Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MUSICAL EDUCATION / INTERCULTURAL COMPETENCE / FOLK MUSIC / INSTRUMENTAL MUSIC / TOLERANCE EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / НАРОДНАЯ МУЗЫКА / ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА / ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиннурова Альфия Саитовна, Камаева Регина Фанилевна, Смирнова Раушания Магадиевна, Шафикова Регина Тимербулатовна

Статья посвящена формированию межкультурных компетенций и воспитанию толерантности граждан в условиях многонациональной республики. Нравственно-ценностные приоритеты народа, представленные в национально-инструментальной музыке, должны изучаться с самого раннего детства. Знакомство с народной музыкой и произведениями национальных авторов позволяет детям ознакомиться с культурно-воспитательными традициями разных народов, осознать себя и частью определенного этноса, и частью общей культуры человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF CHILDREN BY MEANS OF NATIONAL INSTRUMENTAL MUSIC IN POLYCULTURAL SPACE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The Article is devoted to the formation of intercultural competence and education of tolerance of citizens in a multi-ethnic Republic. Moral and value priorities of the people presented in the national instrumental music should be studied from early childhood. Familiarity with folk music and works of national authors allows children to get acquainted with the cultural and educational traditions of different peoples, to realize themselves and part of a certain ethnic group, and part of the General culture of mankind.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА ''iff

А.С. Зиннурова, Р.Ф. Камаева, Р.М. Смирнова, Р.Т. Шафикова ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Ключевые слова: музыкальное образование, межкультурная компетенция, народная музыка, инструментальная музыка, воспитание толерантности.

Аннотация: Статья посвящена формированию межкультурных компетенций и воспитанию толерантности граждан в условиях многонациональной республики. Нравственно-ценностные приоритеты народа, представленные в национально-инструментальной музыке, должны изучаться с самого раннего детства. Знакомство с народной музыкой и произведениями национальных авторов позволяет детям ознакомиться с культурно-воспитательными традициями разных народов, осознать себя и частью определенного этноса, и частью общей культуры человечества.

Современное общество характеризуется глобализацией всех сфер общественной жизни и интенсификацией взаимодействия различных культур. Перед российским образованием ставится задача формирования у обучающихся ключевых компетенций, которые представляют собой целостную систему универсальных знаний, умений и навыков (а также применение их в стандартных или нестандартных ситуациях). На сегодняшний день актуальным вопросом современного образования является воспитание обучающихся в духе уважения к другим народам, толерантности к культурным различиям, что предполагает подготовку детей к жизни в поликультурном обществе. Формирование межкультурной компетенции у подрастающего поколения представляет собой одну из важнейших проблем современной российской педагогической науки и практики.

Особую актуальность толерантные отношения имеют для России - страны многонациональной и многоконфессиональной, где сосуществует множество разнообразных (и не похожих друг на друга) культур и, соответственно, имеются различные межкультурные отношения.

Среди ученых нет единого мнения о выборе направления развития межэтнических коммуникаций. С одной стороны, возникают идеи о необходимости исчезновения культурных различий, с другой - о возможности сохранения самобытности этнокультур, призванных сыграть важную роль в формировании высокодуховной толерантной личности.

Данная проблема достаточно хорошо исследована в педагогической науке, лингвокультурологии и др. Межкультурная компетентность, как основа культуры межнационального общения, рассматривается в рамках поликультурного подхода (А.К. Биджиев, И.В. Бурнашова, З.Т. Гасанов, О.А. Масловец, В.И. Матис, К.М. Мусаев, И.А. Новикова, Н.Н. Рогова и др.). В зарубежной педагогике исследованию межкультурной компетенции посвящены работы таких ученых, как М. Вирам, К. Кнапп, А. Николс и др.

пепп готический жупнпл спшкортостпнп ы a(ei). 2019 §s§s§së

Анализу психолого-педагогических условий формирования межкультурной компетенции в процессе творческой деятельности посвящены работы С.В. Даржиновой, В.А. Ересько, Н.В. Сухониной, Х.Х. Тиловой.

