УДК 34+7А К.У. МАМБЕТАЛИЕВ
ББК 67.99(2)0+75.727
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДАХ СПОРТА: ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ОПТИМИЗАЦИИ
Начальный этап переходного периода (далее ПП) в Кыргызстане, как и в других республиках бывшего Союзного государства, сопровождался актуализацией традиционной физической культуры (далее ФК). Однако процесс его развития был не простым. На фоне опережающего развития организационных и управленческих, программных и нормативных, научных и методических основ традиционной ФК длительное время оставались не разработанными правовые основы традиционной ФК и этноспорта. При этом принятый в январе 2000 года Закон Кыргызской Республики «О физической культуре и спорте» (3) фактически проигнорировал их функционирование. В законе не было ни одной статьи, регулирующей правовые основы динамично развивающейся традиционной ФК, что существенно ограничивало успешность поступательного развития специфической и одной из ведущих форм ФК. Поэтому принятие Жогорку Кенешом Кыргызской Республики (далее ЖК КР) Закона «О национальных видах спорта» (далее НВС) можно назвать историческим моментом в развитии традиционной ФК, хотя закон и не был лишен недостатков.
Анализ общественно-исторических условий начального этапа ПП в Кыргызстане (1991-2000 гг.), позволяет обобщить, что оно характеризовалось формированием основ демократического общества и рыночной экономики (5, 68), ростом национального самосознания (13, 28). В этих условиях ожидаемо актуализировалась традиционная культура, в том числе ФК. Действительно традиционная ФК, в особенности этноспорт имеет определенные особенности, и преимущества относительно других форм традиционной культуры. В первую очередь это определяется их культурно-зрелищными функциями и в удовлетворении гедонистических потребностей населения (5, 68). Популярность отдельных видов этноспорта такова, что количество зрителей превышало любителей футбола на матчах чемпионата страны по футболу. Кроме того, доступность и простота большинства форм и видов традиционной ФК позволяла заниматься ими без особых материальных затрат и подготовленности.
Гуманизация общества переходного периода предполагающая удовлетворение потребностей населения на индивидуальном и групповом уровнях распространялась и на ФК. То есть высокая популярность традиционной ФК среди населения, особенно среди жителей села, составлявшего 64% от общей численности, в новых общественно -исторических условиях определяла целесообразность развития этноспорта и других форм традиционной ФК.
Итак, общественно-исторические условия начального этапа ПП закономерно определяли актуальность разработки различных аспектов традиционной ФК. В этот период Х. Анаркулов (1) систематизированы кыргызские народные подвижные игры, М. Саралаев (11,132-133) исследовал исторические аспекты проблемы, К. Мамбеталиев начал формировать проблематику теории традиционной ФК(7, 32-41). В государственную программу физического воспитания были включены средства народной ФК (10, 38-41). Прошли официальную регистрацию 12 федераций по видам этноспорта, включая новый вид единоборства «кулату».
Таким образом, традиционная ФК стала занимать существенное место в системе ФКиС. Однако организация тренировок и соревнований по видам этноспорта, а также другие аспекты традиционной ФК постоянно испытывали различного рода ограничения и сложности правового характера, причины которого заключались в отсутствии законодательных основ её функционирования. Данное противоречие определяла актуальность разработки законодательных основ традиционной ФК. В результате 21 апреля 2003 году ЖК КР был принят закон о НВС (4), разработка, которого была инициирована депутатом ЖК, президентом федерации «Кок бору» (конноспортивная командная игра известная в СССР, как «козлодрание») Б. Шерниязовым.
Анализ закона выполненный на основе специальных требований предъявляемых к разработке законодательных актов, предложенных В. Виноградовым (2, 4), показал, как достоинства, так и его недостатки закона.
Прежде всего сам факт принятия Закона о НВС следует рассматривать, как закономерную форму разрешения отмеченного выше противоречия. Закон определил правовые основы возрождения, сохранения и развития НВС, как исторического культурного наследия кыргызского народа.
Законом устанавливались основные принципы государственной политики (4, 1), непрерывность и преемственность духовного воспитания, основы общественного и государственного управления НВС, ресурсного обеспечения (4, 2), прав граждан и лиц на занятия НВС (4, 3). Все это способствовало поступательному развитию этноспорта. Федерации по НВС нашли собственную нишу в физкультурно-спортивной системе, ряд из них успешно интегрировались в международные спортивные организации. Стали систематически проводится соревнования по НВС, включая Спартакиаду КР по НВС. Отдельные виды этноспорта были включены в программу Спартакиады школьников КР и студенческой Универсиады.
