кrasnoselsky region of Saint Petersburg N.N. Zhuravlyova and based on own experience, the authors have identified certain pedagogical conditions promoting more efficient formation of musical and creative skills in children by means of theatrical performances. As per the conducted research results, we have developed methodological recommendations targeted to form musical and creative skills in children aged 5-6 years by means of theatrical performance, incorporating several phases: 1st phase (composition perception, its content analysis; learning the song, text; working on intonation, diction, mimics, emotionality; creating own words, melody, song creation in chain; motion and creative image formation in group, individual image formation in chain; selection of musical instruments, improvisational music-making in groups as per aptitude to one instrument, individual music-making in chain). 2nd phase (playback by first string; playback by second string; plot altering in kids’ idea and initiative, endings, image content, for example, while hearing the song “Bear”, a Mouse should dance etc.). 3rd phase (involving parents as actors and viewers; organizing performance, fairy tale with participation of parents).

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по развитию музыкально-творческих способностей детей 5-6 лет средствами театрализованной игры в дошкольной образовательной организации»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 183-188. УДК 378

В. И. Климов

Методические рекомендации по развитию музыкально-творческих способностей детей 5-6 лет средствами театрализованной игры в дошкольной образовательной организации

В работе представлены основные этапы развития музыкально-творческих способностей детей 5-6 лет средствами театрализованной игры в дошкольной образовательной организации. Проанализировав опыт работы музыкальных руководителей МДОУ «Куриловский детский сад комбинированного вида «Звёздочка» г. Серпухова, Е.Н. Гуренко, детского сада № 68 Красносельского района «Росток» г. Санкт-Петербурга Н.Н. Журавлёвой и собственного опыта работы, мы определили некоторые педагогические условия, способствующих более эффективному развитию музыкально-творческих способностей детей средствами театрализованных игр. По итогам проведённого исследования нами были разработаны методические рекомендации, направленные на развитие музыкально-творческих способностей детей 5-6 лет средствами театрализованной игры, включающие в себя несколько этапов:

1 этап (восприятие произведения, анализ содержания; разучивание песни, текста; работа над интонацией, дикцией, мимикой, эмоциональностью; создание собственных слов, мелодии, песенное творчество по цепочке; создание группового двигательно-творческого образа, создание индивидуального образа по цепочке; выбор музыкальных инструментов, импровизационное музицирование группами по принадлежности к одному инструменту, индивидуальное музицирование по цепочке).

2 этап (проигрывание первым составом; игра вторым составом; изменение сюжета по замыслу и инициативе детей, концовки, содержания образа, например, звучит музыка «Медведь», а должна танцевать Мышка и др).

3 этап (привлечение родителей в качестве актёров и зрителей; организация спектакля, сказки с участием родителей). Ключевые слова: развитие, музыка, творчество, театр, игра, театрализованная игра

Methodological Recommendations to Form Musical and Creative Skills in Children Aged 5-6 Years by Means of Theatrical Performance in Pre-School Educational Institution

The paper represents main phases of musical and creative skills formation in children aged 5-6 years by means of theatrical performance in pre-school educational institution. Having analyzed the work experience of music tutors in MPSI "Kurilovsky Kindergarten of Combined Type Zvyozdochka" in Serpukhov city, E.N. Gurenko, Kindergarten No. 68 Rostok in Krasnoselsky region of Saint Petersburg N.N. Zhuravlyova and based on own experience, the authors have identified certain pedagogical conditions promoting more efficient formation of musical and creative skills in children by means of theatrical performances. As per the conducted research results, we have developed methodological recommendations targeted to form musical and creative skills in children aged 5-6 years by means of theatrical performance, incorporating several phases:

1st phase (composition perception, its content analysis; learning the song, text; working on intonation, diction, mimics, emotionality; creating own words, melody, song creation in chain; motion and creative image formation in group, individual image formation in chain; selection of musical instruments, improvisational music-making in groups as per aptitude to one instrument, individual music-making in chain).

2nd phase (playback by first string; playback by second string; plot altering in kids' idea and initiative, endings, image content, for example, while hearing the song "Bear", a Mouse should dance etc.).

