Научная статья на тему 'Внешкольная работа в педагогической системе И. Н. Ульянова'

Внешкольная работа в педагогической системе И. Н. Ульянова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ВОСПИТАНИЕ / БИБЛИОТЕКА / ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА / РЕМЕСЛА / СИМБИРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / И.Н.УЛЬЯНОВ / I.N.ULJANOV / SCHOOL / UP-BRINGING / LIBRARY / EXSTRACURRICULAR WORK / CRAFTS / SIMBIRSK REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеев Т. С.

В статье раскрывается многосторонняя деятельность инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии по организации в крае внешкольной работы, нацеленной на воспитание всесторонне развитой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACURRICULAR WORK IN THE PEDAGOGICAL SISTEM OF I. N. ULJANOV

This article describes a multilateral work of an inspector and a director of public school of Simbirsk region, who made exstracurricural work, which was forced to educate a comprehensive personality.

Текст научной работы на тему «Внешкольная работа в педагогической системе И. Н. Ульянова»

УДК 371.64:027.8

ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ И.Н.УЛЬЯНОВА

© 2010 Т.С.Сергеев

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева

Статья поступила в редакцию 22.06.2009

В статье раскрывается многосторонняя деятельность инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии по организации в крае внешкольной работы, нацеленной на воспитание всесторонне развитой личности.

Ключевые слова: школа, воспитание, библиотека, внешкольная работа, ремесла, Симбирская губерния, И.Н.Ульянов.

В современной обновляющейся России, входящей в правовое государство, важное значение имеют обучение и воспитание всесторонне подготовленного специалиста, конкурентоспособного в условиях рыночных отношений. В этом отношении много поучительного в педагогическом наследии педагога-демократа и интернационалиста, просветителя народов Поволжья И.Н.Ульянова (1831 - 1886). Педагог с 30-летним стажем, будучи инспектором (1869 - 1874) и директором народных училищ Симбирской губернии (1874 -1886), он добился открытия 250 школ (треть из которых приходится на чувашские, мордовские, татарские селения), строительства 261 школьного здания, подготовил через учительские курсы при Симбирском удельном училище 47, через открытую им в 1872 г. Порецкую учительскую семинарию - 125 учителей-«ульяновцев», при нем число учащихся удвоилось, заметно улучшились методы и приемы преподавания1. Он был педагогом-новатором, истинным творцом, искателем лучших педагогических идей, создателем новых нетрадиционных ценностей, которые вошли в сокровищницу педагогической науки и практики России. Будучи учителем физики в Пензенском дворянском институте, он в течение четырех лет безвозмездно вел систематические метеорологические наблюдения (показания приборов надо было проверять по четыре раза в сутки, на что уходило более часа), более двух лет преподавал в воскресной школе, в период работы в Нижнем Новгороде был секретарем объединенного педагогического совета двух учебных заведений, всю жизнь участвовал в благотворительных мероприятиях, вносил личные средства в помощь голодающим, в пользу борющихся против турецкого ига славян, на строительство школ, на устройство храмов и памятни-

Сергеев Тихон Сергеевич, профессор кафедры истории Отечества. E-mail : tikhon-seigeev@yandex. ru 1 Сергеев Т. С. Научно-педагогическое наследие И.Н.Ульянова и современность: Монография. - М.: 2009. - С. 293.

ков и т. д. Благотворительность была тогда признаком социального этикета. У И.Н.Ульянова был богатый опыт организации как школьной, так и внешкольной работы

Как и К.Д.Ушинский, Н.А.Корф, В.И.Водо-возов, Н.Ф.Бунаков, он рассматривал школу как могучий рычаг перестройки жизни раскрепощенного народа. И.Н.Ульянов считал, что «на школу возлагается важная задача: дать нравственное побуждение к борьбе с невыгодными жизненными условиями... чтоб приготовить человека сильного духом, и научить его известным знаниям, чтобы приготовить человека сильного умом»2. Для этого использовались весь уклад школьной жизни, распорядок дня, дисциплина детей в учебное и внеучебное время, личный пример учителя и т.д.3.