Закон стал юридическим основанием для открытия Центра (Дирекция) развития НВС (9), что следует рассматривать как логический итог деятельности физкультурно -спортивной общественности страны. В открытии центра особая роль принадлежала депутату ЖК КР президенту международной федерации борьбы «Алыш» Ч. Султанбековой. Так же улучшились условия подготовки профессиональных кадров. Начали формироваться тенденции интеграции национальных федераций в международные спортивные организации. Были организованы международные федерации по «Кок бору», борьбе «Алыш» и «Тогуз корголу» (интеллектуальная комбинационная игра).
Принятие Закона определило включение в Календарный план Республиканских и Международных мероприятий соревнований по НВС. Они стали предметом концептуальных и программных документов в сфере ФКиС.
Таким образом, анализ показал реализацию таких требований предъявляемых к законодательным актам, как: содействие выработке государственной политики; содействие развитию личности, учет интересов и потребностей населения; требования масштабности и прогрессивности Закона.
Целесообразность принятия закона, определяется и тем, что он был принят за основу модельного закона о НВС Межпарламентской ассамблеей СНГ (8).
Наряду с достоинствами анализ закона выявил и ряд недостатков, которые связаны с частичной реализацией требований предъявляемых к разработке законодательных актов, а в отдельных случаях и их не полной реализацией.
Во-первых, частично реализовано требование масштабности, что наблюдается даже в названии закона. Вне законодательства остались народные игры, народные физические упражнения, состязания, забавы и зрелища, которых, по данным Х.Ф. Анаркулова насчитывается более трехсот наименований(1, 231). Очевидно, что название документа, как Закона о Традиционной ФК установила бы правовые основы для всех её форм и видов. Такая редакция закона имела бы и просветительское значение. Так, в 2005 году при обсуждении проекта Концепции ФКиС отдельными управленцами (В. Рахно) и педагогами-учеными (Р. Каюкова) высказывалось мнение, что введение понятия «традиционная (национальная) ФК" не обосновано(б), и можно ограничиться понятием НВС. В 2015 году при обсуждении вопросов традиционной ФК, абсолютный нигилизм продемонстрировал Т. Салманов, ставя под сомнение не только актуальность традиционной ФК, но и сводя все многообразие культурно -исторического двигательного наследия народа к вопросу о том «кому нужны эти альчики»(12). История вопроса показала глубокое заблуждение коллег. Об этом свидетельствует сама практика развития традиционной ФК. Она внедрена в учебный процесс физического воспитания школьников и студентов, виды этноспорта вышли на международную арену, а Всемирные игры кочевников продемонстрировали миру социальную сущность традиционной ФК в современных условиях, что подтверждается международным признанием. Резолюцией ООН Всемирные Игры кочевников отмечены за вклад в межрелигиозное согласие и международное сотрудничество (14, 16).
Завершая данную часть исследования, представляется уместным отметить, что кроме этноспорта, содержание традиционной ФК составляют народные игры, состязания,
зрелища, забавы и народные физические упражнения, которые никак не подходят под определение спорта. В связи с этим представляется уместным привести авторское определение традиционной ФК «Традиционная ФК это часть современной ФК средства, методы, правила и другие условия, которой имеют самобытность, что в свою очередь определено общественно-историческими условиями жизнедеятельности этноса" (7, 32).
Существенным недостатком Закона, являлось отсутствие общих механизмов его реализации, что формирует декларативность закона.
Отдельные пункты ст. 8 Закона (4, 4) можно толковать, как противоречие принципам гуманизма и демократии, и несоответствие требованию учета социально-экономических реалий и перспектив развития отрасли. Так законодательное определение обязательности проведения учебных занятий по НВС на первых двух курсах обучения в Вузах представляется не реальным. Из 12 НВС объективно в учебных занятиях можно осваивать лишь «ордо». Такие единоборства, как «куреш», «кулату» «алыш», интеллектуальную игру «тогуз коргол» возможно осваивать в форме факультативных занятий. Остальные семь видов являются конноспортивными и их не возможно включить в учебную программу. Кроме того, статья ограничивает освоение других видов учебной программы. Не реальность статьи также определяется ограниченными материально -техническими, методическими и кадровыми ресурсами.
Жестко регламентируемый подход в продвижении НВС, возможно определяется тем, что многие десятилетия их развитию не уделялось должного внимания. Однако это может усугубить декларативность закона, снизить заинтересованность занимающихся в освоение ценностей традиционной ФК.
