Научная статья на тему 'Методология и терминология этноспорта'

Методология и терминология этноспорта Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
626
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / СПОРТИЗАЦИЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ / ЭТНОСПОРТ / ETHNOSPORT / NATIONAL SPORTS / SPORTIZATION / TRADITIONAL GAMES / TRADITIONAL STYLES OF PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кыласов А. В.

В статье изложена авторская концепция этноспорта, его методология и терминология. Приводятся основные положения научных работ, в которых созданы теоретические предпосылки для выводов автора. Описано место институтов сохранения и поощрения традиционных игр в структуре современного спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology and terminology of ethnosport

The concept of ethnosport, its methodology and terminology is stated in this article. There is considered the scientific works included theoretical preconditions for author’s interpretation. The structure of modern sports with dividing of institutions for preserve and promote traditional games is described.

Текст научной работы на тему «Методология и терминология этноспорта»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ЭТНОСПОРТА

А.В. КЫЛАСОВ, ФГОУ ВПО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта»,

Республика Саха (Якутия)

Аннотация

В статье изложена авторская концепция этноспорта, его методология и терминология. Приводятся основные положения научных работ, в которых созданы теоретические предпосылки для выводов автора. Описано место институтов сохранения и поощрения традиционных игр в структуре современного спорта.

Ключевые слова: национальные виды спорта, спортизация, традиционные виды физической активности, традиционные игры, этноспорт.

Abstract

The concept of ethnosport, its methodology and terminology is stated in this article.

There is considered the scientific works included theoretical preconditions for author’s interpretation.

The structure of modern sports with dividing of institutions for preserve and promote traditional games is described.

Key words: ethnosport, national sports, sportization, traditional games, traditional styles of physical activity.

В ходе тотальной универсализации общества в XX в. этнокультурное многообразие спорта поначалу понималось как широкое международное участие в спортивных состязаниях (Олимпийские игры, универсиады, Всемирные игры, различные чемпионаты). Однако участие атлетов из разных стран в международных спортивных соревнованиях не служило и не служит репрезентации культур народов в силу того, что любые попытки проявления этнокультурных особенностей (одежда, ритуалы, обряды) подвергаются запретам, в том числе регламентация коснулась даже норм поведения спортсменов в состояниях крайнего возбуждения (проклятия, восхваления).

Иное представление этнокультурного многообразия спорта - в качестве симбиоза состязательных стилей и техник разных народов в универсальных видах спорта англо-саксонского типа - также все более явно перестает удовлетворять вызовам общества в самоидентификации наций. Например, международные федерации самбо (Р1АБ), вольной и греко-римской борьбы (Б^А) утверждают, что культивируемые ими виды спорта стали высшей формой репрезентации традиционных стилей борьбы разных народов. Однако в настоящее время это опровергается самим фактом существования автономных федераций, развивающих бразильскую капоэйру, греческий панкратион, иранский зурканех, китайское ушу, якутский хапсагай, японское дзюдо и др.

Тренд на создание таких федераций по национальным видам спорта, стремившихся к глобальному распространению, сформировался уже в первой половине XX в., а в наши дни они сопоставимы по численности занимающихся с теми видами спорта, которые включены в программу Олимпийских игр, и все более явно претендуют на их замещение.

Высокий интерес спортсменов к традиционным видам физической активности объясняется стремлением приобщиться к сакральному наследию предков и обрести чувство национальной идентичности. Вследствие этого мы наблюдаем устойчивую тенденцию спортизации

традиционных видов физической активности, которая проявляется в их реинституционализации - создании общественных организаций (федераций, ассоциаций, союзов), занимающихся проведением регулярных соревнований с использованием специального инвентаря и экипировки, созданием систем судейства и подсчета результатов, обеспечением специфической подготовки участников в виде тренировок.

В России спортизация традиционных видов физической активности проявляется в процессе создания федераций по национальным видам спорта, определение которых отчасти соответствует международному понятию «традиционные игры и состязания» (traditional sports and games). В ЮНЕСКО создан Отдел традиционных игр и состязаний в Департаменте спорта Сектора социогуманитарных исследований.

«Традиционные игры» понимаются как этнокультурные фестивали, в программу которых включены исконные забавы, устраивавшиеся во время массовых сходов, приуроченных к календарным праздникам или религиозным обрядам. Традиционные игры провозглашены ЮНЕСКО неотъемлемой составной частью культурного наследия человечества и служат воспроизводству этнокультурной идентичности и культурного многообразия. Из проводящихся в России «традиционных игр» можно выделить Игры Тыгына на празднике Ысыах в Якутии; состязания батыров на празднике Сабантуй в Татарстане; состязания бааторов Срединного мира на Ёрдынских играх в Иркутской области; состязания на празднике Джангариада в Калмыкии; Казацкие шермиции в Ростовской области; состязания шудонъёс на празднике Гербер в Удмуртии.

