Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
И.С. Пальмов
Закон о приходском духовенстве в Черногории
Опубликовано:
Христианское чтение. 1910. № 4. С. 508-526.
@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
-- --- -"- ------------------ --- ■*---•
Отъ переводчика.
ИЖЕПЕЧАТАЕМЫЙ полный текстъ (въ русскомъ переводѣ съ сербскаго подлинника) новаго «Закона о приходскомъ духовенствѣ въ Черногоріи», принятаго народной % скупщиной и утвержденнаго 31 авг. 1909 г. княземъ Ни-I колаемъ, представляетъ собою дальнѣйшее развитіе тѣхъ законодательныхъ мѣропріятій, которыя отчасти уже проведены въ жизнь черногорской церкви на основаніи прежнихъ рѣшеній князя и его правительства по соглашенію съ мѣстною церковною властію. Такъ, въ 1903 году (въ концѣ) изданъ былъ «Уставъ Святѣйшаго Синода въ княжествѣ Черногорскомъ», а въ началѣ 1904 года обнародованъ былъ «Уставъ православныхъ консисторій въ княжествѣ Черногорскомъ». Въ «Уставѣ Св. Синода» содержатся главнѣйшія постановленія, нормирующія внѣшнія и внутреннія отношенія Св. Синода какъ высшей церковной власти въ княжествѣ Черногорскомъ, а въ «Уставѣ православныхъ консисторій» подробно изложены постановленія о составѣ консисторій, о кругѣ ихъ дѣйствій: а) касательно епархіальнаго управленія (о православной вѣрѣ, о богослуженіи, о правахъ церкви и іерархіи, о духовномъ просвѣщеніи, о церковныхъ строеніяхъ, о духовенствѣ и его приходской службѣ §§ 74—92, о приходахъ и управленіи церковно-общиннымъ имуществомъ §§ 93—111; о монастыряхъ и монастырскомъ управленіи; о финансовыхъ дѣлахъ консисторіи), б) епархіальнаго суда (о преступленіяхъ духовенства §§ 136—146, о церковныхъ наказаніяхъ и о брачныхъ дѣлахъ), в) относительно внѣшней процессуальной стороны консисторскаго дѣлопроизводства (о засѣданіяхъ консисторіи, о дѣлопроиз-
водствѣ, о протоколахъ и исполненіи ея рѣшеній и о канцелярій ея) * *).
Новый «Законъ о приходскомъ духовенствѣ» черногорскомъ является дополненіемъ главнымъ образомъ къ соотвѣтствующимъ, выше отмѣченнымъ параграфамъ консисторскаго «Устава», преимущественно же по вопросу о матеріальномъ обезпеченіи приходскаго духовенства, о которомъ въ консисторскомъ «Уставѣ», конечно, ничего не говорится, но по которому все-таки существовали сепаратные законы, изданные въ 1900 и 1901 годахъ 2). Теперь эти сепаратные законы отмѣняются новымъ «закономъ» (см. §§ 44 и 48—9), Въ новомъ «законѣ» есть и другія менѣе существенныя дополненія, отчасти даже видоизмѣненія нѣкоторыхъ частныхъ пунктовъ прежнихъ остающихся въ силѣ законоположеній. Такъ напр., не говоря уже о второй части новаго «закона» (о римско-католическомъ приходскомъ духовенствѣ), которая естественно не могла войти въ составъ содержанія ни «Устава Св. Синода», ни «Устава православныхъ консисторій», въ новомъ «законѣ» есть спеціальныя дополненія и о приходскомъ духовенствѣ православномъ (о подготовкѣ и квалификаціи кандидатовъ пастырства, о замѣнѣ доселѣшнихъ окружныхъ протопресвитеровъ областными протоіереями, примѣнительно къ новому гражданско-административному дѣленію страны на области, число коихъ теперь 10 и пр.). Любопытно еще въ новомъ «законѣ» то, что въ качествѣ высшей церковной власти выдвигается не Св. Синодъ, а Архіерейскій Соборъ (ср., напр., §§ 6, 10, 11, 15, 29, 31, 32). Очевидно, что въ числѣ новыхъ законодательныхъ предположеній въ Черногоріи стоитъ вопросъ или о замѣнѣ нынѣшняго Св. Синода Архіерейскимъ Соборомъ (какъ это существуетъ, напр.,
1) Полный текстъ „Устава Св. Синода въ княжествѣ Черногорскомъ“ и подробное изложеніе содержанія „Устава православныхъ консисторій“ напечатаны въ „Христіанскомъ Чтеніи“ за 1905 г. май (679—698 стр.), іюнь (811—832 стр.) и іюль (3—19 стр.), а послѣ въ отдѣльномъ оттискѣ подъ заглавіемъ: „Новѣйшее устройство православной черногорской церкви по Уставу Св. Синода отъ 30 декабря 1903 года и Уставу православныхъ консисторій отъ 1 января 1904 года“. Спб. 1905. г.
