Научная статья на тему 'Закон о «Двойном гражданстве»'

Закон о «Двойном гражданстве» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
457
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО / ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА / УВЕДОМЛЕНИЕ / DUAL CITIZENSHIP / FEDERAL MIGRATION SERVICE / NOTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зимина И.Р.

Анализируется закон «О гражданстве Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зимина И.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law on «dual citizenship»

Analyzed the law «About Citizenship of the Russian Federation».

Текст научной работы на тему «Закон о «Двойном гражданстве»»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.718

| ЗАКОН О «ДВОЙНОМ ГРАЖДАНСТВЕ»

И.Р. Зимина*

Аннотация. Анализируется закон «О гражданстве Российской Федерации». Ключевые слова: двойное гражданство, федеральная миграционная служба, уведомление.

LAW ON «DUAL CITIZENSHIP» I.R. Zimina

Abstract. Analyzed the law «About Citizenship of the Russian Federation». Keywords: dual citizenship, Federal Migration Service, notice.

Научная специальность 12.00.14 — Административное право; административный процесс

4 августа 2014 г. вступили в законную силу изменения и дополнения в Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», получившие среди определенных слоев населения РФ, так или иначе затронутых этими нововведениями, название «Закон о двойном гражданстве».

Вышеуказанные нормы распространяются на граждан Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), обладающих на момент вступления в силу закона также иным гражданством либо видом на жительство или иным действительным документом, подтверждающим право на его постоянное проживание в иностранном государстве и возлагают на таких граждан обязательство подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в

сфере миграции, а именно в орган Федеральной Миграционной службы Российской Федерации (далее — ФМС РФ), по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение 60 дней с момента вступления в законную силу изменений и дополнений в закон «О гражданстве РФ», т.е. начиная с 4 августа 2014 г., но не позднее 3 октября 2014 г., а для граждан РФ, приобретших гражданство после вступления в законную силу указанных нововведений, в течение 60 дней со дня приобретения такими гражданами иного гражданства или получения ими документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. Положения закона распространяются также на граждан РФ, не достигших 18-летнего возраста либо ограниченных в дееспособности. За них такое уведомление должны по-

© Зимина И.Р., 2014

* ЗИМИНА ИРИНА РОБЕРТОВНА,

адвокат

адвокатское бюро «Инфралекс»

Контакты: Пресненская наб., д. 8, стр. 1, Москва, Россия, 123317 E-mail: irina.zimina@infralex.ru

10 ¡ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

давать их законные представители (родители несовершеннолетних детей либо их опекуны, попечители).

Если же гражданин РФ либо его законные представители по каким-либо причинам находились за пределами Российской Федерации и не подали уведомление в вышеуказанные сроки, то они обязаны подать такое уведомление не позднее 30 дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

Подача уведомления о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве гражданином Российской Федерации или законным представителем гражданина Российской Федерации осуществляется лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего его личность. Стоит отметить, что Порядок предусматривает возможность почтового отправления такого уведомления только на территории Российской Федерации.

В уведомление вносятся следующие сведения о гражданине Российской Федерации, в отношении которого оно подается:

а) фамилия, имя, отчество;

б) дата и место рождения;

в) место жительства (в случае отсутствия такового — место пребывания, а в случае отсутствия места жительства и места пребывания — место фактического нахождения);

г) серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации;

д) наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

е) дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

ж) сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;

з) сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об от-

казе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения).

К уведомлению прилагается копия имеющегося у гражданина Российской Федерации, в отношении которого подается такое уведомление, паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации.

К уведомлению в отношении гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста 18 лет либо ограниченного в дееспособности, прилагается копия одного из следующих документов, подтверждающих права законного представителя гражданина Российской Федерации:

а) свидетельство о рождении гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста 18 лет;

б) акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя.

При подаче уведомления законным представителем гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста 14 лет, предъявляется документ, подтверждающий наличие у несовершеннолетнего гражданина гражданства Российской Федерации, копия которого прилагается к уведомлению.

В случае подачи уведомления уполномоченным представителем гражданина РФ к уведомлению также прилагаются копия доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, и копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином).

В соответствии с Приказом ФМС РФ от 28 июля 2014 г. № 450 «Об утверждении форм и порядка подачи уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве» утверждены Формы и Порядок подачи уведомлений о наличии у гражданина РФ, в том числе, не достигшего возраста 18 лет либо ограничен-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ I 11

ного в дееспособности, иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве.

При приеме уведомления уполномоченным должностным лицом территориального органа ФМС РФ или работником организации федеральной почтовой связи проверяются точность изложенных в уведомлении сведений и наличие копий необходимых прилагаемых к нему документов, сличаются данные, подпись, указанные в уведомлении, с данными и подписью гражданина или законного представителя гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста 18 лет либо ограниченного в дееспособности, в предъявленном документе, удостоверяющем личность, а также заполняется отрывная часть бланка уведомления, которая возвращается гражданину либо законному представителю гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста 18 лет либо ограниченного в дееспособности. Прием уведомления подтверждается подписью уполномоченного должностного лица территориального органа ФМС РФ или сотрудника организации федеральной почтовой связи на бланке уведомления и отрывной части бланка уведомления, которая скрепляется печатью территориального органа ФМС РФ для отдельных категорий документов или оттиском календарного почтового штемпеля организации федеральной почтовой связи соответственно.

