SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021
ISSN: 2181-1601
МЕТОД ПЕРИЛЛА, СТАТИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД, ВАРИАБЕЛЬНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ ФОРМЫ МУЗЫКИ
Нурбек Эркинович Рахматов
Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,
Бухарский государственный университет
АННОТАЦИЯ
Статья предназначена для широкого круга читателей: учителей музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять методов: периллы; вариабельный; статистический, теорию и гармонию, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи - расширить представления читателей о современных методах и методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.
Ключевые слова: педагогика/ музыка/ алеаторика / метод/ перилла/ статистический/ теория/ вариабельный/ форма музыки.
PERILLA METHOD, STATISTICAL METHOD, VARIABLE AND MULTI-
SIGNED FORMS OF MUSIC
Nurbek Erkinovich Rakhmatov
Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State
University
ABSTRACT
The article is intended for a wide range of readers: music teachers, theory teachers, those who seek to understand the methods: perilla; variable; statistical, theory and harmony, improve your theoretical level. The purpose of the article is to expand the readers' understanding of modern methods and techniques in theory and harmony and the possibilities of increasing the level of teaching theory.
Keywords: pedagogy / music / aleatoric / method / perilla / statistical / theory / variable / form of music.
Алеаторика (вероятно, случайный, игорный игрок, игральная кость) — техника композиции в музыке XX—XXI веков, допускающая вариабельные отношения между элементами музыкальной ткани (в том числе нотного текста) и музыкальной формы и предполагающая неопределённость или случайную последовательность этих элементов при сочинении или исполнении произведения. Как метод композиции алеаторика развилась в противовес строгому варианту сериальной музыки, в технике которой элементы во всех
параметрах музыкальной композиции (гармония, ритм, форма, штрихи, динамика, тембр и так далее) были строго детерминированы теми или иными алгоритмами (формулами, моделями).
Элементы случайности в музицировании определённым образом были характерны для музыки разных эпох и направлений. Например, вариативным по своей сути является музыкальный фольклор, для которого фиксация музыкального материала вообще не свойственна. В европейской музыке средневековья и возрождения практиковались произвольная замена вокальных голосов на инструментальные и цифрованный бас, который позволял исполнителю произвольно подбирать расположение аккордов; в эпоху просвещения незафиксированные в нотной записи каденции солиста в инструментальных концертах. Алеаторический метод применил
в 1952 году американский композитор Джон Кейдж. В произведении Music of Changes — «Музыка перемен» — он использовал различные элементы случайности и вариабельность в восприятии акустического пространства.
Основоположником алеаторики как метода композиции принято считать немецкого композитора Карлхайнца Штокхаузена. Его «Пьесу для фортепиано XI» (1957) во время концерта обычно исполняют несколько раз в разных вариантах. Графически партитура выглядит следующим образом: на большом нотном плакате (53*93 см) отпечатано 19 независимых друг от друга нотных групп различной продолжительности, которые композитор сопровождает комментариями для исполнителей. Музыкант должен выбрать любую из этих групп по желанию и исполнять её в любом темпе, в любой динамике и любой артикуляции, затем следуют другие группы, также выбираемые произвольно. Комментарии Штокхаузена являются настолько сложными и даже изощренными, что требуют от исполнителей долгого и напряжённого изучения.
В том же 1957 году, но несколькими месяцами позже, французский композитор Пьер Булез, используя алеаторический метод композиции, создал Третью фортепианную сонату и написал, как принято считать, важнейшую для теоретического обоснования алеаторики статью, зачитывая её затем на курсах композиции в Кранихштайне. В том же году эта статья была издана под названием «Алеа» в журнале «Новое французское обозрение» («Alea», «Nouvelle Revue Française»), а в следующем — в «Дармштадтском вестнике новой музыки» («Darmstadter Beitrage zur Neuen Musik»).
Алеаторику по принципу её организации принято делить на две группы. К первой относится так называемая абсолютная (вольная), ничем не ограниченная алеаторика. Здесь осуществляются опыты и замыслы, построенные на использовании чистой случайности. К этой же группе можно отнести и неорганизованную инструментальную импровизацию.
Термин открытая форма иногда используется для «мобильной» или «поливалентной» музыкальных форм, где порядок частей или секций не определён или остаётся на усмотрение исполнителя. «Открытая форма» в музыке используется также в значении, для композиции в основе своей неполной, представленной как незаконченное произведение, или выходящей за очерченные рамки. В этом смысле «мобильная форма» может быть как «открытой», так и «закрытой».
