DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.03
УДК 372.578: 15 ББК 74.100.551.3: 88.834
Е.Ю. Волчегорская1, Е.А. Гладкова2
1 ORCID № 0000-0001-6764-7747, профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-maiЬ. volchegorskayaeu@cspu.ru 2 ORCID № 0000-0001-7311-3792, аспирант кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-тай: katusha_glad@mail.ru
го са о
Ч ГО
iff <
ш
к го
О
о ф
т ^
о ш
ш
музыкальная деятельность как средство эмоционально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
Аннотация
Введение. В статье определена важность эмоционально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в современных условиях, отмечена роль различных видов музыкальной деятельности в эмоционально-коммуникативном развитии ребенка.
Материалы и методы. Основными методами являются анализ научной литературы, обобщение и систематизация педагогического опыта по проблеме. Цель статьи - представить теоретический анализ возможностей музыкальной деятельности в эмоционально-коммуникативном развитии дошкольников.
Ре.зультаты. В статье впервые исследована проблема эмоционально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности различных видов музыкальной деятельности в эмоционально-коммуникативном развитии дошкольника.
Обсуждение. На основании проведенного исследования делаются выводы о том, что каждый вид музыкальной деятельности оказывает определённое влияние на развитие эмоциональной сферы и общение ребёнка.
Заключение. Музыкальная деятельность создает условия для развития гармоничной личности, в том числе способствует развитию эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. Подведён итог о положительном воздействии видов музыкальной деятельности на эмоционально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: музыкальная деятельность, эмоционально-коммуникативное развитие, дети дошкольного возраста.
Основные положения:
• определена значимость музыкальной деятельности в эмоционально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста;
• представлены виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста и обозначено их влияние на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности детей.
1. Введение (Introduction)
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее полноценное существование ребенка в системе «Я - мир» является одной из актуальнейших проблем современной дошкольной педагогики. В пери-
од дошкольного детства ребенок вступает в мир человеческих отношений, учится существовать в нем, взаимодействовать с людьми в различных ситуациях, ясно выражать свои мысли в речи, слушать и слышать, понимать, адекватно реагировать на высказывания. Все это - проявление
социально-коммуникативной компетентности, способствующей успешной реализации дошкольником позиции субъекта в различных видах деятельности и разноуровневых социальных контактах [1]. При этом трудности в установлении межличностных отношений у детей во многом обусловлены неумением ребенка прочувствовать эмоциональное состояние своего собеседника, понять и правильно интерпретировать его невербальное поведение, с одной стороны, и неспособностью дошкольника управлять собственными эмоциями и чувствами, их внешним выражением - с другой [2]. В связи с этим большое значение приобретает проблема эмоционально-коммуникативного развития дошкольников.
Эмоционально-коммуникативное развитие мы рассматриваем как процесс, направленный на становление коммуникативной и эмоциональной компетентности детей, включающей эффективность ребенка в социальном взаимодействии, основанном на позитивных отношениях со сверстниками и взрослыми (умение координировать свои действия и на невербальном уровне сообщать свои чувства партнерам по общению; умение распознавать и регулировать свои эмоции и действия в социальных сетях) и способность целенаправленно и полно выражать различные эмоции (понимать свои эмоции и эмоции других людей, регулировать при необходимости свою эмоциональную выразительность). В качестве уникального источника эмоционально-коммуникативного развития должна выступать такая деятельность, которая будет, с одной стороны, эмоционально насыщена, сможет вызывать непосредственный эмоциональный отклик, а с другой - предоставлять участникам возможность коммуникативного взаимодействия. Всем этим требованиям отвечает выделенная в рамках ФГОС дошкольного образования образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», которая включает в себя музыкальную деятельность.
Воспитательные возможности музыкального искусства и особенности воздействия музыки на эмоциональную
сферу человека давно рассматриваются в педагогике музыкального образования. В работах Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, Н.А. Ветлугиной, М. Ви-кат, Д.Б. Кабалевского, О.П. Радыновой, В.Г. Ражникова и др. подчеркивается, что музыка как никакой другой вид искусства способна передавать широкую гамму человеческих эмоций и чувств.
