Научная статья на тему 'ГЕТЕРОФОННАЯ ВАРИАЦИЯ В МУЗЫКЕ'

ГЕТЕРОФОННАЯ ВАРИАЦИЯ В МУЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
258
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ вариация/ занятие/ студент/гетерофония/ теория. / pedagogy / music / variation / lesson / student / heterophony / theory.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нурбек Эркинович Рахматов

Статья предназначена учителям музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять природу теории, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи – расширить представления читателей о методиках по теории и возможностях повышения уровня преподавания теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HETEROPHONE VARIATION IN MUSIC

The article is intended for music teachers, theory teachers, those who seek to understand the nature of theory, to improve their theoretical level. The purpose of the article is to expand the reader's understanding of the methods of theory and the possibilities of improving the level of teaching theory.

Текст научной работы на тему «ГЕТЕРОФОННАЯ ВАРИАЦИЯ В МУЗЫКЕ»

ГЕТЕРОФОННАЯ ВАРИАЦИЯ В МУЗЫКЕ

Нурбек Эркинович Рахматов

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Статья предназначена учителям музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять природу теории, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи - расширить представления читателей о методиках по теории и возможностях повышения уровня преподавания теории.

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ вариация/ занятие/ студент/гетерофония/ теория.

HETEROPHONE VARIATION IN MUSIC

Nurbek Erkinovich Rakhmatov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State

University

ABSTRACT

The article is intended for music teachers, theory teachers, those who seek to understand the nature of theory, to improve their theoretical level. The purpose of the article is to expand the reader's understanding of the methods of theory and the possibilities of improving the level of teaching theory.

Keywords: pedagogy / music / variation / lesson / student / heterophony / theory.

Вариационная форма или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века).

Вариации (от лат. variatio — изменение) (тема с вариациями), музыкальное произведение, в котором тема излагается несколько раз с изменениями в фактуре, тональности, мелодии, гармонии и др.; в балете — небольшой, но технически сложный сольный классический танец, обычно часть па-де-де.

Вариационная форма, вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, — муз. форма, состоящая из темы и её несколько (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Вариационность - один из основополагающих принципов музыкальной композиции. В вариациях основная музыкальная идея

подвергается разработке и изменениям: излагается повторно с изменениями в фактуре, ладе, тональности, гармонии, соотношении контрапунктирующих голосов, тембре (инструментовке) и другие.

Вариация — изменение, перемена, вообще называется разновидность чего-либо, небольшое изменение или отклонение. Существуют также более специфические значения этого термина: В математике: Вариация — малое смещение независимой переменной или функционала. В камерной и ансамблевой музыке вариации можно встретить в джазе, где импровизации на тему имеют строго определенные рамки и являются самыми настоящими вариациями.

Строгие (классические, фигурационные) вариации — вариации, в которых меняются мелодия, фактура, лад при неизменных форме, гармонии, тональности (тонике). В двух последних вариациях иногда может меняться темп, в последней — размер. Вариация определяет различия в значениях какого-либо признака у разных единиц данной совокупности в один и тот же период (момент времени). Как музыкальная форма, вариации закрепляются в музыкальной литературе с XVI века и в дальнейшем (XVII - XVIII веках), получают своё развитие в творчестве таких композиторов как Франсуа Куперен, Жан Филипп Рамо, Генри Пёрселл, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, писавших музыку для органа, клавира, клавесина. Строгие (в вариациях сохраняются тональность, гармонический план и форма темы) Свободные (широкий диапазон изменений, в том числе гармонии, формы, жанрового облика и т. Классификация вариации таковы:

Полифонические; Гармонические; Фактурные; Тембровые; Фигурационные; Жанрово-характерные.

Разные способы развития и сопоставления элементов мелодии привели к образованию различных типов музыкальных форм:

1. Одночастная форма (A)

2. Двухчастная форма (AB)

3.Трёхчастная форма (ABA)

4.Концентрическая форма

5. Соната

6.Рондо

7.Рондо-соната 8.Вариации

Неизменность мелодии приближает форму вариаций на выдержанную мелодию к куплетной. Куплетная форма — форма, основанная на повторении неизменной мелодии с меняющимся текстом. куплетно-вариационная форма), что еще больше приближает её к вариациям на выдержанную мелодию. Содержание в музыке — внутренний духовный облик произведения; то, что выражает музыка. Всякое

художественное содержание имеет три стороны — предметную (фабульную), эмоциональную и идейную.

Что такое гетерофонная вариация в музыке?

Вариационная форма или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века).

Следует различать вариационную форму и вариационность как принцип. Последний имеет неограниченный спектр применения (варьироваться могут мотив, фраза, предложение в периоде и т. д., вплоть до варьированной репризы в сонатной форме). Однако однократное применение принципа варьирования не создаёт на его основе форму. Вариационная форма возникает только при систематическом применении этого принципа, поэтому для её создания необходимо не менее 2 вариаций.

Тема вариаций может быть оригинальной (написанной самим композитором) или заимствованной. Вариации могут наполняться совершенно разным содержанием: от очень простого до глубокого и философского (Бетховен, Ариетта из Сонаты № 32 для фортепиано).

Гетерофония - древнейший музыкальный склад, промежуточный между монодийным и полифоническим. К Гетерофонии относятся начальные формы европейской профессиональной полифонии (органум, гимель).

