Научная статья на тему 'Новейшее устройство православной черногорской церкви'

Новейшее устройство православной черногорской церкви Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
98
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новейшее устройство православной черногорской церкви»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.С. Пальмов

Новейшее

устройство православной черногорской церкви

Опубликовано:

Христианское чтение. 1905. № 5. С. 679-698.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Новѣйшее устройство православной черногорской

церкви.

Ж, О НЕДАВНЯГО времени православная черногорская сШЬ церковь въ своей канонической жизни и дѣятельности руководствовалась только общими всей православной

церкви источниками каноническаго права и, кромѣ

у того, еще нѣкоторыми частными спеціальными церковногражданскими постановленіями мѣстной государственной и церковной власти. Однако, эти послѣднія постановленія не были приведены въ одну общую систему, не составляли одного цѣльнаго сборника или «регламента». Наоборотъ, нѣкоторыя изъ нихъ иногда противорѣчили другъ-другу и даже общимъ каноническимъ правиламъ, являясь продуктомъ своеобразныхъ условій исторической жизни Черногоріи. Только въ самомъ концѣ 1903 года обнародываются «Уставъ Св. Синода въ княжествѣ Черногорскомъ», который, въ виду его канонической (для мѣстной церкви) важности, печатается ниже въ русскомъ переводѣ съ сербскаго, и «Уставъ православныхъ консисторій» въ томъ же княжествѣ, содержаніе котораго, относящееся къ устройству консисторій, епархіальнаго управленія и суда въ помѣстной черногорской церкви, представляетъ тоже безспорный интересъ и для единовѣрныхъ членовъ другихъ помѣстныхъ частей единой вселенской церкви. Оба названные устава, по просьбѣ митрополита черногорскаго Митрофана, составлены знаменитымъ православнымъ канонистомъ, епископомъ далма-тинско - истрійскимъ Никодимомъ Милапіемъ х), и съ начала

') Кромѣ немалочисленныхъ церковно-историческихъ трудовъ (какъ^ напр., о св. Кириллѣ и Меѳодіѣ, о Православной Далмаціи и пр.), преосв.

I. Уставъ Св. Синода.

1904 г., будучи утверждены княземъ Николаемъ, вступили въ силу и являются теперь дѣйствующимъ церковно-государственнымъ закономъ, нормирующимъ внѣшнія и внутреннія отношенія помѣстной православной черногорской церкви. Чтобы понять особенности этого закона и оцѣнить его значеніе въ судьбахъ черногорской церкви, необходимо напомнить, хотя бы въ самыхъ краткихъ чертахъ, историческія и современныя политическія и церковныя отношенія въ странѣ, безспорно отразившіяся во многихъ подробностяхъ новаго закона 1).

Никодиму принадлежатъ, между прочимъ, слѣдующія замѣчательныя работы по церковному праву: 1) Правила православне цркве съ тѵмаче-нима (т. е. съ толкованіями), въ 2-хъ большихъ книгахъ; 2) Православно црквено право (единственный научно-каноническій трудъ, содержащій въ себѣ обозрѣніе источниковъ и устройства всѣхъ помѣстныхъ православныхъ церквей),—есть и русскій переводъ М. Петровича этой весьма полезной и необходимой книги, изданный въ Петербургѣ въ 1897 году подъ заглавіемъ „Православное церковное цраво“. Кромѣ того, тому же автору принадлежитъ еще нѣсколько цѣнныхъ монографій по церковному праву (Codex сапошті ecclesiae Africanae, Псторическо-канониче-скій взглядъ на раздѣленіе сербско-румынской митрополіи въ Австро-Угріи, 0 должностяхъ и чинахъ православной церкви, и пр.).

') По исторіи маленькой Черногоріи существуетъ довольно значительная литература какъ на сербскомъ и русскомъ языкахъ, такъ и на другихъ европейскихъ языкахъ (нѣмецкомъ, французскомъ, итальянскомъ и пр.). Не перечисляя всей этой литературы (начиная съ первой попытки систематическаго изложенія исторіи Черногоріи у владыки Василія f 1766 г. въ его трудѣ „Исторія о Черной Горѣ“, напеч. въ Чтен. Обіц. Ист. и Древн. Рос. 1860 г., кн. 2), которая указывается обыкновенно въ новѣйшихъ сочиненіяхъ о Черногоріи, отмѣтимъ здѣсь только наиболѣе важные для нашей цѣли спеціальные труды. По справедливому замѣчанію новѣйшаго исторіографа Черногоріи П. А. Ровинскаго, сочиненіе бывшаго секретаря владыки Петра И (у 1851) Милаковича „HcTopiija Црне Горе“ (Задар. 1856 г.) является научнымъ и до послѣдняго времени почти единственнымъ сочиненіемъ, обнимающимъ всю исторію Зеты и Черной Горы отъ первыхъ поселеній сербо хорватовъ на Балканскомъ полуостровѣ до смерти владыки Петра I (т 1830 г.). Послѣ того, появлялись другія, большею частію монографическія, сочиненія, перечисленныя въ новѣйшемъ капитальномъ трудѣ //. А. Ровинскаго „Черногорія въ ея прошломъ и настоящемъ“, посвященномъ географіи, исторіи, этнографіи, археологіи и современному положенію Черногоріи <Томы I, СПб. 1888 г., и И, ч. 1, СПб. 1897, и ч. 2, СПб. 1901,—еще не оконченный трудъ). Въ I томѣ этого труда научно изложена и исторія Черногоріи до смерти владыки Петра 1 (у 1830 г.). Здѣсь же, какъ сказано, приведена и литература предмета, съ оцѣнкою научнаго ея значенія, см. стр. 321 и слѣд. И но полнотѣ матеріала, и по научной его обработкѣ трудъ П. А. Ровинскаго превосходитъ, конечно, всѣ предше-

