Научная статья на тему 'Правовое регулирование цензов натурализации в общем порядке в Российской Федерации'

Правовое регулирование цензов натурализации в общем порядке в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
161
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВО / CITIZENSHIP / ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО / RESIDENCE / ГРАЖДАНСТВО В ОБЩЕМ ПОРЯДКЕ / CITIZENSHIP IN THE GENERAL ORDER / ДЕЕСПОСОБНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / FOREIGN CITIZENS / СРОК ПРОЖИВАНИЯ / LENGTH OF STAY / ВЛАДЕНИЕ РУССКИМ ЯЗЫКОМ / OF THE RUSSIAN LANGUAGE / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ларина Л. А.

В современном мире главной и высшей ценностью для государства является человек. Безусловно, для нормальной жизни человек должен обладать правами, свободами и обязанностями в полном объеме. Для этого необходимо наличие такого структурного элемента конституционно-правового статуса личности, как гражданство. Россия на сегодняшний день довольно привлекательна не только для лиц, имеющих родственные связи в России. Новую родину находит большая армия потенциальных граждан. В связи с этим необходимо более четкое правовое закрепление цензов приема в гражданство (натурализация) в общем порядке, соразмерных с принципами гражданства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ларина Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of qualifications naturalization in general in the Russian

In the modern world the main and the highest value for the state is the people. Certainly, for a normal life is entitled to the rights, freedoms and duties in full. This requires a structural element of the constitutional and legal status of the individual as a citizen. Russia today is quite attractive not only for those who have family ties in Russia. New home was a large army of potential citizens. In connection with this, a clearer legal consolidation qualifications granting citizenship (naturalization) in a general way that is commensurate with the principles of citizenship.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование цензов натурализации в общем порядке в Российской Федерации»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНЗОВ НАТУРАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕМ ПОРЯДКЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Л.А. ЛАРИНА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права

Московского университета МВД России

Аннотация. В современном мире главной и высшей ценностью для государства является человек. Безусловно, для нормальной жизни человек должен обладать правами, свободами и обязанностями в полном объеме. Для этого необходимо наличие такого структурного элемента конституционно-правового статуса личности, как гражданство. Россия на сегодняшний день довольно привлекательна не только для лиц, имеющих родственные связи в России. Новую родину находит большая армия потенциальных граждан. В связи с этим необходимо более четкое правовое закрепление цензов приема в гражданство (натурализация) в общем порядке, соразмерных с принципами гражданства.

Ключевые слова: гражданство, вид на жительство, гражданство в общем порядке, дееспособность, иностранные граждане, срок проживания, владение русским языком.

LEGAL REGULATION OF QUALIFICATIONS NATURALIZATION IN GENERAL IN THE RUSSIAN

M \ fS?) vsL iflfe /']

L.A. LARINA,

candidate of jlegal sciences, associate professor of the chair ofconstitutional and municipal law of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia

(Pv1 l) I f,, \\f{ /? i j '

v. ■_ i !'' " -.P ..'' ^ry-"^ ■

Annotation. In the modern world the main and the highest value for the state is the people. Certainly, for a normal life is entitled to the rights, freedoms and duties in full. This requires a structural element of the constitutional and legal status of the individual as a citizen. Russia today is quite attractive not only for those who have family ties in Russia. New home was a large army of potential citizens. In connection with this, a clearer legal consolidation qualifications granting citizenship (naturalization) in a general way that is commensurate with the principles of citizenship.

Keywords: citizenship, residence, citizenship in the general order, efficiency, foreign citizens, length of stay, of the Russian language.

Действующая Конституция Российской Федерации1 устанавливает норму о том, что гражданство Рос-

сийской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом Российской Федерации. Сама натурализация в общем порядке предусмотрена ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. от 12 ноября 2012 г.) «О гражданстве Российской Федерации». Закон устанавливает довольно четкие цензы к кандидатам. Во-первых, лицом, претендующим на приобретение гражданства, может быть только иностранный гражданин или лицо без гражданства. По сути, у лица на руках должен быть действующий национальный паспорт или документ, подтверждающий, что он является апатридом.

