Научная статья на тему 'Новейшее устройство православной черногорской церкви'

Новейшее устройство православной черногорской церкви Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новейшее устройство православной черногорской церкви»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.С. Пальмов

Новейшее

устройство православной черногорской церкви

Опубликовано:

Христианское чтение. 1905. № 6. С. 811-832.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

X X X X ХХХХ X ХХ)ГХ X^t X X X X X XJ< X X

»f ••• ИГ IM fll Ml МГ fM VIP f<

Новѣйшее устройство православной черногорской

церкви.

II. Уставъ православныхъ консисторій.

0ОЧТИ одновременно съ „Уставомъ Св. Синода“ православной черногорской церкви обнародованъ и утвержденъ 1 января 1904 года княземъ Николаемъ „Уставъ православныхъ консисторій въ княжествѣ Черногор-1 скомъ“ (Устав православних консистори]а у княжевини [ 4pnoj Гори). Въ „Уставѣ Св. Синода“, какъ видно изъ воспроизведеннаго нами *) въ русскомъ переводѣ съ сербскаго языка полнаго текста его содержанія, заключаются главнѣйшія, безъ излишнихъ подробностей, постановленія, нормирующія внутреннія и внѣшнія отношенія Св. Синода какъ высшей церковной власти въ княжествѣ Черногорскомъ. Въ частности, въ первыхъ девяти параграфахъ (§§ 1—9) содер жатся общія постановленія: о положеніи православной черногорской церкви въ ряду другихъ православныхъ автокефальныхъ церквей (§ 1), о внѣшнемъ епархіальномъ раздѣленіи черногорской митрополіи на двѣ епархіи—архіепископскую цетиньскую (митрополичью) и захолмско-рашскую (§§ 2—3), о значеніи Св. Синода какъ церковной власти въ дѣлахъ церковныхъ на подобіе власти Государственнаго Совѣта въ дѣлахъ гражданскихъ (§ 4), о правѣ и обязанности государственной власти оказывать Св. Синоду свою защиту и покровительство (§ 5), о порядкѣ, равно и о времени созыва синодальныхъ собраній (§§ 6 и 7), о руководящихъ основаніяхъ для синодальныхъ рѣшеній (§ 8), и пр. Въ дальнѣйшихъ трехъ главахъ „Устава“ излагаются болѣе подробныя и спеціальныя постановленія. Въ главѣ I (§§ 10—14) содержатся постановленія о составѣ Св. Синода изъ семи членовъ

*) См. „Христ. Чтеніе“ за текущій годъ, май.

(4-хъ по праву, т. е. по званію и сану, и 3-хъ по избранію) и одного секретаря-дѣлопроизводителя. Въ главѣ II (§§ 15—• 22) излагаются подробныя постановленія, опредѣляющія кругъ дѣйствій Св. Синода, съ выдѣленіемъ дѣлъ, относящихся къ компетенціи лично митрополита: перечисляются по

отдѣльнымъ пунктамъ какъ внутреннія (административнаго и судебнаго характера, со включеніемъ брачныхъ дѣлъ), такъ и внѣшнія дѣла, составляющія предметъ вѣдѣнія Св. Синода. А въ главѣ III (§§ 23—29) описывается порядокъ рѣшенія дѣлъ въ синодальныхъ засѣданіяхъ. Любопытно здѣсь отмѣтить, что митрополитъ—какъ предсѣдатель Св. Синода—возлагаетъ обязанности докладывать очередныя дѣла въ засѣданіяхъ Св. Синода на постоянныхъ его членовъ (т. е. по праву, или по званію и сану), и при рѣшеніи дѣлъ только эти послѣдніе имѣютъ голосъ рѣшающій, остальные же члены (т. е. по избранію) пользуются голосомъ совѣщательнымъ (§ 26). Но митрополитъ, кромѣ рѣшающаго голоса, имѣетъ еще, такъ сказать, подтвердительный голосъ, т. е. утверждаетъ синодальныя постановленія, такъ что безъ его одобренія ни одно синодальное постановленіе не получаетъ полной силы и значенія (§ 26). Это послѣднее условіе сообщаетъ власти митрополита рѣшительный авторитетъ, ничѣмъ повидимому не ограничиваемый, кромѣ развѣ власти самодержавнаго князя, который, впрочемъ, не вмѣшивается въ дѣла внутренней жизни церкви. Итакъ князь — неограниченный монархъ въ дѣлахъ государственно-политическихъ, а митрополитъ есть своего рода патріархъ съ широкимъ полномочіемъ рѣшать внутреннія церковныя дѣла, мѣстной церкви окончательно, при содѣйствіи остальныхъ членовъ Св. Синода, но не по большинству голосовъ, которое не можетъ связывать свободы его не подчиняться рѣшенію большинства, или меньшинства, ибо безъ митрополита никакое рѣшеніе не имѣетъ надлежащей силы. Такимъ образомъ въ „Уставѣ Св. Синода“ кратко, но довольно опредѣленно представлена организація высшаго органа церковнаго управленія въ черногорской церкви—Св. Синода, причемъ выпукло указана въ частности и авторитетная роль его предсѣдателя—митрополита.

Въ „Уставѣ православныхъ консисторій“ для княжества Черногорскаго содержатся постановленія, касающіяся организаціи не только самихъ консисторій, но и вообще всего епархіальнаго управленія, приходовъ и управленія церковно-общиннымъ имуществомъ, монастырей и монастырскаго управленія, епархіальнаго суда и пр. Однимъ словомъ, въ „Уставѣ православныхъ консисторій“ начертана цѣльная система епархіальнаго управленія и суда въ черногорской церкви. Попытаемся теперь представить въ общихъ чертахъ эту систему на основаніи постановленій и вообще законодательныхъ данныхъ настоящаго „Устава“.

„Уставъ православныхъ консисторій“, какъ и „Уставъ Св. Синода“, начинается прежде всего общими положеніями или постановленіями (§§ 1—8). „Каждая епархія въ установленныхъ закономъ границахъ находится подъ властію своего архіерея, которому въ епархіальномъ управленіи и судѣ содѣйствуетъ (букв. помогаетъ) совѣтъ пресвитеровъ или консисторія“ (§ 1), состоящая въ неразлучной связи съ епархіальнымъ архіереемъ при исполненіи дѣлъ епархіальнаго управленія и суда,—епархіальный архіерей есть ея предсѣдатель и безъ его одобренія консисторія не можетъ обнародовать никакого распоряженія или рѣшенія (§ 2). Въ случаѣ же обнародованія таковыхъ распоряженій, консисторія приводитъ ихъ въ исполненіе чрезъ подчиненные ей органы епархіальнаго управленія: чрезъ окружныхъ протопресвитеровъ, настоятелей монастырей и другихъ лицъ, которыя имѣютъ въ той или другой епархіи спеціальныя обязанности (§ 3). Чрезъ ту же консисторію и государственная власть, а именно княжеское министерство просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ объявляетъ рѣшенія по церковнымъ дѣламъ, соприкасающимся съ государственными,—только дѣла личнаго характера передаются черезъ епархіальнаго архіерея (§ 4). Старѣйшій членъ консисторіи немедленно сообщаетъ министерству просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ о вакантности архіерейской каѳедры и навѣдываетъ епархіальными дѣлами, пока не будетъ назначенъ администраторъ епархіи (§ 5), который исполняетъ всѣ обязанности по управленію епархіей, кромѣ тѣхъ, кои зависятъ отъ іерархической степени архіерея, причемъ администраторъ не долженъ ни начинать новыхъ дѣлъ касательно епархіальной организаціи, ни продолжать начатыхъ при жизни бывшаго епархіальнаго архіерея (§ 6). Въ остальныхъ двухъ параграфахъ „общихъ постановленій“ говорится о правовыхъ источникахъ для рѣшенія консисторскихъ дѣлъ (на основаніи Св. Писанія, св. каноновъ православной вселенской церкви, опредѣленій Св. Синода православной черногорской церкви и государственныхъ законовъ) и дается описаніе печати епархіальной консисторіи (въ срединѣ архіерейскій епархіальный гербъ и вокругъ надпись: „Консисторія православной епархіи N“).