Какъ извѣстно, ядро нынѣшняго княжества Черногорскаго составляетъ бывшая территорія древней сербской области Зеты, съ конца XII вѣка вошедшей въ составъ древняго сербскаго государства Неманичей. Ранѣе же, со времени окончательнаго упроченія сербовъ на Балканскомъ полуостровѣ въ VII в. при импер. Иракліи и до конца XII в., въ періодъ такъ назыв. удѣльно-княжескій или жупанійскій. область эта, называвшаяся также Діоклеей (лат.) или Дѵклей (слав.), на мѣстѣ древне-римской провинціи Превалитаніп (Praevalis), занимала самостоятельное политическое положеніе,—изъ нея вышелъ и первый въ собственномъ смыслѣ объединитель почти всѣхъ сербскихъ земель, великій жупанъ Стефанъ Неманя. Когда самый могущественный изъ всѣхъ Неманичой. сербскій царь половины XIV в., Стефанъ Душамъ (Сильный), раздвинувъ далеко и широко границы своего царства, для удобства управленія раздѣлилъ его на провинціи или намѣстничества, то Зета снова получила извѣстную долю автономіи, а при слабыхъ и ничтожныхъ преемникахъ Душана (у 1356 г.), когда Сербія распалась на деспотіи, Зета сдѣлалась самостоятельнымъ владѣніемъ, почти маленькимъ государствомъ подъ управленіемъ (съ 1367 г.) боярской фамиліи Бальшичей (отъ имени владѣтеля Балыни (у 1360 г.). Но въ 1421 году умеръ послѣдній изъ Бальшичей Балына III младшій; венеціанцы завоевали южную часть Зеты, которую, однако, скоро отняли у нихъ турки, постепенно п энергично покорявшіе тогда, послѣ Косовскаго погрома 1389 г., остальцыя, въ томъ числѣ н сербскія, земли Балканскаго полуострова: въ 1459 году Сербія окончательно дѣлается турецкимъ пашалыкомъ, въ 1463 г. окончательно покорилась туркамъ Боснія, а къ 1486 г. турки овладѣваютъ Захолміей (Герцеговиной). Въ сѣверной ,же части древней Зеты продолжало еще таиться стремленіе къ охраненію сербской свободы: образовалось новое особое владѣніе подъ управленіемъ династіи Черносвпчей (съ

ствуюгціе ему научные труды по исторіи Черногоріи, равно и составленныя послѣ него популяризаціи историческихъ свѣдѣній о Черной Горѣ (нанр. сербское соч. Поповича,' „Исторща Црне Горе“, Београд. 1896; и др.).—Спеціально по исторіи церкви въ Черногоріи пулою отмѣтить слѣдующія сочиненія: Е. Е. Голубинскаго „Краткій очеркъ исторіи православныхъ церквей—болгарской, сербской и румынской* (Москва 1871), и Архим. Никифора Дучича „Истори.іа српске православно цркве од први.іех десетина VII в. до наших дана“ (Книжевни радови, кн. 9), Биоград 1894.

3 427 по 1516 г.), которое становится извѣстнымъ теперь въ исторіи не подъ старымъ именемъ Зеты, а подъ новымъ именемъ «Черной Горы». Въ 1427 году возвратился изъ Италіи Стефанъ Черноевичъ (у 1471 ?), который былъ признанъ

господиномъ всей Зетой, но управлялъ только верхней Зетой съ Черной Горой, а преемникомъ ему былъ сынъ Иванъ (извѣстный больше подъ именемъ Иванбега), который, между прочимъ, основалъ въ Ободѣ типографію, въ Цетиньѣ построилъ монастырь съ храмомъ Лореттской Боллей Матери, куда перенесена была (въ 1485 г.) зетская митрополія и гдѣ находится каѳедра черногорскаго митрополита и доселѣ. Однако и Черноевичи въ началѣ XVI в. вынуждены были оставить свои горы вслѣдствіе ли интригъ Венеціи, или притѣсненій со стороны турокъ, все болѣе и болѣе напиравшихъ на тѣсные предѣлы Черной Горы.—и послѣдній (съ 1490 г.) Черноевичъ (Юрій IV) отказался отъ своего владѣтельнаго престола (въ 1516 г.), передавъ его митр. Вавилѣ (?), и остатокъ дней своихъ провелъ въ Венеціи. Съ этихъ поръ Черногорія (номинально) становится частью турецкаго пашалыка Скадарскаго; въ дѣйствительности же правятъ страною, съ полнымъ сознаніемъ ея независимости, владыки-митрополиты, какъ государи свѣтскіе и духовные, до половины только что истекшаго столѣтія. Сначала владыки избирались изъ разныхъ племенъ, а съ конца XVII в. родъ Петровичей Нѣгошей имѣлъ въ этомъ отношеніи исключительную привиллегію, и Черногорія обязана имъ своею славною исторіей этого періода. Въ концѣ XVII столѣтія Черногорія сбросила съ себя и номинальное господство турокъ, избравъ въ свои народные вожди митр. Даніила Петровича Нѣгоша (1697—1735 гг.). При этомъ владыкѣ произошло, между прочимъ, избіеніе всѣхъ потурченцевъ въ Черногоріи (въ 1702 году). А въ 1711 году прибылъ въ Черногорію посланникъ отъ русскаго православнаго царя (Петра В.), полковникъ Михаилъ Милорадовичъ, съ призывомъ къ возстанію противъ турокъ. Съ этихъ поръ прочно завязавшіяся связи съ Россіей продолжались и крѣпли во все послѣдующее время: ихъ поддерживали преемники Даніила, находя въ нихъ опору въ виду угрожаемой ихъ странѣ со всѣхъ сторонъ опасности. А одинъ изъ славныхъ и мудрыхъ черногорскихъ владыкъ святой Петръ I Петровичъ Нѣгошъ (1782—у 18 окт. 1830 г.) въ своемъ предсмертномъ завѣщаніи, предавая проклятію каждаго измѣнника отечеству, добавляетъ между прочимъ и

слѣдующее: «Точно также да будетъ проклятъ и тотъ, кто бы покусился совратить насъ отъ вѣрности благочестивой и христолюбивой Россіи, и всякому, кто бы изъ васъ черногорцевъ и брдянъ пошелъ противъ единоплеменной и единовѣрной намъ Россіи, дай Богъ, чтобъ у него у живого отпало мясо отъ костей, и не было бъ ему добра въ этой жизни, ни въ будущей». И это завѣщаніе святого владыки твердо хранили черногорцы. Послѣднимъ черногорскимъ владыкой былъ знаменитый Петръ Петровичъ II Нѣгошъ (1830—1851 гг.), геніальный сербскій поэтъ; а преемникъ его, племянникъ, Даніилъ Петровичъ былъ первымъ свѣтскимъ наслѣднымъ княземъ Черногоріи, при которомъ отъ свѣтской власти государя отдѣлена была духовная власть митрополита, оставшагося только предстоятелемъ помѣстной православной церкви съ титуломъ митрополита черногорскаго, бердскаго и приморскаго. Съ 1860 г. и доселѣ правитъ Черногоріей племянникъ убитаго въ Которѣ князя Даніила I князь Николай I, при которомъ не только въ политико-государственномъ отношеніи Черногорія достигла извѣстной доли внѣшняго величія и внутренняго благоустройства, но и въ церковныхъ дѣлахъ получила теперь необходимый и давно желанный' каноническій порядокъ.

