Мусман К.А.
криминалистическая характеристика преступлений, предусмотренных ст. 330.2 УГОЛОВНОГО кодекса российской федерации
цель: Выявление специфики криминалистической характеристики преступлений, предусмотренных ст. 330.2 УК РФ «Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве».
Методология: Использовались формально-юридический метод, метод сравнительного анализа.
Результаты: В данной статье проанализирована специфика криминалистической характеристики преступлений, предусмотренных ст. 330.2 УК РФ. Автор делает вывод о важности данной статьи для обеспечения национальной безопасности российского государства и обращается к особенностям криминалистической характеристики данного вида преступлений. В частности, в статье выявляются основные особенности совершаемых преступлений, рассматриваются особенности личности субъектов преступной деятельности. Отдельное внимание уделяется анализу мотивации совершения данного преступления. Также автор обращает внимание на проблемные стороны законодательства, которые могут создавать препятствия для квалификации преступлений, предусмотренных ст. 330.2 УК РФ.
Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает научной ценностью, так как освещает актуальную и малоизученную проблему расследования преступлений, предусмотренных ст. 330.2 УК РФ, что позволяет развить и усовершенствовать работу следственно-оперативных органов в направлении расследования аналогичных преступлений.
Ключевые слова: гражданство, иностранное гражданство, бездействие, уведомление, миграция.
Musman K.A.
CRIMINALISTIC CHARACTERISTICS OF CRIMES UNDER ART. 330.2 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Purpose: To identify the specifics of the forensic characteristics of crimes under Art. 330.2 of the Criminal Code of the Russian Federation «Failure to comply with the obligation to file a notice of the presence of a citizen of the Russian Federation of the citizenship (nationality) of a foreign state or residence permit or other valid document confirming the right to permanently reside in a foreign country».
Methodology: We used a formal legal method, a method of comparative analysis.
Results: In this article, the specificity of the forensic characterization of crimes under Art. 330.2 of the Criminal Code. The author draws a conclusion about the importance of this article for ensuring the national security of the Russian state and refers to the characteristics of the criminalistic characteristics of this type of crime. In particular, the article reveals the main features of the crimes committed, the characteristics of the personality of the subjects of criminal activity are examined. Special attention is paid to the analysis of the motivation for committing this crime. Also, the author draws attention to the problematic aspects of the legislation, which may create obstacles for the qualification of crimes under Art. 330.2 of the Criminal Code.
Novelty/originality/value: The article has a scientific value, since it highlights the actual and poorly studied problem of investigating crimes under Art. 330.2 of the Criminal Code. This allows to develop and improve the work of investigation and operational bodies in the direction of investigating similar crimes.
Keywords: citizenship, foreign citizenship, inaction, notification, migration.
Глобализация и связанные с ней процессы миграции населения привели к тому, что в современном мире граждане одних государств часто проживают в других государствах, при этом имея и гражданство последних. Наличие гражданств сразу двух и более государств у одного и того же лица создает определенные проблемы для тех стран, владельцем паспортов которых это лицо является. В первую очередь, эти проблемы связаны с исполнением гражданских обязанностей, допуском к определенным видам деятельности (например, государственной службе, службе в во-
оруженных силах и правоохранительных органах и т. д.). В этой связи в Российской Федерации в последние годы был ужесточен контроль над обладателями иностранного гражданства, что было вызвано и усложнившейся международной политической обстановкой.
О.Г. Остапец подчеркивает, что «гражданство является составным элементом правового статуса индивида и играет основополагающую роль как для государства, так и для отдельной личности» [3]. Данный институт, как отмечает А.В. Го-ловакин, призван обеспечивать стабильность и
евразийская
> 4 (29) 2017 <
адвокатура
сплоченность общества, сплачивать население государства [1]. Поэтому нет ничего удивительного в том, что государство уделяет вопросам гражданства повышенное внимание.
Между тем статья 6 Закона РФ «О гражданстве» предусматривает возможность наличия у гражданина Российской Федерации гражданства иного государства. Таким образом, сам по себе факт наличия гражданства другого государства не является противоправным. Однако предусмотрена ответственность за сокрытие иностранного гражданства.
В 2014 г. был принят Федеральный закон от 04.06.2014 № 142-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с данным законом Уголовный кодекс РФ был дополнен статьей 30.2 УК РФ «Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве». С.А. Стяжкина отнесла это нововведение к общему процессу «криминализации деяний, связанных с информационным оборотом и информационными ресурсами» [6].