Въ трехъ слѣдующихъ затѣмъ отдѣлахъ консисторскаго „Устава“ излагаются болѣе подробныя и спеціальныя постановленія. Первый отдѣлъ содержитъ въ себѣ постановленія о составѣ консисторій (§§ 9—27). Второй отдѣлъ, опредѣляющій кругъ дѣятельности консисторій (§§ 18—31), распадается на двѣ группы постановленій, изъ коихъ одни, заключающіяся въ девяти главахъ (§§ 32—134), касаются епархіальнаго управленія (въ частности—гл. I, §§ 32—39 о православной вѣрѣ; гл. П, §§ 40—43 о богослуженіи: гл. ПІ, §§ 44—51 о правахъ церкви и іерархіи; гл. IV, §§ 52—59 о духовномъ просвѣщеніи; гл. V. §§ 60—73 о церковныхъ строеніяхъ; гл. VI,

§4} .74-—92 о духовенствѣ и его приходской службѣ; гл. VIJ, §§ 93—111 о приходахъ и управленіи церковно-общиннымъ имуществомъ; гл. ѴЩ, §§ 112—120 о монастыряхъ и монастырскомъ управленіи; гл. IX, §§ 121—134 о финансовыхъ дѣлахъ консисторіи); другія дальнѣйшія постановленія, раздѣленныя на три главы, относятся къ сферѣ епархіальнаго суда (гл. I, §§ 136—146 о преступленіяхъ духовенства: гл. П, §§ 147— 155 о церковныхъ наказаніяхъ, и гл. Ш, §§ 156—244 о брачныхъ дѣлахъ). Наконецъ третій отдѣлъ (§§ 245—282) содержитъ въ себѣ постановленія относительно внѣшней процессуальной стороны консисторскаго дѣлопроизводства (о засѣданіяхъ консисторіи, о дѣлопроизводствѣ въ ней, о протоколахъ и исполненіи ея рѣшеній и о канцеляріи ея). Послѣдній отдѣлъ имѣетъ тѣсную связь съ первымъ (т. е. о составѣ консисторіи) и потому наиболѣе характерныя постановленія его мы отмѣтимъ при группировкѣ матеріала перваго отдѣла.

Составъ консисторіи.

Въ составъ консисторіи, подъ непосредственною властію епархіальнаго архіерея, входятъ: три обыкновенныхъ (постоянныхъ) члена, проживающіе въ томъ мѣстѣ, гдѣ находится консисторія, два почетныхъ, которые могутъ жить и внѣ резиденціи консисторіи, <?динъ секретарь и одинъ канцеляристъ. Члены консисторіи, постоянные и почетные, равно и секретарь, назначаются указомъ князя, по представленію епархіальнаго архіерея, на основаніи бывшихъ сужденій въ большомъ (усиленномъ) засѣданіи всѣхъ членовъ консисторіи (§ 10, ср. § 247), канцеляриста же консисторскаго назначаетъ епархіальный архіерей по соглашенію съ министерствомъ просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ, на основаніи разсужденій въ обыкновенномъ засѣданіи консисторіи. Въ члены консисторіи, постоянные и почетные, могутъ быть назначены священныя лица изъ бѣлаго и монашествующаго духовенства, получившія богословское образованіе, прослужившія не менѣе пяти лѣтъ въ священномъ санѣ и примѣрнаго поведенія; а секретаремъ можетъ быть назначено священное лицо съ богословскимъ образованіемъ, хорошо знающее церковное право и примѣрнаго поведенія, канцелярскимъ же чиновникомъ можетъ быть лицо, получившее богословское образованіе и примѣрнаго поведенія, по возможности—въ діаконскомъ санѣ. Поступая на службу въ консисторію, всѣ вышеозначенныя лица, какъ члены консисторіи, такъ и секретарь съ канцеляристомъ, даютъ собственноручно написанную присягу о точномъ и добросовѣстномъ, согласно съ закономъ, исполненіи своихъ обязанностей и, состоя на службѣ, пользуются всѣми правами гражданскихъ чиновниковъ, на основаніи закона отъ 6 декабря 1902 г., какъ по размѣрамъ жалованья, такъ и пенсіи,—только почетные члены консисторіи не получаютъ

опредѣленнаго жалованьи, хотя пользуются суточными и прогонными, когда являются на засѣданія консисторіи. На суточныя и прогонныя имѣютъ право и постоянные члены консисторіи и секретарь, когда исполняютъ извѣстныя служебныя порученія внѣ обычнаго мѣста засѣданія консисторіи. Законъ требуетъ, чтобы члены консисторіи и служащіе въ ней чиновники (секретарь и канцеляристъ) не находились ни въ родствѣ, ни въ свойствѣ съ епархіальнымъ архіереемъ, равно и другъ съ другомъ до четвертой степени включительно (§ 18). Епархіальный архіерей, какъ выше указано (§ 2), есть начальникъ и администраторъ консисторіи, предсѣдательствующій на ея засѣданіяхъ; но, вслѣдствіе какихъ-либо препятствій, онъ можетъ поручить руководительство въ собраніи старѣйшему члену консисторіи, съ ограниченіемъ—въ случаѣ желанія—правъ своего замѣстителя въ назначеніи дѣлъ для обсужденія и рѣшенія. Епархіальный архіерей можетъ давать ог-пуски, не болѣе какъ на одинъ мѣсяцъ, постояннымъ членамъ консисторіи и секретарю съ канцеляристомъ, а на большій срокъ архіерей спрашиваетъ мнѣнія консисторіи и о состоявшемся рѣшеніи сообщаетъ къ свѣдѣнію министерства просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ. Въ случаѣ отпуска или болѣзни кого-либо изъ постоянных'ь членовъ консисторіи, равно и вакантности ихъ мѣстъ, обязанности отсутствующихъ членовъ исполняютъ оставшіеся члены, а при отсутствіи двухъ постоянныхъ членовъ, на мѣсто ихъ приглашается почетный членъ съ правомъ на полученіе жалованья, которое опредѣляетъ архіерей по соглашенію съ министерствомъ просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ. Подъ непосредственною властію архіерея состоитъ и секретарь консисторіи, въ вѣдѣніи котораго находится канцелярія консисторіи. Епархіальный архіерей представляетъ къ увольненію отъ службы членовъ и секретаря консисторіи, которые на основаніи закона отъ 6 декабря 1902 г., по указу князя, получаютъ отставку, равно и канцеляриста, увольняемаго приказомъ министерства и церковныхъ дѣлъ.

Въ связи Съ постановленіями консисторскаго „Устава“ о составѣ консисторій не лишне отмѣтить здѣсь и нѣкоторыя подробности относительно консисторскаго дѣлопроизводства. Прежде всего, консисторскія засѣданія, на которыхъ рѣшаются всѣ дѣла, относящіяся къ компетенціи консисторіи, бываютъ или обыкновенныя, на которыхъ во главѣ съ предсѣдателемъ присутствуютъ постоянные члены, секретарь и канцеляристъ, или большія (усиленныя), въ которыхъ участвуютъ, кромѣ указанныхъ лицъ, и почетные члены консисторіи (§ 217, ср. § 10). А для того, чтобы засѣданіе считалось законнымъ, требуется, чтобы, кромѣ предсѣдателя, присутствовало на немъ не менѣе двухъ членовъ. Обыкновенныя засѣданія консисторіи происходятъ одинъ разъ въ недѣлю, въ день, назначенный архіереемъ, который въ правѣ отмѣнить засѣданіе по своему усмотрѣнію. Но засѣданія по закону (§ 249) не бываютъ

въ слѣдующіе дни года: 1) во время первой недѣли великаго поста, 2) отъ Лазаревой субботы до Ѳоминой недѣли, 3) съ кануна Духова дня до недѣли всѣхъ святыхъ, 4) съ кануна Рождества Христова до Новаго года (дня св. Василія В.) и 5) въ теченіе первыхъ пятнадцати дней мѣсяца августа. Дѣла въ консисторіи докладываетъ тотъ или другой постоянный членъ не позже 15-ти дней со времени поступленія ихъ въ консисторію, причемъ въ докладѣ излагается сначала сущность дѣла, приводятся затѣмъ основанія изъ закона и бывшія аналогичныя рѣшенія, слѣдуетъ далѣе мотивировка собственнаго мнѣнія докладчика и проектъ рѣшенія дѣла. Въ дальнѣйшемъ обсужденіи того или другого предложенія принимаютъ участіе всѣ члены съ правомъ голоса рѣшающаго, кромѣ секретаря, который имѣетъ только совѣщательный голосъ, разъясняя возникающія недоумѣнія на основаніи закона и пр. Но рѣшеніе вопроса получается по большинству голосовъ, причемъ членъ, такъ или иначе заинтересованный въ дѣлѣ (родственникъ обвиняемаго до четвертой степени родства или свойства, или слѣдователь по дѣлу обвиняемаго лица), не только не принимаетъ участія въ его рѣшеніи, но и не присутствуетъ на засѣданіи по данному дѣлу. Несогласный съ рѣшеніемъ большинства можетъ записать въ протоколъ свое особое мнѣніе, которое имѣетъ значеніе на случай аппелляціи въ Св. Синодъ со стороны недовольныхъ рѣшеніемъ консисторіи. Рѣшенія консисторіи административнаго характера приводятся въ исполненіе чрезъ подчиненные ей административные органы (§ 3). Но рѣшенія судебнаго характера (по вопросамъ объ отрѣшеніи духовныхъ пицч> отъ мѣста и священнодѣйствія болѣе, чѣмъ на годъ, и по бракоразводнымъ дѣламъ) представляются въ Св. Синодъ, куда вообще направляются и аппелляціи недовольныхъ судомъ консисторіи. Кромѣ того, самъ архіерей можетъ пріостановить приведеніе въ исполненіе рѣшеній консисторіи, если послѣднія (рѣшенія) несогласны съ канонами и законами государственными. Когда же самъ архіерей не присутствуетъ въ засѣданіи консисторіи, тогда заступающій его предсѣдательское мѣсто голосуетъ какъ и остальные члены консисторіи: въ такомъ случаѣ протоколъ этого засѣданія поступаетъ на утвержденіе архіерея, который собственноручно и пишетъ свою резолюцію. Затѣмъ, на основаніи того или другого рѣшенія, издается указъ, или выдаются другія соотвѣтствующія копіи состоявшихся рѣшеній, за подписью архіерея, или его замѣстителя „вмѣсто архіерея“, въ брачныхъ же дѣлахъ должна быть приложена и консисторская печать. Въ консисторскомъ „Уставѣ“ есть нѣсколько другихъ частныхъ и подробныхъ указаній относительно формальностей дѣлопроизводства, реестровъ входящихъ дѣлъ по епархіальному управленію (отдѣльно) и суду (отдѣльно), алфавитнаго реестра рѣшенныхъ дѣлъ и пр. Всѣ эти подробности, вносящія строгую опредѣленность и

