изменения в российский закон о гражданстве, связанные с обязанностью подачи уведомления
о наличии иного гражданства
ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПАВЛОВ,
кандидат юридических наук, докторант кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ КАЛИНИН, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Института законоведения и управления
Всероссийской полицейской ассоциации Научные специальности 12.00.01 — теория и история государства и права;
история правовых и политических учений; 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право E-mail: youright@mail.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье анализируется правовая природа двойного гражданства, причины его возникновения, законодательная регламентация, положительные и отрицательные последствия, что является актуальным в свете принятия Федеральным законом РФ от 4 июня 2014 г № 142-ФЗ изменений, связанных с установлением обязанности подачи гражданами Российской Федерации, имеющими двойное гражданство, уведомления о наличии иного гражданства.
Ключевые слова: гражданство, двойное гражданство, множественное гражданство, иное гражданство, Закон о гражданстве РФ.
Annotation. The article examines the legal nature of dual citizenship, its causes, legislative regulation, positively and negative consequences that is relevant in the light of the adoption of the Federal Law of June 4, 2014 № 142-FZ changes associated with the establishment of supply obligations citizens of the Russian Federation, with dual citizenship, notice of a different nationality.
Keywords: citizenship, dual citizenship and multiple citizenship, other citizenship, the Law on Citizenship of the Russian Federation.
Вопросы гражданства относятся преимущественно к области внутригосударственного регулирования. В то же время, между государствами в ряде случаев (главным образом, из-за несогласованности законодательства о гражданстве) неизбежно возникают коллизии, порождающие такие явления в межгосударственных отношениях как двойное гражданство и безгражданство. В силу объективного и распространенного характера этих явлений государства вынуждены их учитывать в своем законодательстве о гражданстве.
Отношение к двойному гражданству, предопределяющее сущность государственно-правовой политики государства в сфере гражданства, различается в зависимости от особенностей политики, культуры, демографической, этнографической ситуации, географического положения и других факторов.
Как социально-правовое явление двойное гражданство получило распространение в буржуазную
эпоху, поскольку феодализм основывался на прикреплении крестьян к земле, и миграция населения запрещалась. Возникновение в тот период двойного гражданства у низших сословий было редким явлением, хотя у представителей высшего сословия состояние двойного подданства могло возникнуть в том случае, если они имели владения на территориях разных государств.
Двойное гражданство может возникнуть в силу различных причин как объективного, так и субъективного характера.
К объективным причинам возникновения двойного гражданства, помимо расхождения законодательств государств о порядке приобретения и утраты гражданства, следует отнести территориальные изменения, влекущие за собой изменение юрисдикции государств, миграцию населения и приток беженцев. Двойное гражданство может также являться результатом сознательного и со-
гласованного решения государств об этом.
Чаще всего двойное гражданство порождается в результате коллизии законодательства различных государств, когда одно государство при определении принадлежности к своему гражданству следует исключающему принципу «право крови» (jus sangguinis), то есть признает своими гражданами лиц, родители которых являются его гражданами, а другое государство следует включающему принципу «право почвы» (jus soli), то есть признает своими гражданами лиц, родившихся на ее территории1.
Бипатризм (от греческого bi — два и patris — отечество, родина) возникает также независимо от места рождения ребенка, если законодательство страны позволяет передать ребенку по «праву крови» имеющиеся у родителей множественные гражданства.
Двойное гражданство может возникнуть у женщины при вступлении в брак с иностранцем, если законодательство страны супруга автоматически предоставляет ей гражданство мужа, а отечественное законодательство после этого не лишает ее гражданства. Автоматическое предоставление гражданства иностранцам при вступлении в брак с гражданами государства предусматривают, например, законы Италии, Доминиканской Республики.
Возникновение двойного гражданства может явиться результатом целенаправленной государственной политики, когда одно государство сознательно преследует цель ограничить суверенитет другого государства, сохранить влияние в бывших колониях или обострить международную обстановку.
Причинами возникновения двойного гражданства могут быть также специальные международные соглашения.
