Научная статья на тему 'Деятельность земств Чувашии по развитию школьного образования'

Деятельность земств Чувашии по развитию школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SCHOOL / ЗЕМСТВА / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / УЧИТЕЛЬ / TEACHER / ШКОЛА / СЕМИНАРИЯ / SEMINARY / SCHOOL EDUCATION / ZEMSTVOES / PEDAGOGICAL SHOTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидова Ида Ивановна

Рассмотрена деятельность земств Чувашии по развитию школьного образования. Охарактеризован процесс обучения в земских школах, заключавшийся в привлечении учителей, имевших специальное образование, владеющих методикой преподавания предметов и использующих доступные средства обучения, в открытии ремесленных и рукодельных классов, обеспечении школ опытными земельными участками для распространения агрономических знаний. Проанализированы вопросы подготовки педагогических кадров в Казанской и Симбирской губерниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY ZEMSTVA CHUVASHIA SCHOOL EDUCATION DEVELOPMENT

Activities of zemstvoes of Chuvashia for development of school education are considered. Training process at the territorial schools, consisting in involvement of the teachers who had vocational education, owning a technique of teaching of subjects and using available tutorials, opening of craft and amateur classes, providing schools with the skilled land plots for distribution of agronomical knowledge is characterized. Questions of preparation of pedagogical shots in the Kazan and Simbirsk provinces are analysed.

Текст научной работы на тему «Деятельность земств Чувашии по развитию школьного образования»

150-ЛЕТИЮ ЗЕМСКОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ

МАТЕРИАЛЫ МЕЖВУЗОВСКОГО «КРУГЛОГО СТОЛА» «ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА В РОССИИ: ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ

И СОВРЕМЕННОСТЬ»

УДК 37.1

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСТВ ЧУВАШИИ ПО РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.И. Демидова

Рассмотрена деятельность земств Чувашии по развитию школьного образования. Охарактеризован процесс обучения в земских школах, заключавшийся в привлечении учителей, имевших специальное образование, владеющих методикой преподавания предметов и использующих доступные средства обучения, в открытии ремесленных и рукодельных классов, обеспечении школ опытными земельными участками для распространения агрономических знаний. Проанализированы вопросы подготовки педагогических кадров в Казанской и Симбирской губерниях.

Ключевые слова: школьное образование; земства; обучение; педагогические кадры; учитель; школа; семинария.

I.I. Demidova. ACTIVITY ZEMSTVA CHUVASHIA SCHOOL EDUCATION DEVELOPMENT

Activities of zemstvoes of Chuvashia for development of school education are considered. Training process at the territorial schools, consisting in involvement of the teachers who had vocational education, owning a technique of teaching of subjects and using available tutorials, opening of craft and amateur classes, providing schools with the skilled land plots for distribution of agronomical knowledge is characterized. Questions of preparation of pedagogical shots in the Kazan and Simbirsk provinces are analysed.

Keywords: school education; zemstvoes; training; pedagogical shots; teacher; school; seminary.

Прошло 150 лет со времени проведения в России земской реформы, одной из первых последовавшей после отмены крепостного права и имевшей сильное общественное значение. За прошедший период по земству собрана огромная литература. В ней, с разных позиций, дается оценка характера учреждений, отношение к ним представителей разных слоев общества (либералов, радикалов, консерваторов), сторонников распространенных в обществе теорий (общественно-хозяйственной, государственной), показывается их роль и место в структуре власти и взаимоотношения между ними. Важное место в дореволюционной историографии по земству занимают работы К.Д.

Кавелина, Б.Н. Чичерина, А.А. Головачева, Г.А. Джаншиева, Б.Б. Веселовского, А.А. Корнилова и др. [4].

В условиях советской действительности реформа рассматривалась с марксистско-ленинской точки зрения, согласно которой создание земств признавалось как уступка со стороны власти буржуазному развитию страны. Такой подход присутствовал в трудах Е.А. Морохов-ца, Ш.М. Левина, В.В. Гармиза, Ю.П. Аксенова и др. [13].

Начиная с 50-х гг. ХХ в. историография по земству пополняется исследованиями о земствах, действующих в отдельных регионах страны [17]. В современных условиях интерес к

82

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2014. №1(15)

изучению земств в этом направлении сохраняется. Нельзя, в связи со сказанным, по достоинству не оценить существенный вклад в разработку проблемы известного исследователя земства России, Казанского земства в том числе, марийского историка В.Ф. Абрамова, признанного в научном сообществе «старшим сыном» земской школы, «активистом возрождения» земских традиций, автора более ста научных статей по этой проблеме, опубликованных в общероссийских, местных (марийских), зарубежных изданиях [9].

В Чувашии земская тема, как самостоятельная проблема, появляется в работах исследователей в 80-е гг. Предметом анализа выступают отдельные проблемы уездных земств Чувашии, в том числе их деятельность [1; 16].

Анализ исследований уездных земств Чувашии, в частности, по вопросу об их деятельности, убеждает в достаточно результативной их роли в области хозяйственной жизни населения, медицины. Принимая во внимание этот обоснованный исследователями вывод, нами предпринято намерение усилить это мнение, обратившись к изучению роли земства в Чувашии применительно к не менее важной области жизни народа - образованию, используя для этого архивный материал из фондов г Чебоксары, Казани, Йошкар-Олы и др., еще не до конца введенный в научный оборот, а также опубликованные специалистами той эпохи по данной теме важные сведения.

