УДК 78.072.2 ББК 85.315
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
© 2019 г. М. Л. Зайцева
г. Москва, Россия
© 2019 г. Р. Р. Будагян
г. Москва, Россия
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ СКРИПИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Аннотация: В данной статье обобщены результаты исследования фольклорных тенденций в современном скрипичном искусстве. Обоснована важность сохранения этно-региональных традиций в музыкальном искусстве и культуре XXI в., определены стилистические особенности интерпретаций народной музыки, создаваемых популярными зарубежными скрипачами С. Кройтором (Израиль), Л. Шанкаром (Индия), М. Бадди (Канада), В. Попадюком (Украина), В. Клемент-са (США), подытожены отличительные черты индивидуальных стилей музыкантов. Востребованность отдельных исполнителей и музыкальных коллективов, сохраняющих и развивающих традиции народного искусства, обусловлена тем, что этническая музыка достаточно устойчива к идеологическим влияниям. Она представляет собой эффективное средство национальной идентификации, гармонизации отношений человека с миром природы и социумом. Богатое наследие колоритного, самобытного фольклора дает безграничные возможности исполнителям раскрыться творчески. Достоинством авторских аранжировок народной музыки в культуре XXI в. является то, что они способствуют сохранению национальной основы искусства, привлекают к народной музыке массового зрителя. Ключевые слова: Саня Кройтор, Лакшминараян Шанкар, Макмастер Бадди, Ва-сыль Попадюк, Вассар Клементс, современное скрипичное искусство, фолькло-ризм.
Информация об авторах:
Марина Леонидовна Зайцева — доктор искусствоведения, доцент, профессор, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина, Академия им. Маймонида, Садовническая ул., д. 52/45, 115035 г. Москва, Россия. E-mail: [email protected]
Регина Робертовна Будагян — преподаватель, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина, Академия им. Маймонида, Садовническая ул., д. 52/45. 115035 г. Москва, Россия. E-mail: [email protected] Дата поступления статьи: 03.11.2018 Дата публикации: 28.06.2019
Для цитирования: Зайцева М. Л., Будагян Р. Р. Фольклорные тенденции в современном скрипичном искусстве // Вестник славянских культур. 2019. Т. 52. С. 276-295.
Диалог со временем, который ведет искусство рубежа XX-XXI вв., порой соответствует принципу «будущее было вчера» [23]. Множество ремейков, ремиксов, появляющихся в поп-музыке, вызывают ощущение «deja vu». Стремление уловить ускользающий образ, использовать идею полузабытого оригинала сопряжено то с ироническим скепсисом, то с ностальгическим переживанием. Совсем иные эмоциональные импульсы возникают при восприятии художественных объектов, развивающих традиции народного творчества. Обращение к этническим культурам, с точки зрения Н. Б. Маньковской, является «талисманом аутентичности, смягчающим невроз исчезновения» [21, с. 145]. Фольклор, по мнению В. Аникина, стал «своеобразным генетическим кодом национальных культур, который оберегает уникально-своеобразное от безликости и "универсализации"» [1, с. 150].
Фольклоризм — художественное явление, характеризующееся языково-стиле-выми новациями в литературе и музыке второй половины XX в., введением в авторское произведение элементов, восходящих к традициям фольклора, его сюжетам, образной сфере, лексике. Именно на уровне языковой системы проявление фольклоризма прослеживается более ясно и открыто, чем на уровне образности, структурообразования. Многообразие типов фольклоризма в художественном творчестве второй половины XX в. позволило Л. П. Ивановой сделать выводы о «фольклорном облике времени», о важнейшем качестве фольклоризма — «"отраженном интонировании народных инструментов" в академической сфере» [14, с. 25].
На рубеже XX-XXI вв. возникает новое направление искусства — неофолькло-ризм, основывающийся на принципе заимствования этнического материала, на принципе вычленения образцов фольклора из его естественной среды, желании сделать их частью другого творческого продукта, строящегося по законам сценического искусства. Неофольклоризм является экспериментальной частью фольклоризма, отличающейся от более традиционных решений активным использованием композиторами и исполнителями XXI в. всего арсенала «современных технических средств, выполняющих роль стимулятора и катализатора обновляющегося музыкального языка» [14, с. 18].
Востребованность отдельных исполнителей и «музыкальных коллективов, сохраняющих и развивающих традиции народного искусства, обусловлена тем, что этническая музыка достаточно устойчива к идеологическим влияниям» [6, с. 37]. Она представляет собой эффективное средство национальной идентификации, гармонизации отношений человека с миром природы и социумом. Следствием стремительных процессов глобализации, разворачиваемых в экономической и социальной сферах жизни, стало радикальное обострение проблемы национальной идентификации личности. Народное искусство позволяет «вернуться к истокам», к средствам и приемам фольклорного творчества, укоренить свое художественное сознание в мире преданий и традиций [12, с. 217]. Богатое наследие колоритного, самобытного фольклора дает безграничные возможности исполнителям творчески раскрыться, однако интерпретация народной музыки в современных условиях — сложный и неординарный процесс. Достоинством авторских аранжировок народной музыки является то, что они способствуют сохранению национальной основы искусства, привлекают к народной музыке массового зрите-
Пути синтеза народной и композиторской музыки, по мнению Ю. Л. Фиден-ко, можно проследить в двух направлениях: фольклорные образцы как «тематический материал» для профессиональных композиторов и как самостоятельно существующая
в условиях современной концертной практики музыка. По степени близости к народному творчеству и традициям, современные исполнительские коллективы можно разделить на «фольклорно-этнографические (аутентичные) ансамбли», целью которых является точная передача традиционного музыкального материала, и коллективы, базирующие свое творчество на «обработанном фольклоре», стилизации, поиске новых звучаний, стремлении соответствовать времени, более близким зрителям и слушателям форме [28, с. 25].
Стремление к синтезу традиций академического и народного искусства, разновидностей джаз- и поп-музыки выявляется в творчестве многих современных скрипачей: Макмастера Бадди, Вассара Клементса, Сани Кройтора, Васыля Попадюка и др. [2, с. 39]. Обогащение фольклорной традиции приемами современной эстрадной музыки позволяет расширить стилистический «горизонт» [22, с. 26] произведения, активизировать огромный художественный потенциал. Данное явление симптоматично и позволяет выявить причины актуализации народной музыки в современном композиторском и исполнительском творчестве: феномен фольклорной культуры обладает особыми свойствами создания и сохранения знакового и коммуникативного пространства. Акустический код народной музыки, как отмечает Ю. Л. Фиденко, отражает особую модель мировидения, основывается на принципе «обязательного постоянства и вариативности» и «служит одним из главных средств коммуникации» [28, с. 15]. Фольклорная коммуникация представляет собой тип взаимодействия автора (исполнителя) и слушателя, в котором между ними нет барьера, преграды, эстетической рамки, ее отличительным качеством является «нерасчлененность актов творения, исполнения и восприятия» [28, с. 16].
Проанализируем особенности претворения национальных традиций в творчестве современных скрипачей с целью определения специфики их подхода к проблеме фольклоризма.
Национальными истоками творчества канадского скрипача Макмастера Бадди — Хью Аллана (Бадди) Макмастера (англ. Hugh Allan Buddy MacMaster), (1924-2014), лауреата Международного альянса фолк-музыки, является кантри-музыка и кельтская народная музыка. В результате «вестернизации» [27, с. 18] европейской массовой культуры второй половины
XX в. кантри-музыка приобретает особую популярность в массовой культуре. Данная тенденция сохраняется и в начале
XXI в. Сформировавшийся в американской культуре начала XX в. стиль кантри основывался на национальных традициях музыкального творчества переселенцев из Англии, Ирландии и Шотландии.
