Научная статья на тему 'Уникальность Всемирных Игр кочевников'

Уникальность Всемирных Игр кочевников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
610
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВСЕМИРНЫЕ ИГРЫ КОЧЕВНИКОВ / УНИКАЛЬНОСТЬ ИГР / МИССИЯ / ПРИНЦИП ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОСТИ / ЕДИНСТВО ЭТНОСПОРТИВНОЙ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПРОГРАММ / РАСШИРЕННАЯ ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / WORLD NOMAD GAMES / UNIQUENESS OF GAMES / MISSION / INTERNATIONAL APPROACH / INTEGRITY OF ETHNO-SPORT AND ETHNO-CULTURAL PROGRAMS / EXTENDED ETHNO-CULTURAL PROGRAM / HISTORICAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамбеталиев Канат Уркашевич

В статье впервые установлена уникальность Всемирных игр кочевников, которая заключается в миссии Игр, принципе интернациональности формирования этноспортивной программы, в единстве этноспортивной и этнокультурной программ, а также организации мероприятий этнокультурной программы перед началом и после завершения Игр. Результаты исследования могут рекомендоваться организаторам других этноспортивных игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIQUENESS OF WORLD NOMAD GAMES

The article for the first time identifies the uniqueness of World Nomad Games which involves the Games mission, the international approach to forming ethno-sport program, the integrity of ethno-sport and ethno-cultural program and the numerous ethno-cultural events before and after the Games. The research findings can be useful for organizers of other kinds of ethno-Games.

Текст научной работы на тему «Уникальность Всемирных Игр кочевников»

Мамбеталиев Канат Уркашевич УНИКАЛЬНОСТЬ ВСЕМИРНЫХ ИГР КОЧЕВНИКОВ

В статье впервые установлена уникальность Всемирных игр кочевников, которая заключается в миссии Игр, принципе интернациональности формирования этноспортивной программы, в единстве этноспортивной и этнокультурной программ, а также организации мероприятий этнокультурной программы перед началом и после завершения Игр. Результаты исследования могут рекомендоваться организаторам других этноспортивных игр. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/12-2/31 .html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 2. C. 127-129. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/12-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

таких героев и спектаклей с их участием, что продемонстрировали, в частности, некоторые рецензии на спектакль Любимова «Антигона». В этих статьях либо участие в спектакле фрагментов из «Песни песней» вовсе не упомянуто, будто критик их не заметил [2, с. 12-13], либо, отмечая само существование этих вокальных реплик, автор отклика на спектакль не готов связать их с героиней, как ее играет актриса [4, с. 9]. И в том и в другом случае оказалось незамеченным различие ценностей героев спектакля и героев пьесы. Что сказалось и на прочтении спектакля в целом, мало соответствующем тому, что в действительности происходило на сцене.

Список источников

1. Варпаховский Л. В. О театральности музыки и о музыкальности театра // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда: сборник статей / ред. Л. Д. Вендеровская, А. В. Февральский. М.: ВТО, 1978. С. 301-345.

2. Гаевский В. Без солнца // Театрал - Новые известия. 2006. № 6. С. 12-13.

3. Гвоздев А. А. Ревизия «Ревизора» // «Ревизор» в театре имени Вс. Мейерхольда: сборник статей / издание подготовлено Е. А. Кухтой и Н. В. Песочинским, отв. ред. Н. А. Таршис. Переиздание 1927 года. СПб.: РИИИ, 2002. С. 20-43.

4. Гордеева А. Темнота впереди // Время новостей. 2006. 24 апреля.

5. Каплан Э. И. Режиссер и музыка // Встречи с Мейерхольдом: сборник воспоминаний / ред. кол. М. А. Валентейн, П. А. Марков, Б. И. Ростоцкий, А. В. Февральский, Н. Н. Чушкин; ред.-сост. Л. Д. Вендровская. М.: ВТО, 1967. С. 332-351.

6. Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1979. 528 с.

7. Мальцева О. Н. Любимов. Таганка. Век XXI. СПб., 2004. Ч. 1. 111 с.

8. Мальцева О. Н. Поэтический театр Юрия Любимова. СПб.: РИИИ, 1999. 272 с.

