Научная статья на тему 'Деятельность земств Поволжья и Урала по подготовке и повышению квалификации учительских кадров (1864 1917 гг. )'

Деятельность земств Поволжья и Урала по подготовке и повышению квалификации учительских кадров (1864 1917 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
190
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Низамова М. С.

Статья посвящена деятельности органов местного самоуправления по подготовке и повышению квалификации земских учителей Поволжского и Уральского регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRAINING AND UPGRADE QUALIFICATIONS OF TEACHERS IN COUNTRY COUNCILS OF VOLGA AND URAL IN 1864 1917

The article deals with the consideration of the state government activity on training and upgrade qualifications of state teachers of the Volga and Ural regions. That enables us to contribute to the generalizing and problematic works about the history of the state self-government.

Текст научной работы на тему «Деятельность земств Поволжья и Урала по подготовке и повышению квалификации учительских кадров (1864 1917 гг. )»

УДК 94(470.4)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСТВ ПОВОЛЖЬЯ И УРАЛА ПО ПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ (1864 - 1917 гг.)

Земства - органы местного самоуправления, появившиеся в результате земской реформы 1864 г, - сыграли значительную роль в культурно -хозяйственной и политической жизни царской России. Одной из составляющей земской реформы было становление и развитие земской школы и формирование кадров для нее. Подбору учительских кадров придавалось особое значение, так как дать качественные знания мог в первую очередь учитель со специальной подготовкой. Многообразие этническо -го состава населения и особенная языковая ситуация изучаемых нами регионов приводили к необходимости готовить учителей для преподавания также и на национальных языках. Проводя общероссийскую образовательную политику земства Поволжья и Урала старались приспособить начальную школу к местным условиям. Вопросы подготовки и повышения квалификации учительского персонала регулярно обсуждались на земских собраниях.

В начале 1870-х гг были открыты Казанская (1871 г.), Вятская (1872 г.), Самарская (1873 г) земские учительские школы, а всего - 10 подобных учреждений по всей стране [25. С. 34]. Были созданы Порецкая учительская семинария в Симбирске (1872 г) и Пензенская учительская семинария (1874 г) [4]. В Казанской губернии действовали Казанская учительская семинария (1872 г) и Казанская татарская учительская школа (1876 г.) [18. С. 107]. Отдельные земства способствовали подготовке учителей, выделяя пособия правительственным семинариям и частным школам. На указанные мероприятия дополнительно изыскивали средства Симбирское земство с 1872 г., Самарское и Пензенское земства с 1874 г, Саратовское - с 1875 г Уфимское земство ограничилось содержанием стипендиатов в казенных семинариях. Пермское и Пензенское земства имели стипендиатов в педагогических классах женских гимназий [2. С. 503 - 504].

К концу 1880-х гг. Министерство просвещения резко изменило свой взгляд на порядок учреждения земских учительных школ. Циркуляром от 14 декабря 1890 г усложнялись процедура создания и правила заведо -вания учебными заведениями [24], что затормозило проявление земской инициативы в деле педагогической подготовки учителей народных школ. Действующие школы стали закрываться. Открытие новых земских учитель -ских школ надолго прекратилось. В 1890-е гг. продолжали действовать лишь Казанская земская школа для образования учительниц (1871 г.), Санкт-Петербургская земская учительская школа (1872 г.), Самарская школа для образования сельских учительниц (1872 г.), Тверская женская учительская школа П.П. Максимовича (1882 г.) и Александровская учительская семинария в г Рязани (1885 г.) [25. С. 42 - 43]. В Уфимской губернии действовала Бирская инородческая учительская школа (1889 г.) [21. С. 107 - 108]. Правительственная политика ограничения земских учи -тельских школ только усугубила проблему педагогических кадров. Ощущалась значительная нехватка учителей. Так, в Вятской губернии на одного земского учителя приходилось до 80 учеников, в Пермской - до 96, в Московской - до 85, в Тверской - до 94 [17. С. 29].

Земские учительские школы существенно отличались от казенных учи -тельских семинарий продолжительностью учебного курса, более качественным преподаванием. Курс казенных семинарий был определен в 3 года, а земских был рассчитан на более продолжительное время. Так, в Самарской школе он составлял 6 лет, в Санкт-Петербургской и Тверской -5 лет, в Казанской и Рязанской - 4 года. Программы этих учебных заведений широко обсуждались на земских собраниях.

Многонациональный состав жителей Казанской губернии побуждал земства решать вопросы подготовки кадров для нерусских школ. В связи

М.С. Низамова,

кандидат исторических наук, доцент, Набережночелнинский филиал Казанского института экономики управления и права

с этим в Казанской земской школе для подготовки учительниц в качестве обязательных преподавались языки народов Поволжья. В эту школу принимали воспитанниц разных национальностей. С 1876/77 учебного года в школе было введено преподавание чувашского языка и приняты ученицы из уездов, где преобладало чувашское население: Цивильский, Чебоксарский, Мама-дышский, Лаишевский и Тетюшский уезды. С 1877/78 учебного года было введено преподавание марийского языка и приняты на учебу воспитанницы из Царевококшай-ского, Мамадышского, Тетюшского и Казанского уездов [5. С. 78 -79].

