Научная статья на тему 'Особенности планирования процесса музыкального воспитания детей в ДОУ'

Особенности планирования процесса музыкального воспитания детей в ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2055
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ / PROCESS OF MUSICAL EDUCATION / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ / PLANNING TYPES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абсалямова Алина Рамилевна

В статье поднимаются вопросы планирования процесса музыкального воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, рассматриваются виды и условия планирования музыкально-образовательной работы с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абсалямова Алина Рамилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the planning process of the musical education of children in kindergarten

The article raises questions about the planning process of musical education of children in preschool educational institutions are considered the types and conditions of planning the musical and educational work with children.

Текст научной работы на тему «Особенности планирования процесса музыкального воспитания детей в ДОУ»

РАЗДЕЛ 4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373.2

А.Р. Абсалямова, г. Шадринск

Особенности планирования процесса музыкального воспитания

детей в ДОУ

В статье поднимаются вопросы планирования процесса музыкального воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, рассматриваются виды и условия планирования музыкально-образовательной работы с детьми.

Процесс музыкального воспитания, планирование, виды планирования.

R.A. Absalyamova , Shadrinsk

Features of the planning process of the musical education of children

in kindergarten

The article raises questions about the planning process of musical education of children in preschool educational institutions are considered the types and conditions of planning the musical and educational work with children.

Keywords: Process of musical education, planning, planning types.

Планирование музыкального воспитания детей является актуальной темой в педагогической науке. Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей, способностей, вкуса, идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность. Музыкальное воспитание в детском саду должно осуществляться силами педагогического коллектива целенаправленно и углубленно.

Процесс музыкального воспитания детей происходит не автоматически, поскольку его внешние и внутренние причины находятся в сложных взаимосвязях. Усвоение одного и того же музыкального материала детьми одинакового возраста происходит по-разному. Поэтому музыкальное развитие дошкольников происходит в процессе обучения определенным видам музыкально-практической деятельности в определенной последовательности. Педагогу необходимо ясно представлять источники возникновения у детей тех или иных свойств личности, черт характера, особенности формирования музыкальных умений и навыков, а также необходимый уровень музыкального развития воспитанников, который важно достичь в результате педагогической работы. Вся деятельность педагога в процессе музыкального воспитания должна быть направлена на активизацию у детей музыкального восприятия и музыкальных способностей, тренировку слуховых и двигательных анализаторов, без участия которых не может решаться ни одна самая элементарная музыкально-творческая задача, стоящая перед ребенком.

Вопросам музыкального воспитания детей дошкольного возраста посвящены исследования Н.А. Ветлугиной, Ю.С. Богачинской, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Гончаровой,

В.А. Деркунской, И.Л. Дзержинской, Е.А. Дубровской, А.Н. Зиминой, Д.Б. Кабалевского, Н.А. Метлова, О.П. Радыновой, Н.В. Фроловой и др.

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется музыкальным руководителем. Общее руководство всей работой по музыкально-эстетическому воспитанию детей является одной из важных функций заведующего детским садом и старшего воспитателя. Эта работа ведется в двух направлениях. Во-первых, заведующий совместно со старшим воспитателем обеспечивает руководство планированием всего процесса музыкального воспитания. Они систематически контролируют выполнение требований образовательной Программы по музыкальному воспитанию и развитию детей.

Во-вторых, заведующий и старший воспитатель создают необходимые условия для успешного осуществления работы по музыкально-эстетическому воспитанию, оснащая педагогический процесс необходимым оборудованием, техническими средствами, пособиями, методической и научно-педагогической литературой.

Планирование - это заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов. Принципами планирования являются: научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, повторность [1].

Работа педагога требует постоянной и серьезной подготовки. Поэтому план в организации всех видов музыкальной деятельности играет огромную роль. Он помогает:

- видеть перспективу музыкального развития детей;

- равномерно распределять музыкально-образовательную работу в течение года;

- своевременно готовиться к проведению любых форм работы по музыкально-эстетическому воспитанию с детьми, родителями, педагогическим коллективом;

- обдумывать методы и методические приемы педагогических воздействий на воспитанников.

Условиями успешного планирования музыкально-образовательной работы с детьми являются:

- знание требований, определенных образовательной программой детского сада;

- знание требований той альтернативной программы, материал которой частично используется в работе педагогического коллектива;

- хорошее знание музыкального репертуара для всех возрастных групп детей и требований к его подбору;

- знание возрастных особенностей детей, осведомленность об уровне развития каждого ребенка;

- тесный контакт с членами педагогического коллектива, учет их интересов и возможностей [2].

Для создания системы в планирования в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:

1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на

3 года.

2. Годовой план ДОУ.

3. Тематические планы (по основным видам музыкально-практической деятельности).

4. Индивидуальные планы специалистов и администрации.

5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.

Действенным руководством в работе музыкального руководителя являются

календарный и перспективный планы.

Календарный план - это перспектива образовательной работы на короткий промежуток времени. Он основан на программе обучения, где для каждой возрастной

группы определен объем музыкальных знаний, умений и навыков, который дети должны усвоить в течение года. Музыкальный репертуар, рекомендованный программой, распределен с учетом постепенного возрастания его сложности [3].

