УДК 33.658.64 ББК 65.497.5-551
Саидова Мунавар Хамидовна,
к.э.н., доцент кафедры менеджмента ТГУК Абдулоев Азамат Бобочонович,
старший преподаватель кафедры финансов и кредита ТГУК (Таджикистан, Душанбе)
Саидова Мунавар Хомидовна, н.и.и., дотсенти кафедраи менецменти ДДТТ Абдулоев Азамат Бобочонович,
сармуаллими кафедраи молия ва царзи ДДТТ (Тоцикистон, Душанбе)
Saidova Munavar Khamidovna,
candidate of economies sciences, Associate Professor of the department of management under the TSUC Abduloyev Azamat Bobojohnovich, senior lecturer of the department offinances and credit under the TSUC (Tajikistan, Dushanbe) E-MAIL: Saidova-60mail. ru
Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность, физическая культура и спорт, физкультурно-спортивные организации, государственно-частное партнерство, физкультурно-спортивные услуги
Рассмотрены концептуальные особенности инновационного процесса в сфере физической культуры и спорта, выявлены факторы, влияющие на развитие этой сферы, а также то, что финансирование инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта могут осуществлять инвестиционные и инновационные фонды. Проведен сравнительный анализ традиционной и инновационной технологии обучения по подготовке кадров в этой сфере. Выявлено понятие продукта конкретного вида спорта, а также разработана модель продукта различных видов спорта при оценке функционирования и развития предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта. Кроме того, изучен зарубежный опыт финансирования инновационной деятельности. Дана оценка развития государственно-частного партнерства на основе создания эффективных институтов взаимодействия бизнеса и государства, которые слабо используются в качестве инновационного инструмента улучшения оказания физкультурно-спортивных услуг и повышения качества инфраструктуры. Предложены направления по подготовке квалифицированных менеджеров в сфере физической культуры и спорта.
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬ ТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
РУШДИ ФА ЪОЛИЯТИ ИННОВАТСИОНИ ДАР СО^АИ ТАРБИЯИ ЧИСОНИ ВА ВАРЗИШ ДАР чум^УРИИ ТОЧИКИСТОН
DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
Калидвожа^о: инноватсия, раванди инноватсиони, фаъолияти инноватсиони, тарбияи цисмони ва варзиш, созмощои варзиши, шарикии давлатию хусуси, хадамоти варзиши ва тарбияи цисмонй
Дар мацола вижагихои консептуалии раванди инноватсиони дар сохаи тарбияи цисмонй ва варзиш мавриди барраси царор дода, омилхое ошкор карда шудаанд, ки ба рушди ин соха таъсир мерасонанд. Таъкид гардидааст, ки сармоягузории фаъолияти инноватсиониро дар сохаи тарбияи цисмонй ва варзиш фондхои сармоягузорию инноватсиони амалй карда метавонанд. Тахлили муцоисавии технологияи анъанавй ва инноватсионии таълим оид ба тайёр кардани кадрхои соха ба субут расидааст. Мафхуми махсули намуди мушаххаси варзиш ошкор карда шудааст. Амсилаи махсули намудхои мухталифи варзиш хангоми амал ва рушди фаъолияти сохибкорй дар солхои тарбияи цисмонй ва варзиш тахия карда шудааст. Гайр аз ин, тацрибаи хориции сармоягузорй ба фаъолияти инноватсиони мавриди омузиш царор гирифтааст. Арзёбии рушди шарикии давлатию хусуси дар асоси таъсиси ниходхои самарабахши хамкории мутацобилаи бизнес ва давлат сурат гирифтааст, ки ба сифати олати инноватсионии такмили хизматрасонии тарбияи цисмонию варзиши ва баланд бардоштани сифати инфрасохтор суст истифода мегардад. Самтхои тахияи менецерхои баландихтисос дар сохаи тарбияи цисмони ва варзиш пешниход шудааст.
Key words: innovation, innovationalprocess, innovational activity, physical culture and sports, organization of physical culture and sports, statal-private partnership, services on physical culture and sports
The article dwells on conceptual peculiarities of innovational process in the realm ofphysical culture and sports, the authors elicited the factors affecting the development of the sphere in question, they ascertained the fact that financing of innovational activity of this sphere can be effectuated by investitive and innovative foundations. They conducted a comparative analysis of traditional and innovational technologies of training human resources in this domain. The authors worked out the notion of a product of concrete type of sports and a model of a product referring to diverse kinds of sports under an appraisal concerned with functioning and development of entrepreneurial activity in the realm of physical culture and sports. The foreign experience of innovational activity financing has been studied in addition. Assessment is given as to the development of statal-private partnership on the basis of the created effective institutes of interaction between business and state; the latters being poorly used as innovative instruments for improvement of services rendered for physical culture and sports and for perfection of infrastructure quality. Trends on training qualified managers in the sphere of physical culture and sports have been moved.
