Научная статья на тему 'Деятельность земств Поволжья и Урала по подготовке и повышению квалификации учителей (1864 - 1917 годы)'

Деятельность земств Поволжья и Урала по подготовке и повышению квалификации учителей (1864 - 1917 годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
134
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСТВ / ПОВОЛЖЬЕ / УРАЛ / ЗЕМСКАЯ ШКОЛА / WORDS: ZEMSTVO / COUNTRY COUNCILS / THE VOLGA REGION / THE URAL / STATE SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Низамова М. С.

Одной из граней деятельности земств является становление и развитие земской школы и формирование кадров для нее. Статья посвящена рассмотрению деятельности органов местного самоуправления по подготовке и повышению квалификации земских учителей Поволжского и Уральского регионов, что позволит внести определенный вклад в дело создания обобщающих и проблемных работ по истории земского самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF LOCAL COUNCILS IN THE VOLGA AND THE URALS REGION IN THE SPHERE OF TEACHER QUALIFICATION IMPROVEMENT (1864 - 1917)

The article shows that establishing schools in the countryside and teacher development was one of the spheres of country councils activities. The author considers local councils activity in training and qualification improvement of teachers in the Volga and the Urals regions. The survey makes a contribution to profound study of country councils history.

Текст научной работы на тему «Деятельность земств Поволжья и Урала по подготовке и повышению квалификации учителей (1864 - 1917 годы)»

ным инвентарем [1. Оп. 24. Д. 300. Л. 62, 63; 7. Оп. 2. Д. 78. Л. 47].

Как отмечают исследователи, в рамках шефской работы предприятия и организации изготавливали и ремонтировали запчасти, инструмент, технику заправочный инвентарь и оказывали другую помощь [6, с. 105].

Исходя из опыта шефской работы, в Саратовской области в 1954 г был пересмотрен порядок шефства над колхозами и, учитывая нецелесообразность шефства предприятий г Саратова над отдаленными от областного центра колхозами и МТС, это шефство сосредоточено в колхозах пригородной зоны, которая была установлена Совмином СССР для производства овощей и картофеля [7. Оп. 2. Д. 2896. Л. 81].

Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что в 1945 - середине 1950-х гг в Саратовской и Сталинградской областях государство уделяло большое внимание процессу переоснащения производственной базы села машинно-тракторной техникой и инвентарем. Однако в силу серьезного подрыва производительных сил вследствие войны и ограниченности финансовых и материально-технических возможностей государства процесс этот был сложным. В итоге в основном процесс восстановления производительных сил села в данных областях был завершен к середине 1950-х гг

1. Волгоградский областной комитет Коммунистической партии Советского Союза. ЦДНИВО. Ф. 113.

2. Добродеева Т.А. Комсомол Нижнего Поволжья - активный помощник партии в выполнении четвертого пятилетнего плана (1946 - 1950 гг): дис. ... канд. истор. наук. Саратов, 1970.

3. Ефремов А.А. Деятельность партийных организаций Нижнего Поволжья по восстановлению и дальнейшему развитию совхозного производства в годы четвертой пятилетки : дис. .канд. истор. наук. Саратов, 1983.

4. Иваницкий В.В. Исторический опыт и проблемы развития аграрного производства Нижневолжской деревни в первое послевоенное десятилетие (1945 - 1955): дис. .канд. истор. наук. Саратов, 1999.

5. Кузнецова Н.В. Нижнее Поволжье в 1945 - 1953 гг.: экономические и социальные проблемы послевоенного восстановления и развития: дис. .д-ра истор. наук. Саратов, 2003.

6. Павлов В.И. КПСС в борьбе за восстановление и развитие народного хозяйства в послевоенный период (1946 -1952 гг.): дис. .канд. истор. наук. Саратов, 1966.

7. Саратовский областной комитет Коммунистической партии Советского Союза // ГАНИСО. Ф. 594.

8. Справка о состоянии МТС Саратовской области // ГАСО. Ф. 2163. Оп. 3. Д. 869.

9. Энциклопедия Саратовского края. Саратов, 2002.

УДК 94(47) М.С. Низамова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСТВ ПОВОЛЖЬЯ И УРАЛА ПО ПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ (1864 - 1717 годы)

Одной из граней деятельности земств является становление и развитие земской школы и формирование кадров для нее. Статья посвящена рассмотрению деятельности органов местного самоуправления по подготовке и повышению квалификации земских учителей Поволжского и Уральского регионов, что позволит внести определенный вклад в дело создания обобщающих и проблемных работ по истории земского самоуправления. Ключевые слова: деятельность земств, Поволжье, Урал, земская школа.

