Научная статья на тему 'Подготовка народных учителей в России во второй половине XIX в'

Подготовка народных учителей в России во второй половине XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1674
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДНЫЕ ШКОЛЫ / УЧИТЕЛЯ / УЧИТЕЛЬСКИЕ СЕМИНАРИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ / УЧИТЕЛЬСКИЕ СЪЕЗДЫ / TEACHERS'' SEMINARIES / TEACHERS'' CONFERENCES / RUSSIA / PUBLIC EDUCATION / PUBLIC SCHOOLS / TEACHERS / EDUCATIONAL COURSES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Масанова Маргарита Дмитриевна

Задачи подготовки народных учителей обусловили необходимость открытия в России во второй половине XIX в. учительских семинарий. Для повышения квалификации учителей и распространения среди них передовых педагогических идей проходили учительские съезды и проводились специальные педагогические курсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The preparation of the public teachers in Russia in the second half of the XIX century

The preparation of the people’s teachers necessary due to the opening of the teachers seminaries in the second half of the XIX century in Russia. To improve the skills and the dissemination of advanced pedagogical ideas were teachers conferencts and conducted special education courses.

Текст научной работы на тему «Подготовка народных учителей в России во второй половине XIX в»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ

УДК 94(47).081/083:37

М. Д. Масанова

Подготовка народных учителей в России во второй половине XIX в.

Задачи подготовки народных учителей обусловили необходимость открытия в России во второй половине XIX в. учительских семинарий. Для повышения квалификации учителей и распространения среди них передовых педагогических идей проходили учительские съезды и проводились специальные педагогические курсы.

The preparation of the people’s teachers necessary due to the opening of the teachers seminaries in the second half of the XIX century in Russia. To improve the skills and the dissemination of advanced pedagogical ideas were teachers conferencts and conducted special education courses.

Ключевые слова: Россия, народное образование, народные школы, учителя, учительские семинарии, педагогические курсы, учительские съезды.

Key words: Russia, public education, public schools, teachers, teachers' seminaries, educational courses, teachers' conferences.

Подготовка учителей всегда была проблемой для любого государства, особенно в XIX в. В сельских начальных училищах роль учителей выполняли обычно священники, однако занятые своими многочисленными обязанностями по приходу, они не могли посвятить себя этому делу целиком. Начав подготовку писарей и низших чиновников и открыв начальные сельские училища, Министерство государственных имуществ (МГИ) приняло решение о подготовке учителей, но реализовать его не смогло. Только подготовка писарей и низших чиновников поручалась специалистам. В 1844 г. было открыто специальное писарское училище, и через несколько месяцев были утверждены правила школы писарей, которая должна была готовить специалистов в департаменты и канцелярии МГИ [9. Ст. 18597].

© Масанова М. Д., 2013

С введением земств вопрос о народном образовании стал предметом заботы этих учреждений. Первоначально в 1867 г. содержание сельских училищ во всех земских губерниях на основании решения Государственного совета было передано в ведение уездных земств с участием в содержании губернских земств. Занимаясь обеспечением начальной школы всем необходимым, земские собрания вынуждены были решать и проблему недостатка подготовленных учителей для народных школ, вопрос о подготовке и повышении квалификации преподавателей [7, с. 95]. Земству принадлежит заслуга в привлечении в школу женщин, и в 1870 г. был решен вопрос о допуске женщин к преподаванию в народных школах [15. Оп. 170. Д. 480. Л. 1-7].

Министерство народного просвещения также не осталось в стороне от решения проблемы голода преподавательских кадров в провинции. В 1872 г. им было издано Положение об учительских институтах. Параллельно происходило и учреждение самих учебных заведений. Учительские институты были открыты в 1870 г. в Тамбове, в 1872 г. в Санкт-Петербурге и Москве, в 1876 г. в Казани и Белгороде [6, с. 438-494].

