ЗАКОН И ФОРМУЛЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И ПРИМЕНЕНИЕ В
КОМПОЗИЦИИ В ТЕОРИЮ
Вазира Нарзиллоевна Атаева
Студент второго курса, Бухарский государственный университет
АННОТАЦИЯ
Статья теоретическом уровни композиции и применение в композиции формулы вероятностей. Цель статьи - расширить представления читателей о методиках по теорию и возможностях повышения уровня преподавания теории. Статья ориентировано на полноту изложения круга тем, которые исчерпывают современный курс музыкальной грамоты на уроках сольфеджио в музыкальной школе. В полном объеме, оно соответствует уровню вступительных экзаменов в средние музыкальные учебные заведения по спец. "теория музыки"; вместе с тем, возможно его частичное изучение. Поэтому объяснения тем достаточно подробны и, по возможности, максимально облегчены.
Ключевые слова: закон теории/ вероятность в музыке/ композиция/ теория/ музыка.
LAW AND FORMULAS OF THE THEORY OF PROBABILITIES AND APPLICATION IN COMPOSITION IN THEORY
Vazira Narzilloevna Atayeva
Second year student, Bukhara State University
ABSTRACT
An article on the theoretical levels of composition and the use of the formula of probabilities in composition. The purpose of the article is to expand the reader's understanding of the methods of theory and the possibilities of improving the level of teaching theory. The article is focused on the completeness of the presentation of the range of topics that exhaust the modern course in musical literacy in solfeggio lessons at a music school. In full, it corresponds to the level of entrance examinations to secondary music educational institutions for special purposes. "MUSIC THEORY"; however, partial study of it is possible. Therefore, the explanations of the topics are quite detailed and, if possible, simplified as much as possible.
Keywords: law of theory / probability in music / composition / theory / music.
Теория музыки изучает основы и принципы
построения музыкальных произведений, закономерности
формирования музыкальных - певческих и инструментальных -звукосочетаний. Теория музыки - один из предметов, преподаваемых в музыкальной школе. Учащимся начальная теория музыки дает элементарные знания о нотах, ладах, аккордах, темпах, метрах и др. Иными словами, занятия по теории музыки формируют основу для дальнейшего музыкального образования человека. В статье безусловно, будет верным помощников как для самых маленьких учащихся музыкальных школ, так и для взрослых, интересующихся основами музыкальной теории. Большое внимание уделяется введению в нотную грамоту -графическое изображение нот, длительности, все это, буквально, разложено по полочкам.
Много материала о построении и обращении гармонических, мелодических интервалов. Все снабжено конкретными примерами, "объяснениями на пальцах". Освещаются вопросы, касающиеся музыкальной
грамоте. Основных звуков в музыке - семь: до, ре, ми. фа. соль, ля, си. Вместе они образуют звукоряд, которому соответствует расположение белых клавиш фортепиано: Эта группа звуков повторяется на фортепиано несколько pas. Расстояние между звуком и его повторением выше или ниже называется октавой. Октава, которая находится в середине фортепианной клавиатуры, называется первой. Ее звуки записываются с малой буквы с цифрой 1 справа вверху: до \ ре1 и т.д. Выше, правее первой на клавиатуре расположены вторая октава. третья, четвертая и пятая. Их звуки пишутся с малой буквы с соответствующей цифрой справа вверху: до2, до3, до4. В пятой октаве - всего один звук - до5 .
Каждый вид искусства имеет дело со своим особым материалом: живопись - с красками, скульптура и архитектура - с различными строительными материалами, музыка - со звуками. Художнику-творцу, создающему произведение искусства, отнюдь не безразличны свойства того материала, которым он пользуется. От художественного замысла зависит, выберет ли скульптор бронзу или мрамор, гипс или дерево. Гуашь, акварель, масло - различные виды красок - обладают различными свойствами, и эти свойства учитываются живописцем и используются в определенных художественных целях. Музыкантам также необходимо знать, каковы физические свойства музыкальных звуков, как отдельные звуки и их сочетания воздействуют на человека. Изучением свойств музыкальных звуков и особенностями их восприятия занимаются, помимо теории музыки, музыкальная акустика и отчасти музыкальная психология; значительное место этим вопросам уделяется также в курсах инструментоведения и оркестровки.
На ранних стадиях развития человечества музыка была почти исключительно прикладной. Отсюда «каноничность» музыкального стиля, малая выраженность в нём индивидуально-авторского начала. В профессиональном
творчестве зрелых музыкальных культур музыка постепенно освобождалась от непосредственной зависимости от слова, танца, ритуального контекста. Теория музыки ищет ответы на вопросы о том, каким правилам подчиняется музыка, что лежит в её основе и чему надо научиться, чтобы не только грамотно исполнять музыку, но и понимать её. При непосредственном восприятии музыки, с одной стороны, и её рациональном анализе, с другой стороны, выделяются универсальные (характерные для любой музыки) категории — гармония, ритм и форма. В то время как ритм и форма присущи также другим видам искусств, звуко-высотная структура (гармония) — уникальная, присущая только музыке, сущность. Мелодия и полифония, хотя и не являются столь универсальными, как гармония, ритм и форма, в ряде конкретных музыкальных складов приобретают огромное значение.
Прикладная теория, основываясь на материале исследований, ставит своей целью создание и совершенствование методов обучения музыке, позволяющих овладевать исполнительской практикой, тренировать восприятие музыки. Базовыми навыками являются сольфеджио - чтение музыки с листа, анализ и запись нот на слух, чтение различных видов партитур, оркестровок, искусство импровизации, азы композиции.
