АНОО «Приволжский Дом знаний», 2005.
4. Антикризисное управление / под ред. проф. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2006.
SOCIOLOGICAL APPROACH ТО THE ANALYSIS OF PROCESS OF PERSONNEL MANAGEMENT IN CRISIS SITUATION
I. A. Yankina, Doctor of Sociology, Associate Professor of the Department of Management and State and Municipal Administration of the Taganrog Institute of Management and Economics
The present article aims therefore at assessing the current situation and at evaluating the possible future evolution of anti-crisis management of personnel. The article is based on the results of the sociological investigation of the personnel of an organization in Taganrog in 2004, 2007, 2010. The author assesses the existing system in personnel crisis management in terms of Russian society. Special emphasis is put on problems of creation of the favorable climate at work, increase of motivation among employees and their commitment to an enterprise.
Keywords: crisis management, motivation of personnel, anticrisis management principles, social attitude.
УДК 94(47)084
РАЗВИТИЕ БАШКИРСКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ В РАМКАХ ДВИЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СССР
Р. Ф. Мавлютова, аспирант кафедры историографии, источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Башкирского государственного университета.
Статья посвящена истории развития башкирской народной музыки в условиях движения художественной самодеятельности в СССР. Выявлено, что вначале организованная художественная самодеятельность СССР внесла заметный вклад в развитие башкирской народной музыки. В более поздние периоды художественная самодеятельность, становясь все более унифицированной, перестала оказывать влияние на развитие башкирского народного музыкального искусства.
Ключевые слова: художественная самодеятельность, башкирская народная музыка.
период становления Советского средств развития культуры и искусства,
государства одной из основных задач, Проблемы становления и развития куль-
стоявших перед страной, был поиск туры в новой исторической обстановке
волновали руководство страны практически с самого начала существования СССР. Одной из основных форм выражения советской культуры стала художественная самодеятельность. Она служила средством создания нового советского искусства, новой культуры, рассматриваемой в тот период как инструмент воздействия на сознание и поведение людей. Музыкальное творчество как составляющая культуры также нашло свое развитие в среде художественной самодеятельности. Развитие самодеятельной музыки в массах стало одной из важных задач, поставленных перед советской музыкой [1, с. 544]. Художественная самодеятельность рассматривалась в советский период как мощное массовое движение в области искусства. Сущность и смысл этого движения состоял в непосредственном приобщении широких слоев населения к занятиям искусством, овладению навыками художественного творчества, во внедрении творчества в повседневный быт. По всей стране была широко развернута сеть клубо ц изб-читален, кружков художественной самодеятельности, которые поднимали уровень грамотности, культуры и общей образованности населения.
Одно из отличий художественной самодеятельности советского периода от любительского искусства, существовавшего ранее, - ориентированность на общественный характер творчества. Поэтому основными формами музыкального самодеятельного искусства становятся хоры, оркестры, ансамбли. Это породило поиск новых форм воплощения башкирской музыки. Во многих районах Башкирии появляются ансамбли кураистов -явление, не характерное для башкирской народной музыки предыдущего периода. Ансамбли кураистов появляются во многих сельских клубах, особенно в юго-восточных районах республики: Сува-някском, Зилаирском, Сибайском и других совхозах Баймакского района, в Бай-рамгуловском колхозе Учалинского района [2, с. 118]. Эти ансамбли были еще далеко не совершенны в своем многоголосном звучании, но в их творчестве уже
был заложен поиск пути развития многоголосия в башкирской инструментальной музыке. Также получает распространение пение с аккомпанементом на различных музыкальных инструментах (мандолине, скрипке) [3, с. 26], которое ранее не было знакомо музыкальному быту башкир. Кроме того, в Башкирии до развития самодеятельного искусства не существовало коллективов исполнителей на народных музыкальных инструментах, но уже к 1938 г. встречается множество упоминаний о существовании оркестровых и ансамблевых коллективов народных инструментов. Только в городе Уфе в 1938 г. насчитывалось пять струнных ансамблей и оркестров народных инструментов (домры, балалайки) и один ансамбль баянистов. Струнные ансамбли и оркестры народных инструментов существовали в Кугарчинском, Давлекановском, Мака-ровском, Баймакском, Кушнаренковском, Бирском, Бижбулякском районах республики. Наряду с этими коллективами, созданными по прототипу андреевского оркестра к концу 1930-х гг. в республике имели широкое распространение так называемые шумовые оркестры, где в качестве музыкальных инструментов использовались бытовые предметы [4, с. 61]. Результатом подобных экспериментов стало некоторое упрощение богатого, сложного, виртуозного языка башкирской национальной музыки.