HERO IMAGE FORMATION, SIMILAR TO MUSICAL THEME DEVELOPMENT, IN YURI LYUBIMOV'S PERFORMANCES

Mal'tseva Ol'ga Nikolaevna, Doctor in Art Criticism, Associate Professor Russian Institute of Art History, Saint-Petersburg onmalt@gmail. com

The article analyzes the structure of hero images in Yuri Lyubimov's performances which are co-created by several actors. The author shows that this scenario of hero image formation is based on comparison of individual images-motives developing simultaneously during the performance. So on the whole hero image formation occurs similar to musical theme development, in the process of comparing these motives. For adequate interpretation of such images, though they are less frequent, the author considers it reasonable for art students to analyze them.

Key words and phrases: Yuri Lyubimov; dramatic hero image; structure of dramatic hero image; similarity of dramatic hero image formation and musical development; composition of dramatic performance; composition relations of dramatic performance; analogy between action of dramatic performance and musical development.

УДК 93/94.930

Исторические науки и археология

В статье впервые установлена уникальность Всемирных игр кочевников, которая заключается в миссии Игр, принципе интернациональности формирования этноспортивной программы, в единстве этноспор-тивной и этнокультурной программ, а также организации мероприятий этнокультурной программы перед началом и после завершения Игр. Результаты исследования могут рекомендоваться организаторам других этноспортивных игр.

Ключевые слова и фразы: Всемирные игры кочевников; уникальность Игр; миссия; принцип интернациональности; единство этноспортивной и этнокультурной программ; расширенная этнокультурная программа; исторический опыт.

Мамбеталиев Канат Уркашевич, к. пед. н., профессор

Кыргызская государственная академия физической культуры и спорта, г. Бишкек кanat-olympic@mail. т

УНИКАЛЬНОСТЬ ВСЕМИРНЫХ ИГР КОЧЕВНИКОВ

Всемирные игры кочевников (ВИК), проведенные в 2014 и 2016 годах в Кыргызстане, становятся не только традиционными, но и, вызвав международный резонанс, получают все большую популярность и признание международных институтов [12; 13].

Изучение состояния вопроса позволило выявить интересный факт. Организаторы этноспортивных Игр определяют свою уникальность вкладом, который они вносят в этнокультурное многообразие мира, в возрождение и сохранение этнокультуры конкретного этноса или группы этносов [2-5; 9, с. 26; 10].

Безусловно, с этим трудно не согласиться, более того, это заслуживает одобрения и высокой оценки. Вместе с этим можно полагать, что этноспортивным Играм наряду с общими признаками присущи и неповторимость,

128

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

особенность или особенности. Их совокупность, составляя уникальность этноспортивных Игр, представляет особый научно-исследовательский интерес, ибо познание уникальности Игр позволит распространить полученный исторический опыт для повышения эффективности мер и мероприятий, направленных на сохранение этнокультурного наследия человечества.

Научная новизна работы определяется полученными новыми знаниями об уникальности Игр, о закономерностях их формирования и реализации в процессе их организации.

Практическая значимость исследований заключается в дополнении учебно-научных дисциплин «История физической культуры и спорта» (ФКиС) и «Теория и организация традиционной физической культуры» материалами по традиционной ФК и этноспорту. Таким образом, результаты исследования могут использоваться в процессе подготовки специалистов ФКиС, а также способствовать определению дальнейших направлений развития Игр и распространению исторического опыта при организации других этноспортивных Игр.

Таким образом, цель исследования заключалась в определении уникальности ВИК, что предполагало решение следующих задач:

• анализ миссии и организационных основ ВИК;

• анализ содержания программ ВИК.

В работе использованы методы теоретико-эмпирического научно-познавательного уровня: анализ литературных источников; исторический сравнительный анализ; историко-логический подход.

Анализ миссии ВИК и аналогичных этноспортивных Игр показал, что уникальность Игр изначально определялась её миссией - содействие сохранению этнокультуры народов мира через возрождение, сохранение и развитие видов этноспорта народов мира.

Таким образом, миссия ВИК, несмотря на свое название, не ограничивалась видами этноспорта киргизов или кочевых народов. В то время как миссии других этноспортивных игр современности ограничиваются национально-страновыми или региональными видами этноспорта и двигательной культуры. К ним относятся Национальный праздник Наадам в Монголии [10], Ёрдынские игры в России [3], Фестиваль турецких национальных видов спортивной борьбы [14, с. 42], Игры коренных народов Америки [4], Южной Америки [2], Северной Америки [5] и др.

