УДК 378
Т.А. ОЛЬХОВАЯ, Ю.В. ПОГАДАЕВА
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА
Анализируется аксиологические основы развития субъектной позиции студентов университета. Определяется понятие субъектной как закономерный процесс, как аксиологическая позиция личностного и профессионального саморазвития студентов. Субъектная позиция как педагогический феномен представляется собой аксиологическую характеристику личности.
Ключевые слова: ценности, аксиологический подход, субъект, субъектная позиция, ценностная ориентация
Университетское образование в современном мире обретает новые черты: меняются стратегические ориентиры развития, образовательные парадигмы, появляются новые подходы, концепции и образовательные технологии. Образование является основным каналом приобщения будущего специалиста к ценностям культуры, образования и профессии. На каждом этапе развития общества система образования претерпевает определенные изменения в соответствии с его потребностями, идеологией, ценностями.
К настоящему времени в педагогической науки накоплен значительный фонд знаний, определивших роль и место аксиологического подхода в общей системе педагогической теории и методологии. Аксиологический подход становится органическим и необходимым компонентом осмысления устойчивого социального развития (В.И. Бойко, Ю.М. Плюснин, Г.П. Выжлецов), проблемы взаимодействия познания и ценностного сознания (М.И. Каган, Н.С. Розов), изучение феноменологии ценностных систем личности (М.И. Бобнева, Т.К. Ахаян, В.Г. Алексеева), формирование нового тезауруса и новой образовательной парадигмы (Н.Б. Крылова, З.А. Малькова), ретроспективного анализа философских и педагогических систем, базисом для сравнительной педагогики, философии образования нового времени (Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.В. Веселова). К безусловным достоинствам аксиологического подхода, по мнению А.В. Кирьяковой [4], следует отнести следующие характеристики:
1. Одной из базисных категорий для построения новой аксиологической парадигмы философии образования, для развития педагогической науки, по нашему убеждению, может стать категория ценности. «Ценность» относится к числу
таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в социологии, психологии и педагогики для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающие в качестве эталонов должного.
Раскрывая суть введения понятия «ценность» в науку, философская школа В.П. Тугаринова акцентирует внимание на том, что необходимость в данном термине возникает тогда, когда появляется субъект (человек), определивший свое отношение к фактам, явлениям, объектам, т.е. объективной реальности.
По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностного отношения, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого.
Всеобщность междисциплинарного, общенаучного термина «ценность» приводит в педагогическую науку весьма необходимую ей черту -способность изъясняться с другими науками на «одном языке», на общей единой терминологической платформе. Следовательно, благодаря аксиологии происходит обогащение педагогики закономерностями и фактами других наук, у педагогики появляется возможность расширения своего терминологического поля за счет взаимопроникновения в другие науки, дополнения общей системы наук открытыми ею новыми данными.
© Т.А. Ольховая, Ю.В. Погадаева, 2009
59
2. Наряду с другими подходами, такими как системный, деятельностный, личностный, культурологический, личностно-ориентированный, средовой, компетентностный, синергетический, аксиологический подход имеет ярко выраженную специфику. Аксиологический подход, базируясь на методологическом основании философской теории ценностей, принятой как в отечественном, так и в зарубежном человекознании, позволяет педагогической науке, педагогам, исследователям четко ответить на вопрос относительно исходных теоретико-методологических положений.
3. Сущность аксиологического подхода выражается категорией «отношение» (В.Н. Мясищев, Б.Г Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов, Ф.Е-. Василюк, В.К. Вилюнас, А. Маслоу, П.П. Симонов), что позволяет под новым углом увидеть, оценить и сконструировать педагогический процесс [5]. С позиции субъекта, с точки зрения личности студента и преподавателя, с учетом уже имеющейся у человека системы ценностных ориентаций.
В современном мире определяется новая человекоориентированная парадигма университетского образования, ярче обозначающая сущностные характеристики человека как субъекта личностного и профессионального развития в ситуации, сочетающей в себе условия свободы выбора с объективной жесткостью требований, предъявляемых к специалисту. Университет сегодня нельзя понимать исключительно утилитарно - как некое место, где студент приобретает профессию под руководством преподавателей. Условия неопределенности современного информационного общества требуют ориентации профессиональной подготовки студента не столько на усвоение «готовых» знаний определенного предмета, сколько на подготовку к решению постоянно возникающих новых и неожиданных задач. Поэтому один из ведущих ориентиров университетского образования определен как создание пространства развития субъектной позиции студента.