Что касается положенія церкви въ древней Зетѣ и позднѣйшей Черной Горѣ, то историческія ея судьбы, внѣшнія и внутреннія ея отношенія, до момента новѣйшаго ея переустройства, могутъ быть представлены въ слѣдующихъ общихъ и краткихъ чертахъ. Со времени учрежденія св. Саввою самостоятельной архіепископіи въ древней Сербіи (въ 1219 г. или 1221 г.) подчинена была ей, вмѣстѣ съ другими вновь учрежденными еписконіями, и еписконія въ Зетѣ, которая, не смотря на всѣ историческія испытанія въ особенности въ періодъ турецкихъ завоеваній и господства на Балканскомъ полуостровѣ, неизмѣнно продолжала существовать, то суживаясь въ своихъ внѣшнихъ границахъ, то возвышаясь въ своемъ церковно-административномъ значеніи. На степень митрополіи зетская еписконія возвышена была въ 1346 г., когда учреждено было сербское патріаршество (въ Печи, въ нын. Старой Сербіи), при сербскомъ царѣ Стефанѣ Душанѣ (Сильномъ). Каѳедра зетскаго митрополита тоже переносилась съ мѣста на мѣсто, пока не установлена была въ 1485 г. въ Цетиньѣ (сперва была въ монастырѣ св. архангела Михаила на Дренѣ,

что въ нын. Подгорицѣ *), йотомъ—со времени венеціанскихъ завоеваній въ Бокѣ съ конца ХІУ в.—въ монастырѣ Пречистой въ Крайнѣ, а послѣ турецкихъ завоеваній у венеціанской республики въ Крайнѣ въ 1478 г.—въ монастырѣ св. Николая на о. Вранинѣ, далѣе въ Ободѣ и наконецъ въ Цетиньѣ). Въ церковно-административномъ отношеніи зетская митрополія, будучи подчинена сначала сербской архіепископіи, потомъ съ 1346 г. печской патріархіи, нѣкоторое время входила въ составъ охридскаго архіепископата, когда послѣднему должна была подчиниться печская патріархія, вслѣдствіе покоренія древней Сербіи турками въ 1459 г. Но, со времени возстановленія печской патріархіи въ 1557 году, и цетиньская митрополія снова оказалась подъ высшей церковной юрисдикціей этой патріархіи, до уничтоженія ея въ 1766 году или точнѣе— подчиненія ея константинопольской патріархіи на правахъ митрополіи съ именемъ призрѣнской. Тогда цетиньская митрополія предоставлена была своей собственной участи. Уже и ранѣе черногорскіе владыки только номинально признавали власть печскаго патріарха, получали, напр., отъ него посвященіе, но дѣлами своей собственной митрополіи управляли вполнѣ самостоятельно. Когда же уничтожена была печская патріархія, (въ 1766 г.), митрополиты черногорскіе получали посвященіе то въ Карловцахъ, то чаще всего впослѣдствіи въ Россіи, въ особенности со времени вступленія Черногоріи въ тѣсныя политическія отношенія съ Россіей (при Петрѣ В.). Мало того, въ 1776 году митрополиты (въ числѣ девяти) епархій уничтоженнаго печскаго патріархата, чрезъ посредство черногорскаго владыки Саввы Петровича (1735—1782), обращались къ московскому митрополиту Платону съ просьбою о возстановленіи архіепископата и о принятіи ихъ подъ юрисдикцію русскаго Св. Синода. Во всякомъ случаѣ въ правленіе владыки Петра I Петровича Нѣгоша(1782—1830), русскій Св. Синодъ въ первый раза» призналъ автокефалію черногорской церкви.

Въ сферѣ внутреннихъ своихъ отношеній черногорская церковь времени владыкъ (1516 — 1851 гг.) пользовалась не только полною свободою самоуправленія, но и опредѣляла

О Ровинскіи, цит. соч. I, стр. 371, 435. Но Голубинскій (цит. соч., 465—6) и архим. Н. Дучичъ (цит. соч., стр. 242) считаютъ каѳедральнымъ мѣстомъ для зетской митрополіи даннаго момента Превлако въ Бокѣ.

направленіе племенной и государственной жизни цѣлой страны и народа: теократическое устройство государства возглавлялось владычествомъ митрополитовъ, однако безъ нарушенія полной нравственной гармоніи между клиромъ и народомъ. По словамъ новѣйшаго исторіографа Черногоріи П. А. Ро-винскаго, еще Иванъ Черноевичъ (Иванбегь) «предвидѣлъ, что митрополиту рано или поздно придется принять въ свои руки управленіе не только церковными, но и мірскими дѣлами, и все къ тому подготовилъ: надѣлилъ монастырь (т. е. цетинь-скій) средствами, коими въ то время и самъ не обладалъ, и, не щадя ничего на красоту зданія и благолѣпіе, тѣлесному оку черногорскаго народа представилъ въ этомъ зданіи нѣчто никогда имъ не видѣнное, необыкновенное, чтобы еще больше привязать его къ церкви и больше возвысить ее въ глазахъ народа. Совершенно сознательно онъ создавалъ на Цетиньѣ не мірскую державу, а церковь, которая должна была управлять всѣми функціями національно-религіозной жизни» 1). И дѣйствительно, по словамъ того же исторіографа, «эта форма спасла народъ не только отъ грубой силы турокъ, но и отъ лукавыхъ покушеній на его индивидуальность со стороны ла-тинъ, которые дѣйствовали гдѣ хитростью и интригой, а гдѣ и просто насиліемъ... Съ удаленіемъ изъ Черногоріи послѣдняго Черноевича (въ Италію) народъ остался окончательно одинъ со своимъ владыкой, который былъ для него все: прежде всего, конечно, духовный пастырь, учитель вѣры и наставникъ христіанской нравственности; затѣмъ вождь его въ борьбѣ съ внѣшнимъ непріятелемъ, верховный судья и примиритель внутреннихъ тяжбъ и распрей; а главное — стражъ народной сокровищницы, хранившей высшее благо народа, его духовную мощь и силу, народное самосознаніе, основанное на вѣрѣ и на преданіи о его прежнихъ дѣлахъ и славныхъ предкахъ» 2). И владыки черногорскіе вполнѣ оправдали миссію, возложенную на нихъ историческими судьбами древней Зеты и грядущими чаяніями всего православнаго сербскаго народа. Въ ихъ лицѣ православная церковь получила въ Черногоріи подобающій ей высшій духовный авторитетъ, не смотря даже на послѣдовавшее затѣмъ раздѣленіе властей—духовной отъ свѣтской. Когда, послѣ смерти владыки Петра II Петровича НЬгоша (t 1851), вступилъ на престолъ первый свѣтскій князь Да- *)

*) Цит. соч., I, стр. 471—2. 2) Тамъ же, стр. 473.