Музыкальным строем называют систему отношений звуков по высоте, принятой в той или иной практике настройки музыкальных инструментов, которая характеризуется заданием частот звучания нот. Существует много разных музыкальных строев, например, пифагорейский или средне-тоновый. На современных музыкальных инструментах с фиксированным строем обычно используется равномерно темперированный строй.
Композитор составитель — сочинитель музыкальных произведений. Термин употребляется преимущественно по отношению к авторам, осознающим композицию как род своей профессиональной деятельности, а во многих случаях и как средство к существованию. Профессия композитора предполагает наличие творческого дарования и требует специального обучения технике композиции, музыкально-теоретическим и музыкально-историческим дисциплинам. В стандартном случае композитор записывает свои сочинения в той или иной музыкальной нотации, которую затем интерпретирует музыкант-исполнитель.
Композиция — в отличие от рисунка, цвета, линии, объёма, пространства представляет собой не один из компонентов художественной формы, а художественно-образную, содержательно-формальную целостность — наиболее сложный и совершенный тип структуры, в котором все элементы органично связаны между собой. Композиция ( составление, сочинение) —
категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное
воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения, «опуса», в отличие от текучей вариативности народного творчества-процесса, от импровизации (в
древней, восточной, народной, джазовой музыке, некоторых видах музыки XX века). Композиция предполагает: наличие автора как личности (композитора); его целенаправленную творческую деятельность; отделимое от создателя и далее независимо от него существующее произведение; воплощение содержания в точно установленной объективированной звуковой структуре; сложный аппарат технических средств, систематизированный музыкальной теорией и излагаемый в специальной области знания (в курсе композиции). Письменная фиксация композиции требует совершенной музыкальной нотации.
В музыке постоянно соприкасались индивидуальное и типовое, единичное и всеобщее, случайное и закономерное как взаимно обусловливающие феномены: неустойчивые периоды переоценки пройденного, пере-осмысления фундаментальных художественных принципов и экспериментальных поисков нового уступали место стабильным этапам «закрепления» найденных путей развития, практического применения обнаруженных средств и методов. При этом, в те самые неустойчивые и неопределенные периоды рождалось новое, нередко возникавшее абсолютно случайно.
REFERENCES
1. Холиков К.Б. Подбор аккордов в композиции и стремлении к более точной и однозначной фиксации в музыке Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 545-549)
2.Холиков К.Б. Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 10381043)
3.Холиков К.Б. Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1019-1024)
4.Холиков К.Б. Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)
5.Холиков К.Б. Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1006-1012)
6.Холиков К.Б. Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 999-1005)
7.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.
8.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.
9.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443
10.Холиков К.Б. Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.
11. Холиков К.Б. Тяготение основа-основ в музыкальной композиции Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 459-464)
12.НЭ Рахматов МУЗЫКА КАК ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ВИД ИСКУССТВА Scientific progress 2 (4), 418-423
13.НЭ Рахматов МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ Scientific progress 2 (4), 424-428
14.НЭ Рахматов ГЕТЕРОФОННАЯ ВАРИАЦИЯ В МУЗЫКЕ Scientific progress 2 (4), 434-439
15.НЭ Рахматов ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ НЕТОЧНОСТЬЮ ГРЕГОРИАНСКОЙ РИТМИКИ И "РИТМИЧЕСКИМИ НЕВМАМИ" Scientific progress 2 (4), 429-433
16.НЭ Рахматов ТЕХНИКА АЛЕЯ МЕЖДУ ПОРЯДКОМ И ХАОСОМ В МУЗЫКЕ Scientific progress 2 (4), 218-223
17.НЭ Рахматов МОБИЛЬНАЯ, ВАРИАБЕЛЬНАЯ И МОДУЛЬНАЯ ТИП ФОРМЫ МУЗЫКИ Scientific progress 2 (4), 230-235
18.НЭ Рахматов ИМПРОВИЗАЦИЯ И ХЭППЕНИНГ Scientific progress 2 (4), 224229
19.НЭ Рахматов МЕТОД ПЕРИЛЛА, СТАТИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД, ВАРИАБЕЛЬНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ ФОРМЫ МУЗЫКИ Scientific progress 2 (4), 212-217
20.НЭ Рахматов ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ Scientific progress 1 (5) 2021
21.Rakhmatov N. E. Problems Of Creative Approach In The Pedagogical Activity Of Future Music Teachers // The American Journal of Social Science and Education Innovations. - 2020. - Т. 2. - №. 09. - С. 659-664.
22.НЭ Рахматов СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ДЕТСКОМ САДУ Наука, техника и образование, 84-87
23. Холиков К.Б. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 1094-1100)
24. Холиков К.Б. «Колесо навыков» как универсальный инструмент помощи соискателям для подготовки к управлению хором Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 1080-1086)
25. Холиков К.Б. О соответствующих последовательности трех аккордов - тоники, субдоминанты и доминанты Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1068-1073)
26. Холиков К.Б. Природа отношений, регулируемых инструментом возбуждения музыкальных эмоций при коллективном пении Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 1032-1037)
27.Холиков К.Б. Новые языковые тенденции музыкального образование вовремя пении хорового коллектива Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 1025-1031)
28. Холиков К.Б Характер музыки и результат смысловое содержание произведения Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 563-569)
29. Холиков К.Б. Звуко-высотная организация и последовательность частей формы музыки Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 557-562)
30. Холиков К.Б. Манеры пения хорового коллектива и анализ произведения музыки с подвижной структурой и комбинируемым материалом Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 550-556)