Творчество Макмастера Бадди, в целом, достаточно традиционно по своим эстетическим и художественным принципам, что позволяет отнести его к «адаптированному типу фольклоризма» [14, с. 32]. Скрипач развивает одно из региональных направлений кельтской музыки, которые он освоил в процессе обучения
Макмастер Бадди. Фото 1985 г. McMaster Buddy. Photo of 1985
у кейп-бретонских фидлеров (fiddle — англ. «скрипка»). Признаки «адаптированного фольклоризма» в творчестве М. Бадди проявляются благодаря доминированию жанра фольклорной обработки [14, с. 33], ориентации на импровизационность в трактовке исходного музыкального материала, использованию технических приспособлений (подключение микрофона к скрипке, использование динамиков, позволяющих придать эстрадную яркость звучанию скрипки и отражающих реалии современной концертной практики.
Титул «короля джиги», присвоенный слушателями М. Бадди [20], имеет свое обоснование: музыкант часто использует мелодии, популярные среди жителей острова Кейп-Бретон (марши, рилы, страспеи, джиги) и становящиеся структурно-языковой основой оригинальных обработок. В своих композициях-обработках он также активно использует популярные композиции в стиле кантри, демонстрируя непринужденно-импровизационную манеру исполнения и виртуозное владение скрипкой в произведениях, в которых господствуют стремительные темпы, наполненных «пульсирующей» ритмикой (композиция «Бретонский скрипач» [«Breton Fiddler»], запись 2006 г.1, композиция «Король Георгий Четвертый» [«King George the Fourth»], запись 2017 г.2, ком -позиция «Поездка на хребет Мабу» [«Trip to Mabou Ridge»], запись 2017 г.3 Зачастую национальную музыку Кейп-Бретона Бадди исполняет в дуэте со своей племянницей, скрипачкой — Натали Макмастер. Бадди заимствует из исполнительской практики кейп-бретонских скрипачей прием, становящийся «визитной карточкой» его исполнительского стиля: обострение акцентов и синкоп, придающее резкость и особую экспрессию мелодии: «Акцентированная нота всегда исполняется при помощи ускоренного движения смычка вверх, мелодия в целом теряет свою ровность, наполняемая пунктирным ритмом и приобретающая звучание так называемого небольшого "захлебывания" (нота вверх смычком длиннее, чем вниз)» [25]. Фольклорный игровой колорит бытового музицирования порой достигается Бадди при помощи пропуска в процессе игры некоторых нот популярной народной мелодии. Музыкант также использует народный прием подчеркивания сильных долей музыки стуком пятки в пол («Кейп-Бретонский скрипач», [«Cape Breton Fiddler»], запись 2006 г.4
При помощи специфических приемов игры музыкант приближает звучание скрипки к тембральным характеристикам народных музыкальных инструментов. В частности, при исполнении авторских композиций «Молодые девушки» [«Primrose Lasses»], (запись 2017 г.) [36], «Эй, Джонни Коуп» [«Hey, Johny Cope»], (запись 2017 г.5) Бадди использует приемы тембро- и звукоимитации, позволяющие сблизить звучание скрипки и шотландской волынки. Отметим, что для создания национального колорита Бадди обращается к широкому арсеналу тембровых и штриховых исполнительских скрипичных приемов. Подражание приемам игры на волынке достигается при помощи использования скрипачом двойных нот, бурдонов, «открытых» струн, характерных для
1 MacMaster B. In Concert Cape Breton Fiddler. URL: www.musicals.ru/world/world_musicals/ fiddler_on_the_roof (дата обращения: 18.01.2015).
2 MacMaster B. King George the Fourth, Old King George, Old King's, King's, Old Tradition. URL: https://www.youtube.com/wateh?v=YyS_KwVeukk (дата обращения: 15.12.2015).
3 MacMaster B. Trip To Mabou Ridge. URL: https://www.youtube.com/watch?v=fv4eW1CZZBM&in dex=5&list=PLrNph9TqBZf2Dh6Znx2lJqyx93HHd6KqO (дата обращения: 10.06.2016).
4 MacMaster B. In Concert Cape Breton Fiddler. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ny2beJky_ KM&list=PLrNph9TqBZf2Dh6Znx2lJqyx93HHd6KqO (дата обращения: 05.05.2015).
5 MacMaster B., Macmaster N. Hey, Johny Cope. URL: https://patefon.net/natalie-macmaster.(дата обращения: 09.04.2016).
техники игры на данном инструменте, а также в результате виртуозного исполнения свойственного для шотландской музыки сложного ритмического рисунка, образующегося множеством форшлагов, трелей, мордентов, синкоп Scottish snap (с англ. — «шотландский щелчок»).
Вассар Клементе (1928-2005), обладатель премии «Грэмми» за лучшее исполнение в стиле кантри, также развивал в своем творчестве традиции музыки этого стиля. Скрипач — талантливый самоучка, который в раннем возрасте не овладел азами академического скрипичного исполнительства, но благодаря трудолюбию, постоянному совершенствованию технического мастерства, яркому импровизационному дару вошел в историю исполнительства как виртуоз и мастер аранжировок. Увлечение музыканта стилем кантри способствовало использованию выразительных возможностей инструмента, занимающего лидирующее положение в среде «сельских музыкантов на протяжении нескольких веков» [18] и, наряду с другими струнными инструментами (гитарой, мандолиной, цитрой), часто используемых в кантри-музыке.
Тенденции адаптированного типа фольклоризма в творчестве В. Клементса проявляются в стремлении музыканта объединить музыкальную лексику стиля кантри («ковбойской» музыки) с джазовой системой выразительных средств, в частности, со «звуками биг-бенда, которые, — по его воспоминаниям, — я слышал на своей скрипке» [18]. Итогом такого синтеза становится своеобразный исполнительский стиль, который музыкант определяет как «деревенский джаз» [17]. Наиболее ярко он проявляется в композиции «Дом восходящего солнца» (в дуэте с Марком О'Коннер (Mark O'Connor, [«House of the Rising Sun»], запись 2013 г.6). Для создания непринужденной джазовой импровизационной атмосферы и характерной джаз-бендовой темброво-колористиче-ской среды скрипач использует ресурсы ансамблевого исполнительства, вводя в состав инструментального ансамбля банджо, выступая с американским гитаристом, исполнителем кантри и джазовой музыки Д. Дуглассом (композиция в стиле кантри «Старина
6 Clements V., O'Connor MHouse of the Rising Sun. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=Li0IjE92YK0 (дата обращения: 07.11.2015).
Вассар Клементс (Vassar Clements). Фото 1989 г. Vassar Clements (Vassar Clements). Photo of 1989
Речник» [«Old Time River Man»], запись 2014 г.7, композиция «Моток в руках моего нежного ребенка» [«Roll in My Sweet Baby's Arms»], запись 1991 г.8); с американским джазовым скрипачом и композитором Марком О'Коннер (композиция «Дом восходящего солнца» [«House of the Rising Sun»], запись 2013 г.9) и др. Элементы адаптированного типа фольклоризма в творчестве В. Клементса проявляются также и в применении скрипачом различных темброимитационных приемов джазовой музыки (активным использованием музыкантами свингующих звуков, а также широко-амплитудной вибрацией, характерных для исполнительства на духовых джазовых инструментах).
Творчески-свободный тип фольклоризма свойственен композиции одного из наиболее значимых виртуозов-исполнителей второй половины XX - начала XXI вв. — индийскому скрипачу, доктору философии по этноведению Лакшминараяну Шанкару (род. в 1950 г.). В своем творчестве он стремится объединить многовековые традиции южно-индийской музыки (карнатик-музыка) [7, с. 35] с элементами европейской и американской рок-, поп-музыки и джаза. Основной целью творчества Шанкара является использование национальных музыкальных традиций для «выражения собственной художественной концепции» [14, с. 33]. Индивидуально-авторская трактовка, интерпретация фольклорного первоисточника приобретает особую актуальность в его композиторском творчестве и исполнительском искусстве. Отметим, что карнатик-музыка имеет весьма сложную теоретическую систему, базирующуюся на специфическом соотношении принципов организации мелодического и ритмического развития. Активное использование разнообразных типов мелизмов, форшлагов, мордентов и трелей, применяемых в исполнительской практике этнических музыкантов, прослеживается в творчестве Шанкара (композиция «Песня для каждого» [«Song For Everyone»], запись 2010 г.10, «Нет больше Апартеида», [No More Apartheid], запись 2003 г.11). Орнаментика усиливает экспрессивность игры и подчеркивает логически опорные звуки мелодии, придает ей национальное своеобразие. Национальные темброво-колористические и динамические эффекты достигаются при помощи введения в музыкальную ткань произведения параллельных квинт, бурдонного баса, исполняемого в ансамблевых композициях на традиционных индийских инструментах: гармонике, вине, мриданге и др. [16, с. 57] (композиция «Рага», запись 2014 г.12).
