Научная статья на тему 'Д.Д. ДАШКОВ (1831-1901) - ОДИН ИЗ ВЫДАЮЩИХСЯ ЗЕМСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ'

Д.Д. ДАШКОВ (1831-1901) - ОДИН ИЗ ВЫДАЮЩИХСЯ ЗЕМСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ZEMSTVO / PRIMARY NATIONAL EDUCATION AND LOCAL SELF-GOVERNMENT / ANNUNCIATION TEACHER'S SEMINARY / D. D. DASHKOV / ЗЕМСТВО / НАЧАЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ УЧИТЕЛЬНАЯ СЕМИНАРИЯ / Д.Д.ДАШКОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ергин Юрий Викторович

Статья посвящена литературной и общественной деятельности Д.Д. Дашкова (1831-1901), одного из организаторов народного образования в Рязанской и Уфимской губерниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DMITRY DASHKOV (1831-1901) ONE OF THE MOST OUTSTANDING AGRARIAN LEADERS FOR PUBLIC EDUCATION

The Article is devoted to the literary and social activities of D. D. Dashkov (1831-1901), one of the organizers of public education in the Ryazan and Ufa provinces.

Текст научной работы на тему «Д.Д. ДАШКОВ (1831-1901) - ОДИН ИЗ ВЫДАЮЩИХСЯ ЗЕМСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ»

Ю.В. Ергин

Д.Д. ДАШКОВ (1831-1901) - ОДИН ИЗ ВЫДАЮЩИХСЯ ЗЕМСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Ключевые слова: земство, начальное народное образование и местное самоуправление; Благовещенская учительная семинария; Д.Д.Дашков.

Аннотация: Статья посвящена литературной и общественной деятельности Д.Д. Дашкова (1831-1901), одного из организаторов народного образования в Рязанской и Уфимской губерниях.

Важнейшим направлением социально-экономической политики в Российской Федерации, согласно Конституции, является усиление роли местного самоуправления в решении широкого круга жизненно важных проблем, в том числе проблем народного образования, признанных приоритетными. В этой связи особый интерес приобретает изучение прошлого опыта местного самоуправления. Наше небольшое исследование посвящено малоизвестной деятельности Д.Д. Дашкова (1831-1901), начало которой совпало с либеральными великими реформами 1860-1870-х годов и было продолжено в Уфимской губернии с первых дней введения в ней земского самоуправления [4]. К сожалению, даже в обстоятельной монографии Г.Б. Азаматовой «Уфимское земство, 1874-1917» [1] о Д.Д. Дашкове упомянуто лишь как о брате А.Д. Дашкова, первом председателе Уфимской земской управы (1875-1884), безвозмездно уступившим свою усадьбу в Благовещенском заводе Уфимского уезда для организации Благовещенской учительской семинарии (1876), первого в крае специального педагогического учебного заведения для подготовки учителей начальных школ.

Дмитрий Дмитриевич Дашков принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему от выехавшего в начале XVI века из Большой Орды «мужа честна Дашка»1 , многие потомки которого несли государственную службу и достигли на этом поприще высоких чинов, званий и наград. Так, Петр Григорьевич и Авскентий Яковлевич Дашковы были воеводами и за участие в Московском ожидании 1608 года были пожалованы вотчинами. Игнатий Денисович Дашков, выборный от алексинских дворян, подписал в 1613 году акт об избрании боярина Михаила Федоровича на российский престол. Андрей и Василий Яковлевич Дашковы были думскими дворянами при царях Федоре, Иоанне и Петре Алексеевиче. Стольник Алексей Яковлевич Дашков, был резидентом в Польше (1712-1715), посланником в Турции (1718-1723), где успешно потрудился при заключении мирного трактата с этим государством. Георгий Дашков, российский архиепископ и вице-президент Синода, который в царствование Анны Иоанновны подвергался ссылке и тяжкому монастырскому заключению (в 1730-1739 гг.) [10].

Отец Дмитрия Дмитриевича, Дмитрий Васильевич Дашков (1784-1839), получил образование в Московском университетском благородном пансионе, где

истопип оеппзоппнип

учился вместе с В.А. Жуковским и братьями А.И. Тургеневым и Н.И. Тургеневым. Практически вся жизнь Д.В. Дашкова была связана со службой по министерству иностранных дел и юстиции.

В 1832 году по указу императора Николая I он был утвержден в должности министра юстиции и генерал-прокурора, в находился в в этой должности до 1839 года, а незадолго до смерти был назначен членом Государственного совета и председателем департамента законов. В молодости Д.В. Дашков состоял членом Общества любителей российской словесности, благодаря которому добился успеха и на литературном поприще. Вместе с В.А. Жуковским он был одним из основателей знаменитого петербургского шуточно-литературного общества

^Дмитрш ^Цнитрюшчъ ТЬашковъ.

