Научная статья на тему 'ПРОЕКЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОСТРОЕНИЯ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ'

ПРОЕКЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОСТРОЕНИЯ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
123
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИЧНОСТИ / "ОБРАЗ Я" / ПРОЕКЦИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федорченко В.Е.

Жизненная перспектива личности затрагивает каждого человека в процессе своего становления. Важно, что она определяет способы и планы к достижению цели. Личность проходит несколько фаз на пути к этому, в ходе которых приобретается ценности, происходит самосознание и самоопределение, а так же проектирование будущего. Одним из механизмов построения может являться проекция. Проекция формирует образ «Я» и определяет линию развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECTION AS A MECHANISM OF CONSTRUCTION OF LIFE PERSPECTIVES OF A PERSON

The life perspective of an individual affects each person in the process of his formation. It is important that it determines the ways and plans to achieve the goal. The personality goes through several phases on the way to this, during which values are acquired, self-awareness and self-determination are taking place, as well as the design of the future. One of the mechanisms of construction can be a projection. Projection forms the image of "I" and determines the line of personal development.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОСТРОЕНИЯ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ»

УДК 159.9

ПРОЕКЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОСТРОЕНИЯ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

ЛИЧНОСТИ

Федорченко В.Е., студент группы 14ПСД(с)ПСД, Оренбургский государственный университет, Оренбург е-шаП: wwwbuka@mail.ru

Научный руководитель: Зубова Л.В., д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Жизненная перспектива личности затрагивает каждого человека в процессе своего становления. Важно, что она определяет способы и планы к достижению цели. Личность проходит несколько фаз на пути к этому, в ходе которых приобретается ценности, происходит самосознание и самоопределение, а так же проектирование будущего. Одним из механизмов построения может являться проекция. Проекция формирует образ «Я» и определяет линию развития личности.

Ключевые слова: личность, жизненная перспектива личности, «образ Я», проекция, прогнозирование, развитие.

Личностью, согласно П.Е. Кряжеву, является «индивид, определивший свою деятельную позицию ко всему, что его окружает: к труду, к социальному строю, к борьбе масс, к задачам коллектива, к судьбе другого человека». Эти положения и определяют жизненную позицию личности. Человек, опираясь на свои предпочтения, социальный опыт, требования общества и собственные мотивы, определяет свою направленность.

В своей монографии Кирьякова А.В. выделяет три фазы развития процесса ориентации личности [3]:

1. Фаза присвоения ценностей общества личностью. На данной фазе происходит создание ценностей в понимании личности, то есть формирование значимости отношения к окружающим явлениям, развитие ценностных ориентаций личности во всех сферах жизнедеятельности. Ценности в жизни человека занимают центральное место, влияют на поведенческую структуру, его поступки, социальную позицию, выстраивают отношение к себе, людям и окружающему миру. Первая фаза характерна для младшего школьного возраста.

2. Фаза преобразования личности на основе присвоения ей ценностей. На этой фазе в образ ценностного отношения к миру присоединяется самосознание, на основе которого происходит их переоценка, их дифференциация и стабилизация. В качестве самосознания мы понимаем осознание человеком своего социального положения, важных потребностей, чувств, мотивов деятельности. Иными словами, мы говорим о понятии «образ Я». Именно эти понятия приобретают особую значимость у человека на второй стадии. Вторая фаза характерна для подросткового возраста.

3. Фаза прогноза. Прогноз - это предположение о каком-либо развитии в будущем на основании данных в прошлом и настоящем, а так же на выстраивании целей, желаний, опирающихся на внешние и внутренние факторы. На данной фазе формируется понятие «образ будущего», который содержит жизненные смыслы и ценности, на основе постановки целей, проектирования. Происходит согласование и ориентация шкалы ценностей и системы ценностных ориентаций личности. Третья фаза характерна для юношеского возраста.

Все фазы развития можно представить в виде схемы и, таким образом, проследить их взаимосвязь.