Чтобы решить вопрос подготовки и повышения квалификации учителей и учительниц начальных школ и улучшить материальное положение учителей, губернские земства считали необходимым:

• открывать земские учительские семинарии и школы;

• обращаться в Министерство о выделении специального финансирования на открытие учительских семинарий;

• выделять специальные средства для поддержания учительских семинарий Министерства народного просвещения и педагогических классов при женских гимназиях Министерства народного просвещения;

• выплачивать стипендии учащимся учительских семинарий;

• преступить к организации педагогических курсов и начать проводить учительские съезды;

• открывать специальные учительские библиотеки или при школьных библиотеках специальные отделы для учителей.

Желая подготовить педагогов для начальной земской школы, земства наряду с Министерством народного просвещения начали открывать учительские семинарии и школы (таблица).

Открытие учительских семинарий и учительских школ губернскими земствами в период с 1869 по 1879 г.

Губернии Годы открытия Примечание

Рязанская 1869

Казанская 1871

Костромская 1871

Курская 1873

Пензенская 1873,

Вологодская, г. Тотьма 1875 Учительская семинария

Новгородская 1869

Санкт-Петербургская, г. Гатчина 1871

Симбирская, с. Порецкое 1875 Учительская семинария

Самарская, г. Самаре 1871

Уфимская, с. Елизаветино 1875 Подготовка учителей для русских народных школ

Смоленская, с. Алферов 1875 Учительская семинария

Тверская, г. Торжок 1875 Преобразование Новоторжокской школы в учительскую семинарию

Ярославская, с. Новое 1871

С первых дней своей деятельности и Новгородское губернское земское собрание приступило к подготовке учителей для начальных школ. Для этого в 1869 г. им были выделены средства на открытие учительской школы в четырех верстах от г. Новгорода, первый выпуск которой состоялся в 1872 г. В 1870 г. земством была организована учительская женская школа в г. Новгороде, а в 1875 г. учительская мужская семинария в г. Череповце [2. Оп. 1. Д. 188. Лл. 1- 8 об.].

В 1869 г. Рязанское земство открыло Александровскую учительскую семинарию [17. Оп. 27. Д. 818. Л. 109]. В 1871 г. Казанское земство последовало его примеру и открыло женскую учительскую школу в специально купленном просторном доме, выделяя ежегодно на ее содержание от 13 до 15 тыс. руб. Для закрепления кадров собрание установило для выпускников учительской школы обязательность работы в течение двух лет [17. Оп. 27. Д. 1033. Л. 12].

Санкт-Петербургское губернское земское собрание с первых дней своей деятельности приступило к организации подготовки учителей и в 1871 г. по согласованию с Министерством народного просвещения выделило средства в Гатчинскую учительскую семинарию Министерства народного просвещения на преобразование существовавших учительских курсов. Однако одно это решение не удовлетворило губернское собрание, и оно открыло в 1872 г. земскую учительскую школу. Но так как Министерство народного просвеще-

176

ния запретило обучать в ней одновременно и мужчин, и женщин, то в 1873 г. при школе было открыто особое женское отделение [7, с. 31-32].

В 1871 г. Государственный совет по представлению МНП предложил открыть вместо существовавших педагогических курсов при училищах пять учительских семинарий в пяти учебных округах по одной в каждом. Были выбраны предполагаемые места открытия учительских семинарий в Санкт-Петербургском (г. Гатчина Санкт-Петербургской губернии), Московском (с. Григорьевском Ярославской губернии), Казанском (г. Самаре Самарской губернии), Харьковском и Одесском (Днепропетровском уезде Таврической губернии) [12. Ст. 49656]. Новые учительские семинарии должны были открыться в следующих округах: Санкт-Петербургском (в г. Тотьме Вологодской губернии), Московском (г. Александрове Владимирской губернии), Казанском (Сердобском уезде Саратовской губернии), Харьковском (г. Карачи Таврической губернии) и Одесском (местечке Байрамчи Бессарабской области) округах [12. Ст. 50279].