Субъективными факторами, порождающими двойное гражданство, является деятельность лиц, приобретающих второе гражданство, в том числе, в нарушение установленных государствами правил приема и утраты гражданства.
В отечественной правовой литературе двойное гражданство традиционно рассматривалось как коллизионное, порождающее негативные последствия, и, в силу этого, безусловно, нежелательное явление2.
В Советском Союзе за все время его существования действовал принцип не только единого, но и единственного или же исключительного гражданства, означавшего, что за лицами, являвшимися гражданами СССР, не признавалась принадлежность к гражданству иностранного государства. В условиях жесткого идеологического противостояния двух политических систем иного просто быть не могло. И в советской доктрине гражданства и во всех законах о гражданстве СССР двойное гражданство последовательно отвергалось. Тем примечательнее выглядит обусловленное распадом СССР резкое изменение позиции российского государства в отношении двойного гражданства, и включение в Конституцию Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. легализующей его нормы.
Изменение геополитической ситуации после распада СССР привело к признанию целесообразности допущения ситуации двойного гражданства на конституционном уровне. Согласно ч. 1 ст. 62 Конституции Российской Федерации, гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Действовавший ранее Закон «О гражданстве РСФСР» 1991 г. также допускал двойное гражданство. Так, по прежнему Закону о гражданстве России 1991 г. при приобретении российского гражданства иностранным гражданином не требовался в качестве условия его отказ от прежнего гражданства, хотя такая норма содержалась в ч. 1 ст. 3 первоначальной редакции от 28 ноября 1991 г. Закона «О гражданстве РСФСР», но была затем изменена Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР» от 17 июня 1993 г.3.
Российское законодательство не предусматривает ответственности за натурализацию в случае в случае принятия российским гражданином гражданства иностранного государства, без оформления при этом выхода из гражданства Российской Федерации. Утрата российского гражданства в одностороннем порядке без волеизъявления лица в настоящее время по российскому законодательству не допускается. Согласно ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации и ч. 4 ст. 4 Закона о гражданстве Российской Федерации 2002 г., никто в России не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Кроме того, в ч. 2 ст. 6 Закона закреплено, что приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение российского гражданства.
Таким образом, можно отметить, что допуская состояние двойного гражданства в действующем Законе о гражданстве, российское государство в то же время государство не признает ситуацию фактического двойного гражданства и не принимает во внимание наличие у лица иного, кроме российского, гражданства за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Под двойным гражданством следует понимать особое политико-правовое состояние физического лица, при котором оно одновременно обладает гражданством двух или более иностранных государств. Факт такого обладания (наличия двойного гражданства) должен быть подтвержден документально. Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ.4 определяет двойное гражданство как наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.
Двойное гражданство влечет за собой установление сложного правового положения лица, имеющего одновременно гражданство двух или более государств,
поскольку его устойчивая правовая связь с двумя государствами порождает не только «двойные» права, но и «двойные» обязанности.
Двойное гражданство по своему характеру не однородно. Следует различать состояние юридического (легального) двойного гражданства, когда одно государство, гражданство которого имеет лицо, признает за ним также наличие гражданства другого государства, и считается с его наличием, и фактическое состояние двойного гражданства, когда государством игнорируется наличие еще одного гражданства у его гражданина. В последнем случае лицо рассматривается государством только как гражданин своей страны, хотя при этом оно имеет два (или же больше) национальных документа, выданных соответствующими органами власти различных государств, подтверждающих его гражданство. Даже при официальном непризнании иного гражданства страной резидента, такое лицо субъективно вправе считать самого себя гражданином одновременно двух или более стран.
Различия между указанными особенностями состояния двойного гражданства А.Н.Головистикова предлагает отразить путем различения понятий «двойное гражданство» и «множественное гражданство». Под двойным гражданством следует понимать правовое состояние, возникающие в результате приобретения второго гражданства с разрешения, согласия государства, гражданином которого он уже является, тогда как множественное гражданство — это правовое состояние, являющееся результатом приобретения второго гражданства без ведома, разрешения государства, гражданином которого он является изначально5.