ніилъ I Петровичъ Нѣгошъ и отдѣлилъ церковную власть отъ свѣтской, тогда произведены были, и нѣкоторыя перемѣны въ церковно-государственныхъ взаимоотношеніяхъ: митрополичья каѳедра, правда, оставлена была въ цетиньскомъ монастырѣ, но недвилшмое ея имущество перешло къ государству, а митрополиту, архимандриту и протодьякону было назначено жалованье отъ государственнаго казначейства. Все-таки митрополиту были предоставлены всѣ права по церковнымъ канонамъ, хотя нѣкоторыя (какъ, напр. брачныя дѣла и о духовенствѣ) переносились въ сенатъ государственный.

Первымъ митрополитомъ этого періода былъ Никаноръ Ивановичъ, за нимъ слѣдовалъ Иларіонъ Рогановичъ (у 1882 г.) исходатайствовавшій пенсіи старымъ и больнымъ священникамъ, жалованье монахамъ (такъ какъ монастырскія имѣнія были предназначены на духовное просвѣщеніе въ странѣ), открывшій «богословію» для кандидатовъ священства, которая была закрыта во время черногорско-турецкой войны 1876—8 гг. Послѣ же Иларіоиа вступилъ на митрополичью каѳедру его викарій Виссаріонъ Любиша (f 1884), бывшій сначала (съ 1878 г.) епископомъ захолмско-рашскимъ (въ мон. Острогѣ), а послѣ его кончины занялъ ту же каѳедру нынѣшній митрополитъ Митрофанъ Банъ (съ 1885 г.), которому, въ полномъ согласіи съ свѣтскою властію и при дѣятельной поддержкѣ князя, удалось привести въ исполненіе много добрыхъ начинаній для благоустройства и благосостоянія помѣстной черногорской церкви. Онъ, напр., ввелъ для подвѣдомаго духовенства соотвѣтствующую однообразную форму (рясу *); въ періодъ управленія имъ черногорскою церковью назначено мѣстному духовенству опредѣленное жалованье изъ государственнаго казначейства 2), а теперь, по его просьбѣ и при непосредственномъ его участіи, введено въ Черногоріи новое церковное устройство, благіе результаты котораго не преминутъ сказаться не только во внѣшнемъ строѣ церковной жизни, но— нужно желать—и на внутреннемъ ростѣ и оживленіи православныхъ народно-религіозныхъ преданій минувшей славной исторіи юнацкой Черной Горы.

Въ частности, что касается содержанія печатаемаго ниже

д) Въ 1893 году. См. мой обзоръ „Православнаго Востока“ за 1893 г. въ „Церк. Вѣстникѣ“ за 1894, и отдѣльный оттискъ, стр. 29.

а) Въ 1900 году. См. „Церк. Вѣсти.“ за 1901 г., и отд. оттискъ, стр. 55—6.

«Устава Св. Синода въ княжествѣ Черногорскомъ», то нѣкоторыя его своеобразныя подробности вытекаютъ изъ особенныхъ условій исторической и современной церковно-политической жизни страны. Такъ, напр., когда (§ 2) опредѣляются границы черногорскихъ епархій, то при разграниченіи ихъ упоминаются «племена», на которыя раздѣляется вся страна 1). Затѣмъ, когда (§ 10) опредѣляется составъ Св. Синода, то въ число членовъ, кромѣ митрополита и захолмско - раш-скаго епископа, включены не только два архимандрита (це-тиньскій и острожскій), но и три протопресвитера (соотвѣтствующіе нашимъ благочиннымъ), послѣдніе, правда, съ совѣщательнымъ голосомъ. Зато архимандриты пользуются рѣшающимъ голосомъ въ Св. Синодѣ. Это преимущество, данное двумъ черногорскимъ архимандритамъ, обусловливается главнѣйше недостаткомъ представителей епископской власти въ Черногоріи. Въ настоящее время на цѣлое княжество существуетъ одинъ только епископъ (митрополитъ), а по новому «Уставу» полагается еще захолмско-рашскій епископъ, который въ лицѣ Виссаріона Любиши, въ качествѣ викарія митр. Иларіона, занималъ нѣкогда вновь учрежденную за-холмско-рашскую каѳедру, т. е. съ 1878 по 1882 годъ. Очевидно, принципъ высшаго епископальнаго управленія церковію встрѣтилъ въ Черногоріи неудобства для практическаго его примѣненія. Всѣ другія особенности синодальнаго «Устава» согласованы съ церковными канонами и своеобразными формами мѣстной народной жизни и не нуждаются въ какихъ-либо спеціальныхъ комментаріяхъ.

') До учрежденія княжеской власти въ Черногоріи племя, состоявшее иногда изъ разныхъ родовъ, функціонировало какъ единица политическая въ отношеніи къ другимъ племенамъ, подраздѣляясь на братства, послѣднія на отдѣльные роды или узкія братства и т. д. Въ настоящее время, въ гражданско-политическомъ отношеніи Черногорія раздѣляется на нахіи, причемъ въ одну нахію соединяются группы, удаленныя одна отъ другой происхожденіемъ и пр. Но народъ все-таки продолжаетъ называть племенемъ населеніе различнаго происхожденія: это народное понятіе удержано и въ новомъ „Уставѣ Св. Синода въ княжествѣ Черногорскомъ“. Кстати, племенной принципъ въ древней Черногоріи, довольно опредѣленно выражавшійся въ политической жизни страны, проявлялъ свою силу и на духовенствѣ: священника изъ другого племени не принимали, даже для настоятельствованія въ извѣстныхъ монастыряхъ требовалась принадлежность къ извѣстному племени. Ср. П. А. Ровинскій, Черногорія, т. II, ч. 1, стр. 142, 172 и др.

Уставъ Святѣйшаго Синода въ княжествѣ Черногорскомъ.

Общія положенія.

§ 1.

Автокефальная нравославная митрополія въ княжествѣ Черногорскомъ, какъ часть единой, святой, каѳолической и апостольской церкви, Пастыреначальникъ и Глава которой Господь и Богъ нашъ Іисусъ Христосъ, хранитъ и поддерживаетъ единство въ догматахъ и каноническихъ установленіяхъ со всѣми другими православными автокефальными церквами, и это единство она неизмѣнно будетъ хранить и поддерживать во вѣкъ.

§ 2.

Въ составъ автокефальной православной митрополіи въ Черногоріи входятъ:

1) Детиньская архіепископія обнимаетъ всѣ племена, которыя живутъ на правой сторонѣ р. Зеты, съ присоединеніемъ г. Подгорицы и племени зетскаго. Управляетъ этой архіепископіей цетиньскій архіепископъ, который вмѣстѣ съ тѣмъ есть и предстоятель всей православной церкви въ Черногоріи съ титуломъ—„митрополитъ черногорскій, берд-скій и приморскій“.

Каѳедральный городъ цетиньской архіепископіи—столица государства, г. Цетинье.