M.S. Nizamova

ACTIVITIES OF LOCAL COUNCILS IN THE VOLGA AND THE URALS REGION IN THE SPHERE OF TEACHER QUALIFICATION IMPROVEMENT (1864 - 1917)

The article shows that establishing schools in the countryside and teacher development was one of the spheres of country councils activities. The author considers local councils activity in training and qualification improvement of teachers in the Volga and the Urals regions. The survey makes a contribution to profound study of country councils history. The key words: zemstvo, country councils, the Volga region, the Ural, state school.

Земства - органы местного самоуправления, появившиеся в результате земской реформы 1864 г., -сыграли значительную роль в культурно-хозяйственной и политической жизни царской России. Одной из граней деятельности земств является становление и развитие земской школы и формирования кадров для нее.

Подбору учительских кадров придавалось особое значение, так как дать качественные знания мог в первую очередь учитель со специальной подготовкой. Свое-

образие этнического состава населения и особенная языковая ситуация изучаемых нами регионов побуждала земцев готовить учителей для преподавания также и на национальных языках. Проводя общероссийскую образовательную политику, земства Поволжья и Урала старались приспособить начальную школу к местным условиям. Вопросы подготовки и повышения квалификации учительского персонала регулярно обсуждались на земских собраниях.

В начале 1870-х гг. были открыты Казанская (1871 г), Вятская (1872 г.), Самарская (1873 г.) земские учитель -ские школы (всего 10 подобных учреждений по всей стране) [19, с. 34]. Были созданы Порецкая учительская семинария в Симбирске (1872 г.) и Пензенская учительская семинария (1874 г) [3]. В Казанской губернии действовали Казанская учительская семинария (1872 г.) и Казанская татарская учительская школа (1876 г) [12, с. 107]. Отдельные земства способствовали подготовке учителей, выделяя пособия правительственным семинариям и частным школам. На указанные мероприятия дополнительно изыскивали средства Симбирское земство (с 1872 г.), Самарское и Пензенское земства (с 1874 г.), Саратовское (с 1875 г). Уфимское земство ограничилось содержанием стипендиатов в казенных семинариях. Пермское и Пензенское земства имели стипендиатов в педагогических классах женских гимназий [2, с. 503 - 504].

К концу 1880-х гг Министерство просвещения резко изменило свой взгляд на порядок учреждения земских учительных школ. Циркуляром от 14 декабря 1890 г усложнялись процедура создания и правила заведования учебными заведениями [18], что затормозило проявление земской инициативы в деле педагогической подготовки учителей народных школ. Началось закрытие действующих школ. Открытие новых земских учительских школ надолго прекратилось. В 1890-е гг. продолжали действовать лишь Казанская земская школа для образования учительниц (1871 г), Санкт-Петербургская земская учительская школа (1872 г.), Самарская школа для образования сельских учительниц (1872 г.), Тверская женская учительская школа П. П.Максимовича (1882 г.) и Александровская учительская семинария в г Рязани (1885 г) [19, с. 42 - 43]. В Уфимской губернии действовала Бирская инородческая учительская школа (1889 г.) [15, с. 107 - 108]. Правительственная политика ограничения земских учительских школ только усугубила проблему педагогических кадров. Ощущалась значительная нехватка учителей. Так, в Вятской губернии на одного земского учителя приходилось до 80 учеников , в Пермской - до 96, в Московской - до 85, в Тверской - до 94 [11, с. 29].

Земские учительские школы существенно отличались от казенных учительских семинарий продолжительностью учебного курса, более качественной постановкой преподавания. Курс казенных семинарий был определен в 3 года, а земских - рассчитан на более продолжительное время. Так, в Самарской он установлен в 6 лет, в Санкт-Петербургской и Тверской - 5 лет, в Казанской и Рязанской - 4 года. Программы этих учебных заведений подвергались широкому обсуждению на земских собраниях.

Многонациональный состав жителей Казанской губернии побуждал земства решать вопросы подготовки кадров для нерусских школ. В связи с этим в Казанской земской школе для подготовки учительниц в качестве обязательных преподавались языки народов Поволжья. В указанную учительскую школу принимали воспитанниц разных национальностей. С 1876/77 учебного года было введено преподавание чувашского языка и были приняты ученицы от уездов с преобладанием чувашского населения: от Цивильского, Чебоксарского, Мамадышского, Лаишевскогои Тетюшского. С1877/78 учеб-

ного года было введено преподавание марийского языка и приняты на учебу воспитанницы от Царевококшай-ского, Мамадышского, Тетюшского и Казанского уездов [4, с. 78 - 79].