Под субъектной позицией понимают определенную систему отношений человека к миру, другим людям и самому себе, позволяющую ему сознательно, ответственно и свободно строить свою жизнь в мире людей и природы, совершать жизненные выборы и поступки, основным критерием которых является совесть [1]. В исследовании Н.В. Недорезовой сущностной характери-
стикой субъектной позиции учащегося выступает его отношение к другому человеку.
Субъектная позиция студента, по мнению А.Г -. Гогоберидзе, - это целостное, развивающееся качество его личностной позиции, которое:
- характеризует ценностное, инициативно-ответственное отношение к образованию, его целям и смыслу, процессу и результатам;
- выражается в ориентированности студента в имеющихся образовательных возможностях, в желании и умении видеть и определять свои образовательные проблемы, находить условия и варианты решения, оценивать образовательные достижения;
- проявляется в различных сферах жизни и, прежде всего, в образовании;
- выступает предпосылкой и показателем личностно-профессионального становления» [2].
В своей работе мы определяем субъектную позицию как аксиологическую позицию личностной и профессиональной самоорганизации (саморазвития), определяющую возможность выхода личности за пределы нормативной задан-ности.
Развитие субъектной позиции студента университета как закономерный процесс внутренних изменений его ценностно-деятельностных отношений к образованию является сложным, длительным, противоречивым, нелинейным процессом. В содержательных направлениях данного процесса могут быть выделены этапы, последовательности, периоды, связанные с качественными преобразованиями субъектной позиции. Развитие ценностного отношения к образованию находится в границах ценностной значимости - незначи-мости образования в системе ценностных отношений личности. Показатели проявления субъектной позиции лежат в границах активности-реактивности (как реагирования на имеющиеся условия) - пассивности и связаны с качеством организации студентом самостоятельной деятельности: определением ее смысла и целей, осознанным выбором и самостоятельной реализацией способов и средств достижения цели, анализом и оценкой получаемых результатов.
Особую значимость в развитии субъектной позиции студента занимают процессы ее саморазвития, связанные с включением студента в понимание смысла тех образовательных преобразований, которые предлагаются в студенческие годы; установлением диалога с самим собой, сво-
60
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
ими переживаниями, ощущениями, мыслями; с субъектной организацией деятельности по образованию себя.
Развитие субъектной позиции студента предполагает расширение спектра его ценностного отношения к собственной образовательной деятельности. Деятельность студента в образовательном процессе (образовательная деятельность) -представляет процесс решения системы чередующихся и возникающих в образовательном процессе задач, который направлен на осмысление феномена образования во всем многообразии его сторон; на оформление личностно-ценностного к нему отношения; на проектирование и реализацию разнообразных способов решения образовательных задач. Своеобразие образовательной деятельности, в которой происходит развитие субъектной позиции студента, определяется ее предметом, в качестве которого выступает феномен образования как: ценность, цель, результат, процесс, ситуации взаимодействия, система.
Образовательный процесс, ориентированный на развитие субъектной позиции студента, предполагает:
- аксиологизацию университетского образования, использование гуманитарных возможностей пространства высшего профессионального образования;
- моделирование педагогических ситуаций достижения как изменения способов деятельности студента с репродуктивных на творческие, связанные с оценкой и решением проблем собственного личностного и профессионального роста;
- индивидуализацию содержания образования, за счет использования технологий открытого образования, включения студента в процесс проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута;
- направленность деятельности преподавателя на установление особого характера связей между деятельностью субъектов этого процесса.
Субъектная позиция студента проявляется в процессе проектирования и реализации им индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой уникальный феномен, позволяющий студенту сочетать свободу образовательного выбора, основанного на личностных потребностях, мотивах и ценностях с необходимостью их реализации в ограниченной образовательны-
ми требованиями и условиями среде. Такое сочетание наполняет продвижение студента в образовательном маршруте характерными для образовательной деятельности внутренним и внешним содержанием и смыслом [3].