• *) Здѣсь разумѣется— прежде всего—законъ отъ 1900 г. о жалованьи черногорскому духовенству. Содержаніе этого закона изложено въ выше-цитованной моей брошюрѣ, стр. 35—6, примѣч. А законъ отъ 8 апрѣля 1901 г. касается учрежденія „фонда для содержанія больныхъ священниковъ и вдовъ и сиротъ умершихъ священниковъ и діаконовъ“. См. тамъ же, стр. 32—4, прим. 1.
въ королевствѣ Сербскомъ), или объ учрежденіи новаго высшаго церковнаго органа, въ видѣ періодически созываемаго собора. Судя но характеру содержанія вы [неотмѣченныхъ параграфовъ новаго «закона», вопросъ идетъ, по всей вѣроятности, о замѣнѣ названій и перенесеніи функцій Св. Синода на Архіерейскій Соборъ. Но въ какомъ видѣ послѣдуютъ эти предполагаемыя нами измѣненія,—объ этомъ у насъ нѣтъ фактическихъ данныхъ.
Въ заключеніе слѣдуетъ отмѣтить одну особенность, принципіальнаго свойства, въ новомъ «законѣ», которая касается отношеній министра просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ къ церкви. Министръ является высшимъ рапорядителемъ и даже какъ бы крайнимъ судьею въ дѣлахъ, конечно, церковно-административныхъ: онъ, нагір., назначаетъ членовъ въ конкурсную коммиссію для избранія достойнаго кандидата въ приходскіе священники (§ 5) и принимаетъ противъ Архіерейскаго Собора аппелляціои-ныя жалобы (§ 10). Разумѣется, эта тенденція поставить церковь въ зависимость отъ министра церковныхъ дѣлъ навѣяна новѣйшимъ (съ 1905 г.) государственно-представительнымъ строемъ въ Черногоріи: эта тенденція—ко вреду церкви—проводится въ болѣе широкихъ размѣрахъ въ другихъ православныхъ конституціонныхъ государствахъ, гдѣ министръ, выдвигаемый изъ среды господствующей партіи случайныхъ представителей народныхъ, не можетъ быть сдерживаемъ иногда и короною. Но въ Черногоріи, какъ и въ Россіи, министры еще не ставленники той или другой побѣдившей на выборахъ партіи: они—министры по выбору князя и потому ихъ власть во-время можетъ быть ограничена или даже совсѣмъ парализована традиціонно-благожелательной къ интересамъ православной церкви властію князя-преемника черногорскихъ «владыкъ», представителей идеи теократическаго управленія страной. Во всякомъ случаѣ времена теократическаго строя Черногоріи давно (съ начала второй половины прошедшаго столѣтія) миновали и внесеніе упомятутой тенденціи въ отношенія свѣтской власти въ лицѣ соотвѣтствующаго министра къ церкви можетъ имѣть послѣдствія нежелательныя все-таки для каноническихъ взаимоотношеній между церковью и государствомъ.
И. П.
Законъ о приходскомъ духовенствѣ въ Черногоріи,
принятый Народною Скупщиною и утвержденный княземъ Николаемъ I
31 августа 1909 года.
А) Православнре духовенство
I. Общій отдѣлъ.
8 1-
Въ княжествѣ Черногорскомъ государственная вѣра—восточно-православная. Всѣ священнодѣйствія для народа совершаетъ православное приходское духовенство мірского чина (т. е. не монашествующее).
§ 2.
Приходъ (парохія) есть основная церковная область, состоящая изъ опредѣленнаго числа православно-христіанских ь домовъ, которые обслуживаетъ одинъ священникъ.
Приходскимъ домомъ считается задруга, самостоятельная семья, а также совершеннолѣтній хозяинъ опредѣленныхъ занятій, живущій въ отдѣльномъ домѣ.
Всѣ православные жители одного прихода суть его прихожане.
§ 3.
Каждый приходъ въ княжествѣ Черногорскомъ долженъ имѣть своего приходскаго священника, а область—протоіерея.
§ 4.
Приходскимъ священникомъ должно быть лицо, которое состоитъ въ черногорскомъ подданствѣ и окончило мѣстную спеціальную богословско-учительскую школу, или равную ей за границей, духовныя и тѣлесныя качества котораго отвѣчаютъ канонамъ православной церкви и предписаніямъ Настоящаго закона.
§ 5.
Свободныя (вакантныя) приходскія мѣста замѣщаются посредствомъ конкурса, объявляемаго подлежащей консисторіей, съ одобренія министра церковныхъ дѣлъ, не позже четырехъ мѣсяцевъ со дня освобожденія мѣста, а выборъ кандидата производитъ коммиссія, состоящая изъ одного чиновника министерства просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ, двухъ членовъ духовнаго суда и двухъ священниковъ. Составъ коммиссіи опредѣляется министромъ просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ на одинъ годъ. На лучшія мѣста преимущество имѣютъ священники, которые, при лучшей спеціальной подготовкѣ, болѣе продолжительной службѣ и при наличности семейныхъ нуждъ, отличаются (наилучшимъ) поведеніемъ, (особыми) трудами по церкви и въ литературѣ.