Музыкант воссоздает характерный фольклорный колорит индийской музыки, используя традиционные модели инструментальных наигрышей в сочетании с «чистым строем» ансамблевых инструментов, а также при помощи введения в исполнительскую практику особых приемов скрипичной техники: игры преимущественно в первой и второй позициях, на открытых струнах (что создает эффект «облегченного» звучания), нейтрализации обострения внутриладовых тяготений за счет незначитель-
7 Clements V., Hartford J., Rice T., Douglas J. Old Time River Man. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=G8HvNot3ZbY/ (дата обращения: 08.08.2015).
8 Clements V., Douglas J. The Best Of Bluegrass. Roll in My Sweet Baby's Arms. URL: https://www. youtube.com/watch?v=iy_CZDtIuz0 (дата обращения: 15.10.2015).
9 Clements V., O'Connor M House of the Rising Sun. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=Li0IjE92YK0 (дата обращения: 07.03.2016).
10 Shankar L. Song for Everyone. URL: https://www.youtube.com/watch?v=wphj4x-IsfI (дата обращения: 12.09.2015).
11 Shankar L., Gabriel P. No More Apartheid. URL: https://www.youtube.com/watch/vHzX-Vd24dDs (дата обращения: 07.07.2015).
12 Shankar L., Hussain Z. Raga Aberi part 3. URL: https://www.youtube.com/watch?v=R6METlrzWDk (дата обращения: 22.06.2016).
ного сужения малых интервалов и увеличения больших композиция «Ритмы мира» [«Rhythms Of The World»], запись 2010 г.13 Инструментальные композиции Лакшминараяна Шанкара, основанные на фольклорных мелодиях, обогащаются современными эстрадными ритмами и тембрами эстрадно-джазовых инструментов (электрогитары, бас-гитары, ударные установки), что позволяет сделать вывод о претворении тенденций творчески свободного типа фольклоризма в его искусстве. В частности, наиболее яркими композициями, в которых южноиндийская музыка дополняется ритмами современного инструментария являются: композиция «Следы» [«Footprints»], запись 2014 г.14 в дуэте с джазовым певцом Д. Черри; композиция «Один театр "Талиа" [«One Thalia Theater»], запись 1993 г. с рок-ансамблем «U2»15 и др. Как признается музыкант, «в конечном счете, я хотел бы соединить Восток и Запад вместе. Это, думаю, моя роль» [30].
Черты творчески свободного типа фольклоризма проявляются у Шанкара не только в стремлении создать оригинальные интерпретации национальной южноиндийской музыки, но и в конструировании нового инструментария. В частности, в 1980 г., стремясь раздвинуть привычные выразительные и технические возможности своего инструмента, Шанкар создает двойную стереофоническую скрипку, имеющую два грифа и десять струн и обладающую необычно широким диапазоном звучания.
Развитие этнических славянских музыкальных традиций, обогащение их темброво-колористическими ресурсами эстрадного ансамбля является целью творческой деятельности украинского скрипача-виртуоза Васыля Попадюка (род. в 1966 г.). Западная пресса назвала скрипача «Живым нервом, золотой скрипкой, королем скрипки, современным Паганини»
Лакшминараян Шанкар и его скрипка.
Фото 1988 г. Lakshminarayan Shankar and his violin. Photo of 1988
Васыль Попадюк. Фото 2015 г. Vasyl Popadyuk. Photo of 2015
13 Shankar L. Rhythms of The World. URL: https://www.youtube.com/watch?v=IVfNuQ14lBU (дата обращения: 18.07.2015).
14 Shankar L. Footprints (fast). URL: https://www.youtube.com/watch?v=tlaMCbQwUgc (дата обращения: 15.10.2016).
15 Shanka, L., U2. One Thalia Theater. URL: https://www.youtube.com/watch?v=rkT-yZG-xBE (дата обращения: 05.11.2016).
[31]. Музыкант является обладателем множества званий, среди которых звание «Золотой скрипки Канады».
Наиболее привлекательными для В. Попадюка оказываются плясовые украинские песни, в авторских аранжировках музыканта-виртуоза обретающих качество «блестящих» концертных пьес («Волшебная скрипка», «Чарiвна скрипка» запись 2015 г.16).
Таким образом, индивидуально-авторская трактовка украинских национальных мелодий является основополагающим компонентом творчества Попадюка и обоснованием для отнесения его к творчески свободному типу фольклоризма.
Музыкант часто применяет особый фольклорный колористический прием — нетемперированное glissando, выполняемое мелким скользящим движением того пальца по струне, который позже должен будет «взять» следующий звук. Данный прием употребляется как в одной позиции, так и при сменах позиций. Glissando используется не только как колористический прием, традиционный для народной инструментальной музыки Венгрии, Украины, но и как звукоподражательный в скрипичных произведениях П. Сарасате, Г. Венявского, А. Вьетана и многих др. Исполнительское творчество музыканта отличается и активным использованием высокой тесситуры, «виртуозной пассажной и штриховой техникой, сложностью мелодического варьирования» [15, с. 18].
Попадюк осовременивает звучание национальных украинских мелодий, обогащая их ритмами и тембрами современного эстрадного ансамбля. Попадюк является художественным руководителем и основателем эстрадной группы «Бэнд Попадюка» [«Papa Duke Band»]. Наряду с акустической скрипкой в состав ансамбля входят современные эстрадные инструменты: две электрогитары, ударная установка и синтезатор. Профессионализм музыкантов коллектива, их виртуозное и мастерское владение инструментами и способствуют созданию оригинальных аранжировок, трактовок и интерпретаций национальной украинской музыки. Наиболее ярко индивидуально-авторская трактовка национальной музыки проявляется в сочинениях: «Шутка» [«Lark»], запись 2015 г.17, «Украинская любовь» [«Ukrainian Love»], запись 2016 г.18, «Джаз в Торонто», запись 2012 г.19, «Карпатье», запись 2012 г.20, «Союзовка» [«Союзiвка»], запись 2011 г.21 и др. В них мелодичные наигрыши, свойственные украинским народным композициям, дополняются современными ритмами и гармониями поп-музыки. Виртуозное и одновременно с этим, чарующее звучание скрипки обогащается тембрами инструментов бэнда Попадюка.
Творчество Сани Кройтора Sanya Kroitor, полное имя — Александр Эмильевич Кройтор, род. в 1971 г.) можно отнести к яркому проявлению адаптированного типа фольклоризма. Один из концертов Сани Кройтора, выдающегося современного израильского скрипача-виртуоза и композитора, имел символичное название — «Возвра-
16 Попадюк В. Чар1вна скрипка. URL: https://www.youtube.com/watch?v=3D3BlfuTZzw (дата обращения: 03.05.2015).
17 Попадюк В. PAPA DUKE «LARK». URL: https://www.youtube.com/watch?v=0Z6nZfNiKI4 (дата обращения: 10.06.2016).
18 Попадюк В. Ukrainian Love. URL: https://www.youtube.com/watch?v=TZQNG48C3Q4 (дата обращения: 12.07.2016).
19 Попадюк В., Скрипка О. Джаз в Торонто. URL: https://www.youtube.com/watch/vH0tsLib_dg8 (дата обращения: 11.10.2015).
20 Попадюк В. Карпатье. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Sxp_nfcD8So (дата обращения: 10.08.2015).
21 Попадюк В. Союз1вка (Soyuzivka). URL: https://www.youtube.com/watch?v=qrmn_TMy310 (дата обращения: 07.05.2015).