необходимое однообразіе въ дѣлопроизводство, являются совсѣмъ не излишними въ странѣ, гдѣ доселѣ руководствовались больше традиціей установившагося обычая, который можетъ быть и не согласованъ съ новымъ писаннымъ заколомъ.

Кругъ дѣйствій консисторіи.

Въ кругъ дѣйствій консисторіи входятъ епархіальныя дѣла административнаго и судебнаго характера, за исключеніемъ тѣхъ, которыя подлежатъ личному вѣдѣнію епархіальнаго архіерея, вытекая изъ прерогативъ его архіерейскаго сана. Къ этимъ послѣднимъ относятся, напр., слѣдующія:

1) освященіе церквей, часовень и антиминсовъ и благословеніе кладбищъ; 2) рукоположеніе діаконовъ и священниковъ, производство въ низшія церковныя степени и въ церковные чины и удостоеніѳ наградъ заслуженныхъ духовныхъ лицъ въ епархіи; 3) представленіе на должности въ консисторіи лицъ, которыя назначаются на службу указомъ князя; 4) смягченіе церковныхъ наказаній духовнымъ лицамъ по приговорамъ консисторій; 5) отрѣшеніе отъ священнодѣйствія духовныхъ лицъ за тяжкія преступленія; 6) пріостанавливаніе консисторскихъ рѣшеній, съ которыми не согласенъ архіерей, и изданіе имъ своихъ новыхъ; 7) разрѣшенія отъ препятствій къ браку, рѣшенія въ вопросахъ о постѣ и праздничномъ отдыхѣ въ нѣкоторые праздничные дни, и по вопросамъ о подготовкѣ къ пастырскому служенію кандидатовъ священства; 8) обнародованіе пастырскихъ посланій духовенству и народу своей епархіи; 9) разрѣшеніе отпусковъ членамъ и служащимъ въ консисторіи; 10) каноническія визитаціи монастырей и приходскихъ церквей. Конечно, при исполненіи всѣхъ своихъ личныхъ должностныхъ обязанностей архіерей можетъ спрашивать мнѣнія своей консисторіи.

Спеціально же въ сферу компетенціи консисторіи включены по „Уставу“ дѣла по епархіальному управленію и суду. Къ первой категоріи (т. е. епархіальнаго управленія) Отнесены слѣдующія дѣла: 1) объ охраненіи православной вѣры,

2) о богослуженіи, 3) о правахъ церкви и іерархіи, 4) о духовномъ просвѣщеніи, 5) о церковныхъ строеніяхъ, 6) о духовенствѣ и приходской его службѣ, 7) о приходахъ и управленіи церковно-общиннымъ имуществомъ, 8) о монастыряхъ и монастырскомъ управленіи, и 9) о финансахъ. Ко второй категоріи консисторскихъ дѣлъ (т. е. судебнаго характера) отнесены: 1) дѣла духовныхъ лицъ по нарушенію законныхъ предписаній о священнослуженіи, по разнымъ спорамъ и жалобамъ и пр., и 2) дѣла свѣтскихъ лицъ по брачнымъ вопросамъ. Всѣ эти дѣла возбуждаются въ консисторіи или путемъ письменныхъ представленій или просьбъ отъ оффиціальныхъ присутственныхъ мѣстъ, отъ

подвѣдомственнаго духовенства и отъ частныхъ лицъ, или вчинаются самой консисторіей какъ судебно-административною властію, или, наконецъ, возбуждаются по желанію самимъ архіереемъ. Во всякомъ случаѣ, прежде разсмотрѣнія того пли другого письменнаго дѣла въ консисторіи, архіерей, или его замѣститель, долженъ его видѣть и знать объ немъ.

Дѣла консисторскаго вѣдѣнія по епархіальному управленію.

О православной вѣрѣ. Консисторія наблюдаетъ и заботится о томъ, чтобы духовенство и народъ (клиръ и міряне) соблюдали въ полной чистотѣ истины православной церкви, поэтому должна отвращать народъ отъ суевѣрій и суевѣрныхъ обычаевъ путемъ наученія и—въ случаѣ нужды—^обращается за помощію къ государственной власти. Затѣмъ, такъ какъ никакая книга для церковнаго употребленія не можетъ быть напечатана безъ одобренія церковной власти, то консисторія избираетъ изъ своей среды цензора, который долженъ строго смотрѣть, чтобы не былъ искаженъ смыслъ православнаго ученія и не подвергался порчѣ церковно-славянскій языкъ, и только послѣ строго-точнаго и подробнаго отчета объ этомъ книга печатается съ благословенія архіерея. Съ разрѣшенія духовной цензуры печатаются и вѣроучительныя книги для употребленія въ свѣтскихъ школахъ; духовная цензура наблюдаетъ и за мѣсяцесловомъ при календаряхъ, печатаемыхъ въ Черногоріи. Консисторія не только наблюдаетъ за чистотою вѣры въ православномъ народѣ, но и противодѣйствуетъ всякой пропагандѣ и агитаціи противъ православной вѣры и церкви, а въ случаѣ нужды обращается къ содѣйствію государственной власти; слѣдитъ за чистотою христіанской нравственности въ народѣ, чрезъ протопресвитеровъ узнаетъ о состояніи ея въ народѣ и принимаетъ къ тому мѣры, какъ, напр., даетъ духовенству указанія для пресѣченія зла, а архіерей съ этою цѣлью издаетъ пастырскія посланія. Само собою разумѣется, что консисторія слѣдитъ и за тѣмъ, насколько само духовенство преуспѣваетъ въ проповѣдываніи слова Божія по церквамъ, въ частности насколько исполняетъ предписаніе о катихизическихъ поученіяхъ дѣтей, въ особенности въ сельскихъ приходахъ, по воскреснымъ и праздничнымъ днямъ. Точно также консисторія настоятельно требуетъ, чтобы священники заводили при церквахъ школы для обученія сельскихъ дѣтей молитвамъ, начаткамъ катихизиса, чтенію и письму. Требуя ежегодно отъ приходскихъ священниковъ исповѣдныхъ записей о бытіи прихожанъ у св. исповѣди и причастія, консисторія слѣдитъ, чтобы кто-либо не отпалъ отъ православной вѣры и, какъ стражъ государственной вѣры въ княжествѣ, имѣетъ право на помощь со стороны государственной власти. А если иновѣрецъ, чер-

ногорскій подданный, пожелаетъ перейти въ православную церковь, то предварительно онъ долженъ заявить объ этомъ письменно капитанскому ‘) или общинному суду, который утверждаетъ сдѣланное заявленіе, послѣ него священникъ, получивъ необходимое руководство отъ консисторіи, принимаетъ иновѣрца въ общеніе съ церковію по чину большого требника.

О богослуженіи. Прежде всего, консисторія наблюдаетъ за точнымъ исполненіемъ правилъ о богослуженіи по типику, слѣдитъ за регулярнымъ отправленіемъ богослуженія въ воскресные и праздничные дни въ монастырскихъ и приходскихъ церквахъ, а также и въ рабочіе дни, когда будетъ то нужно. Такъ какъ въ Черногоріи нѣтъ спеціальной должности псаломщика, то въ консисторскомъ „Уставѣ“ рекомендуется священнику приготовить себѣ изъ грамотныхъ молодыхъ людей пѣвца и чтеца, который бы исполнялъ обязанности псаломщика. „Уставъ“ настойчиво указываетъ на необходимость благоговѣйнаго отношенія къ богослуженію и святынѣ. Поэтому нарушители благолѣпія богослуженія, производящіе соблазнъ въ церкви: священники предаются суду консисторіи, а міряне по суду консисторіи предаются гражданской власти и наказываются какъ преступники, оскорбляющіе святыню.