Концептуальные разработки развития культуры личности и ее музыкально-национальной культуры в общей системе художественно-эстетического воспитания рассматриваются в трудах Б.В. Асафьева, Л.В. Горюновой, Д.Б. Кабалевского, Б. Бартока, 3. Кодаи, К. Орфа, Ш. Сузуки.

Вопросы влияния национальной культуры на поликультурное воспитание, формирование культуры межнационального взаимодействия анализируются в исследованиях Ж.Г. Алмякиной, З.Ф. Мубиновой, Л.М. Кашаповой, З.М. Явгильдиной и др.

Понятие межкультурной компетентности тесно взаимосвязано с понятием «толерантность». В. Таланов считает, что человечество должно научиться жить в рамках новой культуры - культуры терпимости и согласия, культуры диалога. В этой связи автор обращается к термину «культура толерантности» (tolerantia -терпение, снисходительность), в понимании которого толерантность - это хрупкая, ненадежная, но абсолютно необходимая конструкция в человеческих, конфессиональных, социальных, государственных и иных отношениях [12]. В башкирском и татарском языках есть слово «иплелек», которое в переводе на русский означает: 1) удобство, ладность; 2) обходительность, учтивость. Это слово с однозначной положительной коннотацией используется довольно часто, что свидетельствует о важности таких качеств, как терпимость и дружелюбие народов нашей республики (аналог межкультурного термина «толерантность»).

Как отмечает подавляющее большинство вышеуказанных современных исследователей, процесс воспитания и образования сегодня должен быть ориентирован на особенности развития человечества - расширение взаимосвязей разных стран, народов и их культур. Этот процесс охватил разнообразные сферы социальной жизни, что выразилось в бурном росте культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами и отдельными личностями. Усиление взаимодействия культур делает весьма актуальным вопрос о культурной самобытности народов и их культурных различиях [2]. Культурное многообразие современного человечества постоянно расширяется, а составляющие его народы находят все больше возможностей для бережного сохранения и развития своей целостности и культурного облика.

Несмотря на множество проведенных исследований, проблема формирования межкультурной компетенции имеет ряд вопросов, требующих дальнейшего изучения. Так, например, проблема формирования межэтнических коммуникаций в процессе изучения музыкальной культуры разных народов является инновационным по своей природе процессом, который способствует созданию новых культурных ценностей. В рамках нашего исследования под формированием межкультурной компетенции мы понимаем способность личности успешно общаться с представителями других культур через музыкальное искусство, поскольку язык музыки интернационален и понятен всем даже без знания речевого языка. Данная компетенция, как правило, формируется в

процессе воспитания и обучения человека и может развиваться на протяжении всей его жизни.

В своем исследовании мы опирались на труды выдающихся зарубежных и отечественных педагогов и музыкантов М. Монтессори, К. Орфа, З. Кодая, Ш. Сузуки, Г. Зилвея, И. Менухина, С.О. Мильтоняна, Э.В. Пудовочкина, В.Я. Якубовской, а также на исследования башкирских ученых-музыковедов Л.П. Атановой, А.С. Зиннуровой, Л.М. Кашаповой, Е.К. Карповой и др.

Особый интерес для нашей работы представляют идеи элементарного музицирования К. Орфа (1895-1982), который считал, что приобщение ребенка к искусству надо начинать на основе своей национальной музыкальной культуры и чем раньше, тем лучше [7]. Эта мысль является одной из основополагающих в нашей методике работы. Именно поэтому с раннего возраста необходимо начинать с занятий музыкой, в которых целесообразно использовать элементы культуры родного края.

