Научная статья на тему 'Изменение требований при приеме в российское гражданство Федеральным законом РФ от 20 апреля 2014 г. № 71-ФЗ, связанных с владением русским языком'

Изменение требований при приеме в российское гражданство Федеральным законом РФ от 20 апреля 2014 г. № 71-ФЗ, связанных с владением русским языком Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
650
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВО / CITIZENSHIP / ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА / ACQUISITION OF CITIZENSHIP / ЗАКОН О ГРАЖДАНСТВЕ РФ / THE LAW ON CITIZENSHIP OF THE RUSSIAN FEDERATION / ПРИЕМ В ГРАЖДАНСТВО В ОБЩЕМ ПОРЯДКЕ / THE GRANTING OF CITIZENSHIP TO THE GENERAL PROCEDURE / ПРИЕМ В ГРАЖДАНСТВО В УПРОЩЕННОМ ПОРЯДКЕ / THE GRANTING OF CITIZENSHIP IN A SIMPLIFIED MANNER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калинин Владимир Николаевич, Кальгина Александра Александровна

Рассматриваются требования, установленные при приеме в гражданство, закрепленные как в законодательстве зарубежных стран, так и в Законе о гражданстве Российской Федерации. Изменения в закон о гражданстве, внесенные Федеральным законом РФ от 20 апреля 2014 г. № 71-ФЗ, устанавливающие порядок признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, значительно упрощают для данной категории лиц процедуру приобретения российского гражданства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Change of the requirements at reception in the Russian nationality by the Federal law of the Russian Federation of April 20, 2014 no. 71-fz connected with knowledge of Russian

Deals with the requirements established for admission to citizenship, as enshrined in the legislation of foreign countries, and in the Law on Citizenship of the Russian Federation. Changes in the law on citizenship, made by Federal law of April 20, 2014 № 71-FZ, establishing the procedure for recognition of a foreign citizen or stateless person a native Russian language, much easier for this category of persons the acquisition of Russian citizenship.

Текст научной работы на тему «Изменение требований при приеме в российское гражданство Федеральным законом РФ от 20 апреля 2014 г. № 71-ФЗ, связанных с владением русским языком»

ИЗМЕНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ПРИЕМЕ В РОССИЙСКОЕ ГРАЖДАНСТВО ФЕДЕРАЛЬНЫМ

ЗАКОНОМ РФ ОТ 20 АПРЕЛЯ 2014 г. № 71-ФЗ, СВЯЗАННЫХ С ВЛАДЕНИЕМ РУССКИМ ЯЗЫКОМ

ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ КАЛИНИН,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Института законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации;

АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА КАЛЬГИНА, кандидат юридических наук, доцент Одинцовского гуманитарного института

E-mail: [email protected]

Научные специальности 12.00.01 — теория и история государства и права; история правовых и политических учений;

12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Рецензент: доктор юридических наук, профессор Прудников А.С.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются требования, установленные при приеме в гражданство, закрепленные как в законодательстве зарубежных стран, так и в Законе о гражданстве Российской Федерации. Изменения в закон о гражданстве, внесенные Федеральным законом РФ от 20 апреля 2014 г. № 71-ФЗ, устанавливающие порядок признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, значительно упрощают для данной категории лиц процедуру приобретения российского гражданства.

Ключевые слова: гражданство, приобретение гражданства, Закон о гражданстве РФ, прием в гражданство в общем порядке, прием в гражданство в упрощенном порядке.

Annotation. Deals with the requirements established for admission to citizenship, as enshrined in the legislation of foreign countries, and in the Law on Citizenship of the Russian Federation. Changes in the law on citizenship, made by Federal law of April 20, 2014 № 71-FZ, establishing the procedure for recognition of a foreign citizen or stateless person a native Russian language, much easier for this category of persons the acquisition of Russian citizenship.

Keywords: citizenship, the acquisition of citizenship, the Law on Citizenship of the Russian Federation, the granting of citizenship to the general procedure, the granting of citizenship in a simplified manner.