Нельзя считать случайностью, что с первых шагов своей деятельности внимание земских деятелей было обращено на положение дела в уездах в образовательной области. Несмотря на большое количество ведомств, причастных к делу народного образования, до издания в 1864 г. «Положения о начальных народных училищах» школ в чувашских селениях было мало, и они находились в крайне неудовлетворительном состоянии. В пяти чувашских уездах насчитывалось 49 школ с 1051 учащимся [12]. Большая часть из них числилась лишь на бумаге, в качестве учителей привлекались люди случайные, малограмотные. В своем циркуляре от 15 марта 1866 г., аппелируя к земскому деятелю З.М. Таланцеву, Обер-прокурор Святейшего Синода Д. Толстой откровенно нарисовал неутешительную картину в школьном деле. Подчеркивая, что в народе пробуждается тяга к образованию, признавая определенный вклад в решение этого вопроса созданных в разных местах страны церковно-приходских училищ и констатируя факт их неблагополучного положения из-за отсутствия возможности поддержки училищ со стороны Государствен-

ного казначейства, он просит об оказании помощи со стороны земства. «Долгом поставляю сообщить о всем вышеизложенном Вам Милостивый государь, и покорнейше просить Вас предложить на рассуждение Земства Вашего уезда об оказании необходимого пособия к поддержанию церковно-приходских училищ в уезде Вашем находящихся. Позволю себе надеяться, что образование народа в означенных училищах встретит полное сочувствие и поддержку со стороны земства. Граф Дмитрий Толстой» [2].

На начальном этапе функции земств были определены расплывчато, они лишь привлекались к добровольному участию по выделению средств на первоначальное образование. К 1868 г. сумма выделяемых средств земствами Казанской губернии на этот год равнялась 25499 руб., составляя в расчете на одного ученика 13 руб. 22 коп. [15].

Постепенно организующая роль земств в решении обозначенной проблемы усиливалась. Для общей оценки итогов деятельности земств в этом направлении целесообразно привести некоторые показатели. В пореформенный период в России преобладали земские школы, как негосударственные начальные школы, с 3-х годичным сроком обучения. С 1864 по 1874 г. в стране было открыто 10 тыс. таких школ. К 1914 г. этот показатель увеличился более чем до 40 тыс. [11].

При сохранении после реформы 1864 г. разных типов школ в Чувашии (частных, братских (Св. Гурия), общественных (волостных и сельских), министерских (образцовых однокласс-ных и двухклассных), школ грамоты, земские школы заявляют о себе достаточно высокими количественными показателями, уступая лишь церковным школам. В трех чувашских уездах (Чебоксарском, Ядринском, Цивильском) к концу XIX в. число земских школ выросло до 110, с 5866 учащимися [7].

Роль земства по открытию новых школ возрастает к началу XX в. Об этом свидетельствуют количественные показатели в чувашских уездах. В Чебоксарском уезде к 1914 г. действовало шесть двухклассных земских училищ (Байгуловское, Карамышевское, Козловское, Красноярское, Синьяльское, Тогаевское) и 72 одноклассных; в Ядринском уезде - две двухклассных и 58 одноклассных; в Цивильском уезде - 53 одноклассных земских школ [10].

К оценке роли земств по развитию системы школьного образования кроме количественного показателя можно отнести факт внесения в школьную практику новых положений. В создаваемых школах осуществлялась более про-

думанная постановка процесса обучения, что достигалось привлечением к работе учителей, имевших специальное образование, владеющих методикой преподавания предметов, использующих в работе доступные средства обучения и т.д. Обучающие могли получать необходимые знания не только по предметам общеобразовательного характера, но и приобретать некоторые специальные знания. Подтверждением последнего может служить открытие ремесленных и рукодельных классов, обеспечение школ опытными земельными участками для распространения агрономических знаний. Улучшение материальной обеспеченности, стабильность функционирования, расширение доступности обучения для любого желающего, обеспеченность учащихся школьными принадлежностями, учебными пособиями и др. - все это придавало школе привлекательность и усиливало желание родителей отдавать детей в школы и в первую очередь земские.

Происходившие перемены в области образования достигались не сразу, не одноразовыми актами, а являлись результатом многолетнего участия в решении образовательных проблем в лице большого отряда земских деятелей. Сказывались многие трудности: отсутствие достаточных финансовых возможностей земств, особенно в первые годы их существования, предназначенных для школ помещений, нехватка преподавателей, скудность учебно-методических средств обучения и др. Вплоть до конца 70-х гг. успехи земской деятельности в этой области были довольно скромными.

Последующие годы отмечены возрастанием активности земств во всех областях их деятельности, в том числе усиленным вниманием к народному образованию как наиболее важному вопросу, но содержащему в себе много нерешенных проблем.

Приведенные выше данные об увеличении числа начальных народных школ в чувашских уездах ставят перед нами задачу рассмотреть положения об учительских кадрах и принимаемых мерах в этом направлении. Подготовка учительских кадров признавалась земствами как одно из важнейших направлений в их деятельности. Возможности земств Чувашии в подборе учительских кадров на начальном этапе были невелики. Основным источником привлечения к работе в земских школах были работающие в действующих школах учителя, которые проходили ту или иную переподготовку. Но таких кадров было недостаточно, учитывая заметный рост числа школ в уездах. Очевидным был и факт слабой подготовленности работающих учителей. В приводимых

земствами отчетах по этому вопросу давалось немало негативных оценок в адрес учителей. Перед земствами вставала задача подготовки учителя народной школы, обладающего хорошими знаниями, владеющего методикой преподавания школьных предметов и т.д. Со всей очевидностью обосновывалась необходимость получения образования в специальных педагогических учебных заведениях. Научно-практическое обоснование такого типа учебного заведения было дано Н.И. Ильминским, который предлагал ввести обязательный национальный компонент.