Данное предложение заслуживает поддержки в том смысле, что существует необходимость в разграничении ситуаций, когда в одном случае, иное (второе) гражданство приобретается согласно имеющемуся закону о гражданстве и заключенному международному договору, т.е. на легальной правовой основе. Но и приобретение без международного договора второго гражданства, как правило, не влечет санкций для лица, ставшего бипатридом. Более того, для лица вторая ситуация может быть даже выгоднее, поскольку государство первого гражданства может не обязывать (не афишировать) уведомлять государственные органы, ведающие вопросами гражданства, факт приобретения второго гражданства.
В то же время, следует отметить, что ни во внутригосударственных нормативно-правовых актах, ни в международно-правовых договорах и соглашениях понятия «множественное гражданство» и «двойное гражданство» содержательно не различаются и традиционно используются как синонимы.
Объективная оценка двойного гражданства требует выявления в его природе как положительных, так и отрицательных последствий.
Положительные последствия двойного гражданства заключаются в следующем:
• дополнительные гарантии реализации и защи-
ты прав и свобод личности, поскольку лица, обладающие двойным гражданством, имеют равные права и обязанности с гражданами страны проживания, в то же время, сохраняя культурные и иные связи со страной происхождения;
• выгоды в отношении права на жительство в обоих государствах, права на возвращение или реэмиграцию, возможности сохранения гражданства в смешанном браке;
• принимающее государство легче интегрирует резидента с двойным гражданством, чем иностранного гражданина, а государство происхождения сохраняет связи со своим гражданином, что особенно важно для развивающихся стран;
• наличие значительного числа лиц с двойным гражданством может способствовать интенсификации разнообразных связей между государствами. Бывшая СФРЮ (Югославия), например, не препятствовала двойному гражданству, поощряя миграцию, снимавшую отчасти проблемы безработицы, профессиональной подготовки населения за границей, получения валютных доходов6.
В то же время, двойное гражданство способно порождать целый ряд и отрицательных последствий:
• двойное гражданство способно создать для индивида дополнительные обязанности. Его могут обязать нести военную службу в двух государствах, платить налоги двум государствам и т.д. Такого рода установление двойных обязанностей является правомерным, поскольку Гаагской конвенцией о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г., установлено, что «лицо, обладающее одним или двумя гражданствами, может рассматриваться каждым государством, гражданином которого оно является, как его гражданин»7;
• лицо с двойным гражданством, согласно этой же конвенции, имеет усеченные права на дипломатическую защиту. Неизбежны коллизии в правовом статусе лица с двойным гражданством из-за противоречий в законодательстве двух стран, разрешающихся чаще всего не в пользу этого лица;
• некоторые страны считают определенные действия своих граждан государственной изменой, даже если эти действия совершены за рубежом. В 1989 г. правительство США объявило, что оно имеет «законное право» похищать любого человека, имеющего американское гражданство, и доставлять его в США для предания суду, невзирая на местное законода-тельство8;
• в отношении лиц с двойным гражданством возникают трудности в сфере межгосудар-
ственных отношений. С одной стороны, может возникнуть спор о гражданстве лица между государствами, рассматривающими его как своего гражданина, а с другой — по каким-либо причинам третье государство может быть вынуждено решать, какому гражданству лица с двойным гражданством следует отдать пред-почтение9;
• для государства лицо с двойным гражданством всегда будет восприниматься как недостаточно лояльное. Если учитывать то, что лояльность граждан своему государству подразумевает два аспекта — внутренний и внешний (внутренний состоит в том, что граждане обязаны повиноваться любым конституционно принятым решениям государственной власти, независимо от своего личного согласия или не согласия; в своем внешнем аспекте лояльность испытывается в условиях международных кризисов, когда жизненно важные интересы государства сталкиваются с угрозой со стороны других государств10), то двойное гражданство может плохо сочетаться с лояльностью в обоих ее проявлениях. Противоречие между двойным гражданством и «внутренней» лояльностью усматривается в такой ситуации, когда человек, обладающий двойным гражданством, сохраняет сильную привязанность к стране, где он воспитан, причём эта страна слишком резко отличается от страны его нынешнего проживания по религии, политической культуре, образу жизни и правовой системе. По отношению к «внешней лояльности» двойное гражданство несовместимо в таких случаях, когда по своему первому гражданству, находящемуся или находившемуся во враждебных отношениях со страной его нынешнего гражданства;
• двойное гражданство не снимает проблемы культурной, языковой и иной интеграции иммигрантов первого поколения. Для международных отношений проблема двойного гражданства может означать противоречия между международными и двусторонними договорами о двойном гражданстве.