2) Захолмско-рашская епархія обнимаетъ всѣ племена, которыя живутъ на лѣвой сторонѣ р. Зеты. Управляетъ этой епархіей захолмско-рашскій епископъ. Каѳедра захолмско-рашской епархіи въ монастырѣ Острогѣ.

§ з.

Всѣми церковными дѣлами въ княжествѣ Черногорскомъ управляетъ, по смыслу святыхъ каноновъ, Святѣйшій Синодъ, который есть высшая церковная власть въ княжествѣ и которому въ вопросахъ вѣры, богослуженія и христіанской нравственности подчиняются въ княжествѣ Черногорскомъ всѣ, кои исповѣдуютъ православную вѣру.

§ 4.

Святѣйшій Синодъ въ церковныхъ дѣлахъ княжества имѣетъ ту же власть, что и Государственный Совѣтъ въ дѣлахъ гражданскихъ.

§ 5.

Святѣйшій Синодъ имѣетъ право на то, чтобы при исполненіи дѣлъ его вѣдѣнія государственная власть оказывала ему свое покровительство и сообразно тому, если права церковной власти будутъ нарушены, государственная власть должна давать ей законную защиту.

§ 6.

Святѣйшій Синодъ собирается въ столицѣ княжества регулярно два раза въ годъ, весною и осенью.

Можетъ онъ собраться въ столицѣ и экстренно, во всякое время года, когда потребуютъ того обстоятельства.

Въ обоихъ случаяхъ о каждомъ синодальномъ собраніи должна быть увѣдомлена государственная власть.

§ 7.

Время и день синодальнаго собранія назначаетъ митрополитъ, а въ его отсутствіе-—его замѣститель, и разсылаетъ о томъ письменныя приглашенія подлежащимъ синодальнымъ членамъ (2 пунктъ § 12).

§ 8.

Основаніемъ для рѣшеній и опредѣленій Святѣйшаго Синода служатъ:

1) Священное Писаніе;

2) догматическія опредѣленія и символическія книги православной церкви;

8) святые каноны, принятые вселенскою православною церковію;

и 4) государственные законы.

§ 9.

Святѣйшій Синодъ имѣетъ свою печать, въ срединѣ которой гербъ княжества Черногорскаго, а вокругъ надпись — „Святѣйшій Синодъ княжества Черногорскаго“.

ГЛАВА I.

Составъ Святѣйшаго Синода.

§ ю.

Членами Святѣйшаго Синода княжества Черногорскаго состоятъ:

1) Архіепископъ цетиньскій и митрополитъ Черногоріи,

2) епископъ захолмско-рашскій,

3) архимандритъ цѳтиньскій,

4) архимандритъ острожскій,

о) три протопресвитера,

и 6) синодальный секретарь.

§ и.

Изъ членовъ Святѣйшаго Синода первые четыре—члены по праву. Три протопресвитера суть члены по избранію (§ 13).

§ 12.

Предсѣдатель Святѣйшаго Синода—митрополитъ Черногоріи.

Когда нѣтъ митрополита, предсѣдательствуетъ вмѣсто него и заступаетъ его мѣсто въ веденіи дѣлъ епископъ за-холмско-рашскій.

Въ случаѣ, если митрополитъ лишенъ возможности исполнять свои обязанности и замѣняетъ его въ Св. Синодѣ за-холмско-рашскій епископъ, соотвѣтствующіе синодальные протоколы, по окончаніи засѣданій Синода, представляются митрополиту на утвержденіе.

§ 13.

Членовъ Синода по избранію (трехъ протопресвитеровъ) избираютъ на первый разъ синодальные члены по праву (§ 11). Впослѣдствіи, когда освободится ихъ мѣсто, избираютъ ихъ всѣ наличные синодальные члены (§ 10).

Избранные члены Св. Синода утверждаются въ своемъ званіи указомъ Его Королевскаго Высочества Князя-Государя.

Избранные и утвержденные княжескимъ указомъ синодальные члены, предъ вступленіемъ въ службу, даютъ предъ Св. Синодомъ слѣдующую присягу:

„Я NN клянусь Всемогущимъ Богомъ въ томъ, что всегда буду вѣренъ царствующему Князю-Государю NN, обязанности свои въ Св. Синодѣ буду исполнять точно и добросовѣстно, при каждомъ синодальномъ обсужденіи дѣлъ буду высказывать свое мнѣніе по совѣсти и на основаніи наилучшаго съ нимъ знакомства и строго буду хранить оффиціальную тайну“.

Срокъ службы синодальныхъ членовъ но избранію продолжается три года. По исполненіи трехгодичнаго срока, избираются новые члены. Тѣ же члены могутъ быть избраны и на слѣдующій и дальнѣйшіе періоды.

§ 14-

Обязанности секретаря въ Святѣйшемъ Синодѣ исполняетъ секретарь цетиньской консисторіи. Онъ есть синодальный дѣлопроизводитель и исполнитель синодальныхъ дѣлъ и рѣшеній.

ГЛАВ х4. И.

Кругъ дѣятельности Святѣйшаго Синода.

§ 15.

Кругъ дѣятельности Святѣйшаго Синода, на основаніи 6 правила свято-седьмого вселенскаго собора, простирается на всѣ „каноническіе и евангельскіе предметы“, касающіеся всей митрополіи.

Исключается изъ этого правила то, что по святымъ канонамъ принадлежитъ къ личной власти митрополита, какъ предсѣдателя Синода и какъ предстоятеля автокефальной черногорской церкви.

§ 16.

Въ кругъ личной власти митрополита входитъ слѣдующее:

1) Онъ является представителемъ митрополіи предъ остальными автокефальными православными церквами и предъ государственною властію;

2) имѣетъ верховный надзоръ за церковными дѣлами въ границахъ цѣлой митрополіи и является представителемъ митрополіи предъ княжескою властью;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0) созываетъ Св. Синодъ, открываетъ и закрываетъ синодальныя засѣданія, предсѣдательствуетъ въ Св. Синодѣ и утверждаетъ его рѣшенія;

4) приводитъ въ исполненіе синодальныя рѣшенія:

5) исполняетъ и рѣшаетъ текущія дѣла митрополіи;

и 6) рѣшаетъ и улаживаетъ спорные вопросы духовнаго, дисциплинарнаго и судебнаго характера, которыхъ нельзя откладывать до очередного засѣданія Св. Синода. Объ этихъ своихъ рѣшеніяхъ митрополитъ долженъ доложить Св. Синоду на первомъ очередномъ его засѣданіи.

§ 17.

Дѣла, входящія въ кругъ дѣятельности Святѣйшаго Синода, раздѣляются на внутреннія, строго духовныя и чисто церковныя, и внѣгинія, также церковныя, но находящіяся въ соприкосновеніи съ государственною властью. Внутреннія дѣла синодальнаго вѣдѣнія —одни административнаго характера, а другія характера судебнаго.