Одним из учебных заведений, где готовили учительниц для народных школ за счет средств земств, была Казанская земская школа, действующая в Казани в 1870-1917 гг. К 1890 г., в основном, эта школа обеспечивала земские училища учительскими кадрами. К 1889 г. школу окончили 293 чел., а к 1911 г. это число увеличилось до 533. К 1917 г. школу окончили 779 чел. Каждому уезду выделялись места для бесплатного обучения в школе. Наибольшее число воспитанниц школы приходилось на детей крестьян. Программа обучения в учительской школе не уступала программам женских гимназий. По национальному составу ограничений не было, учились дети разных национальностей. В 1876-77 учебному году в число изучаемых предметов было введено преподавание чувашского языка, в число обучающихся принято 12 воспитанниц чувашской национальности. Изучение одного из национальных языков было обязательным для каждой ученицы [5].

Расходы на обучение в школе взяли на себя земства с тем, чтобы после окончания учебы специалисты возвращались для работы домой. Ежегодно земства выделяли определенное количество стипендий для отправленных на учебу. Состав обучающихся был многонациональным.

Подготовка будущих учителей начальных школ осуществлялась в течение четырех лет по системе Ильминского с введением для нерусских учениц в качестве обязательных предметов родного языка. Кроме общеобразовательных курсов в учебном процессе уделялось большое внимание практическим занятиям, проводимым в открытой в 1874 г. при заведении «Образцовой школе» на 25 чел. Привитие выпускницам разных умений - по шитью, приготовлению пищи, содержанию семьи, оспопрививанию и др., рассматривалось как главное направление в их профессиональной подготовке, важное условие успешной работы с сельскими детьми, для привития детям интереса к учебе. В числе преподаваемых предме-

тов были гигиена, сельское хозяйство, садоводство, огородничество, пение. Из 658 учениц, окончивших в 1911 г. школу, 62 чел. работали в пределах Чувашии, к 1917 г. школу окончили 44 стипендиатки земств [1].

Молодые люди из Чувашии могли получить педагогическое профессиональное образование в Казанской инородческой учительской семинарии. За период своего существования (1872-1919) в ее стенах было подготовлено 1500 учителей, работавших во всех уголках России. В семинарии обучались представители более 20 национальностей России и даже зарубежных стран. Среди общего числа окончивших русские составляли 473 чел., чуваши - 126 [18, ф. 93, оп. 1, д. 847, л. 22].

Учебно-воспитательный процесс в семинарии строился на основе принципов системы Н.И. Ильминского - первого ее директора. Составленные им программы и учебные планы включали много элементов национального оттенка, в том числе изучение родного языка. Все стороны деятельности заведения были поставлены на хорошую профессиональную основу, учебно-воспитательный процесс осуществлялся, как правило, преподавателями с высшим образованием. Учебная программа семинарии включала большой перечень предметов, рассчитанных как на общий высокий образовательный уровень обучающихся, так и на формирование их профессиональных качеств.

Будущие учителя получали знания по основам воспитания и обучения, училищеведению, психологии и логике. Большое внимание уделялось практической подготовке, в среднем каждый обучающийся давал до 20 уроков. С 1889 г. вводилось правило обязательного овладения каждым обучающимся ремесленным мастерством. Церковное пение в семинарии было поставлено так, чтобы каждый воспитанник не только сам умел петь, но и умел бы организовать и руководить хором. Действовали славянский хор до 80 чел., а также хоры из представителей отдельных национальностей, в их числе и чувашский хор.

Страницы истории деятельности Казанской семинарии свидетельствуют о том, что ее выпускники глубоко постигали христианское учение, становились всесторонне образованными людьми, пополнявшими ряды национальной интеллигенции, пробуждавшей затем среди своих сородичей чувства национального достоинства и стремления к лучшей жизни. Роль земских деятелей в подготовке таких кадров нельзя недооценивать.

Решение проблемы подготовки педагогических кадров Чувашии невозможно рассматри-

вать без участия выдающегося деятеля просвещения И.Я. Яковлева. В своей мечте - добиться национального подъема чувашского народа - педагог отводил ведущее место просвещению. Многогранная, титаническая деятельность И.Я. Яковлева в многочисленных исследованиях нашла всестороннее отражение. При рассмотрении данной проблемы хотелось бы лишний раз подчеркнуть его близость к людям, мудрость в подходе к решению возникающих в школе проблем и искреннее намерение быть полезным. Занимая с 1875 по 1903 г. должность инспектора чувашских школ Казанского учебного округа, педагог имел возможность на практике увидеть результаты своего труда, оказывать посильную помощь в налаживании школьного дела на продуманных началах. Распространение идей и практических результатов деятельности И.Я. Яковлева в народной среде расширяло круг его единомышленников. В его лице они находили умного советчика, единомышленника. Таких было немало среди земских деятелей. Педагог использовал всякую возможность для развития и улучшения школьного дела. Со стороны земств предпринимались шаги по поддержке его намерений. Направление выпускников Симбирской чувашской школы (СЧШ) в народные школы, его участие в переводе литературы по различным вопросам с русского языка на чувашский, поддержка им начинаний земств по созданию в сельской местности образцовых хозяйств, помощь в организации педагогических курсов для учителей, выездов с учащимися на экскурсии за пределы своих мест проживания, привлечение школ к участию в сельскохозяйственных промышленных культурных мероприятиях - эти и многие другие виды его подвижнической деятельности способствовали решению заветной мечты просветителя.

