Научная статья на тему 'Ценности самоопределения студента педагогического колледжа'

Ценности самоопределения студента педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SELF-AWARENESS / HUMAN VALUES / AXIOLOGICAL POTENTIAL / VALUE ORIENTATION / EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуйкова Тамара Павловна

В статье рассматриваются аспекты формирования личности студента педагогического колледжа как будущего специалиста и осмысление им своего места в педагогической деятельности. Обосновываются основные положения самоопределения студентов в системе среднего профессионального образования, в условиях кардинальной переоценки культуры личности педагога с точки зрения социально значимых ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-Identification Values of a Pedagogical College Student

The article discusses the aspects of the formation of an individual student of pedagogical college as a future professional and understanding of his place in the educational activity. The article substantiates the main provisions of vocational students' self-identification under the conditions of fundamental reassessment of culture of the teacher for socially important values. The research is carried out on the material of A. Kiryanova's literary works.

Текст научной работы на тему «Ценности самоопределения студента педагогического колледжа»

УДК 37.048.45:377

ЦЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Т. П. Жуйкова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматриваются аспекты формирования личности студента педагогического колледжа как будущего специалиста и осмысление им своего места в педагогической деятельности. Обосновываются основные положения самоопределения студентов в системе среднего профессионального образования, в условиях кардинальной переоценки культуры личности педагога с точки зрения социально значимых ценностей.

Ключевые слова: самоопределение, сознание, общечеловеческие ценности, аксиологический потенциал, ценностная ориентация, педагогическая деятельность.

Педагогические ценности формируются в ходе осуществления педагогической деятельности, в процессе которой они из объективного переходят в субъективный план. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога.

Для людей, занимающихся педагогической деятельностью, существует постоянная потребность в саморазвитии, самосовершенствовании, самообразовании. Для эффективного протекания данных процессов будущий педагог и действующий преподаватель должны опираться на существующую у них систему общечеловеческих и педагогических ценностей. Данная система может служить как способом жизнедеятельности и творчества, так и защитой от психической дезориентации жизни в обществе. Педагогические ценности способствуют формированию личности студента педагогического колледжа, его ориентации в педагогической профессии, осмыслению им своего места в этой деятельности.

Одним из важных условий укрепления современного общества выступает формирование специалиста, которому присущи активность, динамичность, умение быстро ориентироваться в сложных ситуациях, самостоятельность в принятии решений, чувство ответственности за выполняемую функцию. В этой связи особенно остро встаёт проблема индивидуального поведения, поисков форм и средств, чтобы придать ему должную направленность на самоопределение, смысл которого заключается в преодолении противоречия между личностью, заинтересованной контролировать своё поведение, исходя из собственных установок, целей и предпочтений, и государством, заинтересованным в формировании мобильной личности. Ключ к решению данной проблемы видится исследователями в формировании самоопределяющейся личности студента (К. С. Абульханова-Славская, М. Р. Гинзбург, М. М. Бахтин, А. А. Попов и др.). Они выделяют следующие основные положения самоопределения студентов в системе среднего профессионального образования:

1. Самоопределение личности есть высшая форма активной, духовно-практической, научно -организационной, творческой деятельности.

2. Самоопределение личности предполагает наличие у неё способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым всё, что ею создаётся, отличается новизной и оригинальностью (как объективной, так и субъективной).

3. Базовыми средствами формирования самоопределения личности студента является творческая деятельность, научно организованный учебно-воспитательный процесс, потребности.

4. Важнейшим условием формирования самоопределяющейся личности в системе среднего профессионального образования выступает единство внутренних и внешних условий (см., например: [1; 2]).

Таким образом, главной особенностью самоопределяющейся личности студента в системе профессионального образования является творчество в разнообразных видах деятельности и многосторонние душевные потребности.