По мнению И.Н.Ульянова, все учебные занятия и внеклассные и внешкольные мероприятия должны быть подчинены воспитательным задачам школы, претворению в жизнь принципа воспитывающего обучения, сознательности и прочности усвоения основ наук, связи теории с практикой. Свою речь, произнесенную им при открытии Курмышского городского училища 7 августа 1878 г. в присутствии родителей и зачисленных в училище 52 учеников, он закончил словами: «Хорошую постановку вновь открываемого учебного заведения покажет время, мы же со своей стороны желаем, чтобы новые учители отнеслись с любовью к делу воспитания и к детям, добросовестно, с знанием дела и усердием исполняли принятые на себя обязанности...»4. Инспектор 3-го района И.В.Ишерский, взявший за ним слово, вероятно, вместе с И.Н.Уль-

2 Ульянов И.Н. Избранное: Статьи, документы, материалы / Сост. А.Л.Карамышев. - Саратов: Приволж. Кн. Изд-во, 1983. - С.109.

3Ульянов И.Н. Избранное: статьи, документы, материалы... - С.146 - 147; Кондаков А.И. Директор народных училищ И.Н.Ульянов. - 2-е изд. - М.: 1964.

4 Ульянов И.Н. Избранное: статьи, документы, материалы. - С. 136 - 137.

яновым обсудивший содержание своего выступления, продолжал: «Было время, когда на обучение смотрели, как на простую передачу детям тех или иных сведений, а на учителей, как на передатчиков, дидаскалов, в самом узком значении этого слова... В настоящее время вырабатывается иной, более правильный взгляд на дело; теперь думают, что учитель должен не только учить, но и воспитывать учеников... Пусть знания, сообщаемые учителем, образуя ум, в то же время регулируют чувство и волю детей, направляя их ко всему прекрасному, возвышенному и справедливому»5.

В период заметного оживления общественного движения 1860-х гг., связанного с проведением буржуазных реформ, педагоги значительное внимание стали уделять внешкольному образованию и просвещению. Представители демократической интеллигенции рассматривали его как необходимую сферу общественной работы в массах, направленную на повышение их общекультурного уровня. В унисон буржуазным преобразованиям в обществе совершенствуются и обогащаются такие формы культурно-просветительной работы, как воскресные и праздничные народные чтения, публичные лекции, народные университеты, народные библиотеки, музеи, воскресные школы, книжные склады, новая периодическая печать. Художники-«передвижни-ки», композиторы «Могучей кучки», писатели-народники по-своему участвовали в продвижении реалистического искусства и мышления в массы. До сознания неграмотного крестьянского населения лучше доходили истины, подаваемые в художественно-эстетической форме. Становление новых форм просвещения трудового народа проходило в упорной идеологической борьбе, ибо власть имущие продолжали давать образование строго «по рецепту», в зависимости от происхождения того или иного индивида6.

Как известно, при открытии народных училищ И.Н.Ульянов заботился о том, чтобы снабдить учащихся необходимыми учебниками и учебными пособиями, т.е. создавал своеобразные пришкольные библиотеки, обслуживавшие детей в школьные и внешкольные часы. По его инициативе в 1870/71 учебном году было проведено изучение книжных фондов школьных библиотек. «Книг и учебных пособий в начальных народных училищах недостаточно, - писал он. -Так, есть школы, в которых имеются только евангелия, буквари, псалтыри и начатки христи-

анского учения. Особенный же недостаток ощущается в книгах для чтения, доступных детскому пониманию... Для снабжения начальных народных училищ книгами и учебными пособиями полезно было бы иметь в губернии склад книг и учебных пособий, чтобы не встречать затруднений, как показал опыт, в своевременном снабжении школ этими предметами»7.

Для того, чтобы привести школьные библиотеки в надлежащее состояние, предстояло: а) увеличить бюджетные ассигнования земства, городской управы и крестьянских обществ на приобретение книг для библиотек; б) избавиться от ветхих и устаревших изданий и пополнить фонды библиотек новейшими книгами и журналами; в) централизовать снабжение библиотек, создавая земские книжные склады; г) установить прямые контакты с известными книготорговыми магазинами и складами Москвы, Петербурга, Казани, Симбирска; д) научить народных учителей и учительниц основам методики и технике работы с книгой; ж) привлечь интерес сельского населения к книге, в том числе к библиотечной.

