УДК 37.036.5+37.04-053.4
Цзян Сюхун
Китай
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ И КИТАЯ
ГСНТИ 14.23.05 Код ВАК 13.00.07
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музыкальное воспитание детей дошкольного возраста; система музыкального воспитания детей дошкольного возраста в России; система музыкального воспитания детей дошкольного возраста в Китае; сравнительный анализ; дошкольное образовательное учреждение.
АННОТАЦИЯ. Представляются результаты исследования, посвященного сравнительному анализу систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая, обосновывается актуальность исследования, дается характеристика его методов, раскрываются общие и особенные черты, присущие методикам музыкального воспитания детей дошкольного возраста, реализуемым в детских садах России и Китая.
Jiang Xiuhong
China
COMPARATIVE ANALYSIS OF SYSTEMS OF MUSICAL EDUCATION IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIA AND CHINA
KEY WORDS: musical education of children of preschool age; system of musical education of children of preschool age in Russia; system of musical education of children of preschool age in China; the comparative analysis; preschool educational institution.
ABSTRACT. The article presents results of the research devoted to the comparative analysis of systems of musical education in preschool educational institutions of Russia and China, topicality of the research is proved, methods of the conducted research are given, similarities and differences of methods of musical education of preschool age children used in kindergartens of Russia and China are revealed.
Глобальная интеграция как естественная потребность человечества в прогрессивном развитии техники, экономики, ин-
интеграции и культурного плюрализма.
© Цзян Сюхун, 2011
форматизация общества приводит к объединению людей и постепенному стиранию границ между странами. В связи с этим можно прогнозировать, что прогрессивное развитие и отдельного человека, и любой науки, в том числе и педагогики, возможно только при условии интеграции, соединения разных культур и традиций.
Особым потенциалом для интеграции, объединения культур, для установления понимания между людьми разных национальностей обладает музыка. Музыка — сложное явление, которое принадлежит не только человеческому обществу, но и миру, жизни в целом. Музыка способна совершенствовать мир, т. е. нести в мир красоту, что, по всей видимости, и является конечным предназначением музыки. Музыка прежде всего есть путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством.
Музыка помогает человеку понимать мысли и чувства других людей, она образовывает человека, помогает общаться людям, говорящим на разных языках. Иными словами, музыка — мощное средство, которое помогает стирать границы между странами и людьми.
Современные тенденции развития музыкальной культуры связаны с тем, что происходит постепенное сближение традиций музыкального искусства Востока и Запада. Изначально принципы создания музыки и отношения к ней на Востоке и на Западе существенно различны. Если западная музыка — это передача эмоций и чувств через музыкальный звук, через мелодическую и гармоническую интонацию, то музыка Востока — это в большей степени философия жизни, созерцание самой жизни, поскольку «самая лучшая музыка та, в которой мало звука» (Лао Цзы).
Музыка — это не просто вид искусства. Это одно из важнейших средств гар-
монизации человека с самим собой и окружающим миром. Анализ искусствоведческой, психологической и педагогической литературы убедительно доказывает, что процесс музыкального воспитания ребенка дошкольного возраста имеет огромный развивающий потенциал.
Во-первых, музыкальное воспитание обеспечивает гармоничное развитие ребенка:
- музыка позволяет ему познавать как свои эмоции и чувства, так эмоции и чувства других людей;
- музыка влияет на разные стороны его развития; в процессе музыкального воспитания осуществляется целостное развитие дошкольника. Во-вторых, использование музыки в
педагогическом процессе детского сада гармонизирует этот процесс, обеспечивая эмоционально-комфортную атмосферу, содействующую детскому развитию.
Музыкальное воспитание — это прежде всего эмоциональное «питание», основывающееся на высших социальных потребностях человека.
Взаимное общение между культурами разных народов в наше время прибрета-ет особенно важное значение. Огромную роль играет музыкальное и, шире, эстетическое воспитание детей и молодежи.