Формирование национальной инновационной системы в Республике Таджикистан становится важной задачей. Для решения проблемы стабилизации экономики, а также для перехода на пути внедрения инноваций, необходимо комплексное решение задач, которые связаны с материальным производством и непроизводственной сферой, а также с переориентацией экономики на рыночные методы функционирования.
В мировой практике выявлены факторы развития мировой экономики, к которым относятся: научно-технический процесс; транснационализация; глобальные проблемы
человечества; интернационализация; глобализация мировой экономики и экономическая интеграция [5, с.11] .
Инновационная деятельность (ИД) - это «процесс, направленный на реализацию результатов завершенных научных исследований и разработок, усовершенствование продукта, реализуемого на рынке, в новом технологическом процессе, используемом в практической деятельности» [3, с.30].
Инновационная деятельность - это разнообразная деятельность, приводящая к возникновению инноваций, а «инновация - это продукт конкретной формы ИД» [9, с. 295].
Авторами работ [3, с.31; 4, с.28; 5, с.29; 9, с.296] выявлены виды ИД, к которым относятся:
> инструменты подготовки и организации производства;
^ начало производства и последующие разработки, которые включают изменение продукта и его технологического процесса, а также обучение сотрудников новым технологиям;
^ маркетинг новых продуктов;
> получение патентов, лицензий на продукт, торговую марку и др.;
^ приобретение новых технологий по внедрению продуктов;
^ создание концепции разработки, производства и маркетинга новых продуктов и процессов.
ИД является организационно-управленческой поддержкой при осуществлении процесса изготовления конкретного продукта. В связи с этим появляется необходимость в маркетинговой поддержке инноваций и управления, которая формируется с помощью интеллектуальных особенностей, организации инвестирования инноваций, а также мотивируется необходимостью преодоления негативных изменений, исходящих от сотрудников. Необходимо научно-методологическое и теоретическое обоснование и применение адекватного инструментария. При недооценке особенностей ИД, а также неполном формировании теории и методологии в сфере услуг, снижается результативность инноваций, что влияет на конкурентоспособность организации.
Вместе с тем можно выделить следующие особенности ИД:
^ в процессе осуществления инноваций меняется деятельность управления, т.е. модифицируются продукт, предмет и технология;
^ управление ИД говорит о высокой нестабильности, а также об изменении элементов системы управления и больших рисках;
^ управление инновациями при мотивации внешними экономическими факторами. Исходя из этого, инновационные проекты имеют имиджевую или социальную направленность;
^ управление инновациями предполагает координацию деятельности;
^ ИД в сфере услуг отслеживает особенности конкретных потребителей, что определяет важность программного подхода, который предусматривает прогнозирование и рациональность применения всех ресурсов.
В нынешних условиях Республики Таджикистан для выявления концептуальных особенностей инновационного процесса в сфере физической культуры и спорта (ФК и С), необходимо учесть, что эта сфера - одно из направлений культуры.
Авторами работ [3, с.32; 5, с.28] были выявлены о основные особенности инноваций в сфере культуры, которые являются стимулом для формирования и развития инноваций в прочих сферах общественной и экономической жизни, а также стимулируют рыночный успех продуктов и услуг.
В XIX веке под инновацией понималось, если из одной культуры брали один из элементов и передавали в другую, а в ХХ веке под ней полагали технические улучшения. Й Шумпетер отметил, что инновация - это одно из средств, которое дает возможность преодолеть экономический спад, здесь главную роль играет выпуск новой продукции [10,с.86].
Исходя из вышеуказанных определений инновации, мы считаем, что инновационная деятельность в сфере ФК и С является неотъемлемой частью национальной экономики, куда входят физкультурно-спортивные организации (ФСО), которые под влиянием инновационного процесса должны удовлетворять потребность населения в физкультурно-спортивных услугах (ФСУ).
Анализ сферы ФК и С показал, что необходимо выявить понятие о продукте конкретного вида спорта, где рассматривается комплекс результатов труда, особенно педагогического, включающий услуги, спорттовары, идеи, организации, спортсменов и специалистов, а также спортивные объекты для проведения спортивных соревнований и учебно-тренировочных занятий.