Книги, находившиеся в библиотеках начальных школ Симбирской губернии, И.Н.Ульянов в 1871 г. разделил на пять отделов: а) для обучения закону божию - 28292 экз., б) для обучения чтению - 12215, в) для обучения счету -6025, г) для чтения и умственного развития, д) разного содержания, в основном для учителей -13764 экз. В течение учебного года устаревшие книги были изъяты из фондов библиотек, вместо них приобретены 16774 книги 182 названий на сумму 2691 руб. 31 коп.8.

При посещении школ И.Н.Ульянов заглядывал в библиотеку, интересовался своевременным и правильным, вплоть до копейки, расходованием средств, выделяемых на приобретение книг и выписку журналов и газет. Об этом можно судить хотя бы по его предписанию штатному смотрителю Карсунского уезда от 11 мая 1871 г. за № 102: «Из отношения Вашего ... видно, что выписано и разослано книг в назначенные мною школы Карсунского уезда вместо 40 руб. на сумму 39 руб. 31 коп. Вследствие чего имею честь просить Вас, милостивый государь, объяснить мне, почему оставшиеся 69 коп. не взяты из казначейства и не употреблены по назначению»9.

Для ознакомления учителей с основами библиотечной теории и практики И.Н.Ульянов при Симбирских педагогических курсах создал

--7 Ульянов И.Н. Отчет о состоянии начальных народных

5 Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). училищ Симбирской губернии за 1870 год // Симбир-- Ф. 99. - Оп. 3. - Д. 2. - С. 73 - 77. ские губернские ведомости. - 1871. - № 82. - 6 февраля.

6 Фрид Л.С. Культурно-просветительная работа в Рос- 8 Известен всей России. И.Н.Ульянов: статьи, докумен-сии до Великой Октябрьской социалистической револю- ты, материалы / Авт.-сост. А.Карамышев. - Саратов: ции и ее роль в формировании революционного мировоз- 1974. - С. 86 - 87.

зрения трудящихся: Учебное пособие. - М.: 1967. - С 4. 9 ГАУО. - Ф. 99. - ОП. 1. - Д. 1222. - С. 16.

44

«Учебную библиотеку». По его указанию были приобретены «Человек как предмет воспитания», «Родное слово» К.Д.Ушинского, «Русская начальная школа», «Наш друг» Н.А.Корфа, «Книга для первоначального чтения в народных школах», «Книга для учителей» В.И.Водо-возова, «Дар слова» Д.Д.Семенова, «Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен» Л.Н.Модзалевского, «Элементарное объяснение явлений природы» А.Игнатовича, «Беседы о природе» Н.Зобова, «Элементарное и ясное объяснение физических и химических явлений из вседневной жизни», «Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний Ф.Г.Толля и др. Последнее справочно-биб-лиографическое издание рекомендовалось как обязательное пособие всем педагогам. Для библиотеки педагогических курсов выписывались лучшие научные, педагогические и детские журналы: «Народная школа», «Семья и школа», «Учитель», «Воспитание», «Природа и люди», «Натуралист» и др.

В годовых отчетах вплоть до 1881 г. И.Н.Ульянов обязательно приводил подробные сведения о книжных фондах школьных библиотек. В отчете за 1873 г. отмечается, что «среднее количество книг при школах - 180 экз. на школу: самое большое число книг - 867 (в Штанаш-ском мужском училище), самое меньшее - 37 (в Румянцевском мужском училище)10.