Таким образом, ситуация двойного гражданства может быть выгодой для отдельного лица, его имеющего, но не обязательно для государства, которое с ним сталкивается. Интересы личности не всегда и во всем совпадают с интересами государства, и с точки зрения классического национального государства ситуация двойного гражданства является юридически аномальной. Исключения составляют те страны, чьи соотечественники рассеяны по всему миру. При двойном гражданстве у государства меньше рычагов воздействия на отдельную личность, имеющую альтернативное гражданство, кроме того, существует потенциальный риск для безопасности государства.
Спокойно относятся к двойному гражданству влиятельные, благополучные страны, гражданство которых престижно, выгодно и поэтому легко выигрывает конкуренцию с другими иностранными государствами. Так, США до настоящего времени не закрепили принцип исключительного гражданства. Существуют также государства, предоставляющие свое гражданство и паспорт в надежде нажиться на этом, привлечь «безвозмездные инвестиции» в свою экономику11.
Государства устанавливают права и свободы, рассчитанные на пользование ими, прежде всего, своими собственными гражданами, за исключением общечеловеческих прав и свобод. Только граждане составляют общество, организованное в государство и только они призваны управлять делами данного государства. Поэтому только они вправе пользоваться политическими правами — правом избирать и быть избранным в представительные и иные государственные органы, занимать должности на государственной службе, заниматься определенными видами деятельности, представлять государство в международном общении, пользоваться различными видами социального обеспечения и многими другими правами, льготами и преимуществами.
Только на граждан возлагаются и определенные гражданские обязанности, например, воинская обязанность, обязанность защиты своего отечества, верности своему государству, несоблюдение которых карается по закону. Оправдан запрет иметь гражданство иностранного государства государственным служащим (п. 6 ч. 3 ст. 21 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 5 июля 1995 г.12).
Сложное сочетание положительных и отрицательных сторон двойного гражданства затрудняют выработку однозначного к нему отношения. Трудно даже определить, какие тенденции по отношению к двойному гражданству преобладают в современном мире.
По мнению Томаса Хаммара, двойное гражданство распространяется, в том числе, и благодаря тому, что государства относятся все более терпимо к этому явлению и даже страны, официально провозгласившие своей целью устранение двойного гражданства, на практике относятся к нему с большой долей благодушия13.
По мнению У. Г. Хилла все больше стран воспринимают двойное гражданство «как излишнюю мороку» и отказываются от практики его признания14.
В статье 15 Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. закреплено, что, во-первых, каждый человек имеет право на гражданство; а, во-вторых, что никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. При этом, если первый пункт этой статьи направлен против ситуации безгражданства, то второй пункт, по мнению ученых-юристов, если исходить из его буквального толкования — против ситуации двойного гражданства15.
Многие государства, негативно относящиеся к двойному гражданству, стремятся либо к ликвидации
самой ситуации двойного гражданства, либо к минимизации его последствий. Достигается это при помощи как внутригосударственных, так и международно-правовых способов.
Наиболее распространенным способом устранения двойного гражданства, создающего юридическую неопределенность и нарушающего тем самым оптимальный режим правового регулирования статуса индивида внутригосударственным правом, является оптация, означающая выбор гражданства лицом, имеющим более одного гражданства.