Мы считаем, что продукт каждого вида спорта с учетом маркетинговой концепции, -это особый результат человеческого труда, входящий в ФСУ и включающий спортивные товары, организации, управление, идеи, спортсменов и тренеров, места для проведения учебно-тренировочных занятий.
На основе этого определения нами разработана модель продукта различных видов спорта при оценке функционирования и развития предпринимательской деятельности в сфере ФК и С (рис. 1).
Предложенная модель продукта различных видов спорта - открытая, так как даёт возможность для дополнения в связи с динамичностью развития самого продукта, а также усложняет модель в различных условиях.
Немаловажно отметить, что препятствие для развития ИД в Республике Таджикистан - это высокий риск инновационных проектов, который в деятельности ФСО и их предприятий имеет обусловленные особенности, одна из которых - это большая подверженность риску, где существует неопределенность факторов внутренней и внешней среды хозяйствования.
Важно заметить, что риск состоит в высокой степени компенсации, т.е. рост прибыли зависит от внедрения результатов.
Следовательно, ФСО и предприятия получают возможность активизации ИД только при разработке эффективного механизма управления инновационными рисками, которые уменьшают допустимые потери и увеличивают прибыль на основе разработки и внедрения в ФСО и на предприятиях системы риск-менеджмента.
ИД также сопутствует созданию комбинаций новых факторов производства, появлению на рынке новых товаров, услуг, а также новых процессов производства, рынков и раскрытию человеческого потенциала [5,с.33; 6,с.10].
Необходимо отметить, что инновационный менеджмент в сфере ФК и С - это вид деятельности, который направлен на прогнозирование, планирование, организацию, контроль, координацию, а также необходимость регулировать разработки и реализацию продуктов инновационных процессов, для роста уровня жизни населения.
Мы считаем, что особенности инноваций в сфере ФК и С имеют специфический характер, который состоит из двух компонентов:
- во-первых, это физкультурно-оздоровительная работа, которая сконцентрирована на духовном и физическом развитии человека;
- во-вторых, это соревнования, спортивные организации, регулирующие конкретные виды спорта и зрелищные услуги.
Формирование спроса на физкультурно-спортивные услуги - (услуги)
« н а о и Количественная и стоимостная оценка спортивных товаров - (спортивные товары)
W
и о 4 5 а и Оценка функционирования системы физкультурно-спортивных организаций -(спортивные организации)
А
X Т S п « Оценка состояния и развития трудовых ресурсов -(трудовые ресурсы)
а
н * ч о а Оценка территорий, мест использования спортивных сооружений -(спортивные комплексы)
В
4— Развитие идей и инновационной деятельности -(идеи и инновации)
Рисунок 1. Модель продукта различных видов спорта
Кроме того, необходимо учесть особенности всевозможных видов спорта, формирование спроса на физкультурно-спортивные услуги, выбор места для проведения соревнований, а также стоимость данного продукта с учетом рыночных требований.
Исходя из этого, были выявлены факторы (политические, экономические, социальные, информационные), влияющие на развитие сферы ФК и С. Перечисленные факторы рассматриваются в качестве исходных предпосылок и условий развития ФК и С (табл. 1).
На наш взгляд, среди большинства проанализированных выше факторов, которые определяют спрос на ФСУ, обязательно нужно выделить наиболее существенные с учетом специфики рассматриваемого сегмента сферы услуг.
Финансирование ИД в сфере ФК и С могут осуществлять инвестиционные и инновационные фонды, предприятия по выпуску спортивной одежды и спортинвентаря, малый инновационный бизнес, органы местного управления, частные лица и др., которые принимают участие в хозяйственном процессе и способствуют развитию ИД в этой сфере.
Таблица 1. Факторы, определяющие развитие сферы физической культуры и спорта
Факторы Наименование
Политические 1. Стабильность в обществе. 2. Проводимая государством политика. 3. Функционирование регулирующих органов. 4. Разработка законов, норм, программ, концепций развития отрасли.
