Научная статья на тему 'Новейшее устройство православной черногорской церкви'

Новейшее устройство православной черногорской церкви Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
187
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новейшее устройство православной черногорской церкви»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.С. Пальмов

Новейшее

устройство православной черногорской церкви

Опубликовано:

Христианское чтение. 1905. № 7. С. 3-19.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

X X X X X X X X X X X ГХГХ ІХТХ^Х X X X X X X X X

Новѣвшее устройство православной черногорской

церкви *).

Епархіальное судопроизводство до Уставу православныхъ консисторій.

Преступленія и наказанія духовныхъ лицъ.

ВЪ СФЕРУ епархіальнаго суда по консисторскому „Уставу*' черногорской церкви входятъ: а) проступки w и преступленія духовныхъ лицъ по ихъ сану, должности и приходской службѣ, равно и споры между ними изъ-за J приходскихъ доходовъ, и б) брачныя дѣла мірянъ. Въ У дѣлахъ, относящихся къ духовенству, епархіальный судъ бываетъ или непосредственно архіерейскій, или консисторскій. Архіерей непосредственно, безъ консисторіи, разбираетъ дѣла духовенства, если, напр., духовное лицо по невѣдѣнію и невольно учинитъ какой-либо проступокъ, неважный по существу и но своимъ слѣдствіямъ, не производящій явнаго соблазна, когда, конечно, убѣжденъ въ исправности по службѣ и благоповеденію виновнаго лица за все предшествующее время; затѣмъ, онъ разбираетъ дѣла, когда къ нему поступаетъ просьба, чтобы безъ формальнаго суда въ консисторіи онъ самъ непосредственно разсмотрѣлъ дѣло по обвиненію того или другого лица. Во всѣхъ этихъ случаяхъ архіерей приглашаетъ къ себѣ обвиняемое лицо, выслушиваетъ его и — сообразно съ его виной — даетъ ему совѣты или налагаетъ даже епитимію, но оставляетъ дѣло безъ дальнѣйшаго судебнаго движенія. Формальному же суду консисторіи подлежатъ духовныя лица въ тѣхъ случаяхъ, когда они небрежно исполняютъ свою учительскую, проповѣдническую и пастырскую службу, дѣломъ или словомъ безславятъ церковь или священные предметы, или употребляютъ

*) Окончаніе. См. іюнь.

послѣдніе не на снятыя цѣли,—не исполняютъ по устав}' у прихожанъ положенныхъ священнодѣйствій и обрядовъ, или же самовольно вводятъ новшества и небрежно исполняютъ свои обязанности; когда, затѣмъ, приступаютъ снова кгг, священнодѣйствіямъ послѣ лишенія такого права за какое-либо преступленіе; когда, далѣе, по небрежности допускаютъ, что дитя умираетъ безъ крещенія, больной—безъ исповѣди и св. причастія и пр., когда вѣнчаютъ малолѣтнюю особу безъ разрѣшенія, мужа пли жену неразведенныхъ на какой-либо другой особѣ, вѣнчаютъ въ запрещенныхъ степеняхъ родства пли свойства и пр. Затѣмъ, суду консисторіи подпадаютъ тѣ духовныя лица, которыя недобросовѣстно исполняютъ свои оффиціальныя священническія обязанности, когда, наир., приходскіе священники самовольно требуютъ прибавокъ къ платѣ за службу отъ прихожанъ, не придерживаясь закономч, установленныха, правилъ, небрежно относятся съ своимъ обязанностямъ по веденію церковно-приходскихъ метрикъ, по наблюденію за правильнымъ веденіемъ приходо-расходныхъ книгъ и вообще за церковнымъ хозяйствомъ, не исполняютъ добросовѣстно законныхъ предписаній предержащихъ властей, занимаются дѣлами, несоотвѣтствующими ихъ сану и должности, ведутъ безнравственную жизнь, впадая, напр., въ грѣха, блудодѣянія и прелюбодѣянія, пьянства, лихоимства, предаваясь азартнымъ играмъ въ карты и пр., посѣщая неприличныя мѣста, произнося бранныя слова, производя споры и раздора,, нанося другимъ побои рукою или оружіемъ и т. д., когда осуждаютъ дѣйствія и распоряженія законныхъ властей и др. іюд. Мало того, консисторія возбуждаетъ преслѣдованіе противъ духовныхъ лица, и тогда, когда извѣстныя иха, преступленія не подлежатъ уголовному гражданскому суду; но, постановивъ свое рѣшеніе ва, границаха, данной ей компетенціи, она передаета, затѣмъ дѣло гражданской власти для суда. Свѣтскому же суду духовныя лица подлежатъ 1) въ вопросахъ гражданскаго и имущественнаго права, 2) по поводу нарушенія государственника, законовъ и 3) и за болѣе важныя преступленія, наказуемыя по общему уголовному законнику. Во всѣхъ этихъ случаяха, свѣтская власть, послѣ произведеннаго слѣдствія и преда, публикаціей своего обвиненія, сообщаетъ о томъ консисторіи, а архіерей запрещаетъ обвиняемое духовное лицо ва, свящѳнно-служеніи впредь до окончательнаго рѣшенія дѣла въ консисторіи.. А когда свѣтскій судъ осудита, виновное духовное лицо за какое-либо престзгпленіе, тогда онъ сообщаета, о тома, консисторіи, которая и примѣняетъ къ виновному соотвѣтствующую степень наказанія. Степени же наказанія, налагаемыя на духовныхъ лицъ, но „Уставу“ суть слѣдующія: 1) замѣчаніе или напоминаніе оба, обязанностяхъ, 2) выговора,, 3) отрѣшеніе отъ мѣста служенія на нѣкоторое опредѣленное время (не болѣе кака, на одинъ года,), 4) времен-

ное запрещеніе священнодѣйствія (не болѣе какъ на одинъ годъ), 5) отрѣшеніе отъ мѣста служенія навсегда, но съ правомъ носить духовное званіе и пользоваться принадлежащею этому званію честью, и 6) изверженіе или лишеніе права совершать какое-либо священнодѣйствіе навсегда и, вмѣстѣ съ тѣмъ, лишеніе званія и чести духовнаго сана. О соотвѣтствіи того или другого рода наказанія совершенному виновнымъ проступку или преступленію опредѣленно говорится въ канонахъ и въ общемъ уголовномъ церковномъ законникѣ, а въ случаяхъ недоумѣнныхъ Св. Синодъ даетъ, по требованію нужды, свое разъясненіе.

