Научная статья на тему 'ВЫБОР КАК ЛИЧНОСТНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ'

ВЫБОР КАК ЛИЧНОСТНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
ПРОЦЕСС / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ВЫБОР / ЛИЧНОСТНЫЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прибылова М.А., Федосова Е.Д.

В статье рассматривается один из центральных вопросов в изучении ценностной ориентации - как происходит процесс формирования ценностей и чем характеризуется выбор как личностный механизм этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOICE AS A PERSONAL MECHANISM OF THE PROCESS OF FORMING A VALUE ORIENTATION

The article discusses one of the central issues in the study of value orientation - how the process of value formation occurs and what characterizes choice as the personal mechanism of this process.

Текст научной работы на тему «ВЫБОР КАК ЛИЧНОСТНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ»

УДК 159.9

ВЫБОР КАК ЛИЧНОСТНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ

ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Прибылова М.А., студент группы 14ПСД(с)ПСД, Оренбургский государственный

университет, Оренбург

e-mail: mariya.stepanova.1996@gmail.com

Федосова Е.Д., студент группы 14ПСД(с)ПСД, Оренбургский государственный университет, Оренбург

e-mail: mariya.stepanova.1996@gmail.com

Научный руководитель: Зубова Л.В., д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности, Оренбургский государственный университет, Оренбург

В статье рассматривается один из центральных вопросов в изучении ценностной ориентации - как происходит процесс формирования ценностей и чем характеризуется выбор как личностный механизм этого процесса.

Ключевые слова: процесс, ценностная ориентация, выбор, личностный механизм.

Понятие «процесс» различно по своим трактовкам. Данный термин многозначен в различных науках. В педагогической концепции ориентации личности в мире ценностей это понятие рассматривается с позиции советского психолога и философа С.Л. Рубинштейна, а также его учеников и последователей. Он считал, что психическое как процесс изначально и всегда является беспрерывным, развивающимся [2].

Беспрерывность психического определена его основной значимостью в регуляции и саморегуляции, в существовании и деятельности лица, в содействии персоны с обществом и с другими людьми.

Процессуальный характер развития личности также неоднократно обозначал Б. Ф. Ломов. Борис Федорович уверял, что психические явления отличаются очень высокой динамичностью.

Развитием процессуального подхода вслед за Рубинштейном также занимался другой советский психолог К.А. Абульханова-Славская [1]. Она оценивала личность равно как стабильную систему характерных для него взаимоотношений и полагала, что развитие личности сопряжено с ведущими межличностными отношениями, которые и составляют основу личности. Сама же личность, с позиции Ксении Александровны, представляется центром ценностных взаимоотношений.

Понимание личностью ценности предполагает присутствие у нее выраженного способа ориентировки в том или ином виде или группе ценностей. Сам же метод ориентировки есть внутренний психологический механизм, благодаря которому появляются те или иные предпочтения человека. По характеру и направленности желаний можно определить и особенности ценностных отношений личности.

Изменение личности в процессе жизнедеятельности под влиянием различных факторов, таких как время, обстоятельства и поворотные события в жизни субъекта.

Процесс ориентации можно охарактеризовать как действие, состоящее из следующих элементов: объекта (ориентира), на что направлено действие; объективной стороны, т.е. способа (метода) совершения действия; субъективной стороны, т.е. отношение субъекта к действию и его результату, и самого объекта, совершающего действие.

Понятие «ценностная ориентация», как правило, применяется при отнесении ценностей к мотивационно-потребительской сфере (т.е. сопряженной непосредственно с регулированием социального поведения).

Ориентация - это такой процесс, который развивается как в пространстве, так и во времени, причем он сам создает условия для своего последующего развития и является в каком-то смысле причиной личного продвижения.

Процесс ориентации представляет собой ряд фаз [3].

Первая фаза представляет собой присвоение ценностей общества личностью. Она обеспечивает реализацию ценностного «образа мира». Идет становление и развитие ценностных ориентаций личности во всех сферах ее жизнедеятельности.

Вторая фаза представляет собой перемену личности исходя из присвоения ценностей. На этой фазе личность сосредотачивает интерес на себе, совершается рефлексия, создается «образ Я» и формируется самооценка.

Третья фаза представляет собой прогноз, целеполагание и проектирование, что обеспечивает формирование «образа будущего». На этой стадии происходит построение иерархии, собственной шкалы ценностей, системы ценностной ориентации личности.

Все фазы развития можно представить в виде схемы и, таким образом, проследить их взаимосвязь.