§ 6-
Приходъ не долженъ имѣть болѣе 400 домовъ и меньше 200 домовъ.
Въ видѣ исключенія, большее число домовъ въ приходѣ можетъ быть допущено только по городамъ и большимъ селамъ, а меньшее количество домовъ можетъ быть только въ горныхъ и ненаселенныхъ мѣстностяхъ.
Во всякомъ случаѣ, приходъ не долженъ имѣть свыше 600 домовъ и менѣе 150 домовъ. О таковыхъ исключеніяхъ дѣлаетъ свои постановленія Архіерейскій Соборъ на основаніи мотивированнаго доклада надлежащаго духовнаго суда.
II. Права и обязанности приходскаго духовенства
§ 7.
Священники въ своихъ приходахъ вообще не смѣщаемы (букв. пребываютъ постоянно).
Они могутъ быть перемѣщаемы по своей просьбѣ и съ согласія, или по приговору духовныхъ судовъ за учиненныя преступленія.
§ 8.
Приходскій священникъ долженъ отозваться на приглашеніе своего прихожанина для совершенія той или другой
требы. Время совершенія той и другой требы опредѣляетъ приходскій священникъ, за исключеніемъ только тѣхъ священнодѣйствій, которыя не терпятъ ни малѣйшагс отлагательства, а именно: крещеніе въ случаѣ необходимости и причащеніе больного.
§ 9.
Священникъ за неисполненіе своихъ обязанностей отвѣтственъ предъ церковными властями и подлежитъ извѣстнымъ наказаніямъ.
Вины духовенства, которыя изслѣдуютъ и за которыя судятъ его подлежащія церковныя власти, суть слѣдующія:
1) неисполненіе служебныхъ священническихъ обязанностей;
2) небрежное исполненіе служебныхъ священническихъ обязанностей;
3) нѳнравствѳнная жизнь, неприличное поведеніе на публичныхъ мѣстахъ, игра въ карты, пьянство, опьяненіе, ругательство, торговля и тому подобныя дѣла;
4) неисполненіе законныхъ распоряженій надлежащихъ властей;
5) критика государственныхъ законовъ я распоряженій гражданскихъ и церковныхъ властей и осужденіе ихъ дѣйствій въ проповѣдяхъ, которыя священники говорятъ въ церкви и на другихъ мѣстахъ ио случаю совершенія тѣхъ или другихъ требъ;
6) простыя обиды, наносимыя однимъ священнымъ лицомъ другому;
7) униженіе высшей церковной власти;
8) содѣйствіе корпораціи, дѣйствія коей направлены противъ государственнаго устройства;
9) оскорбленіе религіозныхъ народныхъ чувствъ словомъ или дѣломъ, равно и подрывъ религіи и церкви.
§ ю.
Наказанія, къ коимъ могутъ быть присуждаемы священныя лица надлежащими церковными властями, суть слѣдующія:
1) замѣчаніе (напоминаніе);
2) выговоръ;
3) ѳпитимія (наименьшій срокъ—7, а наибольшій—30 дней);
4) лишеніе жалованья въ теченіе времени до двухъ мѣсяцевъ;
5) запрещеніе священнослуженія — отрѣшеніе отъ „епитрахили“ (наименьшій срокъ—одинъ мѣсяцъ, а наибольшій— одинъ годъ);
6) лишеніе должности приходской службы, и
7) лишеніе священнаго сана.
Замѣчаніе (напоминаніе), выговоръ и лишеніе жалованья до десяти дней можетъ дѣлать областной протоіерей. А всѣ остальныя наказанія налагаетъ подлежащій архіерей, къ лишенію же священнаго сана присуждаетъ Архіерейскій Соборъ.
Жалобы противъ приговора областного протоіерея, подаваемыя подлежащему архіерею, и жалобы противъ приговора архіерея, подаваемыя Архіерейскому Собору, равно какъ и жалобы противъ Архіерейскаго Собора, конечно только по чисто административнымъ вопросамъ, направляемыя въ министерство просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ, представляются по назначенію въ теченіе 15 дней.
§ 11-
Преступленія священниковъ церковной природы изслѣдуютъ протоіереи, въ противномъ случаѣ дѣлается это обычнымъ путемъ черезъ гражданскія власти.
Во время судебнаго слѣдствія священникъ, соотвѣтственно съ характеромъ вины, можетъ быть устраненъ отъ должности и за это время получаетъ половину жалованья, а если окажется невиновнымъ, то поступаетъ снова на службу и получаетъ половину удержаннаго жалованья.