О правахъ церкви и іерархіи. Консисторія строго охраняетъ права православной церкви, неприкосновенность св. мѣстъ (церквей, церковныхъ строеній, кладбищъ и проч.), священныхъ лицъ (которыя не могутъ быть обременяемы какими-либо служебными гражданскими повинностями), согласно съ св. канонами и постановленіями государственной власти. А въ случаѣ нарушенія этихъ правъ она дѣлаетъ представленіе о томъ министерству просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ, но, не достигнувъ желаемаго, передаетъ дѣло Св. Синоду. Когда же министерство просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ направляетъ въ консисторію свое рѣшеніе, то консисторія, сдѣлавъ свое постановленіе въ большой сессіи (т. е. въ присутствіи постоянныхъ и почетныхъ членовъ), направляетъ его черезъ архіерея (если понадобится) въ Государственный Совѣтъ, и—въ случаѣ отрицательнаго отношенія послѣдняго—оно представляется архіереемъ князю для рѣшенія спорнаго вопроса. »

Въ частности, право епископіи (§§ 5 и В), вч> случаѣ

') Капитанства въ Черногоріи суть мелкая гражданско-административная единица (село или община), на которыя раздѣляется нахія (въ родѣ нашего уѣзда, конечно въ меньшемъ объемѣ): капитаны были сначала племенскіе, которые судили и со своимъ нлеменемъ шли на войну; теперь же капитаны суть чиновники съ административною только властью и состоятъ въ вѣдѣніи министерства внутреннихъ дѣлъ. См. II. А. Ро-нннскііі, Черногорія въ ея прошломъ и настоящемъ. Т. И, ч. 1. стр. 179—18с.

смерти епископа или перевода на другую каѳедру, охраняетъ консисторія, которая въ составѣ одного члена и двухъ лицъ стороннихъ (одного духовнаго лица и другого, назначаемаго главнымъ государственнымъ контролемъ, чиновника государственнаго контроля) приводитъ въ извѣстность все оставшееся имущество еиископіи іі вноситч» его въ инвентарь, а при замѣщеніи архіерейской каѳедры новымъ архіереемъ сдаетъ все принятое по списку новому архіерею въ присутствіи одного чиновника министерства просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ.

О духовномъ просвѣщеніи. Консисторія заботится о духовномъ просвѣщеніи въ духѣ ученія православной церкви, о распространеніи его во всѣхъ школахъ, особенно же въ школѣ, предназначенной для приготовленія кандидатовъ священства. Сообразно этому, она дѣлаетъ предложеніе министерству просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ объ устройствѣ богословскаго училища, объ учебномъ планѣ и дисциплинарномъ надзорѣ. Консисторіи принадлежатъ право и заботы объ открытіи церковно-пѣвческихъ школъ въ епархіи, надзоръ за ними и проч. Особенному же надзору консисторіи подлежитъ преподаваніе Закона Божія въ основныхъ и среднихъ школахъ: ей принадлежитъ право одобрять учебники Закона Божія, она предлагаетъ министерству на утвержденіе и законоучителей изъ духовенства. Но богословское училище находится подъ непосредственнымъ наблюденіемъ епархіальнаго архіерея, который, заслушавъ мнѣніе консисторіи, рѣшаетъ—кого изъ учениковъ принять и какова должна быть предварительная ихъ подготовка. Архіерей наблюдаетч*. и за тѣмъ, какъ учители исполняютъ свои обязанности, как’ь ученики ведутъ себя и какъ вообще преуспѣваютъ. Консисторія имѣетъ попеченіе и объ образованіи лицъ монашествующихъ. служащихъ въ монастырѣ, равно и о томъ, насколько они подготовлены къ монашеской жизни прежде вступленія въ монастырь. Правила объ этомъ издаетъ архіерей, по представленію настоятелей монастырей и по одобреніи ихъ Св. Синодомъ. Съ цѣлію поддержанія и распространенія духовнаго просвѣщенія въ народѣ, консисторія имѣетъ попеченіе о печатаніи популярныхъ книгъ о вѣрѣ и христіанской нравственности, объ изготовленіи св. иконокъ, крестиковъ, которые, по возможности, должны раздаваться даромъ, въ особенности въ селахъ. Съ этою же цѣлью въ каждомъ приходѣ и при каждомъ монастырѣ должны быть библіотеки съ книгами преимущественно духовнаго содержанія, но болѣе содержательны должны бы быть библіотеки благочинническія (при протопресвитератѣ), а оттуда могли бы позаимствовать книги для своихъ нуждъ и священники, не находящіе потребныхъ книгъ въ приходскихъ библіотекахъ. Консисторія слѣдитъ за всѣмъ этимъ по представленнымъ ей отчетамъ,- -.мало того, опа настоятельно требуетъ, чтобы каждый свя-

щенникъ пріобрѣталъ себѣ нужнѣйшія книги богословскаго содержанія. Наконецъ, консисторія слѣдитъ за правильнымъ ростомъ и развитіемъ недавно возникшихъ въ Черногоріи священническихъ братствъ (съ цѣлію религіозно-просвѣтительною), поддерживаетъ и защищаетъ ихъ, — протоколы собраній этихъ братствъ представляются на утвержденіе консисторіи.

О церковныхъ строеніяхъ. Церковныя строенія, какъ-то: монастыри и церкви, часовни, колокольни, кладбища, надгробные памятники и ограды вокругъ монастырей, церквей и кладбищъ, наконецъ и дома для приходскихъ священниковъ,—все это находится подъ непосредственнымъ надзоромъ консисторіи. Консисторія, поэтому, слѣдитъ за порядкомъ въ монастыряхъ, за что отвѣтственны настоятели, и въ приходскихъ церквахъ, за благоустройство которыхъ отвѣтственны священникъ и церковно-общинный совѣтъ. Консисторія въ частности слѣдитъ, чтобы церкви, имѣющія то или другое историческое и археологическое значеніе, не подвергались внѣшнимъ измѣненіямъ, да и вообще безъ вѣдома консисторіи не дѣлались бы никакія поправки. А при постройкѣ новыхъ церквей консисторія наблюдаетъ, чтобы новая церковь была построена или взамѣнъ старой, въ томъ пли другомъ отношеніи не удовлетворяющей потребностямъ прихода, или на новомъ мѣстѣ, удаленномъ отъ наличныхъ церквей; чтобы мѣсто для церкви было удобное, не среди жилыхъ домовъ, чтобы окончательная постройка ея была обезпечена и матеріала:, для этой постройки былъ вполнѣ доброкачественный; чтобы проектъ новой церкви предварительно представленъ былъ въ консисторію, которая запрашиваетъ мнѣнія гражданской строительной власти, причемъ обращается вниманіе на соотвѣтствіе проекта архитектурнымъ правиламъ и на степень приближенія его къ византійскому стилю. Только по исполненіи всѣхъ этихъ условій -архіерей даетъ свое благословеніе на постройку церкви и по построеніи ея освящаетъ ее. Разрѣшается устроятъ часовни въ селахъ, удаленныхъ отъ приходской церкви, на мѣстѣ закрытыхъ церквей п въ особыхъ случаяхъ даже въ частныхъ домахъ. Всѣ церкви должны быть снабжены всѣмъ необходимымъ для богослуженія (утварью, иконами, одеждами, церковно-богослужебными книгами и пр.),—консисторія черезъ протопресвитеровъ строго слѣдитъ за этимъ. Точно также консисторія должна предварительно разсмотрѣть и проекты колоколенъ и надгробныхъ памятниковъ, прежде чѣмъ начнется ихъ постройка. Благоустройство кладбищъ находится тоже подъ надзоромъ консисторіи, которая дѣйствуетъ въ этомъ случаѣ согласно съ общиннымъ управленіемъ и съ гражданскою властію. Наконецъ консисторія заботится и о томъ, чтобы прихожане въ своихъ приходахъ строили удобныя помѣщенія для духовенства, и если

не имѣютъ достаточныхъ средствъ для этого, то она помогаетъ имъ изъ своихъ средствъ или обращается за помощію къ государству. Домъ, предназначенный для жилого помѣщенія священника, служитъ также хранилищемъ метрикъ, приходскаго архива и приходской библіотеки.