На учительских съездах 1870 - 1874 гг. поднимались вопросы работы с книгой не только с учащимися в школе, но и среди крестьян, ибо ученики, готовя уроки, непременно знакомили своих родителей со своими книгами, тем самым косвенно влияли и на их образование и расширение жизненного кругозора. На втором Симбирском учительском съезде 1874 г. обсуждался вопрос «О введении объяснительного чтения», специально посвященный проблемам чтения и методам работы с книгой. Каждому слушателю были вручены книги К.Д.Ушинского, Н.А.Кор-фа, В.В.Водовозова. Учителя должны были учить детей выбирать полезные книги и не тратить время на бесполезные.

Ревизия школьных библиотек Симбирского и Буинского уездов, проведенная инспектором В.Г.Зимницким в конце 1874 г. (тогда И.Н.Ульянов уже перешел на должность директора народных училищ), показал, что каталоги ведутся неудовлетворительно, выдаваемые ученикам на дом книги не фиксируются в тетради и пропадают, в лучшем случае возвращаются в испачканном и изорванном виде. И.Н.Ульянов потребовал от учителей немедленного устранения от-

10 Ульянов И.Н. Отчет о состоянии начальных народных училищ Симбирской губернии за 1873 гражданский год. - Симбирск: 1874. - С. 12.

меченных ревизией недостатков. «Народный учитель, - указывал он, - в меру своих сил и способностей должен стремиться сделать библиотеку своей школы «известной местным жителям, доступной не только ученикам, но и взрослым... чтобы они сослужили свою добрую службу в улучшении благосостояния и быта сельского жителя»11.

В 1876 г. И.Н.Ульянов добился разрешения попечителя Казанского учебного округа на открытие при Алатырской земской управе склада книг и учебных пособий «с целью дать возможность народным школам приобретать своевременно и по более доступным ценам эти предме-ты»12. Такие же склады были открыты при Бу-инской, Сызранской, Курмышской уездных земских управах. «Учреждение этих складов, - писал И.Н.Ульянов, - очень полезно, так как дает возможность снабжать училища всем необходимым вовремя и без всякой переплаты...»13. В итоге к концу 1880-х гг. библиотеки 357 училищ губернии увеличили свой книжный фонд на 23 %14. И.Н.Ульянов рассматривал книжные фонды при школах одним из лучших способов привлечения внимания крестьян к школе, к содержанию обучения, к выбору необходимых и полезных книг. Эта мысль была хорошо выражена в статье учителя В.А.Калашникова «О препятствиях и средствах школьного влияния на народ», написанного при участии И.Н.Ульянова и напечатанного в губернской прессе. В ней обращается внимание на необходимость научить детей и их родителей отличать полезную книгу от ненужной, беседовать о прочитанном, указывать на ту или иную книгу по сельскому хозяйству, садоводству, пчеловодству, рассказывать о лучших художественных произведениях, организовывать воскресные и праздничные чтения для грамотных и неграмотных крестьян, помогать им выписывать полезные книги из книготорговых магазинов и книжных складов15.

О практической пользе от прочитанных книг можно судить по популяризации книг о борьбе с пожарами, которые тогда случались часто. И.Н.Ульянов рекомендовал чтение таких книг сопровождать с показом по волшебному фонарю способов тушения пожаров. По его совету бывший выпускник Порецкой учительской семинарии, учитель Промзинского двухклассного учи-

11 Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ).

- Ф. 92. - Оп. 1. - Д. 12182. - С. 4.

12 Ульянов И.Н. Отчет о состоянии начальных народных училищ Симбирской губернии за 1876 гражданский год.

- Симбирск: 1878. - С. 47.

13 Ульянов И.Н. Отчет о состоянии народных училищ Симбирской губернии за 1881 год. - Симбирск: 1882. -С. 32.

14 НАРТ. - Ф. 92. - Оп. 1. - Д. 14008. - С. 312.

15 Симбирская земская газета. - 1877. - № 37. - 15 мая.

лища В.Дульцев разработал «Методику бесед народной школы к уменьшению пожаров». «Средство помочь народу избавиться от этого бедствия в наших руках: при каждой волости есть школа, посещают ее 50 - 60 мальчиков из крестьян; стоит учителю возбудить в ребятах... осмотрительность в обращении с огнем, и пожаров станет меньше»16.