Основное место в содержании права на гражданство занимают вопросы признания, приобретения, изменения, выбора и утраты гражданства. Право на гражданство не подразумевает безусловного принятия любого человека в гражданство любого государства, равно как и обязанности такого приема. В своем национальном законодательстве государства устанавливают различные ограничения реализации данного права.

В этом отношении предыдущий Закон «О гражданстве РСФСР» 1991 г. отличался уникальной либеральностью от аналогичных законов о гражданстве других бывших союзных республик, где достаточно сложная процедура приобретения предусматривает множество ограничительных цензов.

Декларацией прав и свобод человека и гражданина России от 22 ноября 1991 г. установлено, что каждый имеет право на приобретение и прекращение

гражданства Российской Федерации в соответствии с законом. Закреплено, что любое дееспособное лицо по достижении 18-летнего возраста может ходатайствовать о приеме в российское гражданство. При этом не принимаются во внимание такие обстоятельства, как социальное положение, происхождение, расовая и национальная принадлежность, пол, образование, язык, отношение к религии, политические и иные убеждения.

Установление (возникновение) гражданства охватывает как форму признания гражданства, т.е. констатации наличия гражданства у лица, так и форму приобретения гражданства. Критерием различия между признанием и приобретением гражданства служит наличие волеизъявления заинтересованного лица. Установление гражданства в форме признания определяется законом путем установления круга лиц, считающихся (являющихся) гражданами данного государства.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»1 устанавливает, что гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего федерального закона; б) лица, которые приобрели российское гражданство в соответствии с настоящим Законом о гражданстве России.

Способы приобретения гражданства делятся на две группы. Первая группа охватывает способы приобретения гражданства в общем порядке, вторая — в исключительном.

К первой группе относится: а) приобретение гражданства в результате рождения; б) приобретение гражданства в результате натурализации (приема в гражданство); в) пожалование гражданства2.

Приобретение гражданства в исключительном порядке охватывает следующие способы: а) групповое предоставление гражданства, или коллективная натурализация (частный случай — трансферт); б) оптация или выбор гражданства; в) реинтеграция (репатриация) или восстановление в гражданстве.

В Законе о гражданстве России 2002 г. предусмотрены следующие основания приобретения гражданства: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям.

Политика государств по отношению к предоставлению гражданства в итоге сводится к двум основным направлениям: либо государство относительно свободно предоставляет свое гражданство; либо предоставление гражданства сопряжено с многочисленными требованиями (цензами) и предоставление гражданства может квотироваться. Для законодательства большинства государств характерно то, что натурализации предшествует ассимиляция; гражданство предоставляется только легально прожившим определенный срок на территории страны лицам.

При натурализации (укоренении) как наиболее распространенном способе приобретения гражданства одного волеизъявления лица недостаточно.

Для этого оно должно отвечать определенным условиям:

♦ достижение совершеннолетия;

♦ письменное заявление;

♦ знание языка страны;

♦ наличие средств к существованию;

♦ лояльность;

♦ наличие источников материального обеспечения;

♦ установленный минимум проживания в стране (оседлость); «хорошая нравственность» и др.

Одним из условий натурализации во всех странах является лояльность по отношению к данному режиму. Например, чтобы получить гражданство США, иммигрант должен сдать экзамен по английскому языку, по американской истории и основам политического устройства. После сдачи экзамена суд может принять решение о натурализации, если иммиграционной службой США не будет установлено, что лицо совершило серьезные правонарушения или стало иммигрантом без достаточных оснований3.

Лица, претендующие на получение финского, норвежского гражданства (подданства) должны иметь источники материального обеспечения.

В Греции, Канаде, скандинавских странах от натурализующихся требуется ведение добропорядочного образа жизни. В Франции — хорошее здоровье.

В некоторых арабских странах (Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия и др.) в гражданство могут быть приняты только мусульмане, лица же других вероисповеданий, в том числе супруги, должны для приема в гражданство изменить свою религию4.