щение к истокам» (2013 г., Иерусалим, Арт-центр «Бейт От а-Муцар»22). Музыкант, получивший классическое музыкальное образование, в поисках вдохновения зачастую обращается к сокровищнице народного искусства. Импульсом для его аранжировок и попурри становятся мелодии песен на идиш, молдавская народная музыка. Использование фольклорных мелодий в качестве основы оригинальных обработок является распространенной тенденцией современного музыкального искусства, позволяющей наделить архаичные темы особым семантическим и драматургическим значением, превратить произведение в поликультурный текст [12, с. 215].
Принципы адаптированного типа фольклоризма проявляются у С. Кройтора в синтезе современной эстрадной и национальной еврейской музыки. В частности, на концерте23 в честь празднования еврейской «Хануки», Саня Кройтор исполнил оригинальные инструментальные аранжировки наиболее известных публике еврейских мелодий: шаббатной песни «Шалом Аллейхем», гимна Израиля, песни «Мамины глаза», «Хава Нагила» и многих других. Примечательно, что во время этого выступления в качестве видеоряда демонстрировались различные художественные полотна на сюжеты из еврейской национальной культуры, в том числе была использована известная картина М. Шагала «Скрипач на крыше». Излюбленный художником образ скрипача, сидящего на крыше, имел художественное обоснование. На вопрос, почему он пишет скрипачей на крыше, М. Шагал вспомнил свою юность: «Я бродил по улицам, искал чего-то и молился: "Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему". И в ответ город лопался, как скрипичная струна, а люди, покинув обычные места, принимались ходить над землей. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли» [29, с. 150].
Метафора «город — скрипичная струна», используемая М. Шагалом, позволяет понять не только особенности мировидения и художественного мышления М. С. Шагала, она выводит на общекультурный контекст феномена скрипичного исполнительства. Скрипка и скрипач играют особую роль в традиционном укладе еврейской жизни: рождение ребенка, свадьба, похороны — все важнейшие события обыденной жизни сопровождаются незатейливой музыкой скрипача-любителя. В рассказе великого еврейского писателя Шолом-Алейхема [32] «Скрипка». Скрипке отдается первенство среди других музыкальных инструментов по красоте звучания: «Мне кажется, нет ничего прекрасней, ничего благородней, чем игра на скрипке. Не правда ли, дети? Не знаю, как вы, но я, сколько себя помню, был всегда без ума от скрипки, а музыкантов любил до самозабвения» [32].
Скрипка является инструментом особой артикуляционной и ладовой гибкости. Эта особенность инструмента имела большое значение в выделении скрипки в качестве одного из ведущих инструментов не только в еврейских, но и других европейских музыкальных традициях. На этом инструменте можно применять различные исполнительские приемы, имитирующие всхлипывание или плач. Такой род артикуляции, по мнению Д. Слепович, сформировался в музыке евреев Восточной Европы как отражение «специфики идишской речевой интонации, установок синагогального пения, распро-
22 Кройтор С., Писак Е. Азира. URL: https://www.youtube.com/watch?v=wlOKqgSA9PI (дата обращения: 12.11.2016).
23 Кройтор С., Кройтор Э. Попурри на еврейские темы. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=lv656RPA2XM (дата обращения: 18.12.2015).
странявшихся на все виды музицирования; а также факультативно — одной из важных задач скрипача-солиста на свадьбе — заставить невесту плакать» [26, с. 195]. Согласно хроникам съемки24, Н. Джуисон и Т. Лемков, сыгравший роль скрипача, в поисках подходящей скрипки семь раз меняли инструменты, пока не нашли нужного звучания и вида [4, с. 7]. «Образ по-шагаловски грустного скрипача на крыше, пускающегося в путь вслед за Тевье в финале, — точная находка-метафора той печальной судьбы, что ожидает старого еврея и его народ» [8].
Разнообразные приемы и штрихи, используемые Кройтором в процессе игры, способствуют тембровому разнообразию звучания скрипки, отмечаемому критиками: «у этой скрипки есть электронный звук, создающий впечатление оркестра» [19]. Саня Кройтор также стремится обогатить традиционное академическое звучание инструментального ансамбля, усиливая динамиками звучание акустической скрипки, вводя в состав музыкальной группы аккордеон, синтезатор, бас-гитару, ударную установку (запись 2015 г.25).
Тембро-колористические градации звучания группы становятся важным фактором музыкальной драматургии, а также способом обогащения образного строя произведения. Просветительская направленность творческой деятельности Сани Крой-тора проявляется в его стремлении приглашать лучших исполнителей для участия в его концертах: удивительного лирического тенора — Феликса Лившица (запись 2016 г.26); одного из лучших мастеров акустической гитары, джазового и блюзового гитариста — Евгения Писак (запись 2010 г.27); джазового аранжировщика, трубача и композитора Аркадия Запесоцкого (запись 2010 г.28); известного и востребованного мультимузыкан-та, играющего не только на фортепиано, но и на саксофоне, блок-флейте, мелодике, Леонида Децельмана (запись 2010 г.29) и многих других.
Как отмечают критики, «этот молодой скрипач из Израиля представляет недостижимое будущее в сегодняшней традиции игры на скрипке. Его музыка объединяет вечное очарование классики с остросовременным электронным звуком и яростной красотой великого инструмента» [19]. Стиль его аранжировок народных мелодий основывается на художественных принципах фолк-фьюжн, «современного стилевого направ-
24 Джуисон Н. Фильм «Скрипач на крыше». URL: https://www.youtube.com/watch?v=ZIHW6Snx1C0 (дата обращения: 15.10.2015).
25 Кройтор С., Кройтор Э. Фантастическое шоу. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ZI6_ Xup1aC4 (дата обращения: 15.10.2015).
26 Кройтор С., Лившиц Ф. Скрипка и тенор на два голоса. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=gt2rl3epzja (дата обращения: 13.08.2015).
27 Кройтор С., Писак, Е. Азира. URL: https://www.youtube.com/watch?v=wlOKqgSA9PI (дата обращения: 07.07.2016).
28 Кройтор С. Mediterranean (Live). URL: https://www.youtube.com/watch?v=7gg2A2IIzJU (дата обращения: 15.05.2016).
29 Кройтор С. Диалоги музыкантов. URL: https://www.youtube.com/watch?v=N92eH4c0rtA (дата обращения: 13.07.2016).
Саня Кройтор (скрипка) и его ансамбль «Акустик драйв». Фото 2015 г. Sanya Kroytor (violin) and his ensemble "Acoustic drive". Photo of 2015
ления, возникшего в 1970-е гг. на основе синтеза неевропейского фольклора и джаза, рока и элементов европейской академической музыки» [11].
Скрипку Сани Кройтора также называют «плачущей скрипкой», «многохарактерной» [19], «скрипкой высокого напряжения» [19]. Его игра, по мнению слушателей, сочетает в себе азарт и грацию, чувственность и виртуозность, «искренность и музыкальный юмор, виртуозное владение инструментом, ток напористого и изящного, безумного скрипичного драйва, красоты, разнообразия и огня скрипки» [33]. Экспрессия игры Сани Кройтора связана с уникальным исполнительским мастерством и умением звуками скрипки передавать тончайшие душевные движения: «Творчество Саниаса уникально не только виртуозностью смычка, но и виртуозностью души» [34]. Сам музыкант отзывается о своем инструменте следующим образом: «Скрипка — это ведь не кусок дерева. Это даже не продолжение руки, а продолжение души. Еще точнее — у нее смой есть душа» [34]. «Я не популяризатор музыки, — отмечает скрипач. — У меня иная задача — настроить слушателей на правильную волну, на прикосновение к тайне музыки, музыкальных шедевров. После того, как мы, скрипачи, учимся играть, мы учим скрипку говорить. Говорить так, чтобы не было никаких препятствий для чувств, передачи внутреннего импульса музыки. Ведь скрипка — это наш двойник» [34].