Эта же мысль подчеркивается в научных исследованиях Т.М. Аминова и Р.Л. Саяхова: младший школьный возраст имеет большое значение для формирования эмоционально-положительного отношения к «другим», поскольку в этом возрасте рациональный интеллект еще только формируется, и ничто не мешает закладывать эмоциональный фундамент гармоничного развития моральной личности [1]. В этой связи Х.Х. Тилова отмечает высокую эффективность эмоционально-образного воздействия искусства, поскольку оно благотворно сочетается с впечатлительностью, доверчивостью и подражательностью, присущей младшим школьникам. Этот возраст также можно считать сензитивным периодом для формирования толерантности, так как ему свойственны подчинение старшим, доверительность и открытость. Все перечисленное способствует быстрому освоению существующих норм и стереотипов [11].

Мировое признание получила философия и методика музыкального развития Ш. Сузуки (1898-1998), доказавшего, что любой ребенок может достичь мастерства, если будет ежедневно слушать мелодии, которые формируют интонационно-музыкальную среду, и обязательно обучаться вместе с родителями. Атмосфера духовности, сотрудничества, четкая организация занятий, радость за успехи детей, совместное совершенствование - суть педагогики Сузуки, которую мы также взяли за основу нашего исследования [8].

Для нас представляют интерес работы С.О. Мильтоняна [9], разработавшего метод групповой импровизации, и Э.В. Пудовочкина, который доказал необходимость ансамблевого музыкального воспитания с 5-6 лет и индивидуальный подход к гармоничному развитию слуха и техники, составляющих основу исполнительского мастерства скрипача по методике В.А. Якубовской [4].

Обзор философских, психолого-педагогических и искусствоведческих научных источников (а также некоторый педагогический опыт авторов) позволили выявить противоречия между значительным духовным потенциалом национальной инструментальной музыки и недостаточным ее осмыслением в современной музыкально-педагогической практике; объективной необходимостью формирования межэтнической культуры младших школьников средствами национальной музыки для детей и, в то же время, неразработанностью содержания, форм и методов ее использования в условиях дополнительного образования. Данные противоречия

пеппготический ЖУПНПЛ СПШКОРТОСТПНП N 2(81), 2019

обусловливают цель исследования - выявление педагогических условий формирования межкультурной компетенции детей средствами национальной инструментальной музыки в поликультурном пространстве.

Наиболее актуальна задача воспитания межэтнической толерантности в многонациональных регионах России, каковой является и Республика Башкортостан, основу населения которой составляют три наиболее многочисленных народа (башкиры - 29,49%, русские - 36,05 %, татары - 25,39 %) и множество других народов (в совокупности - 10,4%). Такая полиэтническая структура общества, а следовательно, и подрастающего поколения, создает специфические условия этнического воспитания, требует оригинальных методов и подходов воспитания личности [6].

Башкортостан - это Родина многих всемирно известных музыкантов, таких как Загир Исмагилов, Аскар и Ильдар Абдразаковы, Владимир Спиваков, Радик Гареев, Фарит Камаев и другие. Деятельность музыкантов такого высочайшего уровня свидетельствует о важности сочетания музыкальных компетенций с целым комплексом других: педагогических, организационных, коммуникативных компетенций со стремлением и способностью к постоянному самосовершенствованию. Именно целостный компетентностный подход помог им стать «гражданами мира», способствующими известности нашей страны. Например, в республике проводится немало культурных мероприятий международного уровня, организация которых связана деятельностью упомянутых выше деятелей искусства: международный конкурс скрипачей Владимира Спивакова, фестиваль имени Рудольфа Нуриева, оперные фестивали имени Ильдара Абдразакова, международные конкурсы исполнителей на русских народных инструментах и национальных гармониках на приз В.Ф. Белякова и

др.

