Научная статья на тему 'Роль эстетического воспитания во всестороннем развитии дошкольников'

Роль эстетического воспитания во всестороннем развитии дошкольников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
388
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / SPEECH DEVELOPMENT / ПЕНИЕ / SINGING / МУЗЫКАЛЬНОРИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSICAL AND RHYTHMIC ACTIVITY / ВООБРАЖЕНИЕ / IMAGINATION / СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ / LISTENING OF MUSIC / АРТ-ТЕРАПИЯ / ART THERAPY / МУЗЫКОТЕРАПИЯ / MUSIC THERAPY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бутина Елена Владимировна

Анализируются проблемы современного подхода к развитию эмоциональной сферы дошкольников. На фоне быстрого роста новых технологий, использования во всех сферах жизни интернета, различных гаджетов и компьютера ослабевает потребность к эстетике. В этой связи невозможно становление цельной, гармонически развитой личности, воспитания эстетически грамотных людей, с детских лет уважающих духовные ценности, умеющих понимать и ценить искусство. С прогрессирующим снижением духовного общения между людьми становится особенно важным уделить внимание развитию речи дошкольников и, как следствие, всех остальных творческих способностей: голоса, пластики, жестов, интересов, мышления, воображения, вкусов, что формирует основы их культуры и в целом способствует общему интеллектуальному и психологическому развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of esthetic education in the harmonic development of pre-school children

In the paper the problems of the modern approach to the development of the emotional sphere of pre-school children are analyzed. Because of the rapid growth of new technologies, usage on Internet, various gadgets and computers in all spheres of life, the need for esthetics is becoming weak. Due to this the development of harmonious personality, esthetically developed people, attentive to spiritual values from the childhood, who can understand and value art, is practically impossible. Because of the progressive decline of spiritual communication between people it is especially important to pay attention to the development of children’s speech. And as a consequence of all other creative abilities: voices, movement, gestures, interests, consciousness, imagination, tastes of children that forms the basics of their culture and contributes to the intellectual and psychological development of children.

Текст научной работы на тему «Роль эстетического воспитания во всестороннем развитии дошкольников»

УДК 373.24

РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Е.В. Бутина1

АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с № 102 «Веселые звоночки» 445040, Россия, г.о. Тольятти, ул. Степана Разина, 36 E-mail: metod 102 @ pdlada.ru

Анализируются проблемы современного подхода к развитию эмоциональной сферы дошкольников. На фоне быстрого роста новых технологий, использования во всех сферах жизни интернета, различных гаджетов и компьютера ослабевает потребность к эстетике. В этой связи невозможно становление цельной, гармонически развитой личности, воспитания эстетически грамотных людей, с детских лет уважающих духовные ценности, умеющих понимать и ценить искусство. С прогрессирующим снижением духовного общения между людьми становится особенно важным уделить внимание развитию речи дошкольников и, как следствие, всех остальных творческих способностей: голоса, пластики, жестов, интересов, мышления, воображения, вкусов, что формирует основы их культуры и в целом способствует общему интеллектуальному и психологическому развитию.

Ключевые слова: музыкальное воспитание, развитие речи, пение, музыкально-ритмическая деятельность, воображение, слушание музыки, арттерапия, му-зыкотерапия.

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность - одна из центральных составляющих эстетического воспитания - играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника. Она определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста - с другой.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», - писал о музыке В.А. Сухомлинский [1]. Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии звуков, ритмов. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их

1 Елена Владимировна Бутина, музыкальный руководитель высшей категории.

25

взаимоотношениях. Она может оказать положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны [2].

Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Эмоциональная сфера, будучи наиболее тонким изначально природой заложенным уровнем психической организации человека, первичным способом отражения им окружающего мира, оказывается наиболее чуткой. Поэтому и разнообразные факторы психической депривации прежде всего негативно сказываются именно на ней. Исследования ученых свидетельствуют о том, что дети, растущие в условиях эмоциональной неудовлетворенности, связанной с дефицитом собственно человеческого внимания к ним, заботы и любви, в большинстве случаев развиваются ущербно. Несмотря на изначальную сохранность мозговых структур, природных предпосылок развития, им, как правило, оказываются свойственны такие личностные комплексы, как повышенный уровень тревожности, сверхбдительность, состояние постоянного напряжения, ожидание возможной опасности, незащищенность. На этом фоне легко возникают вторичные поведенческие и личностные отклонения, обуславливающие низкую социальную ориентировку детей, их социальную беспомощность, неэффективные способы поведения и общения.