Согласовав места открытия учительских семинарий, Министерство народного просвещения с 1873 г. должно было предусмотреть уже их финансирование [14. Ст. 54354]. Однако в связи со сложностью подыскания помещений процесс их открытия затянулся до 1875 г. (см. таблицу).

Самым серьезным мероприятием Самарского губернского земства в деле народного образования было открытие в 1871 г. земской школы по подготовке сельских учительниц. В Тверской губернии земство с 1872 г. начало активно заниматься подготовкой учителей, открыв в этом же году учительскую женскую школу в Твери, а в 1873 г. учительскую мужскую школу в г. Торжке [1. Оп. 1. Д. 7451. Л. 15]. Деятельность Смоленского губернского собрания по подготовке учителей выразилась только в выделении единовременного пособия Вяземскому уездному земству на открытие учительской семинарии [7, с. 14-15].

Иногда земства не находили общего языка с Министерством народного просвещения, и в таких случаях учительские семинарии даже закрывались. Так, Черниговское губернское собрание уже в 1865 г. решило открыть педагогическую школу при мужской гимназии, но Министерство народного просвещения отклонило это предложение. Тогда земство выделило средства на открытие учительской семинарии и даже предложило передать ее Министерству народного просвещения. Однако Министерство не согласилось на предложенные условия, и семинария в 1879 г. закрылась, просуществовав 10 лет [7, с. 16-17].

Одной из форм подготовки учителей было открытие педагогических курсов при существовавших учебных заведениях. Необходимо отметить, что вопрос об открытии педагогических курсов был поднят еще в 1859 г. в ходе обсуждения проблемы недостатка специально подготовленных учителей для воскресных школ.

Министерство народного просвещения в 1860 г. приняло решение об открытии педагогических курсов при университетах в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Харькове и Казани [4] и подготовило Положение о педагогических курсах [8]. Это положение расширяло перечень учебных заведений, при которых могли быть открыты педагогические курсы.

В этой связи у земств была возможность выделить средства на открытие педагогических классов при женских гимназиях и уездных училищах Министерства народного просвещения [15. Оп. 91. Д. 112. Л. 28]. Это мероприятие было осуществлено в Вологодской, Вятской, Костромской, Курской, Московской, Новгородской, Олонецкой, Пензенской, Псковской, Таврической и других губерниях. Так, Вятское губернское собрание в целях подготовки народного учителя для начальных школ уже в 1867 г. на экстренном заседании приняло решение об открытии педагогического класса при женской гимназии. Аналогичное решение было принято в 1870 г. Вологодским земским губернским собранием. Однако для губернии этого было недостаточно, а средств у земства не было. И поэтому в 1879 г. земское собрание ходатайствовало перед Министерством народного просвещения об открытии в г. Тотьме учительской мужской семинарии, которая была открыта в этом же году [7, с. 61-62].

Министерство народного просвещения открывало педагогические курсы при уездных училищах для подготовки учителей народных училищ [15. Оп. 170. Д. 140. Л. 323]. И одновременно земские собрания выделяли средства на стипендии учащимся на этих курсах. Так, земское собрание Полтавской губернии приняло решение, что ввиду недостатка учителей начальных школ в уезде, ходатайствовать об открытии педагогических классов при уездных училищах с полным содержанием воспитанников за счет земства [15. Оп. 170. Д. 140. Л. 26-32 об.]. Аналогичное решение приняло и Пермское земское собрание [3].

Симбирское земское собрание с 1869 г. финансировало чувашскую учительскую школу, в которой учились ее стипендиаты. Владимирское земство выделяло средства на содержание 20 стипендиатов в учительской семинарии Министерства народного просвещения с 1873 г. Тамбовское земство с 1872 г. учредило стипендии для подготовки учителей земских школ при учительском институте Министерства народного просвещения. Так же поступило и

Уфимское земство, начиная с 1876 г. выделять средства на стипендии в учительской семинарии Министерства народного просвещения.