Наряду с очевидным положительным результатом комплексного компетентностного подхода, деление людей на «физиков и лириков», «математиков и гуманитариев» - явление довольно упрощенное, но устойчивое в педагогике. Впрочем, деление старшеклассников по профильным предметам, по нашему мнению, является оправданным. Старшеклассники уже имеют устоявшиеся интересы, а в идеале - профориентированы. Однако детей уже с младших классов разделяют на гуманитариев, как тех, кто не способен усваивать точные науки, и математиков, как тех, кто не любит читать или неграмотно пишет, или же не развивают музыкальные данные, если они изначально не выражены. Подобное разделение, именно от отрицания, неэффективно для последующего обучения и воспитания [10].

Работа нашего коллектива предлагает поликультурный подход к обучению, считая его более рациональным. В то же время в реальной педагогике действительно есть дети, которым легко даются одни предметы и сложнее другие. Именно в этот момент и возникает соблазн «математика» обучать математике в большем объеме, одновременно оправдав его неграмотность и снизив требования в изучении гуманитарных наук и наоборот [10]. Эти выводы являются оправданными и в музыкальном образовании. Музыкальное просвещение в сензитивном возрасте дает практически всем детям определенную музыкальную подготовку к школьному возрасту (даже тем, которые изначально не имели врожденные способности или не росли в музыкальной среде) [3].

Рассматривая универсальные межкультурные компетенции (УМК) в их связи с музыкальными компетенциями (МК), мы предлагаем следующую систему: ___Таблица 1

Компетенции УМК МК

Коммуникативные Умение эффективно взаимодействовать с людьми иной культуры, понимать и принимать их. Музыка помогает людям понимать друг друга, даже тем, кто не говорит на одном языке. Музыкант любой национальности всегда найдет общие темы для общения с музыкантом из любой другой страны, так как музыкант имеет больше возможностей для путешествий, общения.

Эмоциональные Готовность к рефлексии при восприятии родной и чужой культуры способствует получению положительного эмоционального опыта Изучение народной музыки и музыки разных народов, эмоциональное исполнение ее способствует пониманию как своего рода, так и души других народов.

Компетенции УМК МК

Когнитивные Владение достаточными знаниями о разнообразии нашего мира, национальностях людей; Обладание высоким уровнем образования и воспитания, позволяющим понимать и воспринимать различные культуры. Знания, умения и навыки музыканта позволяют их применить ему в любой точке планеты. Музыкант может учиться в любой стране мира. В Башкортостане, например, (ССМК, УГАИС, БГПУ) учатся жители Кореи, Китая, Италии и многих других стран, уезжая домой с дипломом, они увозят и национальную музыку республики, транслируя ее на своей родине. Множество педагогов-музыкантов из Башкортостана, работая в разных странах, являются носителями местного опыта, музыки и культуры (А. Абдразаков и И. Абдразаков [Австрия, Италия]), С. Чипенко (США), М. Кочуров (более 20 лет работал в Сирии).

Созидательные Умение синтезировать новые знания и умения на основе опыта, который получен при взаимодействии с разными культурами На основе народной музыки создаются новые произведения. Народная музыка - бесконечный источник вдохновения для композиторов и исполнителей всех времен и народов.

Адаптивные Умение приспосабливаться к чужой культуре, не теряя собственную идентичность Опыт музицирования с концертмейстером, в ансамбле, с дирижером - это прекрасный пример формирования адаптивной компетенции.

пеппготический ЖУПНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 2(81), Я019

Предлагаемая нами система наглядно демонстрирует не только взаимосвязь межкультурных и музыкальных компетенций, но и показывает практическую ценность музыкальных компетенций в воспитании толерантного общества.

Значительную помощь в этом отношении может оказать целенаправленное и научно обоснованное использование образцов многонационального инструментального, в частности скрипичного творчества в учебно-воспитательном процессе дошкольных и общеобразовательных организаций, а также в учреждениях дополнительного образования.

