Мамбеталиев Канат Уркашевич
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ СПОРТА КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ВСЕМИРНЫХ ИГР КОЧЕВНИКОВ
В статье рассматривается демонстрационная сущность спорта как системообразующий фактор Всемирных игр кочевников, что определяется многообразием присущих ей функций. Ведущее место среди них занимают специфическая престижная и неспецифические культурно-зрелищная, социализирующая, коммуникативная и экономическая функции. Установлена взаимосвязь между результатами Игр и реализацией этих функций. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/12-1/30.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 1. C. 122-125. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/12-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
Список источников
1. Блинова М. «Общество потребления» как феномен постиндустриального общества [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=BK2KcE%2BffaXmEr9Jk7%2FehqLkzTp7InVyba6Imh0dHA6Ly93d3cucHN 1LnJ1L3BzdS9maWxlcy80ODAyL2JsaW5vdmEuZG9jIiwidGl0bGUiOiJibGlub3ZhLmRvYyIsInVpZCI6IjAiLCJ5dSI6IjY1O Tk0NjUxMzkxNDE2OTE0Iiwibm9pZnJhbWUiOnRydWUsInRzIjoxNDk4MDk5MzczNzI0fQ%3D%3D&lang=ru (дата обращения: 15.05.2017).
2. Груко Д. Несколько замечаний о семантике еды в русской литературе [Электронный ресурс] // Repozytorium Uniwersytetu w Bialymstoku. URL: http://repozytorium.uwb.edu.pVjspui/Mts1ream/11320/569/1/StWschSlow_2012_Gryko.pdf (дата обращения: 27.04.2017).
3. Карпова Д. Н. Еда как контркультура или движение антикапитализма // Вестник института социологии. 2015. № 3 (14). С. 66-72.
4. Рассадина С. А. Удовольствие как феномен культуры: от этики воздержания к антропологии идентичности // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. № 3. С. 24-30.
5. Сохань И. В. Гастрономическая культура глобализирующегося общества - проблемы и перспективы // Дефиниции культуры: сб. трудов участников Всероссийского семинара молодых ученых / Томский гос. ун-т; Российский государственный научный фонд; отв. ред. И. В. Чернова. Томск, 2011. Вып. IX. С. 110-123.
6. Сохань И. В. К вопросу о возможности философии пищи: Э. Левинас // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 18 (233). Философия. Социология. Культурология. Вып. 21. С. 146-151.
THE PROBLEMATIC NATURE OF SUBJECT TRANSFORMATIONS IN TERMS OF FOOD CULTURE OF THE CONSUMER SOCIETY
Lupacheva Anastasiya Andreevna
Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics
laugh _for_life@mail.ru
In view of the statement of the fact of postindustrial society formation and the associated modifications of daily practice, it becomes obvious for philosophical thought that it is necessary to study the food culture of the present, acting as a supporting institution for the formation of human anthropic characteristics. The article proposes a study of the transformations of an anthropological status of the subject in a consumer society.
Key words and phrases: anthropological status of subject; food culture; traditional society; consumer society; fast food; self-identification.
УДК 94(575.2)930
Исторические науки и археология
В статье рассматривается демонстрационная сущность спорта как системообразующий фактор Всемирных игр кочевников, что определяется многообразием присущих ей функций. Ведущее место среди них занимают специфическая престижная и неспецифические культурно-зрелищная, социализирующая, коммуникативная и экономическая функции. Установлена взаимосвязь между результатами Игр и реализацией этих функций.
Ключевые слова и фразы: системообразующий фактор; демонстрационная сущность спорта; функции спорта; этноспорт; результаты Всемирных игр кочевников.