Необходимо отметить, что, кроме земских школ, начальную грамоту давали также школы церковно-при-ходские, в которых был невысокий образовательный ценз преподавателей. Так, например, в Казанской губернии в 1905 г. более 50% учителей церковно-приход -ских школ не имели свидетельств на право преподавания [8]. В то же время в земских школах губернии 52,5% учителей имели специальное или среднее образование и 47,5% - начальное или домашнее [12]. Сама усложняющаяся жизнь предъявляла к школе все более высокие требования, которые не в состоянии был удовлетворить учитель без среднего или специального педагогического образования.

Еще в середине 1890-х гг земствами были подняты вопросы о необходимости введения всеобщего началь -ного обучения в стране и об усилении подготовки учительских кадров. На этом пути были достигнуты определенные результаты. В 1908 г. правительством был принят закон о введении всеобщего начального обучения. Земства усилили работу по подготовке учитель -ских кадров. К 1913 г в Казанской губернии действовала земская школа для образования народных учитель-ниц и была налажена работа татарской учительской школы [5, с. 36, 10]. В Уфимской губернии функционировали Благовещенская учительская семинария и Бирская инородческая учительская школа; педагогические курсы в семи учреждениях [14]. В Пензенской губернии в г. Саранске и г Инсаре были открыты дополнительно две учительские семинарии [3. Ф.136. Оп.1. Д.561. Л.1], а также действовала Татищевская женская ремесленная школа [13]. Таким образом, земство и власть заложили фундамент новой образовательной политики. К сожалению, Первая мировая война помешала этому процессу.

Земства проявляли заботу также и о повышении квалификации учителей. До середины 1870-х гг. во время школьных каникул для учителей устраивались съезды и курсы. На учительских съездах 1870-х гг. преподаватели знакомились с последними достижениями тео -рии и практики педагогики. Также рассматривались вопросы развития учащихся, гуманного отношении к ним, поднимались проблемы недостатка наглядных пособий и книг для внеклассного чтения [1, с. 71]. С начала 1890-х гг. начался период ограничений и запретов со стороны правительства в отношении проведения съездов. Это побуждало земства к устройству для учителей разного рода специально-педагогических курсов: садоводства, огородничества, пения, ручного труда, сельского хозяйства, пчеловодства [19, с. 55; 10. Ф. 160. Оп. 1. Д. 671. Л. 22 - 23]. Курсы предоставляли возможность учителям общаться. Шел обмен опытом, обсуждались учебно-воспитательные проблемы, рассматривались вопросы взаимоотношений населения и школы. В 1891 г. в Симбирской губернии состоялись временные педагогические курсы для учителей чувашских начальных училищ [10. Ф. 160. Оп. 1. Д. 671. Л. 36]. В конце 1890-х гг. дело земских педагогических курсов получило значительное количественное развитие. Все земства выделяли средства на временные курсы и учи-

тельские съезды [11, с. 25 - 26]. На подобные курсы в Казанскую губернию в начале ХХ в. съезжались учителя Самарской, Симбирской, Нижегородской, Пермской губерний [10. Ф. 160. Оп. 1 Д. 859. Л. 81; Д. 1053. Л. 49]. В Поволжском регионе в числе лучших были и пензенские педагогические курсы, проходившие также с участием учителей из других губерний [6, с.10].

Для повышения образовательного уровня основной массы учителей земства Поволжского и Уральского регионов уже к 1910 г стали устраивать не только специально-педагогические, но и общеобразовательные учительские курсы. Инициатором явилось Саратовское губернское земство. Затем к устройству общеобразовательных учительских курсов приступили Тамбовское, Вятское, Пермское и другие земства. Программа курсов ежегодно совершенствовалась. Курсы дополнялись организацией выставок наглядных учебных пособий и учебников, рекомендуемых для приобретения губернским земством [16, с. 1 - 3]. В Казанской губернии курсы устраивались и для татарских учителей [10. Ф. 160. Оп. 1. Д. 859. Л. 107; Ф. 81. Оп.1. Д. 213. Л. 2, 6]. Так, например, попечитель Казанского учебного округа ходатайствовал об отпуске 1 250 руб. на покрытие расходов на проезд и содержание учителей начальных татарских училищ Астраханской, Казанской, Симбирской и Вятской губерний, вызываемых на педагогические курсы в августе 1898 г при Казанской татарской учительской школе [10. Ф. 160. Оп. 1. Д. 859. Л. 37]. Съезды и курсы способствовали консолидации учительства, педагогическому поиску передовых учителей и передовых земских гласных.