Если же обвиняемый священникъ будетъ освобожденъ (т. е. отъ суда) по недостатку уликъ, тогда Архіерейскій Соборъ, согласно съ большею или меньшею степенью сомнѣнія относительно такого священника, равно и соотвѣтственно качеству самого дѣла, по причинѣ котораго находится священникъ подъ сомнѣніемъ, рѣшаетъ, останется ли таковый священникъ и далѣе на службѣ или въ священномъ званіи.
Тотъ, который былъ подъ судомъ съ отрѣшеніемъ отъ службы, въ случаѣ освобожденія отъ наказанія по недостатку уликъ, не можетъ получить половины платы, которая удержана была въ бытность его подъ судомъ.
§ 12.
Никакое наказаніе не можетъ быть наложено, пока вина не будетъ вполнѣ изслѣдована и пока священникъ не будетъ письменно допрошенъ, а большія или меньшія наказанія налагаются примѣнительно къ большей или меньшей виновности и примѣнительно къ прежнему доброму или худому поведенію обвиняемаго священника.
§ із.
Никто изъ священниковъ не долженъ совершать требы въ чужомъ приходѣ безъ дозволенія надлежащаго священника, или распоряженія духовной власти, исключая крещенія въ случаѣ необходимости и причащенія больного.
§ 14.
Всѣ требы, которыя по предписанію церковнаго устава совершаются въ церкви, и по настоящему закону совершаются только въ церкви своего прихода.
Въ приходахъ, гдѣ есть нѣсколько церквей, въ главные годичные праздники священникъ долженъ совершать службы въ приходской церкви.
§ 16.
Для совершенія требы, гдѣ полагается или желательно участіе въ ней нѣсколькихъ священниковъ, таковыхъ приглашаетъ соотвѣтствующій приходскій священникъ согласно предписаніямъ, которыя издастъ Архіерейскій Соборъ.
Съ разрѣшенія надлежащаго приходскаго священника пришлый священникъ можетъ служить только тогда, когда представитъ удостовѣреніе, что онъ—священникъ и не состоитъ подъ запрещеніемъ священнодѣйствія.
§ 16.
Священникъ получаетъ право приходскаго священника со дня, когда ему предоставляется приходъ.
Какъ только извѣстное лицо назначается на приходскую службу, подлежащій архіерей выдаетъ ему грамоту (синд-желію), какъ и всѣмъ священникамъ, которыхъ настоящій законъ застанетъ на службѣ.
34
О вступленіи въ должность новаго приходскаго священника извѣщаются мѣстный подлежащій протоіерей и общины, кои входятъ въ составъ его прихода.
§ 17.
Священникъ теряетъ право приходскаго священика:
а) въ случаѣ смерти;
б) когда, по предписанію настоящаго закона, увольняется на покой съ пенсіей, назначаемой согласно съ этимъ закономъ;
в) когда по приговору духовнаго суда будетъ присужденъ къ лишенію сана или лишенію прихода;
г) когда самъ подастъ просьбу объ отставкѣ отъ приходской службы и когда эта просьба объ отставкѣ будетъ удовлетворена соотвѣтствующею духовною властію;
д) когда будетъ поставленъ на другую какую-либо службу церковную или государственную; и
дь) когда оставитъ приходъ и въ теченіе 15 дней не явится въ него, не объяснивъ законныхъ причинъ своего отсутствія.
III. Жалованье и пенсіи приходскому духовенству.
§ 18.
Основное (начальное) жалованье приходскаго духовенства 960 пѳрпѳръ *).
Прибавокъ къ основному жалованью по 240 пѳрперъ полагается шесть, которыя получаются въ концѣ каждаго пятаго года, такъ что къ концу 30-го года службы цѣлое жалованье священника простирается до 2400 перперъ.
§ 19.
Городскіе священники, кромѣ основного жалованья и періодическихъ прибавокъ (§ 18), получаютъ дополнительную плату въ слѣдующемъ размѣрѣ:
Детиньскій—720 перперъ въ годъ;
Подгорицкій и Никшичскій по 600 пѳрпѳръ въ годъ; во всѣхъ остальныхъ областныхъ центрахъ, какъ и въ Упьциньѣ, по 480 перперъ въ годъ. 1
1) Перпѳра — новѣйшая черногорская сѳрѳбрянная монета, соотвѣтствующая австрійской кронѣ (ок. 40 к.). Пргш. пер.
§ 20.
Приходское духовенство получаетъ жалованье, прибавки, пенсіи, равно и дополнительную плату (въ указанныхъ городахъ) изъ государственнаго казначейства.
§ 21.
За вышеуказанное годичное жалованье приходскіе священники должны безплатно исполнять слѣдующія обязанности:
а) совершать богослуженіе въ церкви во всѣ воскресные и праздничные дни, равно и въ дни, которые надлежащею властью опредѣлены для празднованія, и во дни—іпо распоряженію архіерея.
Въ городахъ, гдѣ при церкви нѣсколько священниковъ, служба совершается каждый день.