В современных исследованиях всё чаще актуализируется проблема коммуникативного развития детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности. Исследования последних лет показывают, что дети, играющие в инструментальных ансамблях, лучше работают в командах, у них выше навыки критического мышления; дошкольники, обучающиеся игре на детских музыкальных инструментах, лучше понимают основные принципы групповой работы; групповые музыкальные занятия способствуют улучшению взаимодействия со сверстниками, поощряют общение и совместную работу, укрепляют социальные навыки детей; музыкально-терапевтические занятия способствуют улучшению навыков коммуникации у детей с нарушениями общения [3-8]. Однако, несмотря на то, что вопросы эмоционального и коммуникативного развития в процессе музыкальной деятельности достаточно изучены и используются в педагогической практике, проблема комплексного изучения эмоционально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности специально не рассматривалась.
2. Материалы и методы (Materials and Methods)
Анализ научно-исследовательской литературы показал, что древнейшие формы звуковой коммуникации человека в виде эмоциональных звукоизобразитель-ных выкриков и возгласов лежат в основе музыкальных интонаций. Именно они служили ориентирами в окружающем мире для древних предков человека. Как замечает Д.К. Кирнарская, древнюю коммуникативную систему человека можно считать «речемузыкальной», т.к. «древнейший человек мыслил и общался с по-
СО
со
го
о
X ей S I-
го
S
X
>.
О
О X .0
го
X
о
о
m
о ш I-
о
ч ф
^
о ^
го
* го
.0 II- о о го о Q.
to
о ей
4.0
с; о
К ГО X -0
го
3
о
>s ф
го са о
Ч ГО
iff <
uJ
к го
О
о ф
т ^
о ш
ш
мощью музыки еще до того, как открыл абстрактное мышление и научился пользоваться понятиями» [9, с. 451]. Наряду с исследованиями Д.К. Кирнарской, в которых музыка представляется ранней, изначальной формой коммуникации, понимание которой присуще уже младенцу, теория музыкальной коммуникативной первоосновы (К. Штумпф, В. Гошовский, Дж. Блэкинг) также рассматривает музыку как особый первичный моделирующий вид коммуникации. Более того, вышеуказанные исследователи выдвигают положение о первичности музыки как «надстройки» над естественным языком [10].
Музыкально-интонационные коммуникативные архетипы определяют эмоциональный настрой, непосредственно связанный с двигательным эквивалентом. Они воспроизводят обобщенный интермодальный образ процесса общения, включающий зрительную, моторно-двигательную и слуховую составляющие. Именно музыкальные интонации, основанные на сочетании звуков разной высоты (регистр), продолжительности (ритм), громкости (динамика), окраски (тембр), образуют эмоционально-экспрессивно окрашенный музыкальный образ. Именно благодаря этому ребенок в процессе восприятия музыки включается в процесс коммуникации, результатом которой становится отклик на закодированное в музыкальных звуках «сообщение» [11].
О музыке как средстве эмоционального общения, основанном на сходстве интонации в музыке и речи, неоднократно говорил Б.В. Асафьев. Относя музыкальное искусство к одной из форм общественного сознания, он считал его средством общения людей со своим эмоциональным языком [12]. Его последователи рассматривали речь и музыку как наиболее значимые формы общения, отдельно отмечая особую эмоциональную «общительность» музыки, вытекающую из особенностей музыкальных выразительных средств [13]. Действительно, музыкальное искусство напрямую влияет на эмоции и переживания человека, т.к.
средства музыкальной выразительности практически полностью совпадают с такими характеристиками эмоциональной окраски речи, как интонационный рисунок фразы, изменение динамики, звуковысотные скачки, длительность слогов и пауз во фразе, интенсивность окраски звучания голоса (глухие и звонкие интонации), связанные с общим эмоциональным тонусом говорящего [14]. Таким образом, музыкальная интонация в определенной степени имитирует эмоционально-выразительные проявления настроения, чувств и переживаний человека.
3. Результаты (Results)
Исследование роли музыкальной деятельности в эмоционально-коммуникативном развитии ребенка, на наш взгляд, не будет исчерпывающим без более глубокого изучения возможностей различных видов музыкальной деятельности дошкольников (музыкального восприятия, пения, игры на детских музыкальных инструментах и музыкально-ритмического движения) в эмоционально-коммуникативном развитии личности.