Земство не оставляло без внимания и вопросы самообразования учителей. В связи с затруднительным материальным положением не все учителя могли позволить себе выписывать газеты и журналы. Регулярно читающих периодику например в Казанской губернии, было только 59% [9, с. 64]. В 1890-е гг. при земских уп -равах стали открываться учительские библиотеки, предоставляя возможность учителям пользоваться книгами и периодическими изданиями общеобразовательного и педагогического характера. В учительских библиотеках имелись книги и журналы по разным отраслям знания. Учительские библиотеки, созданные на средства в основном уездных земств и регулярно пополняющие фонды, были во всех уездах, однако ассигнования на эти цели были различными. Так, в Казанской губернии на пополнение учительской библиотеки Свияжского земства ежегодно выделялось 60 руб., а Чебоксарское земство этой же губернии расходовало по 30 руб. [10. Ф. 81. Оп. 2. Д. 631. Л. 27-28; Д. 632. Л. 2]. Необходимо отметить, что до конца 1890-х гг земская деятельность по организации специальных учительских библиотек была крайне стеснена. Только 11 мая 1898 г Сенат восстановил полное право земств учреждать учительские библиотеки [7, с. 9 - 10].

Таким образом, земства взяли на себя заботу о подготовке учительского персонала и повышении его квалификации. Воспитав лучшие учительские кадры, органы местного самоуправления смогли противопоставить системе упрощенной грамотности церковно-приходских школ, в которых дети учились всего один год, более вы-

сокий уровень земской трехгодичной школы. Земству принадлежит заслуга привлечения к делу учительства женщин, так как дореформенная школа учительниц почти не знала [17, с. 42]. В губерниях Поволжского и Уральского регионов земская политика в подготовке учительского персонала может восприниматься как единое целое, несмотря на то что земства не имели права общаться между собой.

Создавая новое учительство, земства старались повысить его роль на селе и в жизни школы. Народные учителя принимали деятельное участие в местных просветительных обществах, в устройстве народных чтений для неграмотного и полуграмотного населения. Благодаря учителю, его классной и внеклассной деятельности школа становилась универсальным социокультур -ным очагом на селе. В целом земствам удалось создать тип народного учителя, которому доверял народ и который стал наряду с земским врачом или агрономом символом служения своему народу

1. Адрес-календарь и памятная книжка Пермской губернии на 1895 год / под ред. Р. Попова. Пермь, 1895.

2. Веселовский Б.Б. История земства за сорок лет: в 4 т. СПб., 1909 - 1911. Т. 1.

3. ГАПО (Пенза). Ф. 136. Оп. 1. Д. 6. Л. 2.

4. Двадцатипятилетие Казанской земской школы для образования народных учительниц. 1871 - 1896: историческая записка / сост. А. Ершов. Казань, 1897.

5. Доклад XXVII очередному Казанскому губернскому земскому собранию «О мерах для большего развития народного образования». Казань, 1902.

6. Доклад Пензенской губернской земской управы об участии Пензенского губернского земства в развитии народного образования в 1900 г. Пенза, 1900.

7. Звягинцев Е.А. Учительские библиотеки, их значение, организация и список книг. М., 1905.

8. Иванович В. К положению инородческих школ // Вестник воспитания. 1905. № 1.

9. Народное образование в Казанской губернии. Попечители и учащие в сельских школах. Казань, 1905.

10. НАРТ (Казань). Ф. 81. Оп. 2. Д. 632. Л.1.

11. Обзор деятельности земств по народному образованию по данным за 1898 год. СПб., 1902.

12. Обзор Казанской губернии за 1913 год. Казань, 1914.

13. Обзор Пензенской губернии за 1913 год. Пенза, 1914. Прил. № 14. «Ведомость о числе учебных заведений и учащихся в Пензенской губернии за 1913 год».

14. Обзор Уфимской губернии за 1913 год. Уфа, 1914. Прил. № 40.

15. Памятная книжка Уфимской губернии на 1889 год. Уфа, 1889.

16. Пермское губернское земство. Отчет об организации первых общеобразовательных курсов для народных учителей Пермской губернии в 1913 году. Пермь, 1913.

17. Фальборк Г., Чарнолуский В. Народное образование в России. СПб., 1900.

18. Циркуляр министра народного просвещения. 1890. 14 дек. (№ 19652).

19. Чарнолуский В.Н. Земство и народное образование: в 2 ч. СПб., 1910 - 1911. Ч. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.