Научная статья на тему 'Роль дошкольного образовательного учреждения и семьи в музыкальном воспитании детей'

Роль дошкольного образовательного учреждения и семьи в музыкальном воспитании детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
965
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / СЕМЬЯ / FAMILY / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / MUSICAL UPBRINGING OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоскутова Роза Рауфовна

В статье рассматриваются современные актуальные проблемы музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется сотрудничеству дошкольного образовательного учреждения и семьи, описываются формы взаимодействия детского сада и семьи в музыкальном воспитании дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль дошкольного образовательного учреждения и семьи в музыкальном воспитании детей»

УДК 373.2:37.018:78

Роль дошкольного образовательного учреждения и семьи

в музыкальном воспитании детей

Р.Р. Лоскутова

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

В статье рассматриваются современные актуальные проблемы музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Особое внимание уделено особенностям взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по названной проблеме. Даны методические рекомендации по организации разнообразных форм работы с семьей с целью повышения уровня музыкально-педагогической культуры родителей, развития у них понимания, готовности и умения осуществлять этот вид воспитания с учетом возможностей и интересов ребенка.

The article discusses the current issues of musical education and development of preschool children. The reader is introduced to the specific problems of correlation between preschool education and families. The article also provides some methodological suggestions regarding various forms of interaction with families in order to increase their level of musical and pedagogical culture. That helps parents to develop centain skills to carry out this kind of education by considering children's abilities and interests.

С тех пор как существует семья, главной заботой человека является воспитание детей. Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль [4]. Семейное воспитание сегодня - это создание родителями условий для свободного развития и сохранения духовного мира ребенка как основы его личностного формирования, культуры, приобщения к духовным ценностям общества. Цели воспитания ребенка и в семье, и в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) едины — всестороннее развитие личности.

На наш взгляд, важную роль в гуманизации семейного воспитания играет искусство и, в частности, музыкальное. Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его добрые поступки. Анализ исследований в области музыкальной педагогики (О. А. Апраксина, М.Г. Аранов-ский, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Е.Я. Гембицкая, Л.В. Горюнова, К.Г. Гофман, Д.Б. Кабалевский, О.П. Радынова, А.Н. Сохор, Б.М. Теплов, Р.М. Чумиче-ва, В.Н. Шацкая и др.) дает основание рассматривать данный вид искусства в качестве значимого фактора становления личности.

В настоящее время представители педагогической и музыкальной наук ищут наиболее совершенные, действенные формы и методы работы всех звеньев системы музыкально-эстетического воспитания детей. Одним из наиболее значимых и сложных элементов социальной системы, оказывающих влияние на формирование и развитие личности ребенка, являются семейные отношения.

Педагогизация музыкальной атмосферы семьи проявляется в понимании, готовности и умении родителей осуществлять данный вид воспитания с учетом особенностей развития, возможностей, интересов ребенка.

Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, даже генофондом. Истинная музыка — это источник духовного насыщения, питания ребенка [5]. Если ребенок в раннем детстве имеет возможность слушать подлинную музыку, у него сформируются правильные ориентиры, способность отличать прекрасное от банального и безобразного.

Наш опыт научно-практического решения проблемы свидетельствует, что всякая музыкальная деятельность в семье осуществляется, прежде всего, в общении с родителями. Она связана с социальными условиями, в которых ребенок воспитывается дома, интересами взрослых членов семьи, мотивами их отношений к музыкальному воспитанию, общей культурой.

Социологические исследования, проведенные нами в форме анкетирования и опроса родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста в Республике Марий-Эл в 2008 году, показали, что музыка выходит на первое место и является самым любимым, предпочитаемым видом искусства. Из 700 опрошенных музыке как виду искусства отдают предпочтение 78 %. Сегодня можно отметить и значительный рост музыкальной образованности родителей. Более 20 % респондентов имеют специальное музыкальное образование.

106

Психолого-педагогические науки

Однако при всех успехах системы музыкального воспитания было бы глубоко ошибочно характеризовать уровень музыкальной культуры современных родителей лишь с позитивной точки зрения. Анализ результатов исследования показывает, что за количественным благополучием процесса «потребления» музыки скрываются порой сложные проблемы и противоречия. Это, прежде всего, односторонняя ориентация большинства родителей и детей на эстрадно-развлекательную музыку, которая не требует больших интеллектуальных и нравственных усилий для постижения. Такой уровень культуры восприятия формирует поверхностно-потребительский тип музыкальной культуры [5].