Формой демонстрации достижений художественной самодеятельности стали конкурсы, смотры и олимпиады. Первый в СССР смотр художественной самодеятельности, получивший название Первой Музыкальной рабочей олимпиады, был проведен в Ленинграде в 1927 г. В том же году в России состоялось более 2,5 тыс. конкурсов художественной самодеятельности, в которых приняли участие более 30 тыс. чел. В 1930 г. была проведена первая Всесоюзная олимпиада искусств народов СССР, организованная Центральным домом народного творчества им. Н.К. Крупской. В этой олимпиаде приняли участие знатоки башкирского фольклора, видные музыкальные деятели республики Газиз Альмухаметов и Сул-
тан Габяши [5, с. 723]. В Башкирии первая Республиканская олимпиада художественной самодеятельности была проведена в 1938 г. Это масштабное мероприятие было организовано с целью «выявления лучших исполнителей художественной самодеятельности (певцов, кураистов, гармонистов, скрипачей, мастеров художественного слова и т.д.), воспитания и выдвижения их, а также собирания народного фольклора для мощного развития художественной самодеятельности народов Б АССР» [4, с. 51]. Олимпиада показала что, на 1938 г. в республике насчитывалось достаточно большое количество самодеятельных ансамблей струнных народных музыкальных инструментов: в Давлекановском районе - 5, в Мра-ковском - 14, в Баймакском - 4, в Бижбу-лякском - 3 и др. В Уфе существовало 5 струнных коллективов и один ансамбль баянистов. Кроме коллективов, которые нередко создавались специально для участия в подобного рода смотрах и олимпиадах, в этих творческих конкурсах участвовали и настоящие самородки - народные певцы, исполнители на музыкальных инструментах Сарваретдин (ку-раист из деревни Нарат Бирского района), Арслангалей Кильдияров (певец и сказитель из Баймакского района), Газиза Сулейманова (сказительница и певица из Баймакского района) и др. [6]. Первая Республиканская олимпиада художественной самодеятельности, проведенная в Уфе в 1938 г., заметно обогатила работы исследователей башкирской народной музыки, так как на ней было представлено много образцов народного творчества в разных вариантах.
Смотры, олимпиады и конкурсы художественной самодеятельности, проводимые в республике в конце 1930-х гг., помогли многим талантливым музыкантам начать путь профессионального творчества. Так, башкирские композиторы Х.Ф. Ахметов, Х.Ш. Займов, З.Г. Ис-магилов, Р.А. Муртазин, талантливые народные певцы и исполнители на народных инструментах (курай, гармонь) в юности были связаны с самодеятельностью.
В первый период своего существования (конец 1920-х начало 1941-х гг.) движение художественной самодеятельности в Башкирии было тесно связано с народной музыкальной культурой. В рамках художественной самодеятельности появлялись новые формы музицирования на башкирских народных инструментах. Конкурсы, олимпиады и смотры выявляли талантливых музыкантов -певцов, исполнителей на народных инструментах и давали им возможность для дальнейшей творческой работы. Кроме того, организованная система художественной самодеятельности помогала исследователям и собирателям башкирского народного музыкального искусства, так как создавала условия для объединения в одном месте талантливых исполнителей из разных районов республики.
В условиях войны художественная самодеятельность, организованная массово и повсеместно, стала одним из инструментов воздействия на нравственное воспитание людей. Важную роль в развитии художественной самодеятельности в Башкирии играли Дворцы культуры и клубы. Еще до начала войны, в 1940 г., была проведена паспортизация всех культурных и политпросветучреждений республики. На начало войны в республике насчитывалось! 812 колхозных клубов, 1 195 изб-читален, 47 районных До-мо в культур ы и 7 р айо шых клубо в Во всех этих заведениях художественная самодеятельность была представлена в виде драматических кружков, оркестров и ансамблей музыкальных инструментов (различных по составу и количеству участников). Появилась новая форма работы художественной самодеятельности - бригадная. Бригады формировались из участников драматических и музыкальных кружков, а также одиночных исполнителей: декламаторов, танцоров, певцов, му-зыкантов-инструменталистов для культурного обслуживания колхозников, выступлений в госпиталях и на фронте.