Более эффективным и действенным способом по сравнению с внутригосударственными средствами является заключение международных договоров, что объясняется тем, что внутригосударственные законодательные акты не могут полностью исключить коллизии законов о гражданстве в силу своего одностороннего характера, и не могут, следовательно, учитывать возможных изменений в законодательстве других государств.
Заключаемые государствами международные договоры могут быть направлены как на предотвращение случаев возникновения двойного гражданства, так и на урегулирование его последствий.
К числу способов, упорядочивающих контроль государства за состоянием двойного гражданства, следует отнести и установление обязанности граждан информировать об этом государственные органы, ведающие вопросами гражданства.
Установленные российским законодательством России, как и других стран, ограничения для бипатри-дов до недавнего времени требовали только в ряде случаев (имеются в виду ограничения на занятие должностей категории «А», права избираться на высшие государственные должности, допуска к государственной тайне16) точного (документально закрепленного) установления наличия или же отсутствия у лица второго гражданства. Ответственность для лица, имеющего второе гражданство, в этом случае наступает не за сам факт наличия иного (двойного) гражданства, а за предоставление ложных сведений о его наличии или же отсутствии.
Складывающаяся в последнее время непростая политическая ситуация обусловила необходимость принятия российским государством дальнейших шагов в направлении ужесточения контроля за состоянием двойного гражданства.
Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»17 была установлена обязанность подачи письменного уведомления о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.
«Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исклю-
чением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также — документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве» (ч. 3 ст. 6 Закона о гражданстве).
Таким образом, принятые поправки в Закон о гражданстве обязывают российских граждан сообщать о наличии у них иностранного гражданства, вида на жительство или иного действительного документа о праве на постоянное проживание в иностранном государстве.
В течение 60 дней после приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания за рубежом гражданин России должен письменно уведомить об этом территориальный орган ФМС России по месту своего жительства (пребывания, фактического нахождения).
За несовершеннолетних и ограниченных в дееспособности подавать такое уведомление должны их законные представители.
От обязанности направлять указанные уведомления освобождаются лишь только граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за границей.
Принятыми поправками конкретизированы требования к содержанию уведомления и порядок его подачи. К уведомлению необходимо приложить копии российского и иностранного паспортов (документов о праве на постоянное проживание).
За неисполнение обязанности о подаче уведомления и за нарушение порядка подачи уведомления рассматриваемым Законом №142-ФЗ вводится уголовная и административная ответственность.
Глава 32 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) дополнена статьей 330.2, устанавливающей ответственность за неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное
проживание в иностранном государстве. Санкция статьи 330.2 УК РФ предусматривает штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательные работы на срок до 400 часов.
Кодекс об административных правонарушениях РФ дополнен статьей 19.8.3, предусматривающей ответственность за нарушение установленного порядка подачи уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего на его постоянное проживание в иностранном государстве. Подобное нарушение порядка подачи уведомления грозит административной ответственностью в виде штрафа в размере от 500 до 1000 рублей.
Кроме того, Законом №142-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»18 в части осуществления обработки персональных данных в соответствии с российским законодательством о гражданстве (п. 10 ч. 2 ст. 10).
Те граждане, кто уже имеет иностранное гражданство либо документ о праве постоянного проживания за рубежом, должны сообщить об этом в миграционный орган в течение 60 дней после вступления в силу данных поправок. Для жителей Республики Крым обязанность подавать уведомление вводится с 1 января 2016 г.
Федеральный закон №142-ФЗ вступает в силу через 60 дней после его официального опубликования.
В заключение следует отметить, что ужесточение контроля за состоянием двойного гражданства следует системно связывать с принятием недавних предыдущих поправок Федеральным законом РФ от 20 апреля 2014 г. №71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»19. Данные поправки направлены на упрощение порядка получения российского гражданства для проживающих в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных так называемыми носителями русского языка. Условием при этом, по общему правилу, является отказ указанной категории иностранных граждан от имеющегося у них гражданства иностранного государства (ч. 2-1 ст. 14 Закона о гражданстве).