При столь существенных ограничениях оснований и порядка приема в гражданство этих стран никто не упрекает их за недостаток демократизма в собственном законодательстве о гражданстве.

Сложные требования предусмотрены законами о гражданстве стран—участников СНГ, где условия приема в гражданство носят либо политический, либо демографический характер.

Такими требованиями являются:

♦ непризнание двойного гражданства — Азербайджан, Таджикистан, Молдова;

♦ десятилетний по продолжительности ценз оседлости — Казахстан, Грузия, Молдова, семилетний — Беларусь и Туркменистан, пятилетний — Украина, Узбекистан, Киргизия;

1 СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031; Далее — Закон о гражданстве, если не сказано иное.

2 Международное право / Под ред. Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова. М., 1995. С. 93, 94.

3 Так, посольство США в Москве не выдает до 20% запрошенных виз на въезд в США из-за подозрения, что те, кто их просят, собираются там остаться.

4 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1996.С. 272.

♦ отказ от иностранного гражданства — Украина, Молдова, Киргизия, Узбекистан;

♦ владение государственным языком страны — Беларусь, Украина, Молдова, Грузия, Туркмения;

♦ наличие законного источника существования, признание и исполнение Конституции и законов страны — Украина, Беларусь, Молдова, Грузия, Узбекистан, Туркмения, Киргизия;

♦ в Грузии дополнительно — знание истории и основ Конституции Грузии и наличие постоянного места работы или какого-либо недвижимого имущества в Грузии;

♦ в Молдове — доказать своим поведением и отношением преданность государству и народу Республики Молдова, принести клятву верности Республике Молдова5.

В Российской Федерации по Закону о гражданстве 1991 г. указанные цензы отсутствовали (за исключением ценза оседлости при приеме в гражданство). Это делало возможным приобретение российского гражданства лицами, не владеющими русским языком, не имеющими ни работы, ни легального источника существования, совершившими тяжкие преступления, признанными судом особо опасными рецидивистами. Указанные особенности российского законодательства о гражданстве, обусловленные распадом СССР, в сочетании с безвизовым режимом пересечения границ в рамках СНГ давали основания для упреков в том, что это способствовало превращению России в накопитель нелегальных мигрантов и лиц с криминальным прошлым.

Другой особенностью российского законодательства о гражданстве являлось то, что при приобретении российского гражданства не требовался в качестве условия его отказ от прежнего гражданства, хотя такая норма и содержалась в ч. 1 ст. 3 Закона «О гражданстве РСФСР» в первоначальной редакции от 28 ноября 1991 г., и была затем изменена Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР» от 17 июня 1993 г.6. При предоставлении лицу, получившему российское гражданство, национальные паспорта у таких лиц не изымались. В случае сохранения прежнего гражданства возникала, тем самым, неконтролируемая ситуация фактического двойного гражданства.

Уникальная либеральность российского законодательства о гражданстве позволяла приобретать российское гражданство в расчете на беспрепятственное

передвижение на территории России, пользование всеми правами российских граждан, получение социальных пособий и льгот и т.д. Практика широкого предоставления второго российского гражданства оставшимся проживать после распада СССР в государствах «ближнего зарубежья» соотечественникам стала порождать возможность избирательной реализации статуса российского гражданина. Такие лица получили возможность пользоваться правами, но при этом не выполнять обязанности российских граждан.

Исключительно либеральные условия приобретения российского гражданства не способствовали разрешению проблемы слабо контролируемой массовой миграции в Россию с ее многоплановыми негативными последствиями для общества и государства. Отсутствие правовых оснований не позволяло воспрепятствовать приему в российское гражданство лиц, имеющих судимости, в том числе за совершение тяжких преступлений, членов преступных группировок, лиц, занимающихся незаконной коммерческой деятельностью, а в отдельных случаях и связанных со спецслужбами иностранных государств.