Д.Д. Дашков (1831-1901)

пепп готический журнал спшкортостпнп ы 1(во), яо19 эж°же

«Арзамас», членами которого были известные поэты и писатели. В их числе был и молодой А.С. Пушкин, посвятивший Д.В. Дашкову стихотворение «Мой милый друг в стране, где Волга наравне с брегами протекает...» (1814). Д.В. Дашкову принадлежало первое отдельное издание (с его собственными комментариями) «Певца во стане русских воинов» В.А. Жуковского (Санкт-Петербург, 1813 год, с. 25), ранее опубликовавшего это стихотворение с подзаголовком «Писано после ожидании Москвы перед сражением при Тарутине» в двух номерах «Вестника Европы». Поэтому неудивительно, что уже в своем раннем детстве в доме отца Дмитрий Дмитриевич мог неоднократно видеть лучших представителей тогдашнего литературного и великосветского общества.

Блеск дома Д.В. Дашкова поддерживала его жена Елизавета Васильевна, урожденная Пашкова, происходившая также от древнего и знатного рода: от Григория Пашкевича, выехавшего в Россию из Польши еще при царе Иоанне Грозном. Один из его внуков, Филипп Иванович Пашков по прозванию Истома, сотник веневский, сторонник Лжедимитрия, был взят в плен под Москвой (1606), потом служил Василию Шуйскому и отличился в битве на Пчельне (1607). Сын его Афанасий был воеводой на Мезени, в Енисейске и на новой Даурской земле. Егор Иванович Пашков был денщиком Петра Великого, а впоследствии губернатором в Астрахани (1735) и членом Военной коллегии. Василий Александрович, отец Елизаветы Васильевны, был генерал-майором и обер-егермейстером Двора Его

Величества.

Дмитрий Дмитриевич

Дашков родился 25 декабря 1831 года. В царствовании императора Николая I его отец, действительный статский советник Д.В. Дашков, занимал должность министра юстиции и по своему служебному положению проживал в Петербурге. Поэтому неудивительно, что Дмитрий увидел свет впервые в доме Министерства юстиции в Петербурге по улице Большой Итальянской. Отца он лишился в 8-летнем возрасте. На руках Елизаветы Васильевны, помимо Дмитрия, остались дочь Анна (впоследствии графиня

Ржевусская) и сын Андрей (впоследствии видный земский деятель Уфимской губернии). После смерти мужа Елизавета Васильевна вместе с детьми и своей теткой Варварой

Герб дворянского рода Дашковых

Васильевной Дашковой предприняла поездку заграницу, где оставались довольно долго, проживая в основном в Италии. В этом заграничном путешествии семью Дашковых сопровождал воспитатель мальчиков М.А. Сомин, преподаватель Второй Санкт-Петербургской гимназии, под руководством которого дети познакомились с лучшими памятниками искусства и другими достопримечательностями Западной Европы. По возвращении из-за границы Дмитрия определили в Третью Санкт-Петербургскую с двумя древними языками классическую гимназию при Главном педагогическом институте, директором которой был Ф.И. Буссе (1734-1839), педагог, пропагандировавший Белл-Ланкастерскую систему обучения в начальной школе \ автор широко известных учебников по арифметике и геометрии.

По окончании гимназии с отличием (1851) Дмитрий Дашков поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, но из-за изнурительной накожной болезни (экзема) вынужденно покинул университет после первых трех лет обучения и уехал в Париж, поскольку именно там в то время были лучшие специалисты. В условиях Крымской войны (1853-1856) между Российской Империей, с одной стороны, и каолицией в составе Британской, Французской, Османской Империй и Сардинского королевства, на выезд в Париж требовалось разрешение двух императоров - Николая I и Наполеона III. Для Дашковых это было возможно, и в самом начале войны Дмитрий выехал в Париж для лечения. В 1856 году Дмитрий на короткое время вернулся в Петербург, продолжил обучение в университете, но затем снова уехал заграницу: в Швальбах (Германия), а потом в Вену. Вылечиться окончательно Дмитрию Дашкову так и не удалось: из-за болезни у него не сложилось и с личной жизнью, он целиком погрузился в работу. Вернувшись в Россию, Дмитрий Дмитриевич принял участие в работе нескольких комиссий, в Петербурге он вошел в частный юридический кружок по рассмотрению юридических вопросов, но на государственную службу не поступил. Возвратившись из-за границы Д.Д. Дашков, насколько позволяло здоровье, подготовился к выпускному университетскому экзамену на историко-филологическом факультете, который выдержал в 1863 году.

С началом царствования императора Александра II и его беспрецедентных по масштабу великих реформ 1860-1670-х годов, расчистивших дорогу для развития капитализма в России, границы гражданского общества и правового государства, Д.Д. Дашков проживал то в Петербурге, то в Рязани (село Тонино было пожертвовано Д.В. Дашкову императором Петром I в награду за знаменитый Прутский поход 1711 года Петра I в Молдавию). Временами В.Д. Дашков проживал и в Уфимской губернии в поселке Благовещенский завод в имении своей матери, купленном еще в 1835 году его отцом Д.В. Дашковым. Д.Д. Дашков принимал активное участие в устройстве горнозаводских крестьян как в местных совещаниях, так и в петербургских комиссиях по горнозаводскому вопросу. Выше уже упоминалось, что он участвовал в одном из петербургских кружков, рассматривавших различные вопросы будущей крестьянской реформы, активными членами которой были многие выдающиеся юристы: Н.С. Таганцев, К.К. Арсеньев, Д.Б. Берг и другие. К.К. Арсеньев3) оставил свои воспоминания о деятельности этого кружка в третьем номере газеты «Право» за 1902 год.