Рисунок 1 - Схема процесса ориентации личности в мире ценностей (Источник: согласно Кирьяковой А.В. Ориентация личности в мире Ценностей // Magister. - 1998. - № 4. - С. 37-50)

На схеме мы наблюдаем последовательность и взаимосвязанность фаз. Каждая фаза расширяет пространство жизнедеятельности и потребностей человека. Можно сделать вывод о том, что все фазы у человека работают синхронно и развивают личностную систему ценностей человека.

Особенности развития процесса ориентации выступают индивидуальные условия развития личности, характер жизнедеятельности, а так же возрастные особенности. Так как фаза прогнозирования проходит в период юношеского возраста, необходимо рассмотреть актуальную ситуацию развития в этот период жизни.

Юность или ранняя взрослость характеризуется достижением пика биологической зрелости организма человека. Социальная сторона характеризуется оптимизмом, планированием личного и профессионального будущего, изменением социальных ролей и их приумножения, устойчивым психологическим состоянием. Иными словами, в это время человек ищет свое место в жизни, ищет круг лиц, которым можно доверять, ставит перед собой уже устойчивые цели и принципы, которых старается придерживаться на протяжении всей жизни [2]. Таким образом, мы можем говорить о том, что юношеский возраст, в первую очередь, определяется закладыванием будущего личности.

При проектировании личностью своего будущего в качестве завершающей ступени рассматривается понятие жизненная перспектива личности. Платонов К.К. дает следующее определение жизненной перспективы: «Жизненная перспектива - это образ желаний, осознаваемой и возможной своей будущей жизни при условии достижения определенных целей» [3]. Важно отметить, что жизненная перспектива не является выработанной стратегией на протяжении всей жизни. Каждый новый этап перестраивает и формирует актуальную перспективу.

Другими словами понятие перспектива можно заменить на «жизненный план». Жизненный план включает не только конечную цель, которую необходимо достигнуть, но так же и способы достижения, путь прохождения и ресурсы, присущие личности. Образ будущего предполагает ориентированность во внешнем мире, на базе которого человек приступает к поиску, оценке, выбору и построению перспективы будущего. Жизненный план строится не только на теоретической стратегии, но и на практическом деятельном ориентире.

Процесс формирования жизненной перспективы закладывается в ранней юности и трансформируется на протяжении всей жизни человека. Современное общество увеличивает

темп жизни и таким образом заставляет повышать требования к личности, ее потенциалам и возможностям.

Жизненный путь образуется на основании ценностного ориентирования, закономерных изменениях внутри и вовне личности, отношении с миром и так далее. Ситуация выбора ставит личность в положение борьбы этих мотивов. Человек ориентируется на жизненные перспективы как на общую направленность возможных событий.

Ситуация развития во многом зависит от благоприятности условий для самовыражения. Соответственно, неблагоприятный фон, невозможность самовыражения препятствуют заданному уровню достижений, а так же ограничивают реалистичность перспектив. Реалистичность рассматривается, как способность личности разделять представления о будущем, как реальности и о будущем, как фантазии, а так же концентрироваться на том, что имеет реальные основания для будущей реализации [4].

Жизненная перспектива подводит человека к жизненной цели. Отличие цели заключается в том, что это понятие определяет границу актуального будущего. Необходима реализация планов на пути к цели, ее идеального результата, познание условий и обстоятельств деятельности, определение путей и средств достижения. При постановке определенной цели человек определяет предпочтение тех или иных сфер деятельности, направленности, сложность и иерархичность планов, адекватность выражения.

Механизмы психологической защиты помогают человеку в жизни определять сознательную стратегию для защиты и моделирования определенности стиля реагирования во внешнем мире. Традиционно выделяются восемь защитных механизмов. Среди них: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, сублимация, отрицание. Дадим краткую характеристику каждому механизму [5]:

1. Вытеснение - это процесс удаления мыслей и чувств, которые негативно влияют на личность, путем их удаления из сознания.

2. Замещение заключается в переадресовки чувств социально не значимым объектам.

3. Рационализация позволяет человеку находить правдоподобные оправдания своих истинных чувств.

4. Реактивное образование позволяет снижать уровень тревоги путем подавления одних импульсов и усиления других.

5. Регрессия заключается в отступании на более раннюю стадию развития.

6. Сублимация выступает как форма замещения, при которой импульсы направляются на социально приемлемую активность.

