СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОИ ОПЫТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА
В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И. С. ПОЛЯНСКАЯ,
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России;
Ф.Л. ДОРОЖКО,
преподаватель кафедры конституционного и муниципального права
Московского университета МВД России;
В.Ю. НАЗАРОВ,
кандидат юридических наук, доцент, докторант Московскогоуниверситета МВД России
Аннотация. В статье проведен сравнительно-правовой опыт решения вопросов двойного гражданства и государственно-правового регулирования данных вопросов в зарубежных странах с целью заимствования их положительного опыта в сфере регулирования проблемных вопросов двойного гражданства в Российской Федерации.
Ключевые слова: гражданство, подданство, двойное гражданство, почетное гражданство, государственно-правовое регулирование вопросов двойного гражданства, квотирование, мигранты, высококвалифицированные специалисты.
COMPARATIVE LEGAL EXPERIENCE OF THE PROBLEMS
OF DUAL CITIZENSHIP IN FOREIGN COUNTRIES AND ITS APPLICATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
I.S. POLYANSKAYA,
candidate of legal sciences, associate professor, deputy oftheheard of the chair of constitutional and municipal law
of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia;
F.L. DOROZHKO, lecturer of the chair of constitutional and municipal law of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia;
V.YU. NAZAROV,
candidate of legal sciences, associate professor, doctoral candidate of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. In this paper, a comparative legal experience in solving issues of dual citizenship and state-legal regulation of these matters in the foreign countries to borrow their positive experience in the regulation of problematic issues of dual citizenship in the Russian Federation.
Keywords: citizenship, citizenship, dual citizenship, honorary citizenship, public-legal regulation of dual citizenship, quotas, migrants, highly skilled experts.
Гражданство представляет собой устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанную на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека1.
Конституционным принципом гражданства является предоставляемая гражданину возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Как правило, двойное гражданство возникает в результате территориальных изменений либо миграции населения. Характерным является тот факт, что в настоя-
щее время миграция имеет четко прослеживаемую тенденцию к усилению, тем самым, создавая предпосылки для возникновения двойного гражданства. Одним из источников возникновения бипатризма (от Ы—два и греч. ра^, patгidos — отчество, родина; в международном праве — лица, состоящие в двойном гражданстве) является существование расхождений в законодательстве разных государств по вопросам приобретения и утраты гражданства2.
1 ФЗ РФ от 31 мая 2002 г. N° 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 12 ноября 2012 г. ФЗ № 182-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2031.
2 Хаммар Т. Государство, нация и двойное гражданство // Российский бюллетень по правам человека. 1994. № 3. С. 56—65.
Поскольку вопросы гражданства относятся преимущественно к сфере внутригосударственного регулирования, между государствами в ряде случаев неизбежно возникают коллизии, порождающие такие явления в сфере межгосударственных отношений, как двойное гражданство и многогражданство.
В силу объективного характера этих явлений государства вынуждены их учитывать в своем законодательстве о гражданстве.
Нормам международного права в равной мере не противоречит как прямое запрещение двойного гражданства (если при этом не возникает состояние «без-гражданства»), так и безусловного признания двойного гражданства.
Статья 3 Гаагской конвенции «О некоторых вопросах, касающихся коллизий между законами о гражданстве», принятой в 1930 г. под эгидой Лиги Наций, гласит, что лицо, имеющее двойное или множественное гражданство, может рассматриваться в качестве своего гражданина любым государством, гражданством которого оно обладает3.
В настоящее время при приеме в российское гражданство также не требуется обязательного отказа от иностранного гражданства, если между государствами заключен договор о двойном гражданстве.