Немало внимания уделял И.Н.Ульянов организации библиотек при повышенных народных училищах - уездных, одноклассных, двухклассных, и городских. В 1870 г. была открыта библиотека Алатырского уездного училища, в 1876 г. - Буинского уездного училища, в 1878 г. -Ардатовского уездного училища. Последняя выписывала 12 журналов, пробрела 24 названия книг в основном научного содержания17. Программа чтения, разработанная И.Н.Уль-яновым для пришкольных библиотек, включала лучшие произведения русской художественной и научно-популярной литературы, которые не устраивали попечителя учебного округа и симбирского губернатора.

Несмотря на трудности, к началу 1880-х гг. И.Н.Ульяновым было открыто более 400 школьных библиотек. Как видно из отчета И.В.Ишерского за 1887 г., во всей губернии не осталось «ни одного народного училища, к котором не было бы хотя какой-нибудь библиотеки с тем или другим запасом методических руководств для преподавателей, детских книг для внеклассного чтения, учебников и необходимых учебных пособий»18. Наступившая в 80-х гг. реакция отразилась и на работе школьных библиотек, на содержании книжных фондов. Начиная с 1881 г. сведения о работе школьных библиотек были исключены из перечня обязательных отчетных документов. Были ограничены и литературные вечера, концерты и спектакли в учебных заведениях. Для проведения литературных вечеров с конкретной программой и исполняемыми номерами требовалось разрешение попечителя учебного округа19. До этого в начальных школах Симбирской губернии разрешаемые И.Н.Ульяновым литературные вечера, концерты и спектакли проводились без ведома попечителя.

По инициативе И.Н.Ульянова открывались публичные библиотеки и читальни, принадлежавшие земству, городским и сельским общест-

16 Симбирская земская газета. - 1879. - № 157. - 21 октября.

17 НАРТ. - Ф. 99. - Оп. 1. - Д. 1110. - С. 49.

18 Ишерский И.В. Отчет о состоянии начальных народных училищ Симбирской губернии за 1887 год. - Симбирск: 1889. - С. 12.

19 Циркуляр по Казанскому учебному округу. - 1882. -

№ 6. - С. 152.

вам. Общественные библиотеки были открыты в Курмыше (1870), Сызрани и Карсуне (1872), книгами из которых пользовались и учащиеся. «При читальне, - писал И.Н.Ульянов про Кур-мышскуго бесплатную библиотеку-читальню, -открыт отдел книг для детского чтения, которыми ученики городских училищ могут пользоваться бесплатно, по выбору заведующего Кур-мышским городским училищем. Управление читальней находится в ведении особого комитета, члены которого избираются городской думою, за исключением члена, назначаемого от Министерства народного просвещения»20.

«Временные правила» 1884 г. поставили библиотеки в полную зависимость от произвола местных властей. Лучшие книги прогрессивного характера были изъяты из библиотек, что нанесло ущерб внеклассному воспитанию детей, заодно и отразилось на самообразовании взрослых крестьян.

И.Н.Ульянов принимал активное участите в развитии карамзинской общественной библиотеки, которая особенно успешно работала в 1871 -1881 гг. и славилась прогрессивными формами и методами работы, углублением справочно-биб-лиографической работы21.

Борьба за прогрессивный путь развития просвещения с реакционерами, недоверие со стороны министерства и Казанского учебного округа, доносы местных помещиков и духовенства, неодобрение просветительской деятельности среди инородцев Поволжья подорвали здоровье И.Н.Ульянова и привели к трагическому концу: он умер на боевом посту, при составлении годового отчета за 1885 г.

Можно привести множество примеров, как открытые И.Н.Ульяновым школы через ремесленные занятия способствовали повышению любознательности крестьян, расширению их кругозора. К зданию Симбирской чувашской школы по базарным дням съезжались крестьяне из разных деревень, за десятки верст, чтобы побывать на уроках, познакомиться с постановкой обучения сапожному, токарному, слесарному, переплетному делу, женскому рукоделию, послушать пение на чувашском языке, поговорить с учителями. Сельскохозяйственная ферма при школе, созданная несколько позднее, распространяла полезные навыки через своих воспитанников. В этой школе соратник И.Н.Ульянова И.Я.Яковлев организовал производство земледельческих орудий и машин, образцы которых выписывались из Америки, Германии и Англии через фирму Рам, торговавшую в Казани плугами марки Эккерт и Говард. В мастерских Симбир-

20НАРТ. - Ф. 99. - Оп. 1. - Д. 1050. - С. 17.