137

пепп готический журнал спшкортостпнп ы 1(во), яо19 эж°же

Из «Воспоминаний К.К. Арсеньева»: «Филолог по образованию, он интересовался вопросами права настолько, насколько они были прямо связаны с общественной жизнью, и вносил в обсуждение их редкое между нами знание народного быта, необыкновенную ясность мысли и доведенное до виртуозности умение предугадывать и предупреждать возражения противника. Невозмутимо спокойно, никогда не возвышая голоса, едва меняя интонацию, он был весьма опасным, вместе с тем, в высшей степени симпатичным оппонентом. Чем менее он был похож на других членов кружка, тем более был для нас драгоценен. Но скромность заставляла его сомневаться в том, уместен ли он, как не юрист, в юридическом собрании».

Предметом, особо привлекавшим внимание Д.Д. Дашкова, была педагогика. Он состоял деятельным членом Петербургского педагогического собрания (общества), в составе которого его близкими друзьями были профессор словесности О.Ф. Миллер, историк В.В. Бауэр, санскритолог К.А. Коссович, русский педагог и публицист Н.Х. Вессель, сторонник педагогических идей К.Д. Ушинского, редактор журналов «Учитель» и «Педагогический сборник». Если верить поговорке «Скажи нам, с кем ты знаком, а мы скажем тебе, кто ты такой», то Д.Д. Дашков в описываемое время, как и в течение всей своей жизни, был так называемым либералом, то есть человеком, стоявшим за реформы на основах свободы личности, самостоятельности общества и широкого распространения образования. К этому же заключению приводит и чтение первой на общественные темы литературной работы Д.Д. Дашкова «Несколько слов о проекте устава низших и средних училищ» [5], опубликованной в журнале Министерства народного образования в 1861 году, вводимой нами в научный оборот, по видимому, впервые4^

В этом 35-страничном очерке Д.Д. Дашков рассуждает о значении образования для народа, которое является средством развития человека и общества. Не отрицая права государства на просвещенное попечение о народной школе, автор настаивал на необходимости, возможно, большей заботливости о нем самого общества: «Как человек облагораживается трудом своим по мере приложения к нему ума и рассудка, так и общество возвышается когда, оно призвано думать над своей работой. Заменить личную энергию и возможность работать вместо людей - закон не может; он дает только каждому возможность приступить к работе по сердцу и силам, оградив и обеспечив ее. Возбудить личные силы к общественному добру - вот задача законодателя. Хочет он воспитать народ - пусть старается облегчить этот труд тому, кто подъемлет его, скромному учителю, обставив его деятельность свободой и уважением... Дайте обществу право на труд в самой высокой его сфере. ...Напишите понятный народу устав, который проник бы в него глубже обычного нашего законодательства; и немного вам нужно будет времени, чтобы убедиться, как истинно полезная деятельность развивается без поощрения, от одного уничтожения искусственных препятствий» [выделено самим Д.Д. Дашковым, Ю.Ергин].

ИСТОРИЯ ОСРПЗОППНИЛ

ЖУРНАЛЪ

МИНИСТЕРСТВА

НАРОДНАГО ПРОСВЕЩЕН!Я.

ЧАСТЬ Н»0»»ИДГАЛЬНАЯ.

ЯНВАРЬ. 1861.

(ТРЕТЬЕ JECaTJUlTIE.)

ЧАСТЬ CIX.

I

САНКТПЕТЕРБУРГЪ.

Въ ТИП0ГРАФ1В 10СА*АТ1 Ог.РНЗКО. 1Mb

Уничтожающей критике Д.Д. Дашков подвергнул статьи проекта Устава, которые гласили о том, что «открытие и закрытие всяких школ грамотности должны быть заявлены начальству. ...Разве можно сомневаться в том, что много школ не будет открываемо ради того только, чтобы не доносить о них начальству?». Утверждая, что «<личность учителя - главная пружина в воспитании», единственную цель законодательства автор статьи видит в том, что нужно лишь развить и возвысить эту личность «сознанием своего достоинства, уважением общества, серьезным трудом и соответствующей этому праву нравственной ответственности... Независимый в деле, в своем вседневным обращении в училище учитель должен чувствовать, что эта независимость есть его право, освященное законом, истекающее из высоких обязанностей, принятых им на себя».

Д.Д. Дашков в очерке «Несколько слов о проекте устава низших и средних училищ» рассуждал о значении образования народа, которое является средством развития человека и общества: «Но пользуется этими средствами вполне лишь тот, кто узами слова связал себя с обществом: с непосредственно его

несколькоеловъ

о пговвтв

*

УСТАВА киапшхъ S СРХДШСХЪ УЧЯЖЗДО».*)

Клодте, U и вриржте едсшо on шлеп еш.

