Научная статья на тему 'Общественная опасность неисполнения обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве'

Общественная опасность неисполнения обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
392
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ / ГРАЖДАНСТВО / ПОДДАНСТВО / БЕЗДЕЙСТВИЕ / CRIME / RESPONSIBILITY / PUBLIC DANGER / CITIZENSHIP / NATIONALITY / INACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондарев Сергей Петрович

В статье рассматриваются факторы, обусловливающие общественную опасность деяния, запрещенного ст. 3302 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public danger of dereliction of duty for filing notice of a citizen of the Russian Federation about citizenship (nationality) of a foreign state or a residence permit or other valid document confirming his right to permanent residence in a foreign country

The article examines the factors that contribute to a socially dangerous act prohibited with art. 3302 of the Criminal code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Общественная опасность неисполнения обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве»

Бондарев Сергей Петрович

преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России

(тел.: +79184661111)

Общественная опасность неисполнения обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве

В статье рассматриваются факторы, обусловливающие общественную опасность деяния, запрещенного ст. 3302 УК РФ.

Ключевые слова: преступление, ответственность, общественная опасность, гражданство, подданство, бездействие.

S.P. Bondarev, Teacher of a Chair of Criminal Law and Criminology of the Novorossiysk branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79184661111.

Public danger of dereliction of duty for filing notice of a citizen of the Russian Federation about citizenship (nationality) of a foreign state or a residence permit or other valid document confirming his right to permanent residence in a foreign country

The article examines the factors that contribute to a socially dangerous act prohibited with art. 3302 of the Criminal code of the Russian Federation.

Key words: crime, responsibility, public danger, citizenship, nationality, inaction.

Одной из последних новелл российского уголовного законодательства является уголовно-правовая норма об ответственности за неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве (ст. 3302 УК РФ).

Данное предписание отечественного уголовного законодательства, как видно, посвящено вопросам охраны отношений в сфере гражданства Российской Федерации. При этом, исходя из структурного расположения ст. 3302 УК РФ, соответствующее деяние нарушает отношения в сфере обеспечения законно установленного и регламентированного государством порядка осуществления управления [1, с. 15].

Как отмечается в юридической литературе, «нормальное функционирование любого государства немыслимо без управления, то есть целенаправленного воздействия на поведение граждан для достижения общественно значимых результатов» [2, с. 41].

Между тем, уголовная ответственность возможна лишь за такие нарушения порядка управления, которые являются общественно опасными, поскольку категория «общественная опасность» - одна из базовых в понятии преступления по российскому законодательству (ч. 1 ст. 14 УК РФ).

Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 3302 УК РФ, предопределяется в некоторой степени уже тем, что лицо, совершающее такое деяние, не исполняет установленную законом обязанность действовать конкретным образом. Так, в соответствии

63

со ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Вместе с тем, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве, обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации - по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение 60 дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Подача уведомления о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве гражданином Российской Федерации осуществляется лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации (в том числе документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, в случае, если указанное уведомление подается иностранным гражданином, являющимся законным представителем гражданина Российской Федерации) [3].

Следует отметить, что уголовно-правовая норма, закрепленная ст. 3302 УК РФ, не предусматривает каких-либо дополнительных криминообразующих признаков, помимо собственно неисполнения указанной обязанности по подаче уведомления о наличии гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве. Поэтому допустимо утверждение о том, что законодатель не связывает общественную опасность рассматриваемого деяния с наступлением каких-либо последствий в виде вреда. Не влияют на ответственность мотивы и способы совершения данного преступления, равно как и иные обстоятельства.

Примечателен тот факт, что уголовно-правовое предписание, сформулированное в ст. 3302 УК РФ, распространяет свое действие не только на вновь возникающие отношения, связанные с получением гражданином Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, но и на соответствующие ранее возникшие отношения, хотя ранее они и не имели такого правового регулирования.

Подтверждением сказанному служат положения Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации'' и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым регламентировано, что гражданин Российской Федерации (за исключением гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации), имеющий на день вступления в силу настоящего Федерального закона гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве, обязан в течение 60 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона подать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации - по

64

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2014 • № 4 (26)

месту его фактического нахождения в Российской Федерации) письменное уведомление о наличии у него иного гражданства (подданства) либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве.

Однако в отношении отдельных категорий граждан Российской Федерации предусмотрен льготный период для вступления в силу анализируемой обязанности. Речь ведется о гражданах Российской Федерации, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. К данным гражданам правила, предусмотренные ст. 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», применяются с 1 января 2016 г. [4].

Таким образом, ни в УК РФ, ни в законодательстве иной отраслевой принадлежности общественная опасность деяния, запрещенного ст. 3302 УК РФ, не увязана напрямую с каким-либо вредом. Более того, неисполнение исследуемой обязанности влечет уголовную ответственность даже при отсутствии признаков злостного неисполнения, что традиционно

присуще многим уголовно наказуемым деяниям, выражающимся в неисполнении предусмотренных законом обязанностей.

В этой связи представляется возможным утверждать, что общественная опасность неисполнения обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, обусловливается лишь потенциальной возможностью причинения вреда охраняемым законом общественным отношениям. И, прежде всего, такая угроза может быть создана отношениям в сфере осуществления фискальных функций государства. Наличие у лица гражданства (подданства) иностранного государства или иных правовых оснований для проживания на зарубежной территории возможно использовать для реализации схем по уклонению от налогообложения. Полагаем, что благодаря данному обстоятельству лицо может быть не признано налоговым резидентом Российской Федерации, поскольку таковым признается физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

1. Саруханян А. Р. Преступления против порядка управления. Ставрополь, 2003.

2. Щербаков А. В. Преступления против порядка управления: науч.-практ. коммент. к главе 32 УК РФ. М., 2011.

3. О гражданстве Российской Федерации: федер. закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2002. № 22. Ст. 2031 (в посл. ред. Федерального закона от 14 окт. 2014 г. № 307-ФЗ).

4. О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: фе-дер. закон от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2014. № 23. Ст. 2927.

1. Sarukhanyan A.R. Crimes against public order. Stavropol, 2003.

2. Scherbakov A.V. Crimes against public order: sci.-pract. comment. to chapter 32 of the Criminal code of the Russian Federation. Moscow, 2011.

3. On citizenship of the Russian Federation: fed. law of May 31, 2002 № 62-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2002. № 22. Art. 2031 (in last ed. of the Federal law of Oct. 14, 2014 № 307-FL).

4. On amendments in articles 6 and 30 of the Federal law «<On citizenship of the Russian Federation» and some legislative acts of the Russian Federation: fed. law of June 4, 2014 № 142-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2014. № 23. Art. 2927.

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.