Указанные изменения в законодательстве вызвали целую волну газетных публикаций и обсуждений в сети Интернет в связи с тем, что даже при первом прочтении изменения в законе вызывают достаточное количество вопросов как у людей, не обладающих специальным юридическим образованием, так и у квалифицированных юристов, поскольку очевидно, что принятые нововведения изобилуют пробелами, которые могут впоследствии привести к необоснованному привлечению граждан РФ к уголовной и административной ответственности за невыполнение предписаний закона.

В первую очередь следует отметить, что закон не устанавливает, каким образом определяется категория граждан, постоянно проживающих за пределами РФ и освобождающихся от подачи уведомлений. Представляется, что к такой категории относятся граждане, снявшиеся с регистрационного учета в РФ и вставшие на консульский учет в посольстве РФ за рубежом.

Необходимо помнить о том, что за несвоевременную подачу такого уведомления, либо за предоставление сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме, либо за предостав-

ление заведомо недостоверных сведений предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 19.8.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).

Следует отметить, что в законе отсутствует указание на критерии, которыми должны руководствоваться органы ФМС при принятии такого рода уведомлений, а также понятие полноты или неполноты информации, представленной гражданином. С одной стороны, ч. 7 ст. 6 Федерального Закона «О гражданстве РФ», казалось бы, содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для подачи уведомления. Однако, не указано должен ли гражданин прикладывать к копии паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, также и перевод одного из вышеперечисленных документов на русский язык, поскольку у сотрудников ФМС РФ при приеме документов могут возникнуть вполне обоснованные вопросы по поводу представленных документов на иностранном языке.

Представляется целесообразным посоветовать гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами РФ и по каким-либо причинам не подавшим до 3 октября 2014 г. включительно вышеуказанное уведомление:

Во-первых, перевести и проставить апостиль на свидетельство о рождении несовершеннолетнего ребенка, в случае подачи уведомления в отношении наличия гражданства иностранного государства законным представителем несовершеннолетнего.

Во-вторых, перевести иностранные документы на русский язык уполномоченным на совершение таких действий переводчиком иностранного государства, в котором находится гражданин.

В-третьих, засвидетельствовать у российского нотариуса подлинность вышеуказанного перевода на русский язык в консульском учреждении РФ в иностранном государстве.

В-четвертых, в течение 30 дней после пересечения границы Российской Федерации лично подать либо направить уведомление в адрес соответствующего территориального органа ФМС РФ заказным (ценным) письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения в случае, если это произошло впервые после 3 октября 2014 г. В данной ситуации надо быть готовым к тому, что в органах ФМС РФ могут поинтересоваться наличием подтверждающих документов, свидетельствую-

2 ¡ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

щих о том, что в период с 3 октября 2014 г. и до момента подачи уведомления гражданин не пересекал границу Российской Федерации. Подтверждающим документом, безусловно, будет являться заграничный паспорт с отметками о пересечении границы Российской Федерации.

Далее вызывает недоумение пугающая строгость санкций за неисполнение положений закона. Непонятно какие конкретно цели преследовал законодатель, устанавливая уголовную ответственность для всех граждан Российской Федерации, не представивших сведения о наличии у них гражданства либо вида на жительство другого государства. Так, в соответствии со ст. 330.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, за неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, виновное лицо (такой гражданин) наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до 400 часов.

Если законодатель предполагал таким образом узнать о существовании счетов в иностранных банках у российских граждан, либо о наличии у них собственности на территории иностранных государств, а также о наличии обязанностей, связывающих российских граждан с иностранными государствами, которые могут вступить в противоречие с их правами и обязанностями в качестве российских граждан, тогда было бы логично каким-то образом отразить все эти моменты в законе.

Было бы целесообразно также определить круг лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, в связи с не предоставлением информации о наличии у них граж-

данства (вида на жительство) в другом государстве и определить в данной статье уголовного закона неблагоприятные последствия наличия гражданства либо вида жительства другого государства, которые могут привести к нарушению государственных интересов Российской Федерации.

К такому кругу лиц целесообразно было бы отнести, прежде всего, государственных служащих, иных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Поскольку в настоящий момент к данной категории относятся все граждане РФ, не подавшие до 3 октября 2014 г. включительно уведомления о наличии у них гражданства либо вида на жительства другого государства, существует опасность безосновательного привлечения значительного количества российских граждан к уголовной ответственности.

Изменения и дополнения в Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» отражают принципиальную позицию Российского государства, старающегося создать правовое государство, приближающего свою законодательную систему к действующим правовым европейским и мировым системам. Понятно в этой связи желание государства знать, кто из его граждан обладает определенного рода обязательствами, связывающими его с другими государствами, во избежание возникновения в этой связи конфликта межгосударственных интересов.

В этой связи остается надеяться, что законодатель с течением времени признает необходимость внесения изменений в указанный закон, устранит все существующие неясности, пробелы и смягчит свою позицию в отношении наличия уголовной ответственности за не предоставление гражданами Российской Федерации сведений о наличии у них гражданства либо вида на жительство другого государства.

Литература

1. Касьянов А., Богданов С. Внимание! Второе гражданство // ЭЖ-Юрист. 2014. № 33.

2. Каковы порядок и сроки уведомления ФМС о втором гражданстве или виде на жительство? // ЭЖ Азбука права. 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.