Экономические 1. Экономическое положение. 2. Уровень спроса на услуги ФСУ. 3. Уровень доходов. 4. Уровень предложений на рынке ФСУ. 5. Инвестиционная политика государства. 6. Уровень инфляции в стране. 7. Уровень безработицы. 8. Инвестиционное состояние на рынке услуг ФСУ. 9. Структура управления отраслью ФСУ. 10. Объём финансирования отрасли. 11. Материально-техническая база отрасли. 12. Кадровое обеспечение отрасли. 13. Уровень цен на физкультурно-спортивные услуги. 14. Глобализация отрасли. 15. Уровень качества. 16. Появление на рынке крупных организаций.
Социальные 1. Демографическая ситуация в стране. 2. Уровень жизни населения. 3. Уровень заболеваемости населения. 4. Общественное мнение. 5. Ценностные мотивы ориентации населения. 6. Отношение к здоровому образу жизни. 7. Потенциальные возможности населения к потреблению услуг. 8. Этнические и религиозные показатели общества.
Информационные 1. Развитие информационно-коммуникационных систем. 2. Информационное воздействие на общество (пропаганда ФК и С). 3. Разработка инновационных проектов и услуг в отрасли. 4. Технологические изменения.
Комплексный анализ показал, что в республике уменьшился объем государственного финансирования ИД, а у ФСО недостаточно собственных средств для эффективной деятельности.
Зарубежный опыт финансирования ИД показал, что инновационный процесс может эффективно развиваться как за счет частного, так и государственного финансирования, а также зависит от его эффективности. Но основную роль играет уровень развития
инновационного климата в стране, законодательная база, которая регулирует отношения участников инновационного процесса, развитие информационного и материально-технического обеспечения научных исследований, а также сотрудничество между субъектами ИД.
Анализ исследования сферы ФК и С показал, что она имеет большой инновационный потенциал и имеется потребность в нововведениях в ее сегментах.
С другой стороны, для роста результативности управления инновациями в сфере ФК и С необходимо структурировать инновационные процессы, то есть создать рациональную классификацию инноваций [5, с.24; 7,с.63].
Следовательно, инновации в сфере ФК и С целесообразно определять по конечному результату. В табл. 2 нами показана инновационная деятельность в сфере физической культуры и спорта.
Таблица 2. Инновационная деятельность в сфере физической культуры и спорта
№ пп Наименование Результат
1. Инновации в сфере физкультурно-спортивного продукта(услуги) удовлетворение потребности в новых услугах, а также возрождение традиционных для Республики Таджикистан видов спорта;
2. Инновации в сфере физкультурно-спортивного процесса внедрение новых концепций оказания анализируемой категории услуг, которые обеспечивают обусловленные ими конкурентные преимущества;
3. Определение инновационной стратегии управления в этой сфере модификация концепции формирования ценности ФСУ для жителей для того, чтобы создавать и удовлетворять новые потребности, для ведения здорового образа жизни, а также организовывать новые сегменты рынка услуг для ФСО.
В рыночных условиях физкультурно-спортивные отношения модифицировались, т.е.
стал проявлять предприимчивость спортивный бизнес, где стал быстро развиваться профессиональный спорт и его финансирование за счет спонсоров и коммерческих компаний.
Анализ использования спонсорства показывает, что оно выступает как внебюджетный источник материального обеспечения ФК и С. Мы полностью согласны с мнением автора работы [8,с.39], который определил, что спонсорство в сфере ФК и С - это взаимодействие спонсоров и спонсируемого с участием разных посредников, в результате которого ФСО и организаторы спортивных мероприятий получают различную материальную поддержку, а в ответ они рекламируют и реализуют маркетинговые функции, т.е. выпуск, продвижение, сбыт продукции и т.п. При этом также считаем, что спонсорство является целенаправленным, взаимовыгодным, долгосрочным инновационным направлением взаимодействия спонсоров и физкультурно-спортивной сферы услуг.
В Республике Таджикистан субъектами спонсорства являются фирмы, производящие продукцию спортивного назначения (АО «Чевар», АО «Гулдаста», АО «Колинхо» и др.); фирмы, производящие близкую к спорту продукцию (АО «Ширин», «Оби Зулол», «Равгани Точикистон», «Джоми джам», «Сомониён» и др.); фирмы, производящие продукцию, имеющую косвенное отношение к спорту (Госавиакомпания «Таджикистан», Агроинвестбанк, Кафолатбанк, Амонатбанк), а также фирмы, которые производят
продукцию, не совместимую со спортом (иранские предприятия, Душанбинская табачная фабрика и др.); фирмы, производящие далекую от спорта продукцию (АО «Бодом», СП «Джавони», ТАДАЗ, Душанбинский арматурный завод и др.).