Обобщенное понятие «этноспорт» применительно к традиционным играм использовали в своих работах российские ученые В.П. Кочнев [1] и В.И. Прокопенко [2]. Данное определение в контексте вызовов современного общества, направленных на представление спорта как совокупности любых форм физической активности, использовано автором в описании новой социокуль-

т

турной функции спорта по сохранению и поощрению культурного многообразия, выявленной в ходе исследований.

В предложенном концептуальном значении определение «этноспорт» было одобрено участниками Международной научно-практической конференции РАН «Молодежь - культура - политика» в МГУ им. М.В. Ломоносова и Международного форума ФИЛА «Традиционные стили борьбы: изучение опыта развития» в Паланге (Литва). Затем дефиницию поддержали на V Международном конгрессе «Человек, спорт, здоровье» в Санкт-Петербурге [3]. А в приветствии Научного совета РАН по изучению и охране природного и культурного наследия к участникам Международной научнопрактической конференции «Культурное взаимодействие народов Сибири и Дальнего Востока» в Иркутске в рамках Ёрдынских игр уже использовался этот термин: «Традиционные игры и состязания служат восстановлению уникального цивилизационного многообразия мира и возрождению подлинного интереса к феномену, который все чаще называют в современном научном и спортивном сообществе этноспорт» [4].

Методологически важными для определения этно-спорта являются научные, философские представления правых и новых правых мыслителей в Европе и в России, выступающих в защиту человека, его духовного и телесного мира, религиозного и этнокультурного многообразия. А. де Бенуа, К. Тремонтан, В. Расторгуев, П. Зарифулин, А. Дугин, И. Кучмаева, С. Гавров выстроили теоретические основания для движения в будущее с сохранением социобиологических и социокультурных оснований человека, его онтологии. Й. Палм, П. Бурдьё, П. Парлеба в русле неоконсервативного научного подхода развивают представление об этнокультурном многообразии спорта.

Этнокультурное многообразие спорта изучается с применением ряда научных подходов, отражающих различное видение проблемы сохранения и воспроизводства культурного многообразия с обращением к трудам

Ч. Дарвина, Ф. Ницше, К. Юнга, Э. Юнга, К. Шмита, В. Райха и их последователей. Используются теории конвергенции, теория деятельности и рационального выбора, концепции постмодернизма, прежде всего в работах Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Большое методологическое влияние оказала теория П.Бурдьё о культурном, социальном, экономическом, религиозном полях, что позволяет исследовать возможность взаимодействия как макроструктур, так и агентов на микроуровне [5].

Выводы

Осмысление заявленных теоретико-методологических проблем этнокультурного многообразия спорта позволяет выявить, что перспективы развития общественных отношений связаны с интеллектуальным и нравственным развитием людей, а не только с изменением самого общества (Ф. Фукуяма, В. Иноземцев, К. Этциони, К. Бьюкенен и др.). Наблюдается растущая потребность в иной структуре мотивации поведения, а также в ценностных регуляторах поведения людей, восстановлении моральных

норм во всех профессиональных сферах (Ф. Фукуяма, К. Этциони, К. Бьюкенен и др.), в том числе в спорте (Й. Хёйзинга, К. Лэш, Х. Ленк, В. Столяров). Раскрыть внутреннюю логику развития этнокультурного многообразия в спорте позволяют принципы историзма и системности в сочетании со структурно-функциональным, динамическим и сравнительно-культурным методами.

Методологические предпосылки выделения особого культурного значения спорта как одного из средств сохранения традиционных игр народов и средства идентификации и самоидентификации наций созданы в трудах И. Валлерстайна, К. Бьюкенена, К. Коукера и других авторов, обосновывающих неизбежность изменения международных институтов в условиях глобализации. В отношении спорта речь идет о модернизации его структуры и расширении используемого понятийного аппарата для поощрения культурного многообразия глобализирующегося мира.

В целях уточнения базовых терминов ниже приведен глоссарий этноспорта в порядке релевантности понятий:

Коренные народы - исконное население территорий, входящих в состав государств. Согласно резолюции 61/295 2007 г. ООН признается право всех народов отличаться друг от друга, считать себя отличающимися от других и пользоваться уважением в таком своем качестве; утверждается, что все народы вносят вклад в многообразие и богатство цивилизаций и культур, которые составляют общее наследие человечества.

Традиционный образ жизни - система общественного устройства у коренных народов, в которой вопросы семейных и межэтнических отношений, способы хозяйствования и природопользования, соотносятся с природно-климатическими особенностям среды обитания и регулируются сложившимися моральнонравственными устоями и традиционным (обыденным) правом. Не следует отождествлять традиционный и архаический образы жизни. Использование определения «традиционный» предпочтительнее. Следование «традиции» предполагает сохранение и воспроизводство культурного наследия коренных народов, в то время как «архаикой» считаются те устои, которые необходимо трансформировать, сделать «более цивилизованным». В качестве определения используется в международном (Конвенция № 169 МОТ) и российском праве (ФЗ № 49, ФЗ № 122) в положениях о коренных малочисленных народах.