Что касается процессуальной стороны консисторскаго суда, то судъ этотъ происходитт> слѣдующимъ образомъ. Консисторія начинаетъ изслѣдованіе той или другой вины обвиняемаго или по предложенію епархіальнаго архіерея, или по оффиціальной своей обязанности, или же вслѣдствіе представленной жалобы или обвиненія противъ извѣстнаго духовнаго лица. Жалоба должна быть представлена архіерею, который или самъ разбираетъ дѣло (смотря по степени вины), или передаетъ его консисторіи. Въ жалобѣ должна быть указана опредѣленно вина обвиняемаго, ясно изложены и доказательства въ пользу обвиненія. Послѣ этого консисторія чрезъ подлежащаго протопресвитера препровождаетъ обвиняемому жалобу съ предписаніемъ, чтобы онъ письменно, въ опредѣленный срокъ, далъ отвѣтъ на сообщенное ему обвиненіе. Сообразно съ отвѣтомъ обвиняемаго консисторія рѣшаетъ дальнѣйшій вопросъ относительно слѣдствія противъ обвиняемаго. А въ случаѣ нужды она поручаетъ произвести изслѣдованіе дѣла или одному изъ своихъ членовъ-судей, или подлежащему окружному протопресвитеру, или же цѣлой коммиссіи изъ нѣсколькихъ лицъ. Въ такомъ случаѣ слѣдователь допрашиваетъ, прежде всего, обвинителя, затѣмъ обвиняемаго и, при этомъ, указанныхъ ему свидѣтелей, а по требованію нужды—экспертовъ, для удостовѣренія же личности обвинителя и обвиняемаго—подлежащихъ властей; затѣмъ приглашаетъ вновь обвиняемаго и снова допрашиваемъ его, а по мѣрѣ нужды или самъ или чрезъ уполномоченныхъ изслѣдуетъ на мѣстѣ предметъ вины и все добытое на мѣстѣ записываетъ въ протоколъ, подписываемый собственноручно допрошенными лицами. Посл ѣ этого слѣдователь-судья представляетъ всѣ относящіяся къ дѣлу бумаги въ консисторію, которая и рѣшаетъ вопросъ о дальнѣйшемъ веденіи дѣла по суду и въ случаѣ признанія основательности жалобы формулируетъ обвиненіе съ яснымъ изложеніемъ сущности дѣла, доказательствъ наличности вины и съ указаніемъ соотвѣтствующаго наказанія. Въ назначенный день обвиняемый приглашается, затѣмъ, въ консисторію, которая выслушиваетъ его, выслушиваетъ при этомъ и свидѣтелей, снова приглашаетъ обвиняемаго, который говоритъ

спою послѣднюю защитительную рѣчь, послѣ чего и составляетъ тотъ или другой судебный приговоръ. Въ своемъ приговорѣ консисторія обозначаетъ время судебнаго разслѣдованія. имя личности судьи и обвиняемаго, предметъ жалобы, родъ преступленія, обстоятельства и доказательства преступленія, каноническія и законныя предписанія для разсмотрѣнія дѣла и наложенія извѣстнаго наказанія. Объявленіе приговора обвиняемому должно послѣдовать въ тотъ же день или—по крайней мѣрѣ—не позже трехъ дней со времени окончательнаго судебнаго рѣшенія. Въ случаѣ недоказанности вины обвиняемаго, послѣдній объявляется невиннымъ; а буде, при недоказанности его вины, останется все-таки сомнѣніе въ его невинности,—онъ освобождается отъ обвиненія по недостатку доказательствъ. Впрочемъ и налагаемое консисторіею наказаніе на то или другое духовное лицо архіерей можетъ смягчить или помиловать согласно съ даннымъ ему канонами правомъ помилованія. Приговоръ консисторіи, сопровождающійся наказаніями — напоминанія, выговора, отрѣшенія отъ мѣста служенія менѣе чѣмъ на одинъ годъ и запрещенія священнодѣйствія на одинъ годъ или меньше,—отй приговоры считаются окончательными, а другіе, какъ-то: отрѣшеніе отъ мѣста служенія болѣе чѣмъ на одинъ годъ, запрещеніе священнодѣйствія болѣе чѣмъ на одинъ годъ, отрѣшеніе отъ мѣста служенія навсегда и изверженіе или лишеніе священнаго сана, — всѣ подобнаго рода приговоры представляются консисторіей на усмотрѣніѳ Св. Синода, который и утверждаетъ тотъ или другой приговоръ или постановляетгь свое окончательное рѣшеніе. Но осужденныя лица и послѣ этого могутъ просить князя, чрезъ министра просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ, о помилованіи, но послѣдній (т. е. министр'ь), прежде чѣмъ начать свое ходатайство, спрашиваетъ мнѣнія Св. Синода. Во всякомъ случаѣ просьба о помилованіи не пріостанавливаетъ приведенія въ исполненіе произнесеннаго церковною властію приговора.

Въ спорныхъ дѣлахъ между духовенствомъ изъ-за приходскихъ доходовъ консисторія поступаетъ согласно съ общими предписаніями, дѣйствующими по отношенію къ аналогичнымъ дѣламъ въ гражданскомъ судѣ. Недовольные судомъ консисторіи могутъ обращаться съ жалобою въ Св. Синодъ.

Брачныя дѣла.

По дѣламъ брачнымъ въ сферу компетенціи консисторіи входятъ: надзоръ за правильнымъ заключеніемъ браковъ,

изслѣдованіе условій незаконности брака и рѣшеніе бракоразводныхъ дѣлъ. По бракоразводнымъ дѣламъ супруговъ, принадлежащихъ къ разнымъ епархіямъ, ведетъ процессъ та консисторія, въ вѣдѣніи которой находится мужская поло-

вина брачной четы. Но юридическія послѣдствія брака вообще, послѣ развода, подлежатъ вѣдѣнію гражданскаго суда.