б) совершать общія молебствія, которыя назначитъ церковная власть по соглашенію съ государственною властью;
в) одинъ разъ въ году совершать крестный ходъ въ овоемъ приходѣ или сразу въ нѣсколькихъ селахъ вмѣстѣ, или въ каждомъ селѣ въ отдѣльности;
г) освящать богоявленскую воду;
д) говорить проповѣди по большимъ праздникамъ; поучать народъ вѣрѣ и нравственности, какъ въ церкви, такъ и внѣ ея, въ особенности при исполненіи тѣхъ или другихъ отдѣльныхъ требъ;
дь) при рожденіи дѣтей давать молитву и освящать воду;
е) совершать крещеніе въ церкви, кромѣ тѣхъ случаевъ, когда оно совершается на дому, какъ, напр., крещеніе по необходимости вслѣдствіе слабости ребенка, или по причинѣ холода и отдаленности отъ церкви;
ж) совершать кажденіе въ домѣ каждаго прихожанина по случаю праздника „славы“ („крестное имя“), но ни въ какомъ случаѣ не ранѣе пяти дней до праздника;
з) совершать предбрачные обыски и вѣнчаніе въ церкви;
и) дѣлать троекратныя оглашенія въ воскресные и праздничные дни въ церкви относительно тѣхъ, которые намѣреваются вступать въ бракъ;
і) совершать отпѣваніе покойниковъ, провожать ихъ въ церковь и на кладбище, и по этому случаю освящать воду въ домѣ умершихъ;
34*
к) каждый годъ по уставу церковному совершать общій парастасъ въ церкви и прочитывать синодики во дни поминовенія усопшихъ;
л) совершать общій парастасъ по погибшимъ борцамъ за вѣру и отечество ежегодно на Спасовъ день (т. е. Вознесеніе Господне) и на Видовъ день *).
ль) совершать молебствія предъ началомъ и по окончаніи школьнаго учебнаго года;
м) совершать благодарственныя молебствія по случало государственныхъ праздниковъ, или когда распорядится церковная власть по случаю какого-либо важнаго событія;
н) въ день св. Саввы освящать воду во всѣхъ школахъ прихода;
нь) исповѣдывать и причащать здоровыхъ въ церкви и больныхъ на дому;
о) наблюдать за тѣмъ, чтобы никакой иновѣрецъ не причинялъ вреда православной церкви, въ какомъ бы то ни было видѣ прозелитизма;
п) приводить къ присягѣ всѣхъ общественныхъ и государственныхъ служащихъ, которые исполняютъ обязанности безплатно;
р) въ отношеніи къ государству и общинѣ исполнять обязанности, относящіяся къ оффиціальной ихъ службѣ, которыя предписала или въ будущемъ предпишетъ государственная власть по соглашенію съ церковною властію, какъ напр.: вести метрическія книги о рожденіяхъ, о предбрачныхъ обыскахъ и бракахъ и о умершихъ, оффиціальную переписку съ церковными, гражданскими и военными властями; помогать церковнымъ туторамъ 1 2) при веденіи и составленіи отчетовъ по церкви и вести переписку, касающуюся церкви и ея интересовъ, выдавать выписки изъ книгъ по требованію властей для полученія пенсій чиновниками и отдѣльными лицами на основаніи свидѣтельствъ о бѣдности; составлять списки новобранцевъ, дѣтей для опредѣленія
1) День св. Виіа 15 іюня, день несчастной для сербовъ Косовской битвы 1389 г. Прим. пер.
а) Члены церковно-общиннаго совѣта, уполномоченные вести церковное хозяйство. См. о правахъ и обязанностяхъ ихъ въ „Уставѣ православныхъ консисторій въ кн. Черногорскомъ“ §§ 102—111, а въ моемъ изложеніи въ цит..брошюрѣ, стр. 38—40. Прим. пер.
въ школу и привитія оспы; заполнять бланки для государственной статистики и мирить спорящихъ супруговъ.
§ 22.
На ряду съ жалованьемъ, опредѣленнымъ въ § 18 настоящаго закона, за исполненіе обязанностей, перечисленныхъ въ § 21, каждый приходскій священникъ имѣетъ право на вознагражденіе со стороны своихъ прихожанъ за требо-исправленія по слѣдующей таксѣ:
а) за молитву въ церкви 1 пѳрперу; а на дому 2 пѳрпѳры;
б) за елеосвященіе каждому священнику по 2 перперы;
в) за водоосвященіе, когда священника нарочито приглашаютъ, въ церкви 1 перперу, а на дому 2 перперы;
г) за проводы покойника, въ которыхъ по желанію родственниковъ принимаютъ участіе нѣсколько священниковъ, на каждаго священника и діакона, кромѣ своего, по 3 перперы;
д) за парастасы въ церкви на каждаго священника по
2 пѳрпѳры; а за парастасы, совершаемые отдѣльными корпораціями и обществами по своимъ умершимъ членамъ, на каждаго священника но 3 пѳрпѳры;
дь) за поминовеніе на литургіи и окажденіѳ колива въ церкви (малый парастасъ) 40 паръ 4), а за выходъ на могилу по нарочному приглашенію 1 перперу;
е) за чтеніе евангелія надъ покойникомъ на дому 5 пѳр-перъ;
ж) за вѣнчаніе на каждаго священника и діакона, кромѣ своего мѣстнаго, по 4 перперы;
з) за выдачу выписокъ изъ книгъ по частному требованію отдѣльныхъ лицъ для разныхъ надобностей, кромѣ документовъ для брака, 1 перперу, а за испытаніе невѣсты на дому 4 перперы;
і) за бдѣніе (съ благословеніемъ хлѣбовъ) 4 перперы;
к) за заказную литургію вмѣстѣ съ виномъ и просфорами, когда кто-либо пожелаетъ это, конечно, въ обычный простой день, помимо воскресенья, праздниковъ или дня „славы“,
3 перперы.