Педагогической практикой накоплен большой опыт обучения детей раннего возраста игре на различных инструментах - фортепиано, блок-флейте, гитаре, скрипке и так далее. Если раньше считалось, что обучение на скрипке - это удел избранных, высокоодаренных «элитных» детей, то сейчас практика показывает, что обучить игре на скрипке можно любого ребенка: существуют объективные преимущества раннего овладения мастерством игры именно на скрипке, так как ее размеры адекватны физиологическим характеристикам маленького музыканта (в отличие от фортепиано или баяна, например); скрипка и смычок становятся как бы продолжением тела исполнителя, что создает уникальную связь между ним и инструментом; сходство же тембров скрипки и голоса человека способствует эффективному развитию слуха; овладение сложной координацией левой и правой рук положительно влияют на интеллект и мышление.

Современная педагогика наряду с индивидуальным подходом к учащимся, который является основным в работе, уделяет все больше внимания различным формам коллективного музицирования [3]. Обучение игре на скрипке в ансамбле развивает коммуникативные способности, умение слушать друг друга, прививает ученику ряд таких важнейших навыков, как умение слушать себя и партнера, чувствовать каждую партию в отдельности, вовремя вступать и играть ритмично. Также она позволяет расширить музыкальный кругозор учащегося; найти художественный образ; активизировать творческое начало и фантазию; более внимательно подойти к звуковым возможностям инструмента; повысить чувство ответственности, долга, партнерства [4]. Исполнение музыки различных народов, населяющих Республику Башкортостан, способствует развитию межкультурной компетенции и толерантного отношения детей к культуре других народов.

Музыкальное образование прошлого века ставило юного музыканта в позицию объекта обучения - педагог ставил перед учеником задачи, а ученик выполнял их. В той же позиции выступала и семья юного музыканта, которая требовала выполнения домашних заданий, организовывая этот процесс вне занятий. Мы считаем, что создание обучающей среды, где ученик и его семья тоже являются субъектами процесса обучения, является более эффективной и созидательной.

Однако рассмотренные выше подходы имеют много общего: обучение через игру, овладение нотной грамотой, широкое использование разнообразных форм детского музицирования на основе национальной музыки родного края. Они активно применяются нами на практике в семейно-образовательном центре «Растем вместе» и в центре развития ребенка «Институт семьи и детства» при Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы.

В ходе исследования перед нами была поставлена следующая цель: сформировать эффективные условия обучения на основе принципов межкультурных компетенций у младших школьников и традиций национальной инструментальной музыки народов Республики Башкортостан.

Для реализации поставленной цели необходимо было решить ряд задач:

- создать репертуар для формирующегося музыкального коллектива с использованием богатого наследия музыки народов Башкортостана;

- создать оптимальные педагогические условия для формирования у школьников межкультурных компетенций, используя традиции башкирской скрипичной школы;

- обеспечить, на основе изучения национальной музыки народов Республики Башкортостан, воспитание толерантное отношение к культуре других народов, а также формирование доброжелательных отношений в семье с использованием опыта семейного обучения и совместного музицирования.

Чувство ансамбля, умение слушать партнера воспитывается уже в начальный период обучения. Уже в этот период требуется интонационное, тембральное, динамическое единство разнородных инструментов. Чем раньше происходит встреча ребенка с коллективным творчеством, тем большую радость приносят ему занятия музыкой. Чем выше качество звучания коллектива, в котором оказывается ребенок, тем быстрее будет идти его развитие в звуковом и техническом отношении.

Как было отмечено выше, одним из важнейших педагогических условий формирования межкультурной компетенции является правильный выбор репертуара. В ходе экспериментальной работы нами были выявлены основные принципы подбора репертуара:

1. принцип доступности (как в техническом отношении, так и по содержанию);

2. принцип изучения музыкального материала «от простого - к сложному»;

3. принцип последовательности (репертуар ансамбля скрипачей не должен быть сложнее пьес, изучаемых индивидуально);

4. принцип целесообразности (произведения для детей должны быть яркими, образными, интересными для исполнения);

5. принцип толерантности (репертуар должен способствовать развитию толерантного отношения детей к культуре других народов, творческого воображения учеников, а для этого в программу следует включать детский музыкальный фольклор разных народов и переложения народной музыки для скрипки национальных композиторов);

6. принцип жанрового разнообразия (использование в репертуаре классических произведений и пьес разного жанра);

7. принцип перспективности (репертуар должен быть актуален и исполняться в будущем).