Уникальная либеральность российского закона о гражданстве 1991 г. объясняется тем, что он был рассчитан на действие в условиях переходного после распада СССР периода. Однако, очевидно, негативные правовые последствия распада СССР должны были быть преодолены в течение ближайшего времени, поскольку иное противоречит требованиям национальной безопасности страны. В сфере гражданства это выразилось в необходимости принятия нового закона о гражданстве Российской Федерации.

Основную задачу разработчики Закона о гражданстве 2002 г. усматривали в обеспечении четкого конституционного регулирования вопросов гражданства с учетом положений Концепции национальной безопасности России, баланса интересов личности, общества и государства, создания единого правового пространства, недискриминации, защиты прав и свобод человека и гражданина, стабилизации общественно-политической обстановки в стране.

В российском Законе о гражданстве 2002 г. изменилась сама концепция приобретения гражданства,

5 Комментарий законодательства государств-участников СНГ о гражданстве. М., 1996.

6 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 29. Ст. 1112.

что, прежде всего, выражается в требовании отказа от имеющегося иностранного гражданства при приеме в российское гражданство, установление при этом ряда требований (цензов).

Так, при приеме в российское гражданство в общем порядке (ст. 13) требуется соблюдение следующих условий:

♦ совершеннолетие и дееспособность;

♦ проживание на территории Российской Федерации непосредственно перед обращением с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно;

♦ обязательство соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

♦ наличие законного источника средств существования;

♦ отказ от иностранного гражданства.

Указанные требования, направленные на укрепление российской государственности, сближают новый закон о гражданстве России с законами о гражданстве развитых стран мира, а также стран СНГ и Балтии.

Наиболее распространенным способом приобретения гражданства является так называемое укоренение или приобретение гражданства в порядке натурализации. Этот термин общепризнан в международном праве, как и в законодательстве зарубежных стран, однако в российском законодательстве, он, на наш взгляд безосновательно, не используется. Натурализация представляет собой предоставление органами власти гражданства лицу, которое об этом просит. Натурализация осуществляется, как правило, на основе свободного волеизъявления заинтересованного лица и обычно влечет за собой утрату имеющегося гражданства по рождению7. Как уже было сказано выше, при натурализации, как правило, одного волеизъявления лица для приобретения гражданства недостаточно и это лицо должно отвечать определенным условиям (цензам), установленным для этого способа приема в гражданства.

Закон о гражданстве 2002 г. вводит новые понятия общего и упрощенного порядка рассмотрения вопросов гражданства, что значительно облегчает их понимание и применение.

В отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные Законом, применяется общий порядок приобретения или прекраще-

ния российского гражданства. Эти условия полностью соответствуют положениям Европейской конвенции о гражданстве.

Упрощенный порядок приобретения или прекращения российского гражданства и применяется в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные Законом.

В отличие от приема в российское гражданство в общем порядке, где рассмотрение заявлений и принятие решения осуществляется Президентом РФ в течение годичного срока, решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, его территориальными органами, а также федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов.

Согласно ст. 13 Закона о гражданстве РФ приобрести гражданство России в общем порядке могут иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, в том случае, если они:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и российское законодательство;

в) имеют законный источник средств существования;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного граж-

7 Сравнительное конституционное право. С. 271, 272.

данства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом, либо, если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком, порядок определения уровня знаний которого определяется Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

После внесения изменений в Закон о гражданстве от 17 октября 2003 г. пятилетний срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения общих условий приема в российское гражданство.

Относительно п. «а» ч. 2 ст. 13 Закона можно отметить, что в Российской Федерации высказывались критические замечания в адрес аналогичной политики других государств, предоставляющих свое гражданство в упрощенном порядке лицам, перечисленным в данном пункте и имеющим российское гражданство, в результате чего научный и технический потенциал России за последнее десятилетие понес колоссальный урон. Для достижения последовательности в вопросе «утечки умов» предлагалось исключить такого рода норму из перечня оснований, облегчающих порядок приема в российское гражданство, поскольку «это ставит Россию на один уровень с государствами, сманивающими специалистов из других стран и от действий которых в данном плане сама Россия уже испытала немалый ущерб»8.