21 Известен всей России. И.Н.Ульянов: Статьи, документы, материалы. - С. 104.

ской чувашской школы эти орудия и машины переделывались применительно к природным условиям Поволжья и реализовывались по низким ценам. Производством руководил опытный кузнец П.А.Фадеев. При затоваривании машин и орудий И.Я.Яковлев публиковал в губернских газетах такого рода объявления: «В Симбирской центральной школе, на берегу р. Свияги, продаются за весьма умеренную цену изделия учебной ее мастерской: молотилки с конным приводом, сеялки, веялки-сортировки, деревянные и железные бороны-зигзаги и коленчатые с валиком и вальками, плуги двух- и трехлемешные, косули; там же по заказу вновь приготовляются различные земледельческие орудия и машины и исправляются старые»22. Эти изделия, созданные учащимися в урочное и внеурочное время, получали хорошие отзывы на научно-промышленных выставках в Казани23 и на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде24.

Славились своим качеством вышивки и выкройки воспитанниц школы, выполненные под руководством Е.А.Яковлевой. Симбирская чувашская школа культивировала передовые по тем временам формы организации быта. Один из петербургских журналистов Н.Снессарев писал, что чувашская школа «составляет особый уголок в Симбирске. Тут своя небольшая церковь, столярная и плотничная мастерские, целое хозяйство, классы, тротуары, лазарет, помещения для учителей... По выходе из школы ученики остаются и по привычкам, и по костюму, и по занятию даже теми же крестьянами, но только крестьянами образованными... Вся мебель в школе, иконостас в церкви сработаны своими силами и сработаны отлично. Школа берет заказы и исполняет их недорого, хорошо и аккуратно»25. Они выполнялись во внеклассное время.

Как известно, при Симбирской чувашской школе функционировали два хора и три оркестра. Когда хоронили И.Н.Ульянова, в последний путь провожал его чувашский хор, который пел на русском и чувашском языках26.

Подобное облагораживающее действие на местное население оказывала Порецкая учительская семинария, открытая в 1872 г. и имевшая столярную, токарную, переплетную мастерские, работавшие круглый год. Изготовленные ими по выверенным чертежам табуретки, деревянные

22 Симбирская земская газета. - 1882. - № 300.

23 Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 138. - С. 14.

24 Краснов Н.Г. И.Я.Яковлев и его потомки. - Чебоксары: 1998. - С. 101.

25 Снессарев Н. Симбирск // Новое время. - СПб.: -1894. - 10 (22) марта).

26 Сергеев Т.С. Илья Николаевич Ульянов и просвеще-

ние народов Поволжья. - Чебоксары: 1972. - С. 16.

грабли, черенки для лопат и вил, шкатулки и другие поделки были известны их родителям и оставляли положительное впечатление. Практические занятия на пришкольном участке летом по садоводству, огородничеству, пчеловодству, проводившиеся по инструктивным документам, «по науке», тоже положительно влияли на окружающее население. Как писал в семинарию ее выпускник Г.Егоркин, им была заведена пасека с целью распространения рациональных способов и приемов пчеловодства. Этому примеру последовали учителя: Бектовского (затем Ермолинского) училища Карсунского уезда И.Д.Козловский, Чумакинского училища - А.А.Демкин, Жадовского училища - Ф.С.Кириллов. Последний знакомил учащихся и соседних крестьян с приемами изготовления болгарских соломенных ульев и хранения меда27.

Учитель А.Терехин из Атяшевского училища Ардатовского уезда сообщал, что в течение трех лет на участке 1200 кв. сажен под его руководством учащимися посажено 80 яблонь, 62 вишни, 4000 яблоневых дичков, 200 кустов малины, 200 - черной и красной смородины, 100 - крыжовника, что на пришкольном участке выращиваются земляника, капуста, морковь, свекла и другие овощи, растут акация, березы, сирень и др.28.