§ 18.

Внутреннія дѣла административнаго характера суть слѣдующія:

1) Высшій надзоръ и попеченіе о томъ, чтобы сохранялись въ полной строгости принятые православною церковію догматы вѣры и чтобы эти догматы вѣрно и правильно были истолковываемы въ смыслѣ ученія православной церкви;

2) наблюденіе за тѣмъ, чтобы повсюду, согласно съ каноническими постановленіями, совершались святыя таинства и прочіе богослужебные чины, а также изданіе распоряженій относительно общественнаго и частнаго богослуженія въ смыслѣ основныхъ богослужебныхъ установленій православной церкви;

3) наблюденіе и забота о томъ, чтобы соблюдались въ строгости апостольскія, соборныя и отеческія постановленія, священныя преданія и обычаи, освященные вселенскою церковію, и чтобы ни въ чемъ не было отъ того отступленій, или ничего новаго не вводили;

4) одобреніе печатанія книгъ, назначенныхъ для всеобщаго употребленія и содержащихъ въ себѣ: а) догматы православной вѣры и правила христіанской нравственности; б) тексты Священнаго Писанія ветхаго и новаго завѣта, или переводы Св. Писанія; в) вновь составленныя церковныя службы; г) жизнеописанія святыхъ; д) предметы и переводы, касающіеся церковнаго управленія;

5) наблюденіе за содержаніемъ книгъ, повременныхъ изданій и картинъ, печатаемыхъ въ княжествѣ или напечатан-ныхчі за-границей и привозимыхъ въ княжество, которыя касаются вѣры и предназначены для употребленія молодежи или духовенства,—и какъ только станетъ извѣстно, что нѣкоторыя изъ помянутыхъ, изданій содержатъ нѣчто противное догматамъ православной вѣры, предписаніямъ о святыхъ таинствахъ, святымъ канонамъ, святымъ преданіямъ и обычаямъ православной восточной церкви, и предусмотрѣны были бы вредныя послѣдствія отъ тѣхъ изданій, то Святѣйшій Синодъ тотчасъ принимаетъ необходимыя мѣры для предупрежденія и запрещенія соотвѣтствующихъ изданій, для чего и обращается за помощію къ государственной власти. Если виновникъ распространенія таковыхъ изданій — мірянинъ, то гражданская власть будетъ судить (и наказывать) его по законамт? (страны), а если -священное лицо, то прежде всего самъ Св. Синодъ осудитъ его, а затѣмъ предаетъ его гражданской власти для (суда) и наказанія его по законамъ.

6) Обсужденіе вопросовъ объ открытіи мощей святыхъ и чудотворныхъ иконъ, и рѣшеніе о способѣ чествованія мощей или иконъ;

7) наблюденіе за тѣмъ, чтобы достойно чтились святыя церкви, монастыри, кладбища и вообще священныя зданія и охранялись отъ всякой профанаціи; чтобы точно также не были подвержены профанаціи святые кресты, святыя мощи, святыя иконы и всѣ тѣ священные предметы, кои предназначены для богослуженія;

8) наблюденіе и попеченіе о христіанской нравственности въ народѣ и изданіе окружныхъ синодальныхъ посланій съ поученіями о строгомъ храненіи и исполненіи религіозныхъ и церковныхъ обязанностей согласно съ каноническими постановленіями православной церкви;

9) наблюденіе за тѣмъ, чтобы никакой иновѣрецъ не наносилъ вреда православной церкви и не подкапывалъ основъ православной вѣры посредствомъ устнаго или письменнаго иновѣрнаго ученія, или какимъ-либо другимъ способомъ прозелитизма,—и какъ только станетъ это извѣстно, Св. Синодъ тотчасъ обращается къ государственной власти, которая въ то же время должна начать необходимое разслѣдованіе и наказать виновнаго по законамъ; а самъ Св. Синодъ въ такихъ случаяхъ издаетъ синодальное посланіе духовенству и народу для предохраненія ихъ отъ перемѣны вѣры;

10) изданіе правилъ для поддержанія вообще духовной дисциплины между клиромъ, а въ особенности относительно подготовки кандидатовъ священства, относительно исполненія духовенствомъ своего священническаго призванія въ качествѣ учителей вѣры и нравственности, строителей святыхъ тайнъ и руководителей народа въ религіозно-нравственной жизни;

11) изданіе правилъ для поведенія монаховъ, о предварительной подготовкѣ для вступленія въ монашескій чинъ и вообще правилъ о монастырской жизни;

12) изданіе правилъ, согласно съ положительными церковными и государственными постановленіями, въ руководство епархіальнымъ консисторіямъ для управленія епархіальными дѣлами;

13) обсужденіе вопросовъ по православному церковному праву, которые возникнутъ въ митрополіи, и рѣшеніе (букв. улаженіе) спорныхъ дѣлъ, которыя изъ того случайно возникнутъ;

14) выслушаніе отчетовъ, представляемыхъ Св. Синоду епархіальными консисторіями о дѣятельности въ теченіе отчетнаго года;

15) сужденіе о достоинствѣ для епископской хиротоніи лица, избраннаго ъъ архіереи, и о выдачѣ тому лицу соотвѣтствующей синодальной грамоты.

§ 19.

Внутреннія дѣла Святѣйшаго Синода судебнаго характера суть слѣдующія:

1) По вопросамъ строго церковнымъ Св. Синодъ имѣетъ верховную юрисдикцію надъ всѣмъ духовенствомъ митрополіи безъ различія чина.

2) Святѣйшій Синодъ, какъ высшая судебная власть, въ спорныхъ чисто-церковныхъ и дисциплинарныхъ дѣлахъ священныхъ лицъ является какъ судъ или первой или второй инстанцій, а именно: какъ судъ первой инстанціи: а) въ спорахъ между митрополитомъ и епископомъ; б) въ спорахъ о правахъ (компетенціи), которые возникнутъ въ митрополіи по вопросамъ церковнаго управленія и духовнаго суда межлѵ какой-либо консисторіей и подчиненнымъ ей орган< : і-.

(власти), какъ то: нротопресвитератомъ, приходомъ (парохіей) или монастыремъ; в) въ разсмотрѣніи прошеній, которыя поданы духовенствомъ или вѣрными мірянами противъ подлежащей консисторіи вслѣдствіе злоупотребленія съ ея стороны духовно-служебными обязанностями власти; г) въ тѣхъ случаяхъ, когда дѣло касается устраненія непорядковъ при исполненіи духовнаго судопроизводства со стороны епархіальныхъ консисторій; д) въ тѣхъ (также) случаяхъ, когда какой-либо членъ Св. Синода окажется виновнымъ при исполненіи своихъ служебныхъ обязанностей въ качествѣ члена Синода. Какъ судъ второй (высшей) инстанціи Святѣйшій Синодъ дѣйствуетъ въ качествѣ каноническаго аппеллято-ріума для всѣхъ тѣхъ священныхъ лицъ или вѣрныхъ мірянъ, которые недовольны приговорами соотвѣтствующихъ консисторій.