Мамбеталиев Канат Уркашевич, к. пед. н., профессор
Кыргызская государственная академия физической культуры и спорта, г. Бишкек кanat-olympic@mail. т
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ СПОРТА КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ВСЕМИРНЫХ ИГР КОЧЕВНИКОВ
Актуальность познания системообразующего фактора Всемирных игр кочевников (ВИК) представляет не только исторический интерес, но имеет теоретическое и практическое значение. Действительно, история вопроса насчитывает тысячи народных игр, состязаний, зрелищ, забав, народных физических упражнений, видов этноспорта, а также исторических и современных комплексных игр [2; 7; 14]. В современных условиях многие из них осваиваются в рамках программированного физического воспитания школьников и студенческой молодежи [16]. Но что из этого исторически сформировавшегося многообразия ценностей является системообразующим фактором ВИК - вопрос открытый, чем и определяется новизна работы.
Практическая значимость работы заключается в том, что познание системообразующего фактора ВИК позволит показать взаимосвязь исторических и современных функций спорта, определить направления дальнейшего развития Игр, обобщить и распространить исторический опыт ВИК на другие этноспортивные игры.
В работе решались следующие задачи:
1. Обосновать демонстрационную сущность спорта как системообразующий фактор Всемирных игр кочевников.
2. Установить значение ведущих функций системообразующего фактора в реализации миссии Игр и формировании социокультурного значения.
Анализ работ, посвященных исследованию системообразующего фактора Игр, позволяет заключить, что демонстрационная сущность спорта, представленная соревнованием, является основным системообразующим фактором, влияющим на все компоненты спорта. Ведущие теоретики физической культуры и спорта (ФКиС) Л. П. Матвеев [12; 13], В. Платонов [14, с. 68] рассматривают соревнования как фактор управления всеми аспектами спорта, совершенствования духовных и физических возможностей человека, демонстрацию спортивных результатов.
Действительно, и другие системные и системообразующие признаки ФКиС, такие как двигательная активность (Ю. М. Андреев [3, с. 53], Б. В. Евстафьев [6, с. 49]) и потребности общества во всесторонней физической подготовленности людей (В. М. Выдрин [5, с. 25]), так или иначе, в большей или меньшей степени, предполагают организацию соревнований или состязаний, которые выступают наиболее эффективной формой удовлетворения перечисленных потребностей и позволяют определить уровень всесторонней физической подготовленности людей.
История ФКиС показывает, что состязания и соревнования во всех исторических системах занимали центральное место, что имело место в античной Афинской системе физического воспитания и Спартанской системе физической подготовки [7, с. 28]. Первая из них стремилась к воспитанию гармонично развитой личности, к единству физического и духовного совершенства занимающихся, что обобщенно выражалось в учении в учении о калокагатии Пифагора, выдающегося математика и, что известно в меньшей степени, победителя Олимпийских игр в кулачном бою [9, с. 109]. Сущность данного учения составляли философия красоты и силы, единства физического и духовного совершенства, высшей формой проявления которого являлись состязания.
Спартанская система характеризовалась сугубо утилитарно-прикладной направленностью и отражала государственную идеологию Спарты, её приоритет на военно-физическую подготовку граждан. Поэтому её правильно определять как систему физической подготовки, а не физического воспитания.
Однако принципиально различные системы объединяло то, что в них центральное место отводилось соревнованиям, в процессе которых демонстрировались результаты обучения, определялся уровень военно-физической готовности населения и удовлетворялись культурно-зрелищные потребности общества.
Особое место занимали состязания и соревнования в средневековых системах физического воспитания. В Сокольнической гимнастике, в шведской системе П. Линга, во французской системе Эбера [7, с. 184]. Единственным исключением стала оценка соревнований, данная Ф. П. Лесгафтом, который отмечал пагубность одностороннего развития «спортизации» в ущерб физкультурному образованию, направленному на гармоничное становление личности, на единство физического и духовного совершенства занимающихся физическими упражнениями [8]. Как ни парадоксально, эти идеи, которые шли вразрез устоявшимся воззрениям, определяют прогрессивность и целесообразность системы Лесгафта. Время показало удивительную проницательность Ф. П. Лесгафта. Его идеи первоначально нашли отражение в системе физкультурного образования Российской империи, затем в фундаментальной направленности и содержании современных систем физического воспитания и получили мировое признание.