Законный бракъ и препятствія къ нему. Условія законности брака суть слѣдующія (§ 173): 1) обоюдное согласіе мужчины и женщины для вступленія въ бракъ, 2) опредѣленный, закономъ предписанный, возрастъ обоихъ вступающихъ въ бракъ лидъ, 3) нормальное умственное ихъ состояніе, 4) полная физическая способность къ брачной жизни, 5) разрѣшеніе вступать въ бракъ нѳсовершеннолѣтнимъ и тѣмъ совершеннолѣтнимъ, кои находятся подъ опекою родителей или опекуновч», со стороны послѣднихъ, и 6) отсутствіе указанныхъ въ церковномъ и гражданскомъ законодательствѣ препятствій къ браку. Препятствія же къ браку законъ различаетъ двоякаго рода, изъ коихъ одни (полныя) совершенно уничтожаютъ бракъ, случайно заключенный, а другія—условныя, совершенно не уничтожаютъ брака, но только, такъ сказать, пріостанавливаютъ его впредь до устраненія того или другого существующаго препятствія. При дѣйствіи условій перваго рода (т. е. полныхъ препятствій) нельзя вступать въ бракъ: 1) тому, у кого жива жена или живъ мужъ, если нѣтъ законнаго развода, 2) священному лиду, начиная отъ иподіа-конскаго чина, 3) монаху или монахинѣ, принявшимъ малую схиму, 4) христіанину съ другимъ лидомъ, не признающимъ христіанской вѣры, 5) ненормальному въ умственномъ отношенію, 6) физически неспособному къ брачному сожитію, 7) вдовцу или вдовѣ послѣ третьяго брака, 8) силою или обманомъ взявшему къ себѣ дѣвицу, 9) въ кровномъ родствѣ до шестой степени включительно и въ первомъ свойствѣ до четвертой степени включительно, во второмъ свойствѣ—до третьей степени включительно, въ духовномъ родствѣ до шестой степени включительно, 10) вступающему незаконно, при наличности еще перваго брака, въ половыя сношенія съ другимъ лицомъ, съ тѣмъ, чтобы жить съ нимъ брачными узами, конечно послѣ того, какъ прекратится первый бракъ вслѣдствіе ли смерти законнаго супруга, пли вслѣдствіе развода, 11) подстрекателю къ разводу и 12) приговоренному судомъ къ разводу съ запрещеніемъ снова вступать въ бракъ. А условныя препятствія къ браку, не уничтожающія его, а только, такъ сказать, пріостанавливающія его, являются: 1) когда желалъ бы вступить въ бракъ женихъ, не достигшій 17 лѣтъ, или невѣста, не достигшая 15 лѣтъ; 2) когда совершеннолѣтній, находящійся подъ опекою родителей или опекуновъ, не получаетъ разрѣшенія на вступленіе въ бракъ; 3) когда одно изъ брачущихся лицъ не принадлежитъ къ православной церкви, а къ другому христіанскому вѣроисповѣданію; 4) когда обманомъ подставлено другое лицо вмѣсто предполагавшагося къ брачному вѣнчанію; или же одно изъ брачущихся лицъ скрывало отъ другого законныя препятствія къ браку, 5) когда одно изъ брачущихся

лицъ осуждено въ каторгу, впредь до окончанія срока наказанія (со дня объявленія ему судебнаго приговора); 6) если со дня смерти перваго мужа вдова не прожила еще полныхъ шести мѣсяцевъ (такъ чтобы не было сомнѣнія въ случаѣ ея беременности относительно отца дитяти); 7) если военныя власти не даютъ разрѣшенія на женитьбу обязанному отбывать военную службу: 8) если не было законныхъ оглашеній,

когда не освобожденъ отъ нихъ желающій вступить въ бракъ; 9) если нѣтъ налицо всѣхъ письменныхъ документовъ, необходимыхъ для заключенія законнаго брака, какъ-то: документовъ для одного изъ брачущихся лицъ изъ другого прихода, разрѣшенія на вступленіе въ бракъ отъ надлежащихъ властей и, въ случаѣ нужды, разрѣшенія отъ какого-нибудь препятствія къ браку; 10) если желающіе вступить въ бракъ прежде вѣнчанія были обручены по церковному обряду и вмѣстѣ съ тѣмъ былъ между ними заключенъ имущественный договоръ, но потомъ кто-либо изъ нихч> пожелалъ вступить въ бракъ съ другимъ лицомъ, и 11) наконецъ,’ къ числу условныхъ препятствій къ браку, пріостанавливающихъ его только на время, относится и внѣшнее церковное распоряженіе, запрещающее обрядъ вѣнчанія въ извѣстное время церковнаго года: обрядъ вѣнчанія, совершаемый обыкновенно въ Черногоріи до полудня, запрещается: въ посты - отъ 14 ноября по 6 января, отъ мясопустной недѣли до Ѳоминой недѣли, отъ первой недѣли послѣ Троицына дня до 29 іюня, въ теченіе Успенскаго поста (до 15 августа), въ день Усѣкновенія главы св. Іоанна Предтечи (29 авг.), въ праздникъ Воздвиженія Креста Господня (14 сентября), въ среду и пятницу въ теченіе цѣлаго года (въ эти послѣдніе дни вѣнчаніе можетъ быть допущено только въ крайней нуждѣ съ разрѣшенія архіерея).

Итакъ, всякій можетъ вступить въ бракъ, если нѣтъ никакихъ препятствій къ браку. Но прежде совершенія брака должно быть троекратное оглашеніе въ церкви, которое дѣлается приходскимъ священникомъ въ приходской церкви въ три слѣдующихъ одинъ за другимъ праздничныхъ дня. Таковое же оглашеніе дѣлается и въ другой приходской церкви, если къ ней принадлежитъ другая изъ брачущихся сторонъ. Если же два мѣсяца спустя послѣ оглашенія не состоится вѣнчаніе, то оглашеніе повторяется снова, а въ случаѣ препятствій къ оглашеніямъ, съ разрѣшенія архіерея можно ограничиться двумя или однимъ оглашеніемъ, или же вѣнчать безгь оглашеній, но тогда при вѣнчаніи должно быть два или три свидѣтеля. Самыя оглашенія дѣлаются послѣ формальныхъ т. н. предбрачныхъ условій для заключенія брака, послѣ испытанія готовящихся къ браку въ знаніи ими православной вѣры и главныхъ молитвъ, когда кромѣ жениха и невѣсты присутствуютъ и родители или опекуны ихъ и двое свидѣтелей, о чемт> составляется протоколъ, под-

писываемый всѣми присутствующими и хранимый въ архивѣ мѣстной приходской церкви. Самое вѣнчаніе совершается обыкновенно въ приходской церкви, къ которой принадлежитъ женихъ, но въ исключительныхъ случаяхъ вѣнчаніе, съ разрѣшенія архіерея, можетъ совершаться и въ частныхъ домахъ. Законноповѣнчанный бракъ записывается обыкновенно въ метрику, гдѣ вписывается: имя и фамилія, годъ, мѣсто рожденія и положеніе брачной четы, какимъ бракомъ сочетались—первымъ или вторымъ, и т. д.; имя и фамилія, равно и положеніе родителей и свидѣтелей (поручителей), день совершенія брака и имя священника, совершавшаго бракъ, дни предбрачныхъ оглашеній и предбрачные документы. Если бракъ былъ совершенъ въ приходской церкви, къ которой не принадлежалъ ни женихъ, ни невѣста, то бракъ этотъ записывается въ метрику этой церкви, съ обозначеніемъ выданныхъ отъ соотвѣтствующаго священника документовъ,—въ теченіе 8 дней послѣ вѣнчанія сообщеніе о бракѣ отъ священника, совершившаго бракъ, получается священникомъ той приходской церкви, къ которой принадлежитъ женихъ, и свѣдѣнія о томъ вносятся въ духовныя росписи прихода съ указаніемъ письменныхъ документовъ, относящихся къ этому браку. Изъ брака законно заключеннаго вытекаютъ какъ личныя права и обязанности супруговъ, такъ и имущественныя ихъ отношенія,—послѣднія входятъ въ компетенцію гражданскихъ судовъ. А личныя права и обязанности супруговъ слѣдующія: супружеская