Определение уникальности миссии ВИК ни в коем случае не умаляет достоинств других этноспортивных Игр. Более того, на взгляд автора, миссия этих Игр заслуживает высокой оценки. Например, благодаря играм Наадам вот уже на протяжении восьми столетий в исконно-историческом виде сохраняются и передаются новым поколениям народные игры и виды этносостязаний как культурно-историческое наследие империи Чингисхана.

Миссия ВИК нашла отражение в этноспортивной программе ВИК. Двадцать три вида этноспорта были представлены девятью государствами: Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Монголией, Россией, Узбекистаном, Туркменистаном и Турцией.

Кроме того, в соревнованиях по стрельбе из лука участникам разрешалось использовать традиционный лук, чем воспользовались представители Венгрии, Китая, Монголии и др. стран. Всего же в этноспортивной программе ВИК приняли участие 1000 спортсменов из 62 стран [7, с. 23].

Итак, первая черта уникальности определялась миссией и её отражением в содержании этноспортивной программы, которую предлагается назвать принципом интернациональности.

Единство этноспортивной и этнокультурной программ - следующая черта, определяющая уникальность Игр. Идея, предложенная одним из инициаторов Игр А. Акибаевым [1, с. 10], созвучна историческим сведениям о народных традициях занятий физическими упражнениями во время праздников и гуляний, а также принципу всесторонности современных систем физического воспитания, исторически обоснованному Ф. П. Лесгафтом [11] и берущему начало в античных системах физического воспитания [6, с. 42; 8, с. 37].

Принцип единства этноспортивной и этнокультурной программ имел двойственное отражение в философии и организации Игр.

Во-первых, спортивная программа предполагала широкое внедрение традиционных ритуалов перед соревнованиями, элементов этностиля в спортивной форме одежды, спортивном инвентаре и оборудовании, награждении победителей и т.д., что в определенной степени характерно и для других этноспортивных Игр.

Во-вторых, организация этнокультурной программы Игр не ограничивалась церемониями торжественного открытия и закрытия, а имела такие компоненты, как культурно-этнографическая программа «Вселенная номада», программы "Nomad Fest", а также мероприятия, проведенные до и после ВИК.

Программа «Вселенная номада» - ренессанс историко-культурного симбиоза кочевой и мировой этнокуль-туры, представляла гармоничное единство конноспортивных представлений, народных танцев и песен, са-кральности эпоса «Манас» и мудрости царя Соломона, реализована в живописном урочище Кырчын в этнографическом городке из тысячи юрт кочевников, дополнявшихся вигвамами индейцев и шатрами бедуинов.

В конкурсе акынов-импровизаторов, этнохита, этнотанцев центральное место занимал киргизский вариант традиционной охоты кочевников «Салбуурун» - троеборства, состоящего из охоты с гончими собаками, ловчими птицами и верховой стрельбы из традиционного лука.

Туристам и зрителям представлялась возможность принять участие в простейших народных подвижных играх, что позволяло усилить визуально-эмоциональное восприятие Игр, так сказать, соприкоснуться с удивительным миром древней культуры.

Программа "Nomad Fest" была представлена ежевечерними концертами в номинациях «этнохит», «этно-танцы», выставками-продажами этноприкладного творчества.

Третьей чертой, определяющей уникальность Игр, являются мероприятия этнокультурной программы, которые проводились до начала и после завершения Игр. Эти мероприятия были направлены на формирование у граждан страны чувства соучастия в Играх и осознания их социокультурного значения. Кроме того, мероприятия использовались для привлечения инвесторов и партнеров Игр.

Всего было организовано более 40 мероприятий местного, республиканского и международного уровней. В их числе Start Up (старт ап) ВИК 2016, в нем приняли участие вице-премьер-министр Правительства Кыргызской Республики Дж. Оторбаев, представители посольства Турции, Китая, ЮНЕСКО и других международных организаций.

Открытие часов обратного хода ВИК, тематический конкурс рисунков среди школьников, встречи с молодежью по итогам Игр и другие мероприятия отличались массовостью и широко освещались в СМИ. Таким образом, результаты исследования позволяют заключить следующее.

1. Уникальность ВИК, в первую очередь, заключается в миссии Игр, которая не ограничивается нацио-нально-страновыми границами, содействует сохранению этнокультурного наследия народов мира через организацию комплексных соревнований по видам этноспорта.

2. Интернациональный принцип формирования этноспортивной программы, отличающий ВИК от других этноспортивных Игр, которые ограничиваются национально-страновыми или региональными видами этноспор-та, - еще одна уникальная черта Игр. Данный принцип обеспечил участие в Играх спортсменов из 62 стран мира, соревновавшихся в 23 видах эноспорта, представленных 10 государствами.

3. Уникальность Игр определялась и принципом единства этноспортивной и этнокультурной программ. При этом последняя не ограничивалась традиционно торжественными церемониями открытия и закрытия Игр, а включала относительно самостоятельные этнокультурные программы. Центральное место в них занимала программа «Вселенная номада», организованная в специально возведенном этнографическом городке в национальном парке в урочище Кырчын.

4. Включение в этнокультурную программу ВИК мероприятий, которые проводились до начала и после завершения Игр, также формировало их уникальность. Данные мероприятия были направлены на социализацию граждан и осознание социокультурного значения Игр.

Успешность и высокая оценка, данная ВИК международной общественностью, позволяет рекомендовать уникальный опыт, полученный при их проведении, для организаторов других этноспортивных Игр.

Список источников

1. Акибаев А. Развитие национальных видов спорта в формате Всемирных игр кочевников // Состояние и перспективы развития национальных видов спорта: мат-лы Респ. науч. конференции. Бишкек, 2010. С. 9-11.

2. XII Игры коренных народов Южной Америки [Электронный ресурс]. URL: https://ekabu.ru/atw/76531-XII-igry-korennyh-narodov-yuzhnoy-ameriki.html (дата обращения: 06.09.2017).

3. Ёрдынские игры 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.erdy.ru/ (дата обращения: 05.09.2017).

4. Игры коренных народов Америки: дождь льет на парад [Электронный ресурс]. URL: http://www.russianweek. ca/news/sport/dozhd-ljet-na-parad (дата обращения: 12.09.2017).

5. Игры коренных народов Северной Америки состоятся в Торонто [Электронный ресурс]. URL: http://www.russianweek. ca/news/sport/igry-korennyh-narodov-severnoj-ameriki/ (дата обращения: 05.09.2017).

6. История физической культуры и спорта: учебник / под общ. ред. В. В. Столбова. М.: ФиС, 1999. 423 с.

7. Итоги II Всемирных игр кочевников: отчет Секретариата ВИК. Бишкек, 2016. 46 с.

8. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / пер. с венг. Н. Н. Абоимова; под ред. В. В. Столбова. М.: Радуга, 1982. 399 с.

9. Мамбеталиев К. У. Национальная физическая культура: формирование, современное состояние и перспективы развития // Мамбеталиев К. У. Очерки по теории физической культуры. Бишкек: Нурас, 2010. С. 21-29.

10. Монголия, национальный праздник Наадам [Электронный ресурс]. URL: http://travelinca.ru/mongolia-naadam/ (дата обращения: 06.09.2017).

11. П. Ф. Лесгафт и физическое воспитание в России [Электронный ресурс]. URL: http://journal-shkolniku.ru/lesgaft.html (дата обращения: 12.09.2017).

12. Путин об Играх кочевников - не ожидал, что будет так интересно [Электронный ресурс]. URL: https://ru.sputnik. kg/video/20160916/1029236490.html (дата обращения: 07.09.2017).

13. OPEC Member Countries participate in World Nomad Games [Электронный ресурс]. URL: http://www.opec.org/ opec_web/static_files_project/media/downloads/publications/OB11_12°/o202016.pdf (дата обращения: 22.11.2017).

14. Turkmen Mehmet, Demirhan Bilal, Gebi Mehmet, Turkmen Leila. Gogebe turk toplumlarinda kultur ve sport // Цивилизация кочевников: эпические произведения и национальные виды спорта: сб. ст.: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (п. Булан-Соготу, Кыргызская Республика, 6-9 сентября 2014 г.). Чолпон-Ата: Нур Ас, 2014. С. 40-48.

UNIQUENESS OF WORLD NOMAD GAMES

Mambetaliev Kanat Urkashevich, Ph. D. in Pedagogy, Professor Kyrgyz State Academy of Physical Culture and Sport, Bishkek кanat-olympic@mail. ru

The article for the first time identifies the uniqueness of World Nomad Games which involves the Games mission, the international approach to forming ethno-sport program, the integrity of ethno-sport and ethno-cultural program and the numerous ethno-cultural events before and after the Games. The research findings can be useful for organizers of other kinds of ethno-Games.

Key words and phrases: World Nomad Games; uniqueness of Games; mission; international approach; integrity of ethno-sport and ethno-cultural programs; extended ethno-cultural program; historical experience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.