О духовенствѣ и его приходской службѣ. Въ консисторскомъ „Уставѣ“ по этому предмету предлагаются предварительно общія постановленія (§§ 78—81) о духовенствѣ и затѣмъ спеціальныя подробности объ организаціи приходской жизни. А именно: въ общей части говорится о томъ, что консисторія ведетъ списки священныхъ лицъ обоего чина для своей епархіи, рукоположенныхъ въ священный санъ и кандидатовъ священства, удостовѣряетъ предписанную церковнымъ правомъ квалификацію кандидатовъ священства (качества физическія и нравственныя), отступленіе отъ которой можетъ допускать архіерей въ исключительныхъ случаяхъ ради нуждъ и потребностей церкви. Посвящаетъ избранныхъ кандидатовъ архіерей, который и выдаетъ ново-рукоположенному установленнзчо грамоту, забота же о предоставленіи мѣста новорукоположенному лежитъ на консисторіи. Затѣмъ, консисторія чрезъ подчиненные ей органы власти (чрезъ протопресвитеровъ въ приходахъ и настоятелей обителей въ монастыряхъ) слѣдитъ за мірскимъ и монашествующимъ духовенствомъ, получая отъ нихъ подробныя свѣдѣнія о поведеніи каждаго въ отдѣльности духовнаго лица. Въ этомъ отношеніи избираемые въ каждомъ прото-пресвитератѣ для бѣлаго духовенства духовникъ и для всѣхъ монастырей епархіи вмѣстѣ тоже одинъ духовникъ, по представленію консисторіи утверждаемые архіереемъ, въ своихъ исповѣдныхъ записяхъ, посылаемыхъ ежегодно въ консисторію, точно и по совѣсти свидѣтельствуютъ о нравственно-пастырскомъ уровнѣ подвѣдомственнаго духовенства. Наиболѣе достойные въ своей жизни и дѣятельности представляются консисторіей къ наградамъ или отличіямъ архіерею, который въ свою очередь можетъ представить ихъ къ гражданской наградѣ и князю. Въ общихъ постановленіяхъ о духовенствѣ есть еще двѣ статьи, на которыя не лишне обратить вниманіе: въ одной (§ 80) говорится объ отпускахъ, даваемыхъ протопресвитеромъ и настоятелемъ того или другого монастыря подвѣдомственнымъ имъ духовнымъ лицамъ (на одинъ день), консисторіей (на большій срокъ), а заграницу—кромѣ того—и гражданской властью. Другая статья (§ 81) возлагаетъ на консисторію заботу о больныхъ священникахъ, равно и о семействахъ умершихъ священниковъ, примѣнительно къ закону отъ 8 апрѣля 1901 г. ’) Дальнѣйшія статьи

‘) Полный подлинный сербскій текстъ этого закона обнародованъ въ оффиціальномъ органѣ черногорскаго министерства просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ „ГІросв.іета“ за 1901 г., X» 3—4 (мартъ—апрѣль), а въ

консисторскаго „Устава“ (§§ 82—92) трактуютъ о приходскомъ духовенствѣ, а именно—объ окружныхъ протопресвитерахъ и приходскихъ священникахъ.

Окружные протопресвитеры. Во главѣ приходскаго духовенства извѣстнаго округа (протопресвитерата) стоитъ духовный ихъ старѣйшина—протопресвитеръ, назначаемый по представленію консисторіи архіереемъ изъ наиболѣе достойныхъ іереевъ округа, прослужившихъ въ священномъ санѣ не менѣе пяти лѣтъ. Объ этомъ назначеніи архіерей сообщаетъ министерству просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ. На обязанности окружнаго протопресвитера лежитъ надзоръ за точнымъ исполненіемъ правилъ относительно храненія чистоты православной вѣры въ его округѣ, проповѣди слова Божія подвѣдомственнымъ духовенствомъ (каждый воскресный и праздничный день), преподаванія Закона Божія въ школахъ (по одобреннымъ для этой цѣли книгамъ), за катихизаціей дѣтей, далѣе за точнымъ исполненіемъ правилъ

краткомъ русскомъ пересказъ переданъ былъ мною на страпицахъ „Церковнаго Вѣстника“ за 1901 г., Л» 22. Вотъ существенныя особенности этого закона. По закону отъ 8 апрѣля 1901 г., учреждается „фондъ для содержанія больныхъ священниковъ и вдовъ и сиротъ умершихъ священниковъ и діаконовъ“ ($ 1), каковымъ фондомъ завѣдываетъ цетинь-ская митрополія (§ 2) и каковой фондъ ни въ какомъ случаѣ не долженъ быть употребляемъ на другія постороннія цѣли и нужды (§ 6). Фондъ этотъ составляется: а) изъ основныхъ вкладовъ всѣхъ священниковъ и діаконовъ, которые состоятъ на службѣ и которые затѣмъ будутъ рукополагаемы; б) изъ годичныхъ взносовъ; в) изъ суммъ, оставленныхъ но завѣщанію, и добровольныхъ пожертвованій; и г) изъ " „“ о на капиталъ фонда (§ 3). Основной же вкладъ священника и діакона 300 коронъ (ок. 120 р. сер., считая австрійскую корону въ 39—+0 кои.), которыя они вносятъ въ теченіе 8 лѣтъ, а именно: въ первый годъ 50 коронъ, въ теченіе слѣдующихъ четырехъ дѣтъ по 40 коронъ и въ послѣдніе три года ио 30 коронъ. Кромѣ того, по истеченіи 8 лѣтъ, они вносятъ но назначенію въ годъ 1“/„ съ годичнаго жалованья (§ 4). Основные вклады н годичные взносы ни въ какомъ случаѣ и никому не возвращаются (§ 5). Священникъ и діаконъ, увольняемые митрополитомъ заштагъ вслѣдствіе ихъ старческой немощи и слабости, сохраняютъ свое полное жаловапье. Но если бы они ранѣе срока сдѣлались неспособными къ службѣ и за это уволены были за штагъ, то получаютъ изъ фонда половину жалованья въ годъ; а будѳ они сполна еще не внесли своего полнаго основного вклада, недостающее по § 4 удерживается изъ пенсіи до тѣхъ поръ, пока все не будетъ уплачено (§ 7). Бездѣтная послѣ священника вдова получаетъ изъ фонда четвертую часть жалованья своего супруга. Вдовы же съ дѣтьми или дѣти безъ родителей получаютъ изъ фонда половину жалованья священника. Эти выдачи производятся изъ фонда и въ томъ случаѣ, если умершимъ священникомъ при жизни еще не внесены были всѣ слѣдуемые по § 4 остальные взносы (§ 8). Лишаются права на полученіе пенсіи священники и діаконы, если осуждены

о церковномъ богослуженіи, благочиніи и церковномъ хозяйствѣ и пр. (какъ напр., находятся ли въ порядкѣ всѣ церковныя принадлежности, совершаетъ пи духовенство богослуженіе согласно съ церковнымъ типикомъ, благопристойно ли держитъ себя духовенство и не занимается ли дѣлами, унижающими его санъ, исполняетъ ли оно предписанія надлежащихъ властей, въ какомъ положеніи находится церковное хозяйство и пр.). Съ цѣлію наилучшаго удостовѣренія обо всемъ этомъ протопресвитеръ обязанъ по крайней мѣрѣ одинъ разъ въ годъ обозрѣть подвѣдомственные ему приходы, обревизовать инвентаря церквей, церковное счетоводство и мѣстную школу, и свой отчетч» послѣ такой ревизіи представить вч> консисторію. За свою службу протопресвитеръ получаетъ извѣстное денежное вознагражденіе, которое назначаетъ консисторія по соглашенію съ министерствомъ просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ.

Приходское духовенство. Приходское духовенство въ Черногоріи состоитъ почти исключительно изъ священниковъ.

па лишеніе сана, или—если бы сами оставили свою службу (§ 9). Право на пенсію теряютъ: 1) вдова, когда а) выйдетъ снова замужъ и б) если осуждена будетъ судомъ за какія-либо преступленія; 2) дѣти женскаго пола—а) послѣ 20-лѣтняго возраста и б) буде осуждены будутъ судомъ за какія-либо преступленія; 3) дѣти мужескаго пола —а) по исполненіи имъ ]8 лѣтъ или—если учатся въ школѣ—по окончаніи своего образованія и б) буде осуждены будутъ судомъ за какія-либо преступленія (§ 10). Больныя же ("душевно или тѣлесно) дѣги, при неспособности къ труду и за неимѣніемъ средствъ къ содержанію, получаютъ пенсіи и послѣ вышеуказанныхъ въ предшествующемъ параграфѣ предѣльныхъ годовъ, на основаніи медицинскаго свидѣтельства и удостовѣренія пле-менского капитана. А нъ случаѣ, если будетъ доказана неосновательность этого свидѣтельства и удостовѣренія, тогда и лица, выдавшія удостовѣренія, выплачиваютъ фонду выданную сумму съ °/0°/0 (§ 11). Вдовы и опекуны дѣтей умершаго священника немедленно послѣ его смерти должны сообщать объ этомъ митрополиту съ просьбою о пенсіи и представить метрическія свидѣтельства и удостовѣренія племенского капитана объ оставшихся послѣ умершаго священника дѣтяхъ. Племенской капитанъ обязанъ немедленно сообщить митрополиту о смерти вдовы священника и ея дѣтей (§ 121. Ни священники, ни ихъ вдовы, ни опекуны дѣтей священническихъ не могутъ отдавать подъ залогъ пенсію, ни кредиторы не могутъ требовать по суду возмѣщенія долга за счетъ пенсіи (§ 13). Вдовы и дѣти умершихъ священниковъ могутъ получить пенсіи и заграницею Черногоріи, если митрополитъ не будетъ имѣть причинъ, тому препятствующихъ, но въ такомъ случаѣ удерживается 5% въ пользу фонда (§ 14). За управленіемъ фонда наблюдаетъ министерство просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ ('§ 15). Этотъ законъ, вступившій въ силу (§ 16) съ 8 апрѣля 1901 г., остается и теперь руководящимъ для консисторіи во всѣхъ тѣхъ случаяхъ, гдѣ дѣло касается ея комнетенпіи.