Игра Сани Кройтора производит впечатление коммуникативного взрыва: его инструмент не случайно называют «говорящей скрипкой». Исполнительская «экспрессия и яркая импровизационность игры скрипача создают у слушателей впечатление» [5, с. 37], что они становятся свидетелями творческого акта создания музыки: «Каждое выступление скрипача — новые неповторимые импровизации, воплощающие в музыке все оттенки сиюминутной мимолетности. Музыка, рождающаяся прямо на глазах» [34]. Музыкант создает особую атмосферу на своих концертах благодаря уникальной исполнительской манере и яркому артистизму: «Саниас являет собой ошеломляющее сочетание виртуозности, от которой захватывает дыхание и пленительного артистизма. Результат подобного сочетания — чистое волшебство, магия музыки!» [19].
Среди своих учителей Саня Кройтор называет выдающегося французского джазового скрипача — Стефана Граппелли, творчество которого повлияло на становление его стиля. В 60-е гг. XX в. С. Граппелли поразил современников неслыханным ранее звучанием своей скрипки, его концертная деятельность во многом способствовала признанию скрипки в качестве полноправного джазового инструмента наравне с традиционными солирующими инструментами джазовых ансамблей (фортепиано, саксофоном и трубой). Его совместные выступления с Д. Эллингтоном, О. Питерсоном, И. Мену-хиным, музыкантами группы «Pink Floyd» получили широкое признание и в 1997 г. скрипач был награжден Премией Грэмми [10].
Саня Кройтор соединяет в себе качества композитора исполнителя, основывающегося на традициях народного творчества, академической школы игры на скрипке и активно экспериментирующего в области расширения выразительных возможностей инструментального ансамбля, выстраивающего свой сценический имидж и оригинальную логику сценического действия. Его излюбленный сценический образ демократичен: джинсы, длинный пиджак, удобная обувь. Он может совсем по-юношески присесть на высоком стуле во время концерта. Саниас стремится к ощущению полной свободы и в зрительном зале. Существует запись концерта в Государственном кремлевском дворце (г. Москва, запись 2013 г.30) с показательным эпизодом, когда во время ис-
30 Кройтор С. Его говорящая скрипка. URL: https://www.youtube.com/watch?v=H7kEnkbrwQ4 (дата обращения: 18.11.2015).
полнения скрипачом попурри еврейских песен один из слушателей стал танцевать под зажигательную музыку. Во время концерта «С любовью из Израиля!» (г. Биробиджан, 2014 г.), в котором приняли участие известный трубач Арик Давыдов, Саня Кройтор и популярный певец Дорон Мазар (запись 2014 г.31), каждый из исполнителей во время выступления покидал сцену и, выйдя в зрительный зал, пожимал руки слушателям, не прерывая концертный номер. Объединило артистов и слушателей концерта совместное исполнение в финале концерта знаменитых песен «Еврейская молитва» и «Золотой Иерусалим» [24, с. 71]. Подобные приемы, используемые артистами, способствуют возникновению неакадемической раскрепощенной концертной ситуации, «подразумевающей сочетание профессионального и развлекательного. Создается непринужденная атмосфера в рамках академического концерта» [9]. В результате обновления концертного академического ритуала «расширяются привычные рамки концерта, преодолевается четкое разделение функций композитора, исполнителя, слушателя, обновляется имидж и сценическое поведение исполнителя» [9].
Демократизм и простота сценического образа Сани Кройтора органично сочетаются с манерой исполнительства, в которой присутствуют элементы джаза, поп-и рок-музыки, световые эффекты, видеоряды. Так, в 2011 г. С. Кройтор представил публике шоу «Быстрый» «Allegro» (запись 2011 г.32). Очищение огнем» из собственных композиций, соединяющих приемы классической европейской, фольклорной и джазовой музыки. Примечателен инструментальный состав шоу: скрипка, гитара, бас-гитара, контрабас и ударные, синтезатор. В Израиле шоу демонстрировалось в древней пещере Бейт Гуврин при свете факелов. В программе «Скрипка и тенор на два голоса» (Израиль, запись 2016 г.33) скрипач выступал с тенором Феликсом Лившицем, ведущим израильским лирическим тенором, и группой «Акустик Драйв». Критики отмечали драматургическое единство концерта, в котором раскрывается драматическая судьба еврейского народа. Композиция на стихи И. Хена «Плач скрипки» сменялась зажигательными хасидскими мелодиями в виртуозной аранжировке, являющейся «визитной карточкой» Сани Кройтора — «израильского Паганини».
В рамках концерта был представлен новый диск С. Кройтора «Бесконечность Навсегда» [«Infinity Forever»] [35], состоящий из оригинальных композиций скрипача, шедевров произведений академического репертуара, джазовых номеров, фрагментов мюзиклов и оперетт и аранжировок народных песен (неаполитанских, испанских, французских, русских, балканских, произведениями на идиш, иврите). Стилевое разнообразие репертуара способствует привлечению максимально широкой слушательской аудитории [3, с. 440]. Показательно, что идея создания современных аранжировок фольклорных мелодий или академической музыки была воспринята музыкантом через творчество знаменитого скрипача Ицхака Перлмана. Еще в юности музыкант с восторгом слушал записи пластинки «Together» с участием И. Перлмана и П. Доминго. В концерте С. Кройтора были представлены хасидские мелодии и синагогальная музыка в авторской джазовой обработке. Популярность музыканта на мировой музыкальной сцене свидетельствует об успешности его исполнительской деятельности, о непосредственном интересе слушателей к его оригинальным современным аранжировкам фольклорной музыки.
31 Кройтор С., Мазар Д., Давыдов А. Попурри на еврейские темы. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=veJARgF72xE (дата обращения: 13.10.2015).
32 Кройтор С. Mediterranean (Live). URL: https://www.youtube.com/watch?v=7gg2A2IIzJU (дата обращения: 12.12.2016).
33 Кройтор С., Лившиц Ф. Скрипка и тенор на два голоса. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=gt2rl3epzja (дата обращения: 11.09.2016).
Музыкант наполняет свои импровизации игровыми элементами, стремясь, прежде всего, раскрыть выразительные возможности скрипки. В частности, достаточно часто при исполнении аранжировок еврейских мелодий С. Кройтор использует прием pizzicato, имитируя звучание народных щипковых инструментов. Особенно колоритно этот прием воспринимается в диалоге с пассажами аккордеониста (выступление Эмиля и Сани Кройтора на фестивале клейзмеров в Цфали, 2014 г.34). Расширение тем-брово-колористических возможностей скрипки присутствует в творчестве Р. Щедрина, смелого экспериментатора и приверженца традиций народной музыки. Его знаменитая пьеса «Балалайка» для скрипки соло также предполагает исполнение pizzicato левой рукой. В игровой форме здесь было найдено решение серьезной художественной задачи раскрытия новых возможностей инструмента, нахождения его новых акустических свойств [13, с. 17].
Творчество Сани Кройтора демонстрирует, что усиление авторского начала при исполнении аранжировок народных песен может способствовать усилению концепци-онности произведения, актуализации смысла музыкальной композиции. Превращение ее в сложный полистилистический арт-объект, вбирающий элементы музыкального и театрального искусств, требует от исполнителя особых исполнительских качеств, умения расширять сферу своих профессиональных возможностей, а также способствует расширению слушательской аудитории, становится залогом популярности исполнителя.
В результате анализа творчества современных скрипачей (М. Бадди, Л. Шан-кара, В. Клементса, В. Попадюка, С. Кройтора), активно использующих в своем искусстве современное исполнение национальной музыки, были выявлены черты двух типов фольклоризма — адаптированного и творчески свободного. Музыканты стремятся осовременить национальные произведения с помощью использования тембров современного инструментария, и ритмов и гармоний музыкальных направлений рубежа XX-XXI вв. В творчестве М. Бадди, В. Клементса и С. Кройтора трансформация фольклорного материала происходит посредством использования жанра обработки, являющейся одним из доминирующих жанров в адаптированном типе фольклоризма.