Уголовный кодекс РФ предусматривает за совершение данного преступления уголовную ответственность в виде: 1) штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года; 2) обязательных работ на срок до четырехсот часов. Таким образом, мы видим, что ответственность за совершение данного преступления не является чрезмерно жесткой. Учитывая непродолжительное время, прошедшее с момента включения в УК РФ статьи 330.2, следует отметить, что в научной литературе особенности ее применения еще не нашли должного отражения. Это объясняет актуальность и острую необходимость в научно-теоретическом осмыслении рассматриваемой проблематики, в том числе и в криминалистической характеристике преступлений, предусмотренных статьей 330.2 УК РФ.
Криминалистическая характеристика данных действий обязательно должна включать в себя компоненты, позволяющие получить исчерпывающее представление о совершенном преступлении. К данным компонентам относятся: 1) особенности личности преступника (субъекта преступления); 2) способ совершения престу-
пления; 3) особенности объекта преступления; 4) особенности мотивации преступника, включая факторы, детерминировавшие совершение преступления.
Рассмотрим данный аспект более подробно. Анализ судебной практики по ст. 330.2 УК РФ свидетельствует, что субъектами преступления, предусмотренного данной статьей, являются совершеннолетние граждане Российской Федерации, обладающие, помимо российского гражданства, гражданством любого другого иностранного государства. Среди данных граждан преобладают иммигранты из других государств, которые, получив российское гражданство, не стали отказываться от гражданства своих родных государств и не известили об этом компетентные органы в Российской Федерации.
Объективная сторона преступления выражается в бездействии, которое, в свою очередь, состоит в неисполнении обязанности по подаче уведомления в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Возникновение данной обязанности является следствием наличия или приобретения гражданином Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве (за исключением случаев, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации, федеральным законодательством).
Например, в июне 2015 г. мировым судьей судебного участка № 87 Адлерского района г. Сочи был вынесен обвинительный приговор гражданину Л.В. Мониава, в отношении которого было установлено, что, являясь гражданином Грузии, приобретая в установленном порядке гражданство Российской Федерации, он был обязан представить в органы миграционного контроля письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, однако не стал этого делать. Вина гражданина была установлена, дело рассматривалось в особом порядке. В соответствии с приговором суда гражданин Л.В. Мониава получил штраф в размере 40 тыс. рублей [4].
В большинстве случаев совершение преступления, предусмотренного ст. 330.2, обусловлено следующими факторами: 1) низкий уровень правовой грамотности (неосведомленность о самом
eurasian
> 4 (29) 2017 <
advocacy
существовании данной статьи, которая, к тому же, была введена недавно); 2) индивидуальные особенности личности субъектов преступления (лень, нежелание предпринимать действия по извещению органов миграционного контроля о наличии гражданства другого государства).
В то же время существует опасность и целенаправленного, осознанного утаивания наличия гражданства другого государства с целью получения определенных выгод, в том числе и обеспечения других противоправных действий. Наличие злого умысла на утаивание второго гражданства может рассматриваться в качестве важного компонента, позволяющего требовать более жесткой ответственности за совершенное преступление. Однако перед следственными органами в данном случае возникает проблема доказательства наличия умысла на сокрытие сведений о втором гражданстве, что само по себе является проблематичной задачей.
Одной из главных характеристик преступления является его общественная опасность. Однако наличие гражданства другого государства само по себе не несет угрозы обществу. В то же время оно может создать препятствия для трудоустройства гражданина в тех сферах деятельности, где требуется допуск к государственной тайне, осуществляется работа с секретными материалами и данными. Тем не менее, нельзя не согласиться с Т.Б. Смашниковой, которая подчеркивает, что в современной России существует очевидный правовой вакуум законодательного регулирования проблемы «бипатридов» - лиц со вторым гражданством [5]. Это обстоятельство создает предпосылки для включения в российское законодательство поправок, направленных на уточнение статуса лиц с двумя гражданствами.
Если говорить о мировых аналогах данной меры, то следует отметить, что далеко не во всех странах мира предусмотрена ответственность за наличие второго гражданства. Например, в США никто не проверяет отказ от паспортов другой страны, но при получении гражданства необходимо произнести формальную клятву об отказе от верности другому государству. Второе гражданство разрешено в Польше, Чехии, в Латвии - для граждан других стран Евросоюза. В настоящее время 18 стран Евросоюза разрешают двойное гражданство, 13 стран позволяют его получение с определенными ограничениями. Соответственно, уголовное наказание за сокрытие гражданства в законодательствах данных государств отсутствует.