Законодательное определение перечня НВС, на наш взгляд, также не обосновано. К примеру «кыз кумай» («догони девушку») и «упай» (игра с альчиками) имеют только признак состязательности, по другим требованиям: наличие системы подготовки спортсменов, профессиональных кадров, регламентированность официальными правилами соревнований, научно-методическое обеспечение они не имели оснований для определения их как видов спорта.
Реализация любого закона определяется поддержкой государства. В данном законе статьёй 12 определялось, что ... спортивные организации имеют право получать финансовую и государственную помощь, а республиканские органы государственного управления ФКиС ... могут оказывать финансовую поддержку спортсменам, занимающимся НВС... Из чего следует, что финансовая помощь может и не оказываться (4, 5). Более того привлечение дополнительных средств могло служить основанием для сокращения бюджетного финансирования. Данные положения потребовали внесения дополнений в Закон, что и имело место 18 мая 2011 г. Кроме того, многие статьи Закона о НВС дублировали статьи Закона КР О ФКиС (3).
В целом установленные недостатки следует рассматривать, как ошибки определенные отсутствием опыта законотворчества и широкого обсуждения законопроекта среди физкультурно-спортивной общественности, что, впрочем, было характерной практикой в условиях формирующейся демократии. Вместе с этим недостатки следует рассматривать, как направления оптимизации закона о НВС.
Таким образом, исследования позволяют заключить следующее.
Общественно-исторические условия начального этапа ПП Кыргызстана актуализировали развитие традиционной ФК. Опережающее развитие практики, формирования организационных и управленческих, программных и нормативных, научных и методических основ традиционной ФК при отсутствии правовых основ приводило различного рода ограничениям в их функционирования. В этих условиях потребность в разработке правовых основ традиционной ФК представляется закономерной.
Закон о НВС имел историческое значение для развития не только видов
этноспорта, но и в целом традиционной ФК, которые стали обязательными компонентами государственной отраслевой политики.
Целесообразность и своевременность принятия закона определяется тем, что он стал правовой основой для развития этноспорт, в особенности высших достижений, внедрения традиционной ФК в процесс физического воспитания подрастающего поколения, актуализировалась подготовка профессиональных кадров, а также его принятие Межпарламентской ассамблеей СНГ в качестве модельного закона о НВС. Закон о НВС в
определенной степени оказал влияние на развитие международного формата видов этноспорта, включая организацию Всемирных игр кочевников.
Не нереализованность или частичная реализация требований предъявляемых к разработке законодательных актов, стало основной причиной ряда недостатков закона, которые определялись отсутствием опыта законотворчества и не достаточным обсуждением проекта среди физкультурно-спортивной общественности. Вместе с этим установленные недостатки представляют собой потенциал дальнейшей оптимизации закона.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Анаркулов, Х. Кыргызские народные подвижные игры, физические упражнения и современность. Диссертация на соискание учен. степени доктора пед. Наук/ Х.Анаркулов - М.: - 1994. - 330 с.
2. Виноградов, А.М. Анализ закона Российской Федерации о физической культуре и спорте // Теория и практика физической культуры. 2000. No 2. С. 4 - 8.
3. Закон Кыргызской Республики О физической культуре и спорте. г. Бишкек. 21 января 2000 года. УК Президента Кыргызской Республики No 36. С. 15.
4. Закон Кыргызской Республики О национальных видах спорта. г. Бишкек. 21 апреля 2003 года No 84. С. 10.
5. Койчуев, Т. Управление социально-экономическим развитием. В кн. Экономика Кыргызской Республики. Учебник. Редактор Т. Кочуев. - Бишкек: КТУМ, 2003. - 358 с.
6. Концепция развития физической культуры Кыргызской Республики на период 2006 -2010 годы. Проект. Круглый стол. Бишкек. Октябрь 2005 г.
7. Мамбеталиев, К.У. Национальная физическая культура: формирование, современное состояние и перспективы развития. В кн. Очерки по теории физической культуры: курс лекций. Учеб. Пособие/ К.У. Мамбеталиев. - Бишкек. «Бишкектранзит». 2010. С. 32- 45.
8. Модельный закон О национальных видах спорта. Сост. Б. Рогатин, К. Пшенко, В. Разложко, В. Смирнов: сб. модельных законодательных актов МПА СНГ по физической культуре и спорту [ 1996-2009]. Москва 2010. МКСИ. С. 28 - 39.
9. "Об образовании Республиканского центра развития национальных видов спорта Кыргызской Республики при Государственном агентстве физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики". Постановление Правительства КР от 15 февраля 2012 года N 96.