Центральное место состязаниям отводилось и в системах физического воспитания, которые имели спонтанно-стихийную форму организации, что определялось общественно-историческими условиями жизнедеятельности этносов. К ним относятся системы физического воспитания кочевых народов, включая и киргизского этноса. Ввиду отсутствия регламентируемых и организационных основ физического воспитания состязания проводились во время значимых в жизни общества событий и народных праздников, включая события межэтнического и межгосударственного характера [10, с. 24]. Особенностью состязаний кочевников являлось то, что наряду с рассмотренными выше функциями в них актуализировались интегративные функции, которые обеспечивали обогащение двигательной культуры, выработку общих черт, приемлемых различными эт-нокультурами. Наконец, состязания в условиях кочевого образа жизни являлись одной из основных форм сохранения и передачи новым поколениям культурного наследия.
Таким образом, значение демонстрационной сущности античных состязаний и соревнований первоначально состояло в реализации специфических функций, а в последующем - в формировании и реализации ряда неспецифических, общекультурных функций, таких как удовлетворение культурно-зрелищных потребностей, сохранение культурного наследия и интеграции этнокультур, что способствовало обогащению и выработке единых ценностей в сфере двигательной культуры этносов.
Дальнейшее развитие практики спорта и формирование её теории как научно-учебной дисциплины способствовало научному обоснованию демонстрационной сущности соревнований, которая отражается в функциях современного спорта. По Л. П. Матвееву [13, с. 129], В. Н. Платонову [14, с. 29], В. М. Голецкому [20, с. 32], современные соревнования обеспечивают удовлетворение комплекса потребностей человека через демонстрацию спортивных достижений. Принимая во внимание современные функции ФКиС, в особенности спорта, будет вполне уместным дополнение о том, что соревнования также направлены на удовлетворение комплекса потребностей общества и государства.
В контексте решаемых в работе задач из всего многообразия специфических функций представляют интерес престижная функция и комплекс неспецифических функций спорта: экономическая, культурно-зрелищная, социализирующая и коммуникативная.
Реализация данных функций потенциально является условием и механизмом демонстрации миру страны-организатора Игр, как состоявшегося государства, показывающего высокую культуру, что способствует формированию положительного имиджа страны. Главным образом достижение данного эффекта заключается в престижной функции спорта.
Комплекс неспецифических функций спорта содействует формированию единства народа, согласия между народами и сотрудничества между государствами, позволяет решать воспитательные задачи, формируя толерантность и патриотизм.
В условиях, когда Кыргызстан в течение пяти лет пережил две революции и кровавые межнациональные столкновения, возможность реализации потенциала рассмотренных функций в рамках Всемирных игр кочевников, безусловно, представлялась политически целесообразным решением.
Кроме того, организация ВИК придала бы новый импульс не только развитию этноспорта в части возрождения когда-то запрещенных и забытых игр, но и формированию традиционной физической культуры как обобщающей научно-учебной дисциплины. Важно и то, что организация Игр способствовала бы экономическому росту страны, через развитие туристической индустрии и последующего использования спортивных и других объектов, вводимых в эксплуатацию для организации Игр.
ВИК 2016 года, в которых приняли участие 1000 спортсменов из 62 стран мира, став самым масштабным проектом современной истории Кыргызстана, практически реализовал сущность престижной и неспецифических функций спорта.
ВИК, в особенности вторые Игры 2016 года, внесли заметный вклад в сохранение исторического наследия народов и культурного многообразия современного мира. Игры получили высокую оценку со стороны международной общественности и отмечены резолюцией ООН за вклад в межрелигиозное взаимопонимание и сотрудничество между народами [21]. Положительная оценка Играм дана на заседании Совета глав государств-участников СНГ Президентом Российской Федерации В. Путиным [17]. Благодаря Играм мир узнал о стране современных кочевников, ведь о ВИК вещали на весь континент 60 телерадиокомпаний с охватом 80-миллионной аудитории.