Убедительным подтверждением положительной роли земских деятелей в вопросе подготовки педагогических кадров в чувашской среде является появление среди них женщин, о чем было сказано выше. Открытие в 1878 г. при Симбирской чувашской школе женского отделения с базовым опытным начальным училищем при нем существенно изменило положение дела с учительскими кадрами. Из более чем 1000 учителей, подготовленных в стенах Симбирской чувашской школы, 387 относились к женскому полу. Известно, что И.Я. Яковлев образованию женщин придавал особое значение. Он считал, что женщины должны играть решающую роль в создании культурного и здорового быта, в формировании у детей необходимых для жизни умений, быть

носителями нравственности, хорошего воспитания, высоких манер поведения.

Подготовленные в стенах Симбирской чувашской школы учителя из представителей женского пола пополняли ряды педагогических кадров и находили достойное применение в системе школьного образования. Опыт работы И.Я. Яковлева в решении этой задачи получил продолжение в организации и деятельности на территории Чувашии женских гимназий. Немалая роль в этом принадлежит и земским деятелям. Несмотря на более позднее, по сравнению с центральными городами России, появление женских гимназий в Чувашии (Алатырская - 1870 г., Чебоксарская - 1904, Цивильская - 1910, Ядринская - 1906 г.), они достигли хороших результатов в решении главной для них задачи - подготовке профессиональных учительских кадров из женщин. Так, Алатырская гимназия выпустила 523, Цивильская - 98, Ядринская - 167, Чебоксарская -213 специалистов.

Характер и содержание деятельности женских гимназий в Чувашии мало чем отличались от других районов России. Имели лишь особенности, обусловленные значительным числом нерусского населения. Это приводило к тому, что гимназистками были не только русские девушки, но и чувашские. Определенным условием для открытия этих учреждений было получение согласия Городской Думы и земств городов взять на себя содержание открываемых заведений. На практике так оно и было. Часть средств поступала от родителей и разовых пожертвований. Последнее следует особенно подчеркнуть, поскольку это связано с лицами, располагавшими капиталом, а потому привлекаемых земствами к подобной деятельности.

Открытию женской прогимназии в Чебоксарах содействовали почетные граждане города - Н.П. Ефремов и члены его семьи, купцы И.С. Лаптев, А.П. Игумнов, А.И. Иевлев, Ф.М. Дряблов и др. Ядринская женская гимназия, начавшая свою деятельность как прогимназия, располагалась в одноэтажном деревянном здании, пожертвованном для этих целей предпринимателями братьями Таланцевыми, известными своей близостью к земствам. В 1911 г. З.М. Таланцев на свои средства произвел большие работы для преобразования прогимназии в гимназию, построив для этого новое здание. Ядринское уездное собрание своим решением выразило З.М. Таланцеву «глубокую благодарность за его сердечное отношение к делу народного образования».

В действующие при гимназиях Попечи-

тельские советы входили активные, опытные, авторитетные люди, могущие в случае необходимости поддержать решаемые вопросы материально. В их числе следует назвать братьев Н.М. и З.М. Таланцевых, С.И. Петрова, С.П. и Н.П. Ефремовых, Н.П. и В Н. Курбатовых, В Н. Абалымова и др.

Многие окончившие 4-хлетний курс обучения в прогимназиях приступали к педагогической деятельности в начальных школах, чаще всего земских. Некоторые продолжали учебу в гимназиях и других учебных заведениях. 7-летний срок обучения в гимназиях позволял гимназисткам получать широкий круг знаний из различных научных областей. Большое внимание уделялось физическому развитию, воспитательным моментам, ремесленной подготовке. Присутствие в структуре гимназий 8-го, педагогического класса позволяло выпускницам получить полное профессиональное гимназическое образование, дающее им право работать в школьных заведениях среднего и высшего звена.

Возрастающая роль образования в жизни людей вызывала необходимость изменить содержание школьного обучения. Следует признать, что многие учителя нуждались в повышении своего профессионализма. Земская деятельность в этом направлении содержит немалый опыт. Одной из форм повышения образовательного уровня, методического мастерства учителей по линии земств была организация курсов и съездов для них. Они проводились с целью ознакомления педагогов с основами вводимых в школах новых предметов, направлений в обучении, сельскохозяйственной, ремесленной подготовки учащихся и т.д. 31 марта 1900 г. Министерством народного просвещения были утверждены «Правила о педагогических курсах для приготовления учителей», и земства, в соответствии с ними, с учетом своих возможностей, обращались к этой форме подготовки учителей с целью повышения их профессионального уровня.

Приведем некоторые конкретные факты. С 1896 по 1904 г. на территории Чувашии проводились краткосрочные педагогические курсы в г. Чебоксары, Цивильске, в с. Большое Чу-рашево Ядринского уезда, в с. Шихазаны Ци-вильского уезда, на которых участвовало 300 учителей из разных мест. С 1910 г. такие курсы действовали при Чебоксарском высшем начальном училище, к 1915 г. их окончили 53 чел. [18, ф. 216, оп. 1, д. 398, л. 71]. Цивильская земская управа, организуя педагогические курсы в соответствии с решением Цивильского земского собрания, по совету г-на Вишневского, чле-

на училищного совета, «решила пригласить в качестве руководителя курсов учителя Второй Казанской гимназии г-на Ислентьева, как хорошо знающего чувашский язык, который ежегодно бывает руководителем Казанского съезда учителей, за вознаграждение в 100 рублей; г-н Яковлев должен быть главным наблюдателем курсов в г. Цивильске с 15 по 31 июля» [18, ф. 15, оп. 1, д. 518, л. 1]. Директор народных училищ Износков сообщает об этом И.Я. Яковлеву, подчеркивая при этом, что при назначении руководствовались «компетентностью в деле инородческого образования». Подобные курсы действовали в течение 1-3 лет. На них зачислялись лица, имевшие профессиональную подготовку, но стремившиеся и нуждавшиеся в приобретении знаний о достижениях в области педагогики, лучших приемов и методов преподавания чувашского, русского языков и др. Программы работы курсов позволяли слушателям воочию знакомиться с практической работой опытных, творчески работающих учителей, непосредственно услышать суждения известных педагогов.