Представители творчески-свободного типа фольклоризма (Л. Шанкар и В. По-падюк) используют для создания интерпретаций композиций жанр аранжировки. Творчество анализируемых скрипачей, их исполнение «новых» фольклорных композиций характеризуется как полистилистический арт-объекты, которые строятся на основах различных видах современных искусств. Профессиональное владение скрипачами всей исполнительской техникой, тембровой и штриховой палитрой способствует расширению слушательской аудитории.
Исполнительское искусство скрипачей Макмастера Бадди, Вассара Клементса, Лакшминараяна Шанкара, Васыля Попадюка, Сани Кройтора наполнено стремлением актуализировать в своем творчестве традиции различных национальных музыкальных культур, соединив их с приемами и жанрами академической и эстрадной музыки. Их подходы к интерпретации народной музыки соответствуют художественным нормам двух основных типов фольклоризма: адаптированного, в котором превалируют тенденции «осовременнивания» архаического культурного наследия, и творчески свободного, базирующегося на приемах создания художественного образа на основе свободной, индивидуально-авторской трактовки национального образа и тематизма фольклорного первоисточника.
34 Кройтор С., Кройтор Э. Фантастическое шоу. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ZI6_ Xup1aC4 (дата обращения: 13.08.2015).
К первому, адаптированному типу фольклоризма относится творчество М. Бад-ди, В. Клементса, С. Кройтора, которое характеризуется активным использованием жанра фольклорной обработки как одного из доминирующих в адаптированном типе фольклоризма. В творчестве скрипачей фольклорный образец используется в качестве базового материала для создания профессиональных обработок (кельтская народная музыка — в фольклорных обработках М. Бадди, кантри-музыка — в фольклорных обработках В. Клементса, песни на идиш, молдавская народная музыка — в фольклорных обработках С. Кройтора). Музыканты дополняют фольклорные мелодии виртуозными импровизациями, стилистически близкими к фольклорным образцам, современными эстрадными ритмами и тембрами.
Ко второму, творчески свободному типу фольклоризма можно отнести исполнительское искусство Л. Шанкара и В. Попадюка. Аранжировки Л. Шанкара отличаются введением в лексику южно-индийской музыки (карнатик-музыки) ритмов и гармоний европейской рок-, поп- и джазовой музыки. Виртуозные аранжировки В. Попадюка основываются на колоритных украинских народных мелодиях, исполняемых на акустической скрипке и инструментах эстрадного ансамбля «Бэнд Попадюка».
Среди основных особенностей творчества анализируемых в работе скрипачей выделим следующие: ярко выраженное индивидуальное начало, основанное на синтезе музыкальных направлений, стилей, синтезе инструментария (фольклор и поп-музыка, сочетание звучания исконно национальных инструментов с ударными установками, бас- и электрогитарами) и импровизационности. В репертуар современных скрипачей входят оригинальные обработки и аранжировки различных народных песен, которые музыканты исполняют, используя богатую палитру как фольклорных, так и современных технических приемов. В творчестве В. Клементса и Л. Шанкара импровизацион-ность, свойственная народной музыке, сочетается с элементами джазовой гармонии, которой присущи активное использование диссонирующих интервалов, сопоставления далеких по степени родства тональностей, активное использование аккордов сложного строения (ундецимаккорд, терцдецимаккорд и т. д.). Именно введение данных характеристик в аранжировки народных песен придают им современное звучание.
Характерной чертой исполнительской манеры данных скрипачей является применение разнообразных фольклорных технических приемов (постоянные замедления и ускорения темпа, нетемперированные глиссандо и др.) во время исполнения музыкальных композиций, что обусловлено общей стратегией их творчества. Активное использование приемов звукоимитации, позволяющих внести темброво-колористическое разнообразие, сблизить звучание скрипки с различными народными инструментами.
Применение музыкантами приемов театрализации музыкальных композиций, внесения игрового начала в процесс исполнительства способствуют выработке особой коммуникативной и имиджевой стратегии, созданию непринужденной обстановки народного музицирования. Творчество М. Бадди, В. Клементса, Л. Шанкара, В. Попадю-ка, С. Кройтора демонстрирует, что усиление авторского начала во время исполнения обработок и аранжировок народных песен позволяет превратить композицию в сложный полистилистический арт-объект, вбирающий особенности фольклорного, академического и эстрадного музицирования. Синтез музыкальных стилей и жанров в исполнительском искусстве данных скрипачей требует от музыкантов особых исполнительских качеств (владение штриховой и звуковой палитрой скрипичного исполнительства, способность расширять сферу своих профессиональных возможностей для расширения слушательской аудитории, что является основным критерием популярности современного исполнителя).
Исследование влияния массового искусства на современное скрипичное исполнительство представляется актуальным для дальнейшего искусствоведческого анализа, позволяющего расширить представления слушателей и исполнителей о многообразии путей развития современной исполнительской скрипичной практики. Скрипичное исполнительское искусство рубежа XX-XXI вв. характеризуется устойчивым поиском музыкантами синтеза различных стилей и направлений, стремлением к их взаимосвязи для последующей реализации своих творческих задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Аникин В. П. Пути фольклористики в XX веке. Литературоведение на пороге XXI века. М.: Композитор, 1998. 249 с.
2 Будагян Р. Р. Проблема исполнительского стиля в современном скрипичном искусстве // Музыковедение. 2016. Вып. 10. С. 36-43.
3 Будагян Р. Р. Сочетание академических и неакадемических традиций в скрипичном исполнительстве рубежа XX-XXI веков // Сб. ст. по мат. Междунар. науч. конф. «Традиции и перспективы искусства как феномена культуры». М.: Изд-во ГКА им. Маймонида РГУ им. Косыгина, 2016. С. 438-445.
4 Будагян Р. Р. Трактовка образа скрипача и скрипки в кино- и музыкально-театральном искусстве второй половины XX века // Сб. науч. тр. по итогам III Междунар. науч.-практич. конф. «Актуальные вопросы гуманитарных наук в современных условиях развития страны». СПб.: ИЦРОН, 2016. Вып. 3. С. 6-9.
5 Будагян Р. Р., ЗайцеваМ. Л. Джаз и современное скрипичное искусство // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. Вып. 10. С. 35-41.
6 Будагян Р. Р., ЗайцеваМ. Л. Неофольклоризм в современном скрипичном искусстве // Сб. ст. по мат. Междунар. науч. конф. «Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы». М.: Изд-во ГКА им. Маймонида РГУ им. Косыгина, 2017. С. 33-41.
7 Будагян Р. Р., Зайцева М. Л. Неофольклорные тенденции в современном скрипичном искусстве // Музыковедение. 2017. Вып. 8. С. 31-39.
8 Бутовская С. Скрипач на крыше // Мюзиклы.ги. URL: www.musicals.ru/world/ world_musicals/fiddler_on_the_roof (дата обращения: 18.01.2015).
9 ВеревкинаЮ. В. Академическая музыка в непривычных условиях. URL: muzyka-v-neprivychnyh... (дата обращения: 01.03.2016).
10 Граппелли С. Биография — Знаменитости // Peoples.ru. URL: www.peoples.ru/art/ music/jazz/stephane_grappelli/ (дата обращения: 15.12.2016).
11 Демидова В. Снежный техно-фьюжн // Союзное вече. URL: https://www. souzveche.ru/articles/sport/22936/ (дата обращения: 13.04.2017).
12 Зайцева М. Л. Возвращение к истокам: особенности применения этнических инструментов в творчестве Игоря Мациевского // Траектория науки. 2016. Вып. 5 (10). С. 2.1-2.19.
13 Зайцева М. Л. Эксперименты в области музыкального звучания в камерно-инструментальном творчестве Родиона Щедрина // Траектория науки. 2016. Вып. 10. Т. 2. С. 15-18.
14 Иванова Л. П. Типология фольклоризма в русской музыке XX века: автореф. дис.....д-ра искусствоведения. СПб., 2005. 35 с.
15 Казанская Т. Н. Традиционное искусство русских народных скрипачей: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1991. 31 с.
16 КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Высшая школа экономики, 2000. 68 с.
17 Клементс В. Биография // Knowledgr.com. URL: http://ru.knowledgr.com/ (дата обращения: 15.12.2015).
