Научная статья на тему 'Процесс ориентации будущего дизайнера в мире ценностей'

Процесс ориентации будущего дизайнера в мире ценностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобряшова О. В.

Под влиянием профессионально-эстетических и других факторов (время, обстоятельства, события) в статье рассматривается динамичный процесс ориентации будущего дизайнера в мире ценностных установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс ориентации будущего дизайнера в мире ценностей»

ПРОЦЕСС ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА В МИРЕ ЦЕННОСТЕЙ

© Бобряшова О.В.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Под влиянием профессионально-эстетических и других факторов (время, обстоятельства, события) в статье рассматривается динамичный процесс ориентации будущего дизайнера в мире ценностных установок.

Принципиальное значение для исследования процесса ориентации будущего дизайнера в мире ценностей имеют выводы комплексных психологических исследований, дающих ответ на вопрос о том, что в структуре личности является неизменным, а что относительно изменяемым.

Практическое значение этого вопроса очевидно. Оно состоит в том, что, лишь воздействуя на относительно изменяемые личностные образования, можно эффективно решать задачи воспитания, формирования, развития и саморазвития личности. Процессуальный характер развития личности неоднократно подчеркивал также Б.Ф. Ломов: «Психические явления характеризуются чрезвычайно высокой динамичностью, и понять их можно только в движении...» [1, с. 19].

Изменение личности в процессе ее жизнедеятельности происходит как под влиянием времени, обстоятельств и «критических», «поворотных» событий в жизни, так и под влиянием развивающихся сущностных сил самого субъекта. Процесс ориентации может быть рассмотрен с разных точек зрения.

Ориентации будущего дизайнера в мире ценностей как результат определяется свободным владением широким кругом знаний в определённой области и подразумевает одновременно то, что приобретенный студентом уровень - это своеобразный, необходимый фундамент для постоянного поиска, развития, совершенствования и углубления имеющихся представлений. В этом значении ориентация имеет такие характеристики, как широта, гибкость, эрудиция, тезаурус. Ориентация в этом случае предполагает наличие эмоционального состояния уверенности в правильности избранного направления мысли, поступка. Важно не «просмотреть» студента, обладавшего готовностью сделать свой выбор, свой творческий проект, свою коллекцию.

В процессе творческой деятельности будущий дизайнер ищет не стандартное решение задачи, опираясь на свой профессионально-эстетический опыт. Производя, отбор среди возможных вариантов, находит тот единственный, который удовлетворяет его требования. При этом процессе студент совершает ряд мыслительных операций, таких как: сравнение, анализ, синтез,

* Ассистент кафедры Дизайна.

обобщение. Как видим, дизайнер проходит определенные ступени или фазы процесса ценностных ориентаций.

Для педагогики, на наш взгляд, продуктивен аксиологический подход, позволяющий изучать поведение и деятельность будущего дизайнера в развитии. С этой точки зрения, ориентация есть процесс, развертывающийся как в пространстве, так и во времени.

Так, по мнению А.В. Кирьяковой процесс ориентации - сложный, противоречивый и в то же время закономерный процесс, развивающийся «по спирали». Это такой процесс, который сам подготавливает условия для своего последующего развития и служит в некотором роде причиной собственного самодвижения. Многолетние наблюдения и анализ собственного опыта и опыта преподавателей позволил предположить, что процесс ориентации представляет собой ряд фаз [2].

1 фаза - присвоение ценностей общества личностью. Она обеспечивает создание ценностного «образа мира». На этой основе происходит формирование ценностного отношения к явлениям окружающей действительности, происходит становление, и развитие ценностных ориентации личности во всех сферах ее жизнедеятельности Теоретическим обоснование вычленения этой фазы процесса ориентации служат исследования по проблеме формирования убеждений.

2 фаза - преобразование личности на основе присвоения ценностей. Это период личности, сосредоточивается внимание на себе, происходит самопознание, самооценка, формируется образ «Я». На этой стадии в процессе развития ценностного отношения к миру вплетается самосознание, процесс приобретает качественно новые характеристики: переоценка ценностей, их большая дифференциация, стабилизация. Теоретическим основанием для выдвижения и обоснования этой фазы ориентации служит психологическая теория «Я-концепции».

3 фаза - прогноз, целеполагание, проектирование, что обеспечивает формирование «образа будущего». На этой стадии развития процесса ориентации происходит согласование и выстраивание иерархии, собственной шкалы ценностей, системы ценностных ориентации личности. Углубление ценностного отношения к окружающей действительности и процесс ориентации приобретает новые характеристики, формируется жизненная перспектива.

Теоретической основой для выдвижения этого положения является теория прогнозирования. Важно отметить, что на всех этапах развития ориентации будущего дизайнера как процесса все фазы работают синхронно. Однако их условное расчленение позволяет проникнуть в механизмы ценностного освоения действительности, приятия личностью себя как самоценности и увидеть слагаемые близких, средних и далеких личностных перспектив.