Полифония много- звучие, склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов (мелодических линий, мелодий в широком смысле) многоголосной фактуры. В музыкальной пьесе полифонического склада голоса равноправны в композиционно-техническом (одинаковые для всех голосов приёмы мотивно-мелодической разработки) и логическом (равноправные носители «музыкальной мысли») отношениях. Словом «полифония» также именуется музыкально-теоретическая дисциплина, которая преподаётся в курсах среднего и высшего музыкального образования для композиторов и музыковедов. Главная задача дисциплины полифонии — практическое изучение полифонических композиций. Понятие полифонии (как склада) не коррелятивно понятию гармонии (звуко-высотной структуры), поэтому справедливо говорить, например, о полифонической гармонии. При всей функциональной (музыкально-смысловой, музыкально-логической) независимости отдельных голосов они всегда согласованы по вертикали. В полифонической пьесе слух выделяет консонансы и диссонансы, аккорды а их связи, которые проявляются в развёртывании музыки во времени, подчиняются логике того или иного лада. Любая полифоническая

пьеса обладает признаком целостности звуко- высотной структуры, музыкальной гармонии.

Гетерофония («другой» «звук») в теории музыки — склад многоголосия; суть гетерофонии сводится к тому, что при исполнении одной и той же мелодии несколькими голосами или инструментами в одном или нескольких голосах время от времени возникает ответвление от основного напева. Эти отступления могут определяться особенностями технических возможностей голосов и инструментов, но также могут быть непосредственным проявлением музыкального творчества. Обычно реализация гетерофонии представляет собой сплав индивидуального творчества исполнителей и элементов, закреплённых традицией. К гетерофонии принадлежит, в частности, подголосочный тип многоголосия .

Гетерофония изредка встречается в западноевропейской музыке эпохи Средневековья, в традиционной музыке культур Африки, Индии, Индонезии, Океании, Шри-Ланки и др. стран, а также славянских народов. В музыке Индии и Индонезии гетерофония возникает при варьировании мелодии каждым инструментом в соответствии с его техникой и выразительными возможностями (например, музыка для гамелана). В русской народной музыке гетерофония нередко сочетается с приёмами полифонической техники. Теоретически гетерофонию можно рассматривать как изменение и развитие гомофонии в древнегреческом смысле (то есть голосоведения в унисон или в октаву), но в историческом смысле это вряд ли справедливо, так как вероятнее, что гетерофония восходит к более архаическим типам, связанным с естественной речевой интонацией и естественными особенностями человеческого голоса и музыкальных инструментов.

Монодийный тип (одинаковые мелодии в разных голосах, с разным текстом); гетерофонный тип (сочетание вариантов одной мелодии); контрастный тип. В целом характерны развитая гетерофония и полифония, превалирование инструментальной мелодической составляющей. Подголоски, то есть несколько отличающиеся варианты (это совпадает с понятием гетерофония). Характерна для русской народной песни. Её можно назвать имитационной полифонией. Возрождения и барокко, например, в мотетах и мессах на cantus firmus. В имитационной полифонии — один из приёмов канонической техники (пропорциональный, или мензуральный. Одним из таких вилланелла, полифонический, большей частью в моноритмической фактуре, с элементами имитационной полифонии. Исполнялась под аккомпанемент лютни или a капелла.

REFERENCES

1.Холиков К.Б., Рахматов Н.Э. Объективное решение музыкально -педагогического и психологического образования Психология XXI столетия, 1820 марта 2020 г.

2.Рахматов Н.Э. Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду. Наука, техника и образование 2021. № 2 (77). часть 1, С. 84-87

3. Рахматов Н.Э. "Problems Of Creative Approach In The Pedagogical Activity Of Future Music Teachers " The american journal of social science and education innovations Volume 02 Issue 09/30/2020

4. Нурбек Эркинович Рахматов. Талабаларни халк; кушиклари воситасида эстетик тарбиялаш. Pedagogik Mahurat Ilmiy-nazariy va metodik jurnal 2-son (2020-yil, aprel)

- 211-215

5. Нурбек Эркинович Рахматов Problems Of Creative Approach In Th Pedagogical Activity Of Future Music Teachers. the american journal of social science and education innovations Volume 2 Issue 9, 2020

6. НЭ Рахматов Значение музыкального воспитания в развитии зрелости личности

- Scientific progress, 2021

7. Нурбек Эркинович Рахматов Метод перилла, статистический метод, вариабельные и многозначные формы музыки Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 212-217)

8. Нурбек Эркинович Рахматов Техника алея между порядком и хаосом в музыке Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 218-223)

9. Нурбек Эркинович Рахматов

Импровизация и хэппенинг Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 224-229)

10. Нурбек Эркинович Рахматов Мобильная, вариабельная и модульная тип формы музыки Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 230-235)

11.Холиков К.Б. Членораздельность формы. Цезура, ее признаки. Главные элементы музыки, их формообразующее действие. Мелодия. Тема. (pp. 720-728)

12.Холиков К.Б. Важнейшие общие основы музыкальной формы. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 568-571)

13.Холиков К.Б. Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 426-432)

14.Холиков К.Б. Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 280-284)

15.Холиков К.Б. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1094-1100)

16.Холиков К.Б. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1087-1093)

17.Холиков К.Б. «Колесо навыков» как универсальный инструмент помощи соискателям для подготовки к управлению хором. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1080-1086)

18.Холиков К.Б. Краткая характеристика месторождения хора (pp. 1074-1079)

19.Холиков К.Б. Структура физических упражнений на уроках музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1060-1067)

20.Холиков К.Б. Содержание урока музыки в общеобразовательном школе. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1052-1059)

21.Холиков К.Б. Роль теоретичности и применения информационных систем в области теории, гармонии и полифонии музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1044-1051)

22.Холиков К.Б. Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1038-1043)

23.Холиков К.Б. Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1019-1024)

24.Холиков К.Б. Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)

25. Холиков К. Б. Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1006-1012)

26.Холиков К.Б. Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 999-1005)

27.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.

28.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

29.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443

30.Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.