3) Святѣйшій Синодъ пересматриваетъ, также подтверждаетъ или измѣняетъ приговоры, представляемые ему подлежащей консисторіей по служебной обязанности: а) когда какое-либо священное лицо приговорено къ отрѣшенію отъ мѣста службы на срокъ болѣе года; б) когда запрещено ему священнослуженіе на срокъ свыше года; в) когда отрѣшено отъ мѣста службы навсегда; г) когда приговорено къ лишенію священнаго сана.

4) Святѣйшій Синодъ постановляетъ рѣшеніе, когда консисторія колеблется въ вопросѣ о наказаніи, коему подлежитъ священное лицо, допустившее ту или другую вину.

5) Святѣйшій Синодъ даетъ свое заключеніе, когда то или другое священное лицо, приговоренное къ лишенію сана, обратится съ просьбою о помилованіи кп> Его Королевскому Высочеству Князю-Государю.

6) Святѣйшій Синодъ слѣдитъ за должнымъ законнымъ исполненіемъ предписаній, когда извѣстное священное лицо обвиняется въ гражданскомъ преступленіи.

7) Святѣйшій Синодъ слѣдитъ за должнымъ законнымъ исполненіемъ предписаній, когда извѣстное священное лицо обязано явиться предъ гражданскимъ судомъ.

Основанія въ законѣ для двухъ послѣднихъ пунктовъ настоящаго параграфа:

Для пункта 6: а) предусмотрѣнныя общимъ гражданскимъ уголовнымъ закономъ преступленія, которыя учинитъ случайно какое-либо священное лицо, разбираются и судятся передъ гражданскимъ судомъ, и приговоръ гражданскаго уголовнаго суда влечетъ за собою лишеніе священнаго сана подлежащаго осужденію лица; б) о томч> священномъ лицѣ, которое обвиняется въ преступленіи, надлежащій гражданскій судъ немедленно долженъ поставить въ извѣстность подлежащую церковную власть, п если во время разбирательства дѣла, по рѣшенію суда, обвиняемое лицо должно находиться въ заключеніи, то заключеніе это не можетъ быть

общимъ со всѣми обвиняемыми, а въ особомъ опредѣленномъ для того мѣстѣ; если же то лицо будетъ осуждено, тогда отправляютъ его въ общую для всѣхъ осужденныхъ тюрьму; в) приговоръ, по которому извѣстное священное лицо подвергается наказанію по общему уголовному закону, не приводится въ исполненіе тотчасъ послѣ объявленія приговора, но тогда, когда церковная власть лишитъ приговореннаго къ наказанію священнаго сана; г) священное лицо, приговоренное гражданскимъ судомъ за какой-либо проступокъ къ заключенію, не можетъ быть заключено въ общую тюрьму, назначенную для лицъ, обвиняемыхъ за проступки, но должно находиться въ заключеніи или въ епископскомъ домѣ, или въ монастырѣ, или въ какомъ-либо подобномъ мѣстѣ.

Для пункта 7. Священныя лица во всякомъ случаѣ должны избѣгать поводовъ, которые могутъ привести ихъ предъ гражданскій судъ; но когда пригласитъ ихъ судъ, они должны подчиниться вызову, и въ такомъ случаѣ: а) явившись въ судъ, въ качествѣ ли свидѣтеля, или въ качествѣ обвиняемаго, священное лицо должно объявить, что объяснитъ все предъ судомъ по совѣсти; если же долженъ дать какое-либо показаніе предъ судьей епископъ, тогда судья приходитъ въ епископскій домъ и по заявленію епископа, что онъ по совѣсти скажетъ все ему извѣстное, вноситъ въ протоколъ соотвѣтствующее епископское показаніе и—если окажется нужнымъ—все это прочитывается въ засѣданіи суда; б) ссылка священнаго лица на свою совѣсть имѣетъ то же значеніе, что и всякая другая присяга предъ судомъ, и сообразно тому, если будетъ доказано, что извѣстное священное лицо въ качествѣ свидѣтеля или подсудимаго, дало ложное показаніе, то будетъ наказано, какъ клятвопреступникъ, по церковнымъ и гражданскимъ законамъ.

§ 20.

Къ внутреннимъ дѣламъ вѣдѣнія Святѣйшаго Синода относятся и брачные вопросы, а именно:

1) Святѣйшій Синодъ разсматриваетъ приговоры консисторій относительно законности или незаконности какого-либо оспариваемаго брака, если только недовольная сторона обратится въ Св. Синодъ съ жалобою въ теченіе мѣсяца съ того времени, какъ объявленъ былъ консисторскій приговоръ. Если Св. Синодъ найдетъ, что брачное дѣло правильно ведено въ консисторіи, то онъ утверждаетъ или видоизмѣняетъ приговоръ консисторіи. Если же Св. Синодъ найдетъ, что брачное спорное дѣло неправильно ведено, то возвращаетъ подлежащей консисторіи дѣлопроизводство для необходимыхъ дополненій, а когда получитъ отъ консисторіи обратно всѣ необходимыя дополненія, произноситъ свой окончательный приговоръ о законности или незаконности оспариваемаго брака.

2) Святѣйшій Синодъ, по представленію подлежащаго епархіальнаго епископа, можетъ дать разрѣшеніе на бракъ: а) когда какой-либо вдовецъ или вдова послѣ третьяго брака желаетъ вступить въ новый бракъ; б) когда кто-либо сплою или обманомъ взялъ себѣ дѣвицу; в) при кровномъ родствѣ до пятой степени включительно, въ первомъ свойствѣ—до третьей степени включительно, во второмъ свойствѣ—до второй степени включительно, въ духовномъ родствѣ—до пятой степени включительно; г) когда кто-либо, вопреки второй своей законной половинѣ, вступилъ въ полныя сношенія съ другимъ лицомъ и желаетъ вступить съ этимъ лицомъ въ бракъ, равно и когда прекратился первый бракъ вслѣдствіе ли смерти законнаго супруга, или вслѣдствіе развода; д) когда кто-либо возбуждалъ и содѣйствовалъ разводу законнаго брака и потомъ изъявилъ желаніе вступить въ бракъ съ лицомъ, коему онъ помогалъ въ дѣлѣ развода съ законною брачною половиною. Это разрѣшеніе можетъ дать Св. Синодъ съ сохраненіемъ всѣхъ относящихся сюда законныхъ постановленій, если того заслуживаютъ подлбжа-щія лица, кои просятъ о разрѣшеніи, и если черезъ то будетъ сдѣлано доброе дѣло и будетъ устраненъ соблазнъ, и если еще, кромѣ того, просимымъ разрѣшеніемъ не будутъ нарушены основныя предписанія, содержащіяся въ Божественномъ правѣ или въ святыхъ канонахъ и относящіяся къ тому или другому изъ вышеуказанныхъ препятствій къ браку.