7. Отрицание позволяет избавиться от угрожающих переживаний путем отгораживания от их существования.

8. Проекция - это процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Данный механизм развивается у человека с целью сдерживания чувства непринятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения. В настоящее же время мы рассматриваем проекцию как процесс и результат постижения, заключающийся в осознанном и бессознательном перенесение собственных свойств личности на внешние объекты.

Мы говорим о проекции, которая выступает как механизм построения жизненной перспективы личности. Наумов Н.Ф. пишет, что наличие механизма проекции связано со способностью и стремлением человека осуществлять проецирование в будущее не только как постановку конкретных целей, но и как перенесение себя в будущее, включение этого будущего в реальность.

Проекция создает образ будущего как новообразование в ориентации, которое выступает как жизненный план (или перспектива личности). Данный механизм сложен по

своей структуре и включает в себя: целеполагание в выражении некого замысла, плана жизни, жизненные цели, проект цели и общий девиз своего бытия.

Проекция опирается на две стороны самосознания: вне личности и вовнутрь личности. Единство этих сторон является обязательным условием нормальных процессов развития и формирования личности. Самосознание необходимо представлять в пересечение интерпсихических и интрапсихических процессов, определяющих относительную стабилизацию образа «Я». Таким образом, самосознание одновременно включает внешний и внутренний фон.

Проективную функцию самосознания выделяет Тибор С.Н. Он подчеркивает ее в качестве особой линии саморазвития личности. Проективная функция самосознания выступает как непосредственное психологическое выражение потребности в самореализации как развитие личности и становление ее на более высокий уровень.

Проекция как механизм процесса ориентации дифференцируется по главным направлениям жизнедеятельности субъекта [3]:

1. Первое направление формируется под влиянием широты деятельности и обобщения на основе множества самооценок и трансформаций идеального «Я».

2. Второе направление опирается на эмоциональные и волевые процессы, которые придают устойчивость целеустремленности личности.

3. Третье направление происходит в создании конструктивного «Я», где важное значение уделяется идеалам, которые личность делает своим активным достоянием. В самосознании личную значимость приобретает выраженный и проектирующий фактор саморегуляции, срастаются внутренние условия мотивации поступков и акты сознательного поведения.

4. Четвертое направление выделяет ценность группового сознания. Человек является социальным по исторически сложившемуся укладу. Этот исторический опыт выявляет в обществе авторитеты, конформность поведения, эмоциональный фон, чувство личности в группе/коллективе/обществе.

5. Пятое направление выражает отношение человека к себе и к другим людям в переживаниях. Такие переживания включают: сочувствие, сострадание, которые утверждают человеческую ценность.

Таким образом, проекцию можно рассматривать в общем контексте жизнедеятельности, охватывая во внимании множественность взаимосвязей личностного самоопределения, влияния общества, ситуации деятельности и других параметров.

Будущее конструируется с позиции прогнозирования. Личностная перспектива не основывается лишь на предвидении своего будущего, но и опирается на готовность к нему и к возможным непредсказуемым обстоятельствам. Проекция с этой позиции является завершающим звеном в предвидении образа будущего, в том числе «Я» - в будущем. Стоит обратить внимание на тот факт, что образ «Я» - в будущем должен строиться на реалистичности, а так же опыте прошлого. Будущее зависит от анализа достигнутого состояния, диагностики и формулирования прогностического суждения, целеполагания, планирования. Иными словами, будущее зависит от того как человек жил в прошлом и на чем строится его настоящее. Прогностическая ориентация личности служит критерием эффективности в формировании его жизненной цели [4].

Проекция - механизм, который завершает ориентирующий цикл и одновременно прокладывает новый путь ориентирующего действия.

Литература

1. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности // Психология и образ жизни личности. - М.: Наука, 1987. - С. 30.

2. Ильин, Е.П., Психология взрослости. - СПб., 2012. - 554 с.

3. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. - Оренбург: - ОГУ, 2000. - 188 с.

4. Педагогическая аксиология: учеб. пособие / А.В. Кирьякова, Г.А. Мелекесов, Л.В. Моисенко, Т А. Ольховая. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 283 с.

5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2017. - 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.