Губернские земства поддерживали уездные в вопросе подготовки учителей и также считали, что сколько бы школ ни открывалось, как бы хороши они ни были, но пока не будет в школах опытных учителей, школа не даст хороших результатов.

Для повышения квалификации учителей и распространения среди них передовых педагогических идей практически все земства устраивали учительские съезды и проводили специальные педагогические курсы в соответствии с порядком созыва учительских съездов учителей народных училищ [16. Оп. 92. Д. 58. Л. 247]. Причем губернские земства брали на себя либо все расходы по их организации, либо большую их часть. Первыми начали проводить летние учительские курсы в 1870 г. Петербургская, Новгородская, Херсонская губернии, на следующий год к ним присоединилась Костромская, а еще через год Черниговская, Казанская, Саратовская и другие губернии [7, с. 43].

Первый съезд народных учителей был проведен в Серпухове в 1872 г. Съезд показал, насколько были заинтересованы сами устроители и учителя, получившие возможность прослушать лекции видных педагогов и обменяться мнениями о практике обучения в сельских народных школах [18, с. 20-42]. В 1872 г. было проведено 47 съездов, а в 1873 г. - 63. Министр народного просвещения в своем отчете за 1872 г. писал, «такое значительное собрание людей, заинтересованных одним и тем же делом, не может остаться в будущем без доброго влияния на училища. То, что выяснилось практикой одних, послужило уроком для других и сделалось общим достоянием, и многие после съезда вернулись не только с запасом новых задач для своей деятельности, но с новыми средствами их выполнения» [15. Оп. 193. Д. 591. Л. 80-81].

Кроме организации подготовки учителей, земства активно занимались вопросом материального обеспечения учителей. Земства выделяли дополнительные средства на доплату к жалованию, организовывали пенсионные кассы, поддерживали общественные организации, помогающие учителям.

К 1880 г. в сельских школах работало более 14 тыс. преподавателей, в том числе, 10 226 учителей и 3 873 учительниц, т. е. уже 27,5 % учителей составляли женщины. Анализ материалов, приведенных в статистическом Временнике Российской Империи 1880 г., показывают увеличение количества учителей, имевших специальную подготовку, что, несомненно, являлось результатом деятельности земских учреждений по подготовке учителей.

Список литературы

1. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 800.

2. Новгородского государственного объединенного музея-заповедника (НГОМЗ). Ф. 24.

3. Об открытии педагогических курсов при Пермском уездном училище // Нар. шк. - 1873. - № 5.

4. Об учреждении педагогических курсов при Императорских университетах в Санкт-Петербурге. Москве, Киеве, Харькове и Казани // Журн. Мин-ва нар. просвещения. Ч. ^1. - СПб., 1860. - С. 27-29.

5. Об учреждении приходских училищ в селениях ведомства Министерства государственных имуществ // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. II. - СПб., 1864. - С. 246-247.

6. Об учительских институтах по Положению 1872 года / Пругавин А.С. Законы и справочные сведения по народному образованию. - СПб., 1904. С. 438494.

7. Очерки деятельности губернских земств по народному образованию. -Псков, 1898.

8. Положение о педагогических курсах // Журн. Мин-ва нар. просвещения. Ч. ^1. - СПб., 1860.

9. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собр. - 2. Т. XIX.

10. ПСЗ. Собр. 2. Т. XXII.

11. ПСЗ. Собр. 2. Т. XXX.

12. ПСЗ. Собр. 2. Т. и.

13. ПСЗ. Собр. 2. Т.

14. ПСЗ. Собр. 2. Т. LV.

15. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733.

16. РГИА. Ф. 1284.

17. РГИА. Ф. 1287.

18. Тихомиров Д. Первый съезд народных учителей в Серпухове // Нар. шк. - 1873. - № 9. - С. 20-42.

19. Учительские семинарии Министерства народного просвещения. / Пругавин А.С. Законы и справочные сведения по народному образованию. - СПб., 1904. - С. 494-548.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.