Через педагогические курсы происходило ознакомление учителей со способами ведения в школах занятий по плодоводству, огородничеству, пчеловодству. Со стороны земств принимались меры для поддержки школ в этих начинаниях. Так, в 1900 г. Казанской губернской управой была устроена учебно-практическая сельскохозяйственная ферма с целью ознакомления всех желающих, в том числе и учителей, со способами ведения земледельческих занятий. В 1901 г. при Казанском земледельческом училище были устроены курсы для народных учителей по плодоводству, огородничеству, пчеловодству. Все занятия проходили в образцовом плодовом саду, на огороде, образцовой пасеке, содержащей 103 улья [18, ф. 15, оп. 1, д. 1641, л. 177]. В 1908 г. эти курсы здесь были повторены. В 1913 г. на базе плодового питомника Казанского губернского земства проводились шестимесячные курсы. Участвовавший на курсах при Казанском среднем сельскохозяйственном училище в 1913 г. учитель Нижаровского земского училища Цивильского уезда, успешно ведущий сельскохозяйственное направление в нем, весьма высоко отозвался о прослушанных курсах, подчеркивая их пользу для улучшения практической постановки этого дела [18, ф. 213, оп. 1, д. 88, л. 202]. Хорошей базой для практической подготовки учителей служили некоторые образцовые центры, создаваемые инициативными учителями. Такой, например, была показательная пасека, созданная учителем Кошелеевской земской школы

Цивильского уезда В. Зайковым. На этой пасеке проходили практику учащиеся мужского и женского училищ, сюда приезжали изучать практическое пчеловодство, по просьбе И.Я. Яковлева, воспитанники старшего класса СЧШ [3]. О заинтересованности учителей в таких мероприятиях, о признании полезности их для участников свидетельствуют отзывы тех и других. Учительница Шигалинского училища Тихонравова пишет: «На предложение Земской управы относительно курсов садоводства и огородничества я вполне согласна и этого давно желала и ждала». На имя председателя Цивильской земской управы Абалымова пришла телеграмма от главного наблюдателя педагогических курсов в г. Цивильске: «Сердечно тронут Вашим вниманием и благопожелания-ми. Мы все участники курсов имеем горячую благодарность Вам, как главному виновнику курсов, и выражаем искреннюю радость, что первые курсы в Цивильске положили хорошее начало. Счастлив засвидетельствовать, что в лице слушателей и слушательниц, я и мои помощники встретили лиц, одушевленных любовью к педагогическому труду и желанием усердно работать на благо народной школы»/ Рождествин» [18, ф. 14, оп. 1, д. 1959, л. 8].

Благодаря стараниям, заинтересованности учителей в налаживании сельскохозяйственной, ремесленной подготовки в школах, оказываемой поддержки уездных властей разного уровня, многие школы добились неплохих успехов в этих направлениях. К концу Х1Х -началу ХХ в. было создано немало своеобразных «очагов культуры» при школах. Из отчета инспектора народных училищ Чебоксарского и Царевококшайского уездов Казанской губернии за 1905 г. узнаем: «Огород и сад при Бе-ловолжском училище является действительно маленькой образцовой фермой, где местное население поучается рациональному введению этой отрасли хозяйства и снабжается семенами. Ученики охотно работают в этом огороде, зная, что у учителя Таврина есть чему поучиться». Хорошая постановка садоводства и огородничества Беловолжского и Исменецкого училищ объясняется инспектором прежде всего ответственным отношением к ведению этих занятий учителей школ. Кроме того, учитель Исменец-кого училища Таврин получил специальную по этому предмету подготовку в Нартасской сельскохозяйственной школе и заявлял о себе как подготовленном специалисте [18, ф. 215, оп. 1, д. 30, л. 10].

При всех трудностях в организации этого дела, достижении больших или меньших успехов, процесс ознакомления учащихся с основа-

ми сельского хозяйства стал распространяться повсеместно. Основными формами в его осуществлении были уроки и практические занятия. Последние проводились, как правило, на школьных участках, специально отведенных под сад и огород. Уже к концу XIX - началу XX в. школьные сады имелись при Ачакасин-ском, Луцковском, Тойсинском, Кошелеевском, Тобурдановском училищах Цивильского уезда; при Бичуринском, Акулевском училищах Чебоксарского уезда; при Аликовском, Шуматов-ском, Норусовском, Малояушском, Визикасин-ском училищах Ядринского уезда [19, ф. 213, оп. 1, д. 88, л. 486-487; ф. 219, оп. 1, д. 20, л. 27-43; д. 88, л. 202, 226, 429, 505; оп. 2, д. 10, л. 38, 54, 85, 88, 108; ф. 504, оп. 1, д. 11, л. 6, 17; ф. 515, оп. 1, д.104, л. 2]. В начале XX в. во многих училищах Ядринского, Цивильского, Чебоксарского, Буинского уездов были организованы школьные огороды [6; 18, ф. 219, оп. 1, д. 20, л. 27, 35, 39, 43, 86; оп. 2, д. 10, л. 23, 54, 108, 109 и др.].