л) за сорокоустъ съ виномъ и просфорами 80 пѳрпѳръ;
ль) за освященіе новаго дома 2 пѳрпѳры;
м) за приведеніе къ присягѣ лицъ, получающихъ жалованье или суточныя деньги, съ каждаго лица по 1 пѳрперѣ;
н) вино и просфоры, которыя прихожане должны въ день „славы“ и поминальные дни приносить въ церковь, поступаютъ въ распоряженіе священника.
§ 23.
. Разныя села одного и того же прихода не могутъ требовать, чтобы священникъ въ одинъ и тотъ же день совершалъ крестный ходъ въ каждомъ селѣ. Священникъ назначаетъ дни и то только воскресные, праздничные и дни святыхъ, празднуемые церковью, когда "именно и въ какомъ селѣ имѣетъ быть крестный ходъ. Конечно, и въ другіе дни могутъ быть назначены крестные ходы, если на то послѣдуетъ согласіе священника и прихожанъ.
§ 24.
Всякій приходскій священникъ, для каждой періодической прибавки къ жалованью, обязанъ представить подлежащей консисторіи доказательства о годахъ своей службы и о своемъ правѣ на періодическую прибавку по настоящему закону. Консисторія не далѣе какъ черезъ три дня должна послать документы надлежащей государственной власти, которая сдѣлаетъ все нужное для того, чтобы прибавка во-время была опредѣлена и выдана.
§25.
. Приходскому священнику, который присужденъ къ епи-тиміи свыше 15 дней, или запрещенію священнодѣйствія свыше 6 мѣсяцевъ, не считается въ годы службы цѣлый годъ, а за наказаніе свыше чѣмъ на 6 мѣсяцевъ—два года; а кто присужденъ къ лишенію прихода на срокъ свыше года, тому не засчитывается въ службу три года со дня приговора.
Присужденный къ лишенію прихода приходскій священникъ теряетъ право на плату,' доколѣ не получитъ новаго прихода; приговоренный же къ меньшимъ наказаніямъ архіерейскою или судебною властію въ теченіе срока отбыванія наказанія теряетъ треть своего жалованья и доходъ по § 22 настоящаго закона, что получаетъ священникъ, который за указанное время исполнялъ его обязанности.
§ 26.
Приходское духовенство подучаетъ пенсію изъ государственнаго казначейства по закону о чиновникахъ гражданскаго чина.
§ 27.
Для обезпеченія вдовъ и дѣтей умершихъ священниковъ и діаконовъ существуетъ при министѳрстѣ финансовъ общій пенсіонный для чиновниковъ фондъ.
Въ этотъ фондъ приходскіе священники и діаконы вносятъ ежегодно 5°/<> своего систематическаго жалованья, равно и свое жалованье за первый мѣсяцъ новорукоположѳный, также и пѳрвомѣсячныя періодическія прибавки. За это, по смерти ихъ, выдается осиротѣлой семьѣ мѣсячная плата въ томъ размѣрѣ, въ какомъ получалъ свое жалованье умершій въ моментъ смерти. Изъ этого фонда вдовы и дѣти умершихъ священниковъ получаютъ пенсію согласно закону о чиновникахъ гражданскаго чина.
Доселѣ существовавшій пенсіонный священническій фондъ переходитъ въ общій—пенсіонный для чиновниковъ фондъ. §
§ 28.
Приходскій священникъ теряетъ пенсію:
а) въ случаѣ смерти;
б) если священникъ поступаетъ на государственную или какую-либо иную службу. Священнику, который поступаетъ на государственную службу, будутъ засчитаны годй приходской службы;
в) если будетъ осужденъ за злодѣянія въ тюрьму свыше года, или за тѣ преступленія, за которыя приходскій священникъ лишается прихода или сана.
§ 29.
Неспособность къ приходской службѣ свидѣтельствуется удостовѣреніемъ отъ трехъ врачей, которые въ коммиссіи должны удостовѣрить эту неспособность. Таковую врачебную коммиссію назначаетъ министръ церковныхъ дѣлъ, а постановленіе относительно назначенія пенсіи, на основаніи отзыва коммиссіи и по заслушаніи въ консисторіи, дѣлаетъ Архіерейскій Соборъ.