3) Святѣйшій Синодъ разсматриваетъ всѣ дѣла, касающіяся развода извѣстнаго брака, которыя представляетъ ему подлежащая консисторія по оффиціальной обязанности для разсмотрѣнія и для соотвѣтствующаго одобренія сдѣланнаго ею приговора о разводѣ. Если Св. Синодъ одобряетъ приговоръ консисторіи, то увѣдомляетъ о томъ послѣднюю съ возвращеніемъ всѣхъ относящихся документовъ, для надлежащаго приведенія въ исполненіе приговора; если же Св. Синодъ не одобритъ приговора консисторіи, то возвращаетъ послѣдней всѣ относящіеся документы съ соотвѣтствующими замѣтками и руководственными указаніями.

4) Святѣйшій Синодъ можетъ допустить условленный между находящимися въ бракѣ лицами разводъ: а) въ случаѣ, если мужъ избранъ въ епископа и жена добровольно согласилась жить отдѣльно отъ мужа и въ безбрачіи въ какомъ-либо женскомъ монастырѣ или въ удаленномъ отъ обычнаго мѣстопребыванія епископа мѣстѣ; б) когда мужъ и жена пожелаютъ вступить въ монашество, когда мужъ добровольно обречетъ себя на безбрачіе, если жена вступитъ въ монашество, или буде жена обѣщаетъ жить въ безбрачіи, если мужъ вступитъ въ монашество.

5) Святѣйшій Синодъ, по представленію подлежащаго епархіальнаго епископа, можетъ разрѣшить вступленіе въ бракъ тому лицу, которое повинно въ разводѣ перваго брака, если ото лицо выполнило наложенную на него архіереемъ эпитпмію.

§ 21.

Внѣшнія дѣла, входящія въ кругъ вѣдѣнія Святѣйшаго Синода:

1) Разграниченіе предѣловъ каждой епархіи.

2) Учрежденіе новыхъ и закрытіе старыхъ монастырей.

3) Установленіе чрезвычайныхъ церковныхъ празднествъ, въ особенности, когда празднованіе ихъ падаетъ на рабочіе дни или внѣ храма.

4) Вопросъ объ учебныхъ заведеніяхъ для кандидатовъ священства и объ общественныхъ благотворительныхъ заведеніяхъ.

5) Дозволеніе для сбора пожертвованій на построеніе какой-либо новой церкви, монастыря или благотворительнаго церковнаго заведенія, или въ помощь какому-либо обществу съ церковно-просвѣтительнымъ характеромъ.

6) Выборъ трехъ священныхъ лицъ, съ цѣлію представленія Его Королевскому Высочеству Князю-Государю, для утвержденія одного изъ нихъ на вакантную архіерейскую каѳедру въ княжествѣ.

7) Избраніе архимандрита цетиньскаго монастыря и архимандрита острожскаго монастыря.

8) Рѣшеніе вопроса объ увольненіи на покой митрополита или епископа, примѣнительно къ дѣйствующимъ правиламъ закона о пенсіяхъ гражданскимъ чиновникамъ отъ 6 декабря 1902 г.

9) Разсмотрѣніе дѣлъ о случайномъ несогласіи между гражданскою и церковною властію въ отношеніи правъ православной церкви и іерархіи и относительно неприкосновенности святыхъ мѣстъ и личной неприкосновенности священныхъ лицъ.

§ 22.

Всѣ рѣшенія и приговоры Святѣйшаго Синода по дѣламъ внутреннимъ (§ 18, 19 и 20) считаются окончательными. Ихъ приводятъ въ исполненіе по распоряженію митрополита (§ 16, и. 4) надлежащія церковныя и гражданскія власти.

Рѣшеніе Св. Синода по дѣламъ внѣшнимъ (§ 21) тогда считаются окончательными и для каждаго обязательными, когда получатъ высшее одобреніе со стороны Князя.

ГЛАВА III.

Рѣшеніе дѣлъ въ Святѣйшемъ Синодѣ.

§ 23.

Всѣ дѣла синодальнаго вѣдѣнія разсматриваются и рѣшаются въ засѣданіяхъ Синода. Митрополитъ, или заступающій его мѣсто, назначаетъ день и часъ синодальнаго засѣ-

данія, ставитъ на очередь дѣла, руководитъ и закрываетъ засѣданія.

§ 24.

Митрополитъ, или заступающій его мѣсто, назначаетъ, кто изъ синодальныхъ по праву членовъ будетъ докладывать въ засѣданіи Синода объ извѣстныхъ дѣлахъ. Когда какой-либо изъ синодальныхъ по праву членовъ не будетъ въ состояніи исполнить этого, тогда митрополитъ, или заступающій его мѣсто, можетъ поручить докладъ извѣстнаго дѣла кому-либо изъ членовъ Синода по избранію (§ 13).

§ 25.

Рѣшенія Святѣйшаго Синода имѣютъ полную силу, если въ засѣданіи присутствуютъ: предсѣдатель (§ 12) и еще по крайней мѣрѣ три члена, изъ коихъ два члена по праву и одинъ по избранію.

§ 26.

Среди членовъ Святѣйшаго Синода члены по избранію (§ 13) имѣютъ совѣщательный голосъ, епископъ захолмско-рашскій и архимандриты — цетиньскій и острожскій пользуются голосомъ рѣшающимъ, а митрополитъ вмѣстѣ съ рѣшающимъ голосомъ имѣетъ право и утверждать рѣшенія (букв. подтвердительный голосъ).

Никакое синодальное рѣшеніе не можетъ имѣть полной силы, если къ нему не присоединился митрополитъ, или—въ случаѣ упомянутомъ во второмъ пунктѣ § 12 настоящаго устава—его замѣститель.

§ 27.

Всѣ рѣшенія и опредѣленія Святѣйшаго Синода записываетъ синодальный секретарь въ особую книгу. Всѣ присутствующіе въ засѣданіи Синода члены подписываютъ каждый протоколъ извѣстнаго засѣданія, а митрополитъ своею подписью подтверждаетъ подлинность протокола.

§ 28.

Канцелярскую службу въ Святѣйшемъ Синодѣ исполняетъ синодальный секретарь подъ непосредственнымъ начальствомъ митрополита или его замѣстителя (§ 14).

§ 29.

Настоящій уставъ получаетъ законную силу съ того дня, когда его подпишетъ Его Королевское Высочество Князь-Государь.

С.

Цетивье, 30 декабря 1903 г. Николай

Р-

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.