Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС И ПЕРСПЕКТИВЫ ГАРМОНИИ В МУЗЫКИ, СТЕПЕНЬ ТОЧНОСТИ ГРАФИЧЕСКОЙ ФИКСАЦИИ МУЗЫКИ'

ГЕНЕЗИС И ПЕРСПЕКТИВЫ ГАРМОНИИ В МУЗЫКИ, СТЕПЕНЬ ТОЧНОСТИ ГРАФИЧЕСКОЙ ФИКСАЦИИ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ перспективы гармонии/ генезис/ методика/ фиксация музыки/ теория. / pedagogy / music / perspectives of harmony / genesis / methodology / fixation of music / theory.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вазира Нарзиллоевна Атаева

В статье рассматривается тема касающиеся гармонии музыки, предназначена для широкого круга читателей: учителей музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять природу теории и гармонии, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи – расширить представления читателей генезиса и перспективы гармонии и методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS AND PROSPECTS OF HARMONY IN MUSIC, DEGREE OF ACCURACY OF GRAPHIC FIXATION OF MUSIC

The article deals with the topic of music harmony, intended for a wide range of readers: music teachers, theory teachers, those who seek to understand the nature of theory and harmony, to improve their theoretical level. The purpose of the article is to expand the readers' understanding of the genesis and prospects of harmony and methods of theory and harmony and the possibilities of increasing the level of teaching theory.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС И ПЕРСПЕКТИВЫ ГАРМОНИИ В МУЗЫКИ, СТЕПЕНЬ ТОЧНОСТИ ГРАФИЧЕСКОЙ ФИКСАЦИИ МУЗЫКИ»

ГЕНЕЗИС И ПЕРСПЕКТИВЫ ГАРМОНИИ В МУЗЫКИ, СТЕПЕНЬ ТОЧНОСТИ ГРАФИЧЕСКОЙ ФИКСАЦИИ МУЗЫКИ

Вазира Нарзиллоевна Атаева

Студент второго курса, Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается тема касающиеся гармонии музыки, предназначена для широкого круга читателей: учителей музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять природу теории и гармонии, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи - расширить представления читателей генезиса и перспективы гармонии и методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ перспективы гармонии/ генезис/ методика/ фиксация музыки/ теория.

GENESIS AND PROSPECTS OF HARMONY IN MUSIC, DEGREE OF ACCURACY OF GRAPHIC FIXATION OF MUSIC

Vazira Narzilloevna Atayeva

Second year student, Bukhara State University

ABSTRACT

The article deals with the topic of music harmony, intended for a wide range of readers: music teachers, theory teachers, those who seek to understand the nature of theory and harmony, to improve their theoretical level. The purpose of the article is to expand the readers' understanding of the genesis and prospects of harmony and methods of theory and harmony and the possibilities of increasing the level of teaching theory.

Keywords: pedagogy / music / perspectives of harmony / genesis / methodology / fixation of music / theory.

Благодаря условному графическому знаку - ноте - определенные частоты получают не только свое выражение на письме, но и делают процесс создания музыкальной композиции понятным. Ноты в музыке - это инструменты для моментальной фиксации на письме звуковой волны конкретной частоты. Такие предопределенные записи формируют целый ряд, из которых составляется музыка. Каждая нота имеет свое название и определенную частоту, диапазон которой составляет 20 Гц - 20 кГц. Чтобы назвать конкретную частоту, принято использовать не конкретные цифры, поскольку это сложно, а

наименование. Нота «знак», «метка» в музыке — графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Преподаватели готовы разделить с вами все таинства музыкальной теории, но не раньше, чем вы научитесь читать эти закорючки самостоятельно. Удивительно то, что вообще-то, ноты эволюционировали так, чтобы их было как можно удобнее читать бегло с листа. В то же время, неподготовленному человеку все это кажется китайской грамотой.

