Научная статья на тему 'К проблеме статуса лиц, имеющих второе гражданство в Российской Федерации'

К проблеме статуса лиц, имеющих второе гражданство в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1295
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО / ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смашникова Татьяна Борисовна

В статье рассматриваются проблемы статуса лиц, имеющих второе гражданство в Российской Федерации. Проводится анализ понятий «двойного гражданства» и «второго гражданства», а также прав и обязанностей граждан, имеющих второе гражданство в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме статуса лиц, имеющих второе гражданство в Российской Федерации»

2016.

15.Кононов А.Н. Роль правового воспитания в формировании научного мировоззрения курсантов // Право и образование. 2012. № 2.

16.Григорьев О.В., Лыков А.Н Сущность и структурные компоненты правовой культуры военнослужащих внутренних войск МВД России. // Инновации в образовании. 2014. № 8.

17.Кононов А.Н. Педагогическая модель правового воспитания военнослужащих ВВ МВД России. Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 3-4 (22).

18.Снигирёв А.Л., Хомяков И.Д. Психолого-педагогические аспекты профессиональной подготовки будущих офицеров внутренних войск // Гуманитарные проблемы военного дела. 2014. № 1 (1).

19. Григорьев О.В., Кольчевский А.В. Модель правовой культуры выпускника высшей школы // Право и образование. 2010. № 8.

20.. Исмаилов А.М., Кононов А.Н. Русский язык и актуальные проблемы национальной безопасности России и стран Евразии: монография - Новосибирск: НВИ ВВ МВД России 2014. - 120 с.

21.Григорьев О.В., Тарасов Д.Ю. Структура мотивационных установок личности с разным профессиональным выбором // Психология обучения. 2011. № 5

22.Григорьев О.В., Кольчевский А.В. Философские идеи в понимании социальной сущности права. // Право и образование. 2009. № 10.

23.Григорьев О.В., Томских С.Н.Правовое воспитание как детерминанта социальной адаптации курсантов военных вузов. // Право и образование. 2010 № 10.

© Полич В.В., Тарасов Д.Ю., Григорьев О.В., 2016

УДК 342

Смашникова Татьяна Борисовна,

канд. юр. наук, доцент ЮУрГУ г. Челябинск, РФ E-mail: tat-sma@mail.ru

К ПРОБЛЕМЕ СТАТУСА ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы статуса лиц, имеющих второе гражданство в Российской Федерации. Проводится анализ понятий «двойного гражданства» и «второго гражданства», а также прав и обязанностей граждан, имеющих второе гражданство в России.

Ключевые слова

Двойное гражданство, второе гражданство, законодательные ограничения, правовая ответственность.

Отношение Российского государства к лицам, имеющим как гражданство России, так и гражданство иных государств закреплено в статье 62 Конституции Российской Федерации. Согласно основному закону, гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Там же прописано, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором.

Кроме того, в статье 6 Конституции РФ сказано, что гражданин не может быть лишен права изменить свое гражданство. [1]

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

Информация о возможности наличия иного гражданства также закреплена в статье 6 закона «О гражданстве РФ». [2] В ней содержится базовое положение о том, что даже если гражданин РФ имеет иное гражданство, он в первую очередь будет рассматриваться именно как гражданин РФ. Но делается весьма существенная оговорка — за исключением случаев, которые могут быть предусмотрены международными договорами.

Под термином «двойное гражданство» подразумевается наличие у человека паспортов и равнозначных правовых статусов гражданина двух государств, между которыми подписаны соответствующие международные договоры о двойном гражданстве. Российская Федерация заключила такие договоры только с Туркменией и Таджикистаном.

В отношении других государств россиянам хоть и не запрещено иметь второе гражданство и второй паспорт, но обладатели двух или даже нескольких гражданств на территории России не рассматриваются властью как «двойные граждане». Наличие второго, третьего и так далее паспортов никоим образом не дает права гражданину Российской Федерации на территории России чувствовать себя иностранным гражданином. Для Российской Федерации такой гражданин является только гражданином РФ. На территории РФ второе гражданство не имеет никакого значения и никакой юридической силы.

Однако, имеющие второе гражданство попадают под правовые ограничения со стороны Российской Федерации. Такие граждане не могут занимать государственные должности, и, госслужащим в России также запрещено получать подданство иностранных держав. Кроме того, граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства не имеют права быть избранными в соответствии с положениями ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 3.1 ст. 4).