Автоматическое предоставление гражданства супруге-иностранке в связи с заключением брака с гражданином страны. Двойное гражданство возникает при заключении брака лицами, являющимися гражданами различных государств, в тех случаях, когда получение гражданства супруга не обусловлено требованием утраты прежнего гражданства, а национальное законодательство супруги не рассматривает заключение брака с иностранцем в качестве автоматического условия для утраты прежнего гражданства. Подобные положения можно встретить в законодательстве о гражданстве ряда стран Азии, Африки, Латинской Америки. В некоторых странах гражданство мужа предоставляется безусловно (Ливан, Саудовская Аравия). В других странах (Доминиканская Республика, Камерун) допускается отказ жены от гражданства мужа, если национальный закон страны государственной принадлеж-
ности супруги позволяет сохранить прежнее гражданство. Согласно ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федера- Число стран, в которых супруге-иностранке гражданство ции и ч. 4 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Рос- предоставляется автоматически, сокращается, это связано сийской Федерации» 2002 г. никто не может быть лишен с изменением международно-правовых стандартов в дан-гражданства или права изменить свое гражданство. Кро- ной сфере. Участники Конвенции о гражданстве замужней ме того, в ч. 2 ст. 6 Закона закреплено, что приобретение женщины от 20 февраля 1957 г. предусмотрели, что за-гражданином России иного гражданства не влечет за ключение, расторжение брака, а также перемена гражданства мужа во время существования брачного союза авто-
собой прекращение гражданства РФ.
Анализируя сложившуюся практику, можно рассмотреть наиболее типичные примеры, определяющие возникновение двойного, множественного гражданства. Натурализация без утраты предшествующего граж-
матически не отражается на гражданстве жены (ст. 1)4.
Предоставление гражданства ребенку, родившемуся в смешанном браке. Исторически в большинстве стран гражданство ребенка определялось по отцу. И сегодня,
данства. Данная ситуация складывается, когда приобре- подобные положения можно встретить в законодатель-
тение нового гражданства допускает возможность сохранения прежнего, а также в тех случаях, когда лицо не выполнило необходимых требований, связанных с выходом из прежнего гражданства, до получения нового.
В некоторых странах (например, США) сам факт натурализации влечет утрату гражданства. В Канаде, Финляндии это происходит только в случае добровольного приобретения гражданства. Вместе с тем лицо рассматривается как гражданин страны, если иностранное гражданство ему было предоставлено не по его просьбе, а в соответствии с законом страны в силу рождения, происхождения, территориальных изменений. Министр юстиции Японии в особых случаях может разрешить натурализацию иностранцев, не требуя отказа от гражданства государственной принадлежности. В Бангладеш исключения распространяются на тех иностранцев, которые вкладывают инвестиции в широкомасштабные проекты на территории данной страны.
стве ряда стран (Индия, Южная Корея). Однако в настоящее время подобные подходы не являются общепризнанными. Законы о гражданстве в ряде европейских государств, США, Японии являются нейтральными не зависимо от пола, они допускают предоставление гражданства как по отцовской, так и по материнской линии. Соответственно, дети, родившиеся от смешанных браков, получают право на гражданство как отца, так и матери. Согласно российскому закону при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения является гражданином РФ, вопрос решается на основании их письменного соглашения. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство РФ, если он родился на
3 Гаагская Конвенция «О некоторых вопросах, касающихся коллизий между законами о гражданстве», принятая в 1930 г. под эгидой Лиги Наций, ратифицирована 19 странами (причем семью — после 1945 г.) и сейчас депонирована у Генерального секретаря ООН.
4 Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1957. № 28.
ее территории, либо если бы иначе он стал лицом без гражданства (ч. 2 ст. 15 Закона о гражданстве).
Рождение ребенка у родителей-иностранцев на территории государства, предоставляющего гражданство в соответствии с принципом почвы. В США, Канаде, Аргентине гражданами признаются лица, родившиеся на территории страны. Исключения, как правило, касаются детей иностранцев, находящихся на государственной службе своих государств или работающих в международных организациях. Австрия, Бельгия, Нидерланды разрешают лицам, родившимся на территории страны и проживающим в ней установленный период времени, приобрести гражданство путем подачи простого заявления по достижении или до достижения совершеннолетия. В данной ситуации дети одновременно приобретают право на получение гражданства страны рождения и государства, гражданами которого являются родители.