Раздавалась въ прошломъ Btrt красноречивые голоса гь защиту предположена, что человеку природная доля—жить въ своей берлогЪ, независимо огь общества; громко выражалось сожалеем, что онъ отказался огь своего двкаго, пряроднаго еоотояни в на-дЬлъ цЪпь будто-бы условны» отношетА. Це понято било тогда, что въ связи съ обществомъ тантся сила человека, что овъ вдет» впередъ только опираясь на другнхъ, что цЪлымъ обществомъ npio6pÍTeHHufl опыть, у совершен ствованныя орудия къ нокоренш шъ природы, выработанные порядок, и устройство—всЬ служать человеку къ облегчешю его трудовъ, къ обезпеченш ш нкмъ пло-довъ нхъ. Но пользуется этими средствами вполне лишь тоть, кто увамн слова связать себя съ обществомъ: съ непосредственно его окружающими людьми—узами живой речи; съ настоящими в прошлыми покол$тямн — узамн слова писаннаго. Лишь тому доступны вполне успехи науки н покровительство закона.

Неграмотному обществу законъ является энинвжъ солдцемъ на холодноиъ сЬ вер-fe—оно светить, не грЬетъ.

Какой-же благодарности» отвечать на законъ, предпвсывающ«Я

*) ет»ти глуч»йяо листа «toante вацяо; вросшш ntienij у та» 7«темк м то, «« бухт n «el несо1реж*и«хо rttioivaxj rt сддаг

аеаа готический журнпл Башкортостана м 1(во), яо19 эж°же

окружающими людьми - узами речи; с настоящими и прошлыми поколениями -узами слова писанного. Лишь тому доступны вполне успехи науки и покровительство закона. Неграмотному обществу закон является зимним солнцем на холодном севере - оно светит, не греет... Какие бы не были училища и уставы, первым условием успеха останутся учителя, поэтому утешительно встретить в уставе заботу о приготовлении их к высокой деятельности».

В своем очерке Д.Д. Дашков определил и основные требования к разрабатываемому уставу начальных и средних школ:

«1. Определить ясно, кто имеет право учить и затем не ставить открытия училищ в зависимость от разрешения начальства;

2. Устраивать от казны лишь училища, готовящие постепенно к высшему образованию (высшие училища, прогимназии и гимназии), и предоставить частной деятельности устройство средних - окончательных и реальных училищ, не стесняя никого предписанной и указанной программой и предоставляя каждому выработать свою; по прошествии положенного сроки успешного существования всякого училища, сравнивать его в правах и преимуществах с казенными учебными заведениями.

3. Дать всякому учителю, успешно преподающему свой предмет, право и возможность переходить (разумеется, сохраняя тот же предмет) из низшего заведения в высшее - от худшего положения к лучшему, без всякого дополнительного экзамена, принимая за достаточную аттестацию - развитие и успехи его учеников.

4. Дать большее развитие учебным советам, поручив им разрешение главных вопросов в училище и дозволить им из своей среды выбирать достойных начальников. Притом соединением учебных советов различных заведений для совокупного обсуждения общих вопросов сравнятся и сблизятся учителя разъединенные чинами.

5. Если призвать общество к участию в воспитании, так поверить уже родителям, что они не желают зла детям своим, и предоставить им не право жертвовать, а действительную возможность направлять заведения через своих представителей.

6. Сосредоточить все административные распоряжения и весь надзор в руках попечителей округов, освободив от них директоров гимназий; ограничивать же надзор теми учебными заведениями, учительский состав которых при малочисленности не предоставляет достаточных гарантий обществу.

7. Дозволить учителям собираться и съезжаться для обсуждения педагогических вопросов, где, когда и в каком количестве они захотят, не затрудняя их собраний формальностями».

Ряд соображений, высказанных Д.Д. Дашковым в его статье, были реализованы в «Положении о начальных училищах от 14 июля 1864 года» [15], действовавшем в России последующие десять лет (до 1874): отнесение к категории народных училищ сельских школ, а также приходских училищ, воскресных и частных школ ведомства Министерства народного просвещения за

счет местных обществ и частично - за счет казны и пожертвования частных лиц (ст. 2); возможность приема в начальные народные училища детей всех сословий без различия вероисповедания (ст. 4); установление платы за обучение и освобождение от нее по усмотрению тех ведомств, городских и сельских обществ и частных лиц, за счет которых училища содержатся (ст. 8); учреждение уездного (губернского) училищного совета для руководства начальными школами, дающего, в частности, разрешение на открытие, перевод и закрытие данных школ, назначение и увольнение учителей (ст. 18).

После всего сказанного легко понять, с какой радостью Д.Д. Дашков откликнулся на призыв избравшего его в 1868 году в гласные Спасского Рязанской губернии уездного земства, а потом и Рязанского губернского земства: в Спасском уезде, где семье Дашковых принадлежало до 1861 года более пяти тысяч десятин земли, облагаемых земским сбором; население хорошо знало Дмитрия Дмитриевича и сочувствовало ему. Председателем Рязанского губернского земства со дня открытия земских учреждений в России состоял князь Н.С. Волконский, оставивший о деятельности Д.Д. Дашкова по народному образованию в Рязанском земстве небольшую брошюру [3].