Необходимо отметить, что кроме земских школ начальную грамоту давали также школы церковно-приходские, в которых был невысокий образовательный ценз преподавателей. Так, например, в Казанской губернии в 1905 г. более 50% учителей церковно-приходских школ не имели свидетельств на право преподавания [9]. В это же время в земских школах губернии 52,5% учителей имели специальное или среднее образование и 47,5% - начальное или домашнее образование [18].

Уже в середине 1890-х гг. земствами был поднят вопрос о необходимости введения всеобщего начального обучения в стране и об усилении подготовки учительских кадров. В 1908 г. правительством был принят закон о введении всеобщего начального обучения. Земства усилили работу по подготовке учительских кадров. К 1913 г. в Казанской губернии действовала земская школа для образования народных учительниц и была налажена работа татарской учительской школы [7. С. 36]. В Уфимской губернии функционировали Благовещенская учительская семинария и Бирская инородческая учительская школа, а также педагогические курсы в 7 местах [20]. В Пензенской губернии, в г. Саранске и г Инсаре, дополнительно были открыты две учительские семинарии [3]; кроме того, действовала Татищев -ская женская ремесленная школа [19]. Таким образом, земства и власть заложили фундамент новой образовательной политики. К сожалению, Первая мировая война помешала этому процессу

Земства проявляли заботу и о повышении квалификации учителей. До середины 1870-х гг во время школьных каникул для учителей устраивались съезды и курсы. На учительских съездах 1870-х гг преподаватели осваивали теорию и практику педагогики, знакомились с новыми достижениями в этой области. Также рассматривались вопросы развития учащихся, гуманного отношения к ним, поднимались проблемы недостатка наглядных пособий и книг для внеклассного чтения [1. С. 71]. В начале 1890-х гг. начался период ограничений и запретов со стороны правительства. Это побудило земства вместо съездов организовать для учителей разного рода специально-педагогические курсы: садоводства, огородничества, пения, ручного труда, сельского хозяйства, пчеловодства [11; 25. С. 55]. Курсы предоставляли возможность учителям общаться. Шел обмен опытом, обсуждались учебно-воспитательные проблемы, рассматривались вопросы взаимоотношений населения и школы. В 1891 г. в Симбирской губернии состоялись временные педагогические курсы для учителей чувашских начальных училищ [12]. В конце 1890-х гг. количество земских педагогических курсов значительно уве-

личилось. Все земства выделяли средства на временные курсы и учительские съезды [17. С. 25 - 26]. На подобные курсы в Казанскую губернию уже в начале ХХ в. съезжались учителя Самарской, Симбирской, Нижегородской, Пермской губерний [13]. В Поволжском регионе в числе лучших были также пензенские педагогические курсы, проходившие с участием учителей из других губерний [6. С. 10].

Для повышения образовательного уровня основной массы учителей земства Поволжского и Уральского регионов уже к 1910 г стали устраивать не только специально -педагогические, но и общеобразовательные учительские курсы. Инициатором такого начинания явилось Саратовское губернское земство. Затем к организации общеобразовательных учительских курсов приступили Тамбовское, Вятское, Пермское и другие земства. Программа курсов ежегодно совершенствовалась. Курсы дополнялись организацией выставки наглядных учебных пособий и учебников, рекомендуемых для приобретения губернским земством [22. С. 1 - 3]. В Казанской губернии курсы устраивались и для татарских учителей [14]. Так, например, попечитель Казанского учебного округа ходатайствовал о выделении 1250 руб. на проезд и содержание учителей начальных татарских училищ Астраханской, Казанской, Симбирской и Вятской губерний, вызванных на педагогические курсы при Казанской татарской учительской школе в августе 1898 г. [15]. Съезды и курсы способствовали консолидации учительства, педагогическому поиску передовых учителей и земских гласных.

Земство не оставляло без внимания и вопросы самообразования учителей. В связи с затруднительным материальным положением не все учителя могли позволить себе выписывать газеты и журналы. Учителей, регулярно читающих периодику, например, в Казанской губернии было только 59% [10. С. 64]. В 1890-е гг при земских управах стали открываться учительские библиотеки, которые предоставляли учителям возможность пользоваться книгами и периодическими изданиями общеобразовательного и педагогического характера. В учительских библиотеках имелись книги и журналы по разным отраслям знания. Учительские библиотеки, созданные на средства в основном уездных земств и регулярно пополняющие фонды, были во всех уездах, однако ассигнования на эти цели были различными. Так, в Казанской губернии на пополнение учительской библиотеки Свияжского земства ежегодно выделялось 60 руб., а Чебоксарское земство этой же губернии расходовало 30 руб. в год [16]. Необходимо отметить, что до конца 1890-х гг земская деятельность по организации специальных учительских библиотек была крайне затруднена. Только 11 мая 1898 г. Сенат восстановил полное право земств учреждать учительские библиотеки [8. С. 9 - 10].