Один из воспитанников Порецкой учительской семинарии Б.Г.Гаврилов, уроженец д. Сю-лово Тораевской волости Ядринского уезда, так увлекся научной и прикладной агрономией, что издал актуальные для своего времени книги «Опыт исследования чувашского земледелия» (1921 г.) и «Пути развития сельского хозяйства в Чувашской АССР (1927 г.), постоянно помогал крестьянам агрономическими, хозяйственными и бытовыми советами29.

По совету И.Н.Ульянова, имевшего опыт научных исследований в области астрономии и метеорологии, при Порецкой учительской семинарии были организованы систематические метеорологические наблюдения, которые будущие учителя вели во внеурочное время. Через пятнадцать лет после ухода из жизни И.Н.Ульянова в Порецком была открыта метеорологическая станция 2-го разряда, проводившая ежедневно трехразовые наблюдения над погодой и поддерживающая научные контакты с Главной физической обсерваторией в Петербурге30. Метеостанция, функционирующая до сих пор, способствовала в течение многих десятилетий развитию

27 ГИА ЧР. - Ф. 508. - Оп. 2. - Д. 6. - С. 12 об.

28 Макаров М.П. Илья Николаевич Ульянов и просвещение чуваш. - Чебоксары: 1958. - С. 100 - 101.

29 Симулин А.М. Противостоял произвол // Советская Чувашия. - 1993. - 1 сентября).

30 ГИА ЧР. - Ф. 508. - Оп. 1. - Д. 559. - С. 8 об.

хозяйственного мышления населения, рациональному распределению работ в зависимости от климатических условий и капризов погоды.

Характерны спектакли, ставившиеся учащимися Порецкой учительской семинарии среди населения и пользовавшиеся большой популярностью, а также попытки поречан устраивать народные чтения. Однако, ссылаясь на неспокойную политическую обстановку в стране и в стенах самого учебного заведения (взрыв печки по неизвестным причинам), подобные чтения так и не были организованы31.

Распространение полезных книг среди населения по агротехнике, пчеловодству, медицине, педагогике, рациональному ведению домашнего хозяйства были для педагогов-«ульяновцев» актом подвижничества и гражданского долга.

Таким образом, в инспекторской и просветительской работе И.Н.Ульянова, а также его сослуживцев и воспитанников, наряду с школьным образованием важное место занимали внеклассная и внешкольная работа, культурно-просве-

тительная деятельность как среди учащихся, так и среди родителей, принимавшие самые различные формы. Основной задачей школьной и внешкольной работы было приобщение народа к культуре, через которую предполагалось улучшить его материальное и бытовое положение.

Борьба за прогрессивный путь развития просвещения с реакционерами, недоверие со стороны министерства и Казанского учебного округа, доносы местных помещиков и духовенства, неодобрение просветительской деятельности среди инородцев Поволжья подорвали здоровье И.Н.Ульянова и привели к трагическому концу: он умер на боевом посту, при составлении годового отчета за 1885 г. Лучшим памятником педагогу-демократу и интернационалисту, просветителю народов Поволжья И.Н.Ульянову является его научно-педагогическое наследие, востребованное в условиях обновляющейся России.

31 ГИА ЧР. - Ф. 508. - Оп. 1. - Д. 173. - С. 137.

EXTRACURRICULAR WORK IN THE PEDAGOGICAL SISTEM OF I. N. ULJANOV

© 2010 T.S.Sergeyev"

Chuvash State Pedagogical University named after I.Y.Yakovlev

This article describes a multilateral work of an inspector and a director of public school of Simbirsk region, who made exstracurricural work, which was forced to educate a comprehensive personality.

Key words: school, up-bringing, library, exstracurricular work, crafts, Simbirsk region, I.N.Uljanov.

Sergeyev Tikhon Sergeyevich, Professor of the chair of Motherland History. E-mail: tikhon-sergeev@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.