С приходом Д.Д. Дашкова в земской жизни Спасского уезда произошел переворот: «В первый раз при его участи произведена была в Спасском уезде действительная ревизия счетоводства и отчета управы и дан подробный отчет о ней собранию. В январе 1872 года Дашков был выбран на должность Спасского уездного предводителя дворянства. Кроме того Дмитрий Дмитриевич состоял членом училищного совета, вскоре стал почетным мировым судьей на мировом съезде, где он часто и председательствовал. Более всего его интересовало школьное дело. Дашков посещал училища уезда, находил средства для них и вскоре 18 земских Спасских училищ стали лучшими по постановке образования в губернии» [2].

В 1868 году, когда от землевладельцев Спасского уезда Д.Д. Дашков был избран гласным Рязанского губернского земского

Очерк Н.С. Волконского о Д.Д. Дашкове.

собрания, он сразу же предложил

пепп готический журнпл Башкортостана м 1(во), яо19 эж°же

организовать педагогические курсы для учителей с расчетом расхода на это средств земства. Сначала эти курсы продолжительностью 2-3 месяца устраивались то в Рязани, то в уездном Ряжске, а затем только в Рязани. До 1875 года педагогические курсы, организованные Д.Д. Дашковым, окончили более 600 слушателей, половина которых были учителями народных школ. Он не только заботился о том, чтобы их руководителями приглашались наиболее авторитетные представители учительского дела, и поддерживал их своими советами, а иногда и собственными денежными средствами. В 1871 году Рязанское земское собрание разделилось на две примерно равные партии: «дворянскую» (в нее входили гласные, представлявшие интересы только своего сословия) и «земскую» (к которой относилась и губернская управа). К последней примкнул и Д.Д. Дашков, на плечи которого легла вся работа управы по народному образованию. По его инициативе Рязанское губернское земство в 1869 году на свои средства открыло одно из первых в России «Народное трехгодичное училище» для подготовки учителей народных школ, до 1870 года размещавшееся в Рязани в Сиротском доме Троицкой слободы. Крестьяне этой пригородной слободы безвозмездно передали землю под строительство училища, позднее получившего название Александровского народного училища5), с условием, чтобы детей их обучали в нем бесплатно.

Учительская семинария, ее организация и развитие, навсегда остались предметом особого интереса Д.Д. Дашкова. В 1872 году он возвратился к этой теме, опубликовав в Москве брошюру «Каких учительских семинарий нам не нужно» [8]. В ней автор развил общую, предложенную им еще в 1861 году [5] мысль о том, что «задача учительских семинарий состоит прежде всего в

воспитании людей, а не в приготовлении различных учительских и других дел мастеров». С этой точки зрения программы существующих семинарий (в качестве примера названа и Рязанская) представлялись ему совершенно недостаточными. Автор возражал и против установившихся к тому времени взглядов на то, что будущих учителей непременно нужно набирать из детей крестьян, а не детей других сословий, поскольку став преподавателями «они смогут лучше провести задачи просвещения в крестьянском населении». С другой стороны, Д.Д. Дашков утверждал, что главной задачей учительской семинарии является не подготовка учителя-ремесленника, дающего детям определенный объем знаний по различным предметам, а человека-

воспитателя своих будущих учеников: «Дай те же возможности образованным молодым людям из какого бы сословия они не были, воспользоваться в семинарии опытом работы с детьми под хорошим педагогическом руководстве», а в конце брошюры Д.Д. Дашков все-таки невольно признается, что особую симпатию испытывает все же к молодому сельскому учителю из крестьян: «В тех из них, с которыми мне случалось встречаться, такая мягкость в обращении с детьми, такое добродушие и спокойствие, и в то же время такая определенность требований и ясность цели, каких не встречал я ни у более, не у менее развитых учителей из других сословий. Во всей атмосфере его школы чувствуется, что учитель знает своих и что свои его знают; в нем самом так много детского, его обращение так бархатно и женственно-нежно, что, в каком расположении не войдешь в школу, глубокое спокойствие обхватит душу; сидишь и любуешься и любишь, заметив промах, иногда грубый, и все таки любишь и любуешься. И не могут дети не отдыхать душой и не крепнуть духом под этим влиянием».

Сколько идеализации в этом высказывании и в то же время сколько верного увидит в нем современный педагог!