Возникновение двойного гражданства иногда является следствием государственной политики, направленной на подрыв суверенитета других государств и закрепление там своего политического влияния. Причинами возникновения двойного гражданства могут быть также специальные международные соглашения.
В 1960-е гг. западноевропейские государства — члены Совета Европы пришли к соглашению о том, что двойное гражданство является нежелательным и его необходимо избегать. В соответствии с Конвенцией о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности 1977 г. утрачивают прежнее гражданство совершеннолетние граждане государств-участников, которые на основе свободного волеизъявления приобретают гражданство другого государства-участника (ч. 1 ст. 1)5. Кроме того, участники Конвенции брали на себя обязательство уведомлять о каждом случае приобретения гражданства лицами, являющимися гражданами государств-участников Конвенции (ст. 1 Дополнительного протокола к Конвенции 1977 г.). Без такого обмена реализация положений Конвенции носит случайный характер6. Однако необходимо добавить, что только две страны (Люксембург и Норвегия) ратифицировали Дополнительный протокол Конвенции.
В настоящее время ряд государств Европы считают двойное гражданство приемлемым в связи с ростом мобильности населения, развитием миграционных процессов и перемещениями беженцев. Беженцы, как правило, натурализуются чаще и быстрее, чем другие иммигранты и от них лишь в редких случаях требуется отказ от прежнего гражданства как предварительное условие натурализации. Даже страны, официально провозгласившие своей целью устранение двойного гражданства, на практике относятся к нему благоприятно, выделяя положительные стороны.
Традиционные правовые и политические доводы против двойного гражданства исходят из того, что оно способно создать для человека дополнительные обязанности: человека могут обязать нести военную службу в двух государствах, платить налоги двум государствам. Лицо с двойным гражданством имеет усеченные права на дипломатическую защиту. В отношении лиц с двойным гражданством возникают трудности в сфере международных отношений: с одной стороны, может возникнуть спор о гражданстве лица между государствами, рассматривающими его как своего гражданина, а с другой — по каким-либо причинам третье государство может быть вынуждено решать, какому гражданству лица с двойным гражданством следует отдать предпочтение.
Среди положительных последствий установления двойного гражданства можно назвать: дополнительные гарантии реализации и защиты прав и свобод личности, выгоды в отношении права на жительство в обоих государствах, права на возвращение или реэмиграцию, возможности сохранения гражданства в смешанном браке. Наличие значительного числа лиц с двойным гражданством может способствовать интенсификации связей между государствами.
Сложное сочетание положительных и отрицательных сторон двойного гражданства затрудняет выработку однозначного отношения к нему.
Так, например, в Италии с 1992 г. признается возможность двойного гражданства; в законодательстве ряда государств оговаривается возможность приобретения гражданства определенных стран без утраты прежнего гражданства. В Испании такой подход распространяется на иберо-американские страны или страны, имевшие или имеющие особые связи с Испанией.
Некоторые станы допускают двойное гражданство при определенных условиях или не требуют отказа от прежнего гражданства при приобретении нового. В других странах лицо, обладающее двойным гражданством, обязано выбрать одно из них в течение установленного в законодательстве срока. Каждая страна подходит к решению проблемы двойного гражданства сообразно с особенностями собственной политики, культуры, демографической ситуации, географического положения.
Устранение двойного гражданства возможно как при помощи внутригосударственных, так и международно-правовых мер7. Существует несколько внутригосударственных способов сокращения бипатризма.
5 Конвенция о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности 1977 г. Страсбург // Права человека: сб. док. М., 1989.
6 Хаберамс Ю. Гражданство и национальная идентичность // Российский бюллетень по правам человека. 1995. № 7. С. 55—69.
7 Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986.