3rd phase (involving parents as actors and viewers; organizing performance, fairy tale with participation of parents).

Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 183-188.

V. i . К L i M ov

Key words: formation; music; creation; theatre; game; theatrical performance

_Введение

узыка доступна людям любых возрастов и национальностей. Она способна вызвать в человеке множество переживаний и эмоций. Понимание детьми художественного образа, выраженного в музыке, конечно, требует специального обучения, развития музыкального сознания, эмоционального богатства и творческого воображения.

Именно в возрасте 5-6 лет происходит наиболее активное развитие музыкально-творческих способностей детей. В условиях ДОУ, задачи развития воспитанников в театрализованной игре расширяются. Одной из приоритетных задач является развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников, а жизненный опыт, собственные интересы, предпочтения в музыкальной деятельности детей учитываются и концентрируются в театрализованной игре. К этому возрастному периоду уже накоплен опыт восприятия музыки, осознания содержания разнохарактерных доступных музыкальных произведений, достаточно развиты певческие способности и простейшее песенное творчество, имеются элементарные навыки игры на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, образные движения животных, людей, а также возможность передать в движении мир природы и др.

Основная часть

Театрализованная игра, как средство развития музыкально-творческих способностей старших дошкольников, содержит в себе все виды музыкальной деятельности и сообразный дошкольному детству вид деятельности - игру. Успешная реализация данной задачи требует от педагога включение в программный материал театрализованных игр, ярких музыкальных произведений, вызывающих эмоциональный отклик в душе ребёнка. Применение музыкальным руководителем специальных методов и приёмов, наличие развивающей среды в музыкальном зале и группе (атрибуты, детали костюмов, небольшие декорации, наличие музыкальных инструментов), позволяющие воспитаннику раскрыть предлагаемый или собственный образ в пении, движении, импровизационном музицировании, участие родителей, положительно влияют на желание детей участвовать в театрализованной игре.

Играя, воспитанники проявляют собственное творческое отношение к жизненным явлениям. Подготавливая ребёнка к непрерывному творческому процессу в жизни, приспосабливаясь к новым условиям в процессе театрализованной игры, дети становятся более подготовленные к новым творческим достижениям, отказу от старого способа действия.

На основе анализа образовательного процесса МБДОУ ДС №25 «Троицкий», а также проанализировав различные программы по использованию средств театрализованной игры, мы разработали методические рекомендации.

Включение в программный материал театрализованных игр, ярких музыкальных произведений, вызывающих эмоциональный отклик в душе ребёнка является гарантом систематического использования данного вида игр на занятиях по направлению «музыка», перенесение опыта использования музыкальных театрализованных игр в самостоятельную или в совместную деятельность в группу.

Исследователи указывают на два главных аспекта, которые обеспечивают возможность развития музыкально-творческих способностей дошкольников.

1. Развитие воображения, осознание возможности воплотить образ, новую идею, менять представление о вновь создаваемом объекте. Развивается воображение в процессе игровой деятельности, например, во время игры ребёнок создаёт воображаемые необходимые ему объекты (ставит стулья и объясняет, что это пианино или корабль, или город)

2. Развитие мыслительных качеств, обеспечивающих развитие креативности (от англ. create -создавать, творить), возможность придумывать новое, отличающееся от стандартных, существующих и утверждённых алгоритмов мышлений. Креативность возникает как необычный эвристический логический выход из заданной ситуации, или необычное использование деталей, предметов в данных обстоятельствах.

Музыкальная театрализованная игра состоит из следующих составляющих (компонентов): наличие произведения (инструментальное, песня, сказка, стихотворение), исполнителей, музыки, музыкальных инструментов, элементов костюмов, простейших декораций.

Музыкальный руководитель организовывает театрализованные игры на музыкальных занятиях, целесообразно начинать погружение в игру с ознакомления с произведением.