Однако в ряде государств второе гражданство запрещено, но при выявлении это правона-
рушение карается менее жестко, чем в России. В Казахстане существуют административная ответственность за нарушение законодательства о гражданстве Республики Казахстан в размере от 50 МРП (92 560 тенге) до 200 МРП (370 400 тенге) либо административное выдворение за пределы страны (статья 380-2 Административного кодекса РК). Также в случае выявления второго гражданства гражданин Казахстана автоматически утрачивает гражданство республики.
Таким образом, мы видим, что во многих странах мира существует вполне лояльное отношение к наличию второго гражданства. По крайней мере, его наличие не является основанием для уголовного преследования. Соответственно, возникает вопрос о соразмерности деяния и ответственности за него и в Российской Федерации.
Чрезмерная жесткость санкций (уголовное преследование) за неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства побудила Верховный Суд РФ поставить вопрос о возможности (в перспективе) декриминализации статьи 330.2 УК РФ [2].
Криминалистическая характеристика преступных действий, предусмотренных статьей 330.2 УК РФ, направлена на выявление всех их особенностей и существенно облегчает сам процесс расследования данного преступления. Вместе с тем установлено, что существующее законодательство регулирует вопрос граждан с наличием двух и более гражданств в неполной мере, создавая определенные проблемы с квалификацией их деяний в качестве общественно опасных. Необходимо уточнение российского законодательства в сфере обеспечения прав и статуса лиц с наличием гражданства иностранного государства, что, в свою очередь, окажет продуктивное воздействие и на особенности криминалистической характеристики преступлений по статье 330.2 УК РФ.
Пристатейный библиографический список
1. Головакин А.В. Гражданство РФ - новый правовой статус. М.: Лаборатория книги, 2012.
2. Муравьев К.В. Способы снижения процессуальной нагрузки, альтернативные декриминализации // Вестник Омской юридической академии. 2016. № 1 (30). С. 61-67.
3. Остапец О.Г. Новеллы законодательства о гражданстве Российской Федерации: за и против // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 3 (64). С. 56-62.
4. Приговор по делу № 1-16/15-87. Судебный участок № 87 Адлерского района г. Сочи [Электронный
евразийская
> 4 (29) 2017 <
адвокатура
ресурс]. URL: http://msud87.krd.msudrf.ru/modules. php?name=info_pages&id=5334.
5. Смашникова Т.Б. К проблеме статуса лиц, имеющих второе гражданство Российской Федерации // Символ науки. 2016. № 12-3. С. 123-125.
6. Стяжкина С.А. Информация как объект уголовно-правовой охраны: понятие, признаки, виды // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2015. № 2. С. 157-160.
References (transliterated)
1. Golovakin A.V. Grazhdanstvo RF - novyj pravovoj status. M.: Laboratorija knigi, 2012.
2. Murav'ev K.V. Sposoby snizhenija processual'noj nagruzki, al'ternativnye dekriminalizacii // Vestnik Oms-koj juridicheskoj akademii. 2016. № 1 (30). S. 61-67.
3. Ostapec O.G. Novelly zakonodatel'stva o grazhd-anstve Rossijskoj Federadi: za i protiv // Aktual'nye prob-lemy rossijskogo prava. 2016. № 3 (64). S. 56-62.
4. Prigovor po delu № 1-16/15-87. Sudebnyj uchas-tok № 87 Adlerskogo rajona g. Sochi [Jelektronnyj resurs]. URL: http://msud87.krd.msudrf.ru/modules. php?name=info_pages&id=5334.
5. Smashnikova T.B. K probleme statusa lic, imejush-hih vtoroe grazhdanstvo Rossijskoj Federacii // Simvol nauki. 2016. № 12-3. S. 123-125.
6. Stjazhkina S.A. Informadja kak ob#ekt ugolovno-pravovoj ohrany: ponjatie, priznaki, vidy // Vestnik Ud-murtskogo universiteta. Serija «Jekonomika i pravo». 2015. № 2. S. 157-160.
шшртшШшмШ миотатшг пгешшм шраша
уважаемые читатели!
Мы рады представить вашему вниманию
евразийский научно-исследовательский институт проблем права
Деятельность нашего института направлена на разработку актуальных проблем юридической науки в евразийском правовом пространстве. Институт проводит фундаментальные и прикладные исследования в области государственно-правовых наук, международного права, адвокатуры и нотариата, социологии права, политологии, интерэкоправа, изучает закономерности правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, разрабатывает на этой основе практические рекомендации, принимает участие в разработке законопроектов, содействует повышению профессионального уровня юристов, организует и участвует в проведении научных мероприятий, оказывает консультационные услуги в области права, а также редакционно-издательские услуги.
Приглашаем вас к сотрудничеству!
Контактная информация website: www.eurasniipp.ru E-mail: [email protected] телефон: +7-917-40-61-340