Педагогические ценности, по мнению Е. В. Бондаревской и С. В. Кульневич, формируются на основе выработки методологических умений, которые реализуются в следующих способностях:

- проникновение в сущностный смысл педагогического явления;

- критическая оценка источника способностей;

- нахождение скрытых противоречий в самоопределении профессиональной направленности;

- нахождение реальных движущих сил и механизмов способностей;

- испытывание сомнений, переживаний по результатам своей деятельности т. д.

Именно эти способности, по мнению авторов, подводят студента к видению общей картины педагогической действительности, появлению философского и научного мировоззрения, к приобретению педагогического мастерства (цит. по: [3]).

Советский учёный О. С. Газман говорит о том, что именно педагогический потенциал сознания - это главная ценность образования. «Сознание - это целостная категория образования личности, имеющая три взаимосвязанных компонента: «образ Мира», «образ мыслей» и «образ Я» - эти категории наиболее точно характеризуют личность как субъект сознания. Сознание творит деятельность, а значит, и самого человека», - утверждает О. С. Газман. Именно здесь самоопределение является процессом и результатом осознанного выбора личностью позиции, целей и средств самореализации в конкретных жизненных условиях, главным механизмом обретения внутренней свободы (цит. по: [4]).

Для нас весьма значимым является мысль С. Л. Рубинштейна о том, что образование является процессом интериоризации (переводом во «внутренний план») общечеловеческих ценностей. При этом интериоризация данных ценностей, по мнению учёного, может осуществляться двумя способами:

1) с помощью сообщения и разъяснения выработанных общественно полезных ценностей, идеалов и целей. Это избавляет студентов от стихийного поиска, часто связанного с множеством ошибок. Данный способ опирается на содержательно-смысловую переработку имеющегося у него отношения к действительности;

2) с помощью создания специальных психолого-педагогических условий, которые актуализировали бы естественные побуждения и интересы студентов и, тем самым, стимулировала бы выработку ценностных ориента-ций в общественно полезной деятельности (цит. по: [5, с. 65-73]).

Однако процесс самоопределения человека уникален, он задаётся собственными усилиями человека. Педагогическое влияние на процесс самоопределения всегда опосредованно и может быть рассмотрено лишь в качестве предпосылок, способствующих или противодействующих самоопределению учащихся. Исследования показывают, что необходимыми условиями успешного самоопределения обучаемых являются такие, как:

- гуманитарная среда средне-специального или высшего учебного заведения;

- содержание образования (с акцентом на аксиологический потенциал учебного процесса);

- обеспечение взаимосвязи объективного успеха в деятельности студента с субъективным ощущением его успешности;

ценностно-ориентированные технологии, обеспечивающие динамику развития Я-реального к Я-идеальному;

построение студентом образа своей будущей деятельности.

Обратимся к исследованию А. В. Кирьяковой [1], в котором выдвинута концепция ориентации личности студентов в мире ценностей, представляющая собой педагогическую интерпретацию всеобщего философского Закона возвышения потребностей. Теория ориентации личности в системе «человек - мир» раскрывает фундаментальные основы становления и развития аксиологического потенциала личности в возрастном диапазоне школьник - студент - специалист.

В самом общем виде процесс ориентации может быть представлен как расширяющееся во времени жизненное пространство, в котором личность строит, приобретает определённую «траекторию своего движения» сообразно следующим ориентирам: ценностям внешнего мира и ценностям самопознания, самооценки, саморазвития.

А. В. Кирьякова утверждает, что процесс ориентации имеет следующие стадии:

- познание мира ценностей общества;

- осознание себя в этом мире (самосознание), осуществляемое на основе присвоенных личностью ценностей;

- построение своей жизненной перспективы в освоенной системе.

Процесс ориентации может быть рассмотрен с разных точек зрения. Его можно характеризовать как действие, состоящее из таких элементов, как:

- объект (ориентира), на который направлено действие;

- цель;

- планирование действий;

- способ (метод) совершения действия;

- нахождение средств для реализации целей и др.