С экономической точки зрения, ВИК можно считать успешно реализованным проектом. Игры обеспечили привлечение 60 тысяч туристов [4]. Кыргызстан был включен в десятку стран, рекомендованных Всемирной туристической организацией для посещения туристами [19]. Введён в эксплуатацию аэропорт Там-чы, построена дорога протяженностью почти 200 км. Введены в эксплуатацию не имеющие аналогов в Центральной Азии конноспортивный ипподром и физкультурно-спортивный комплекс «Газпром». В большинстве своем эти объекты были возведены за счет привлеченных инвестиций. Социализирующая функция Игр проявилась в единении народа, в формировании толерантности и патриотизма [18].
Таким образом, результаты исследования позволяют заключить, что системообразующим фактором Всемирных игр является демонстрационная сущность спорта, которая раскрывается через соревнования.
При этом успешное достижение миссии Игр, их социокультурное значение главным образом определяются реализацией специфической престижной функции и неспецифическими социальными, экономическими и культурно-зрелищными функциями.
Список источников
1. Акибаев А. Развитие национальных видов спорта в формате Всемирных игр кочевников // Состояние и перспективы развития национальных видов спорта: мат-лы респ. науч. конф. Бишкек, 2010. С. 9-11.
2. Анаркулов Х Ф. Кыргызские народные игры, физические упражнения и современность: дисс. ... д. пед. н. М., 1994. 330 с.
3. Андреев Ю. М. Двигательная активность как объект системного анализа теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1978. № 11. С. 52-55.
4. Всемирные игры кочевников положительно повлияли на приток туристов в Кыргызстан - Сигал [Электронный ресурс]. URL: http://kyrtag.kg/society/vsemirnye-igry-kochevnikov-polozhitelno-povliyali-na-pritok-turistov-v-kyrgyzstan-sigal (дата обращения: 08.09.2017).
5. Выдрин В. М. Физическая культура и ее теория // Теория и практика физической культуры. 1986. № 5. С. 24-27.
6. Евстафьев Б. В. Физическая культура в мировой литературе. Анализ основных взглядов на сущность физической культуры за период с 1890 по 1979 гг. Л.: ВДКИФК, 1980. 134 с.
7. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / пер. с венгерск. Н. Н. Абоимова; под ред. В. В. Столбова. М.: Радуга, 1982. 399 с.
8. Лесгафт Петр Францевич [Электронный ресурс]. URL: http://sport-history.ru/physicalculture/item/fD0/s01/e0001358/ index.shtml (дата обращения: 16.04.2017).
9. Лоу Б. Красота спорта. The Beauty of Sport. М.: Радуга, 1984. 256 с.
10. Мамбеталиев К. У. Национальная физическая культура: формирование, современное состояние и перспективы развития // Очерки по теории физической культуры. Бишкек: Нурас, 2010. С. 21-29.
11. Мамытов А., Мамбеталиев К., Абдрахманов А. Программа физического воспитания учащихся средних образовательных учебных заведений Кыргызской Республики. Бишкек: Тас, 2004. 79 с.
12. Матвеев Л. П. Введение в теорию физической культуры: учебное пособие для ин-тов физ. культ. / под общ. ред. Л. П. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1983. 128 c.
13. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. Изд-е 4-е, испр. и доп. СПб.: Лань, 2005. 384 с.
14. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения: в 2-х кн. К.: Олимпийская литература, 2015. Кн. 1. 680 с.
15. Подвижные игры народов СССР. М.: Радуга, 1981. 500 с.
16. Пономарев Н. И. Проблема системообразующего фактора физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1979. № 5. С. 5-7.