Новым направлением в школьной подготовке к концу XIX в. стало ремесленное производство. В его реализации роль земских деятелей не менее заметна. Об этом свидетельствует создание при многих школах ремесленных классов и мастерских. В 1872 г. такая мастерская была создана при Аликовском училище. В 1909 г. здесь уже учились в столярном классе 60 учащихся и 4 посторонних. В 1892 г. был открыт столярно-токарный класс при Бичуринском училище, в 1909 г. - куз-нечно-слесарный. Ученики изготавливали как простейшие, так и сложные предметы: столы, стулья, доски классные, посудный шкаф с комодом и др. К концу обучения учащиеся могли изготовить эти предметы самостоятельно, работать по столярному, токарному, кузнечному делу дома. Хорошую подготовку получали учащиеся в других училищах, в частности, в Акулевском Чебоксарского уезда. В столярно-токарном классе, существовавшем в училище с 1909 г., так осваивали ремесла, что впоследствии успешно применяли свои умения в жизни. Окончившие в 1914 г. этот класс А. Никифоров и Г. Кузьмин устроились на постоянную работу на мебельную фабрику купца Курбатова. В. Игнатьев из д. Таушкасы во время учебы в этом классе сделал модель школьного здания со службами, которая была представлена в 1913 г. на Петербургской гигиенической выставке [18, ф. 215, оп. 1, д. 193, л. 127; д. 236, л. 16, 63]. В 1900-1917 гг. при женском училище г. Ядрина существовал ремесленный класс кройки и шитья, где в 1913 г. обучались 96 учащихся и 107 девушек со стороны. Оканчивающие этот класс

могли с успехом обслуживать нужды своей семьи в изготовлении одежды, выполнять заказы других крестьян. Такие успехи в работе ремесленного класса были достигнуты благодаря учительнице рукоделия Е.П. Альпидовской, имевшей профессиональное образование и работавшей в классе с момента его открытия и до 1917 г. Посетивший в 1913 г. этот класс кройки и шитья инспектор народных училищ Ядрин-ского уезда Горлов, высоко отозвался о работе этого класса и особенно личности учительницы рукоделия Е.П. Альпидовской, которая, по его мнению, «сумела вызвать у учениц интерес к труду полюбить его и вызвать стремление к достижению добрых и полезных результатов» [18, ф. 219, оп. 1, д. 21, л. 17]. В 30 школах Чебоксарского и Ядринского уездов в 1916 г. рукоделию обучались более 670 учащихся [18, ф. 219, оп. 1, д. 38, л. 9; оп. 2, д. 7, л. 7; ф. 510, оп. 1, д. 101, л. 79; д. 14, л. 14; ф. 219, оп. 1, д. 116, л. 17; оп. 2, д. 7, л. 7; ф. 504, оп. 1, д. 28, л. 18; ф. 510, оп. 1, д. 14, л. 4]. Посетивший в 1896 г. столярно-токарный класс Бичуринского училища А. Беневоленский дал высокую оценку умениям учащихся при изготовлении прочных классных столов с соблюдением точных размеров и применением красивых моделей, сложных конструкций по выкладке русский печей [18, ф. 501, оп. 1, д. 197, л. 8].

Высокая результативность в осуществлении такого направления практической подготовки учителями со стороны земств поощрялась и вознаграждалась. Решением 48-го Очередного Ядринского уездного Земского собрания было вынесено решение о выдаче пособия на 1913 г. бывшей учительнице Ядринского уезда Д.О. Акрамовской, прослужившей земской учительницей 40 лет. Постановлением 50-го Очередного Ядринского уездного Земского собрания 1914 г. была удовлетворена просьба учительницы В.Н. Тимофеевой о прибавке ей зарплаты, поскольку постановка Аликовской ткацкой мастерской, где она работала, находилась на должном уровне.

Деятельность земств в области образования дополнялась разными формами внешкольной работы. К ним относились: учреждение библиотек и читален, устройство передвижных музеев и выставок, чтение популярных курсов по разным отраслям знаний, продажа книг, народные воскресные чтения с «волшебным фонарем» и картинами, создание воскресно-повто-рительных классов.

Особое внимание земства уделяли созданию народных библиотек. После 1890 г. были созданы библиотеки-читальни, школьные библиотеки для внеклассного чтения и волост-

ные образцовые библиотеки. Земская народная библиотека развивалась одновременно с земской школой. В Чувашии показатели школьных библиотек на начало XX в. были невысокими: в Цивильском уезде - 31,1%, Чебоксарском -5,7%, Ядринском - 2,9% [14], поэтому земства уделяли этому вопросу должное внимание.

Среди книг, высылаемых в уездные библиотеки, была литература духовного, исторического, географического, арифметического, биографического, естественного, сельскохозяйственного, медицинского содержания. Список книг для школьных библиотек, включавший 52 названия, составлялся специальной комиссией народного образования Казанского губернского земства. Как отмечалось в губернских отчетах, «книги учениками и взрослыми разбирались весьма охотно, и польза, приносимая библиотеками, несомненна».

Наряду с книгами училищные библиотеки пополнялись необходимыми средствами обучения. Так, в 1890 г. Ядринским земством были приобретены для народных школ 81 экземпляр географических карт, глобусов, атласов, 324 картины и моделей для наглядного обучения, 416 книг [18, ф. 16, оп. 1, д. 920, л. 81].

В комплектовании библиотечного фонда определенную роль в Чувашии сыграл просветитель И.Я. Яковлев. Инспекторскую деятельность он сочетал с работой по приобретению учебников и литературы, которые рассылались и в земские школы. При содействии И.Я. Яковлева библиотечные фонды училищ постоянно пополнялись. В Аликовском училище в 1866 г. было всего 52 книги, а к 1886 г. число томов возросло до 1158, в 1881 г. в учительской библиотеке училища было 385 наименований книг и 477 томов, в ученической - 412 наименований, 480 томов, в 1894 г. только учебных пособий было 138 названий, 597 наименований книг. Земские школьные библиотеки пополнялись за счет книг, изданных и переведенных самим просветителем. Им были выпущены такие пособия, как двуязычные буквари, «Первоначальный учебник русского языка для чуваш», «Русские разговорные уроки» и т.д. [18, ф. 501, оп. 1, д. 290, л. 109; ф. 16, оп. 1, д. 17, л. 12; ф. 501, оп. 1, д. 53, л. 53; д. 101, л. 27-28; д. 56, л. 1].