На развитие самодеятельного искусства Башкирии оказала влияние и эвакуация промышленных предприятий с западных регионов страны. Эвакуация на
территорию Башкортостана крупных производственных предприятий наложила свой отпечаток не только на экономику региона, но и на развитие музыкальной культуры. Вместе с заводом № 26 из Рыбинска в Уфу был эвакуирован самодеятельный оркестр русских народных инструментов, существовавший при заводе с 1928 г. и к 1940-м гг. представлявший сформировавшийся творческий коллектив, все отличие которого от профессионального оркестра состояло в том, что исполнители репетировали в свободное от работы время. Знание артистами оркестра нотной грамоты и исполняемая ими программа позволяют говорить о высоком художественном уровне коллектива. В Уфе состав оркестра пополнился новыми артистами из числа рабочих за-вода. Можно сказать, что это был первый оркестр русских народных инструментов андреевского типа в Башкирии.
В послевоенные годы художественная самодеятельность продолжает оставаться неотъемлемым элементом культуры страны. Артисты и коллективы художественной самодеятельности участвуют во всех значительных мероприятиях наравне с профессионалами. При этом масштаб охвата населения кружками художественной самодеятельности был колоссален. По неполным данным Республиканского дома народного творчества, в 1946 г. в республике художественной самодеятельностью были охвачены 41 437 чел. Кроме расширения сети культурно-просветительных учреждений и увеличения числа коллективов художественной самодеятельности в послевоенные годы приобретают большое значение смотры художественной самодеятельности разного уровня. Они по-прежнему рассматриваются как «важнейшее средство коммунистического воспитания трудящихся и повышения идейного и художественного уровня» [7, с. 52]. Смотры и конкурсы художественной самодеятельности с каждым годом охватывают все большее количество людей. Так, в 1946 г. в Башкортостане в сельских смотрах художественной самодеятельности приняли участие 36 180 чел., в 1947 г. - 42 423 чел. [8, с.
60; 9, с. 137]. В 1943 - 1944 гг. был проведен Всебашкирский смотр художественной самодеятельности, посвященный 25-тилетию образования Башкирской АССР [10, с. 79]. Смотр представлял собой конкурс, состоявший из трех туров. Первый этап проводился на местах работы коллективов. Для его проведения были созданы специальные выездные комиссии, которые просматривали подготовленные программы на заводах, в колхозах и т.д. и отбирали участников для следующего тура. Второй тур проходил в районных центрах и городах, последний, заключительный этап - в Уфе. Во Все-башкирском конкурсе художественной самодеятельности приняли участие около 30 000 чел., объединенных в коллективы, и одиночные исполнители [11, с. 74].
За несколько десятилетий своего существования художественная самодеятельность обретает все более четкие рамки направления своего развития и критерии оценки; подготавливаются квалифицированные специалисты - руководители коллективов и кружков; накапливается опыт и методический материал. Художественная самодеятельность профессионализируется, к ней предъявляются все более высокие требования как в идеологическом, так и в художественном плане. Ведущие коллективы художественной самодеятельности принимают такое же участие в жизни страны, как и профессиональные творческие коллективы: обслуживание населения во время выборов, посевных работ, показы достижений искусства республики и т.д. Решая главную задачу, поставленную перед советской культурой, - преодоление разрыва между высокими достижениями культуры и бытом, приобщение народных масс к худо-жественно-эстетическим ценностям, художественная самодеятельность развивалась, равняясь на достижения профессиональных творческих коллективов. В связи с этим исконно народное творчество, которое раньше активно развивалось в рамках художественной самодеятельности, постепенно отходит на второй план.