Постижение эмоционального содержания музыки в процессе восприятия музыки во всех возрастных периодах дошкольного детства осуществляется ребенком в процессе интонирования [15]. Слушая музыкальное произведение, дошкольники пытаются определить и прочувствовать эмоциональную окраску каждой музыкальной интонации. Впоследствии, обсуждая звучавшую музыку, дети учатся описывать характер музыкального произведения, средства музыкальной выразительности, подробно и обстоятельно высказывая свое мнение, и спокойно, не перебивая, выслушивая мнения других детей1. Таким образом, в процессе восприятия музыкальных произведений у детей не только развивается эмоциональная отзывчивость, способность определять эмоции и чувства, вызванные прослушанной музыкой, дифференцировать, различать и обозначать
1 Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург. 1999. 231 с.
их словом, но и умение внимательно слушать друг друга.
Пение напрямую связано с выражением определенной эмоции, воплощенной в вокальном произведении. Именно в пении голос человека способен в наибольшей степени передавать его чувства и ярко выраженную эмоциональность [16]. Певческие интонации тесно связаны с выразительностью лица, его мимикой. Что касается коллективного исполнения песен, то оно объединяет детей, воспитывает культуру общения, развивает коллективизм, оказывает положительное воздействие на психофизическое состояние ребенка [17].
В процессе музыкально-ритмической деятельности возникает естественная двигательная реакция детей на звучащую музыку. Такое активное двигательное восприятие способствует тому, что ребенок глубже и точнее чувствует настроение музыки. При этом музыкально-ритмические движения выступают для дошкольника невербальным средством передачи эмоционального содержания произведения, когда изменение характера музыки, появление каких-то новых динамических, тембровых и темповых оттенков, новых интонаций приводит к изменению характера движений [18]. Танцы-игры, являясь одной из разновид-
ностей музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста, также способствуют развитию коммуникативных умений ребенка. Тактильный контакт эффективней реализует развитие динамической стороны общения, облегчая вступление ребенка в контакт; его невербальное проявление дружелюбия, готовность к общению с партнером по музыкальной игре или танцу. Музыкально-ритмические танцы-игры способствуют также развитию позитивного самоощущения ребенка, связанного с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, значимости в детском коллективе [19].
Что касается игры дошкольника на элементарных музыкальных инструментах, то этот вид музыкальной деятельности в наибольшей степени способствует эмоционально-коммуникативному развитию ребенка, т.к. основан на совместном музицировании, слаженной игре. При этом ребенок учится нести ответственность за общий результат работы, взаимодействовать в коллективе сверстников, поддерживая своих товарищей и не выделяясь из общего звучания [20].
Таким образом, все виды музыкальной деятельности в той или иной степени способствуют развитию эмоционально-коммуникативной сферы ребенка (см. табл. 1).
Табл. 1. Компоненты эмоционально-коммуникативного развития детей в разных видах музыкальной деятельности
Tab. 1. Emotional and communicative development components in different types of children's musical activity
Виды музыкальной деятельности Эмоциональное развитие детей Коммуникативное развитие детей
1 2 3
Восприятие музыки Определение эмоциональной окраски музыкально-интонационных архетипов. Активизация эмоцио-нально-чувственного опыта ребенка. Определение эмоционально-смыслового содержания музыки, обозначение его словами Совместное обсуждение настроения и характера музыкального произведения. Становление эмпатийного отношения к объектам музыкального искусства
Певческая деятельность Выражение эмоций, передаваемых песней, в процессе совмещения внутренних переживаний и внешнего экспрессивного выражения содержания. Освобождение от внутреннего напряжения, снижение уровня негативных эмоций Расширение словарного запаса. Обогащение интонационной окраски речи ребенка. Пони-мание указаний «внимание», «начало», «окончание» пения. Понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений. Воспитание чувства товарищества
к s is ca rn
ГО ^
о
X ca s l-
ro
s
x
>.
о
О X .0 с; го
X
о
о
m
о са I-
о
ч ф
^
о го
* го
.0 II- о о го о Q. х п .0 о
ц, со ^
К о Ч .0
Но 3 ^ о го ч
i?