В теории и методике дошкольного образования России накоплен достаточной опыт развития детей в разных видах деятельности (Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт,
О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева, М. М. Стре-каловка, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, З. А. Михайлова и др.), в том числе музыкальной (Н. А. Ветлугина, Н. А. Мет-лов, О. П. Радынова, А. Н. Зимина, Е. А. Дубровская, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская).
В настоящее время современные концепции российского дошкольного образования — концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности и поведения
(В. И. Логинова, А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, О. В. Солнцева,
О. Н. Сомкова, В. В. Горшкова и др.); концепции развития творчества дошкольников (Н. А. Ветлугина, О. М. Дьяченко, Л. Ю. Субботина, Е. Е. Туинк и др.), концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова и др.), концепция развивающего обучения (В. В. Давыдов, В. А. Петровский,
Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и др.), концепция диагностики и развития музыкальных способностей детей (Н. К. Голубев, Б. П. Битинас, И. Ю. Гутник, Е. Г. Юдина, Т. А. Барышева, В. Т. Кудрявцев, В. В. Синельников, Н. А. Ветлугина, А. Г. Гогобе-ридзе, В. А. Деркунская, О. П. Радынова и др.) и другие — актуализируют проблему разработки концептуально новых подходов к развитию системы дошкольного образования.
Проблемами развития дошкольного образования в КНР занимаются многие известные ученые Китая, такие, как Чжу Цзясюи, Чжао Цзнши, Сюй Чжоя, Фэн Сяося, Хуан Цзинь и др.
В Китае 50-х гг. XX в. была построена система образования, во многом копирующая систему образования и воспитания в СССР, в том числе и систему дошкольного воспитания. Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях Китая активно перенимало опыт системы дошкольного воспитания Советского Союза.
Теория советского дошкольного музыкального воспитания стала главной теорией музыкального воспитания в детских садах Китая, педагоги широко использовали методику дошкольного музыкального воспитания СССР в практике музыкального воспитания в дошкольных учреждениях Китая.
С 80-х гг. прошлого века началась реформа дошкольного образования Китая. Современные концепции и национальные проекты: Закон Китайской Народной Республики «Об образовании»,
«Руководящая программа воспитания в детском саду», «Концепия целостного развития ребенка» (Вэн Хэ), «Субъектная концепция развития ребенка» (Чжао Цзнши), «Индивидуально-дифференциальная концепция развития ребенка» (Ли Цзимэй, Лю Янь), «Концепция деятельности и развития ребенка» (Вэн Хэ) и другие актуализируют проблему разработки концептуально новых подходов к педагогическому процессу.
В последние несколько лет в области дошкольного образования Китая появилось большое количество различных программно-методических разработок. Дошкольные учреждения активно используют возможности, открывшиеся перед ними в изменении содержания образования, например, большинство детских садов заимствовали методику М. Монтессори, а в области музыкального воспитания детей — методику К. Орфа. Однако при этом педагоги иногда стремятся к использованию как можно большего количества образовательных программ и технологий, но не всегда способны оценить их качество, особенно с точки зрения процессов взаимодействия взрослого и ребенка. Поэтому особый интерес представляет проблема сравнения и взаимодополнения систем музыкального воспитания Востока и Запада, в частности России и Китая.
Сравнение систем дошкольного музыкального воспитания в России и Китае целесообразно осуществлять по следующим направлениям: сравнительный
анализ идей, лежащих в основе систем дошкольного музыкального воспитания России и Китая; сравнительный анализ образовательных программ, использующихся в дошкольных учреждениях России и Китая; сравнительный анализ особенностей организации музыкального воспитания в детских садах России и Китая; сравнительный анализ особенностей музыкального развития детей в детских садах России и Китая.
Нами была использована комплексная методика исследования, включающая теоретический анализ философской, музыковедческой, психологопедагогической литературы по изучаемой проблеме исследования; педагогический констатирующий эксперимент; анкетирование, беседы, наблюдения, качественный, количественный и статистический анализ экспериментальных данных.