Таким образом, земства взяли на себя заботу о подготовке и повышении квалификации учительского персонала. Сформировав лучшие учительские кадры, органы местного самоуправления смогли противопо-ставить системе упрощенной грамотности церковноприходских школ, в которых дети учились всего лишь один год, более высокий уровень земской трехгодичной школы. Земству принадлежит заслуга привлечения к делу учительства женщин, так как дореформен-

ная школа учительниц почти не знала [23. С. 48; 17. С. 42]. В губерниях Поволжского и Уральского регионов земская политика в подготовке учительского персонала представляется как единое целое, несмотря на то что земства не имели права общаться между собой. Создавая новое учительство, земства старались повысить его роль на селе и в жизни школы. Народные учителя принимали деятельное участие в местных просветительных обществах, в устройстве народных чтений для неграмотного и полуграмотного населения. Благодаря учителю, прежде всего его классной и внеклассной деятельности, школа становилась универсальным социокультурным очагом на селе. В целом, земству удалось создать тип народного учителя, которому доверял народ и который стал наряду с земским врачом или агрономом символом служения своему народу

1. Адрес-календарь и памятная книжка Пермской губернии на 1895 гсд / под ред. Р. Попова. Пермь, 1895.

2. Веселовский Б.Б. История земства за сорок лет: в 4 т. СПб., 1909 - 1911. Т. 1.

3. ГАПО. Ф. 136. Оп.1. Д. 561. Л. 1.

4. ГАПО. Ф. 136. Оп. 1. Д. 6. Л. 2.

5. Двадцатипятилетие Казанской земской школы для об -разования народных учительниц. 1871 - 1896: историческая записка / сост. А. Ершов. Казань, 1897.

6. Доклад Пензенской губернской земской управы об уча -стии Пензенского губернского земства в развитии народного образования в 1900 г. Пенза, 1900.

7. Доклад XXVII очередному Казанскому губернскому зем-скому собранию «О мерах для большего развития народного образования». Казань, 1902.

8. Звягинцев Е.А. Учительские библиотеки, их значение, организация и список книг. М., 1905.

9. Иванович В. К положению инородческих школ // Вестник воспитания. 1905. № 1.

10. Народное образование в Казанской губернии. Попечители и учащие в сельских школах. Казань, 1905 (процентное отношение подсчитано нами).

11. НАРТ. Ф. 160. Оп. 1. Д. 671. Л. 22 - 23.

12. НАРТ. Ф. 160. Оп. 1. Д. 671. Л. 36.

13. НАРТ. Ф. 160. Оп. 1. Д. 859. Л. 81; Ф. 160. Оп. 1. Д. 859. Л. 81; Д. 1053. Л. 49.

14. НАРТ. Ф. 160. Оп. 1. Д. 859. Л. 107; Ф. 81. Оп. 1. Д. 213. Л. 2, 6.

15. НАРТ. Ф. 160. Оп. 1. Д. 859. Л. 37.

16. НАРТ. Ф. 81. Оп. 2. Д. 631. Л. 27 - 28; Д. 632. Л. 2.

17. Обзор деятельности земств по народному образованию по данным за 1898 год. СПб., 1902.

18. Обзор Казанской губернии за 1913 год. Казань, 1914.

19. Обзор Пензенской губернии за 1913 год. Приложение № 14. Пенза, 1914.

20. Обзор Уфимской губернии за 1913 год. Приложение № 40. Уфа, 1914.

21. Памятная книжка Уфимской губернии на 1889 год. Уфа, 1889.

22. Пермское губернское земство: отчет об организации первых общеобразовательных курсов для народных учителей Пермской губернии в 1913 году. Пермь, 1913.

23. Фальборк Г., Чарнолуский В. Народное образование в России. СПб, 1900.

24. Циркуляр министра народного просвещения 14 дек. 1890 г. № 19652.

25. Чарнолуский В.Н. Земство и народное образование. СПб., 1910 - 1911. Ч. 1.

УДК 94(470.44)47

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ДВОРЯН И ВЫБОРЫ В СОСЛОВНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ в первой половине XIX века (по материалам Среднего Поволжья)

12 марта 1801 г тираническое правление Павла I, вызывавшее острое недовольство в кругах дворянства, было насильственно прервано. Вошедший на престол Александр Павлович предпринял ряд мер, направленных на восстановление дарованных благородному сословию прав и привилегий. 15 марта 1801 г. был отменен запрет дворянам избирать чиновников в уездные и земские суды. 2 апреля 1801 г император подписал манифест о действительности положений Жалованной грамоты дворянству 5 мая 1801 г. была подтверждена погубернская организа -ция благородного сословия. Таким образом, к участию в губернских дво -рянских собраниях вновь стало привлекаться большинство российских потомственных дворян. Правом голоса обладали те из них, кто владел поместьем и был старше 25 лет; правом избираться на должности -получавшие со своих деревень не менее 100 руб. ежегодного дохода. Отстранялись от участия в деятельности сословных учреждений лица, не состоявшие на государственной службе или не получившие обер-офи-церский чин.

С.В. Першин,

кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической истории и информационных технологий, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева (г. Саранск)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.