вѣрность и исполненіе съ обѣихъ сторонгь супружескихъ обязанностей, право и обязанность мужа какъ главы семьи управлять домомъ и заботиться объ его содержаніи, равно и заступать свою жену въ нужныхъ обстоятельствахъ, а жена принимаетъ фамилію своего мужа и получаетъ права его положенія и раздѣляетъ съ нимъ всѣ житейскія перемѣны; мужъ и жена должны заботиться о физическомъ, умственномъ, нравственномъ и религіозномъ образованіи своихъ дѣтей для приготовленія ихъ къ самостоятельной и честной жизни какъ членовъ общества. Всѣ вышеуказанныя условія для заключенія брака обязательны для каждаго черногорца. Православный черногорецъ, повѣнчанный заграницей, долженъ имѣть въ виду существующій на этотъ счетъ законъ въ Черногоріи, и есля не прошло года со времени выѣзда его изъ Черногоріи, онъ долженъ позаботиться о томъ, чтобы троекратное оглашеніе о бракѣ было сдѣлано въ той приходской церкви, гдѣ онъ жилъ въ своемъ отечествѣ передъ выѣздомъ заграницу. А по возвращеніи въ свое отечество онъ долженъ позаботиться о томъ, чтобы бракъ его былъ внесенъ въ духовныя росписи (анаграфъ) извѣстной приходской церкви.

Неправильно заключенные браки священникомъ, сознательно допустившимъ неправильность,—влекутъ за собою

наказаніе для послѣдняго, а для брачной четы—въ случаѣ условныхъ препятствій къ браку—разрѣшеніе отъ нихъ законнымъ способомъ или же совершенное прекращеніе брака. Въ случаѣ условныхъ препятствій къ браку, послѣдній можетъ получить силу со всѣми его гражданскими послѣдствіями слѣдующимъ образомъ. Въ интересахъ мира и порядка въ церкви, церковная власть можетъ давать разрѣшеніе отъ тѣхъ или другихъ препятствій къ браку въ виду просьбъ заинтересованныхъ лицъ и согласно съ законными постановленіями въ данномъ случаѣ. Разрѣшеніе отъ брачныхъ препятствій можетъ давать или епархіальный архіерей, или Св. Синодъ. Епархіальный архіерей можетъ дать разрѣшеніе отъ всякихъ условныхъ брачныхъ препятствій. А Св. Синодъ, по представленію епархіальнаго архіерея, можетчэ дать разрѣшеніе отъ полныхъ брачныхъ препятствій, выше перечисленныхъ (§ 173) подъ цифрами 7—12 (см. 7 стр.), согласно съ основными требованіями божественнаго и каноническаго права. Просьбы о разрѣшеніи препятствій къ браку могутъ быть подаваемы заинтересованными лицами или передъ заключеніемъ брака, или послѣ заключенія, —въ послѣднемъ случаѣ церковная власть поступаетъ снисходительнѣе. „Уставъ“ при этомъ касается спеціально и случаевъ разрѣшенія брака православныхъ съ иновѣрцами (другого христіанскаго вѣроисповѣданія). Еще прежде заключенія такого брака священникъ долженъ употребить всѣ пастырскія мѣры для отклоненія православныхъ отъ ихъ намѣренія вступить въ бракъ съ иновѣрцами, или же позаботиться ввести послѣднихъ въ лоно православной церкви. Но бракъ православныхъ съ иновѣрцами не признается до тѣхъ поръ, пока не благословилъ его православный священникъ въ православной церкви. А когда, въ исключительныхъ случаяхъ, разрѣшается православнымъ, вступать въ бракъ съ иновѣрными, то послѣдніе должны письменно дать обѣщаніе крестить и воспитывать своихъ дѣтей въ православной вѣрѣ и не мѣшать другой своей половинѣ въ исполненіи требованій православной церкви. Это письменное обязательство дается въ присутствіи православнаго священника и двухъ свидѣтелей и должно быть подписано иновѣрнымъ лицомъ, вступающимъ въ бракъ. Обязательство это подписывается также священникомъ и двумя свидѣтелями; оно должно быть утверждено княжескою областною властью или общиннымъ судомъ ради скрѣпленія гражданскихъ послѣдствій брака, согласно съ требованіемъ ст. 1023 „Общаго Имущественнаго Законника для княжества Черногорскаго“ *). Только послѣ выполненія всѣхъ этихтз условій архіерей даетъ разрѣшеніе на бракъ православныхъ съ ино-

0 Статья эта гласитъ: „Что условлено передъ общественною властью, то крѣпче и безспорнѣе“. См. русскій переводъ „Законника“ М. II. Ку-сакова, подъ редакціей В. Д. Спасовича (Спб. 1901), стр. 238.

вѣрными и выданное послѣдними обязательство хранится въ архивѣ мѣстной церкви.

Незаконно заключенный бракъ, при наличности какихъ-либо условныхъ препятствій, становится законнымъ, когда будетъ дано разрѣшеніе на бракъ отъ архіерея или Св. Синода. Точно также бракъ становится законнымъ послѣ выполненія законныхъ предписаній, когда, напр., бракъ былъ заключенъ между лицами, не достигшими по закону совершеннолѣтія, когда неспособный ранѣе къ супружеской жизни излечился отъ своего недуга, когда вдругъ получается добровольное согласіе принуждаемаго ранѣе къ браку лица, когда, далѣе, родители или опекуны, ранѣе не соглашавшіеся на бракъ, вдругъ проявятъ свое согласіе: равно бракъ можетъ быть признанъ законнымъ, когда христіанинъ, заключивши его съ некрещеннымъ, обратитъ послѣдняго въ христіанскую вѣру. А для признанія дѣйствительности брака лицъ нехристіанскаго вѣроисповѣданія, изъ коихъ одинъ вступилъ въ церковь, требуется, чтобы оба они изъявили желаніе оставаться въ брачномъ сожитіи; въ случаѣ же нежеланія одного изъ нихъ, не принявшаго христіанства, архіерей даетъ разрѣшеніе вступившему въ церковь на новый бракъ съ лицомъ православнаго вѣроисповѣданія. Послѣ узаконенія извѣстнаго брака, послѣдній записывается въ метрику на томъ мѣстѣ, гдѣ былъ зарегистрованъ незаконный бракъ, и тогда гражданская власть разсматриваетъ его какъ законный отъ самаго начала.