В результате анкетирования выявлено, что 78,5 % опрошенных предпочитают слушать современную эстрадную музыку. На втором месте по предпочтению — классическая музыка (15,5 % родителей). Наименьшей популярностью пользуется народная музыка - 6 %. Выявлено также, что музыкальная активность многих родителей находится на уровне ниже среднего.

К сожалению, высокохудожественная музыка постепенно уходит из семейного воспитания, что связано с несогласованностью семейного и общественного воспитания, пассивной позицией определенной части родителей и низким уровнем их педагогической культуры, недооценкой музыки как действенного вида искусства в духовном становлении ребенка. Многих родителей смущает собственная их недостаточная, как они полагают, музыкальная подготовленность.

Анализ результатов исследования позволил нам выделить одно из наиболее печальных родительских заблуждений — музыкой должны заниматься только одаренные дети. Заблуждение это многолико и в разных семьях проявляется по-разному. Можно сказать без преувеличения, что совсем немузыкальных детей практически нет. Большое значение, как уже подчеркивалось выше, имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Немузыкальные взрослые — это как раз те дети, способности которых вовремя не выявили и потому загубили.

Мы считаем, что возникновение дефицита музыкального воспитания в современной семье связано с такими факторами, как неподготовленность значительной части родителей к данному виду воспитания, отказ от активной роли собственного участия в воспитательном процессе, утрата идей народной музыкальной педагогики. Как показал опрос, в большинстве семей отсутствует понимание того огромного влияния, которое обучение музыке оказывает на формирование духовного мира ребенка, на нравственно-эстетическое развитие личности, его сознание, чувства и поведение.

В настоящее время пропаганда вопросов, связанных с музыкальным воспитанием в семье, приобретает особое значение. Как бы хорошо ни велась работа по музыкальному воспитанию детей педагогами в дошкольном образовательном учреждении, а затем и в школе, семья, ее музыкальный «микроклимат» продолжают оказывать существенное влияние, которое может носить как положительный, так и, к сожалению, отрицательный характер [4].

Поэтому мы считаем, что ДОУ и семья должны представлять собой единую воспитательную систему, и разрешение данной проблемы мы видим в попытке интегрировать усилия педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей в музыкальном воспитании и развитии детей.

Цель нашего экспериментального исследования на базе МДОУ № 92 «Искорка» г. Йошкар-Олы состояла в разработке таких форм взаимодействия ДОУ с семьей, которые позволят наиболее эффективно решать задачи музыкального воспитания детей, будут способствовать выявлению музыкально-воспитательных возможностей родителей и разработке эффективных методов управления процессом создания музыкального «микроклимата» семьи.

В ходе экспериментальной работы решались следующие задачи:

1. Разработать авторскую модель и методику музыкального воспитания детей в семье.

2. Апробировать разработанную модель и методику по использованию разнообразных форм сотрудничества ДОУ и семьи в музыкальном воспитании дошкольников.

3. Обобщить полученные данные, подготовить методические рекомендации по формам взаимодействия ДОУ с семьей в приобщении детей к музыкальному искусству.

Эксперимент осуществлялся в триаде: педагоги, родители, дети.

При ДОУ № 92 «Искорка» функционировала психолого-педагогическая служба, ориентированная на реализацию всех трех направлений. Работа с педагогами проводилась как в традиционных, так и нетрадиционных формах:

- консультации, тренинги, направленные на личностный и профессиональный рост педагогов, на повышение их уровня общей и эстетической культуры;

- проведение круглых столов, дискуссий, педагогических советов в форме деловых игр с целью развития самостоятельной творческой активности педагогов ДОУ, их профессиональных умений: «Диалог в прямом эфире», «КВН», «Брейн-ринг», «Служба доверия», «Телефон радости», «Счастливый случай», «Звездный час», «Ярмарка идей» и др.