10. Программа по физическому воспитанию учащихся средних общеобразовательных учебных заведений [школы, гимназии, лицеи]. Изд. 2-ое, дополненное. А.М.Мамытов, К.У.Мамбеталиев, А.А.Абдырахманов. - Бишкек. Тас, 2004. - 64 с.
11. Саралаев, М.К. Кыргыздын улуттук спортунун турлорунун азыркы кундогу проблемалары.// Материалы конференции «Современное состояние и перспективы развития национальной физической культуры»/ М.К. Саралаев.- Бишкек. 2005. 129134 с.
12. Традиционная физическая культура: формирование и современное состояние. Отчет Госзаказной НИР. Руководитель К. Мамбеталиев. - Бишкек. КГАФКиС. 210 с.
13. Чотонов, У. Кыргызстан по пути суверенитета. Историко-политический анализ/У.Чотонов. - Бишкек. - 2007. - 384 с.
14. Opec bulletin. Opec Members Countriec participate in Worid Nomad Games. 11.12.2016. Р. 16-17.
REFERENCES:
1. Anarkulov, H. Kyrgyz Folk Outdoors Games, Physical Exercises and Comporaneity. Synopsis of doctoral dissertation in pedagogy/ ^Anarkulov. - Moscow: - 1994. - 330 p.
2. Vinogradov, A.M. Analysis of the Russian Federation Law on Physical Culture and Sports // Theory and Practice of Physical Culture. 2000. № 2. - Р. 4 - 8.
3. The Law of Kyrgyzstan Republic on Physical Culture and Sports. - Bishkek, January 21, 2000. Decree of the President of the Kyrgyz Republic. №36. 15 р.
4. The Law of Kyrgyzstan Republic on National Sports. - Bishkek, April 21, 2003. - # 84. -10 р.
5. Koychuev, T. Management with Socio-Economic Development. In the book: Economy of Kyrgyzstan Republic. Manual. Under the editorship of T. Kochuev. - Bishkek: KTUM, 2003. - 358 р.
6. The Concept of Development of Physical Culture of Kyrgyzstan Republic for the Period of 2006-2010. Project. Round table. - Bishkek. October, 2005.
7. Mambetaliev, K.U. National Physical Culture: Formation, Current State and Perspectives of Development. Essays on the Theory of Physical Culture: a Course of Lectures. Manual./ K.U. Mambetaliev. - Bishkek. Bishkektranzit, - 2010. - P. 32-45.
8. Model Law on National Sports. Compiled by B. Rogatin, K. Pshenko, V. Razlozhko, V. Smirnov: collection of model legislative acts of the Interparliamentary Assembly of CIS on Physical Culture and Sport [1996-2009]. - Moscow, 2010. MKSI. - P. 28 - 39.
9. Decree of the Government of KR. "On the Formation of the Republican Center for the Development of National Sports of Kyrgyzstan Republic under the State Agency of Physical Culture and Sports under the Government of Kyrgyzstan Republic". February 15, 2012. № 96.
10. Curriculum the Physical Education of Schoolchildren of Secondary General Educational Institutions [schools, gymnasiums, lyceums]. The second edition. Under the editorship of A.M Mamytov, K.U.Mambetaliev, A.A. Abdyrakhmanov. - Bishkek: Tas, 2004. - 64 p.
11. Saralaev, M.K. The Problems of Kyrgyz National Kinds of Sports. Materials of the Conference "The Current State and Perspectives of the Development of National Physical Culture"/ Saralaev, M.K. - Bishkek, 2005. - Р. 129-134.
12. Traditional Physical Culture: Formation and Current State. Report on State Order Research. The Head of the Project: K. Mambetaliev. Bishkek. Kyrgyz State Archive on Physical Culture and Sports. - 210 p.
13. Chotonov, U. Kyrgyzstan on the Way of Sovereignty. Historical and Political Analysis/ U.Chotonov. - Bishkek, 2007. - 384 p.