Только по желанію прихожанъ (съ обязательствомъ принимать на себя расходы по содержанію), назначаются иногда консисторіей въ нѣкоторые приходы діаконы, помогающіе священнику при совершеніи богослуженія и веденіи церковноприходскаго дѣлопроизводства. Но вообще институтъ діаконовъ въ Черногоріи, какъ и вообще на всемъ заграничномъ православномъ востокѣ, не имѣетъ широкаго распространенія. Что же касается низшаго церковнаго причта въ Черногоріи, то онъ не числится в'ь составѣ приходскаго духовенства и состоитъ на правахъ вольнонаемныхъ церковнослужителей. Такимъ. образомъ священникъ является оффиціально при-знанным'ь вч. „Уставѣ“ единственнымъ представителемъ приходскаго духовенства при каждой приходской церкви въ Черногоріи: діаконы допускаются въ исключительныхъ случаяхъ (по желанію прихожанъ) и получаютъ жалованье не отъ правительства, а отъ прихожанъ нъ размѣрѣ, назначаемомъ консисторіей. Приходскіе же священники, назначаемые консисторіей къ извѣстной церкви, суть постоянные, или временные (администраторы), или поставляемые в'ь качествѣ помощниковъ къ окружнымъ протопресвитерамъ или же кч, старымъ и больнымъ священникамъ (капелланы). Первые (т. е. постоянные приходскіе священники) получаютъ опредѣленное закономъ отъ 1900 г. жалованье *), вторые (т. е. администраторы) въ періодъ своей временной администраціи приходомгь пользуются условленнымъ вознагражденіемъ по назначенію консисторіи, съ согласія министерства просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ; капелланамъ же назначаетъ потребную плату консисторія, смотря по обстоятельствамъ и нуждѣ. Всѣ приходскіе священники названныхъ категорій обязаны строго сохранять свое священническое достоинство какъ въ публичной, такъ и въ частной жизни, укрѣплять

') Существенныя особенности этого закона ясно выражены въ двухъ окружныхъ посланіяхъ черногорскаго митрополита Митрофана къ подвѣдомственному духовенству и паствѣ, а именно—отъ 24 февраля 1900 г. за Лг 280 и отъ 25 февраля 1900 г. за Лі 281. Оба эти посланія (подлинный сербскій текстъ которыхъ въ свое время былъ обнародовавъ въ оффиціальномъ органѣ черногорскаго министерства просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ „Просвѣта“ за 1900 г., Л» 2) напечатаны мною и въ русскомъ переводѣ въ „Церковныхъ Вѣдомостяхъ“ 1900 г., № 28, а сущность ихъ содержанія вкратцѣ изложена мною въ „Церковномъ Вѣстникѣ“ за 1901 г. и въ отд. оттискѣ (см. „Православный Востокъ въ 1900 г.“, Вцб. 1901 г., стр. 55-6). Итакъ, съ 1 января 1900 г. приходское духовенство (священники) въ Черногоріи получаетъ опредѣленное закономъ годовое жалованье чрезъ княжеское министерство просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ, а народъ освобожденъ отъ уплаты бира (т. е. сборовъ натурою въ пользу духовенства), отъ уплаты за вѣнчаніе и погребеніе; взамѣнъ же бира и платы за вѣпчавіе и погребеніе взимается съ народа извѣстная добавочная къ подати часть

въ себѣ и въ своей паствѣ вѣрноподданическія чувства въ отношеніи къ Государю и послушаніе предержащимъ властямъ, — неустанно проповѣдывать въ церкви, въ особенности по воскреснымъ и праздничными днямъ, объясняя мѣста Св. Писанія исключительно по руководству православной церкви, -спеціально обучать дѣтей Закону Божію въ церкви по воскреснымъ и праздничнымъ днямъ, поучать и взрослыхъ прихожанъ въ церкви предъ исповѣдію, жениха и невѣсту при вѣнчаніи, воспріемниковъ при крещеніи, всѣхъ также при исповѣди и при каждомъ удобномъ случаѣ; не исполняю-, щіе же долга учительства въ церкви подвергаются отлученію, а въ случаѣ упорства—и изверженію изъ священнаго сана. Священники обязаны обучать дѣтей Закону Божію и въ основныхъ школахъ. Священникъ долженъ соблюдать во всей строгости ученіе православной церкви при церковномъ богослуженіи, не долженъ вводить ничего новаго ни въ чтеніи, ни въ пѣніи; долженъ противодѣйствовать распространенію въ приходѣ книгъ антирелигіознаго содержанія и противонравственныхъ, о чемъ немедленно даетъ знать подлежащей епархіальной власти, долженъ также противодѣйствовать всякой иновѣрной пропагандѣ съ цѣлію совращенія его паствы, о чемъ немедленно даетъ знать подлежащей епархіальной власти. Онъ обязанъ пѳщись и о церковно-приходской библіотекѣ, пополнять ее вѣроучительными и нравоучительными книгами для блага и духовной пользы паствы. Каждый день онъ долженъ служить въ своей церкви утреню и вечерню, а по воскреснымъ и праздничнымъ днямъ —и литургію, великимъ же постомъ литургію онъ долженъ совершать также по средамъ и пятницамъ и вообще должеігь совершать всѣ требы безъ промедленія по желанію своихъ прихожанъ, объявлять въ церкви съ амвона о праздникахъ,

налога, которая, сообразно съ матеріальнымъ благосостояніемъ прихожанъ, подраздѣляется на три разряда: ялата I разряда въ годъ—2 гульдена и 80 крейцеровъ (1 гульд. =62' «коп.), ІІ—2 гульд. и 30 кр. и III— 1 гульденъ. За тѣ церковные обряды, которые необязательны и требуются религіознымъ чувствомъ, свободной волей и набожностію добрыхъ христіанъ,—прихожане платятъ своему приходскому священнику по слѣдующей новой таксѣ: 1) за таинство елеосвященія—1 гульд.; 2) 1 гульд. за литургію заказную (кромѣ воскресныхъ и праздничныхъ дней, праздника „славы“, дня похоронъ или поминовенія покойника, когда литургіи совершаются безплатно): 3) за молебенъ въ церкви—30 крейц.; 4) за молебенъ въ домѣ—50 крейц.; 5) за водоосвященіе въ домѣ—50 крейц.; <і) за парастасъ заказной—I гѵльд.; 7) за обыкновенное поминовеніе умершихъ за литургіей—20 крейц.; 8) за чтеніе евангелія надъ покойникомъ въ домѣ—2 гульд,; 9) за проводы покойника постороннему священнику—1 гульд.; 10) за сорокоустъ—40 гульд. (помимо платы за вино н просфоры!; 11) за всенощное бдѣніе съ благословеніемъ хлѣбовъ — 1 гульд., а за всѣ остальныя требы не взимается никакой илаты.

которые народъ долженъ хранить и почитать, совершать св. таинства и обряды, какъ-то крещеніе дѣтей, исповѣдь, вѣнчаніе и предварительныя къ тому оглашенія, погребеніе, вести обыскную книгу брачущпхся и записи исповѣдниковъ. Онъ долженъ охранять чистоту и порядокъ въ церкви и наблюдать, чтобы священные предметы не подвергались профанаціи, равно какъ наблюдаетъ и за тѣмъ, чтобы церковно-служители (чтецы, пѣвцы, пономари) исполняли свою службу точно, въ противномъ случаѣ удаляетъ ихъ и замѣняетъ ихъ другими. Священнику вмѣняется въ обязанность неотлучно пребывать на мѣстѣ своей службы, откуда самовольно онъ не можетъ удалиться, тѣмъ болѣе, когда угрожаетъ этому мѣсту эпидемическая болѣзнь пли какая-либо опасность; во всякомъ случаѣ безъ письменнаго разрѣшенія подлежащей духовной власти онъ не смѣетъ оставить мѣсто своего служенія, иначе подвергается наказанію. Кромѣ исполненія своихъ непосредственныхъ пастырско-приходскихъ обязанностей, священникъ является и государственно-должностнымъ лицомъ въ своемъ приходѣ: онъ имѣетъ въ своемъ церковно-приходскомъ домѣ канцелярію, хранитчз документы и книги, касающіеся прихода, какъ-то: книгу дѣлъ входящихъ и исходящихъ, реестръ окружныхъ apxiepencKiiXTj посланій, консисторскихъ распоряженій, протопресвитерскихъ руководствъ, духовныя росписи приходскихъ домовъ (анаграфъ), метрическія книги, приходо-расходныя книги и т. д. Между всѣми этими документами самый важный—метрическія книги (о родившихся, бракомъ сочетавшихся и умершихъ), неправильное веденіе которыхъ влечетъ за собою наказаніе со стороны какъ духовной, такъ и гражданской власти. Даже поправка въ метрическихъ книгахъ можетъ быть сдѣлана не иначе, какъ съ разрѣшенія высшей власти. Выписки изъ метрическихъ книгъ священникъ можетъ выдавать или по требованію частныхъ лицъ, или же по требованію властей и закона. Въ послѣднемъ случаѣ онъ обязанъ, напр., черезъ каждые три мѣсяца доставлять необходимыя выписки дня цѣлей государственной статистики, ежегодно — для военныхъ цѣпей, ежегодно же—для привитія оспы дѣтямъ, родившимся въ предшествующемъ году, и наконецъ во всѣхъ тѣхъ случаяхъ, которые указаны въ соотвѣтствующихъ распоряженіяхъ. „Уставъ“ содержитъ нѣсколько подробностей и относительно веденія т. н. анаграфовъ (т. е. духовныхъ росписей приходскихъ домовъ): запись ведется по родамъ или семействамъ, причемъ записывается сначала старѣйшій в'ь родѣ, день его рожденія и вѣнчанія, ниже—имя его жены, день ея рожденія и мѣсто ея происхожденія, далѣе—имена дѣтей мужескаго и женскаго пола, причемъ отмѣчаются дни рожденія и бракосочетанія остающихся въ семьѣ дѣтей, или—выдачи дочерей замужъ. Рекомендуется священнику вести и лѣтопись своего прихода. Наконецъ, священникъ обязанъ заботиться и о пра-