Прекращеніе брака. Бракъ прекращается или за смертію одной половины брачной четы, или же—вслѣдствіе незаконности его совершенія, или же—послѣ расторженія его. Но самовластно, хотя бы и договорнымъ способомъ, брачная чета не можетъ расторгнуть свой бракъ. Въ спорныхъ дѣлахъ о незаконности брака консисторія поступаетъ слѣдующимъ образомъ. Она возбуждаетъ эти дѣла или по оффиціальной своей обязанности, или по жалобѣ заинтересованныхъ лицъ. По оффиціальной своей обязанности консисторія возбуждаетъ брачный процессъ, когда имѣетъ на лицо полныя препятствія къ браку (за исключеніемъ пунктовъ 5 и 6 § 173, см. 7 стр.). А изъ заинтересованныхъ лицъ подаетъ жалобу субъектъ невинный; но и онъ лишается права возбуждать процессъ, когда хотѣлъ бы сдѣлать это послѣ того, какъ, зная о препятствіяхъ къ браку, продолжалъ далѣе оставаться въ брачномъ сожитіи съ другою своею половиною. Родители и опекуны несовершеннолѣтнихъ только до тѣхъ поръ оспариваютъ законность брака, пока брачущіеся не достигли совершеннолѣтія. Не можетъ подавать жалобу на незаконность брака и требовать развода тотъ, кто, зная о препятствіи къ браку до совершенія его, промолчалъ о томъ, или, не будучи свободенъ къ брачному самоопредѣленію, обманомъ получилъ разрѣшеніе на бракъ. Но коней-

сторія въ таковыхъ случаяхъ можетъ сама возбудить вопросъ о законности брака. При изслѣдованіи брачныхъ дѣлъ консисторія обязана принять всѣ законныя средства для узна-нія истины и должна стремиться къ сохраненію брака, дабы не было поводовъ къ легкомысленному разводу. Къ той же дѣли долженъ стремиться и секретарь консисторіи какъ защитникъ брака. Прежде чѣмъ консисторія рѣшитъ вести дѣло формальнымъ судомъ, она предписываетъ приходскому священнику, гдѣ живетъ жалобщикъ, пригласить его и въ присутствіи двухъ свидѣтелей спросить, остается ли онт> при своей жалобѣ. О результатѣ приходскій священникъ сообщаетъ консисторіи. Въ случаѣ основательности жалобы, архіерей, соглашаясь съ мнѣніемъ консисторіи, назначаетъ для изслѣдованія дѣла одного члена консисторіи, который подробно изучаетъ дѣло, выслушиваетъ обѣ спорящія стороны и свидѣтелей и докладываетъ о томъ консисторіи. Послѣдняя можетъ дополнить добытыя слѣдствіемъ свѣдѣнія и потомъ приступаетъ къ разбирательству дѣла, при которомъ должны быть на лицо брачная чета и даже свидѣтели,—только въ случаѣ удаленности свидѣтелей отъ мѣста консисторіи разрѣшается мѣстному священник}^, по указаніямъ консисторіи, допросить ихъ и письменно доложить ей о томъ. Допросъ свидѣтелей, дающихъ предварительно присягу, дѣлается въ отсутствіи брачной четы и только по окончаніи его сообщается ей. Въ случаѣ нужды консисторія можетъ пригласить экспертовъ, не менѣе двухъ, безпристрастныхъ, которые предварительно даютъ присягу и сообщаютъ результаты своей экспертизы письменно. Но присяга брачной четы не можетъ служить доказательствомъ наличности препятствія къ брачному сожитію. При расторженіи брака вслѣдствіе физической неспособности должны служить доказательствомъ показанія спеціалистовъ, а именно— лекарей и лучшихъ хирурговъ, а по нуждѣ—акушерокъ. Когда же нѣтъ рѣшительныхъ данныхъ о временной или постоянной физической неспособности супруговъ, тогда продолжается срокъ совмѣстной ихъ жизни еще на годъ и—въ случаѣ наличности факта физической неспособности—бракъ расторгается. Также поступаютъ и въ бракоразводныхъ дѣлахъ вслѣдствіе сумасшествія и другой болѣзни какой-либо одной изъ брачуіцихся сторонъ. Когда слѣдствіе и судопроизводство окончены, результатъ сообщается брачной четѣ и защитнику брака къ свѣдѣнію, которые въ теченіе восьми дней, если хотятъ, могутъ представить свои объясненія, и если не послѣдуетъ никакого отвѣта, тогда консисторія, съ согласія епархіальнаго архіерея, приступаетъ къ рѣшенію дѣла и постановляетъ окончательный приговоръ, на который—въ случаѣ желанія со стороны недовольной—можетъ быть подана, въ теченіе мѣсяца со дня объявленія приговора, аппелляція въ Св. Синодъ, а буде такой апиелляціи не послѣдуетъ,

приговоръ консисторіи вступаетъ въ силу: узаконеніе брака обязываетъ брачущую чету жить «вмѣстѣ, а разведеннымъ предоставляется право вступать—если захотятъ—въ новый бракъ. Въ обоихъ случаяхъ въ консисторскомъ рѣшеніи приводятся вкратцѣ всѣ главныя доказательства бракоразводнаго процесса за подписью архіерея или его замѣстителя, съ приложеніемъ консисторской печати. Рѣшеніе консисторіи сообщается затѣмъ тому приходскому священнику, въ приходской метрикѣ котораго былъ записанъ бракъ, сообщается оффиціально и надлежащему областному суду ради гражданскихъ послѣдствій развода.