Рассмотрим два вида произведений: музыкальное и литературное. Восприятие музыкального произведения происходит в спокойной обстановке, дети внимательно слушают музыку, высказывают своё мнение о ней, совместно с педагогом анализируют его, сопоставляя с художественным образом, передаваемым композитором в музыке, высказываются о своём понимании данного образа. Обращая внимание воспитанников на выразительные средства музыки, музыки и текста данного произведения, педагог погружает детей в данное произведение, что позволяет им понять и проникнуть в сердцевину (самую суть) эмоционального содержания, почувствовать развитие и силу музыкального эмоционального воздействия.

Язык музыки и её содержание помогает ребёнку раскрыть личную эмоционально-чувственную сферу, понять своё отношение к происходящему, обрести творческое и эмоциональное восприятие, реализоваться в творческом процессе в своём интерпретированном образе. В процессе слушания музыки, используемой в театрализованной игре, у детей возникает образ, воплощая который, ребёнок использует средства театрализованной игры, помогающие передать своё понимание и чувства. Музыкальный руководитель предлагает использовать эти средства по собственному выбору, помогает определиться в выборе вида музыкальной деятельности -пения, музицирования или двигательной импровизации. Разнообразность образа зависит также от полученных ранее знаний в других областях, например, о характере и повадках животных, природных явлениях, владения выразительными возможностями танца, песенного творчества, игры на простейших музыкальных инструментах. Способность детей интерпретировать (воспроизвести) собственные ощущения по отношению к музыкальному произведению в активно-творческое свидетельствует о развитии их музыкально-творческих способностей на основе театрализованной игры.

Восприятие эмоционально представленного литературного произведения происходит также в спокойной обстановке, сидя на ковре. Музыкальная театрализованная игра формируется на основе сюжета. Так, например, русская народная сказка «Теремок» или «Колобок», знакомая детям, организуется музыкальным руководителем в форме театрализованной игры. Начало сказки разучивается с фиксированной мелодией, а продолжение имеет музыкально-творческое задание. Воспитанники старшего дошкольного возраста, имеют опыт песенного и образно-двигательного творчества, им предлагается пропеть слова «Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?» на собственный мотив и ответы персонажей «Я-мышка-Норушка, а ты кто?» и т. д. Яркие музыкальные произведения, поддерживающие сюжет, необходимые для образной двигательной импровизации «Зайцы и медведь» Т. Попатенко, «Мышка», «Лягушата» представляются детям как музыкальные загадки, которые они должны разгадать и коротко проанализировать музыку, её средства музыкальной выразительности, подчёркивающие художественный образ - скачки, акценты, ритм, динамику, высоту. Обязательным фактором развития музыкально-творческих способностей является доступность творчества всем детям, поэтому вхождения в образ, отражение содержание музыки первоначально воплощается в движении всеми детьми, а затем только выбранными персонажами.

Импровизация на простейших детских музыкальных инструментах может развиваться в двух направлениях - как озвучка образа, героя и как

собственный аккомпанемент к песенной импровизации.

Организация и проведение театрализованных игр происходит на музыкальных, речевых, познавательных занятиях, а также в специально отведённое время для развлечений и как самостоятельная ежедневная деятельность по желанию ребёнка в условиях группы.

В групповых комнатах создание развивающей среды обеспечивает возможность самостоятельной организации театрализованной игры:

1. Центр «Мир музыки». (Музыкальные дидактические игры; музыкальные детские инструменты: металлофон, гармошки, дудочки, барабан, тарелки, маракасы, трещотки, ложки, треугольники, гитара, триола, баночки-шумел-ки, стаканчики, коробочки, магнитола, фонотека - электронные носители с записью музыки для слушания, пения, релаксации, голоса природы, музыка к сказкам, портреты композиторов).

2. Центр «Мой театр». В театральном центре имеется небольшая сцена с кулисами, элементы костюмов для театрализованных игр и представлений, костюмы, кукольный, пальчиковый, настольный, теневой театры, и др., атрибуты, элементы декораций для театрализации.

В музыкальном зале имеется всё необходимое для организации театрализованных игр и развития музыкально-творческих способностей воспитанников: набор масок, медальонов, музыкальных инструментов, разных видов театра, атрибутов, элементы декораций.