Музыкальная нотация (знак) — система фиксации музыки с помощью письменных знаков (графем). В отличие от механических и электронных способов репродукции звучащего материала (на грампластинке, в аудиофайле, посредством графика звукового сигнала, его спектра и т. п.) нотация передаёт смысл специфически музыкальной логики, прежде всего, в том, что касается звуко-высотности и ритма. Например, нотная запись септаккорда и его обращений фиксирует «терцовую» логику аккорда независимо от того или

иного музыкального_строя. Знак_альтерации, относящийся

к диатонической ступени ладового звукоряда, может означать

её хроматическую альтерацию в системе мажорно-минорной тональности, а в 12-тоновой музыке ново-венской школы (композиционный принцип которой покоится на энгармонизме полутонов равномерно темперированной октавы) может нести функцию контекстно-безразличного «маркера высоты». Размер и тактовая черта показывают местоположение сильных и слабых долей, уровни ритмического деления и т. д., и наоборот — отсутствие этих знаков нотации имплицирует произвольность метроритмической транскрипции музыки и артикуляции текста.

В европейской культуре нотация обеспечила сохранность и передачу профессиональной музыки — анонимной (главным образом, культовой) и авторской («композиторской», церковной и светской) — от поколения к поколению. Отсюда памятник нотации приобрёл статус первичного источника для исполнительских реализаций (интерпретаций) музыки и научных суждений о ней.

Детальная разметка динамических, темповых и пр. нюансов выдаёт стремление композитора детерминировать интерпретацию смысла, запечатлённого на письме. Так, отсутствие точной нотации темпов и мелизмов в музыке Возрождения и барокко послужило причиной существенного различия в её интерпретациях аутентистами . Непоследовательное нотирование встречных и системных знаков альтерации в многоголосной музыке Средних веков и раннего Возрождения породило противоречивые музыковедческие трактовки старинной гармонии, специфическая расстановка ключей («ключевание») в вокальной музыке XVI—XVII вв. вызвала к жизни концепцию

«многоголосных» амбитусов, и т. д. В качестве «физических» носителей нотированной музыки на разных этапах истории выступали камень, папирус, пергамент, бумага, файл (для нотации посредством программного кода) и др. Исторически наиболее важные типы нотации:

буквенная (графемы на основе греческого, позже латинского алфавита); невменная (мнемоническая, без точного обозначения звуко-высот, но указывающая на агогику, динамику и другие исполнительские нюансы; использовалась главным образом для записи вокального одноголосия в католическом и православном обиходе; в древнерусском богослужении — «крюки» знаменного распева; в средневековой Армении — хазы);

линейная (в том числе квадратная и готическая, точно фиксирующие высоту). Особенно значима историческая форма линейной нотации — мензуральная, фиксирующая и высоту и ритм, преимущественно для записи многоголосия в средневековой и ренессансной музыке Европы. Иногда в качестве отдельной системы нотации выделяют модальную нотацию XII—XIII веков, которая является пред-формой мензуральной. Наибольшее распространение в профессиональной музыке и в элементарном музыкальном образовании получила пяти-линейная круглая тактовая нотация, установившаяся в Европе в XVII—XVIII веках;

табулатура (сокращённая запись для струнных щипковых, старинных клавишных инструментов, для органа);

смешанная — (буквенно-линейная, в ней в IX веке зафиксированы первые образцы европейского профессионального многоголосия), генерал-бас эпохи барокко и отчасти XVIII века, невменно-линейная, джазовая XX века сочетает буквенно-цифровую и линейную запись и др.;

компьютерная (многие попытки унификации начиная с 1970-х годов; ныне крупнейшими разработчиками программного обеспечения за основу принят формата.

Экспериментальная, этим условным обозначением охватываются различные неунифицированные формы письменной фиксации музыки, применявшиеся в сочинениях композиторов-новаторов XX—XXI веков (например, различные способы нотации микрохроматики).

Гармония (связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность) — комплекс понятий теории музыки. Гармоничной называется (в том числе и в обиходной речи) приятная для слуха и постигаемая разумом слаженность звуков (музыкально-эстетическое понятие). В научной перспективе это представление приводит к композиционно-техническому понятию гармонии как объединения звуков в созвучия и их закономерного последования. Гармония как научная и учебно-практическая дисциплина изучает звуко-высотную

организацию музыки — как многоголосной, так и одноголосной. Понятие гармонии применяется для характеристики логически организованной звуко-высотной системы: типа лада (модальная гармония, тональная гармония), музыкального стиля , индивидуально специфического воплощения звуко-высотности характерной для стиля композитора аккорд. Понятие гармонии, однако, не следует смешивать с понятиями

«сопровождение», гомофония (например, в выражении «мелодия и гармония» вместо «мелодия и аккомпанемент» или вместо «мелодия и аккорд»; «полифония и гармония» вместо «полифония и гомофония»). Гармония объединяет наиболее специфические для музыки художественные элементы и отношения: звукоряды и интервальные системы, аккорды и ладовые функции и т. д. (тогда как, например, метр и ритм, присутствующие в музыке, свойственны также поэзии). Осознание благозвучности гармонически упорядоченных отношений звуков явилось величайшим завоеванием художественного мышления. При этом восприятие того или иного аккорда как «гармонии» (то есть созвучия) или как набора несвязанных звуков зависит от музыкального опыта слушателя и его эстетических предпочтений.