Расторженіе брака. Бракъ, законно и правильно заключеньи! между двумя лицами, не можетъ быть своевольно расторгнутъ мужемъ или женою, или даже съ общаго согласія той и другой стороны. Только въ исключительныхъ случаяхъ, въ силу каноновъ, бракъ расторгается по взаимному соглашенію: 1) когда мужъ избранъ во епископа и жена согласится разойтись съ мужемъ и оставаться въ безбрачіи или въ женскомъ монастырѣ, или въ мѣстѣ, удаленномъ отъ резиденціи епископа, и 2) когда мужъ или жена пожелаютъ принять монашество, добровольно обѣщавшись жить въ безбрачіи—мужъ, если жена приметъ монашескій постригъ, и жена—если мужъ сдѣлается монахомъ. Но разводы подобнаго рода входятъ въ сферу компетенціи не консисторіи, а Св. Синода. Консисторія же входитъ въ разсужденіе о расторженіи брака по слѣдующимъ причинамъ, вслѣдствіе: 1) прелюбодѣянія, 2) отступленія одного изъ супруговъ отъ христіанства, 3) неизвѣстнаго или злонамѣреннаго отсутствія одного изъ супруговъ. 4) недѣвственности невѣсты, 5) покушенія на жизнь и здоровье со стороны одного изъ супруговъ на другого и 6) присужденія кого-либо изъ брачной четы къ многолѣтней каторгѣ. Почти каждую изъ вышеуказанныхъ причинъ къ разводу „Уставъ“ выясняетъ подробно. Такъ, подъ прелюбодѣяніемъ „Уставъ“ разумѣетъ нарушеніе супружеской вѣрности мужемъ или женою чрезт> вступленіе въ половое сношеніе съ другимъ лицомъ, безъ отношенія къ тому, связано ли это лицо бракомъ или нѣтъ, и знало ли оно о дѣйствіи лица, совершившаго прелюбодѣяніе. Въ связи съ прелюбодѣяніемъ „Уставъ“, на основаніи православнаго церковнаго права, признаетъ еще и слѣдующія причины къ расторженію брака (§ 217): а) когда жена намѣренно убиваетъ въ себѣ зачатый плодъ; б) когда жена съ преступною цѣлію веселится съ чужими людьми, проводитъ ночи, безл^ оправдательныхъ причинъ и безъ вѣдома мужа, въ чужихъ домахъ, или противъ воли мужа посѣщаетъ публичныя мѣста, неприличныя для порядочной женщины; в) когда мужъ наталкиваетъ жену на прелюбодѣяніе съ другими людьми; г) когда мужъ публично и несправедливо обвиняетъ жену въ прелюбодѣяніи и д) когда мужъ въ своемъ домѣ или внѣ

его живетъ съ чужою женой. Въ первыхъ двухъ случаяхъ мужъ имѣетъ право требовать развода, а въ трехъ послѣднихъ - жена. Въ случаѣ отсутствія кого-либо изъ супруговъ по неизвѣстной причинѣ въ теченіе шести лѣтъ, другая половина можетъ искать развода и вступать въ законное брачное сожитіе съ другимъ лицомъ; а при зломъ намѣреніи скрыться отъ своей законной половины, послѣдняя можетъ требовать развода по истеченіи трехъ лѣтъ. Въ случаѣ обнаружившейся недѣвственности невѣсты, вышедшей замужгь, мужъ ея только тогда можетъ искать развода, если, узнавъ о ея беременности, тотчасъ прекратитъ съ нею общее сожитіе; въ противномъ случаѣ за нимъ не признается право требовать развода. Подъ дѣйствіями или покушеніями одного супруга на жизнь и здоровье другого, какъ причиною къ разводу, „Уставъ“ (§ 220) разумѣетъ, напр., слѣдующее: а) когда одинъ изъ супруговъ жестоко обращается съ другою своею половиною; б) когда, зная о покушеніи на жизнь своей половины, не только не объявляетъ объ этомъ, но и помогаетъ злодѣянію; в) когда употребляетъ престзшныя средства противъ здоровья своей брачной половины; г) когда наноситъ ей побои; д) когда непрестанною бранью оскорбляетъ, унижаетъ ее предъ другими и противозаконными средствами ограничиваетъ свободу; е; когда проводитъ распущенный образч> жизни, такъ что ставить на карту матеріальное благосостояніе и доброе имя семьи; и ж) когда болѣетъ неизлечимою, заразною болѣзнью, угрожающею здоровью и жизни другой половины. Бракоразводный процессъ во всѣхъ вышеуказанныхъ случаяхъ вчинается только тогда, когда судомъ доказано, что все то не случайныя явленія, а нѣчто постоянное, неизмѣнно остающееся. При осужденіи кого-либо изъ супруговъ за преступленіе на многолѣтнюю каторгу просьба о разводѣ подается только въ томъ случаѣ, когда преступникъ осужденъ не менѣе какъ на десять лѣтъ, но, въ случаѣ помилованія преступника, на этомъ пріостанавливается движеніе дѣла о разводѣ и искавшая его особа обязана пребывать въ прежнемъ бракѣ.

Самый бракоразводный процессъ происходитъ слѣдующимъ образомъ. Прошеніе о разводѣ подается архіерею, который—если найдетъ нужнымъ—препровождаетъ дѣло въ консисторію. Въ прошеніи должна быть точно указана причина къ разводу, должны быть приведены всѣ доказательства въ пользу указываемой причины, съ какого времени бракъ существуетъ, сколько дѣтей и какихъ лѣтъ. Получивъ прошеніе, консисторія немедленно принимаетъ мѣры къ примиренію спорящихъ сторонъ. Для этого она посылаетъ копію прошенія чрезъ окружного протопресвитера подлежащему приходскому священнику съ наставленіемъ, чтобы онъ пригласилъ къ себѣ обоихъ супруговъ и попытался своимъ пастырскимъ совѣтомъ примирить ихъ; если не успѣетъ въ

этомъ въ первый разъ, то пусть попытается сдѣлать это черезъ 8 дней во второй разъ; а въ случаѣ неудачи и на этотъ разъ, священникъ возвращаетъ прошеніе съ своимъ заключеніемъ подлежащему окружному протопресвитеру ради третьей попытки примиренія (если протопресвитеръ есть вмѣстѣ съ тѣмъ и приходскій священникъ, то онъ самъ, ради третьей попытки примиренія, посылаетъ прошеніе другому ближайшему протопресвитеру). Приходскій священникъ, въ случаѣ, если бы спорящіе супруги не приняли его приглашенія, можетъ воспользоваться помощію и княжеской гражданской власти. О результатахъ всѣхъ вышеуказанныхъ попытокъ къ примиренію супруговъ протопресвитеръ со своими заключеніями сообщаетъ консисторіи. А въ случаѣ удаленія кого-либо изъ спорящихъ брачныхъ сторонъ въ неизвѣстное мѣсто, консисторія посредствомъ объявленія въ оффиціальномъ органѣ приглашаетъ скрывшееся лицо и— буде оно не явится въ теченіе года—предупреждаетъ, что вмѣсто него будетъ поставленъ заступающій его мѣсто.