Т.Н. Доронова предлагает такому виду деятельности уделять вторую половину дня в пятницу. Выбор времени обусловлен необходимости эмоциональной разгрузки детей, их усталостью к концу недели и возможности привлечь родителей для совместной театрализованной игры.

Участие родителей в совместной музыкальной с детьми и педагогами театрализованной игре имеет непродолжительное время, 20 минут, но такая совместная деятельность заинтересовывает, укрепляет и поддерживает детей, создаёт предпосылки для дальнейшего активного развития музыкально-творческих способностей воспитанников.

В свободной деятельности в условиях группы театрализованные игры организовываются детьми ежедневно, утром до занятий и вечером. Развлечения в виде театрализованной игры в группе также планируются по пятницам во вторую половину дня. Для развлечения используется передвижная сцена с кулисами, сделанные руками детей декорации, элементы костюмов, музыкальные инструменты, перчаточные куклы и другие востребованные атрибуты.

Опираясь на активность развития творческих способностей воспитанников именно в 5-6 лет, Т.Н. Доронова указывает на необходимость исполнения ими разнохарактерных ролей; создания театрализованных игр собственного кол-

лективного или индивидуального творческого содержания, например, «Петрушка в тридевятом царстве», «Конфетки с ёлки», «Самовар и кружки»; «оживление» озвучивание кукол-марионеток и др.

Принципы организации театрализованных игр, предложенные Э.Г. Чуриловой создают основу для детского творчества :

- насыщенность занятий, многообразие тем, актуальность педагогических методов,

- систематическое ежедневное использование театрализованных игр, включение их в планирование образовательного процесса, наряду с дидактическими играми,

- активное включение, по возможности, всех детей на различных этапах освоения и реализации театрализованных игр,

- творческое взаимодействие старших дошкольников со сверстниками и педагогами,

- компетентность и активность музыкального руководителя, воспитателей в подборе репертуара, способного сочетать в себе творческие движения, пение, песенное творчество, импровизационное музицирование, вербальные и невербальные способы общения,

- поддержка и участие родителей.

Организация театрализованных игр на основе

предложенных педагогических методов и принципов обеспечивает активную развивающую функцию, индивидуализацию обучения, самореализацию воспитанников среди сверстников, запланированное систематическое развитие музыкально-творческих способностей детей.

Тематика театрализованных игр, предложенных педагогом, зависит от комплексно-тематического планирования на год.

Работа над развитием музыкально-творческих способностей детей средствами театрализованной игры происходит в несколько этапов.

I Этап

1. Восприятие произведения, анализ содержания.

2. Разучивание песни, текста.

3. Работа над интонацией, дикцией, мимикой, эмоциональностью.

4. Создание собственных слов, мелодии, песенное творчество по цепочке.

5. Создание группового двигательно-творче-ского образа, создание индивидуального образа по цепочке.

6. Выбор музыкальных инструментов, импровизационное музицирование группами по принадлежности к одному инструменту, индивидуальное музицирование по цепочке.

II Этап

1. Проигрывание первым составом

2. Игра вторым составом

3. Изменение сюжета по замыслу и инициативе детей, концовки, содержания образа, например, звучит музыка «Медведь», а должна танцевать Мышка и др.

III Этап

1. Привлечение родителей в качестве актёров и зрителей.

2. Организация спектакля, сказки с участием родителей.

Первый этап является самым важным в развитии музыкально-творческих способностей детей средствами театрализованной игры в условиях ДОУ.

Педагог использует метод импровизации, который создаёт атмосферу искренности и индивидуальной значимости. На выбор способа выражения своих эмоций средствами пения, движения, музицирования влияет желание детей сейчас, в данный момент. Опираясь на мнение

Л.С. Выготского, ребёнок даёт быстрый разряд своим чувствам «творит в один приём». Результатом импровизации могут быть мелодии, небольшие песни, фразы, ритмические и двига-тельно-образные модели, инсценировка песен, сказок, собственного сюжета. Это является творческой площадкой, обеспечивающей развитие музыкально-творческих способностей детей 5-6 лет средствами театрализованной игры.