Для педагогики, по мнению А. В. Кирьяковой, продуктивен динамический подход, позволяющий изучать поведение и деятельность человека в развитии. С этой точки зрения ориентация есть процесс, развёртывающийся как в пространстве, так и во времени. Исследовательница предполагает, что процесс ориентации - это процесс сложный, противоречивый и в то же время закономерный, развивающийся «по спирали». Это такой процесс, который сам подготавливает условия для своего последующего развития и служит в некотором роде причиной собственного самодвижения. Процесс ориентации, по мнению учёного, представляет собой ряд фаз.

Первая фаза представляет собой присвоение личностью ценностей общества. Она обеспечивает создание ценностного «образа мира». На этой основе происходит формирование ценностного отношения к явлениям окружающей действительности, а также становление и развитие ценностных ориентаций личности во всех сферах её жизнедеятельности. Теоретическим обоснованием вычленения этой фазы процесса ориентации служат исследования по проблеме формирования убеждений.

Вторая фаза связана с преобразованием личности на основе присвоения ценностей. Это такой период в развитии процесса ориентации, когда личность сосредоточивает внимание на себе и одновременно прои сходит самопознание, самооценка, формируется образ «Я». На этой стадии в процесс развития ценностного отношения к миру вплетается самосознание, в результате чего он приобретает качественно новые характеристики, к которым относятся переоценка ценностей, их большая дифференциация и стабилизация. Теоретическим основанием для выдвижения и обоснования этой фазы ориентации служит психологическая те о-рия «Я-концепции».

Третья фаза базируется на прогнозе, целеполагании, проектировании профессионально-направленной деятельности, что обеспечивает формирование «образа будущего». На этой стадии развития процесса ориентации происходит согласование, систематизация и выстраивание иерархии, собственной шкалы ценностей, системы ценностных ориентаций личности. Углубление ценностного отношения к окружающей действительности и процесс ориентации приобретают новые характеристики, к которым относятся пространственно-временная трёхмерность и ценностные ориентации и самосознание. Приобретённые новые ценностные ориентации влияют на формирование жизненной перспективы студентов.

Теоретической основой для выдвижения этого положения является теория прогнозирования [1].

Важно отметить, что на всех этапах развития ориентации как процесса все названные выше фазы работают синхронно. Однако их условное расчленение позволяет проникнуть в механизмы ценностного освоения действительности, восприятие студентом себя как самоценности, а также позволяет увидеть слагаемые близких, средних и далёких личностных перспектив. Наполняемость фаз процесса ориентации ценностями самоопределения зависит от множества факторов: от диапазона ценностного познания, от способности к прогнозированию, глубины самосознания, рефлексии.

Применительно к нашему исследованию продуктом первой фазы процесса ориентации - присвоения личностью ценностей - является мир ценностей профессии. Во второй фазе осуществляется формирование образа «Я». В качестве образа будущего в третьей фазе процесса ориентации личности в мире ценностей выступают цели дальнейшей деятельности, нормы поведения - иными словами, перспектива жизненного выбора.

Н. Д. Никандров полагает, что на всех уровнях развития процесса ориентации в педагогических и социально значимых ценностях функционируют одни и те же ценностные механизмы, которыми являются поиск - оценка - выбор - проекция. Однако на разных фазах мы можем увидеть различную степень загруженности отдельных механизмов. На начальном этапе происходит формирование ценностей профессиональной направленности, которое обеспечивается в большей мере поиском и оценкой деятельности, связанной с самоопределением обучаемого. На последующих этапах осуществляется выбор и проекция профессионально-направленной деятельности. В данном случае педагог может целенаправленно способствовать развитию механизма поиска, оценки, выбора, проекции в педагогически целесообразно организуемых ситуациях поиска, оценки, выбора и проекции [4, с. 3-10].

Основой самоопределения личности выступает ценностно-смысловое самоопределение, то есть определение себя относительно общекультурных человеческих ценностей с целью выделения и обоснования собственной жизненной позиции. Под ценностным самоопределением студентов исследователи понимают ориентацию и иерархию ценностных ориентаций, в которой можно условно выделить три поля поиска, соответствующих трём фазам теории ориентации личности в мире ценностей.