Если всѣ попытки къ примиренію не имѣли успѣха, тогда архіерей избираетъ изъ членовъ консисторіи судыо-слѣдова-теля, который долженъ произвести слѣдствіе, о чемъ поставляютъ въ извѣстность и защитника брака (т. е. секретаря консисторіи) ради дальнѣйшаго разсмотрѣнія дѣла. По требованію слѣдователя, обѣ спорящія стороны должны явиться лично, а въ случаѣ неявки кого-либо изъ нихъ, поставляютъ замѣстителя. Въ свою очередь и судья-слѣдователь пытается, прежде всего, примирить спорящія стороны, не производя пока особаго судебнаго разбирательства. При слѣдствіи дѣлается допросъ свидѣтелей, равно и экспертовъ, которые— кстати—получаютъ вознагражденіе за счетъ той стороны, которая ихъ пригласила, а по оффиціальной обязанности вызванные свидѣтели получаютъ вознагражденіе отъ обѣихъ сторонъ. Слѣдственное дѣло представляется судьею консисторіи, которая—въ случаѣ очевидныхъ доказательствъ противъ обвиняемаго и послѣ его сознанія въ самой винѣ—приступаетъ къ рѣшенію дѣла. Если же дѣло неясно, то начинается судоговореніе. Обвиняемой сторонѣ прочитывается прошеніе о разводѣ, и если она хочетъ получить копію прошенія, то консисторія удовлетворяетъ ея желаніе и вмѣстѣ съ тѣмъ опредѣляетъ срокъ обвиняемой сторонѣ для отвѣта. Если два присяжныхъ свидѣтеля или два спѳціалиста-эксперта дадутъ одинаковыя показанія, тогда фактъ считается вполнѣ доказаннымъ. Показанія свидѣтелей и экспертовъ сообщаются устно, а по нуждѣ и письменно—обѣимъ спорящимъ сторонамъ, которыя въ то же время приглашаются для отвѣта на данныя показанія. Затѣмъ, послѣ достаточнаго выясненія предмета и при отсутствіи возраженія со стороны загцитника брака, консисторія приступаетъ къ рѣшенію дѣла и постановляетъ окончательный приговоръ. Членъ консисторіи, ко-

тораго назначаетъ архіерей для доклада о спорномъ брако разводномъ дѣлѣ въ засѣданіи консисторіи, приглашаетъ къ себѣ свидѣтелей и экспертовъ и подъ присягою даваемыя ими показанія записываетъ, равно собираетъ и другія данныя, необходимыя для точнаго и справедливаго уясненія дѣла, передаетъ затѣмъ весь свой слѣдственный матеріалъ защитнику брака, который послѣ изученія дѣла высказываетъ свое мнѣніе. Затѣмч, слѣдуетъ окончательный консисторскій судъ на основаніи обстоятельнаго доклада подлежащаго члена консисторіи и постановляется рѣшеніе пли въ пользу оставленія брака въ силѣ, или въ пользу его расторженія. Въ послѣднемъ случаѣ опредѣленно указывается виновность той или другой стороны, вслѣдствіе чего невинная сторона получаетъ право на вступленіе въ новый бракъ, а виновной вступленіе вч, новый бракч, запрещается, въ случаѣ же виновности той и другой стороны новый бракъ обѣимъ запрещается. Въ частности, приговоря:, консисторіи по бракоразводному дѣлу, вслѣдствіе отсутствія какой-либо одной изъ брачуіцихся сторонъ, произносится въ зависимости отъ того, случайно ли было отсутствіе виновнаго лица, или злонамѣренно: въ первомъ случаѣ, при отсутствіи его въ теченіе шести лѣтъ, не смотря на разныя оффиціальныя средства изслѣдованія (черезъ объявленія гражданскихъ властей), прежній бракъ по желанію оставшейся на мѣстѣ стороны (черезъ года, выжиданія послѣ шестилѣтія) расторгается и разрѣшается ей вступить въ новый, а во второмъ, т. е. вслѣдствіе злонамѣреннаго отсутствія одного изъ супруговъ въ теченіе трехъ лѣтъ, не смотря на всѣ объявленія и требованія гражданскихъ властей, бракъ черезъ годъ ожиданія послѣ трехъ лѣтъ отсутствія виновнаго, расторгается и виновный тогда не можетъ вступить въ новый бракъ. Если случайно отсутствовавшій возвратится послѣ того, какъ жена его съ разрѣшенія надлежащихъ властей вступила вт> новый бракъ, то и онъ тоже можетъ вступить въ новый бракъ; злонамѣренно же отсутствовавшему вступить въ новый бракъ по возвращеніи запрещается. А въ бракоразводномъ дѣлѣ по прелюбодѣянію консисторія, прежде окончательнаго рѣшенія, можетъ временно разлучить супруговъ отъ одного до трехъ лѣтъ, сообщая о томъ княжескому областному суду ради выдачи содержанія другой сторонѣ, имѣющей на то право, и дѣтямъ, если есть дѣти отъ брака; но, если по истеченіи указаннаго срока просьба о расторженіи будетъ повторена, тогда консисторія приступаетъ къ окончательному рѣшенію дѣла.

Рѣшеніе консисторіи о расторженіи брака со всѣми относящимися къ дѣлу документами должно быть представлено Св. Синоду и только по разсмотрѣніи и утвержденіи послѣднимъ приводится въ исполненіе. Послѣ того консисторія сообщаетъ свое рѣшеніе спорящими, брачнымъ сторонамъ или

одной изъ нихъ (вслѣдствіе отсутствія другой); сообщаетъ о томъ и надлежащей гражданской власти ради урегулированія вопросовъ имущественныхъ и содержанія дѣтей, сообщаетъ о томъ же и приходскому священнику для необходимыхъ отмѣтокъ въ метрической книгѣ о расторженіи брака. Въ случаѣ неутвержденія консисторскаго рѣшенія Св. Синодомъ, дѣло вновь пересматривается въ консисторіи согласно съ указаніемъ Св. Синода. Приговоръ консисторіи о расторженіи брака по прелюбодѣянію долженъ гласить, что извѣстное виновное въ прелюбодѣяніи лицо не можетъ болѣе никогда вступить въ бракъ съ другимъ лицомъ. Но допускается исключеніе при обсужденіи тѣхъ побочныхъ причинъ, которыя связаны съ прелюбодѣяніемъ (§§ 217 и 220 св. выше, стр. 13—14). Въ этихъ слз’чаяхъ сторона, оказавшаяся виновною и приговоренная къ безбрачію, можетъ обратиться къ архіерею съ просьбою о разрѣшеніи вины: архіерей налагаетъ на виновную сторону эпитимію, которая можетъ продолжаться отъ пяти до пятнадцати лѣтъ, и если увидитъ, что раскаяніе было полное, тогда обращается въ Св. Синодъ съ ходатайствомъ объ измѣненіи приговора и о разрѣшеніи виновной, но раскаявшейся сторонѣ, вступить въ новый бракъ. Вообще же разведенные супруги могутъ снова вступить въ бракъ: подаютъ письменную просьбу архіерею, который поручаетъ консисторіи разсмотрѣть дѣло, и если послѣдняя найдетъ возможнымъ удовлетворить просьбу разведенныхъ супруговъ, тогда предписываетъ приходскому священнику повѣнчать ихъ согласно правиламъ, существующимъ относительно вообще каждаго новаго брака.