><53
1 2 3
Музыкально-ритмическая деятельность Развитие позитивного самоощущения, состояния раскрепощенности, уверенности в себе. Развитие эмоциональности и выразительности, эмоционально-двигательного восприятия (эмоционально-двигательного унисона) Развитие легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению. Формирование чувства своей значимости в детс-ком коллективе. Развитие невер-бальных средств общения путем «вчувство-вания», вживания в музыкальные образы
Игра на детских музыкальных инструментах Формирование положительного эмоционального настроя от участия в совместной деятельности, совместной радости творческого музицирования. Приобретение сенсорно-эмоционального опыта Развитие навыка исполнения музыки слаженно, не выделяясь из общего звучания. Преодоление нерешительности, робости, неуверенности в своих силах. Формирование чувства ответст-венности за общий результат работы, поддержки своих товарищей
го са о
Ч ГО
iff <
LU
ci го
О Œ
о ф
т
о m
ш
4. Обсуждение (Discussion)
Представленный теоретический анализ музыкальной деятельности как средства эмоционально-коммуникативного развития дошкольников позволил нам определить, что каждый вид музыкальной деятельности оказывает определенное влияние на развитие эмоциональной сферы и общения ребенка. В процессе музыкального восприятия происходит обогащение ребенка новыми яркими эмоциями и чувствами, становится возможным их осознание и дифференциация, развивается способность четкой передачи своих мыслей, умения слушать товарища. В музыкальном исполнительстве создаются благоприятные условия для освоения дошкольниками разнообразных способов эмоционального общения для вступления в «эмоциональный диалог», ведущий к пониманию и осознанию своих эмоций, эмоционального самовыражения, позволяющего овладеть разнообразными экспрессивными средствами (мимика, пантомимика, вокальная интонация). Музыкальное исполнительство воспитывает культуру общения, поведения, коллективизма, способствует легкости вступления в контакт, проявлению инициативности, готовности к общению, развитию эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Во вре-
мя детского коллективного музыкального творчества происходит развитие умения контролировать и правильно выражать свои эмоции, что, в свою очередь, формирует и создает особое эмоциональное состояние, благотворно действующее на психику ребёнка.
5. Заключение (Conclusion)
Таким образом, рассмотренные в статье виды музыкальной деятельности позволяют, на наш взгляд, рассматривать их как один из эффективных способов эмоционально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Различные виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) являются наиболее простыми и доступными для развития эмоциональной и коммуникативной сфер ребенка, т.к. обладают высокой экспрессивностью и эмоциональностью и не требуют от него специальной и сложной подготовки. Кроме того, сочетание различных видов музыкальной деятельности способствует развитию разных сторон общения, позволяет эффективно развивать как вербальную коммуникацию, так и невербальное общение в интересных и доступных для ребенка формах.
6. Благодарности (Acknowledgments)
Работа подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический инсти-
тут имени М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение НИР от 04.06.2018 г. № 1/317 по теме «Подготовка студентов к семейно-ориентированному сопрово-
ждению личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: психолого-педагогические и управленческие аспекты»
Библиографический список
1. Куликова, О.Л. Развитие коммуникативных умений дошкольников в музыкально-игровой деятельности [Текст] / О.Л. Куликова / / Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 1. -С.251-254.
2. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика [Текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Академия, 2004. - 326 с.
3. Zalar K., Kordes U., Kafol B.S. (2015) The Role of Children's Musical Instruments in Communication with Musical Language. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 197, 1326-1334. DOI: 10.1016/j.sbspro. 2015.07.407
4. Spiro N., Himberg T. (2016) Analysing change in music therapy interactions of children with communication difficulties. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 371, 1693. DOI: 10.1098/rstb.2015.0374
5. Hawkins S., Cross I., Ogden R. (2013) Communicative interaction in spontaneous music and speech. Music, language and interaction. London: College Publication.
6. Cross I. (2014) Music and communication in music psychology. Psychology of Music. 42, 809-819. D0I:10.1177/0305735614543968
7. Himberg T. (2014) Interaction in musical time (doctoral thesis). DOI: 10.17863/CAM.15930.
8. Holck U. (2004) Turn-taking in music therapy with children with communication disorders. British Journal ofMusic Therapy. 18, 45-54. D0I:10.1177/135945750401800203 |
9. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности [Текст] g
/ Д.К. Кирнарская. - М.: Таланты XXI век, 2004. - 496 с. &
о
10. Орлов, Г.А. Древо музыки [Текст] / Г.А. Орлов. - М.: Советский композитор, 1992. - 408 с. q
11. Волчегорская, Е.Ю. Музыкально-интонационная модель как средство активизации продуктивной деятельности детей [Текст] / Е.Ю. Волчегорская, О.Н. Ногина // Начальная школа плюс До го и После. - 2010. - № 10. - С. 36-40. I
12. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, | 1971. - 376 c.