На наш взгляд, критика в данном случае является не вполне обоснованной, поскольку политика «захвата мозгов» или «утечки умов» существует столько же, сколько существуют государства. Более того, «утечка умов», проблема перемещения рабочей силы во многом составляет сущность проблемы приобре-

тения и прекращения гражданства. Целесообразнее поэтому не исключать имеющуюся рациональную норму, а предпринимать меры, предотвращающие утечку собственных «умов».

Изменениями и дополнениями к Закону о гражданстве от 17 октября 2003 г. ст. 13 была дополнена еще одной частью. Право на прием в гражданство в общем порядке получили граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в органах. Указанная категория лиц вправе обратиться с заявлениями о приеме в российское гражданство в общем порядке, но без соблюдения условий, предусмотренных п. «а» ч. 1 ст. 14 Закона (требование о пятилетнем сроке проживания в России), и без представления вида на жительство.

Сущность приобретения российского гражданства в порядке регистрации заключается в упрощенном порядке его приобретения, поскольку в этом случае оно не связано с требованиями и сложными процедурами, имеющими место при приеме в гражданство в общем порядке.

Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. установил упрощенный порядок приема в гражданство. Введение этой формы связано, прежде всего, со сложившейся после распада СССР ситуацией, когда многие лица — граждане СССР, считающие себя гражданами России, остались проживать на территории других союзных республик, ставших независимыми государствами. Вопрос об их гражданстве был решен в Законе о гражданстве Российской Федерации, исходя из их безусловного права на гражданство России. После внесения изменений в ст. 14 Закона о гражданстве, устанавливающей основания для упрощенного порядка приема в российское гражданство Федеральным законом от 17 октября 2003 г. № 151-ФЗ, перечень категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих основания на прием в российское гражданство в упрощенном порядке существенно расширился.

Упрощенный порядок приема в гражданство распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших возраста 18 лет и обладающих дееспособностью, которые вправе обратиться с

8 Актуальные проблемы гражданства. С. 153.

заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условия, касающегося пятилетнего срока проживания на территории Российской Федерации при приеме в гражданство в общем порядке и без предоставления вида на жительство (п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве), если они:

а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях России после 1 июля 2002 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории России, вправе обратиться с заявлениями о приеме в российское гражданство в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона, если они:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, — в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах (п. «г» введен Федеральным законом от 28 июня 2009 г. № 127-ФЗ);

д) имеют сына или дочь, достигших возраста 18 лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, — в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную

силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах (п. «д» введен Федеральным законом от 28 июня 2009 г. № 127-ФЗ).

Без соблюдения условия о сроке проживания, установленного п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона, и без предоставления вида на жительство вправе также обратиться с заявлениями о приеме в российское гражданство нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. Данная норма в основном касается пенсионеров.

Существенным изменением, внесенным в ст. 14 Закона является расширение основания для упрощенного приема в российское гражданство для граждан бывшего СССР.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистирированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, получили право приема в российское гражданство в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных п. «а» (пятилетний срок проживания), «в» (наличие законного источника средств к существованию) и «д» (владение русским языком) ч. 1 ст. 13 Закона, и без предоставления вида на жительство, если они до 1 января 2009 г. заявили о своем желании приобрести российское гражданство (ч. 4 ст. 14 Закона).

Ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации принимаются в российское гражданство в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных п. «а» (пятилетний срок проживания), «в» (наличие законного источника средств к существованию), «г» (отказ от иного гражданства) и «д» (владение русским языком) ч. 1 ст. 13 Закона, и без предоставления вида на жительство.