1) представление бипатридам права отказа от одного из своих гражданств (оптация). Такой порядок предусмотрен в разд. 12 Закона о британской государственной принадлежности 1981 г.8;
2) негативная оптация. В случае рождения ребенка у иностранцев, один из которых родился в этой стране (так называемый принцип двойного рождения), ребенок приобретает гражданство данной страны. Но по достижении совершеннолетия такое лицо имеет право отказа от гражданства этой страны в течение определенного срока, упустив который, право теряет. Такой порядок предусмотрен, например, в законодательстве Франции;
3) с целью пресечения неограниченного приобретения гражданства эмигрантами, утратившими реальную связь с родиной, законодательство ряда государств устанавливает количество поколений лиц, постоянно проживающих за границей, которые могут передать детям свое гражданство по праву «крови». Определяются также условия утраты гражданства лицами, родившимися за границей. Такой порядок существует в Швеции: гражданин Швеции, который родился за границей, никогда не проживал в этом государстве и «не пребывал в нем таким образом, какой мог бы свидетельствовать о его принадлежности к Швеции», утрачивает шведское гражданство по достижении 22 лет;
4) практически во всех государствах основной, характерной чертой гражданства считается лояльность лица в отношении своего государства. Нарушением этой лояльности, как правило, являются поступление на государственную службу или службу в армию иностранного государства без разрешения государства гражданства, или натурализация в иностранном государстве по собственной воле, влекущие экспатриацию в страну первичного гражданства. Принудительная натурализация таких правовых последствий не влечет;
5) для сокращения случаев приобретения множественного гражданства по «праву крови», при смешанном браке законодательство некоторых государств наделяет детей от такого брака гражданством по «праву крови» отца (Индия, Таиланд);
6) для предотвращения возникновения множественного гражданства при вступлении женщин в брак в абсолютном большинстве правовых систем в настоящее время введен принцип, согласно которому вступление в брак с иностранцем не влияет на гражданство женщин.
Более эффективным и действенным способом по сравнению с внутригосударственными средствами является заключение международных договоров. Это объясняется тем, что внутригосударственные законодательные акты не могут полностью исключить коллизии законов о гражданстве в силу своего одностороннего харак-
тера и не могут, следовательно, учитывать возможных изменений в законодательстве других государств.
Заключаемые государствами международные договоры могут быть направлены как на предотвращение случаев возникновения двойного гражданства, так и на урегулирование его последствий.
К первым относится упомянутая ранее Конвенция о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности 1977 г. К данной категории договором можно также отнести соответствующие конвенции Советского Союза с рядом восточноевропейских социалистических государств. Так, посредством конвенций между Правительством СССР и Правительством ВНР, подписанных в августе 1957 г. и в январе 1963 г.9, была достигнута договоренность о том, что в течение одного года все лица, считающиеся одновременно как гражданами СССР, так и гражданами ВНР, на основании добровольности имеют право избирать гражданство любой из сторон.
Вторая категория международных договоров само двойное гражданство не устраняет. Они заключаются для регулирования последствий двойного гражданства в связи с оказанием дипломатической защиты, военной службы. В 1984 г. Франция и Алжир подписали соглашение о том, что лица, обладающие двойным гражданством, могут проходить воинскую службу в любой из данных стран вне зависимости от места их жительства.
14 мая 1997 г. в Европейскую конвенцию о гражданстве, принятую и открытую для подписания, включена глава о множественном гражданстве, в которой допускается такой правовой статус: согласно ст. 17 граждане государства-участника, имеющие другое гражданство, обладают на территории государства-участника, в котором они проживают, теми же правами и несут те же обязанности, что и другие граждане этого государства-участника.
Примерами договоров, направленных на урегулирование вопросов двойного гражданства, являются соглашения между Испанией и Аргентиной, Россией и Турк-менистаном10. Данные договоры допускают сохранение прежнего гражданства, ссылаясь на исторические связи между государствами.
Советское законодательство не признавало института двойного гражданства. Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 г. «О приобретении прав российского гражданства» требовал извещения иностранных государств о приобретении российского гражданства лицами, которые ранее состояли гражданами этих государств11.
8 Акт о гражданстве Великобритании от 1981 г. // Конституции стран ЕС: сб. док. М., 1997. С. 165.