Профессионализация и усиление контроля за репертуаром поставили народное музыкальное творчество, ставшее еще в довоенные годы частью движения художественной самодеятельности, в тяжелые условия. Курс на профессионализацию требовал повышения исполнительского уровня баянистов, певцов, хоров, оркестров, т. е. тех форм музыкального творчества, в которых имелись высокие достижения в профессиональном искусстве. А для истинно народных форм музицирования, для которых не было ни методических разработок, ни профессионального образования, курс на профессионализацию художественной самодеятельности стал тупиковым. Это послужило одной из причин отхода национального музыкального творчества в послевоенные годы на задний план. Еще одной причиной этого явления стала установка на искусство, «национальное по форме и социалистическое по содержанию». Данная установка, несмотря на наличие в ней слова «национальный», предполагала развитие искусства в строго регламентируемых рамках. Призывая создавать музыку, «национальную по форме», руководители партийно-идеологической работы подчеркивали, что для национальной музыки разных народов СССР характерны отжившие, архаичные особенности, которые не должны получить отражения в произведениях современных композиторов. «Подлинно народные» произведения современников должны были соответствовать реальности происходящего, нести в себе прогрессивные идеи, отвечающие коммунистическому мировоззрению. В связи с этими неоднозначными установками многие жанры башкирского народного музыкального творчества не получают развития в среде художественной самодеятельности. Например, все меньше становится исполнителей на кубызе, так как этот инструмент еще до начала Великой Отечественной войны был признан пережитком шаманизма. В смотрах и конкурсах художественной самодеятельности, проходивших в Башкортостане в период первого послевоенного десятилетия, зафиксировано
всего 10 исполнителей на кубызе. Меньше, по сравнению с довоенным периодом, становится и исполнителей-кураистов. Если на первый Всебашкир-ский смотр художественной самодеятельности, проходивший в Уфе в 1939 г., «съехались кураисты со всей Башкирии», то на аналогичный смотр в 1947 г. приехали всего 23 кураиста [9, с. 143-144], в то время как баянистов на этом смотре было 1 202 чел. Причинами уменьшения числа кураистов в списках артистов художественной самодеятельности послужили мобилизация мужского населения республики и государственный заказ на массовые формы творчества. Мобилизация резко сократила число народных музыкантов в Башкирии. Как известно, женщин, играющих на курае, всегда было очень мало, это скорее исключение, чем правило. Вторая причина носит более опосредованный характер - ориентированность на массовые формы творчества противоречила солирующему характеру основного инструмента башкирского народа. Это противоречие в башкирской музыке было преодолено лишь на рубеже ХХ-ХХ1 вв. В 2001 г. в Башкортостане был создан Национальный оркестр народных инструментов Республики Башкортостан, в состав которого наряду с другими музыкальными исполнителями входит группа кураистов.
Все пути развития народной музыки, которые были свойственны российской культуре в 1960-1980-е гг., проявились и в Башкирской АССР. В 1956-1984 гг. народные музыкальные инструменты и вообще народная музыка выпадают из сферы культурной пропаганды. Теперь они существуют сами по себе, не являясь основной движущей идейной силой. Музыкальное творчество освобождается от необходимости служить пропаганде. Говоря о народной музыкальной культуре этого периода, следует выделить две основные тенденции. С одной стороны, можно отметить некоторый упадок подлинно народной музыки в сфере художественной самодеятельности, который был выражен в том, что народное музыкальное творчество в рамках движения худо-
жественной самодеятельности в этот период теряет признаки самобытности, становится все более унифицируемым и регламентируемым. Если в 1920-193 0-е гг. смотры художественной самодеятельности были конкурсами самобытных народных талантов, то в 1960-1980-е гг. самодеятельность ориентируется в основном на массовые виды творчества больших коллективов, репертуар для которых специально создается, проходит цензуру и распространяется через Дома народного творчества, методические центры и т.п. Сами понятия «народное» и «самодеятельное» становятся почти синонимами и употребляются чаще всего либо в едином словосочетании, либо взаимоза-меняя друг друга. Этот понятийный аппарат был настолько устойчив, что использовался даже в законодательстве и в энциклопедических изданиях. 1980-е гг. характеризуются постановками вопроса о соотношении этих понятий [12]. Однако исследовательская мысль не уходит далее определения народного искусства как одной из форм художественной самодеятельности. В то же время самодеятельные коллективы и их творческие достижения, как правило, находились в сугубо формальной связи с подлинно народным музицированием, будучи ориентированными на профессионализм исполнительства и филармонические принципы работы. Такая направленность самодеятельных коллективов закономерно повлекла за собой существенные изменения в системе