В 1878 году Д.Д. Дашков уехал из Рязанской губернии в Уфу, где проживал его брат Андрей Дмитриевич Дашков, первый председатель Уфимской управы (с 1875 г.) и директор-распорядитель городского общественного банка. В поселке Благовещенский завод Уфимского уезда в 46 верстах от Уфы братьям Дашковым от матери, Елизаветы Васильевны Пашковой, принадлежало имение в 45 тысяч десятин (большей частью в лугах и лесах) с медеплавильным заводом. Завод практически не приносил братьям дохода и поддерживался большей частью исключительно для того, чтобы не лишать население заработка. Сразу же после переезда из Рязани Д.Д. Дашков с головой окунулся в местные общественные дела, участвовал в Уфимском земском собрании, где вместе с братом представлял интересы дорогого ему просвещения. В 1879 году Д.Д. Дашков был избран в гласные Уфимского уездного земского собрания и уже через год представил собранию отчет о состоянии начальных народных училищ уезда [4]. В этом отчете он придерживался тех же взглядов на дело организации начального образования, которыми руководствовался при работе в земстве Рязанской губернии: это не только расширение земских ассигнований на народное образование, но и привлечение к нему частной инициативы. Д.Д. Дашков был совершенно убежден в том, что «народ будет щедрым жертвователем на школы, когда увидит школу целесообразную и широко поставленную». Особое внимание при постановке преподавания в земских училищах он обращал на недостаточность вознаграждения за учительский труд и требовал увеличить это вознаграждение за счет земства (от 125 рублей до 350 рублей) в зависимости от числа обучавшихся учеников в каждой конкретной школе. В течение первых двух лет (с 1879 по 1881 год) ему удалось провести увеличение ассигнований за счет земства - от 7 до 15 тысяч рублей в год, причем во всех открываемых школах для этой цели крестьянское общество приняло на себя до четверти всех необходимых расходов. Естественно, что, как и в Рязанской губернии, Д.Д. Дашкову удалось

аеаа готический журнпл Башкортостана м 1(во), яо19 эж°же

организовать для учителей ряд педагогических курсов для повышения их знаний в различных педагогических вопросах.

Вскоре после введения в Уфимской губернии мировых судебных учреждений Д.Д. Дашков был избран в почетные мировые судьи. В этой должности он по причине своей болезни работал только три года. Его активная деятельность в области развития земства, способного преуспевать только при общественном участии и контроле, подробно изложенная в «Вестнике Уфимского земства за 1881 год» (том 12, приложение, с.1-15), выходит за приделы настоящей статьи и может представить предмет специального исследования.

Более подробно остановимся на том, как свои воззрения на постановку народного образования Д.Д. Дашков со своим братом А.Д. Дашковым реализовали при создании в Уфимской губернии Благовещенской учительской семинарии.

Еще осенью 1876 года по инициативе, а также непосредственно материальной помощи со стороны братьев Дашковых, в Уфимской губернии, исходя из «Положения об учительских семинариях от 17 марта 1870 года» и «Инструкции для учительских семинарий», изданной 4 июля 1875 года, открылась русская Благовещенская учительская семинария6' [13, 14]. Это было закрытое учебное заведение для обучения мальчиков в возрасте 15-16 лет, выдержавших испытания в объеме двухклассных сельских училищ. Находилась семинария в ведении Министерства народного просвещения. Национальный состав семинаристов был однороден, в ней обучались в основном только русские мальчики. Лишь в 1893-1895 годах в семинарии было 7 башкир, средства на обучение которых были выделены из специального башкирского фонда.

Размещалась Благовещенская учительская семинария в двухэтажном кирпичном здании с добротным подвальным помещением, впоследствии (в 1904 году) расширенном двумя пристроями, ставшим выглядеть по фасаду в виде буквы «П». В верхнем этаже разместились актовый зал, ученические спальни на сто коек. В среднем этаже находились четыре классные комнаты, библиотека и семинарская больница7' на шесть коек, аптека, физкультурный кабинет и учительская с канцелярией. В подвальном помещении были ученическая кухня, столовая, пекарня, кабинет для эконома, две комнаты для служителей и склад. Особая комната называлась «музеем»: в нем хранились учебные пособия по всем предметам (карты, атласы, оборудование для ручного труда). В 1896 году для семинарии была построена каменная церковь с колокольней в честь святых Кирилла и Мефодия, при освящении престола которой о нравственном долге народного учителя выступил архиепископ Никанор (Бровкович) [11]. В 1881 году преосвященный Никанор вторично посетил Благовещенскую учительскую семинарию и сказал воспитанникам ее глубоко-назидательное слово о пастырском долге учительства. В третий раз владыка Никанор посетил семинарию в мае 1883 года: он слушал пение воспитанников, экзаменовал их по Закону Божьему и выразил глубокую благодарность законоучителю и учителю пения. В мае и сентябре 1885 года вместе с уфимским губернатором П.А. Полторацким семинарию посетил преосвященный Дионисий (Хитров), епископ Уфимский и Мензелинский [12].

ИСТОРИЯ ООРПЗОППНИП

Благовещенская учительская семинария (1900 г.)

Благовещенская учительская семинария была учебным заведением закрытого типа. Как и любое закрытое учебное заведение, семинария отличалась строгой дисциплиной (имелся даже карцер), жили учащиеся на казарменном положении, носили форменное обмундирование. Без разрешения классных наставников им не разрешалось выходить за территорию семинарии; ученики были обязаны по очереди дежурить в классах, корпусе, на конюшне, на кухне, им предписывалось строго выполнять все религиозные обряды и посещать храм.