Традиционные виды физической активности - исторически сложившиеся в культурах коренных народов, ведущих традиционный образ жизни, виды физических упражнений и состязаний, к которым относятся этнокультурные виды исконных забав, не подверженных спортизации: бег в мешках, лазанье на столб, купание в проруби, танцевальные конкурсы (гопак, камаринская плясовая, танец орла) и прочие.

Традиционные игры - этнокультурные традиции публичных состязаний - исконных забав, имевших место во время массовых сходов, приуроченных к календарным праздникам или религиозным обрядам; как правило, устраиваются в сакральных местах, связанных с историей

и культурой коренных народов; они формируют телесное и духовное выражение адаптации человека к природной и историко-культурной среде. Понятие «традиционные игры» широко используется в мире и включает в себя многообразие традиционных видов физической активности. Традиционные игры провозглашены ЮНЕСКО неотъемлемой составной частью культурного наследия человечества и служат воспроизводству этнокультурной идентичности и культурного многообразия.

Спортизация - внедрение институтов спорта в развитие традиционных видов физической активности, выраженное в создании общественных организаций (федераций, ассоциаций, союзов), занимающихся проведением регулярных соревнований с использованием специального инвентаря и экипировки, созданием систем судейства и подсчета результатов, обеспечением специфической подготовки участников в виде тренировок. В России спортизация традиционных видов физической активности проявляется в процессе создания федераций по национальным видам спорта.

Национальные виды спорта - подвергнутые спор-тизации традиционные виды физической активности; смысловое наполнение данного понятия отчасти соответствует международному определению «традиционные игры и состязания» (traditional sports and games). Различие с мировой практикой поощрения этнокультурных традиций в области физической активности заключается в делегировании федеральными органами государственной власти всех полномочий по развитию национальных видов спорта субъектам Российской Федерации.

Этноспорт - новая институциональная форма, объединяющая традиционные виды физической активности, в том числе национальные виды спорта, и повсеместно возрождающиеся в качестве исторических реконструкций традиционные игры коренных народов. Расширяет представления о спорте как социокультурном явлении в контексте обретения им новой функции - поощрения и сохранения этнокультурного многообразия.

Предложенная авторская концепция носит характер новации и служит приглашением к дискуссии.

Литература

1. Кочнев В.П. Этнопедагогика физического воспитания коренных народов Республики Саха (Якутия) // Проблемы физической культуры на Дальнем Востоке: материалы научно-практической конференции, посвященной 140-летию Хабаровска и 60-летию Хабаровского края. - Хабаровск: СВГАФК, 1998. - С. 57-59.

2. Прокопенко В.И. Развитие этноспорта народов Севера в Российской Федерации // Физическая культура и спорт: тенденции развития в условиях Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы международной научно-практической конференции 26-27 июля 2004 года. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004. - С. 105-108.

3. Кыласов А.В., Тавров С.Н. Этнокультурное многообразие - новая парадигма в развитии спорта // V Между-

народный конгресс «Человек, спорт, здоровье» 21-23 апреля 2011 года, Санкт-Петербург, Россия: материалы конгресса / под ред. В.А. Таймазова. - СПб.: Олимп-СПб., 2011. - С. 161-163.

4. Приветствие Научного совета РАН по изучению и охране природного и культурного наследия. Участникам Международной научно-практической конференции «Культурное взаимодействие народов Сибири и Дальнего Востока» 13-14 июня 2011 года / зам. председателя В.Н. Расторгуев. - 2011.

5. Бурдьё П. Социология политики: пер. с фр. / сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. - М.: Socio-Logos, 1993. - 336 с.

References

1. Kochnev V.P. The Etnopedagogic in physical training of the indigenous people of Republics of Sakha (Yakutia) // Physical training problems in the Far East: materials of the scientifically-practical conference devoted to the 140 anniversary of Khabarovsk and the 60 anniversary of Khabarovsky krai. - Khabarovsk: SVGAFK, 1998. -P. 57-59.

2. Prokopenko V.I. The ethnosport development of indigenous people of the North in the Russian Federation // Physical training and sports: tendencies of development in the conditions of Asian-Pacific region: materials of the international scientifically-practical conference 26-27 July 2004. - Yakutsk: Publishing house YSU, 2004. -P. 105-108.

3. Kylasov A.V., Gavrov S.N. Ethnocultural diversity -a new paradigm in development of sports // V International congress «People, Sport and Health» 21-23 April 2011.

S.-Petersburg, Russia: congress materials / under the editorship of V.A. Tajmazov - SPb.: Olympus-SPb., 2011. -P. 161-163.

4. The Greeting of Scientific Council of the Russian Academy of Sciences on Studying and Protection Natural and a Cultural Heritage. To participants of the International scientifically-practical conference «Cultural interaction of the people of Siberia and the Far East» 13-14 June 2011 / the deputy the chairman V.N. Rastorguev. - 2011.

5. Bourdieu P. Position politique et capital culturel. -Paris: Manuscript, 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.