вильномъ веденіи церковнаго хозяйства и исполненія завѣщаній, касающихся церкви, школъ и благотворительныхъ заведеній: управленіе движимымъ и недвижимымъ имуществомъ церкви принадлежитъ церковно-общинному совѣту, въ составъ котораго входятъ избранные довѣренные прихода, именуемые туторами, а предсѣдателемъ этого совѣта состоитъ мѣстный приходскій священникъ. Впрочемъ, приходской организаціи посвящено въ „Уставѣ“ нѣсколько небезъ-интересныхъ подробностей, которыя не лишне привести здѣсь въ виду ихъ важности для уясненія современныхъ толковъ по тому же вопросу и въ другихъ помѣстныхъ православныхъ церквахъ.

Приходы и управленіе гщжовно-общиннымъ имуществомъ. Приходъ или церковную общину въ Черногоріи составляютъ 150—300 православныхъ домовъ, а въ иныхъ мѣстахъ и до 400 православныхъ домовъ. Во главѣ прихода стоитъ священникъ, назначенный консисторіей. Разграниченіе приходовъ дѣлается консисторіей по соглашенію съ княжескимъ правительствомъ, а нѣсколько приходовъ (отъ 10 до 20) составляютъ протопресвитератъ или церковный округъ, во главѣ котораго стоитъ протопресвитеръ (благочинный). Въ случаѣ, если одно или нѣсколько селъ пожелаютъ отдѣлиться отъ своего прежняго прихода и образовать особый приходъ, то консисторія принимаетъ во вниманіе слѣдующее: есть ли достаточное количество домовъ для образованія новаго прихода; всѣ ли желаютъ отдѣлиться отъ прежняго прихода и по какой причинѣ; достаточное ли количество домовъ остается при старомъ приходѣ для содержанія священника и приходской церкви; имѣютъ ли просители достаточно средствъ для постройки церкви (если ея нѣтъ), приходскаго церковнаго дома и для содержанія священника и снабженія церкви всѣмъ потребнымъ. А послѣ разъясненія всѣхъ этихъ вопросовъ консисторія вступаетъ въ переговоры съ княжескимъ правительствомъ относительно открытія новаго прихода. Какъ законно-признанная, церковная община имѣетъ свою печать, въ срединѣ которой вырѣзанъ ликъ храмоваго святого, а вокругъ надпись: „Православный приходъ №“. Каждая церковь вообще и въ особенности приходская имѣетъ право быть собственникомъ той части церковнаго имущества, которая ей или подарена, или получена посредствомъ завѣщанія, наслѣдства или другимъ какимъ-либо законнымъ образомъ; имущество церковное можетъ состоять изъ недвижимыхъ вещей — земли и всего построеннаго и насажденнаго на ней, изъ движимыхъ предметовъ (легко переносимыхъ), изъ вкладовъ на дѣла благотворенія (помощь больнымъ, бѣднымъ, воспитаніе сиротъ) и доходовъ отъ имѣній или отъ благочестивыхъ жертвователей, — все имущество записывается въ инвентарь, изъ коихъ одиіп. экземпляръ остается при церкви, другой передается въ кон-

снсторію, а третій --- въ государственный контроль *). Церковь пользуется тѣми же правами, какими обладаютъ личные собственники,—она есть юридическое лицо ~). Имуществомъ ея управляетъ 3), какъ сказано, церковно-общинный совѣть подъ предсѣдательствомъ приходскаго священника. Совѣтъ этотъ въ приходахъ до 150 домовъ состоитъ изъ шести членовъ, а въ болѣе многолюдныхъ приходахъ (свыше 150 домовъ)—изъ девяти членовъ. Этихъ членовъ избираютъ православные прихожане по закону 10 августа 1903 года на три года. Служба ихъ безплатная. Церковно-общинный со-

') Недвижимое имущество церковное не можетъ быть ни продаваемо, ни промѣниваемо па другое, ни вообще отчуждаемо. А если бы интересы той или другой церкви требовали продать или замѣнить недвижимость церковную на другую, то консисторія ио этому вопросу предварительно изслѣдуетъ его и потомъ дѣлаетъ соотвѣтствующее представленіе министерству просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ, но окончательное рѣшеніе вопроса принадлежитъ княжеской государственной власти (§ 109 „Устава*).

2) То же законоположеніе еще ранѣе выражено было ясно въ „Общемъ Имущественномъ Законникѣ для княжества Черногорскаго“, который изданъ былъ въ первый разъ въ 1888 году (сост. бывшимъ проф. одесскаго университета В. Богишичемъ), а во второй разъ—въ 1898 г. Переводомъ съ этого послѣдняго изданія, сдѣланнымъ М. II. Кусаковымъ подъ редакціей В. Д. Спаеовича (Спб. 1901 г ), мы и пользовались. Въ ѴТП раздѣлѣ этого „Законника“ („о церквахъ, монастыряхъ п другихъ имъ подобныхъ учрежденіяхъ“), въ ст. 716 и 717 говорится между прочимъ слѣдующее: „Юридическими лицами считаются православныя церкви, монастыри и другія церковныя установленія, за которыми это свойство признается церковными правилами и церковною властію, если это признаніе не противорѣчитъ государственнымъ законамъ. То же самое должно сказать и о церквахъ и церковныхъ учрежденіяхъ другихъ христіанскихъ исповѣданій, признанныхъ государствомъ“ (ст. 716). „Правило предъидуіцей статьи дѣйствуетъ и для нехристіанскихъ храмовъ и другихъ постоянныхъ религіозныхъ учрежденій (напр. магометанскія джамін и т. іі.), насколько государство признаетъ само вѣроисповѣданіе“ (ст. 717). См. стр. 168.

3) Въ „Общемъ Имущественномъ Законникѣ для княжества Черногорскаго“ общее законоположеніе объ управленіи имуществомъ церквей и монастырей выражено въ слѣдующихъ двухъ статьяхъ, которыя послужили основаніемъ для подробнаго развитія ихъ въ консисторскомъ „Уставѣ“: „Управленіе имуществомъ церквей и другихъ юридическихъ лицъ религіознаго значенія, а равно представительство ихъ передъ посторонними лицами происходятъ но ихъ уставамъ и другимъ правиламъ и распоряженіямъ законной надъ ними власти, насколько они не про-тиворѣчатъ государственнымъ законамъ“ (ст. 718). „Недвижимыя имѣнія православныхъ церквей и монастырей ни въ какомъ случаѣ не могутъ быть продаваемы или иначе уступаемы безъ особаго разрѣшенія юсу дарственной власти“ (ст. 719). См. тамъ же, стр. 168—9.