Полноценное развитие ребенка невозможно без речевого общения. Как указывает В.В. Доброва, «в речевом общении проявляются все психологические закономерности общения в наиболее характерном и доступном исследователю виде, чем вызван большой интерес к его исследованию» [3]. В младшем и даже старшем дошкольном возрасте далеко не все дети могут свободно и легко владеть своим голосовым аппаратом, в связи с чем сложнее овладевают связной выразительной речью. Поэтому работа над речью при помощи самых разнообразных средств приобретает на сегодняшний день особое значение.

Развитие речевых способностей детей должно осуществляться в комплексе и тесной связи с решением образовательных задач. Так, музыкальное воспитание дошкольников является неотъемлемой частью педагогической работы в целом. Поэтому музыкальный руководитель, на наш взгляд, просто обязан уделять больше внимания многообразию речевой деятельности детей на занятиях, а все виды музыкальной деятельности плавно и логично совмещать с работой над развитием речи.

Музыкальная культура неразрывно связана с культурой слуха, а культура слуха - это один из важнейших факторов развития ребенка. Слушание музыки как один из видов музыкальной деятельности создает все условия для речевого развития. О.П. Радынова пишет: «Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. Речевая интонация выражает прежде всего

чувства, настроения, мысли и передается с помощью тембра, высоты и силы голоса, темпа, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями» [4]. В своей программе «Музыкальные шедевры» [5] она уделяет большое внимание процессу обогащения словаря детей, развитию музыкального мышления, музыкально-эстетического сознания ребенка, творческих способностей.

Опираясь на собственный опыт и труды таких педагогов, как Н.А. Ветлу-гина [6], Д.Б. Кабалевский [7], а главное, на произведения классической музыки, О.П. Радынова в полном объеме раскрыла вопросы нравственного развития детей через осмысленное восприятие музыкальных произведений, из чего следует развитие выразительной речи и дикции [5].

В нашем эксперименте, проводимом на занятиях по музыкальному воспитанию дошкольников, используется методика О.П. Радыновой как наиболее продуманная, методологически выстроенная и эффективная.

Известно, что музыка родилась из двух источников - слова и движения. Рождение музыки путем «отделения» интонации от слова - лишь один путь ее создания; другой - рождение музыки из движения (жеста, танца, пантомимы), которое, как и слово, является средством выражения человеком своих мыслей и переживаний. Эти два источника привели к образованию, с одной стороны, интонаций, передающих эмоциональное содержание речи, - музыкально-речевых интонаций, с другой - пластических интонаций, передающих эмоциональное содержание движений [8].

Рождение музыки из этих двух источников определило появление двух исконных, первичных видов музыкальной деятельности - пения и движения под музыку. В структуре музыкальных занятий в детском саду эти виды музыкальной деятельности занимают центральное место. При этом если пение - достаточно сложный для детей и более поздно формирующийся вид, то движение под музыку - более доступный и ранний вид музыкальной деятельности.

Музыкально-ритмические движения, танцы, музыкальные игры имеют большое значение в развитии детей и как основной двигательный вид музыкальной деятельности на занятии, наряду с восприятием, могут сопровождаться работой над развитием речи. В этой области разработаны такие программы, как «Логоритмика» Т.Ф. Кореневой [9], «Художественное движение» И.Е. Кулагиной [10]. Используя в своей работе программы Т.Ф. Кореневой [9], И.Е. Кулагиной [10], А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика» [8], С.Л. Слуцкой «Танцевальная мозаика» [11], мы убедились в том, что обычные ритмические упражнения можно превратить в законченные, органично

сочетающиеся с музыкой хореографические этюды различной сложности, исполнение которых само по себе приносит положительные эмоции.

Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности.

По мере развития ребенка - формирования у него мышления, накопления новых представлений и развития речи - усложняются его эмоциональные переживания и возрастает интерес к содержанию песни. Текст песни помогает осмыслить это содержание. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение не только воздействует на детей, но и дает им возможность выразить свои чувства. С помощью голоса - «инструмента» - можно многое выразить, о многом рассказать. «Но это возможно только при условии владения этим «инструментом», который является очень сложным, многокомпонентным, почти полностью «закрытым» [12].