§ зо.
Священникъ, получающій государственную пенсію, не можетъ быть приходскимъ священникомъ, пока не откажется отъ пенсіи.
§ 31.
Въ епархіи—три протоіерея.
Церковно-административную (протоіерейскую) область, по предложенію консисторіи, опредѣляетъ Архіерейскій Соборъ.
§ 32.
Въ областные протоіереи могутъ быть поставлены тѣ священныя лица, которыя состояли въ діаконскомъ и священническомъ санѣ не менѣе десяти лѣтъ и имѣютъ квалификацію, указанную въ § 4 настоящаго закона.
Лица же съ высшимъ богословскимъ (факультетскимъ) образованіемъ могутъ быть поставлены на указанныя мѣста и ранѣе указаннаго срока, по опредѣленію Архіерейскаго Собора.
Областныхъ протоіереевъ избираетъ и поставляетъ Архіерейскій Соборъ, по предложенію епархіальной консисторіи.
§ 33.
Областные протоіереи, какъ церковно-административные предстоятели въ своей области, исполняютъ обязанности, указанныя имъ Уставомъ православной консисторіи въ §§ 83, 84 и 85 ‘). * 5
‘) Сущность содержанія этихъ параграфовъ сводится къ слѣдующему. Протопресвитеръ, по терминологіи настоящаго закона—протоіерей, стоящій во главѣ приходскаго духовенства извѣстнаго округа или области, назначается по представленію консисторіи архіереемъ изъ наиболѣе достойныхъ іереевъ области, прослужившихъ въ священномъ санѣ не менѣе
5 лѣтъ. Объ этомъ назначеніи архіерей сообщаетъ министерству просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ. Протопресвитеръ или протоіерей обязанъ слѣдить за точнымъ исполненіемъ правилъ относительно храненія чистоты православной вѣры въ его округѣ или области, проповѣди слова Божія^подвѣдомственнымъ духовенствомъ, преподаванія Закона Божія въ школахъ (по одобреннымъ для этой цѣли книгамъ), за катихизаціей дѣтей, за точнымъ исполненіемъ правилъ о церковномъ богослуженіи, благочиніи и церковномъ хозяйствѣ и пр. Для удостовѣренія во всемъ этомъ онъ обязанъ по крайней мѣрѣ одинъ разъ въ годъ обозрѣть подвѣдомственные ему приходы, обревизовать инвентари церквей, церковное сче-
Они въ то жѳ время и приходскіе священники, получающіе изъ государственнаго казначейства, за исполненіе своѳй протоіерейской должности, годичную прибавку въ размѣрѣ 600 пѳрпѳръ.
Б) Римеко-католичѳекое духовенство-
§ 34.
Всѣ требы для народа римско-католическаго исповѣданія совершаетъ римско-католическое духовенство.
§ 35.
Приходскимъ священникомъ можетъ быть такое лицо, которое состоитъ въ подданствѣ черногорскомъ и окончило спеціальную римско-католическую богословскую школу, духовныя и тѣлесныя качества котораго отвѣчаютъ канонамъ римско-католической церкви и предписаніямъ настоящаго закона.
Тѣ кандидаты, которые получили свое спеціальное богословское образованіе за границей, должны подвергаться въ нарочито образованной коммиссіи испытаніямъ по сербскому и церковно-славянскому языкамъ, сербской исторіи и географіи сербскихъ земель.
§ 36.
Вакантные приходы замѣщаются посредствомъ конкурса, который объявляетъ архіепископія съ одобренія министра церковныхъ дѣлъ въ теченіе 4-хъ мѣсяцевъ со дня освобожденія мѣста, а выборы производитъ коммиссія, состоящая изъ одного чиновника министерства просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ и одного римско-католическаго священника.
§ 37.
Объ исключеніяхъ § 6 настоящаго закона' рѣшаетъ
министръ церковныхъ дѣлъ по мотивированному предложенію арцибискупа Барскаго (Антиварскаго).
§ 38.
Вины римско-католическихъ священниковъ церковной природы изслѣдуетъ арцибискупъ Барскій и за нихъ налагаетъ наказанія согласно съ настоящимъ закономъ.
Жалобы противъ приговора арцибискупа представляются въ министерство церковныхъ дѣлъ въ теченіе 15 дней.
§ 39.
Для совершенія требы, для которой нужны или желательны нѣсколько священниковъ, таковыхъ приглашаетъ соотвѣтствующій приходскій священникъ по правиламъ, кои предпишетъ арцибискупія Барская.
§ 40.
Римско-католическое духовенство дѣлаетъ взносы въ пенсіонный фондъ по предписаніямъ настоящаго закона и получаетъ право на пенсію подъ условіемъ, если внесетъ въ пенсіонный фондъ еще ту сумму, которую православное духовенство внесло сюда до вступленія въ силу настоящаго закона.