По социальному составу в Благовещенской учительской семинарии были представлены все сословия, начиная с дворян и кончая крестьянами. Так, в 1877 году число учившихся в семинарии было: из дворян - 8, из лиц духовного звания -12, городского сословия - 3, крестьян - 21. Соответствующие числа составляли в 1901 году: 5, 1, 19, 42.

Из литературных работ уфимского периода жизни Д.Д. Дашкова укажем на «Педагогические софизмы» (1877), «Гигиена и школа» (1878) и «Курсы для взрослых» (1888). Во всех этих работах автор указал в качестве недочета на отсутствие в то время в средних учебных заведения страны учебно-воспитательной работы и предложил конкретные способы исправления этих недостатков. Так, в «Педагогических софизмах» [6] Д.Д. Дашковым был выдвинут вопрос о трудностях, существовавших в те годы для взрослого человека, не окончившего полный общеобразовательный курс в классической гимназии или реальном училище, но желающего дополнить свое образование специальными сведениями, необходимыми для вполне образованного человека. «Да, не прошедший полного образовательного курса рабочий не станет никогда первоклассным инженером, - говорил Дашков, но для управления небольшими мастерскими (таково за границей начало обширнейших промышленных заведений) эти люди были бы вполне пригодны. Трудолюбия, выдержки, самой тщательной бережливости, сосредоточенности всех сил на одном деле можно

пепп готический журнпл Башкортостана м 1(во), яо19 эж°же

ожидать именно от таких людей. Промышленность наша страдает недостатком в них, и они явились бы во множестве при смышлености русского рабочего, если ему дать свободный доступ в зрелых годах к специальному образованию. Этими же средствами воспользовалась бы вся молодежь, которой по бедности или другим обстоятельствам не удалось пройти курс средних учебных заведений».

В статье «Курсы для взрослых» [9] Д.Д. Дашков подробно разработал этот вопрос, продолжая настаивать на таком устройстве учебного дела в России, при котором переход за рубеж учебного возраста не явился бы всякому человеку, научившемуся или недоучившемуся, вратами ада с надписью «Lasciate ogni spezanza» (Оставьте всякую надежду).

В статье «Гигиена и школа» [7] автор познакомил читателей с результатами работы съезда врачей в Нюрнберге (1878) по вопросу о влиянии существовавшей

в то время системы обучения на здоровье молодого поколения и как знаток русской народной школы предложил ряд мер по улучшению ее гигиенической обстановки. Отвергая практичность ограничения

определенной нормой числа учеников, приходящихся на учителя, автор настаивал на ограничении числа детей, одновременно учащихся в классе известным отношением к величине классной комнаты. Свою статью он закончил требованием, чтобы в состав всех учебных заведений входили врачи: «Этим целый контингент самых образованных людей (врачей) привлечен будет к деятельному и правильному участию в развитии народного образования,

нуждающегося, правда, не столько в надзоре, склонного в поощрении и защите». Поэтому неудивительно, что уже при организации Благовещенской учительской семинарии в ее составе была организована небольшая больница, занимавшая отдельное помещение с врачом, а до 1898 года и с фельдшером, что позволило

Одна из последних фотографий Д.Д. Дашкова

семинарии пережить жесточайший грипп (1889), угрозу холеры (1892) и чумы (1898).

ИСТОРИЯ ОСРПЗОЯПНИП

В последние годы своей жизни Д.Д. Дашков по болезни все меньше и меньше принимал участие в общественных делах, но оставался верен заветам и идеалам своей юности. Уникальная частная библиотека семьи Дашковых была передана Уфимской городской общественной библиотеке. На книгах этой коллекции дарственные подписи Г.Р. Державина, Д.В. Давыдова, В.А. Жуковского, П.А. Вяземского,

Н.Н. Греча и других. В «Каталоге книг пожертвованной Дашковыми библиотеки» (Уфа: 1908. - 24 с.), изданном в 1908 году отражено 2323 ценных по своей тематике по всем вопросам отраслям знаний произведений: социально-экономическая, историческая, философская,

юридическая литература; религиозные издания, книги по естествознанию, технике, сельскому хозяйству, географии и этнографии, искусству.

Умер Д.Д. Дашков от диабета 1 сентября 1901 года.

1. В поколенной росписи, относящейся к концу XVIII века, сказано: «К Великому Князю Василию Иоанновичу Всея России выехал из Большой Орды муж честен, татарское имя его Дашек, а в крещении Данила».

2. Белл-Ланкастерская система обучения в начальной школе была предложена независимо друг от друга английскими педагогами Э. Беллом и Дж. Ланкастером. Она состояла в том, что старшие и более успевающие ученики (модераторы) под руководством учителя проводили занятия с остальными учениками. Первоначально система, примененная в Индии (1791, Белл), а затем в Великобритании (Ланкастер), получила распространение во Франции, в России, США, Дании. К середине XIX века утратила свою популярность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Арсеньев К.К. (1837-1919), российский юрист, земский деятель, публицист, один из руководителей Партии демократических реформ (1906-1907), главный редактор «Энциклопедического словаря» (с 1891) и «Нового энциклопедического словаря» (с 1911) Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.