17. Путин об Играх кочевников - не ожидал, что будет так интересно [Электронный ресурс]. URL: https://ru.sputnik. kg/video/20160916/1029236490.html (дата обращения: 07.09.2017).
18. С. Пономарев: «Вложенные во Всемирные Игры кочевников средства окупятся» [Электронный ресурс]. URL: http://old.kabar.kg/rus/wng2016/full/110809 (дата обращения: 06.09.2017).
19. Сколько стоило привлечение туриста на Всемирные игры кочевников? [Электронный ресурс]. URL: http://kaktus.media/doc/346599_skolko_stoilo_privlechenie_tyrista_na_vsemirnye_igry_kochevnikov.html (дата обращения: 06.09.2017).
20. Теория физической культуры и спорта: учебное пособие / Сиб. федер. ун-т; сост. В. М. Голецкий. Красноярск: ИПК СФУ, 2008. 342 с.
21. Opec Members Countriec participate in Worid Nomad Games // Opec bulletin. 2016. December 11. Р. 16-17.
THE DEMONSTRATION ESSENCE OF SPORT AS A SYSTEM-FORMING FACTOR OF THE WORLD NOMAD GAMES
Mambetaliev Kanat Urkashevich, Ph. D. in Pedagogy, Professor Kyrgyz State Academy of Physical Culture and Sports, Bishkek кanat-olympic@mail. ru
The article deals with the demonstration essence of sport as a system-forming factor of the World Nomad Games, which is determined by the variety of functions inherent in it. Such functions as specific prestigious and nonspecific cultural-entertaining, socializing, communicative and economic ones take the leading place among others. The relationship between the results of the Games and the implementation of these functions is established.
Key words and phrases: system-forming factor; demonstration essence of sport; functions of sport; ethnosport; results of the World Nomad Games.
УДК 433.908
Исторические науки и археология
В процессе реализации крестьянской реформы на мировых посредников была возложена обязанность по составлению уставных грамот. Именно эти акты регулировали последующие отношения между помещиками и крестьянами. Однако при их составлении возникало множество споров и конфликтов. В данной статье рассматриваются основные причины нежелания крестьянского сословия подписывать уставные грамоты. Основанием для данной статьи послужили архивные и мемуарные источники, а также материалы периодической печати, прежде всего относящиеся к периоду существования института мировых посредников - 1861-1874 гг.
Ключевые слова и фразы: отмена крепостного права; крестьянская реформа; мировые посредники; пореформенная Россия; уставные грамоты; сословия; поместное дворянство; крестьянство; крестьянское самоуправление.
Новикова Алина Владимировна
Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского alinovi@inbox. т
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МИРОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ С КРЕСТЬЯНСКИМ СОСЛОВИЕМ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ УСТАВНЫХ ГРАМОТ В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ
Отмена крепостного права в России стала важнейшим преобразованием второй половины XIX века, определившим особенности дальнейшего развития государства. Манифест, подписанный 19 февраля 1861 г., стал началом нового пореформенного периода, а ключевым элементом проводившейся крестьянской реформы являлся специально созданный орган - институт мирового посредничества, существовавший в 1861-1874 гг. Непосредственная реализация «Положений 19 февраля» на местах, составление уставных грамот, разрешение всевозможных конфликтов, неизбежно возникавших между дворянским и крестьянским сословиями при составлении и введении актов, рассмотрение в первой инстанции споров и жалоб, контроль над органами крестьянского самоуправления, оформление выкупных сделок - все эти обязанности были возложены на мировых посредников. За тринадцать лет существования института общественное мнение оценивало деятельность чиновников чрезвычайно контрастно: от положительных и восхищенных отзывов в адрес посредников первого состава [9, с. 240], несших службу в первое трехлетие реализации реформы, до крайне негативных и насмешливых оценок деятельности последующих назначений чиновников, характерных