13. Джалагония, Л.А. Взаимосвязь речи и музыки как форм человеческого общения [Текст] / Л.А. Джалагония // Вопросы психологии. - № 1. - 2001. - С. 130-134.
14. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки [Текст] / В.В. Медушевский. - М.: Музыка, 1976. - 254 c.
15. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / О.П. Радынова, А.И. Кати-нене, М.Л. Палавандишвили. - М.: Владос, 1994. - 93 c.
16. Козырская, И.Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкоте-рапии [Электронный ресурс] / И.Н. Козырская, Л.А. Нижегородова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 1166-1170. - Режим доступа: http://e-koncept. ru/2016/96150.htm [Дата обращения: 20.05.2018].
17. Картушина, М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду [Текст] / М.Ю. Картушина. - М.: Скрипторий-2003, 2010. - 176 с.
18. Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст]: программа и методические рекомендации / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 96 с.
19. Буренина, А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей [Текст]: учеб. пособие / А.И. Буренина. - СПб.: Музыкальная палитра, 2004. - 36 с.
20. Тютюнникова, Т. Что такое «Шульверк» К. Орфа [Текст] / Т. Тютюнникова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 3. - C. 129-134.
о
О X -Û
го
X
о
s ^
о s
m
о ca i-
о
ч ф
о ^
го
* го
-Û II- о о го о Q. х п .0 о ц, m
£ е
К о
4 .0
5 з
^ о го ч
3
ф
E.Yu. Volchegorskaya1, E.A. Gladkova2
1 ORCID № 0000-0001-6764-7747, Academic Title of Professor, Doctor of Sciences (Education),
Head of the Department of Pedagogy, Psychology and Subject Techniques, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: volchegorskayaeu@cspu.ru 2 ORCID № 0000-0001-7311-3792, Postgraduate Student at the Department of Pedagogy, Psychology and Subject Techniques, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: katusha_glad@mail.ru
preschool children's emotional-communicative development in musical activity
Abstract
Introduction. The article considers preschool children's emotional-communicative development in musical activity.
Materials and methods. The main research methods involve retrospective analysis of psychological and pedagogical scientific literature; conceptual analysis and systematization on the problem of preschool children's emotional-communicative development in musical activity.
Results. The study introduced a new concept of preschool children's emotional-communicative development. The practical results include various types of musical activity in preschool children's emotional-communicative development.
Discussion. Based on the research conducted, the authors conclude that preschool children's emotional-communicative development manifested in 4 types of musical activity: perception of music, singing, musical-rhythmic activity, playing on children's musical instruments.
Conclusion. The study states that types of musical activity allow to increase level of preschool children's emotional-communicative development.
Keywords: musical activity, emotional-communicative development, preschool children. Highlights:
• The main components of preschool children's emotional-communicative development have been determined;
• Types of preschool children's musical activity and their influence on preschool children's emotional-communicative development have been presented.
References
1. Kulikova O.L. (2011) Razvitie kommunikativnyh umenij doshkol'nikov v muzykal'no igrovoi deyatel'nosti [Development of communicative skills of preschool children in music-playing activity] Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 1, 251-254. (In Russian).
2. Izotova E.I., Nikiforova E.V. (2004) Emocional'naya sfera rebyonka: Teoria i praktika [Emotional sphere of the child: Theory and practice] Moscow, Akademiya Publ. (In Russian).
3. Zalar K., Kordes U., Kafol B.S. (2015) The Role of Children's Musical Instruments in Communication with Musical Language. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 197, 1326-1334. DOI: 10.1016/j. sbspro.2015.07.407
4. Spiro N., Himberg T. (2016) Analysing change in music therapy interactions of children with C5 communication difficulties. Philos Trans R Soc LondB Biol Sci. 371, 1693. DOI: 10.1098/rstb.2015.0374
< 5. Hawkins S., Cross I., Ogden R. (2013) Communicative interaction in spontaneous music and speech.