Сравнительный анализ теории и практики дошкольного образования показал, что и в России, и в Китае сложились достаточно устойчивые традиционные системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Становление российской системы музыкального воспитания связано с именами Б. М. Теплова, Н. А. Ветлугиной, И. П. Дзержинской, О. П. Радыновой и др. В данной системе четко и полно определены целевой, содержательный, методический и результативный компоненты. Так, задачи музыкального воспитания в детском саду всегда были подчинены общей цели целостного и гармоничного развития личности и строились с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников. Это задачи:
- воспитания любви и интереса к музыке;
- обогащения музыкальных впечатлений в процессе знакомства с произведениями разных жанров и стилей;
- развития эмоциональной отзывчивости, сенсорных и музыкальных способностей;
- развития умений слушать музыку, развития певческого голоса, выразительности движений, умений игры на детских музыкальных инструментах.
- содействия возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений от музыки и представлений о ней, формирования перво-
начального оценочного отношения к музыкальным произведениям;
- развития творческой активности во всех видах музыкальной деятельности: передача характерных образов в играх и хороводах, сочинение танцев, импровизация песен и попевок. Система музыкального воспитания в детском саду ориентирована на развитие у ребенка разных видов музыкальной деятельности: слушание музыки, исполнительство (пение, танец, игра на детских музыкальных инструментах), творчество, музыкально-образовательная деятельность.
Сложились методики обучения детей разным видам музыкальной деятельности. Разработаны формы организации музыкальной деятельности детей: занятия (фронтальные, по подгруппам, индивидуальные); вечера досуга, праздничные утренники, самостоятельная музыкальная деятельность, использование музыки в повседневной жизни детского сада. Определено, что работу по музыкальному воспитанию детей осуществляет музыкальный руководитель в сотрудничестве с воспитателями детского сада.
Все это свидетельствует о сложившейся системе дошкольного музыкального воспитания в России.
Проблемами методики музыкального воспитания в Китае занимались многие ученые, музыканты и педагоги, в том числе Сяо Иомэй, Фэн Зикэ, Хуан Зи, Дай Динчэн, Лю Пэй, Сю Чжоъя и др.
В Китае детские сады работают по единой программе «Руководящая программа воспитания детей в детском саду». В настоящее время задачи дошкольного воспитания в Китае ориентированы на всестороннее развитие детей в нравственном, умственном, физическом, эстетическом аспектах и на подготовку к школе.
Обобщенные цели музыкального воспитания в детском саду Китая:
1. В музыкальной практической деятельности развитие у ребенка эстети-
ческого, эмоционального отношения к музыке и танцу, а также к окружающей среде.
2. Организация синтетической художественной деятельности голосом, телом, музыкальными инструментами, а также средствами изобразительного искусства, литературы, театра и другими способами. Изучение и исполнение музыкальных произведений и танцев, обогащение музыкального и художественного языка. Одновременное развитие в процессе исполнительства мышления, воображения, творческих умений и чувства эстетического удовольствия.
3. Стимулирование участия ребенка в общей музыкальной деятельности, в жизни детского коллектива, позволяющее развивать способность к коммуникации, согласованию, сотрудничеству в музыкальных видах деятельности. Переживание эмоционально-чувственного настроения в процессе коллективной музыкальной деятельности.
Содержание работы включает слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.
Разработаны формы организации музыкальной деятельности детей: фронтальные занятия, праздничные утренники, самостоятельная музыкальная деятельность, использование музыки в повседневной жизни детского сада. Работу по музыкальному воспитанию осуществляет не специальный педагог, а два учителя в группе детского сада.
Таким образом, можно констатировать, что в дошкольных учреждениях России и Китая сложились традиционные системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Эти системы характеризуются определенной идеологией, целевой ориентацией, содержанием, способами и формами организации процесса музыкального воспи-
тания. В процессе сравнительного анализа теории и методики музыкального воспитания в дошкольных учреждениях России и Китая мы установили, что в историческом развитии систем музыкального воспитания в дошкольных учреждениях России и Китая существует много общего.