Все вышеизложенные принципы учитывались педагогами при подборе репертуара. Каждый ребенок имел возможность музицировать сольно и участвовать в выступлениях ансамбля. Процесс совместного музицирования

пеппготический ЖУПНПЛ СПШКОРТОСТПНП N 2(81), 2019

помогал детям дружить, общаться, сопереживать (с представителями различных национальностей в естественных условиях). На уроках их объединяет общая интересная работа над музыкальным произведением и перспектива концертных выступлений. Постоянное чередование форм деятельности при групповом обучении - обучение теории с практической работой над произведениями, совместное музицирование и выступление сольно перед группой, постановочная работа с концертмейстером позволили сделать уроки ансамбля увлекательными и полезными, а включение в репертуар музыки разных народов способствовало формированию межкультурных компетенций.

Специально для ансамбля юных скрипачей социально-образовательного центра «Растем вместе» композитором А. Азнагуловым были написаны переложения башкирских народных песен для начинающих скрипачей («Ете кыз», «Хатира», «Кара Юрга», «Ак кайын» и др.). Эти произведения отличаются яркостью и выразительностью образов, соответствием формы содержанию, точностью и оригинальностью выразительных средств. Авторами статьи дополнительно был разработан учебно-методический комплекс, куда вошли: хрестоматия для начинающих скрипачей, состоящая из образцов национальной музыки народов Республики Башкортостан и переложений для скрипки известных композиторов (И. Хисамутдинов, Р. Сальманов, А. Азнагулов и др.), авторская программа по обучению детей на скрипке с раннего возраста и методические рекомендации для будущих педагогов учреждений дополнительного образования.

В семейно-образовательном центре индивидуальные занятия сочетаются с коллективно-групповыми. В арт-студии «Ступеньки» при Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы дети знакомятся со скрипкой, кубызом, кураем и многими другими инструментами на уроках элементарного музицирования. При этом обучение приемам инструментального исполнительства не является самоцелью, а служит средством формирования межкультурных компетенций у воспитанников.

Одним из важных педагогических условий формирования межкультурной компетенции детей в нашем коллективе является сотрудничество с родителями. Следуя рекомендациям известного ученого-этнолога Л.М. Кашаповой, мы тесно взаимодействуем с семьей ребенка, что позволяет эффективнее приобщать и родителей к процессу обучения и воспитания «граждан мира» с национальной самоидентификацией (в том числе восприятие национальной музыки, исполнение и творческое музицирование, музыкально-образовательная деятельность). «Невозможно переоценить значение восприятия (слушания) национальной музыки, ведь слушая ее, ребенок волнуется, эмоционально отзывается на характер, содержание, испытывает катарсис. Поэтому главная задача родителей и педагогов-музыкантов - сформировать культуру восприятия детьми музыки своего и других народов (иначе говоря, слушательскую культуру), которая пронизывает все виды этномузыкальной деятельности» [5].

Традиционное обучение музыке предполагает, что ребенок является объектом обучения. Но если создать творческо-образовательную среду, где ребенок и его родители будут активными и заинтересованными участниками обучения, то есть субъектами обучения, то результат будет намного

эффективнее. При традиционном обучении: учитель-ученик (субъект-объект). Мы создаем среду: субъект-субъект.

С целью определения уровня формирования межкультурной компетенции в контрольной и экспериментальной группах нами был проведен психолингвистический эксперимент - анкетирование родителей. Родителям задавался следющий вопрос: какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетания «воспитание толерантности» и «уроки музыки»? В каждой группе было по 25 респондентов. Опрос проводился по телефону, вне центра подготовки (не во время занятий) для создания равных условий без влияния эмоций от звучащей музыки или песни. Все респонденты (родители, а также бабушки или опекуны детей от 3 до 15 лет) с высшим или средним специальным образованием.