Music, language and interaction. London: College Publication.
6. Cross I. (2014) Music and communication in music psychology. Psychology of Music. 42, 809-819. DOI:10.1177/0305735614543968
7. Himberg T. (2014) Interaction in musical time (doctoral thesis). DOI: 10.17863/CAM.15930.
8. Holck U. (2004) Turn-taking in music therapy with children with communication disorders. British Journal ofMusic Therapy. 18, 45-54. DOI:10.1177/135945750401800203
9. Kirnarskaya D.K. (2004) Psihologiya special'nyh sposobnostej. Muzykal'nye sposobnosti [Psychology of special abilities. Musical abilities] Moscow, Talanty XXI veka. (In Russian).
Ш
(0 >
ro
£ о та ф .л _о
£
£ Ш
10. Orlov G.A. (1992) Drevo muzyki [The Tree of Music] Moscow, Sovetskij kompozitor Publ. (In Russian).
11. Volchegorskaya E.Yu., Nogina O.N. (2010) Muzykal'no intonacionnaya model' kak sredstvo aktivizacii produktivnoj deyatel'nosti detei [Musical-intonational model as a means of activating the productive activity of children] Nachal'naya shkolaplyus Do i Posle. 10, 36-40. (In Russian).
12. Asaf'ev B.V. (1971) Muzykal'naya forma kak process [Musical form as a process] Leningrad, Muzyka. (In Russian).
13. Dzhalagoniya L.A. (2001) Vzaimosvyaz' rechi i muzyki kak form chelovecheskogo obshc'eniya [Interrelation of speech and music as forms of human communication] Voprosy psihologii. 1, 130-134. (In Russian).
14. Medushevskij V.V. (1976) O zakonomernostyah i sredstvah hudozhestvennogo vozdejstviya muzyki [On the regularities and means of artistic influence of music] Moscow, Muzyka Publ. (In Russian).
15. Radynova O.P., Katinena A.I., Palavandishvili M.L. (1994) Muzykal'noe vospitanie doshkol'nikov [Musical education of preschool children] Moscow, Vlados Publ. (In Russian).
16. Kozyrskaya I.N., Nizhegorodova L.A. (2016) Razvitie ehmocional'noj sfery doshkol'nikov sredstvami muzykoterapii [Development of the emotional sphere of preschool children by means of music therapy] Nauchno-metodicheskij zhurnal "Koncept". Vol. 15, 166-1170. Available from: http://e-koncept. ru/2016/96150.htm (Accessed 20th May 2018). (In Russian).
17. Kartushina M.Yu. (2010) Vokal'no horovaya rabota v detskom sadu [Vocal-choral work in kindergarten] Moscow, Skriptorij-2003 Publ. (In Russian).
18. Zacepin M.B. (2006) Muzykal'noe vospitanie v detskom sadu: programma i metodicheskie rekomendacii [Musical education in kindergarten: program and methodical recommendations] Moscow, Mozaika-Sintez Publ. (In Russian).
19. Burenina A.I. (2004) Kommunikativnye tanci-igry dlya detej [Communicative dancing games for children: Textbook. Allowance] Saint Petersburg, Muzykal'naya palitra. (In Russian).
20. Tyutyunnikova T. (1983) Chto takoe "Shul'verk K.Orfa [What is «Schulverk» by K. Orfa] Doshkol'noe vospitanie. 3, 129-134. (In Russian).
УДК 378
Е.Ю. Волчегорская1, М.Ж. Ордашева2
профессионально-эстетическои готовности будущих учителей изобразительного искусства
I-
о о
X
са о
I-
о
о
О Ф т
S
Ё
DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.04 &
ББК 74.0 |
о
о ф
1 ORCID № 0000-0001-6764-7747, профессор, доктор педагогических наук,
заведующая кафедрой педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: volchegorskayaeu@cspu.ru 2 ORCID № 0000-0002-3289-5182, аспирант кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: ordashevamzh@ cspu.ru ф
о
^ S1 S о
у
О-О £ *
критериально-уровневые характеристики ¡1
£8
т
Аннотация ^
Введение. В статье рассматриваются основные компоненты профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства. Представлены параметрические характеристики (критерии, уровни, показатели) сформированности профессионально-
х
ф 3 t ^