1 В США, в связи с большим искусственным притоком населения в страну власти всячески стараются игнорировать положение «права почвы» в отношении иностранцев, но пока не будет принята поправка к Конституции, изменить что-либо не в силах.
2 См.: Шевцов В.С. Правовые основы советского гражданства. М., 1971; Шафир М. Гражданином быть обязан. М., 1972; Сафронов В.М. Конституция СССР и советское гражданство. М., 1984; Берченко А.Я. Вопросы советского гражданства. М., 1963; Кулик Р.И. Закон о гражданстве СССР. М., 1980; Лысенко С.Л. Советское гражданство. — Киев, 1983.
3 Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 6. — Ст. 243; Ведомости Вер-ховного Совета Российской Федерации. — 1993. — № 29. — Ст. 1112.
4 См.: Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 22. Ст. 2301; 2003, № 46, ст. 4447; 2006. № 31. Ст. 3420; 2012. № 47. Ст. 6393; 2014. № 16. Си. 1828; далее — Закон о гражданстве, если не сказано иное.
5 См.: Головистикова А.Н. Гражданство: Справочник по правовым вопросам. М.: Эксмо, 2007. — С. 25, 27.
6 См.: Российское гражданство: учеб. пособие [В.Н.Калинин и др.] / Под ред. В.Я.Кикотя, Н.М.Смородина. — 4-е изд., пере-раб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — С. 223.
7 Действующее международное право. — 1997 г., Т.1.
8Хилл У.Г. Ваш второй паспорт. М., 1996. — С. 336.
9 Вопрос о дипломатической защите бипатридов решается международным правом на основе прин-ципов, впервые сформулированных в Гаагской конвенции о некоторых вопросах, касающихся коллизий между законами о гражданстве. В ст. 4 Конвенции указано, что «государство не вправе осуществлять ди-пломатическую защиту своего гражданина в отношении другого государства, гражданством которого это лицо обладает». В ст. 5 Гаагской Конвенции изложен принцип, согласно которому критерием определения гражданства бипатридов является домицилий: «В пределах третьего государства лицо, имеющее более чем одно гражданство, будет рассматриваться как имеющее лишь одно. Сохраняя за собой право применения своих законов, касающихся личного статуса и любого действующего международного соглашения, третье государство будет на своей территории признавать за таким лицом исключительно либо гражданство страны, в которой это лицо обычно и главным образом проживает, либо гражданство страны, с которой в данных обстоятельствах это лицо, по-видимому, наиболее тесно связано фактически». Этот принцип вошел в международное право под названием «эффективное гражданство».
10 Хаммар Т. Государство, нация и двойное гражданство // Российский бюллетень по правам че-ловека. — 1994 г. — № 3. — С. 61.
11 На сегодняшний день в мире существуют четыре страны, предоставляющие законные возможности (программы) быстрого получения полноценного гражданства и паспорта. Это Белиз, Доминика, Гренада, Спент-Китс и Невис. Полная стоимость получения гражданства Гренады независимо на одного человека или на семью, с тремя детьми от 57,000 до 65,000 и зависит от себестоимости «проверки благонадеж-ности» (Интерпол и т. д.). В Доминике полная стоимость получения гражданства на одного человека 34,000 на семью с двумя детьми 65,000 Ш$.
12 Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 31. — Ст. 2990.
13 Хаммар Т. Указ. соч. — С. 57.
14Хилл У.Г. Указ. соч. — С. 336.
15 Черниченко С.В. Двойное гражданство и права человека в контексте взаимоотношений России с другими членами СНГ; Ушаков Н.А. О нецелесообразности допущения Российской Федерацией двойного гражданства // Актуальные проблемы гражданства. М., 1995. — С. 122, 128.
16 См.: Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003.
17 Рос. газета. 2014. 5 июня.
18 Собрание законодательства РФ. 2006. № 31. Ст. 3451; 2009. № 48. Ст. 5716; 2010. № 31. Ст. 4173; № 49. Ст. 6409; 2011. № 31. Ст. 4701; 2013. № 30. Ст. 4038.
19 Рос. газета. 2014. 23 апреля.