Статистические методы - научные методы описания и изучения массовых явлений, допускающих количественное (численное) выражение. Сущность анализа музыкальных произведений - выявление внутреннего единства их содержания и выразительных средств и внешнего единства с музыкальным, социальным, общекультурным контекстом (предмет анализа). Объект анализа — музыкальное произведение. Методы анализа музыкальных произведений — системный подход, стилевой и жанровый анализы, методы сопоставлений по подобию и контрасту. Эффективность целостного анализа сравнительно небольших произведений, его громоздкость в случаях разбора крупной формы. Возможность аналитических действий «от общего — к частному» (например, от заранее известных черт стиля или жанра). Возможность членения «большого» анализа на ряд «малых», то есть анализ по отдельности частей целого — с последующим обобщением. Анализ определенной существенной стороны музыкального целого — мелодики, гармонии, фактуры, даже динамики — как предварительная стадия целостного исследования. Применимость анализа укрупненного, оставляющего за пределами внимания частности и сосредоточенного на основных образах, основных средствах их воплощения, основных моментах развития. Зависимость вида и степени глубины анализа от его задач, а характера изложения его результатов — от аудитории. Художественно-педагогический анализ как разновидность анализа, направленного на удовлетворение потребностей обучения и воспитания. Содержательный и стилистический аспекты интерпретации. Текст музыкального произведения как двухуровневая система. Проблема аутентичного исполнения. Культурно-историческая реконструкция музыкального содержания. В результате обсуждений и дискуссий студенты должны осмыслить принципы анализа и интерпретации произведений различных видов искусства: литературного произведения, музыкального произведения, архитектонических искусств (архитектуры и декоративно-прикладного искусства), изобразительного искусства, театрального произведения, экранного произведения. Формирование навыков аналитического восприятия произведений различных видов искусства и интерпретационного понимания их содержания. Музыкальная форма — многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения. Музыка
воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
REFERENCES
1.Холиков К.Б., Рахматов Н.Э. Объективное решение музыкально -педагогического и психологического образования Психология XXI столетия, 1820 марта 2020 г.
2.Рахматов Н.Э. Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду. Наука, техника и образование 2021. № 2 (77). часть 1, С. 84-87
3. Рахматов Н.Э. "Problems Of Creative Approach In The Pedagogical Activity Of Future Music Teachers " The american journal of social science and education innovations Volume 02 Issue 09/30/2020
4. Нурбек Эркинович Рахматов. Талабаларни халк; кушиклари воситасида эстетик тарбиялаш. Pedagogik Mahurat Ilmiy-nazariy va metodik jurnal 2-son (2020-yil, aprel)
- 211-215
5. Нурбек Эркинович Рахматов Problems Of Creative Approach In Th Pedagogical Activity Of Future Music Teachers. the american journal of social science and education innovations Volume 2 Issue 9, 2020
6. НЭ Рахматов Значение музыкального воспитания в развитии зрелости личности
- Scientific progress, 2021
7.Холиков К.Б. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, контрапунктной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 697-704)
8.Холиков К.Б. Область применения двойные фуги. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 686-689)
9.Холиков К.Б. Задачи хора для вырождающегося нагруженного управления косвенного, противоположнего и параллельно-двигающегося голоса. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 690-696)
10.Холиков К.Б. Область применения фугированных форм. Тройные и четверные фуги. Фугетта и Фугато. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 681-685)
11.Холиков К.Б. Членораздельность формы. Цезура, ее признаки. Главные элементы музыки, их формообразующее действие. Мелодия. Тема. (pp. 720-728)
12.Холиков К.Б. Важнейшие общие основы музыкальной формы. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 568-571)
13.Холиков К.Б. Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 426-432)
14.Холиков К.Б. Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 280-284)
15.Холиков К.Б. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1094-1100)
16.Холиков К.Б. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1087-1093)
17.Холиков К.Б. «Колесо навыков» как универсальный инструмент помощи соискателям для подготовки к управлению хором. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1080-1086)
18.Холиков К.Б. Краткая характеристика месторождения хора (pp. 1074-1079)
19.Холиков К.Б. Структура физических упражнений на уроках музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1060-1067)
20.Холиков К.Б. Содержание урока музыки в общеобразовательном школе. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1052-1059)
21.Холиков К.Б. Роль теоретичности и применения информационных систем в области теории, гармонии и полифонии музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1044-1051)
22.Холиков К.Б. Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1038-1043)
23.Холиков К.Б. Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1019-1024)
24.Холиков К.Б. Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)
25. Холиков К. Б. Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1006-1012)
26.Холиков К.Б. Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 999-1005)
27.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.
28.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.
29.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021
ISSN: 2181-1601
30.Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.