Методически разработанные программы для дошкольников по развитию речи через певческую деятельность на сегодняшний день отсутствуют, поэтому в наших разработках был использован опыт хоровика-дирижера и преподавателя по вокалу детской музыкальной школы Л.В. Суворовой [10].

Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению развивает активность речевого аппарата ребенка, учит петь так, чтобы было:

- слышно (сила голоса, тембр, высота);

- внятно (дыхание, звукообразование, дикция);

- понятно (осмысленная, эмоциональная речь, акценты, паузы, темп).

Это достигается систематическими занятиями и упражнениями на развитие следующих навыков:

- артикуляция;

- дыхание;

- звукообразование и звукопроизношение;

- дикция;

- чистота интонации;

- ансамбль (стройное согласованное пение).

Возможности музыки огромны. Это космос искусства. В нем человеческие души говорят непосредственно с душой автора на языке эмоций. Но эти эмоции должны быть развиты.

Дети - глубочайшие философы: дошкольный возраст - самый плодотворный период для активного осмысления окружающего. На детском восхищении, на детском «ах» должны основываться решения познавательных и эстетических задач. Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, и надо помочь малышам не только смотреть внимательно, но и слушать. И не обязательно начинать сразу с прослушивания классической музыки. Как показал проведенный эксперимент, начинать лучше с естественных звуков вокруг. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать - будь то собеседник, природа или музыка. Даже мир звуков повседневности требует внимания, даже он, будучи услышанным, способен обогатить опыт ребенка.

Существует мнение, что только в деревне или в лесу можно что-то услышать и узнать. А что интересного можно услышать в городе? Только грохот! Но чтобы заработала детская фантазия, целесообразно использовать игровые приемы. Например, научите детей слышать и перечислять звуки городской улицы. Вот проехала легковая машина, вот обрывок разговора, вот милицейская или пожарная машина (у них характерные сигналы), звонят колокола, бьют часы. Можно слушать и тишину. Это интересно. Тишина не бывает абсолютной! Например, все замолкают и слушают тишину после трех ваших хлопков в ладоши. А потом рассказывают по очереди, кто что услышал, кто более внимателен. Дальше необходимо научить детей слышать разницу в звуках и называть их - глухие, звонкие, тихие, громкие. Заметьте, что это совершенно разные качества звуков. Затем изготовить самодельные шумовые инструменты (по методике немецкого учителя-музыканта К. Орфа), которыми потом можно озвучивать сказки, аранжировать знакомые песни, имитировать явления природы: дождь, гром, море, порывы ветра в лесу, и развивать при этом тембровый слух и чувство ритма. Важно не останавливаться на достигнутом, а усложнять совместную с детьми деятельность.

Воздействие искусством (арт-терапия) и лечение музыкой (музыкотера-пия) последние десятилетия находят сторонников во многих странах Европы и Америки. Арсенал профессиональных методов специалистов может базироваться на терапии креативного воздействия или арт-терапии, под которой подразумевается терапия творчеством, игровая терапия, художественные средства самореализации. Произведения искусства рассматриваются как глубинные проективные стимулы, а индивидуальные реакции детей на предоставленные им в свободное пользование формы искусства (копии картин, фотографии или макеты скульптурных и архитектурных сооружений, звуко-и видеозаписи музыкальных и пластических шедевров, художественные тек-

сты, театральные сценарии, изображение предметов народных промыслов) -как проявление их жизненных позиций, осознание ими собственных социальных норм и стереотипов.

В каждом человеке предполагается существование возможностей (некий скрытый потенциал), поэтому задача арт-терапии - не сделать всех музыкантами, художниками, танцорами и поэтами, а пробудить в человеке активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей. Творчество - один из путей преодоления негативных эмоций. Творческие процессы способствуют вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию соответствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для детей, не имеющих возможности выговориться, поэтому выразить свои переживания в творчестве легче и проще, чем о них рассказать, ведь именно в дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы [14]. Формируется самосознание. Эмоции становятся первым звеном в структуре поведения ребенка.