18 Клементс В. Этнические скрипачи и импровизаторы // Токэ-Ча. URL: http:// www.toke-cha.ru/viol_player_ethno.html (дата обращения: 08.02.2015).
19 Костюк Л. Саниас — скрипка высокого напряжения. Премьера израильского скрипача в Нью-Йорке // Официальный сайт Сани Кройтера. URL: http:// sanyakroitor.com/pressa/sanias-skripka-vysokogo-napryazheniya.html (дата обращения: 10.05.2016).
20 Макмастер Б. Биография // Famous-birthdays.ru. URL: http://famous-birthdays.ru/ data/18_oktyabrya/makmaster_baddi.html (дата обращения: 13.11.2016).
21 МаньковскаяН. Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. 347 с.
22 Михайлова А. А. Фольклорные и неофольклорные стилевые тенденции в музыке отечественных композиторов для баяна: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Саратов, 2006. 31 с.
23 Мокроусов А. Электронное будущее было вчера // Surfingbird.ru. URL: http:// surfingbird.ru/surf/bAgD88c30#.Vz1PhTWLTcs (дата обращения: 23.05.2016).
24 Непомнящая Д. Шалом, мой друг, шалом. Журнал Тихоокеанского государственного университета // Мой университет. 2014. Вып. 3 (20). С. 69-75.
25 Расколенко К. Скрипичная традиция острова Кейп-Бретон (Канада) // Celtic-music.ru. URL: http://celtic-music.ru/cape-breton-fiddling/ (дата обращения: 29.04.2015).
26 Слепович Д. Скрипка и кларнет в системе органологических предпочтений клез-меров в Восточной Европе. М.: Центр преподавания еврейской цивилизации в вузах «Сефер», 2004. Вып. 16. С. 293-303.
27 Соколовски М. Идейно-эстетическая концепция вестерна и ее трансформации (на материале американского и европейского кинематографа): автореф. дис. ... канд. искусствоведния. М., 1991. 29 с.
28 Фиденко Ю. Л. Специфика фольклора как особого типа культуры. Владивосток: РИО ДВГАИ, 2014. Вып. 2. 29 с.
29 ШагалМ. Моя жизнь. Н. Мавлевич / пер. с франц. яз. СПб.: Азбука, 2017. 221 с.
30 Шанкар Л. Севастопольский джазовый портал Sevastopol Jazz. URL: http:// sevjazz.info/index.php?option=com_content&view=article&id=440:2012-04-25-17-01-04&catid=48&Itemid=50 (дата обращения: 05.05.2014).
31 Шестак А. О времени и о себе. Бульвар Гордона. URL: http://bulvar.com.ua/ gazeta/archive/s22_64714/6897.html (дата обращения: 14.03.2017).
32 Шолом Алейхем. Скрипка. Библиотека Классики. URL: prozaik.org/child_/child_ prose/sholom-aleyhem-skripka.html (дата обращения: 18.10.2016).
33 Ясеник А. Кройтор С. Официальный сайт. «Об артисте». URL: http://sanyakroitor. com/biografiya (дата обращения: 09.09.2015).
34 Ясеник А. Скрипач высокого напряжения // Официальный сайт С. Кройтора. URL: http://sanyakroitor.com/pressa/sanias-skripka-vysokogo-napryazheniya.html (дата обращения: 07.06.2015).
35 Кройтор С., Химо Л. Струны души от Баха до Битлз // Касса Аншлаг. URL: http://anshlag.co.i1/tickets/7/1973/ (дата обращения: 17.08.2015).
36 MacMaster B., Macmaster N. Primrose Lasses // Patefon.net. URL: https://patefon.
net/natalie-macmaster (дата обращения: 14.11.2016).
***
© 2019. Мarina L. Zaitseva
Moscow, Russia
© 2019. Regina R. Budagyan
Moscow, Russia
FOLKLORE TRENDS IN MODERN VIOLIN ART
Abstract: This paper summarizes the results of the study of folklore trends in contemporary violin art and substantiates the importance of preserving ethno-regional traditions in the musical art and culture of the 21th century. It also involves determining of the stylistic features of interpretations of folk music created by popular foreign violinists S. Kroytor (Israel), L. Shankar (India), M. Buddy (Canada), V. Popadyuk (Ukraine), V. Clements (USA) and summarizing the distinctive features of individual styles of musicians. The demand for individual performers and musical groups, preserving and developing the traditions of folk art, is due to the fact that ethnic music is quite resistant to ideological influences. It is an effective means of national identification, harmonization of human relations with the natural world and society. The rich heritage of colorful, original folklore gives boundless opportunities for performers to open up creatively. The papers demonstrates that the advantage of the author's arrangements of folk music in the culture of the 21th century is that they're contributing to the preservation of the national basis of art, attract mass audience to the folk music.
Keywords: Sanya Kroytor, Lakshminarayan Shankar, McMaster Buddy, Vasyl Popadyuk, Vassar Clements, modern violin art, folklore. Information about authors:
Marina L. Zaitseva — DSc in Arts, Associate Professor, Maimonides Academy,
A. N. Kosygin Russian State University, Maimonides Academy, Sadovnicheskaya St.
33, bld. 1, 115035 Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Regina R. Budagyan — Lecturer, Maimonides Academy, A. N. Kosygin Russian
State University, Sadovnicheskaya St. 33, bld. 1, 115035 Moscow, Russia. E-mail:
Received: October 03, 2018
Date of publication: June 28, 2019
For citation: Zaitseva M. L., Budagyan R. R. Folklore trends in modern violin art. Vestnikslavianskikh kul'tur, 2019, vol. 52, pp. 276-295. (In Russian)
REFERENCES
1 Anikin V. P. Puti fol'kloristiki v XX veke. Literaturovedenie na poroge XXI veka [The path of folklore studies in the 20th century. Literary studies on the verge of the 21th century]. Moscow, Kompozitor Publ., 1998. 249 p. (In Russian)
2 Budagian R. R. Problema ispolnitel'skogo stilia v sovremennom skripichnom iskusstve [The issue of performing style in contemporary violin art]. Muzykovedenie, 2016, vol. 10, pp. 36-43. (In Russian)
3 Budagian R. R. Sochetanie akademicheskikh i neakademicheskikh traditsii v skripichnom ispolnitel'stve rubezha XX-XXI vekov [The combination of academic and non-academic traditions in violin performance at the turn of 21th century]. Sbornik statei po materialam Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii "Traditsii i perspektivy iskusstva kakfenomena kul'tury" [Collection of articles basing on the materials of the International scientific conference "Traditions and prospects of art as a phenomenon of culture"]. Moscow, Izdatel'stvo GKA im. Maimonida RGU im. Kosygina Publ., 2016, pp. 438-445. (In Russian)
4 Budagian R. R. Traktovka obraza skripacha i skripki v kino- i muzykal'no-teatral'nom iskusstve vtoroi poloviny XX veka [Interpretation of the image of violinist and violin in the film, music and theater arts of the second half of the 20th century]. Sbornik nauchnykh trudov po itogam III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Aktual'nye voprosy gumanitarnykh nauk v sovremennykh usloviiakh razvitiia strany" [A collection of scientific papers based on the results of the III International scientific and practical conference "Topical issues of Humanities in the modern conditions of development of the country"]. St. Petersburg, ITsRON Publ., 2016, vol. 3, pp. 6-9. (In Russian)
5 Budagian R. R., Zaitseva M. L. Dzhaz i sovremennoe skripichnoe iskusstvo [Jazz and contemporary violin art]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, 2017, vol. 10, pp. 35-41. (In Russian)