вѣхъ избираетъ изъ своей среды трехъ лидъ, именуемыхъ туторами, которые исполняютъ постановленія церковно-общиннаго совѣта.—записываютъ приходы и расходы по составленной совѣтомъ смѣтѣ, равно и ведутъ особыя записи капиталамъ по завѣщаніямъ на благотворительныя нужды, о чемъ въ концѣ отчетнаго или въ началѣ слѣдующаго года представляютъ свой отчетъ церковно-общинному совѣту. Кругъ дѣйствій церковно-общиннаго совѣта состоитъ въ разсмотрѣніи годичныхъ отчетовъ, представляемыхъ туторами, въ составленіи смѣты на будуіцій годъ, въ охраненіи цѣлости церковнаго имущества, въ наблюденіи за цѣлесообразнымъ употребленіемъ завѣщанныхъ суммъ и капиталовъ и наконецъ въ составленіи цѣлаго отчета (съ приложеніемъ документовъ) о годичныхъ доходахъ и расходахъ, каковой отчетъ и посылается въ консисторію въ трехъ экземплярахъ на просмотръ и одобреніе. Въ случаѣ найденныхъ неправильностей и злоупотребленій, въ особенности завѣщаннымъ капиталомъ, дѣло передается княжеской гражданской власти для дальнѣйшаго разбирательства и рѣшенія. Церковно-общинный совѣтъ, заботясь о благоустройствѣ мѣстной приходской церкви, не можетъ безъ разрѣшенія консисторіи расходовать большихъ суммъ на ремонтъ церкви или церковныхъ строеній, въ этихъ послѣднихъ случаяхъ сама консисторія, предварительно своего разрѣшенія, входитъ въ соглашеніе съ надлежащею княжескою властію. Точно такимъ же образомъ консисторія поступаетъ и тогда, когда церковно-общинный совѣтъ извѣстной церкви возбуждаетъ искъ противъ своихъ должниковъ.

Монастыри и управленіе монастырями. Въ сферѣ епархіальнаго управленія архіерея и консисторій находятся монастыри: архіерей есть верховный настоятель всѣхъ монастырей и верховный игуменъ всѣхъ монаховъ въ епархіи, а настоятель монастыря (архимандритъ или игуменъ) отвѣтственъ непосредственно предъ церковною властію за все происходящее въ монастырѣ. Консисторія же хранитъ у себя списокъ всѣхъ монастырей и монаховъ, отмѣчаетъ ихъ поведеніе и пр. Въ число иноковъ монастыря можетъ вступить каждый, кто по заключенію консисторіи отвѣчаетъ требованіямъ физическаго, нравственнаго и юридическаго характера, а именно: имѣетъ ли ищущій монашества каноническій возрастъ, здоровъ ли умомъ и тѣломъ, вступаетъ ли въ монашество добровольно, прошелъ ли положенный въ монастырѣ искусъ и проявилъ ли при этомъ твердую, непреклонную волю вести монашескій образъ жизни и—наконецъ—нѣтъ ли какихъ-либо препятствій къ осуществленію его желаній со стороны гражданской власти. Только послѣ предварительнаго изслѣдованія всѣхъ этихъ законныхъ требованій консисторія можетъ предложить ищущаго монашескаго житія архіерею, который благословляетъ постригъ въ монашество, пли не разрѣшаетъ его.

Что касается управленія имуществомъ монастырей, то оно сосредоточивается въ рукахъ настоятеля и состоящаго при немъ собора старѣйшей братіи монастыря, причемъ настоятель руководится указаніями епархіальной власти согласно съ изданными въ 1868 г. правилами (§ 123, п. 1) и за добросовѣстное исполненіе отвѣтственъ предъ консисторіей. Въ частности, имущество того или другого монастыря, записываемое въ инвентарь (въ трехъ экз.—для монастыря, консисторіи и государственнаго контроля), не отчуждаемо, кромѣ случаевъ, когда консисторія, въ интересахъ монастыря, признаетъ, наир., возможнымъ что-нибудь продать или промѣнять на что-нибудь другое и т. д. Безъ разрѣшенія консисторіи нельзя производить въ монастырѣ ремонта церкви или монастырскихъ строеній; консисторія рѣшаетъ и то, какія монастырскія земли нужно отдать въ аренду и какія угодья предоставить въ пользованіе монастырю; рѣшаетъ вопросъ о выдачѣ ежегодной денежной платы монашествующимъ.

Финансовое отдѣленіе при консисторіи. Для финансовыхъ операцій, касающихся монастырей, духовенства и фондовъ съ церковнымъ назначеніемъ, существуетчэ при консисторіи финансовое отдѣленіе, находящееся подъ начальствомъ одного, назначаемаго архіереемъ, члена консисторіи. Казначейскія же обязанности въ этомъ отдѣленіи исполняетъ секретарь консисторіи (или кого назначитъ архіерей), который ведетъ главную казначейскую книгу (содержащую въ себѣ записи доходовъ и расходовъ), остальныя же казначейскія книги ведетъ консисторскій канцеляристъ (или кого назначитъ архіерей). Приходъ кассы финансоваго отдѣленія консисторіи состоитъ 1) изъ доходовъ епархіальныхъ монастырей съ недвижимыхъ ихъ имѣній (за аренду) или отъ пожертвованій въ пользу монастыря благочестивымъ народомъ; 2) изъ податей, собираемыхъ гражданскою властію для уплаты жалованья приходскому духовенству (см. окружное посланіе митрополита Митрофана отъ 24 февраля 1900 г.); 3) изъ взносовъ духовенства въ пенсіонный фондъ (по закону отъ 8 апрѣля 1901 г.);

4) изъ капиталовъ завѣщанныхъ, отданныхъ для управленія консисторіи |(ср. „Общій Имущественный Законникъ для княжества Черногорскаго“ § 760) *) и 5) изъ пожертвованій на общія церковныя нужды. Всѣ эти капиталы консисторія хранитъ въ желѣзномъ шкафѣ, который помѣщается въ консисторскомъ архивѣ и ключъ отъ котораго держитъ у себя казначей. Изъ этой кассы консисторія выдаетъ: 1) жалованье

'),Статья эта содержитъ въ себѣ слѣдующее: „Когда при самомъ основаніи не было опредѣлено, какъ управлять и надзирать за учрежденіемъ, то слѣдуетъ руководствоваться, по аналогіи, правилами и постановленіями объ опекахъ (ст. 646—649), подходящими къ дѣлу. Если учрежденіе имѣетъ вполнѣ церковный или преимущественно церковный характеръ, то государственная власть, какъ то потребуется, вступаетъ въ совѣщаніе съ церковною властью“. См. стр. 178—9.

архіерею п всему консисторскому персоналу, 2) приходскому духовенству, 3) пенсіи духовнымъ лицамъ въ отставкѣ, 4) пособія вдовамъ н сиротамъ духовенства, 5) жалованье монахамъ, 6) оплачиваетъ необходимые расходы на ремонтъ монастыря и на другія монастырскія нужды и 7) чрезвычайные, не вошедшіе въ смѣту, расходы, но спеціально и экстренно разрѣшенные въ большомъ (усиленномъ) засѣданіи консисторіи, съ согласія министерства просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ. Приходъ и расходъ записывается въ приходо-расходныя книги, изъ коихъ главная ведется секретаремъ и хранится въ двухъ экземплярахъ (одинъ въ консисторской кассѣ, а другой у казначея), причемъ отдѣльно ведется счетъ капиталамъ для духовенства и монастырей, и отдѣльно—капиталамъ завѣщаннымъ. За цѣлость н порядокъ консисторской кассы отвѣчаетъ морально начальникъ финансоваго отдѣленія консисторіи, а матеріально—казначей; матеріально отвѣтственъ и начальникъ финансоваго отдѣленія, если онъ разрѣшилъ произвести выдачу, не оправдываемую закономъ. Чрезъ каждые три мѣсяца начальникъ финансоваго отдѣленія дѣлаетъ докладъ въ засѣданіи консисторіи о состояніи консисторской кассы и о всѣмъ финансовыхъ операціяхъ за истекшій срокъ. А къ октябрѣ каждаго года составляется предварительная смѣта доходовъ и расходовъ на будущій годъ, которая разсматривается главнымъ государственнымъ контролемъ, Государственнымъ Совѣтомъ и, по утвержденіи княземъ, предлагается къ исполненію. Отчетъ же за минувшій годъ консисторія представляетъ главному государственному контролю, который вообще имѣетъ верховный надзоръ за состояніемъ консисторской кассы и за веденіемъ приходо-расходныхъ суммъ. Но архіерей имѣетъ право во всякое время произвести осмотръ консисторской кассы и казначейскихъ книгъ; въ исключительныхъ случаяхъ, напр., въ случаѣ сомнѣнія въ правильности веденія казначейскаго дѣла, онъ можетъ назначить для провѣрки кассы комиссію изъ одного члена консисторіи, одного чиновника главнаго государственнаго контроля и одного духовнаго лица, не принадлежащаго къ консисторскому персоналу.

Такова въ общихъ чертахъ организація епархіальнаго управленія въ Черногоріи: устройство консисторій и подчиненныхъ ей органовъ епархіальнаго управленія. Нѣкоторыя подробности въ этомъ отношеніи восполняются, какъ мы видѣли, ссылками на прежнюю практику и прежніе законы, ранѣе изданные въ княжествѣ. Однако и въ самомъ консисторскомъ „Уставѣ" достаточно подробно изложены существенныя черты епархіальнаго управленія въ черногорской церкви. Не менѣе подробно, какъ увидимъ далѣе, изложены въ этомъ „Уставѣ“ и особенности епархіальнаго суда или иначе- епархіальнаго судопроизводства *). И. Пальмовъ.

*) Окончаніе будетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.