художественной самодеятельности. Так, возрастание уровня художественных требований к участникам самодеятельности послужило причиной постепенного выдвижения на ключевые позиции в коллективах артистов, имеющих специальное образование, - выпускников музыкальных школ и училищ, а на места руководителей коллективов - выпускников музыкальных вузов. Вследствие этого характерной чертой таких коллективов становится ярко выраженный академический подход к творчеству и утверждение профессиональных принципов организации. Движение художественной самодеятельности в силу своей унифицированности перестает быть интересным с точки зрения развития народного музыкального искусства, так как ничего нового в этом виде творчества не происходит, а само движение художественной самодеятельности гораздо менее, чем в предшествующие периоды, отождествляется с подлинно народным искусством. Народное музыкальное творчество становится отдельной, полноправной составляющей музыкальной культуры и не относится в полной мере ни к аутентичному фольклору, ни к художественной самодеятельности, ни к академическому искусству европейской традиции. Оно представляет собой многогранное профессиональное направление музыки, ведущее активные диалоги со всеми другими составляющими музыкальной культуры
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Луначарский А.В. В мире музыки: Статьи и речи. 2-е изд., доп. М.: Советский композитор, 1971.
2. Архив УНЦРАН. Ф. 3. Оп. 2. Д. 702.
3. Архив УНЦРАН. Ф. 3. Оп. 2. Д. 243.
4. Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГАООРБ). Ф. 122. Оп. 18. Д. 612.
5. Архив УНЦРАН. Ф. 3. Оп. 2. Д. 723.
6. Архив УНЦРАН. Ф. 3. Оп. 2. Д. 722.
7. ЦГАООРБ. Ф. 122. Оп. 30. Д. 121.
8. ЦГАООРБ. Ф. 122. Оп. 26. Д. 445.
9. ЦГАООРБ. Ф. 122. Оп. 27. Д. 508.
10. ЦГАООРБ. Ф. 122. Оп. 23. Д. 170.
11. ЦГАООРБ. Ф. 10295. Оп. 1. Д. 4.
12. Вагнер Г.К. О соотношении народного и самодеятельного искусства // Проблемы народного искусства / под ред. М.А. Некрасовой, К.А. Макарова. М.: Искусство, 1982.
DEVELOPMENT OF BASHKIR NATIONAL ART IN THE FRAMEWORK OF AMATEUR CREATIVITY MOVEMENT IN THE USSR
R.F. Mavlyutova, Postgraduate student, Department of Historiography, Source Studies and Additional History Disciplines, Bashkir State University
The article describes the features of Bashkir folk music development in the framework of amateur creativity movement in the USSR. It has been revealed that at the beginning of its existence (1920-1930) the organized amateur creativity of the USSR considerably affected the development of Bashkir folk music. During later periods the amateur creativity, becoming more and more unified, ceased to influence the development of Bashkir national musical art.
Keywords: amateur creativity, Bashkir folk music.
УДК 94(47)
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ 1930-х гг. И ПОПЫТКИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
М.Ю. Антимонов, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии Тамбовского государственного технического университета
Рассматривается хулиганство и преступность, беспризорность и безнадзорность молодого поколения 1930-х гг. и способы преодоления этих «язв» общества.
Ключевые слова: беспризорники, девиантное поведение, детские дома, ненормативная лексика, спецшколы.
Конец 1930-х гг. - время контрастов. С одной стороны, экспедиция И.В. Папанина на Северный полюс, полёты легендарных лётчиков, военные победы на озере Хасан, реке Хал-хин-Гол, с другой - бытовое убожество (отсутствие приличного жилья, одежды и пищи) основной части населения страны.
Но если взрослые могли пережить все бытовые неудобства, то на детском организме даже временные лишения сказывались очень тяжело. Они нарушали физическое и духовное развитие ребёнка.
Детей и подростков, которые не имели постоянного места жительства, определённых занятий, а порой и родите-