Первичный объект гармонии — музыкальные интервалы, художественное освоение которых составляет стержень исторического развития музыкального искусства. «Согласное» звучание даёт первую категорию гармонии — консонанс, противопоставляемый диссонансу. Важная категория гармонии

является звукоряд определённого интервального рода в пределах звуковой системы — материальной основы всякой музыки. Форма, в которой воплощаются (реализуются, разворачиваются во времени и высотном «пространстве») звукоряд, определяет центральную категорию гармонии — лад.

REFERENCES

1. Холиков К.Б. Подбор аккордов в композиции и стремлении к более точной и однозначной фиксации в музыке Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 545-549)

2.Холиков К.Б. Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 10381043)

3.Холиков К.Б. Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1019-1024)

4.Холиков К.Б. Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)

5.Холиков К.Б. Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1006-1012)

6.Холиков К.Б. Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 999-1005)

7.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.

8.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

9.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443

10.Холиков К.Б. Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.

11. Холиков К.Б. Тяготение основа-основ в музыкальной композиции Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 459-464)

12.НЭ Рахматов МУЗЫКА КАК ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ВИД ИСКУССТВА Scientific progress 2 (4), 418-423

13.НЭ Рахматов МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ Scientific progress 2 (4), 424-428

14.НЭ Рахматов ГЕТЕРОФОННАЯ ВАРИАЦИЯ В МУЗЫКЕ Scientific progress 2 (4), 434-439

15.НЭ Рахматов ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ НЕТОЧНОСТЬЮ ГРЕГОРИАНСКОЙ РИТМИКИ И "РИТМИЧЕСКИМИ НЕВМАМИ" Scientific progress 2 (4), 429-433

16.НЭ Рахматов ТЕХНИКА АЛЕЯ МЕЖДУ ПОРЯДКОМ И ХАОСОМ В МУЗЫКЕ Scientific progress 2 (4), 218-223

17.НЭ Рахматов МОБИЛЬНАЯ, ВАРИАБЕЛЬНАЯ И МОДУЛЬНАЯ ТИП ФОРМЫ МУЗЫКИ Scientific progress 2 (4), 230-235

18.НЭ Рахматов ИМПРОВИЗАЦИЯ И ХЭППЕНИНГ Scientific progress 2 (4), 224229

19.НЭ Рахматов МЕТОД ПЕРИЛЛА, СТАТИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД, ВАРИАБЕЛЬНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ ФОРМЫ МУЗЫКИ Scientific progress 2 (4), 212-217

20.НЭ Рахматов ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ Scientific progress 1 (5) 2021

21.Rakhmatov N. E. Problems of Creative Approach In The Pedagogical Activity Of Future Music Teachers // The American Journal of Social Science and Education Innovations. - 2020. - Т. 2. - №. 09. - С. 659-664.

22.НЭ Рахматов СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ДЕТСКОМ САДУ Наука, техника и образование, 84-87

23. Холиков К.Б. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 1094-1100)

24. Холиков К.Б. «Колесо навыков» как универсальный инструмент помощи соискателям для подготовки к управлению хором Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 1080-1086)

25. Холиков К.Б. О соответствующих последовательности трех аккордов - тоники, субдоминанты и доминанты Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1068-1073)

26. Холиков К.Б. Природа отношений, регулируемых инструментом возбуждения музыкальных эмоций при коллективном пении Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 1032-1037)

27.Холиков К.Б. Новые языковые тенденции музыкального образование вовремя пении хорового коллектива Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 1025-1031)

28. Холиков К.Б Характер музыки и результат смысловое содержание произведения Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 563-569)

29. Холиков К.Б. Звуко-высотная организация и последовательность частей формы музыки Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 557-562)

30. Холиков К.Б. Манеры пения хорового коллектива и анализ произведения музыки с подвижной структурой и комбинируемым материалом Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 550-556)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.