ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ НЕТОЧНОСТЬЮ ГРЕГОРИАНСКОЙ РИТМИКИ И "РИТМИЧЕСКИМИ НЕВМАМИ"
Нурбек Эркинович Рахматов
Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,
Бухарский государственный университет
АННОТАЦИЯ
Статья предназначена для учителей музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять природу гармонии, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи - расширить о методиках по гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.
Ключевые слова: педагогика/ музыка/ григорианская ритмика/ ритмические невмы/ школьник/ занятие/ теория/ пения.
PRINCIPAL DIFFERENCE BETWEEN INACCURACY GREGORIAN RHYTHMICS AND "RHYTHMIC NEUMAS"
Nurbek Erkinovich Rakhmatov
Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State
University
ABSTRACT
The article is intended for music teachers, teachers of theory, those who seek to understand the nature of harmony, to improve their theoretical level. The purpose of the article is to expand on the methods of harmony and the possibilities of increasing the level of teaching theory.
Keywords: pedagogy / music / Gregorian rhythm / rhythmic neuma / schoolchild / class / theory / singing.
Ритмика - это музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать восприятие детей через движение.
Ритмика в начальной школе является содействие всестороннему развитию личности школьника средствами танцевально-игровой гимнастикой. Обучение ритмикой создает необходимый двигательный режим и положительный психологический настрой. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребенка всех психических процессов: восприятия,
внимания, памяти, воображения, мышления.
Танец - это творчество, танец - это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие «первый танец», ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.
Теперь о григорианской ритмике. Существует разные региональные традиции распева:
амвросианский распев; староримский распев; беневентанский распев; мозарабский распев; галликанский распев.
Григорианский хорал, григорианское пение, в широком смысле - одноголосное богослужебное пение в Римско-католической церкви на латинском языке «плавный распев»; термин указывает на то, что музыкальный ритм распева не нотиру-ется. В узком смысле - круг одноголосных песнопений римской традиции, утвердившейся у католиков в качестве богослужебного канона. Средневековые хронисты писали, что Святой Дух, явившийся в виде голубя, внушил новые распевы папе Григорию I Великому (отсюда традиционное название). Реформа пения в западно-христианской традиции произошла позднее, при Виталиане, мечтавшем выстроить пышный церемониал по византийскому образцу.
Многообразный и пёстрый репертуар Г. х. в основном сложился в эпоху Каролин-гов. Сформировался в империи франков, а затем был перенесён в Рим. При том что традиция Г. х. чрезвычайно консервативна, круг песнопений на протяжении веков постоянно расширялся. Большинство текстов Г. х. взято из Священного Писания (главным образом из Псалтири и Нового Завета; особенно значительны новозаветные песни библейские) или представляет собой его парафразы. Музыкальный ритм и форма Г. х. продиктованы закономерностями молитв-о- -словной прозы, и для правильного восприятия Г. х. необходимо понимание текста молитв. Г. х. классифицируются по литургической функции [внутри оффи-ция (т. е. службы часов) и внутри мессы]; по приуроченности к календарному празднику; по принадлежности к определённому церковному тону или ладу (например, «антифон восьмого тона», «респонсорий второго тона»); по степени мелодического распева [силлабические (на один слог одна нота), невменные и ме-лизматические (на один слог много нот)]; по типу исполнения (антифонные и рес-понсорные; см. Антифонное пение, Респонсорное пение). В силлабической манере распеваются псалмы и основные молитвы (например, «Pater noster»), невмен-ный стиль характерен для большинства антифонов; образец мелизматического стиля - аллилуйя. В храме Г. х. исполняется мужским хором, чаще небольшим ансамблем певчих (cantores), иногда поддерживаемым органом, под руководством поющего наставника (magister, praecentor); исполнение, требует
профессионального мастерства. Община в пении Г. х. не участвует. Простейшими формами Г. х. являются так называемые речитационные тоны (на которые читаются любые богослужебные тексты) и псалмовые тоны; то и другое имеет формульный, строго кодифицированный характер. Распев псалмов составляет основу службы часов. После псалма исполняется короткий антифон. По тому же принципу чередования строится большой респонсорий оффиция, а на месте антифона находится ответ хора. Те же формальные признаки лежат в основе распевов мессы. Особую группу образуют строфические формы: песнопения ординария мессы, тракт, секвенция и гимн. Употребление свободно-сочинённых текстов в богослужении строго регламентировано. Не формульные распевы гимнов и секвенций отличаются особой выразительностью и рельефностью.