В современных условиях важное место в развитии экономики занимает государственно-частное партнерство (ГЧП), так как государство и бизнес взаимосвязаны и позитивно воздействуют на общество. Мы считаем, что ГЧП связано с отношениями во внешнеэкономической сфере деятельности отрасли ФК и С.
Термин «государственно - частное партнерство» является дословным переводом распространенного во всем мире термина «public - private partnership» [1, с.41].
Правительством Республики Таджикистан принят Закон Республики Таджикистан от 28 декабря 2012 года №907 «О государственно-частном партнерстве» [2]. Настоящий закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственно-частного партнерства, порядок реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере инфраструктуры и социальных услуг и защищает интересы государства и частного сектора.
Необходимо отметить, что ГЧП не привлекло надлежащего внимания, хотя оно является эффективным инструментом, который объединяет усилия органов исполнительной власти и бизнеса для того, чтобы решать проблемы общества. Однако в нём появляется необходимость в связи с основными модификациями в методах, которые используют органы исполнительной власти, где ощущается необходимость в усилении взаимодействия с бизнесом для решения проблем ФК и С.
Поэтому ГЧП на основе создания эффективных институтов взаимодействия бизнеса и государства пока слабо используется в качестве инновационного инструмента улучшения ФСУ и качества инфраструктуры.
Мы считаем, что развитие ГЧП по взаимодействию между отраслью ФК и С и бизнесом обусловлено следующим:
1. Актуальность с точки зрения научных исследований и практической физкультурно-спортивной деятельности.
2. Современные отношения в отрасли ФК и С имеют существенное значение при определении природы, роли, места и содержания всех форм взаимодействия ФК и С и бизнеса, а также в форме ГЧП.
3. Развитие ГЧП является причиной и следствием общности интересов государства и бизнеса по обеспечению условий для устойчивого роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, кроме того, гарантом для всего общества по улучшению здоровья населения Республики Таджикистан.
Авторы работ [4, с.87; 8, с.39] отметили, что «физкультурно-спортивные инновации -это появление новых видов спортивного оборудования, модернизация спортивного инвентаря, строительство новейших спортплощадок и комплексов. Высокие требования спортсменов и потребителей к ФСУ постоянно приводят к созданию новых технологий и материалов».
В настоящее время в республике функционирует международный рынок труда, где спортсмены и тренеры могут выступать за иностранные спортивные клубы. Стали востребованными специалисты по фандрайзингу, которые занимаются поиском и привлечением спонсоров [8, с.40]. Однако выявилась нехватка квалифицированных GR-
менеджеров, PR и HR-менеджеров. Именно к этим новым условиям работы не были готовы многие руководители ФСО, т.к. им не хватало современных знаний по менеджменту, маркетингу и бизнесу. Впервые в республике на базе Таджикского института физической культуры имени С.Рахимова стали готовить спортивных менеджеров, которые будут усиливать кадровый состав отрасли.
Проведенный сравнительный анализ традиционной и инновационной технологии обучения показал, что при использовании знаний традиционная модель дает преимущество в типовых заданиях, а инновационная модель обучения делает акцент на прикладное использование знаний в реальных условиях. Кроме того, преобладающая форма учебной деятельности по традиционной модели - это фронтальная и горизонтальная, а инновационная модель - это широкое использование коллективных и групповых форм учебной работы.
Поэтому подготовка квалифицированных менеджеров осуществляется по следующим направлениям: усиленная программа подготовки специалистов для ФК и С по дисциплинам управленческого, экономического и правового характера; новая специализация «Менеджмент»; усовершенствованная программа подготовки и переподготовки специалистов в сфере ФК и С; определение приоритетов, количества научно-педагогических работников; модернизация органов управления наукой в этой сфере.
При этом ИД в сфере формирования кадров для ФК и С будет способствовать развитию этой отрасли экономики, повышению производительности труда в народном хозяйстве.
На наш взгляд, важной особенностью инноваций в сфере ФК и С является то, что ИД довольно часто имеет локальный характер. Исходя из этого, в нынешней ситуации особый интерес вызывает инновационный характер деятельности, которая на региональном уровне реализует комплексные меры по развитию этой сферы. Однако важно сконцентрировать внимание на маркетинге территориальных образований, характере и специфике потребностей населения территории в ФСУ.
Таким образом, мы считаем, что сфера ФК и С имеет большой инновационный потенциал и при инициативном внедрении инноваций в деятельность ФСО появится импульс к развитию сферы услуг территориальных образований, росту уровня качества жизни населения в Республике Таджикистан.