Второе гражданство имеет свои недостатки. Если лицо мужского пола отслужило в армии в стране, гражданство которого он имеет, это не освобождает его от службы в армии в РФ. Также ко второму гражданству добавляются и такие обязанности, как оплата налогов еще одному государству. Есть и положительные стороны приобретения такого гражданства. Наличие гражданства страны, входящей в Европейский Союз, позволяет путешествовать и пересекать европейские границы без оформления визы. Кроме того, такое лицо имеет право работать и жить в любой из 28 стран, входящих в Европейский Союз.[7, с.65]

Изменениями, внесенными 04.06.2014 в закон «О гражданстве РФ» установлено новое важное правило: гражданин РФ (за исключением тех, кто постоянно проживает за пределами РФ) при наличии у него гражданства иностранного государства, вида на жительство или иного документа, который позволяет проживать на территории иностранного государства, должен уведомить органы ФМС об этом факте. Уведомление должно быть осуществлено в срок не позднее 60 дней со дня, когда лицо приобрело двойное гражданство или получило документ, который разрешает проживать на территории иностранного государства.[2]

Отдельными законодательными актами были утверждены порядок и формы подачи уведомлений, а также предусмотрены административная и даже уголовная ответственность за утаивание или неполное представление данных.

Так, ст. 19.8.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность как за нарушение сроков для уведомления, так и за неуведомление гражданином уполномоченных органов о наличии у него второго гражданства в виде административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб.[3] А ст. 330.2 Уголовного кодекса РФ закрепила уголовную ответственность за неисполнение гражданами обязанности по уведомлению уполномоченного органа власти о наличии у гражданина подданства иностранного государства. В качестве санкции за несоблюдение указанной обязанности законодатель предусмотрел следующие альтернативные наказания: штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до одного года либо обязательные работы на срок до четырехсот часов.[4]

Непонятно, чем стали так опасны россияне, имеющие иные гражданства наряду с российским? Налицо серьезное усиление контроля государства за жизнью и использованием права свободы личности своих граждан.

В законодательстве Российской Федерации не используется понятие второго гражданства, как и множественности гражданств. Проблемы законодательного урегулирования так называемого второго гражданства находятся в правовом вакууме. Что ставит порой наших российских граждан - бипатридов в не совсем равные условия в гражданами с единственным паспортом - российским.

По мнению автора, необходимо внести в миграционное российское законодательство конкретные нормы, устанавливающие однозначные права граждан - бипатридов. Получая второе, а порой и третье гражданство иностранных государств российский гражданин не задумывается над тем, что он переходит в новый, четко неурегулированный правом статус, что он теряет важные права и свободы на территории России, и приобретает важные дополнительные обязанности и ограничения. Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета, № 237(853), 25 декабря 1993

2. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О гражданстве Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.06.2002, N 22, ст. 2031

3. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1 - Электр ресурс: Система ГАРАНТ: http://base.garant.rU/12125267/#ixzz4Sis0hUUh

4. Уголовный кодекс РФ. Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ глава 32 дополнена статьей 330.2. Электр ресурс http://base.garant.rU/10108000/34/#block_2032#ixzz4Sib16oAn

5. Устьянцева В.Д., Носова С.Ф. Понятия двойного гражданства и второго гражданства // Конституционное право России. - 2016.- № 1, с.63-67

© Смашникова Т.Б., 2016

УДК 342.5

Д.С. Сунцов

магистрант, УрГЮУ, г. Екатеринбург, РФ E-mail: tatsuntsov@mail.ru

ПРЕДМЕТ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

Аннотация

В статье рассмотрены существующие в теории взгляды относительно предмета прокурорского надзора в России. Исследование данного аспекта предполагает осмысление нескольких вопросов общей теории, в первую очередь связанных с дефиницией, а также определения предмета прокурорского надзора в конкретной сфере - исполнения законодательства об обеспечении прав граждан на медицинскую помощь.

Ключевые слова

Предмет прокурорского надзора.

Современное здравоохранение призвано обеспечить реализацию важнейшего приоритета любого гражданина России - сохранение и улучшение здоровья, оказания при необходимости квалифицированной лечебно-профилактической помощи.

Понять сущность прокурорского надзора за исполнением законодательства об обеспечении прав

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.