Во-вторых, кандидат должен достигнуть совершеннолетия, которое согласно ст. 60 Конституции Российской Федерации наступает в 18 лет. Что же касается лиц, не достигших 18-летнего возраста, они следуют за гражданством родителей, причем в возрасте с 14 до 18 лет необходимо согласие несовершеннолетнего2. На се-

■ Г- -1

годняшний день Российская Федерация столкнулась с

массой проблем в связи с гибелью усыновленных детей за рубежом, поскольку защищать права этих детей органы государственной власти Российской Федерации в полном объеме не могут, так как усыновленные дети прекратили гражданство Российской Федерации и стали гражданами нового для них государства. Современная наука различает два вида натурализации: по закону — усыновление, установление отцовства, материнства, опека; натурализация по выбору, т.е. основанная на желании лица. В первом случае речь идет о ребенке, о его воле закон не предусматривает нормы. Возраст в данном случае варьируется от 0 до 14 лет. Полную ответственность за ребенка несут его представители. У ребенка же нет возможности высказать свое мнение по данному вопросу. Законодательство, безусловно, нужно менять в части сохранения граждан-

1 СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

2 Статья 9 ФЗ РФ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 12 ноября 2012 г.) «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

ства РФ детям вплоть до их совершеннолетия. Это даст возможность усыновлять российских детей иностранным родителям с целью создания полноценных семей, а у РФ появится возможность защищать своих несовершеннолетних граждан в случае нарушения их прав.

В-третьих, кандидат должен быть дееспособен. В данном случае речь идет о полной дееспособности. В российском законодательстве не предусмотрены органы, устанавливающие дееспособность, однако, например, в результате брака несовершеннолетний становится полностью дееспособным. Инициаторами по вопросам признания лица недееспособным могут быть члены семьи, прокурор, органы опеки и попечительства, психиатрическое лечебное заведение и другие лица, указанные в ст. 281 ГПК РФ3. Окончательное решение о недееспособности выносит суд. Тем не менее закон четко указывает возраст — совершеннолетие, которое в соответствии со ст. 60 Конституции Российской Федерации наступает в 18 лет.

В-четвертых, лицо должно обратиться в полномочный орган, рассматривающий вопросы гражданства, лично и в письменной форме, т.е. потенциальный гражданин должен непосредственно обратиться к Президенту Российской Федерации; либо в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осу-

ства Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»5 и приказом ФМС от 29 февраля 2008 г. № 41 «Об утверждении административного регламента по предоставлению федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации»6. Для получения этого документа лицо должно прожить на территории Российской Федерации на законных основаниях не менее одного года с момента получения разрешения на временное проживание при наличии квоты. Это условие не распространяется на граждан республик Беларусь, Туркменистана, а также апатридов, прибывших из Республики Туркменистан, имеющих собственность на территории Российской Федерации; а также граждан государств СНГ, апатридов, прибывших из данных государств, бывших граждан СССР, прибывших из безвизовых с Российской Федерацией государств (по состоянию на 22 мая 2002 г.), имеющих регистрацию. Это же правило касается высококвалифицированных специалистов и членов их семей.

В-седьмых, потенциальные граждане обязаны со-

блюдать Конституцию Российской Федерации и дей-ществление функций по контролю и надзору в сфере ствующее законодательство Российской Федерации. миграции, и его территориальные органы; либо в феде- Хотя эта обязанность распространяется на всех лиц, на-ральный орган исполнительной власти, ведающий во-

ходящихся на территории Российской Федерации.

В-восьмых, кандидат должен подтвердить свою финансовую состоятельность, прежде всего у него должны быть законные и достаточные финансовые средства, например, кандидат может представить трудовой конт-сийской Федерации добровольного желания приобре- ракт и справку о зарплате либо справку из банка о

просами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Феде-рации4. Персональное обращение дает гарантию Рос-

тения гражданства Российской Федерации.

В-пятых, кандидат должен проживать на территории Российской Федерации. По общему правилу, максимальный срок проживания — пять лет. Этот период начинает исчисляться с момента получения вида на жительство, о котором будет сказано более подробно ниже. Причем, лицо должно проживать на территории Российской Федерации пятилетний срок непрерывно. Это не означает, что лицо не может выезжать за пределы Российской Федерации, закон разрешает в течение календарного года выезд за пределы Российской Федерации на три месяца в совокупности с извещением об этом органа, в который были поданы документы на гражданство. Срок проживания может быть сокращен. Каждый случай рассматривается индивидуально в соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона.