Список использованной литературы:
1. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики/В.Г. Варнавский //Мировая экономика и международные отношения. - М., 2011. - № 9. - С.41-50.
2. Закон Республики Таджикистан «О государственно-частном партнерстве» от 28 декабря 2012 года №907.
3. Зайченко С.А. Развитие инноваций в сфере услуг/С.А. Зайченко. // Форсайт. -М. - №1. -2007. - С.30-33.
4. Инновационные подходы к подготовке специалистов для сферы физической культуры и спорта: Труды Всероссийской научно-методической конференции: под общей ред. Ю.А. Зубарева и др. - Волгоград, 10-11 июня 2008 г./ФГОУВПО «ВГАФК». - Волгоград, 2008. -245 с.
5. Кизилова И.Н. Формирование инновационных методов управления в сфере услуг. Автореферат дисс...кан. экон. наук:08.00.05/ Кизилова Ирина Николаевна. - СПб, 2008. -34 с.
6. Комилов С.Д. Проблемы повышения инновационной активности предприятия в Республике Таджикистан/С.Д. Комилов// Проблемы современной экономики, 2009. - №1 (29) - С.12.
7. Кириллов В.Н. Роль инноваций в повышении конкурентоспособности компаний на мировом рынке услуг/ В.Н. Кирилов// Российский внешнеэкономический вестник. - М., №1. - 2009. С.62-68.
8. Саидова М.Х. Файндрайзинг как источник финансирования физической культуры и спорта в Республике Таджикистан/М.Х. Саидова, М. Тагоева. Материалы Межд.науч.прак. видео-конф. «Проблемы развития банковской системы в Таджикистане и Польше». - Душанбе: ТГУК, 2015.- С. 39-40.
9. Сомина И.В. Оценка инновационной деятельности экономических систем на основе процессного подхода/ И.В. Сомина. // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - №8. - С. 294-301.
10. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, процента и цикла конъюнктуры) /Й. Шумпетер. -М.: Прогресс, 1982. - 234 с.
Reference Literature:
1. Varnavsky V.G. Statal-Private Partnership: some Issues of Theory and Practice // V.G. Varnavsky// World Economy and International Relations. - M., 2011, #9. - pp. 41 - 50.
2. Tajikistan Republic Law "On Statal-Private Partnership" from December 28, 2012, #907.
3. Zaichenko S.A. Development of Innovations in the Realm of Services/ S.A Zaichenko. //Forsyte. -M., 2007, #1. - pp. 30 - 33.
4. Innovational Approaches in Training Specialists for the Sphere of Physical Culture and Sports. The works of all-Russia scientific-methodical conference: under the general editorship of Yu.A. Zubarev et alia. - Volgograd, June 10-11, 2008 // "VGAFC" all-Russia Governmental Organization, Volgograd Filial of State Managerial Office on Physical Culture and Sports. -Volgograd, 2008. - 245 pp.
5. Kizilova I.N. Formation of Innovational Methods of Management in the Sphere of Services. Synopsis of candidate dissertation in economics. 08.00.05// Kizilova Irina Nikolayevna. - SPb., -34 pp.
6. Komilov S.D. Problems Beset with Elevation of Outfit Innovational Activity in Tajikistan Republic// S.D. Komilov// Problems of Contemporary Economics, 2009, #1 (29). - p. 12.
7. Kirillov V.N. The Role of Innovations in Companies' Competitiveness Elevation at the World Market of Services // V.N. Kirillov // Russian Outward Economy Bulletin. 2009, #1. - Moscow, -pp. 62 - 68.
8. Saidova M.Kh. Findrising as a Source of Financing Physical Culture and Sports in Tajikistan Republic.// M.Kh.Saidov, M.Tagoyeva. Materials of international scientific-practical videoconference "Problems of Bank System Development in Tajikistan and Poland". - Dushanbe: Tajik State University of Commerce (TSUC). - 2105. - pp. 39 - 40.
9. Somina I.V. Assessment of Innovational Activity of Economy System on the Basis of Process Approach // I.V. Somina// Social-Humanitarian Knowledge. 2012, #8. - pp. 294 - 301.
10. Shumpeter G. Theory of Economic Development (Research of Entrepreneurial Profit, Per Cent and Conjuncture Cycle// G. Shumpeter. - M.: Progress, 1982. - 234 pp.