Всѣ вышеуказанныя подробности относительно бракоразводнаго процесса имѣютъ силу и въ дѣлахъ брачныхъ отъ смѣшанныхъ браковъ: православная консисторія имѣетъ право разсматривать брачныя дѣла и отъ этихъ браковъ. „Уставъ“ въ частности указываетъ нѣсколько спеціальныхъ случаевъ, относящихся къ дѣламъ отъ смѣшанныхъ браковъ. Такъ, если супруги неправославные повѣнчаны въ своей церкви и одинъ изъ нихъ послѣ брака приметъ православную вѣру, то послѣдній можетъ поднять вопросъ брачный, буде имѣетъ къ своей жалобѣ основанія. Равно и оба они, ставши православными, могутъ возбудить вопросъ о законности своего брака. Но, во всякомъ случаѣ, и сама консисторія, если имѣетъ законныя основанія, можетъ возбудить вопросъ о законности ихъ брака. Въ случаѣ, если консисторія признаетъ бракъ, заключенный въ иновѣрной церкви, незаконнымъ, причемъ одинъ изъ супруговъ остается еще въ той иновѣрной церкви, консисторія сообщаетъ свое рѣшеніе оффиціальнымъ путемъ, черезъ министерство просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ, иновѣрной церковной власти къ свѣдѣнію. Если же иновѣрная церковная власть провозгласила пожизненное разлученіе мужа и жены отъ общаго

ложа и трапезы, а одинъ изъ супруговъ послѣ того перейдетъ въ православіе, то консисторія можетъ признать указанное пожизненное разлученіе расторженіемъ брака, если основанія къ разлученію подходятъ подъ категорію причинъ бракоразводныхъ, съ соблюденіемъ конечно всѣхъ законныхъ предписаній. Этими частными примѣрами и указаніями заканчиваются и вообще исчерпываются всѣ подробности бракоразводнаго процесса по „Уставу православныхъ консисторій въ княжествѣ Черногорскомъ“.

Весь бракоразводный процессъ по консисторскому „Уставу“ черногорской церкви согласованъ съ каноническими требованіями и церковно-гражданскими постановленіями, равно и пат2эіархальными традиціями черногорскаго народа. Въ „Уставѣ“ послѣдовательно охраняется достоинство православнаго брака и ясно выдвигается госнодственное значеніе православной консисторіи даже въ смѣшанныхъ бракахъ,—все это вытекаетъ изъ общаго принципа, что въ Черногоріи православная вѣра господствующая не только формально по законамъ, государственнымъ, но и морально какъ истинная православная вѣра, за которую юнацкій народъ боролся во всю свою историческую жизнь („за честный крестъ и золотую свободу“) и которую онъ не хочетъ подчинять преходящимъ культурнымъ вліяніямъ западно-европейской жизни, не усвоеннымъ церковью. Такъ, въ „Уставѣ“ нѣтъ причины къ разводу, которая приводится какъ дѣйствующее узаконеніе по отношенію къ православнымъ въ гражданскихъ законахъ— австрійскомъ 1811 г. и румынскомъ 1864,—это „непреодолимое отвращеніе супруговъ другъ къ другу“ г). Эта послѣдняя, довольно растяжимая, причина неизвѣстна православному каноническому праву и, являясь легкимъ поводомъ къ разводамъ въ Австріи и Румыніи, могла бы не менѣе содѣйствовать умноженію бракоразводныхъ процессовъ и въ Черногоріи. Правда, въ Черногоріи сохраняются еще нравы патріархальные и строгость семейныхъ узъ не ослаблена пока вліяніями болѣе старыхъ сосѣднихъ культурныхъ народовъ. Но бѣдная Черногорія, высылающая ежегодно массу своихъ бѣдняковъ на заработки во многія мѣста не одной только Турціи и Балканскаго полуострова, а также Италіи и пр., но и Америки, находится въ условіяхъ для бракоразводныхъ процессовъ наиболѣе благопріятныхъ. Поэтому мы и видимъ,

*) Еи. Никодимъ (Милашъ), Православное церковное право, рус. переводъ М. Петровича (Спб. 1897), стр. 644 — 5; ср. сербскій подлинникъ, 1-е изд., Задаръ 1890, стр. 598—9. Спеціально по тому же вопросу авторъ напечаталъ брошюры: по-сербски—„Неодолива мржня као бракоразводни узрок по Аустріцском градьянском законнику“ (у Задру 1902). IV-f-81 стр,; и по-нѣмецки:- -„Die unüberwindliche Abneigung als Ehetrennungsgrund nach dem österreichischem bürgerlichen Gesetzbuche“ (Wien 1905). IV—VTII-j-114 стр.

что въ „Уставѣ“ рѣшительно выдвигается, между прочимъ, какъ важная причина къ разводу многолѣтнее отсутствіе кого-либо изъ супруговъ. Однимъ словомъ, цѣлый бракоразводный процессъ, какъ равно и всѣ вообще подробности настоящаго „Устава православныхъ консисторій“ строго согласованы съ нуждами и интересами православной черногорской церкви и народа. Въ этомъ отношеніи православная черногорская церковь теперь наиболѣе обязана братской безкорыстной помощи составителя „Устава“, авторитетнѣйшаго представителя православно-канонической науки, преосвященнаго епископа далматинско-истрійскаго д-ра Никодима Милаша. Само собою разумѣется, что обстоятельная мотивировка всѣхъ подробностей „Устава“ заключается въ другихъ ученыхъ церковно-каноническихъ трудахъ его составителя и потому тѣ пли другія его статьи представляютъ нерѣдко буквальное заимствованіе изъ готовыхъ авторскихъ научно-мотивированныхъ тезисовъ „ Православнаго церковнаго права“. Впрочемъ, это такъ естественно и цѣлесообразно, что не нуждается ни въ какихъ оговоркахъ; наоборотъ, придаетъ „Уставу“ бблыную научную обоснованность и каноническую стройность. Поэтому на содержаніе „Устава“ консисторій, равно какъ и „Устава Св. Синода“ черногорской церкви можно смотрѣть какъ на развитіе тѣхъ каноническихъ идей и взглядовъ, какими вообще характеризуются научно-каноническіе труды преосв. Никодима. Слѣдовательно, разсмотрѣнные нами „Уставы“ суть только частное примѣненіе теоріи „Православнаго церковнаго права“ къ мѣстнымъ потребностямъ православной черногорской церкви.

И. Пальмовъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.