Календарный план работы составляется на одно-два занятия в каждой возрастной группе в соответствии с теми общевоспитательными задачами, которые осуществляет дошкольное учреждение. Это дает возможность в определенной последовательности равномерно распределить учебный материал по занятиям, избежать поспешности при подготовке к праздникам.

При составлении календарного плана необходимо предусмотреть оптимальное соотношение новых заданий по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям с повторными, незнакомого и знакомого материала, различных форм занятий и методических приемов обучения. В план одного занятия можно включать только одно новое музыкальное произведение. Другой же материал должен находиться в состоянии разучивания, закрепления или самостоятельного исполнения. Когда в календарный план включается новое произведение, кроме его названия обязательно указываются фамилии композитора, автора текста песни, игры или пляски. При календарном планировании каждого занятия, необходимо указать его программное содержание, воспитательные задачи, основные методические приемы обучения, а также необходимые наглядные пособия. Воспитатель обязан внести планы всех музыкальных занятий в свой календарный план.

Важным условием правильной организации музыкально-воспитательной работы детского образовательного учреждения является перспективное планирование, как перспектива образовательной работы на более длительный промежуток времени [3].

Целесообразно заносить в перспективный план весь объем работы по музыкальному воспитанию детского и взрослого коллектива, которую необходимо осуществлять музыкальному руководителю в течение года. Она включает:

1. Работу с родителями и педагогическим коллективом (планируется совместно с руководителем дошкольного образовательного учреждения) с указанием дней и времени проведения консультаций, открытых занятий, вечеров развлечений, празднований, докладов и сообщений на родительских собраниях; количества и времени практических занятий, семинаров, практикумов для воспитателей.

2. Разнообразные формы музыкальных вечеров развлечений.

3. Формулировку специфических задач музыкального воспитания и развития ребенка, выдвинутых дошкольным учреждением и связи с парциальным использованием какой-либо альтернативной программы обучения или учетом специфики региона.

4. Дополнительный музыкальный репертуар, подобранный музыкальным руководителем в связи со специфическими задачами, опубликованием новых сборников нот, материалов по музыкальной педагогике.

Таким образом, планирование процесса музыкального воспитания детей играет огромную роль. Оно помогает видеть перспективу, равномерно работать в течении года, своевременно готовиться к проведению любых форм музыкально-образовательной работы с детьми. Организация работы по музыкальному воспитанию в детском саду зависит от тесного контакта всего педагогического коллектива, от взаимоотношений и взаимопонимания его членов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фролова, Н.В. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников. В 2 ч. Ч. 1 : учеб. пособие / Н.В. Фролова. - Комсомольск-на-Амуре : Изд-во Амур. гуманитар.-пед. гос. ун-та, 2007. - 104 с.

2. Дубровская, Е.А. Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольных учреждениях :

учеб. пособие / Е.А. Дубровская. - М. : Просвещение, 1988. - 268 с.

3. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : учеб. пособие / А.Н. Зимина. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 304 с.

4. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика дошкольного воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М. : Академия, 2007. - 320 с.

5. Москвина, И.В. Организация самостоятельной работы студентов вуза с целью повышения качества профессионального образования / И.В. Москвина // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2010. - № 4 (10). - С. 88-93.

УДК 373.2

Л.Г. Касьянова, г. Шадринск

Организация самостоятельной художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации

ФГОС ДО

В статье раскрываются возможности современных технологий художественно-эстетического воспитания детей в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО, особое внимание уделяется развитию самостоятельной художественно-эстетической деятельности детей.

Самостоятельная деятельность детей, художественно-эстетическое воспитание, мини-музей, центр художественного творчества, художественно-дидактические игры, информационно-коммуникационные технологии.

L.G. Kasyanova, Shadrinsk

Organization of independent artistic and aesthetic activities of children of preschool age in the conditions of realization of the Federal state educational standard of preschool education

The article describes the possibilities of modern technologies, artistic and aesthetic education of children in kindergarten in the context of implementation of the Federal state educational standard ofpreschool education, special attention is paid to the development of independent artistic and aesthetic activities of children.

Keywords: Independent activity children, art and aesthetic education, a mini-museum, a centre for artistic creation, artistic and didactic games, information and communication technologies.

В художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста самостоятельная деятельность является неотъемлемым элементом педагогического процесса. Сегодня развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста является одной из интереснейших педагогических проблем. С введением ФГОС ДО [1], самостоятельная деятельность детей становится обязательной частью педагогического процесса наряду с непрерывной образовательной деятельностью, организацией режимных моментов и взаимодействием с семьями воспитанников.

Актуальным направлением современного дошкольного образования является художественно-эстетическое воспитание, определяемое в педагогике как формирование и развитие художественно-эстетического сознания и активизация его до творческой деятельности, предполагающей проявление полной самостоятельности. Художественно-эстетическое воспитание является одной из необходимых предпосылок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.