14. OPEC Bulletin. OPEC Members Countries Participate in World Nomad Games. 11/12/2016. - Р. 16-17.
Цонуни Цумхурии Циргизистон оид ба навъ^ои варзиши милли: щамияти таърихи ва дурнамои бе^созй
Вожа^ои калиди: цонун, навщои варзиши милли, шароити ицтимои ва таърихи, ауамияти
таърихи, камбудщо, дурнамои беусози Мацола ба баррасии шароити ицтимои ва таърихии маруилаи ибтидоии давраи гузариш, ки ба рушди анъанавии тарбияи цисмони ва варзиши мардуми мусоидат менамояд, ихтисос ёфтааст. Дар ин маврид пешрафти афзалиятнок ва ташаккули ташкилию идоракуни, асосуои барномауои меъёри ва асосуои илмии анъанавии равишшинохтии тарбияи цисмони дигар маудудиятуои созмондщи ва ууцуциро фароуам оварданд. Нишон дода мешавад, ки чунин зиддият, моуиятан ба тауияи Цонун оид ба навъуои варзиши милли мусоидат намуданд, ки барои рушди тарбияи цисмони ва шаклуои анъанавии варзиши мардуми ауамияти таърихи дорад. Таъкид мегардад, ки ин цонун аз цониби Ассамблеяи байнипарлумонии ИДМ уамчун модели цонун оид ба варзишии милли цабул карда шуд, ки барои ташаккули муассисауои варзиши мардумии байналмилали, инчунин ташкили Бозиуои умумицауонии халцуои кучи мусоидат намуд. Тазаккур меравад, ки камбудиуое, ки дар цонун муцаррар шудаанд, ба сабаби набудани тацрибаи амалии тауияи чунин цонунгузори ва дар мууокимаи васеи цомеаи варзишгарон царор нагирифтани лоиуаи он, бе татбици пурраи талаботи барои асноди цонунгузори тавсияшуда, ки барои он замон анъанави буд, ба миён омадаанд, ки ин камбудиуо бояд барои пешшароитуои билцувва барои беуинасозии цонун мавриди таваццуу царор гиранд.
Закон Кыргызской республики о Национальных видах спорта: историческое значение и перспективы оптимизации
Ключевые слова: закон, национальные виды спорта, общественно-исторические условия, историческое значение, недостатки, перспективы оптимизации.
Статья посвящена исследованию общественно-исторических условий начального этапа переходного периода, которые актуализировали развитие традиционной физической культуры и этноспорта. При этом опережающее развитие практики и сформированность организационных и управленческих, программно-нормативных и научно-методических основ
традиционной ФК породили организационные и иные ограничения правового характера. Показано, что данное противоречие закономерно привело к разработке Закона о Национальных видах спорта, который имел историческое значение для развития традиционной физической культуры и видов этноспорта. Отмечается, что данный закон был принят Межпарламентской ассамблеей СНГ в качестве модельного закона национальных видов спорта, законодательство также стимулировало формирование международных институтов этноспорта, а также организацию Всемирных игр кочевников. Указывается, что установленные недостатки закона обусловлены отсутствием законотворческого опыта и широкого обсуждения проекта закона среди физкультурно-спортивной практики, не полной реализацией требований рекомендуемых для разработки законодательных документов, что было традиционным для того времени и данные недостатки следует рассматривать, как потенциальные предпосылки оптимизации закона.
The Law of the Kyrgyz Republic on National Sports: Historical Significance
and Prospects for Optimization
Key words: law, national sports, socio-historical conditions, historical significance, shortcomings, prospects for optimization. The article is devoted to the study of social and historical conditions of the initial stage of the transitional period which actualized the development of traditional physical culture and ethnosports. Moreover, the outstripping development of practice and the formation of the organizational and managerial, program-normative and scientific-methodological foundations of PhC for organizational and other legal limitations. It is shown that this situation contradicts to normal rules having resulted in the elaboration of the Law on National Sports. The adoption of the law was of historical importance for the development of traditional physical culture and types of ethnosport. It was also adopted by CIS Interparliamentary Assembly as a model law engendered national sports. Legislation also stimulated the formation of international ethnosports institutes, as well as the organization of the World Nomadic Games. The identified shortcomings of the law are precondition by the lack of legislative experience and extensive discussion of the draft law among sports practices and incomplete implementation of the requirements for a development of legislative documents, which was traditional for that time. These shortcomings should be considered as potential prerequisites of law optimization. Маълумот дар бораи муаллиф:
Мамбеталиев Цанот Уркашевич, номзади илмуои педагогика, профессори кафедраи назария ва методикаи тарбияи цисмони ва варзиши Академияи тарбияи цисмони ва варзиши Циргизистон (Цумуурии Циргизистон, ш.Бишкек), E-mail:[email protected] Сведения об авторе:
Мамбеталиев Канат Уркашевич кандидат педагогических наук, профессор кафедры Теории и методики физической культуры и спорта Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта (Республика Кыргызстан, г.Бишкек), E-mail:sje. kg. 2009@mail. ru Information about the author:
Mambetaliev Kanat Urkashevich, сandidate of рedagogical sciences, Professor of the Department of Theory and Methods of Training Physical Cultures and Sport under the Kyrgyz State Academy of Physical Culture and Sports. (Kyrgyzstan, Bishkek) Е-mail. sje. kg.2009@mail. ru