Интервальную основу Г. х. составляет диатоника , ладогармонический принцип -модальная система на основе 8 церковных тонов. Г. х. с византийской церковной музыкой (формульный характер мелодии, принципы ладовой организации), однако на имеющихся (поздних) образцах византийской музыки зависимость западной монодии от восточной неочевидна.
Более древними, чем Г. х., традициями «плавного распева» считаются амвросиан-ский (миланский) и старо-римский распевы, зародившиеся на территории современной Италии, а также расцветший во времена арабских завоеваний Пиренейского полуострова мозарабский («неарабский») распев. От строгого и возвышенного Г. х. местные распевы отличаются более значительными размерами и пышностью мелизма текст и напев не столь чётко скоординированы. В эпохи Средневековья и Возрождения Г. х. выполнял роль мелодии-модели для полифонической разработки в жанрах органума, клаузулы, мотета, мессы и др. Техника композиции на основе «предустановленного распева» допускала разнообразные приёмы канонической имитации, ритмической и метрической модификации первоисточника, изменявшие оригинал до неузнаваемости.
В Новое время особенно популярные распевы используются вне богослужебной практики.
REFERENCES
1.Холиков К.Б., Рахматов Н.Э. Объективное решение музыкально -педагогического и психологического образования Психология XXI столетия, 1820 марта 2020 г.
2.Рахматов Н.Э. Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду. Наука, техника и образование 2021. № 2 (77). часть 1, С. 84-87
3. Рахматов Н.Э. "Problems Of Creative Approach In The Pedagogical Activity Of Future Music Teachers " The american journal of social science and education innovations Volume 02 Issue 09/30/2020
4. Нурбек Эркинович Рахматов. Талабаларни хал; кушиклари воситасида эстетик тарбиялаш. Pedagogik Mahurat Ilmiy-nazariy va metodik jurnal 2-son (2020-yil, aprel)
- 211-215
5. Нурбек Эркинович Рахматов Problems Of Creative Approach In Th Pedagogical Activity Of Future Music Teachers. the american journal of social science and education innovations Volume 2 Issue 9, 2020
6. НЭ Рахматов Значение музыкального воспитания в развитии зрелости личности
- Scientific progress, 2021
7. Нурбек Эркинович Рахматов Метод перилла, статистический метод, вариабельные и многозначные формы музыки Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 212-217)
8. Нурбек Эркинович Рахматов Техника алея между порядком и хаосом в музыке Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 218-223)
9. Нурбек Эркинович Рахматов
Импровизация и хэппенинг Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 224-229)
10. Нурбек Эркинович Рахматов Мобильная, вариабельная и модульная тип формы музыки Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 230-235)
11.Холиков К.Б. Членораздельность формы. Цезура, ее признаки. Главные элементы музыки, их формообразующее действие. Мелодия. Тема. (pp. 720-728)
12.Холиков К.Б. Важнейшие общие основы музыкальной формы. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 568-571)
13.Холиков К.Б. Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 426-432)
14.Холиков К.Б. Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 280-284)
15.Холиков К.Б. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1094-1100)
16.Холиков К.Б. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1087-1093)
17.Холиков К.Б. «Колесо навыков» как универсальный инструмент помощи соискателям для подготовки к управлению хором. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1080-1086)
18.Холиков К.Б. Краткая характеристика месторождения хора (pp. 1074-1079)
19.Холиков К.Б. Структура физических упражнений на уроках музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1060-1067)
20.Холиков К.Б. Содержание урока музыки в общеобразовательном школе. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1052-1059)
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021
ISSN: 2181-1601
21.Холиков К.Б. Роль теоретичности и применения информационных систем в области теории, гармонии и полифонии музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1044-1051)
22.Холиков К.Б. Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1038-1043)
23.Холиков К.Б. Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1019-1024)
24.Холиков К.Б. Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)
25. Холиков К. Б. Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1006-1012)
26.Холиков К.Б. Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 999-1005)
27.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.
28.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.
29.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443
30.Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.