9 Ведомости Верховного Совета СССР. 1958. № 1; 1963. № 30.
10 Дипломный вестник. 1994. № 1—2.
11 СУ РСФСР. 1918. № 31. С. 405.
Согласно положениям о гражданстве СССР 1924 г. (ст. 2), 1930 г. (ст. 4) и 1931 г. (ст. 4) иностранные граждане, принятые в гражданство СССР, не пользовались правами и не несли обязанности, связанные с принадлежностью к гражданству другого государства.
Законы о гражданстве СССР 1978 г. (ст. 8) и 1990 г. (ст. 2) закрепляли положение, согласно которому «за лицом, являющимся гражданином СССР, не признается принадлежность в гражданстве иностранного государства»12. С распадом Советского Союза произошло резкое изменение геополитической ситуации как в мире в целом, так и в республиках бывшего СССР.
Становление российского гражданства произошло на фоне прекращения гражданства советского. Преемственность обусловила главную черту российского Закона о гражданстве 1991 г.: расширение круга российских граждан посредством предоставления гражданства лицам, проживающим за пределами РФ13. Это выразилось в при-
гражданина того государства, на территории которого постоянно проживают. Лица, обладающие двойным гражданством, пользуются защитой и покровительством обоих государств.
Вопрос о двойном гражданстве неоднократно рассматривался в органах государственной власти России в связи с проблемой соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии. В обращении от 15 февраля 1995 г. «К главам государств и правительств Содружества Независимых Государств» Государственная Дума Федерального Собрания РФ ставила вопрос о достижении согласия в предоставлении этническим русским равных прав в приобретении второго гражданства. Многие страны СНГ сохранили прежнее, характерное как для имперского, так и для советского периода истории отрицательное отношение к данному институту. А те из государств, которые изменили свои взгляды на эту проблему, пока не спешат заключать подобные договоры с
знании двойного гражданства, отсутствии большинства Россией и между собой.
требований при приеме в гражданство, возможности об- Двусторонние или многосторонние соглашения мог-
легченного приема в российское гражданство, предостав- ли бы действовать временно и смягчить переход от старой
лении российского гражданства лицам, проживающим за системы гражданства к новой. В таких договорах должны
ЛА
пределами России.
найти отражение вопросы, связанные с изменением граж-
Политика, направленная на порождение фактическо- данства, объем и порядок пользования правами и свобо-
го дойного гражданства, имела свое обоснование. Предполагалось, что будут заключены договоры с другими странами, прежде всего с бывшими республиками в составе СССР об использовании института двойного гражданства с целью поддержки этнических россиян, проживающих в этих республиках. После распада СССР за пре-
дами, выполнение обязанностей, гарантии защиты и покровительства сторон, порядок разрешения основных вопросов в связи с толкованием и применением соглашения. Возможно также заключение договоров о правовом статусе граждан России, постоянно проживающих на территории других государств, и граждан этих государств,
делами России оказалось, по разным данным, от 25 до 30 постоянно проживающих на территории России. млн соотечественников14. Во многих республиках идет от- Европейский опыт мог бы быть использован при ре-кровенная этническая дискриминация, ущемляющая шении вопросов гражданства в рамках СНГ. Ориентиром может служить Европейская конвенция о гражданстве 1997 г., содержащая рекомендации, связанные с пра-
права некоренного населения, что, как следствие, порождает поток миграции в Россию. В этих условиях требовалось политико-правовое разрешение сложившейся ситуации. В качестве одного из основных способов предлагалось развитие института двойного гражданства в РФ. Подразумевается, что предоставление двойного гражданства вводит в действие ч. 2 ст. 61 Конституции РФ, где говорится, что Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
В настоящее время только два государства — члена СНГ (Туркменистан и Таджикистан), заключили с Российской Федерацией двусторонние соглашения об урегулировании вопросов, касающихся двойного гражданства. Данные соглашения предусматривают, что каждое из государств-участников признает за своими гражданами право приобретать гражданство другой стороны, не утрачивая собственное. При этом они пользуются в полном объеме правами и свободами, а также несут обязанности
вопреемством государств на постсоветском пространстве. В частности, предлагается создать Центр документации по вопросам гражданства стран СНГ. Основной целью его деятельности должно стать:
❖ информирование на основе взаимности об изменениях в национальных законодательствах государств — участников СНГ, касающихся гражданства;
❖ информирование о добровольном приобретении гражданства одного государства-участника гражданами другого государства-участника15.