Когнитивное поле - это область педагогических знаний, выбора и присвоения педагогических ценностей на основе аксиологически акцентированных историко-педагогических идей и новых ценностей образования при сосуществовании различных педагогических систем.

Эмотивное поле - это сфера аксиологической ориентации студентов, самоактуализации, самообразования и саморазвития личности будущего педагога.

Самопроективное поле - это широкий диапазон выбора педагогических ориентиров в будущей профессии, развития прогностических способностей [6, с. 108-115].

С. В. Кульневич и Е. В. Бондаревская считают, что студенту педагогического колледжа необходимо самому определить реальный смысл педагогических явлений, переосмыслить основы педагогики в общей структуре образования. Переосмысление выступает здесь как специфическая характеристика деятельности сознания, которая раскрывает возможности для творческого преобразования собственной деятельности. В содержании процесса переосмысления они выделяют следующие этапы:

- актуализация смысла деятельности;

- понимание проблемно-конфликтной ситуации;

- мысленная апробация стереотипов опыта и поведения в контексте обнаруженных противоречий;

- опровержение теоретических смыслов в контексте обнаруженных противоречий;

- инновация принципов поведения;

- реализация вновь обретённого смысла.

В процессе ориентации в мире педагогической деятельности будущие педагоги осуществляют анализ педагогических ценностей с помощью следующих методов:

- метода эйдетической редукции. Этот метод определяет путь к природной установке человека путём освобождения сознания от всех предрассудков, норм и суждений;

- метода саморазвития точек духовно-личностного измерения. Этот метод определяет путь погружения в акт собственного восприятия, в распознавание субъективности познания;

- метода понимания. Этот метод определяет основной способ гуманистического познания, возможность постичь смысл и значение собственных ценностей при непосредственном проникновении в их суть (цит. по: [1, с. 156]).

Все эти методы используют такие уникальные возможности человеческой психики, как инсайт, интуиция, идентификация, проекция, перцепция, эмпатия.

Итак, в основе самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на основе смысла своего собственного существования.

Своеобразие социальной ситуации развития современного студента состоит в поиске ценностных ориентиров в условиях кардинальной переоценки ценностей, в рождении новых приоритетов. В связи с этим особое значение приобретают педагогическая аксиология, ценностные ориентации учителей. Культура личности выступает в этой ситуации особо значимым фактором в ориентации студентов на социально значимые ценности. Изменение педагогической позиции из монологической в диалогическую, определяющее восхождение педагога к потребностям ученика и ценностям детства есть одно из ведущих педагогических условий ориентации студентов на социально значимые ценности.

Педагогические ценности будущего и действующего педагога зависят от общих ценностных ориентаций личности, которые, в свою очередь, являются неотъемлемым компонентом ценностного самоопределения личности.

Библиографический список

1. Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова. - Оренбург: Южный Урал, 1996. - 188 с.

2. Попов, А. А. К программе исследования феноменальных антропологических результатов в системах открытого образования (на материале педагогики самоопределения) / А. А. Попов, И. Д. Проскуровская, Т. А. Поломошнова // Методология гуманитарных исследований в образовании [Электронный ресурс]. - URL: lib.convdocs.org/index-32120.html?=3 (дата обращения: 15.01.2013).

3. Попов А. А. Категориальные технологические начала педагогики самоопределения /А. А. Попов // Введение в педагогику самоопределения [Электронный ресурс]. - URL: lib.convdocs.org/index-32120.html?=3 (дата обращения: 25.01.2013).

4. Никандров, Н. Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика - 1998. - № 3. - С. 3-10.

5. Сафин, В. Ф. Психологические аспекты самоопределения личности / В. Ф. Сафин // Психологический журнал. - 1984. - N° 4 - С. 65-73.

6. Шафранская, К. Д. К вопросу о ценностных ориентациях личности / К. Д. Шафранская, Т. Г. Суханова // Личность и деятельность. -Л.: ЛГУ, 1982. - С. 108-115.

© Жуйкова Т. П., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.