1. Музыкальное воспитание в дошкольном образовательном учреждении как педагогический процесс целостного развития детей дошкольного возраста. Системообразующая цель музыкального воспитания — развивать ребенка всесторонне и гармонически. Эта эстетическая идея, которая прослеживается в работах российских и китайских педагогов, живет уже не один век. Педагогам и воспитателям необходимо во всей полноте осознать ценность музыкального воспитания и его влияние на целостное и гармоническое развитие детей дошкольного возраста, поскольку музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека (В. А. Сухомлинский).
2. Музыкальное воспитание в дошкольном образовательном учреждении и эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание является ядром музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждении, все цели музыкального воспитания достигаются прежде всего посредством процесса эстетического влияния. Музыкальное воспитание через процесс эстетического влияния создает совершенную личность человека, поэтому процесс музыкального воспитания есть процесс эстетического влияния.
3. Музыкальное воспитание как средство гармонического развития ребенка. Музыка есть выражение человеческой эмоции, чувства и мысли. У каждого человека имеется музыкальный потенциал, инстинкт, поэтому музыкальное воспитание должно быть направлено на каждого человека. Задачи музыкального воспитания ориентированы на всех де-
тей, которые, может быть, и не станут музыкантами. Это воспитание любителей музыки, развитие у всех детей музыкальных способностейсоздающих фундамент для глубокого музыкального развития.
4. Музыкальное воспитание как средство развития творческих способностей ребенка. Художественное образование играет особую роль в развитии творческих способностей человека. Одна из целей художественного образования — развитие воображения и творческих способностей в процессе восприятия произведений искусства. В творческой деятельности большое значение имеет действие в процессе, активное обучение, в котором развивается воображение и творческие способности, хотя результат этой деятельности может быть незначительным с точки зрения высокого искусства. Однако он ценен, потому что это искание, переживание и приобретение опыта практической продуктивной деятельности.
В исследовании выделены и особенные черты системы музыкального воспитания в дошкольных учреждениях Китая.
Во-первых, национальные особенности каждого народа отражаются в культуре. Китай — многонациональная страна с древнейшей культурой. Китайская культура характеризуется культурным единством, своеобразием и уникальностью, в том числе и музыкальной. Концепцию эстетического и музыкального воспитания определяют музыкальные идеи древнего философа Конфуцзи, эстетические идеи представителей нового культурного движения Кан Ювэй, Лян Цичао, которые ориентированы на совершенствование личности; воодушевление, обогащение души; самосовершенствование, воспитание добродетели, нормативного поведения. Современные концепции музыкального воспитания в дошкольных образовательных учрежде-
ниях Китая также ориентируются на эту линию, воспитывают личность с активным отношением к жизни, способную воспринимать и любить красоту окружающего мира. С 90-х гг. ХХ в. приоритет эстетического воспитания в музыке помогает развивать у детей способность и желание эстетического отношения к окружающему миру (окружающий мир включает природу, материальную сферу; эстетическое отношение — взаимопомо-гающее, гармоническое отношение; способность — умение восприятия и практические навыки; желание — тенденцию активного отношения).
Во-вторых, становление методики музыкального воспитания в дошкольных учреждениях Китая осуществлялось под влиянием зарубежных теорий музыкального воспитания в школе и детском саду. Теория и методика музыкального воспитания Китая заимствовала зарубежный опыт.
В-третьих, современная теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста в Китае требует дальнейшего развития.
Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы, проведенной в дошкольных учреждениях России и Китая, показал, что в системе музыкального воспитания в дошкольных учреждениях России и Китая существуют и общие, и различные черты.
Обнаружены довольно существенные различия в процессах организации музыкального воспитания в детских садах России и Китая. Различия касаются квалификации педагогов, форм и технологий музыкального воспитания, особенностей развивающей среды.
Таким образом, в ходе проведенного исследования:
- определены научно-педагогические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста, лежащие в системе дошкольного музыкального воспитания России и Китая;
- впервые в сравнительном плане изучены особенности организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста в российских и китайских детских садах, выявлено общее и особенное в организации музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста в
дошкольных образовательных учреждениях России и Китая;
- разработаны методические рекомендация для оптимизации системы музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Китая.