12 Ведомости Верховного Совета СССР. 1978. № 49. С. 816.
13 Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. № 6. Ст. 243; 1993. № 29. Ст. 112.
14 Панарин С. Свой среди чужих. Русские в ближайшем зарубежье // Российская газета. 1994. 19 февр.
15 Российское гражданство: учеб. пособие / под ред. проф. В.Я. Ки-котя. М., 2003.
Новый Закон о гражданстве России 2002 г. строится на концептуально иной основе. Получение гражданства теперь связывается с рядом требований, в числе которых необходимость отказа от прежнего гражданства. Полный отказ от двойного гражданства в новом Законе невозможен из-за конституционной нормы, допускающей двойное гражданство (в Российской Федерации с 12 декабря 1993 г. право граждан иметь двойное гражданство закрепляется конституционно).
Согласно ч. 1 ст. 6 названного Закона за лицами, состоящими в гражданстве РФ, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусматривается международным договором РФ.
В силу ст. 6 Закона гражданин РФ может по ходатайству получить гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор.
В РФ процесс заключения двусторонних договоров об урегулировании вопросов, связанных с двойным гражданством, после подписания договоров с Таджикистаном и Туркменистаном приостановился. В этих условиях только разработка и принятие анонсированного в Конституции РФ и Законе о гражданстве федерального закона о
двойном гражданстве может быть перспективным решением для законодательного определения статуса бипатри-дов в России. Такой закон позволил бы РФ урегулировать вопросы, возникающие в связи с двойным гражданством, для всех лиц, обладающих гражданством двух или нескольких государств, на которых не распространяются уже заключенные Россией международные договоры с Таджикистаном и Туркменистаном, т.е. для большинства реально существующих в нашей стране бипатридов. Однако до принятия такого закона положение «двуграждан» в РФ фактически останется таким же, каким оно было свыше ста лет назад в Российской Империи, когда право на двойное гражданство отвергалось категорически, что в тогдашних условиях соответствовало имперским политическим интересам и низкому уровню социальной мобильности основной массы населения.
Таким образом, важнейшим практическим шагом в решении проблем бипатризма может стать скорейшее принятие анонсированного ст. 62 Конституции РФ, федерального закона, который позволил бы определить статус лиц с двойным гражданством и урегулировать все возникающие в связи с этим коллизионные вопросы.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РОССИИ
Т.А. ПРУДНИКОВА,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права
Московского университета МВД России
Аннотация. Статья представляет собой результат научного обобщения взглядов ученых на особенности конституционно-правового механизма реализации и защиты прав соотечественников за рубежом.
Ключевые слова: конституционно-правовое регулирование, соотечественники, права и свободы, правовой механизм.
г Ш
...
CONTENT OF THE CONSTITUTIONAL MECHANISMS OF REALIZATION AND PROTECTION RIGHTS OF COMPATRIOTS IN RUSSIA
T.A. PRUDNIKOVA,
candidate of legal science, chair oflaw senior lecturer of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. The article is the result of scientific analysis of views on particular constitutional mechanism for the implementation and protection of the rights of compatriots abroad.
Keywords: constitutional regulation, compatriots, rights and freedoms, legal framework.
Общественные отношения, в которых участвуют российские граждане, проживающие за рубежом, весьма многообразны и многие из них развиваются очень динамично. Участие и представительство соотечественников может оказывать значительное воздействие на полити-
ческие системы как страны проживания, так и России, а также на двусторонние отношения между этими странами. От этого во многом зависит уровень интеграции соотечественников в политическую систему страны их проживания. Основной целью в нашем контексте яв-