Рисунок 1 - Схема процесса ориентации личности в мире ценностей (Источник: согласно Кирьяковой А.В. Ориентация личности в мире Ценностей // Magister. - 1998. - № 4. - С. 37-50)

На схеме наблюдается последовательность и взаимосвязанность фаз. Каждая фаза расширяет пространство жизнедеятельности и потребностей человека. Можно сделать вывод о том, что все фазы у человека работают синхронно и развивают личностную систему ценностей человека.

На всех уровнях развития процесса ориентации действуют одни и те же ценностные механизмы: поиск - оценка - выбор - проекция. Присвоение ценностей обеспечивается в большей степени поиском и оценкой, на последующих стадиях - это выбор и проекция.

Оценка отличается актом выбора, предпочтения субъектом каких-либо объектов, их качеств и отношений. Субъект, во время выбора целей и средств своей деятельности, находится на грани выбора, который необходим, и выбором, который возможен. Человек постоянно дает оценку на внешнюю ситуацию и проводит самоанализ и самооценку.

Выбор выступает в цепочке ценностей как личностный механизм соотношения внешнего и внутреннего жизненного плана личности. Выбор - это своеобразный переход от слова через оценку ситуации к поступку.

>s и

и О

X

.о с и

и

о

Выбор - это балансирование мысли и чувства между различными вариантами действий.

В большей степени изучением вопроса выбора занимались такие ученые как А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайша, М.Х. Титма, Н.Ф. Гейжан. Они рассматривали выбор в своих исследованиях, касающихся профессионального самоопределения и профессиональной ориентации личности. В педагогике роль и значение выбора как механизма процесса формирования ценностной ориентации отмечали многие педагоги (в их числе Н.В. Бочкина, В.В. Зайцев и др.) [5].

Выбор является частью новаторской платформы педагогики сотрудничества. Педагоги-новаторы на практике продемонстрировали, как в полном объеме можно изменить отношение к учению при условии свободы выбора.

Формы выбора весьма разнообразны, они меняются в каждом конкретном случае. Тем не менее, в итоге, именно выбор дает возможность соотнести внешние обстоятельства и внутренние побуждения, а именно потребности личности.

Выбор - это сложное, «многоступенчатое» взаимодействие, в которое вступают эмоционально-волевые и рациональные компоненты, обеспечивая его непрерывность и результативность. Особым значением обладают складывающиеся ценностные ориентации. Коренясь в интересах индивида, они пронизывают выбор и далее, воздействуют не только на подбор определенных мотивов, но, что еще важнее, на ту последовательность поступков, которую можно обозначить как линию поведения личности. Ценностные ориентации выступают как локаторы нравственного сознания личности.

Ориентация на ценность в широком смысле появляется тогда, когда индивид способен к рефлексии и соединению образа «Я» и окружающего мира. Важно понимать, что человек в данном случае перестает быть рабом непосредственно ситуации, а его действия могут определяться целями и задачами, находящимися за ее пределами. И.С. Кон считает это началом нового, особенного этапа в формировании нравственного сознания.

Взрослый человек не всегда с легкостью может ответить на элементарный вопрос ребенка: «Хорошо это или плохо?», потому что одно и то же действие оценивается по-разному, в зависимости от его содержания, мотивов и последствий. Из этого следует то, что выбор, самооценка и общая оценка делаются сложными.

Ценностное сознание связано с выбором непросто и неоднозначно. Психологическая ситуация выбора всегда оснащена аргументами как в пользу «за», так и в пользу «против». Это и соблазны, которые проявляются в той или иной ситуации, представления о моральности и о том поведении, которое не выходит за рамки нормальности, а так же исторические образы и социальные нормы поведения [4].

Но выбор тем больше приближается к своей сущности, чем меньше человек перекладывает груз ответственности за него на все перечисленные подсказки или уже готовые решения. Возможность выбирать те или иные средства, ставить разные цели, выбирать условия деятельности делает личность все более свободной. Как только появляется возможность выбора, т. е. свобода, появляется и самовыражение.

Литература

1. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности // Психология и образ жизни личности. - М.: Наука, 1987. - С. 30.

2. Ильин, Е.П. Психология взрослости. - СПб., 2012 - 554 с.

3. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. - Оренбург: ОГУ, 2000. - 188 с.

4. Педагогическая аксиология: учеб. пособие / А.В. Кирьякова, Г.А. Мелекесов, Л.В. Моисенко, Т А. Ольховая. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 283 с.

5. Б.Г. Ананьев и комплексные исследования человека в психологии / Ананьевские чтения. - СПб: Из-во С-Петербургского университета, 2003. - 361 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.