Для родителей, дети которых учаться играть на скрипке «группа скрипки», понятие «воспитание толерантности» более осознанное и положительно окрашенное (74%). Словосочетание же «Уроки музыки» у подавляющего большинства опрошенных воспринимается положительно (58 %) или эмоционально нейтрально (37%).

Для родителей, дети которых не играют на скрипке, уроки музыки, как правило, воспринимаются нейтрально (57%) и отрицательно (14%). Толерантность у большинства родителей, дети которых не занимаются музыкой (в том числе не играют на скрипке), не сформирована адекватно, а словосочетания вызывают негативные ассоциации (47%), при оценке положительно в 38% (против 74% у родителей, дети которых занимаются музыкой):

Таблица №2

Ассоциация на словосочетание «Уроки музыки» «Воспитание толерантности»

Признак эмоциональной окраски + +/- + +/-

Родители, дети которых занимаются музыкой % 58 5 37 74 21 5

Родители, дети которые не занимаются музыкой (другие) % 29 14 57 38 47 5

Таким образом, наш эксперимент показал, что занятия музыкой, в частности скрипкой, являются эффективным средством формирования межэтнических коммуникаций у детей младшего школьного возраста.

Опыт теоретической и практической работы в социально-образовательном центре «Растем вместе» также показал, что формирование толерантных отношений младших школьников средствами национально-инструментальной музыки - это многоплановый, активный процесс, состоящий из различных форм урочной и внеурочной деятельности, в который входят:

1. Гоупповые занятия (в группе 6-8 детей с родителями, педагог-концертмейстер и основной педагог). Занятия в группе позволяют учиться, слушать музыку и знакомиться с теоретическими основами музыки в комфортной, но мотивирующей и эффективной для ребенка обстановке. Занятия способствуют умению интонировать, музицировать в ансамбле, исполнять мелодии с аккомпанементом.

пеппготический ЖУПНПЛ СПШКОРТОСТПНП N 2(81), 2019

2. Индивидуальные занятия вводятся постепенно, по мере физиологической и педагогической готовности ребенка. Мы обнаружили, что часто дети обучаются, копируя родителей. Поэтому одним из немаловажных педагогических условий нашего исследования явилось проведение занятий в присутствии родителя, который может записывать уроки и использовать материал для домашних занятий. Контроль качества звука, постановочного аппарата, поэтапное освоение штрихов осуществляются в непосредственном личном контакте. Некоторые родители приобрели скрипку и себе, чтобы освоить инструмент параллельно с ребенком.

3. Концертные выступления, участие в конкурсах, этнофестивалях -обязательная часть программы формирования межкультурных компетенций обучающихся, что необходимо для того, чтобы научиться доносить до зрителей смысл музыкального произведения, поддерживать друг друга во время исполнения в ансамбле. Подобные формы деятельности способствуют развитию коммуникативных способностей, сплочению коллектива и расширению музыкального кругозора детей, поскольку во время участия в международных конкурсах-фестивалях школьники знакомятся с музыкальными произведениями других народов. Широкое использование в репертуаре инструментальных произведений для скрипки башкирских и других национальных композиторов Республики Башкортостан также способствует формированию межэтнического взаимодействия младших школьников.

Таким образом, результаты анализа научной и музыкально-педагогической литературы, а также опытно-экспериментальной работы показали, что инструментальные произведения национальных композиторов, написанные в традициях народной музыки, обладают значительными педагогическими возможностями, которые выступают как важное средство формирования межкультурных компетенций в среде дошкольников и учащихся младшего школьного возраста.