Временныя постановленія.
§ 41.
Министръ церковныхъ дѣлъ распредѣляетъ территорію государства на приходы въ смыслѣ перваго члена § 6 настоящаго закона, когда этотъ законъ вступитъ въ силу, по полученіи отзыва подлежащаго архіерея.
§ 42.
По вступленіи настоящаго закона въ силу и послѣ административнаго дѣленія на приходы, будетъ объявленъ конкурсъ на всѣ приходы въ государствѣ.
Тѣ священники, коихъ настоящій законъ застанетъ въ качествѣ приходскихъ священниковъ и которые по конкурсу не получатъ прихода, въ интересахъ государственной службы, увольняются съ пенсіей. §
§ 43.
Въ случаѣ недостатка православныхъ приходскихъ священниковъ мірскаго чина, можетъ исправлять требы для народа и православное духовенство монашествующее.
§ 44.
Дополнительный къ жалованью священника фондъ, изъ котораго получало плату приходское духовенство, остается и далѣе на будущее время въ размѣрѣ той же суммы и передается въ главное государственное казначейство со дня вступленія въ силу настоящаго закона, точно также со времени примѣненія къ жизни настоящаго закона перестаетъ имѣть силу „законъ о фондѣ больныхъ священниковъ и діаконовъ православной церкви въ Черногоріи и ихъ вдовъ и дѣтей отъ 1901 года“ ‘).
§ 45.
а) Теперешнимъ приходскимъ священникамъ, имѣющимъ образованіе, указанное въ § 4 настоящаго закона, дѣлаются систематическія прибавки къ жалованью со дня вступленія этого закона въ силу въ размѣрѣ 240 перперъ, и отсюда считаютъ періодическія прибавки согласно съ предписаніями § 18 настоящаго закона;
б) Священники съ богословскимъ образованіемъ безъ гимназическаго, или съ гимназическимъ безъ богословскаго, получаютъ прибавки въ размѣрѣ 180 перперъ.
в) Священники съ основнымъ школьнымъ образованіемъ получаютъ прибавку въ размѣрѣ 120 перперъ.
Всѣ вышепоименованные получаютъ къ указанному повышенному жалованью періодическія прибавки по настоящему закону (т. ѳ. по 240, 180, 120 перперъ) со дня вступленія его въ силу.
§ 46.
Наставникамъ народныхъ среднихъ и высшихъ школъ, равно и чиновникамъ духовныхъ судовъ, буде пожелаютъ поступить въ приходскіе священники, проведенные ими на прежней ихъ службѣ годы засчитываются для полученія періодическихъ прибавокъ по приходской службѣ.
§ 47.
Всѣ окружные протоіереи и наблюдатели, которыхъ застанетъ настоящій законъ въ таковомъ званіи, получаютъ отставку и сохраняютъ только права приходскихъ священ-
никовъ, исполняя однако протоіерейскую должность до поставленія новыхъ.
Всѣ доселѣ бывшіе окружные протоіереи могутъ быть снова поставлены въ областные протоіереи, не взирая на количество лѣтъ службы въ санѣ священника и діакона.
§ 48.
Всѣ постановленія настоящаго закона въ отдѣлѣ А) имѣютъ силу и по отношенію къ римско-католическому духовенству, поскольку они не видоизмѣнены предписаніями этого закона въ отдѣлѣ Б) и насколько упомянутыя постановленія не противорѣчатъ каноническимъ предписаніямъ римско-католической церкви.
§ 49.
Настоящій законъ вступаетъ въ жизнь, когда утвердитъ его князь, и обязательную силу получаетъ черезъ десять дней послѣ его обнародованія въ оффиціальныхъ вѣдомостяхъ, и тогда теряютъ свою силу прежнія законныя распоряженія о приходскомъ духовенствѣ, поскольку не имѣютъ точки опоры въ настоящемъ законѣ.
Предписываемъ замѣстителю нашего министра просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ, нашему министру юстиціи, обнародовать настоящій законъ, а всѣмъ нашимъ министрамъ стараться объ исполненіи его, властямъ же повелѣваемъ по нему поступать, всѣмъ и каждому подчиняться ему.
Цетинье, 31 августа 1909 года.
Николай с. р.
Читалъ и приложилъ государственную печать хранитель государственной печати, министръ юстиціи,
Д-ръ С. Дрлевичъ с. р.
Предсѣдатель министерскаго совѣта, министръ иностранныхъ дѣлъ Д-ръ Л. Томановичъ с. р.
Министръ военный генералъ-адъютантъ,
бригадиръ Дмитрій Мартиновичъ с. р.
Министръ финансовъ и общественныхъ работъ
Душанъ Вукотичъ с. р.
Министръ внутреннихъ дѣлъ I. С. Пламѳнацъ с. р-
Министръ юстиціи, замѣститель министра просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ Д-ръ С. Дрлевичъ с. р.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки