УДК 93/94. 930 К.У. МАМБЕТАЛИЕВ
ББК 74,1
ЕДИНСТВО ЭТНОСПОРТИВНОЙ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПРОГРАММ ВСЕМИРНЫХ ИГР КОЧЕВНИКОВ: ИСТОРИЧЕСКОЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Всемирные игры кочевников (ВИК), последовательно проведенные в 2014 и 2016 годах в г. Чолпон-Ата, занимают особое место в истории современного Кыргызстана. Такое утверждение основано на международном резонансе, историческом и социокультурном значении Игр.
Вместе с этим имеет место различное восприятие Игр, в том числе и скептическое, ставящее под сомнение социокультурное значение ВИК, формирующее негативное восприятие Игр как неоправданно затратного мероприятия «фестивального» характера, модернизированного тоя, сабантуя общенационального масштаба, в связи с чем в защиту Игр пришлось выступать даже отдельным депутатам Жогорку Кенеша страны(3).
Социокультурное значение ВИК, в первую очередь, определяется тем, что этноспортивная программа придала новый импульс развитию видов этноспорта в современных условиях. Дело в том, что функционирование этноспорта только в национально-страновых условиях, пройдя этап развития, не имея мотивированности для дальнейшего роста, непременно переходит в инерционное состояние(15, 48). Игры предоставляют возможность демонстрации спортивного мастерства на международном уровне в условиях высокой конкуренции. В двадцати трех видах этноспорта соревновались тысяча спортсменов, которые представляли 62 страны.
Виды этноспорта были представлены Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном и Турцией. Если на первых Играх (2014) зарубежными странами были представлены национальные виды борьбы, то уже на вторых Играх отмечалась тенденция расширения программы за счет других видов спорта. Турецким конноспортивным командным единоборством «Джирит», основу которего составляет поражение соперника копьем, и игрой интеллектуалов «Манкала». Россия представила масс-рестлинг поразивший своей динамичностью и зрелищностью. Кроме того, в соревнованиях лучников разрешалось использовать традиционный лук и стрелы.
Особое значение в возрождении и сохранении этнокультурного наследия имели виды этноспорта, которые отличались выраженным исконно историческим содержанием. К ним прежде всего относится фестиваль традиционной охоты кочевников «Салбуурун», представляющее троеборство из соколиной охоты, забегов гончих собак и стрельбы из лука верхом на коне.
На одной из первых презентаций проекта ВИК перед научно-спортивной общественностью Кыргызстана в 2009 году, один из инициаторов Игр А. Акибаев предложил содержание Игр представить в единстве спорта и культуры (1, 10), что в последующем нашло отражение в принципе единства этноспортивной и этнокультурной программ.
Данная идея созвучна философии античных ОИ о единстве физического и духовного совершенства человека, что находило отражение в учении калагатия Пифагора, являвшегося, как гениальным математиком и, что известно в меньшей степени, победителем античных олимпийских игр (ОИ) (2, 149). История ОИ показывает, что на Играх состязались поэты и ораторы, которых чествовали также, как и олимпиоников.
Основоположник современных ОИ Пьер Кубертен приложил не мало усилий для возрождения данной исторической традиции в ОИ современности (10). Им на IV Олимпийском конгрессе в Париже 23-25 мая 1906 года было предложено включить в ОИ конкурсы искусства и литературы. И начиная с V летних Олимпийских игр 1912 года (Стокгольм) включительно до Лондонской олимпиады 1948 года на ОИ проводились конкурсы художников. Свою олимпийскую историю конкурсы завершили в 1952 году, когда организаторы Хельсинской олимпиады заменили их выставкой.
Безусловно нам известно, что элементы культурной программы имеет место в программах ОИ, Универсиад, Азиатских Игр, а также в программах этноспортивных Игр: Игры Наадам в Монголии (9), Ёрдынские Игр в России (4), фестиваль традиционных видов борьбы Турции (17, 41), Игры коренных народов Северной, Южной Америки и Америки (7, 8, 14). Однако культурная программа этих соревнований традиционно ограничивается церемониями торжественного открытия и закрытия.
Этнокультурная программа ВИК не ограничивалась церемониями открытия и закрытия, и была пролонгирована этнокультурными фестивалями «Вселенная номада» и «Nomad Fest».
Содержание фестивалей представляло собой симбиоз кочевой и мировой культуры, гармоничное единство конноспортивных представлений, этнотанцев, этнохитов и других номинаций. Этногородок «Кыргыз айылы» разбитый в живописном ущелье Кырчын дополняли вигвамы индейцев и шатры бедуинов.
Безусловно в культурной программе отмечалось преобладание форм и видов этнокультуры кыргызского этноса, однако это определялось организационными и финансовыми причинами. Но, и в этих условиях удалось представить этнокультурное многообразие народов, и вместе с этим создать образ кочевника, который принципиально отличается от образа представленного в рамках теорий цивилизаций. Вполне уместно привести тезисы из научного доклада автора на научном конгрессе организованного в рамках ВИК. ... Кто же такой кочевник? Он воин и скотовод, охотник и ремесленник... универсал удивительным образом сочетающий в себе патриархальный тип управления и демократию. Он и консерватор, и новатор, прожжённый прагматик и неповторимый романтик... Образ кочевника это мудрость вечно снежных вершин гор, это свет неба, чистота горного родника и свежесть утренней росы. Это взгляд с прищуром готового к прыжку барса. Взгляд, брошенный за линию горизонта. Образ кочевника это... жизнестойкость над которым не властны ни время, ни расстояние... Кочевник кто твой Бог, и что есть твоя религия? Я - язычник, тенгрианец, иудей, добропорядочный христианин и правоверный мусульманин ... Я тот, кто живет в гармонии с природой, солнцем и небом... в гармонии с самим собой (12, 4).
Таким образом, ВИК, как самый масштабный проект суверенного Кыргызстана способствовал повышению имиджа страны, единению народа, ориентированию молодежи на позитивное мировосприятие, формирование веры в способность решать глобальные проблемы. Игры придали новый импульс развитию зарождающегося волонтерского движения. Важное место в культурной программе занимали мероприятия организованные до и после Игр, которые был направлены на продвижение Игр в обществе, к формированию чувства соучастия населения в мероприятии общенационального масштаба.
Достоянием истории стала речь на торжественной церемонии открытия II ВИК Президента Кыргызской Республики А. Атамбаева, в которой он отметил, что основная идея Игр, заключается в сближении народов и культур (6. 3). Итоги Игр, показали, достижение этих устремлений. Более того, как показывает география Игр можно вести речь о сохранении и возрождении исторического этнокультурного наследия не только кочевых, но и других народов мира. Игры содействовали формированию положительного имиджа страны, сформировали у мирового сообщества новый взгляд на страну. Они по достоинству получили высокую оценку ООН и международного сообщества за укрепление межрелигиозного сотрудничества и дружбы между народами (16 16).
В формировании социокультурного значения и международного признания ВИК особое место занимали улучшение экономической и спортивной инфраструктуры в процессе подготовки к ВИК. Это строительство дороги в Иссык-Кульской области, введение в эксплуатацию аэропорта Тамчи, конноспортивного ипподрома не имеющего аналогов в Центральной Азии, и спортивного комплекса «Газпром» в г. Чолпон-Ата, обеспечение водоснабжением горного урочища Кырчын.
Следует отметить эффективный рекламный маркетинг. Игры освещали 650 СМИ из более чем 50 стран мира, с возможностью трансляции на аудиторию 800 млн человек. (6, 10, 12).
Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Историческое и социокультурное значение ВИК изначально определялось Выработанные еще при формировании и теоретическом обосновании ВИК (2007-2009 гг.) основное положение о восприятии этноспорта, как неотъемлемой части этнокультурного наследия, и принцип единства этноспортивной и этнокультурной программ, стали ведущими факторами формирования исторического и социокультурного значения Игр.
2. Включение в программу ВИК видов этноспорта стран-участников Игр, разрешение использовать традиционный спортивный инвентарь и оборудование и широкое использование элементов этнокультуры в спортивной атрибутике, форме одежды, ритуалах правилах соревнований способствовало этно многообразию спортивной программы, содействуя их сохранению и развитию в современных условиях. Данный подход обеспечивал высокую мотивацию участников соревнований, соответствие ВИК заявленному международному статусу и его международному признанию.
3. Реализации принципа единства этноспортивной и этнокультурной программ, которая характеризовалась тем, что последняя не ограничивалось традиционными церемониями торжественного открытия и закрытия соревнований, и включала культурные фестивали. Тем самым этнокультурная
программа представляла собой «площадку» для демонстрации этнокультурного наследия стран-участниц Игр. Содержание фестивалей составляли виды искусства и культуры кочевых и других народов, и конфессий. Это способствовало формированию межрелигиозного сотрудничества и согласия между народами, что было отмечено и соответствующей резолюцией ООН.
4. Этнокультурные мероприятия организованные до и после Игр в единстве с маркетинговой компанией, введением масштабных мероприятий по формированию общей и спортивной инфраструктуры обеспечили восприятие обществом ВИК не только, как мероприятия общенационального значения, но и непосредственного соучастия в них, единения народа.
5. Историческое и социокультурное значение Игр, определяется и тем, что начало формироваться научное сообщество ученых, имеющих в рамках ВИК собственную площадку и научную проблематику, которую составляют этноспортивное движение, этнокультурное наследие и вопросы кочевой цивилизации.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Акибаев, А. Развитие национальных видов спорта в формате Всемирных игр кочевников. «Состояние и перспективы развития национальных видов спорта»/А.Акибаев // Матер. респ. науч. Конференции. - Бишкек, - 2010, С. 9-11.
2. Бенджамин, Лоу. Красота спорта. The Beauty of Sport/Л.Бенджамин - М.: Радуга, 1984. 256 с.
3. Депутату не понравилась критика игр кочевников. [Электронный ресурс] http://www.vb.kg/doc/285537. (дата обращение: 06.10.2017).
4. Ёрдынские игры [Электронный ресурс] https://www.irk.kp.ru/daily/. (дата обращения: 10.10.2017).
5. История физической культуры и спорта. Учебник. Издательство "Советский Спорт". Мельникова Н.Ю., Трескин А.В., 2013. - 392 с.
6. Итоги Всемирных игр кочевников. - Б.: Секретариат ВИК, октябрь 2016, 13.с. Игры кореных народов Америки [Электронный ресурс] http://www.russianweek.ca/news/sport/igry-korennyh-narodov-severnoj-атепЫ/.(дата обращения: 14.10.2017).
7. Игры коренных народов Южной Америки [Электронный ресурс] https://ekabu.ru/atw/76531-Xn-igry-korennyh-narodov-yuzhnoy-ameriki.html. (дата обращения: 14.10.2017). (дата обращения: 14.10.2017).
8. Игры Наадам [Электронный ресурс] http://travelinca.ru/mongolia-naadam/. (дата обращения: 14.10.2017).
9. Конкурсы искусств на Олимпийских играх [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/. (дата обращения: 15.10.2017).
10. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта /Л.Кун. Перевод с венгерского Абоимова Н.Н. Под общ. ред. Столбова, В.В. - М.: Радуга, 1982. - 399 с.
11. Мамбеталиев, К.У «Да будут благословенны мудрые предки...». http://avesta.tj/2016/04/18/vsemirnye-igry-kochevnikov-v-strane-nebesnyh-gor// Вечерний Бишкек. - 2016. - 11 марта.
12. Северо-Американские Игры Коренных Народов [Электронный ресурс] http://www.russianweek.ca/news/sport/igry-korennyh-narodov-severnoj-ameriki/ (дата обращения: 14.10.2017).
13. Тойнби, А. Постижение истории. 663 с. https://royallib.com/book/toynbi_arnold/postigenie_istorii.html [Электронный ресурс] (дата обращения: 11.10.2017).
14. Mambetaliev, K. U. Geleneksel gureslerin yapilmasinin uluslararasi formati. Iind International Symposium on Traditional and Olympic Wrestling. September 14-15, 2012 Kahramanmaras/ K.U.Mambetaliev. - Turkiye. P. 48-49.
15. Opec bulletin.Opec Members Countriec participate in Worid Nomad Games.11.12.2016. p.
16. Turkmen, Mehmet, Demirhan Bilal, Gebi Mehmet, Turkmen Leila / Gogebe turk toplumlarinda kultur ve spor. Ondokuz Mayis Universitetey/ Samsun/Turkey// Цивилизация кочевников: эпические произведения и национальные виды спорта. Матер. Междун. науч. практической конференции. п. Булан-Соготу, 6-9 сентября 2014 г. Кыргызская Республика. С. 40-48.
REFERENCES:
1. Akibaev, A. Development of National Kinds of Sports in the Format of the World Nomads' Games. "The State
and Prospects for National Sports Development " // Materials of the republican in scientific conference/ A.Akibaev- Bishkek, - 2010, - P. 9-11.
2. Benjamin, Lowe. The Beauty of Sport/L. Benjamin. - M.: Rainbow, 1984. - 256 pp.
3.The Deputy Did not Like the Criticism of the Games. [Electronic resource] http://www.vb.kg/doc/285537. (date of request: 06.10.2017).
4. Yordyn Games [Electronic resource] https://www.irk.kp.ru/daily/. (Date of request: 10.10.2017).
5. History of Physical Culture and Sports. Manual. Publishing-house "Soviet Sport". Melnikova N.Yu., Treskin A.V. 2013. - 392 pp.
6. Results of the World Games of Nomads. - B.: VIC Secretariat, - October, 2016. - 13 p. Games of Native Peoples of America [Electronic resource]. http://www.russianweek.
ca/news/sport/igry-korennyh-narodov-severnoj-ameriki/. (date of request: 14.10.2017).
8. Games of Native Peoples South America [Electronic resource]. https://ekabu.ru/atw/ 76531-XII-igry-korennyh-
narodov-yuzhnoy-ameriki.html. (date of request: 14.10.2017).
9. Games ofNaadam [Electronic resource] http://travelinca.ru/mongolia-naadam/. (date of request: 14.10.2017).
10. Competitions of Arts at Olympic Games [Electronic resource] https://en.wikipedia.org/wiki/. (date of request: 15.10.2017).
11. Kuhn, L. The General History of Physical Culture and Sports. Translated from Hungarian by N.N. Aboimov. Under the general editorship of Stolbov V.V./ L.Kuhn. - M.: Rainbow, 1982. - 399 pp.
12. Mambetaliev, K.U. Blessed Being Wise Ancestors...". http://avesta.tj/2016/04/18/vsemirnye-igry-kochevnikov-v-strane-nebesnyh-gor/Gazeta Evening Bishkek, 2016. March 11, -# 30 (11047). Р. 4.
13.North American Games of Native Peoples [Electronic resource].
http://www.russianweek.ca/news/sport/igry-korennyh-narodov-severnoj-ameriki/(date of request: 14.10.2017).
14.Toynbee, A. Comprehension of History. 663 p.
https://royallib.com/book/toynbi_arnold/postigenie_istorii.html [Electronic resource] (date of request: 11.10.2017).
15. Mambetaliev, K. U. International Format for Making Traditional Gours. The II-nd International Symposium on Traditional and Olympic Wrestling. Kahramanmaras, September 14-15, 2012, /K.U.Mambetaliev. -Turkey. - P. 48-49.
16. Opec Bulletin. Epic Countries Members Participate in World Nomad's Games. 11/12/2016. Р.16-17.
17.Turkmen, Mehmet, Demirhan Bilal, Gebi Mehmet, Turkmen Leila / Gogebe turk toplumlarindakulturvespor. OndokuzMayisUniversitetey/Samsun/Turkey// Civilization of Nomads: Epic Works and National Sports. Materials of the International scientific-practical conference. Bulan-Sogotu settlement, September 6-9, 2014, the Kyrgyz Republic. - P. 40-48.
Вахдати цавмии варзишй ва фартинги дар барномаи Бозихри ца\онии ацвоми кучи: ахамияти таърихи ва ицтимоию фарханги
Вожахои калиди: мероси таърихии цавмию фарщнгй, варзиши цавмй, вщдат, барномщои варзишй
ва фарщнгии цавмй, щфзи мерос, ахамияти ицтимоию фарщнгии Бозщо Мацола натицщои Бозщои якум ва дуюми цщонии цавщои кучиро, ки дар сощои 2014 ва 2016 дар шщри Чолпон-Атаи Цущурии Кцргизистон баргузор шудаанд, баррасй мекунад. Вщдати мутаносиби цавмии варзишй ва фарщнгии барномщо, ки тавассути барномщои илмй такмил шудааст, на тащо хусусияти хоси цавмии ощоро ифода менамояд, балки барои ба даст овардани рисолати Бозщо - мусоидат ба щфзу рушди мероси цавмй ва фарщнгии тамаддуни башарй дар шароити цщонишавй кумак менамояд. Ахамияти Бозщо дар ироа бо чщорчуби нав барои эщву нигщдошт ва инкишофи арзишуои мероси цавмй ошкор карда шудааст. Нацши Бозщои цщонй цамчун якруйдоди дорои щамияти ватанй ва байналмилалй муайян карда мешавад.
Единство этноспортивной и этнокультурной программ всемирных игр кочевников: историческое и социокультурное значение
Ключевые слова: историческое этнокультурное наследие, этноспорт, единство этноспортивной и этнокультурной программ, сохранение, наследие, социокультурное значение Игр.
В статье описываются результаты первых и вторых Всемирных игр кочевников, которые были проведены в 2014 и 2016 годах в городе Чолпон-Ата Кыргызской Республике. Отмечается, что гармоничное единство этноспортивной и этнокультурной программ, дополненные научной программой, обеспечили не только особенность, но и достижение миссии Игр - содействие сохранению и развитию этнокультурного наследия человеческой цивилизации в условиях глобализации. Выявляется значимость игр в представлении нового формата возрождения, сохранения и развития ценностей этнокультурного наследия. Определяется роль Всемирных игр как мероприятие, имеющее страновое и международное социокультурное значение,которое объединяет.
Unity of Ethnosport and Ethno-cultural Programs Aimed at World nomads games: Historical and Sociocultural Significance
Key words: historical ethno-cultural heritage, ethnosports, unity of ethno-sports and ethno-cultural programs, preservation of heritage, social significance of the Games.
This article presents the results of the first and second World Nomads" Games, which were held in 2014 and 2016 in the Kyrgyz Republic in Cholpon-Ata town. Harmonious unity of ethnosport, ethnocultural and scientific programs of the Games, ensured uniqueness of the Games, as well as, achievement of their mission - to promote conservation and development of ethno-cultural heritage of human civilization under the conditions of globalization. The role of World Games is determined as an arrangement of great significance both for the planet upon the whole and a separately taken country in particular.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Мамбеталиев Цанот Уркашевич, номзади илщои педагогика, профессори кафедраи назария ва методикаи тарбияи цисмонй ва варзиши Академияи тарбияи цисмонй ва варзиши Кцргизистон (Цущурии Киргизистон, ш.Бишкек), E-mail:[email protected]
Сведения об авторе:
Мамбеталиев Канат Уркашевич, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта(Республика Кыргызстан, г.Бишкек), E-mail:[email protected]
Information about the author:
Mambetaliev Kanat Urkashevich, Ph.D., (сandidate of рedagogical sciences) professor of the Department of Theory and Methods of Physical Culture and Sport, Kyrgyz State Academy of Physical Culture and Sports. Е-mail. [email protected]