В-шестых, наличие вида на жительство является одним из важнейших условий приобретения граждан-

наличии на его счете денег, достаточных для проживания его и членов его семьи. Пробелом здесь является отсутствие лимита снятия денежных знаков по дням. Сегодня лицо может положить деньги на счет, получить справку из банка, тут же их снять и использовать по своему усмотрению. Финансовая состоятельность кандидата дает гарантию Российской Федерации о том, что лицо будет достойно жить.

В-девятых, лицо должно обратиться в полномочный орган государства своей гражданской принадлежности с заявлением об отказе в гражданстве своей страны. Это правило не действует, если это предусмотрено междуна-

3 ГПК РФ от 14 ноября 2002 г. №138 ФЗ (ред. от 4 марта 2013 г.) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

4 Статья 28 ФЗ РФ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 12 ноября 2012 г.) «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

5 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

6 Российская газета. 2008. № 101.

№ 6 / 2013

Вестник Московского университета МВД России

91

родным договором Российской Федерации либо отказ невозможен по независящим от кандидата причинам. На практике эта процедура осуществляется в уведомительном порядке — заявление отправляется в полномочный иностранный орган власти, при отсутствии ответа в течение одного месяца документы принимаются к рассмотрению с приложением копии обращения. Таким образом, в случае положительного решения вопроса о гражданстве у нового гражданина Российской Федерации на руках остается прежний паспорт, тем не менее не все государства разрешают двойное гражданство. Данный пробел необходимо ликвидировать путем внесения изменения в действующий Закон о гражданстве Российской Федерации в части, касающейся получения гражданства Российской Федерации гражданам государств, в которых имеется конституционный запрет на двойное гражданство. Это позволит Российской Федерации не нарушать законодательства других государств и сохранить добрые отношения с ними.

В-десятых, потенциальный кандидат должен владеть русским языком. Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»7 предусматривает получение в установленном порядке документа о знании русского языка. Это требование не распространяется на мужчин, достигших возраста 65 лет, и женщин, достигших возраста 60 лет; недееспособных лиц; инвалидов I группы. Тем не менее, на практике при наличии у лица подобного документа не дает ему возможности изъясняться на русском языке. В данном случае необходимо установить прием экзаменов по русскому языку только на территории Российской Федерации. Это даст возможность контролировать учебные заведения на предмет обучения, приема экзаменов и выдачи сертификатов.

Интересной представляется норма ч. 3 ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»8 о том, что лица, имеющие особые заслуги перед РФ, могут быть приняты в гражданство РФ без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13. Здесь законодатель не точно сформулировал норму: «...могут быть приняты...», но ведь по смыслу нормы кандидаты. могут быть и не приняты. Так же отсутствует пере-

чень особых заслуг, в соответствии с которыми возможен прием в гражданство Российской Федерации. Еще одним важным моментом является перечень условий, которые могут не соблюдаться, а именно: проживание в Российской Федерации, наличие вида на жительство, соблюдение действующего законодательства Российской Федерации; наличие законной финансовой стабильности; обращение в полномочный орган своей страны с заявлением об отказе имеющегося у него гражданства; владение русским языком. Из этого перечня выделяются несколько спорных пунктов. Так, по сути данной нормы, лицо, которое имеет особые заслуги перед Российской Федерацией, может не соблюдать действующее законодательство Российской Федерации, что в корне противоречит ст. 15 Конституции Российской Федерации. Так же вызывает сомнение норма о наличии законной финансовой стабильности. По смыслу нормы лицо не обязано предоставлять документы о финансовой состоятельности. Таким образом, закон разрешает не соблюдать норму о «.законном источнике средств к существованию.». Так же для государств, запрещающих в своих конституциях двойное гражданство, отсутствие обращения за отказом имеющегося у лица гражданства нанесет вред отношениям двух государств.

По мнению Президента Российской Федерации9, для иностранных граждан — носителей русского языка, родственники которых проживали в Российской Империи, СССР, в случае переезда в Российскую Федерацию необходим отказ от имеющегося гражданства.

Действующее законодательство также предусматривает льготный механизм оформления документов для граждан государств СССР, проходивших службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Так, например, не требуются проживание в Российской Федерации, вид на жительство, пятилетнее проживание в Российской Федерации.

Таким образом, порядок приобретения гражданства Российской Федерации в общем порядке имеет классическую схему, требуется лишь некоторое совершенствование отечественного законодательства.

7 СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4571.

8 ФЗ РФ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 12 ноября 2012 г.) «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

9 URL://http://www.kremlm.ru/assignments/17248.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.