В XX в. деятельность земств по пополнению библиотек продолжалась. В 1913 г. «в отчете по земскому хозяйству» Чебоксарское земство отмечало, что «при земских училищах имеются ученические и учительские библиотеки, учет книг ведется управой по особым систематическим каталогам и инвентарям. В отчетном году в ученические библиотеки книг приобретено на 1000 руб. На 1 января 1913 г.

были взяты для прочтения 254 тома» [18, ф. 15, оп. 1, д. 2228, л. 30]. В отчете также указывалось, что для учителей в центральную библиотеку при управе выписывались периодические издания «Вестник воспитания», «Современный мир», «Русская мысль», «Плодоводство», «Земледелец», «Пчеловодный листок», журнал «Нива», «Синий журнал», которыми пользовались 52 чел. [18, ф. 15, оп. 1, д. 2228, л. 31].

Подводя итоги деятельности земств в области образования, следует подчеркнуть, что эти органы сделали немало для развития системы образования в Чувашии вообще и в школьном образовании в особенности.

Важнейшей решаемой проблемой земств была подготовка учительских кадров. К началу XX в. число земских учителей увеличилось с 80-х гг. XIX в. до 234, среди них учителей мужского пола было около 40%, женщин - 60%. При анализе конкретных данных выясняется и то, что в чувашских уездах среди подготовленных учителей преобладали выходцы из крестьян. Заметно и то, что профессиональный уровень педагогических кадров заметно возрастает. Число учителей со средним образованием (гимназии, духовные семинарии и др.) увеличилось с 16 до 38; число учителей со специально-педагогическим образованием (учительские семинарии, школы) равнялось 79; учителей с низшим образованием (прогимназий, городские, уездные, духовные, двухклассные училища) увеличилось с 34 до 85 [14].

Предметом пристального внимания земств в отношении учительства был их уровень профессиональной подготовки. Наиболее результативным вкладом земств в решение вопроса кадров учителей была финансовая поддержка обучающихся в учебных заведениях высшего типа - Казанской земской школе, Казанской инородческой учительской семинарии, в женских гимназиях, СЧШ и др. Об этом свидетельствует динамика расходов в уездах Чувашии на содержание стипендиатов. Например, в 1913 г. только Чебоксарское земство содержало 86 стипендиатов в 23 учебных заведениях. Земства выделяли средства на обучение стипендиатов при СЧТТТ Чебоксарское земство выделило 300 руб. на содержание в ней десяти мальчиков, Цивильское - 300 руб. на содержание семи стипендиатов [18, ф. 15, оп. 1, д. 2228, л. 32-33; ф. 501, оп. 1, д. 48, л. 11-15].

С целью улучшения качественного состава учителей в губерниях и уездах организовывались педагогические курсы, действующие от 1 до 3 лет, а также краткосрочные педагогические курсы, учительские съезды, организуемые в каникулярное время. Программа курсов и съездов

позволяла слушателям знакомиться с практической работой опытных, творчески работающих учителей, известных педагогов. Более подробное, пристальное изучение этого направления в подготовке учителей заслуживает и в современных условиях достойного внимания.

Повышение профессионально-образовательного уровня учителей влияло на характер осуществляемого учебно-воспитательного процесса. Нельзя не отметить, что во всех типах школ особое внимание продолжало уделяться христианскому просвещению, русскому языку, церковному пению. Но жизнь выдвигала перед школой новые требования, и процесс обучения качественно менялся. Обращение к книге преодолевало в людях отсталость, замкнутость. Школа не могла не реагировать на запросы крестьянского населения, которое начинало проявлять интерес к достижениям в сельском хозяйстве, ремесле, в области медицины, к бытовым новшествам и др. Перемены в жизни населения влияли на содержание работы школ. В программы изучаемых предметов вводились более широкие сведения из русской истории, литературы, естествознания; в преподавании учителями больше использовались лучшие учебники - Ушинского, Водовозова, Толстого, произведения русских писателей, поэтов, уже частично переведенных на чувашский язык.

Принятие Министерством народного просвещения в 1894, 1896 гг. «Правил о введении в учебных заведениях сельскохозяйственной и ремесленной подготовки» позволило местным органам власти осуществлять данное направление в школах. Присутствие трудового начала в содержании учебно-воспитательного процесса, сельскохозяйственная, ремесленная подготовка учащихся, приобретение рациональных знаний и умений учащихся - все это положительно сказывалось на кругозоре учащихся, подготовке к будущей практической деятельности, формировании у родителей более уважительного отношения к школе, усилении связей между школой и населением.

Оценивая земскую деятельность в целом, как полезную и, в немалой степени, результативную, следует подчеркнуть и тот факт, что именно земства позволили изменить взгляд на учительский труд «как на что-то случайное и временное» и рассматривать учителя «не посторонним работником, а работником, с которым нужно советоваться, к содействию которого надо обращаться в целом ряде случаев и положений» [8, с. 27].

Список литературы

1. Гаврилова Л.М. Подготовка кадров интел-

лигенции чувашей в учебных заведениях Казани во II половине XIX - начале ХХ вв. // Вопросы истории Чувашии в период капитализма. Чебоксары, 1986.

2. ГИА ЧР.