Используемый метод активизации творческих проявлений ребёнка (Т.Э.Тютюнникова), имеющий основу - театрализованную игру, предполагает развитие музыкального творчества детей.

Метод создания композиций (Л.В. Горюно-ва, Д.Б. Кабалевский) служит для общения воспитанника с музыкой в рамках произведения, например, напевание мелодии произведения, отражение музыки в образных движениях, в иллюстрировании музыки, что расширяет и насыщает исполнительские возможности детей.

Метод размышления о музыке (Л.В. Горюно-ва, Д.Б. Кабалевский) развивает музыкальное сознание, музыкальное мышление. Данный метод нацелен на индивидуализацию музыкального восприятия, собственного понимания и выражения музыки, развитие способности переживать, оценивать, отображать.

Метод уподобления характеру звучания музыки (О.П. Радынова), способствующий осознанному созданию творческого музыкального образа, активно используется музыкальными руководителями. Виды уподобления музыке:

- моторно-двигательное (передача характера музыки в движении);

- тактильное (прикосновение в соответствии с характером музыки);

- словесное (вербальная передача знаний о музыке);

- вокальное (подпевание);

- мимическое (передача характера музыки в мимике);

- тембро-инструментальное (оркестровка музыкальных произведений);

- интонационное (определение эмоциональной окраски музыки на основе разнообразия ее интонационного языка);

- цветовое (в основе приём «цвет - настроение»);

- полихудожественное (в основе - сравнение произведений различных видов искусства) [11, с. 35].

Метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр, М.С. Красиль-никова, Е.Д. Критская и др.) повышает активное освоение искусства. Данный метод требует проявление воображения, креативности, чувственности, осуществляющих восприятие и интерпретацию (переработку) музыки по-своему. Технология данного метода полностью подходит к технологии организации театрализованных игр и действий ребёнка:

- понимание творческой задачи, осознание содержания музыки;

- создание общей картины преобразования сюжета, музыкального образа;

- понимание и использование средств создания творческого продукта (мелодией, творческой вокальной импровизаций, музицированием, движением, ритмом);

- формирование целлостности образа, создание общего продукта. Развитие музыкально-творческих способностей детей требует

руководство педагога, специальных педагогических методов и приёмов.

Заключение

Проанализировав опыта работы музыкальных руководителей МДОУ «Куриловский детский сад комбинированного вида «Звёздочка» г. Серпухова, Е.Н. Гуренко, детского сада № 68 Красносельского района «Росток» г. Санкт-Петербурга Н.Н. Журавлёвой и собственного опыта работы, мы считаем необходимым соблюдение ряда условий, способствующих более эффективному развитию музыкально-творчески-способностей детей средствами театрализованных игр:

1. Первое условие предполагает включение в программный материал различных видов театрализованных игр (имитационных движений

животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки).

2. Создание развивающей среды в группе, центров «Мой театр», «Моя музыка».

3. Привлечение родителей воспитанников к участию в театрализованных играх.

По итогам проведённого исследования нами были разработаны методические рекомендации, направленные на развитие музыкально-творческих способностей детей 5-6 лет средствами театрализованной игры, включающие в себя несколько этапов:

I Этап

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Восприятие произведения, анализ содержания.

2. Разучивание песни, текста.

3. Работа над интонацией, дикцией, мимикой, эмоциональностью.

4. Создание собственных слов, мелодии, песенное творчество по цепочке.

5. Создание группового двигательно-творче-ского образа, создание индивидуального образа по цепочке.

6. Выбор музыкальных инструментов, импровизационное музицирование группами по принадлежности к одному инструменту, индивидуальное музицирование по цепочке.

II Этап

1. Проигрывание первым составом

2. Игра вторым составом

3. Изменение сюжета по замыслу и инициативе детей, концовки, содержания образа, например, звучит музыка «Медведь», а должна танцевать Мышка и др.

III Этап

1. Привлечение родителей в качестве актёров и зрителей.

2. Организация спектакля, сказки с участием родителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования / Э.Б.Абдуллин, Е. В. Николаева, М.: Издательство «Прометей», 2013.