Сравнительный анализ межкультурных и музыкальных компетенций в предлагаемой нами концепции не только выявил тесную взаимосвязь между ними, но и показал практическую ценность музыкальных компетенций в воспитании толерантного общества.

Подтвердили практическую значимость и востребованность данного исследования и результаты анкетирования родителей, принявших участие в экспериментальной проверке содержания, форм и методов использования национально-инструментальной музыки в системе дополнительного музыкального образования. Подавляющее большинство из них отметили, что в процессе приобщения младших школьников к народной музыке дети стали более дружными, общительными, толерантными по отношению друг к другу.

Важно отметить, что приобщение родителей к процессу обучения и воспитания, когда они являются не просто активными объектами процесса, а участниками (субъектами) созидательной, толерантной среды в семье, позволило создать в Уфе сообщество семей, в которых музыка стала общим, объединяющим все делом.

Таким образом, можно утверждать, что приобщение детей с самого раннего возраста к национальной музыкальной культуре родного края, а через национальную культуру - к шедеврам мирового искусства, позволяет рассматривать данный вид деятельности как один из важных компонентов формирования межкультурной компетенции. Важно также, что продолжение традиций известных педагогов-музыкантов, уфимской скрипичной школы, творческое и научное переосмысление их опыта, включая опыт современной педагогики, - все это способствует сохранению и развитию современной «музыкальной школы» Башкортостана.

1. Аминов, Т.М., Саяхов, Р.Л. Педагогические условия формирования толерантности в современных педагогических исследованиях // Педагогический журнал Башкортостана. - Уфа, 2016, Вып.6 (67). - С. 84-94.

2. Биджиев, А.К. Формирование толерантного отношения старшеклассников к сверстникам в поликультурной образовательной среде [Текст] : дис. ... канд. пед. наук. - Карачаевск, 2009. - 256 с.

3. Зиннурова, А.С., Камаева, Р.Ф. Роль раннего музыкального образования в воспитании всесторонне развитой личности [Электроный ресурс] // Вестник Московского государственного областного университета. Педагогика 2017. Режим доступа : /http://docplayer.ru/56859099-Rol-rannego-muzykalnogo-obrazovaniya-v-vospitanii-vsestoronne-razvitoy-lichnosti.html

4. Зиннурова, А.С., Камаева, Р.Ф. Обзор современных методик обучения детей раннего возраста игре на скрипке // Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве: материалы Межд. науч. конф. 30 ноября 2016. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2016. - 390-395 с.

5. Кашапова, Л.М. Этномузыкальное образование детей в условиях семьи [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://irorb.ru/files/magazineIRO/2014_2/8.(дата обращения: 1.06.2018 г.).

6. Мубинова, З.Ф. Воспитание национального самосознания и межэтнической толерантности в процессе преподавания обществоведческих наук в многонациональной городской школе: на примере школ Республики Башкортостан [Текст] : дис. ... канд. пед. наук. - Уфа, 1998. -191 с.

7. Тютюнникова, Т.Э. Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа. - Москва : АСТ, 2000. - 96 с.

8. Сузуки, Ш. Взращенные с любовью: Классический подход к воспитанию талантов. -Москва : Попурри, 2005. - 192 с.

9. Мильтонян, С.О.Педагогика гармоничного развития скрипача. Педагогика (дошкольная, школьная, общая). - Ташкент, 1996. - 170 с.

10. Смирнова, Р.М, Хамидуллина, И.В., Селитрина, Т.Л. Проектное образование в поликультурном пространстве [Электронный ресурс] // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы XII Международной научно-практической конференции 14 декабря 2017. - Режим доступа : /https://bspu.ru/files/21956.

11. Тилова, Х.Х. Формирование толерантности у младших школьников в полиэтническом регионе [Текст] : дис. .. канд. пед. наук. - Москва, 2007 - 198 с.

12. Таланов, В. Образование и культура толерантности // Высшее образование в России. - № 3. - Москва, 2001. - С. 150-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.