6 Budagian R. R., Zaitseva M. L. Neofol'klorizm v sovremennom skripichnom iskusstve [Neofolklorism in the modern violin art: collection of articles]. Sbornik statei po materialam Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii "Iskusstvo kakfenomen kul'tury: traditsii iperspektivy" [Collected works basee on materials of International scientific conference "Art as a cultural phenomenon: traditions and prospects"]. Moscow, Izdatel'stvo GKA im. Maimonida RGU im. Kosygina Publ., 2017, pp. 33-41. (In Russian)
7 Budagian R. R., Zaitseva M. L. Neofol'klornye tendentsii v sovremennom skripichnom iskusstve [Neofolklorism trends in the modern violin art]. Muzykovedenie, 2017, vol. 8, pp. 31-39. (In Russian)
8 Butovskaia S. Skripach na kryshe [Fiddler on the roof]. Miuzikly.ru. Available at: www.musicals.ru/world/world_musicals/fiddler_on_the_roof (accessed 18 January 2015). (In Russian)
9 Verevkina Iu. V. Akademicheskaia muzyka v neprivychnykh usloviiakh [Academic music in unusual conditions]. Available at: muzyka-v-neprivychnyh... (accessed 01 March 2016). (In Russian)
10 Grappelli S. Biografiia — Znamenitosti [Biography — Celebrities]. Peoples.ru. Available at: www.peoples.ru/art/music/jazz/stephane_grappelli/ (accessed 15 December 2016). (In Russian)
11 Demidova V. Snezhnyi tekhno-fiuzhn [Snow techno-fusion]. Soiuznoe veche [Union Vetche]. Available at: https://www.souzveche.ru/articles/sport/22936/ (accessed 13 April 2017). (In Russian)
12 Zaitseva M. L. Vozvrashchenie k istokam: osobennosti primeneniia etnicheskikh instrumentov v tvorchestve Igoria Matsievskogo [Back to basics, peculiarities of the usage of ethnic instruments in the works of Igor Maciejewski]. Traektoriia nauki, 2016, vol. 5 (10), pp. 2.1-2.19. (In Russian)
13 Zaitseva M. L. Eksperimenty v oblasti muzykal'nogo zvuchaniia v kamerno-instrumental'nom tvorchestve Rodiona Shchedrina [Experiments in the field of musical sound in the chamber instrumental work of Rodion Shchedrin]. Traektoriia nauki, 2016, vol. 10, vol. 2, pp. 15-18. (In Russian)
14 Ivanova L. P. Tipologiia fol'klorizma v russkoi muzyke XX veka [Typology of the folklorism in Russian music of the 20th century: PhD thesis, summary]. St. Petersburg, 2005. 35 p. (In Russian)
15 Kazanskaia T. N. Traditsionnoe iskusstvo russkikh narodnykh skripachei [Traditional art of Russian folk violinists: PhD thesis, summary]. Leningrad, 1991. 31 p. (In Russian)
16 Kastel's M. Informatsionnaia epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [Information age: economy, society and culture]. Moscow, Vysshaia shkola ekonomiki Publ., 2000. 68 p. (In Russian)
17 Klements V. Biografiia [Biography]. Knowledgr.com. Available at: http://ru.knowledgr. com/ (accessed 15 Desember 2015). (In Russian)
18 Klements V. Etnicheskie skripachi i improvizatory [Ethnic violinists and improvisers]. Toke-Cha. Available at: http://www.toke-cha.ru/viol_player_ethno.html (accessed 08 February 2015). (In Russian)
19 Kostiuk L. Sanias — skripka vysokogo napriazheniia. Prem'era izrail'skogo skripacha v N'iu-Iorke [Sanias is a high voltage violin. Premiere of the Israeli violinist in New York]. Ofitsial'nyi sait Sani Kroitera [Official website of Sanya Kroiter]. Available at: http://sanyakroitor.com/pressa/sanias-skripka-vysokogo-napryazheniya.html (accessed 10 May 2016). (In Russian)
20 Makmaster B. Biografiia [Biography]. Famous-birthdays.ru. Available at: http:// famous-birthdays.ru/data/18_oktyabrya/makmaster_baddi.html (accessed 13 November 2016). (In Russian)
21 Man'kovskaia N. B. Estetika postmodernizma [Aesthetics of postmodernism]. St. Petersburg, Aleteiia Publ., 2000. 347 p. (In Russian)
22 Mikhailova A. A. Fol'klornye i neofol'klornye stilevye tendentsii v muzyke otechestvennykh kompozitorov dlia baiana [Folk and neofolk stylistic tendencies in the music of Russian composers for Bayan: PhD thesis, summary]. Saratov, 2006. 31 p. (In Russian)
23 Mokrousov A. Elektronnoe budushchee bylo vchera [Electronic future was yesterday]. Surfingbird.ru. Available at: http://surfingbird.ru/surf/bAgD88c30#.Vz1PhTWLTcs (accessed 23 May 2016).
24 Nepomniashchaia D. Shalom, moi drug, shalom. Zhurnal Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta [Shalom, my friend, Shalom. Journal of Pacific national University]. Moi universitet, 2014, vol. 3 (20), pp. 69-75. (In Russian)
25 Raskolenko K. Skripichnaia traditsiia ostrova Keip-Breton (Kanada) [Violin tradition of Cape Breton island (Canada)]. Celtic-music.ru. Available at: http://celtic-music.ru/ cape-breton-fiddling/ (accessed 29 April 2015). (In Russian)
26 Slepovich D. Skripka i klarnet v sisteme organologicheskikhpredpochtenii klezmerov v Vostochnoi Evrope [Violin and clarinet in the system of organological preferences
of Klezmer in Eastern Europe]. Moscow, Tsentr prepodavaniia evreiskoi tsivilizatsii v vuzakh "Sefer" Publ., 2004, vol. 16, pp. 293-303. (In Russian)
27 Sokolovski M. Ideino-esteticheskaia kontseptsiia vesterna i ee transformatsii (na materiale amerikanskogo i evropeiskogo kinematografa) [Ideological and aesthetic concept of the western and its transformation (basing on the material of American and European cinema): PhD thesis, summary]. Moscow, 1991. 29 p. (In Russian)
28 Fidenko Iu. L. Spetsifika fol'klora kak osobogo tipa kul'tury [Specificity of folklore as a distinct type of culture]. Vladivostok, RIO DVGAI Publ., 2014, vol. 2. 29 p. (In Russian)
29 Shagal M. Moia zhizn'. N. Malevich [My life. N. Malevich], translation from French. St. Petersburg, Azbuka Publ., 2017. 221 p. (In Russian)
30 Shankar L. Sevastopol'skii dzhazovyi portal Sevastopol Jazz [Sevastopol jazz portal Sevastopol Jazz]. Available at: http://sevjazz.info/index.php?option=com_ content&view=article&id=440:2012-04-25-17-01-04&catid=48&Itemid=50 (accessed 05 May 2014). (In Russian)
31 Shestak A. O vremeni i o sebe. Bul'var Gordona [About time and himself. Gordon Boulevard]. Available at: http://bulvar.com.ua/gazeta/archive/s22_64714/6897.html (accessed 14 March 2017). (In Russian)
32 Sholom Aleikhem. Skripka. Biblioteka Klassiki [Sholom Aleichem. Violin. Classic Library]. Available at: prozaik.org/child_/child_prose/sholom-aleyhem-skripka.html (accessed 18 October 2016). (In Russian)
33 Iasenik A. Kroitor S. Ofitsial'nyi sait. "Ob artiste" [Kroytor S. Official website. "The artist"]. Available at: http://sanyakroitor.com/biografiya (accessed 09 September 2015). (In Russian)
34 Iasenik A. Skripach vysokogo napriazheniia [High voltage violinist]. Ofitsial'nyi sait S. Kroitora [Official website of S. Kroytor]. Available at: http://sanyakroitor.com/pressa/ sanias-skripka-vysokogo-napryazheniya.html (accessed 07 June 2015). (In Russian)
35 Kroitor S., Khimo L. Struny dushi ot Bakha do Bitlz [Strings of the soul from Bach to the Beatles]. Kassa Anshlag [Cash desk Anshlag]. Available at: http://anshlag.co.il/ tickets/7/1973/ (accessed 17 September 2015). (In Russian)
36 MacMaster B., Macmaster N. Primrose Lasses. Patefon.net. Available at: https:// patefon.net/natalie-macmaster (accessed 14 November 2016). (In Russian)