2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: Сфера, 2009. 128 с.

3. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 441 с.

4. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 320 с.

5. Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О. В. Гончарова, Ю.С. Богачинская. 3-е изд., стер. М.; «Академия», 2014. 256 с.

6. Губанова, Н. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии. М.: ВАКО, 2011. 256 с.

7. Доронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М.: Просвещение, 2005. 127с.

8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей./ В.Н. Дружинин. СПб.: Питер, 1999. 368 с.

9. Надолинская Т.В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

10. Овсянкина Г.П. Музыкальная психология. Учебник для факультетов музыки педагогических университетов, консерваторий и гуманитарных вузов. СПб: Союз Художников,2007. 240с.

11. Омельченко Е. А. Дошкольное образование в условиях ФГОС: управление, методическая деятельность, психолого-педагогическое сопровождение: учебное пособие. / Е. А. Омельченко, А. Ю. Зверкова, Г. С. Чеснокова. Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2015. 136 с.

12. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. М.: Школьная пресса, 2001. 129 с.

13. Радынова О.П. Музыкальная и общая культура - стержень преемственности в музыкальном развитии детей // Наука и школа. 2015.№ 3. С. 13-17.

1. Abdullin E.B. Theory of musical education / E.B.Abdullin, E.V. Nikolaeva, M .: Prometey Publishing House, 2013.

2. Antipina E.A. Theatrical activity in kindergarten. Moscow, Sfera Publ., 2009. 128 p. (in Russian)

3. Volynkin V.I. Artistic and aesthetic education and development of preschool children: a textbook. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 2007. 441 p. (in Russian)

4. Gogoberidze A.G. Theory and methods of musical education of preschool children: Proc. allowance for stud. supreme. training. institutions / A.G. Gogoberidze, V.A. Derkunskaya. Moscow, Academy Publ., 2005. 320 p. (in Russian)

5. Goncharova O.V. Theory and methods of musical education: a textbook for stud. establishments of environments. prof. Education / O. Goncharova, Yu.S. Bogachinskaya. 3 rd ed. Moscow, Academy Publ., 2014. 256 p. (in Russian)

6. Gubanova N. Theatrical activity of preschool children 2-5 years. Methodical recommendations, lecture notes, scripts. Moscow, WACO Publ., 2011. 256 p. (in Russian)

7. Doronova T.N. We play in the theater. Theatrical activity of children 4-6 years. Moscow, Education Publ., 2005. 127 p.

8. Druzhinin V.N. Psychology of general abilities. / V.N. Druzhinin. Saint-Petersburg, Peter Publ., 1999. 368 p. (in Russian)

9. Nadolinskaya T.B. Games-dramatization in music lessons in primary school. Moscow, VLADOS Publ., 2003. (in Russian)

10. Ovsyankina G.P. Musical psychology. Textbook for music faculties of pedagogical universities, conservatories and humanities universities. Saint Petersburg, Union of Artists Publ., 2007. 240 p. (in Russian)

11. Omelchenko E.A. Pre-school education in the conditions of GEF: management, methodical activity, psychological and pedagogical support: a textbook. / E.A. Omelchenko, A.Yu. Zverkova, G.S. Chesnokova. Novosibirsk, LLC "CSRNI", 2015. 136 p. (in Russian)

12. Petrova T.I. Theatrical games in kindergarten / T.I. Petrova, E.L. Sergeeva, E.S. Petrova. Moscow, School Press Publ., 2001. 129 p. (in Russian)

13. Radynova O.P. Musical and general culture - the core of continuity in the musical development of children. Science and School. 2015. no. 3. pp. 13-17. (in Russian)

REFERENCES

Информация об авторе Климов Владимир Игоревич

(Россия, г. Елец) Доцент, кандидат педагогических наук Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина E-mail: autentichnyi25@yandex.ru

Information about the author

Vladimir I. Klimov

(Russia, Elets) Assistant professor PhD in Pedagogical Sciences Bunin Yelets State University E-mail: autentichnyi25@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.