4. Проект реорганизации средних и низших учебных заведений Министерства народного просвещения, последовавший за новым университетским уставом 1864 года, разрабатывался под руководством министра народного просвещения А.В. Головина. Он должен был закрепить введенное еще в 1826 году отделение начальных школ, предназначенных к открытию от гимназий. Новое Положение о начальных училищах допускало финансирование правительством начальных школ, введение новой системы управления ими. В частности, вместо единоличной власти директоров гимназий и смотрителей уездных училищ вводилась возможность создания училищных советов с участием представителей местного самоуправления.

5. В 1878 году Александровское народное училище получило от Министерства народного просвещения новый статус - оно стало Александровской учительской семинарией. В нее принимались мальчики всех сословий не моложе 16 лет, преимущественно из крестьянских семей всех уездов губернии, окончившие начальную школу, умеющие читать, писать, считать и знающие молитвы. В

пепп готический журнпл Башкортостана м 1(во), яо19 эж°же

семинарии изучались предметы: Закон Божий, педагогика, русский и церковнославянский языки, математика, история, география, естествоведение, рисование и черчение. Давались также знания по садоводству, огородничеству, пчеловодству и медицине. С 1869 по 1918 год было подготовлено более 2000 учителей для всех уездов губернии.

6. Первоначально местом для размещения учительской семинарии в Уфимской губернии было выбрано село Елизаветино в Белебеевском уезде. Это следует из Всеподданнейшего отчета Уфимского губернатора за 1873 год о необходимости открытия в Уфимской губернии учительской семинарии для русскоязычного населения, на котором сохранилась собственноручная отметка Его Императорского Величества «Сообразить». По настоянию Уфимского земства после согласия братьев Дашковых уступить для размещения семинарии свой только что отстроенный большой дом в Благовещенском заводе последовало Высочайшее утверждение от 26 июня 1876 года о перемещении учительской семинарии из села Елизаветино в Благовещенский завод Уфимского уезда Уфимской губернии.

7. Врачом Благовещенской учительской семинарии был высланный в октябре 1880 года на четыре года в Уфу революционер - семидесятник С.Я. Елпатьевский (1854-1933), подробно описавший этот период своей жизни (до августа 1884) в «Воспоминаниях за пятьдесят лет» (Ленинград: Прибой.1929).

Литература

1. Азаматова, Г.Б Уфимское земство (1874-1917). Социальный состав, бюджет, деятельность в области народного образования [Текст]. - Уфа : Гилем, 2005. - 239 с.

2. Волконский, Н.С., Д.Д. Дашков и его деятельность в земстве Рязанской губернии [Текст] // Труды Рязанской архивной комиссии. - 1902. - Вып.1. XVIII. - С.13-18.

3. Волконский, Н.С. Деятельность Дмитрия Дмитриевича Дашкова по народному образованию в Рязанском земстве [Текст]. - Рязань : Тип. губерн. правл.,1903. - 58 с.

4. Гоигорьев, П.Н. Очерк деятельности Уфимского земства по народному образованию [Текст]. 1875-1910 . -Уфа : Тип Н.Ф. Делинского.1910. - 160 с.

5. Дашков, Д. Несколько слов о проекте устава низших и средних училищ [Текст] // Журнал Министерства народного просвещения (неофиц. часть),1861. - Часть.109. - №1. - С. 213-246.

6. Дашков, Д.Д. Педагогические софизмы [Текст] // Вестник Европы. - 1877. - Том 6, кн.1. - 206238 с.

7. Дашков, Д.Д. Гигиена и школа [Текст]. - Рязань : Тип. губ. прав. - 1878.

8. Дашков Д.Д. Каких учительских семинарий нам не нужно [Текст]. - Москва : Моск. детск. и пед. библ., 1872. - 25 с.

9. Дашков Д.Д. Курсы для взрослых [Текст]. - Рязань : Тип. губ. Прав, 1889. - 15 с.

10. Дашковы (дворянский род). [Электронный ресурс]. - 11Р1_ : ЬМр://\\\\\\.ги!ех/ги/01050255.1'Лт.

11. Ергин Ю.В. Педагогические воззрения архиепископа Никанора (Бровковича), в 1876-1883 годах епископа Уфимского и Мензелинского [Текст] // Педагогический журнал Башкортостан. - 2018. -№2 (75). - С. 143-155.

12. Ергин Ю.В. Миссионерская деятельность преосвященного Дионисия (Хитрова), епископа Уфимского и Мензелинского [Текст] // Педагогический журнал Башкортостан. - 2018. - №2 (75). - С. 143-155.

13. Историческая записка о 25-летнем существовании Благовещенской учительской семинарии [Текст] // Циркуляр по Оренбургскому учебному округу. - 1907. - Приложение. №7. - 75 с.

14. Национальный архив РБ. Фонд Н-124. Оп. 1.-102 ед. хр. (Благовещенская учительская семинария.1876-1917).

15. Положение о начальных народных училищах 14 июля 1864 г. // Полн. собр. законов Российской Империи. - Собрание 2. Том 39, 1867. - Отд.2 - №41472. - С.167-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.