Творческая деятельность может ускорить и облегчить вербализацию переживаний, ликвидируя или снижая защиту, существующую на вербальном уровне при привычных контактах. Например, рисование может быть рассмотрено как компенсирующий акт, позволяющий ребенку подавить в себе брутальную агрессию. Лепка снимает напряжение за счет возврата к примитивным формам функционирования и удовлетворения бессознательных желаний, отвлекает от навязчивых и болезненных переживаний.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние ребенка. Музыка - это лекарство, которое слушают. Наукой давно установлен факт лечебного эффекта семи нот. Еще Пифагор открыл, что музыка может иметь терапевтическое значение, и составлял специальные гармонии для лечения различных болезней, придумывал мелодии против ярости и гнева, против заблуждений души, а также открыл силу музыки в возбуждении различных эмоций.

В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных доминантных занятий с детьми. Музыкотерапия осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа. Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована. Звук не должен быть громким и в то же время чрезмерно тихим.

Положительное влияние на ребенка оказывает классическая музыка. Музыкальные произведения выбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции: при раздражимости, утомлении, угнетенном настроении, гиперактивности, повышенной возбудимости. Благотворными, успокаивающими оказываются произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского. Возбуждающий эффект свойственен музыке Вагнера, Оффенбаха, Равеля. Тяжелый рок, клубная музыка вызывают стрессовые реакции.

Разный терапевтический эффект также производят музыкальные инструменты:

- фортепиано - снимает возбудимость, успокаивает нервную систему;

- скрипка, флейта - расслабляют;

- кларнет - улучшает кровообращение, нормализует сердечнососудистую систему;

- ударные (барабаны, литавры и т. д.) - бодрят, придают сил.

Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем:

- преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать;

- установить контакт между взрослым и ребенком;

- развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка;

- занять его увлекательным делом - музыкальными играми, пением, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.

Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии детям предлагается слушать различные музыкальные произведения, соответствующие их психологическим отклонениям, в процессе чего выявляется эмоциональное переживание ребенка.

В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используются дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, живопись или танец.

При активной музыкотерапии ребенку предлагается самому поучаствовать в исполнении музыкальных произведений (спеть, станцевать, сыграть на инструментах и т. д.), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Основной целью в данном случае является отработка различных коммуникативных навыков, устранение повышенной застенчивости, формирование выдержки и самоконтроля.

С внедрением новых федеральных требований к дошкольному образованию для музыкального руководителя особенно важно владеть набором разнообразных форм проведения музыкальной деятельности. Наряду с музыкоте-

рапией очень эффективно используются приемы игротерапии, театротерапии, куклотерапии. Остановимся подробнее на этих методах.

Игровая терапия - это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, который помогает ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру.

Занятия театротерапией могут включать множество приемов уже существующих методик группового психологического воздействия, что вполне может быть оправдано синтетической природой театра. Важно, чтобы каждое задание было направлено на внешнее выражение внутренних психических процессов ребенка. Мы предлагаем детям самим выбрать персонаж сказки, которого они хотели бы сыграть, и не даем им заранее «правильного» характера подачи своего героя. Проговаривая перед сверстниками свой выбор, ребенок приобретает уверенность в своих силах, учится отстаивать свои ценности, что способствует сознательному усвоению правил жизни, к которым он пришел сам.

Куклотерапия - метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приемов (этюдов, игр, упражнений, специально заданных ситуаций).

Таким образом, различные формы арт-терапии способствуют разрешению внутренних противоречий и комплексов ребенка.

Развивая эмоции, речь, пластику, жесты, интересы, мышление, воображение, вкусы детей, мы формируем основы их культуры, что в целом способствует общему интеллектуальному и психологическому развитию ребенка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Рад. школа, 1972. - C. 39.

2. БегакБ.А. Воспитание искусством. - М.: Просвещение, 1981. - 94 с.

3. Доброва В.В. Психолингвистический подход к исследованию способности обучения иностранным языкам // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2011. -№ 2. - С. 27.

4. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. - М.: ВЛАДОС, 1997. - С. 409.

5. Радынова О.П. Настроения, чувства в музыке. - М.: Творческий центр, 2009. -208 с.

6. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 270 с.

7. Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание. Статьи и выступления разных лет // Новое в жизни, науке, технике. Сер. Эстетика. - М.: Знание, 1984. - № 1. - 64 с.

8. Буренина А.И. Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста). - СПб: ЛОИРО, 2000. - 220 с.

9. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей. - М.: Владос, 2001. - 112 с.

10. Кулагина И.Е. Художественное движение (метод Л.Н. Алексеевой). - М.: Флинта, 1999. - 120 с.

11. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика (Хореография в детском саду). - М.: ЛИН-КА-ПРЕСС, 2006. - 272 с.

12. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. - М., 2005. - 24 с.

13. Суворова Л.В. Программа «Золотая нотка». - Ульяновск, 2013. - 208 с.

14. Доброва В.В. Психологические особенности субъектов диалогического дискурса. - Самара: СамГТУ, 2010. - 93 с.

Поступила в редакцию 11.07.2017 В окончательном варианте 12.09.2017

UDC 373.24

THE ROLE OF ESTHETIC EDUCATION IN THE HARMONIC DEVELOPMENT OF PRE-SCHOOL CHILDREN

E.V. Butina1

ANO CG «Planet of Childhood «Lada» c/g №102 «Merry Bells» 36, Stepana Razina Str., Town of Togliatty, 445040, Russia E-mail: metod 102 @ pdlada.ru

In the paper the problems of the modern approach to the development of the emotional sphere of pre-school children are analyzed. Because of the rapid growth of new technologies, usage on Internet, various gadgets and computers in all spheres of life, the need for esthetics is becoming weak. Due to this the development of harmonious personality, esthetically developed people, attentive to spiritual values from the childhood, who can understand and value art, is practically impossible. Because of the progressive decline of spiritual communication between people it is especially important to pay attention to the development of children's speech. And as a consequence of all other creative abilities: voiceс, movement, gestures, interests, consciousness, imagination, tastes of children that forms the basics of their culture and contributes to the intellectual and psychological development of children.

Key words: musical education, speech development, singing, musical and rhythmic activity, imagination, listening of music, art therapy, music therapy.

1 Helen V. Butina, music teacher of the highest category.

33

REFERENCES

1. Sukhomlinskiy VА. Serdtse otdayu detiam [Give Heart to Children]. - Kiev: Rad. shkola, 1972. - P. 39.

2. Begak B.А. Vospitaniye iskusstvom [Education by art]. - M.: Prosveschenie, 1981. -94 p.

3. Dobrova V.V. Psykhologicheskiy podkhod k issledovaniyu sposobnosti obucheniya inostrannym yazikam [Psycholinguistic approach to the research of the ability to learn foreign languages] // Vestnik Samarskogo Gosudarstvennogo Tehnicheskogo Universiteta. Ser. Psichologo-pedagogicheskiye nauki. - 2011. - № 2. - P. 27.

4. Radynova О.P. Muzykalnoye razvitie detey [Music Development f Children]. - M.: Vlados, 1997. - P. 409.

5. Radynova О.P. Nastroyeniya, chuvstva v muzike [Mood and feelings in music]. -M.: Tvorcheskiy Tcentr, 2009. - 208 p.

6. Vetlugina N.А. Muzykalnoye vospitaniye v detskom sadu [Music education in kindergarden]. - M.: Prosvescheniye, 1981. - 270 p.

7. Kabalevskiy D.B. Muzyka I muzykalnoye vospitaniye. Statiyi I vystupleniya raznyh let [Music and musical education. Papers and reports of different years]. // Novoye v zhizni, nauke, technike. Series «Esthetics». - M.: Znaniye, 1984. - № 1. - 64 p.

8. Burenina A.I. Ritmicheskaya mozaika [Rhythmical mosaic]. - SPb: LOIRO, 2000. - 220 p.

9. Koreneva T.F. Muzykalno-ritmicheskiye dvizheniya dliya detey [Musical and rhythmical movements for children]. - M.: Vlados, 2001. - 112 p.

10. KulaginaI.E. Khudozhestvennoye dvizheniye [Art movement]. - M.: Flinta, 1999. - 120 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Slutskaya S.L. Tantcevalnaya mozaika [Dance mosaic]. - M.: Linka_Press, 2006. -272 p.

12. Tuytuynnikova I.E. Uchus' tvorit'. Elementarnoye muzitcirovaniye: muzyka, rech', dvizheniye. [Learn to create. Elementary music playing: music, speech, movement]. -M., 2005. - 24 p.

13. Suvorova L.V. Programma "Zolotaya notka" [Programme "Golden key"]. -Ulianovsk, 2013. - 208 p.

14. Dobrova V.V. Psikhologicheskiye osobennosti sub'ektov dialogicheskogo diskursa [Psychological features of the dialogue discourse subjects]. - Samara: SSTU, 2010. -93 p.

Original article submitted 11.07.2017 Revision submitted 12.09.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.