В упрощенном порядке в российское гражданство принимаются без соблюдения условий приема, предусмотренных ч. 1, ст. 13 (всех условий при приеме в гражданство в общем порядке) Закона ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными

гражданами или лицами без гражданства в том случае, если:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», — по заявлению опекуна или попечителя) — (п. «в» был введен Федеральным законом от 20 апреля 2014 г. № 72-ФЗ);

г) ребенок, помещенный под надзор в российскую организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ, — по заявлению руководителя российской организации, в которую помещен ребенок (п. «г» введен Федеральным законом от 20 апреля 2014 г. № 72-ФЗ);

д) недееспособное лицо, помещенное под надзор в российскую образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную российскую организацию, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», — по заявлению руководителя российской организации, в которую помещено недееспособное лицо (п. «д» введен Федеральным законом от 20 апреля 2014 г. № 72-ФЗ).

В случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой, они могут быть приняты в гражданство Российской Фе-

дерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных п. «а» (пятилетний срок проживания), «в» (наличие законного источника средств к существованию) и «д» (владение русским языком) ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве (ч. 7 была введена Федеральным законом от 1 октября 2008 г. № 163-ФЗ, в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 169-ФЗ).

Упрощенный порядок приема в российское гражданство был дополнен посредством внесения изменений в Закон о гражданстве РФ Федеральным законом РФ от 20 апреля 2014 г. № 71-ФЗ9, касающихся лиц, признанных носителями русского языка.

Так, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со ст. 33-1 Закона о гражданстве, при условии отказа указанных иностранных граждан от имеющегося у них гражданства иностранного государства вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных п. «а», «г» и «д» ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо в случае, если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин (ч. 2-1 ст. 14 Закона о гражданстве).

Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка осуществляется в соответствии со ст. 33-1 Закона о гражданстве.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними специальной комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее — комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, т.е. лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Рос-

9 ФЗ РФ от 20 апреля 2014 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Рос. газета. 2014, 23 апреля.

сийской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами.

Заявление о признании временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее 15 суток до истечения срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

Заявление о признании проживающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее чем за три месяца до истечения срока проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

По результатам собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Решение комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка выдается данному иностранному гражданину или лицу без гражданства для подачи заявления о выдаче вида на жительство или заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с ч. 2-1 ст. 14 Закона о гражданстве, а в случае выезда иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации для решения вопроса о последующем въезде данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию.

Срок действия решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка не ограничен.

В случае признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, проведение повторного собеседования, указанного в части первой настоящей статьи, не допускается.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые не были признаны носителями рус-

ского языка, вправе вновь обратиться с заявлением о признании носителем русского языка не ранее чем по истечении одного года после принятия в отношении данного иностранного гражданина или лица без гражданства предыдущего решения о непризнании носителем русского языка.

Разработать поправки к Закону о гражданстве, значительно упрощающие процедуру получения российского гражданства носителям русского языка, родственники которых по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации и СССР, в конце апреля 2013 г. поручил Правительству РФ Президент РФ. Ранее, в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ за 2012 г., Президентом РФ была отмечена необходимость ускорения порядка получения соотечественниками российского гражданства, который в настоящее время «затруднен и до безобразия забюрократизирован». Кроме того, распространение упрощенного порядка приобретения российского гражданства на соотечественников-носителей русского языка следует связать с массовым притоком русскоговорящих мигрантов с территории Украины и необходимостью их скорейшей интеграции в российское общество.

Кроме того, необходимо заметить, что поправки относительно упрощенных процедур для лиц без гражданства и иностранных граждан, желающих приобрести гражданство РФ, коснулись Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» и Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». В соответствии с внесенными в данные законодательные акты изменениями, все те, кто желает получить российское гражданство в упрощенном порядке и имеет на это право, получили возможность упрощенного въезда на территорию России. Для этого требуется получение обыкновенной визы, которая выдается на срок до одного года при наличии решения о признании этого иностранного гражданина носителем русского языка.

Таким образом, принятие Федерального закона от 20 апреля 2014 г. № 71-ФЗ, значительно упрощает возможность как легального въезда в Россию и последующего нахождения на ее территории, так и возможность приобретения российского гражданства для многих наших соотечественников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.