3. Демидова И.И. Роль дореволюционной школы в распространении сельскохозяйственных и ремесленных знаний среди чувашского крестьянства // Вопросы истории сельского хозяйства Чувашии. Чебоксары,1984.

4. Джаншиев Г.А. Из эпохи великих реформ. СПб., 1905; Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1986; Безобразов В.П. Земские учреждения и самоуправление. М., 1874; Веселов-ский Б.Б. История земств за 40 лет. Т. 1-4. СПб., 1909-1911; Корнилов А.А. Об истории вопроса об избирательном праве в земстве. СПб., 1906.

5. Ершов А.Д. Двадцатипятилетие Казанской земской школы для образования народных учительниц. 1871-1896. Историческая записка.

6. Журнал Буинского земского собрания. Симбирск,1900.

7. Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1911.

8. Звягинцев Е.А. Полвека земской деятельности по народному образованию. М., 1915.

9. Иванов А.Г. Памяти Абрамова Виктора Фе-оновича (1961-1999) // Марийский археографический вестник. 2011. № 11.

10. Иванова И.П. Становление и развитие системы начального образования в Чувашском крае в XIX - начале XX вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2006.

11. История России XIX - начала XX: учебник / под ред. В.А. Федорова. 4-е изд. М., 2004.

12. Кузнецов И.Д. Крестьянство Чувашии в период капитализма. Чебоксары, 1963.

13. Мороховец Е.А., Левин Ш.М. Буржуазны реформы 1860-х гг. М., 1947; Гармиза В.В. Подготовка земской реформы. М., 1957.

14. Народное образование в Казанской губернии // Вопросы внешкольного образования. Казань, 1905.

15. Памятная книга Казанской губернии на 1868-69 гг. Казань, 1869.

16. Троицкий В.Н. Создание земских учреждений в чувашских уездах Казанской и Симбирской губерний. Чебоксары, 1980; Смыков Ю.И., Гон-чаренко Л.Н. Крестьянство и земство Казанской губернии в пореформенный период // Проблемы социально-экономического развития деревни Среднего Поволжья в период капитализма. Казань, 1987; Гаврилова Л.М. Земская интеллигенция Чувашии во второй половине XIX - начале XX в.; Демидова И.И. О деятельности земств по улучшению агрокультуры чувашского крестьянства в период капитализма // Из истории аграр-

ных отношений Чувашии и Среднего Поволжья в Х1Х-ХХ вв. Чебоксары, 1996.

17. Хайкина Н.Л. Организация земских учреждений в Самарской губернии. Сер. исторических наук. № 2. 1959; Клейн Н.Я. Земско-ли-беральное движение в Самарской губернии в 60-80-е гг. Х1Х в. // История СССР. 1970. № 6; Будак И.Г. Буржуазные реформы - 70-х гг. в Бес-

сарабии. Кишинев, 1961; Стефанова И.И. О социальном составе Вятского земства в 18671891 гг. // Ученые записки Кировского пединститута. Вып. 21. Киров, 1971; Дружинин Н.П. Земская и городская реформы в Ярославской губернии // Очерки истории Ярославского края. Ярославль, 1974.

18. ЦГА ЧР.

ДЕМИДОВА Ида Ивановна - кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой отечественной истории им. А.В. Арсентьевой. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: oteshhistori@mail.ru

DEMIDOVA, Ida Ivanovna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Russian History named after A.V Arsentieva. Chuvash State University named after I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: oteshhistori@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 352

ОСОБЕННОСТИ ЗЕМСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЧУВАШИИ

И.А. Димитриев

Рассмотрен комплекс вопросов, связанных с организацией и функционированием земского самоуправления в «чувашских» уездах Казанской и Симбирской губерний в период с 1890 по 1914 гг. Отражены вопросы социального состава земского самоуправления, охарактеризованы основные группы земской интеллигенции; проанализированы проблемы изменения размеров и структурных составляющих земских бюджетов, развития медицины, участия земств в обеспечении нужд народного образования и введении всеобщего начального обучения и т.д.

Ключевые слова: Чувашия; Симбирская губерния; Казанская губерния; земская реформа; земское самоуправление; земская интеллигенция; земские расходы.

I.A. Dimitriev. FEATURES OF TERRITORIAL SELF-GOVERNMENT IN THE TERRITORY OF CHUVASHIA

The complex of the questions connected with the organization and functioning of a territorial self-government in the «Chuvash» districts of the Kazan and Simbirsk provinces during the period from 1890 to 1914 is considered. Questions of social composition of a territorial self-government are reflected, the main groups of the territorial intellectuals are characterized; problems of change of the sizes and structural components of territorial budgets, developments of medicine, participation of zemstvoes in ensuring needs of national education and introduction of general elementary education, etc. are analysed.

Keywords: Chuvashia; Simbirsk province; Kazan province; territorial reform; territorial self-government; territorial intellectuals; territorial expenses.

1 января 1864 г. было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» [21]. Это событие знаменовало собой возникновение в России территориального самоуправления - впервые в её тысячелетней истории жители уездов и губерний европейской части страны получили возможность самостоятельно организовывать решение вопросов местной жизни, в первую очередь, вопросов социального развития. Имевшиеся к тому времени прецеденты формирования местной власти силами местного же населения, начиная

от губной реформы Ивана Грозного до дворянского и городского самоуправления екатерининской эпохи, были по сути либо попытками передать на места выполнение государственных функций, либо чисто феодальными по духу и содержанию опытами создания сословного самоуправления [14]. Только земская реформа 1864 г., важный эпизод буржуазных преобразований пореформенной России, предусматривала формирование подлинных органов местного самоуправления, являвшихся таковыми и по кругу решаемых задач, и по способу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.