Наполняемость фаз процесса ориентации зависит от множества факторов: от диапазона ценностного познания, от способности к прогнозированию, глу-

бины самосознания, рефлексии. Полагаем, что на всех уровнях развития творческого процесса ориентации в деятельности будущего дизайнера функционируют одни и те же ценностные механизмы: поиск - оценка - выбор - проекция. Однако, на разных фазах мы можем увидеть различную степень загруженности отдельных механизмов: присвоение ценностей обеспечивается в большей мере поиском и оценкой, на последующих стадиях - это выбор и проекция.

Определяя концептуальную сущность термина механизма, мы подчеркиваем как психологическую его основу, так и педагогическую их сущность, следовательно, и реальную возможность воздействовать на развитие этих личностных механизмов в специально организуемых ситуациях жизнедеятельности творческой личности.

В данном случае преподаватель может целенаправленно способствовать развитию механизма поиска, оценки, выбора, проекции. При помощи изучения действия механизмов процесса ориентации, мы вскрываем потенциальные возможности обеспечения оптимальных условий их функционирования, находим способы взаимодействия педагога и студента в процессе ориентации.

Так в процессе научной исследовательской и творческой деятельности педагог играет роль руководителя, наставника, вдохновителя проекта. Принимаются и обсуждаются любые, даже на первый взгляд, утопические идеи. И здесь особенности процесса ориентации будущего дизайнера в мире ценностей обусловлены как индивидуальными условиями развития личности, так и возрастными закономерностями, поэтому педагогике необходимо специальное изучение особенностей, противоречий, тенденций ценностной ориентации.

Выбор жизненной цели, планов, перспектив студент осуществляет на основе познания обстоятельств и самого себя, постоянно оценивая, сравнивая и сопоставляя и себя, и других людей, обращаясь в прошлое, живет в настоящем, ориентируясь на будущее. Ценностные ориентации личности, таким образом, обеспечивают стержень, который уравновешивает его поступки, поведение, деятельность.

Важным моментом является наличие личного опыта, из которого складывает система оценок, вариантов, творческих поисков. Из этих вариантов студент выбирает единственно возможный свой путь решения поставленной задачи. Проявление профессионально-эстетической компетентности невозможно без способности использовать ранее усвоенных знаний, умений и отношений для решений креативных задач. А это обусловливает большую роль накопления информации.

Стимулом учебно-творческой деятельности студента является установка на создание художественного образа, а это и будет являться, на наш взгляд, созданием творческой ситуации, когда будущий дизайнер должен сам найти нестандартные решения и творчески использовать имеющиеся у него в распоряжении средства. Для этого недостаточно свободного владения материа-

лом и технологией. Все качества сами по себе не могут родить художественный образ. Необходим талант, художественно-творческая одаренность, т.е. способность мыслить образно. Эти умения тесно связаны с профессионально-эстетической компетентностью студента творческих специальностей.

Другим фактором, обеспечивающим динамику ориентации личности на социально значимые ценности, являются образовательные учреждения и их центральное действующее лицо - педагог, организующий ценностное взаимодействие учитель - учащийся в ориентации.

Преподаватель должен передать студенту опыт, дать необходимые практические советы, определить стимул творческой работы и развить интерес к предмету, раскрыть творческий потенциал каждого студента, осуществляя аксиологический подход.

Профессия дизайнера объемна и состоит из множества составляющих, и каждый период времени выводит на первый план наиболее актуальную из них. Нам представляется, что нынешнее время нуждается в изменении, мыслительной деятельности. Дизайнер мыслит языком форм, он программирует жизнь формы, способ ее существования. Аналитик карьерного роста Дэн Пинк в своей работе «Абсолютно новый разум» утверждает, что будущее принадлежит людям, обладающим дизайнерскими мозгами. «Будущее за креативщиками и теми, кто уделяет особое внимание тенденциям и их осмыслению» [3, с. 32].

Способность создать новую, неординарную идею ценится очень высоко. Образованный человек «должен прослеживать перспективу своих действий, то есть их отношение ко всем остальным действиям и вещам. Быть образованным - значит одновременно - «знать - что» и «знать - как» [4, с. 126]. Главная задача педагога научить студентов не только идти вслед потребностям и требованиям, а сформировать и развить профессионально-эстетическую компетентность, ведущую студента к профессии дизайнера.

Список литературы:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для вузов / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - С. 19. -КВМ 5-7695-0743-8.

2. Кирьякова А.В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей: монография. - М.: дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ 2009. -318 с. - КВМ 978-5-89149-016-1.

3. Питерс Том. Основы. Дизайн. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2006. - С. 32.

4. Сидоренко В.Ф. Эстетика проектного творчества. - М.: ВНИИТЭ, 2007. - С. 126.

5. Стенина Т.Л. Формирование эстетических ориентаций студентов: монография / Т.Л. Стенина. - Ульяновск: [Б. и.], 2004. - 108 с. - Библиогр.: с. 88-91. - Прил.: с. 92-107. - БВМ 5-89146-523-Х.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.