На первом этапе исследования было необходимо выявить и проанализировать состояние музыкального воспитания в семьях, охваченных экспериментом. Для этого нами были разработаны анкеты для родителей по выявлению: уровня их музыкальной культуры; отношения и мотивации к проблеме семейного музыкального воспитания детей.

Для исследования специальная выборка семей не производилась. Среди родителей были лица с различным уровнем образования, представители различных видов профессиональной деятельности, различных возрастных групп и т.д.

Результаты исследования позволили сделать некоторые выводы о состоянии «музыкального климата» в семьях:

1. У большинства родителей есть стремление к общению с музыкальным искусством. В семьях используются различные каналы музыкальной информации. В этом можно видеть объективные предпосылки для формирования музыкальных интересов детей.

2. Обнаруженные в результате исследования ошибочные отношения некоторых родителей к музыкальному воспитанию детей требуют специального внимания со стороны ДОУ с тем, чтобы привить правильные взгляды на эту сторону воспитательного процесса.

На основании изложенных выше фактов мы можем утверждать, что, несмотря на внешнее проявление интереса к музыкальному искусству, уровень музыкальной культуры в семьях недостаточно высок.

На следующем этапе опытно-экспериментальной работы была разработана авторская модель музыкального воспитания детей в условиях семьи, которая включала в себя следующие блоки: учебно-воспитательный процесс; организованный семейный досуг; самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников; музыкальная психотерапия для всей семьи; взаимодействие ДОУ с семьей по музыкальному воспитанию детей через педагогический всеобуч, организованный досуг, средства наглядной агитации и творческие лаборатории.

Большое значение мы придавали совместному общению с музыкой родителей и детей, учитывая это как один из значительных показателей интереса к музыкальному воспитанию. В ДОУ были организованы клубы для родителей и детей: «Камертон», «Музыкальная гостиная», «Пока горит свеча», «Здоровье и музыка», «Синтез искусств». Успешно функционировали хореографическая студия «В мире бального танца», вокальные студии «Серебряные колокольчики» и «Шо-нанпыл» («Радуга»). С целью повышения уровня духовной и музыкальной культуры взрослых и детей был организован клуб любителей классической музыки «Орфей».

Родителей привлекали к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ и в семьях. Силами педагогов и родителей были оформлены музыкальные и театрализованные уголки в каждой возрастной группе. В рамках объявленного конкурса «Музыкальные инструменты и игрушки мастерим сами», силами родителей совместно с детьми были изготовлены музыкальные игрушки и инструменты-самоделки.

Совместно с родителями были проведены семейные праздники: «Музыкальный семейный архив», «Фестиваль семейного творчества», «Путешествие по музыкальным островам», «Русская ярмарка», «Семейный калейдоскоп», «Папа, мама, я - музыкальная семья», «Семейные музыкальные традиции», «Цвети и расцветай мой марийский край» и многие другие.

Отрадно отметить, что в результате проделанной работы значительно возрос:

- уровень педагогической культуры родителей;

- понимание взрослыми (как педагогами, так и родителями) роли различных видов искусства в процессе формирования личности ребенка;

- интерес к совместным с детьми действиям по приобщению к различным видам искусства;

- творческие способности как детей, так и взрослых (педагогов и родителей).

Мы считаем, что в настоящее время пропаганда вопросов, связанных с музыкальным воспитанием детей в семье, приобретает особое значение. Консультируя родителей, педагогу-музыканту необходимо рассказывать об опыте музыкального воспитания, накопленном ребенком в ДОУ, чтобы они могли использовать его дома, давать рекомендации по применению доступных и эффективных методов и приемов музыкального воспитания детей в семье. Воспитание детей начинается с воспитания и самовоспитания взрослых.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белобородова, В.Н. Музыкальное воспитание детей в семье / В.Н. Белобородова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 2. -С. 18-21.

2. Карташов, Н.В. Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье / Н.В. Карташов. - М.: Владос, 1997. - 340 с.

3. Мадорский, Л.Р. Музыка начинается в семье / Л.Р. Мадор-ский // Народный университет педагогического факультета. - 1982. -№ 2. - С. 3-9.

4. Овчарова, Р.В. Семейная педагогика: вопросы и ответы / Р.В. Овчарова. - М.: Просвещение, 1996. - 250 с.

5. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. - М.: Вла-дос, 1994. - 223 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.