Необходимо отметить возможность вычленения следующих уровней индивидуальных образовательных маршрутов студентов:
- базовый уровень (характеризуется только достижением образовательных ориентиров, представленных в стандартах учебных специальностей);
- вариативный уровень (предполагает отражение взаимосвязи личностного и профессионального развития студента, но выбранные образовательные задачи не всегда содержат ценностносмысловые характеристики);
- аксиологический уровень - ценностный круг познания, (является результатом ценностного самоопределения студента в проблемном поле личностно-профессионального развития, самостоятельного выбора внутренней планки требований к самоосуществлению).
В контексте проблемы исследования именно аксиологический уровень определения и реализации индивидуального образовательного маршрута представляет наибольший интерес, поскольку отражает сущность субъектности как свойства личности, характеризующего её способность к самосозиданию и самосовершенствованию.
В качестве аксиологических показателей, позволяющих фиксировать и анализировать субъектную позицию студента в исследовании определены:
- осознанный выбор профессии,
- стремление к личностной и профессиональной самореализации,
- ценность собственной образовательной деятельности,
- отношение к себе как к субъекту собственной жизнедеятельности,
- субъектные связи между: студентами и преподавателями, между студентом и учебной группой,
- умение самостоятельно ставить цели, планирование, прогнозирование и самоорганизация собственной образовательной деятельности,
- умение осуществлять коррекцию своей жизнедеятельности в контексте стремления к само-созиданию и самосовершенствованию.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009
61
Определяя аксиологические основы развития субъектной позиции студента, необходимо еще раз отметить, что задача образования состоит в создании условий обретения студентом личностных смыслов, ценностей и целей своего развития. Образовательное пространство университета - контекст жизнедеятельности студента, который, во-первых, определяет содержание индивидуальной образовательной программы студента, во-вторых, способствует его саморазвитию и самоорганизации; в-третьих, стимулирует построение временной жизненной перспективы и может как задать ресурсы развития субъектной позиции, так и стать их ограничителем. Субъектная позиция как педагогический феномен представляет собой аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения.
Библиографический список
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 2000.
2. Гогоберидзе А.Г. Теоретические основы развития субъектной позиции студента в условиях высшего профессионально-педагогического образования. - Автореф. дис. ... докт. пед. наук. -СПб., 2002. - 47 с.
3. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: учебное пособие для студентов педагогического бакалавриата и педагогов-прак-тиков. - СПб.: Просвещение, 1995.
4. Кирьякова А.В. Аксиология образования // Фундаментальные исследования в педагогике. -М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ 2008. - 578 с.
5. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред.А.А. Бодалева. - М. - Воронеж, 1995.
УДК: 371: 351. 851 О.П. БЕЛАЯ
СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ
ПРОЦЕССАМИ В ВУЗЕ
В статье рассматриваются проблемы организации деятельности коллектива вуза в системе управления инновационными процессами. Анализируется возможности его привлечения к выполнению управленческих функций в контексте современных подходов и методов управления. Обосновывается приоритет субъектной позиции педагогического коллектива в развитии инновационных процессов.
Ключевые слова: субъект-объектная позиция, функции управления, делегирование полномочий, стиль руководства, характер решений.
Среди ресурсов, обеспечивающих осуществление инноваций, человеческий потенциал является главным конкурентным преимуществом любой инновационной системы. Это важнейший фактор устойчивого развития высшей школы в условиях динамичных социально-экономических и культурных изменений, роста конкуренции на рынке образовательных услуг.
Инновационные процессы, актуализируемые в вузах через вовлечение педагогических коллективов в разработку и реализацию инновацион-
ных идей, предполагают гибкое сочетание позиционного поведения новаторов в контексте дихотомии «субъект-объект». Однако современные методы управления образовательной и научной деятельностью направлены на формирование устойчивых, преимущественно «объектных» форм поведения личности. Прежде всего, это развивающаяся в вузах стандартизация деятельности (Системы менеджмента качества на основе международных стандартов ШО 9000, 9001, 9004, 19011 и т.д.), система стимулирования труда
62
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
© О.П. Белая, 2009