Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ СТРОГОЙ И ДЕТАЛЬНОЙ ФИКСАЦИИ В МУЗЫКЕ'

ТЕНДЕНЦИИ СТРОГОЙ И ДЕТАЛЬНОЙ ФИКСАЦИИ В МУЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
117
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ строгая фиксация/ детальная фиксация/ студент/ занятие/ теория/ гармония. / pedagogy / music / strict fixation / detailed fixation / student / lesson / theory / harmony.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комил Буронович Холиков

Статья для учителей музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять теории и гармонии, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи – расширить представления читателей о методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS FOR STRICT AND DETAILED FIXATION IN MUSIC

An article for music teachers, theory teachers, those who seek to understand theories and harmony, to improve their theoretical level. The purpose of the article is to expand the understanding of readers about the methods of theory and harmony and the possibilities of improving the level of teaching theory.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ СТРОГОЙ И ДЕТАЛЬНОЙ ФИКСАЦИИ В МУЗЫКЕ»

ТЕНДЕНЦИИ СТРОГОЙ И ДЕТАЛЬНОЙ ФИКСАЦИИ В МУЗЫКЕ

Комил Буронович Холиков

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Статья для учителей музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять теории и гармонии, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи -расширить представления читателей о методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ строгая фиксация/ детальная фиксация/ студент/ занятие/ теория/ гармония.

TRENDS FOR STRICT AND DETAILED FIXATION IN MUSIC

Komil Buronovich Kholikov

Lecturer, department of music education, faculty of art history, Bukhara state university

ABSTRACT

An article for music teachers, theory teachers, those who seek to understand theories and harmony, to improve their theoretical level. The purpose of the article is to expand the understanding of readers about the methods of theory and harmony and the possibilities of improving the level of teaching theory.

Keywords: pedagogy / music / strict fixation / detailed fixation / student / lesson / theory / harmony.

Нота в музыке — графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Нотная грамота существовала не всегда. Сначала музыку пели и играли по памяти, и так она переходила от одного музыканта к другому. Но со временем произведение искажалось, и люди искали способ, как передать музыку такой, какой сочинил ее автор. Система графических знаков, применяемых для записи музыки, а также сама запись музыки называется фиксацией музыки. У разных народов были свои способы записи музыки. В Древней Греции нотами служили буквы, а в григорианской музыке сложилась особая система записи звуков - невма. На Руси для той же цели употребляли собственную систему «крюков» или «знамен». Все эти способы позволяли определить лишь направление мелодии, но не точную интонацию. Первоначально передаваемые по слуху мелодии обозначались

пиктографическим способом (с помощью изображений). В Древней Египте делались попытки такой записи. В Древней Вавилоне, как полагают, применялась идеографический (слоговая) запись музыкальных звуков с помощью клинописи (сохранилась глиняная табличка с клинописью - записано стихотворение с дополнительными знаками, которые трактуют как слоговую запись музыкальных звуков). Следующим этапом было буквенное Нотное письмо. Буквенная система обозначения звуков применялась в Древней Греции. Хотя эта система фиксировала только высоту звуков, но не их длительность, она удовлетворяла музыкантов того времени, поскольку музыка древних греков, была- одноголосна и мелодия была тесно связана с поэтическим текстом. Благодаря этому, несмотря на несовершенство Нотного письма, музыка и музыкальная теория в Древней Греции наравне с другими видами искусства получили значительное развитие. Уже к VI веке для обозначения звуков наряду с греческими стали применять и буквы латинского алфавита; к X веку способ обозначения звуков латинскими буквами всецело вытеснил прежний. Буквенная система и в 20 веке частично используется в музыкально-теоретическом литературе для обозначения отдельных звуков и тональностей. Древней старинной системой было невменное Нотное письмо, получившее распространение в среднего века. Особые знаки - невмы писались над словесным текстом для напоминания мелодий песнопений; невменное Нотное письмо использовалось для нотации католического богослужебных песнопений. С течением времени для более точного обозначения высоты невм стали применять линии. Первоначально такие линии не указывали на точную высоту звуков, однако позволяли музыканту видеть, какие из числа обозначенных невмами звуков являются относительно более низкими, а какие - относительно более высокими. Число линий простиралось от одной до 18; системы из несколько линий как бы воспроизводили на бумаге струны музыкального инструмента. В XI веке Гвидо д'Ареццо усовершенствовал этот способ Нотное письмо, введя в употребление четыре нотные линии, которые явились прототипом современного нотного стана. В начале линий он поместил буквенные знаки, обозначавшие точную высоту записанных на них звуков; эти знаки были прототипами современного ключей. Постепенно невменные знаки были заменены квадратными нотными головками, обозначавшими лишь высоту звуков. Это Нотное письмо широко применялось для записи григорианского хорала и потому получило наименование хорального. Знаки мензуры, помещались в начале нотной строки, при смене мензуры - в середине нотного текста. Применявшиеся в этой системе знаки пауз соответствовали мензуральным длительностям и носили их названия. Одновременно с мензуральной нотацией в XV-XVII вв. существовала буквенная

или цифровая система, табулатура, служившая для записи инструментальной музыки. Она имела много разновидностей, отвечавших особенностям отд. инструментов; существовали также нац. виды табулатур: немецкая, французская, итальянская, испанская. Способ обозначения аккордов при помощи цифр, написанных над или под нотами басовым голосом, - генерал-бас или basso continuo (непрерывный бас) применялся с кон. XVI в. и получил широкое распространение; он служил преим. для изложения аккомпанирующей партии органа и фортепиано. В XX веке цифрованный бас используется только в качестве упражнения при изучении гармонии.

Цифровая система записи музыки применяется в современном педагогическом практике для упрощения обучения игре на некоторых народных инструментах. Нотоносец заменяется линиями соответственно количеству струн инструмента, на них пишутся цифры, показывающие, возле какого по порядку лада струна должна быть прижата к грифу.

В России без-линейное Нотное письмо (знаменное, или крюковое) существовало с кон. Нотное письмо XI в. (возможно и ранее) по XVII в. включительно. Оно представляло собой разновидность невменного письма и применялось в православном церк. пении. Нотация знаменного пения являлась идеографической формой Нотное письмо - знаки обозначали отдельными интонации или мотивы, но не указывали точную высоту и протяжённость звуков. Позднее были введены дополнительные знаки, уточнявшие высоту звуков, точные ноты киноварные пометы

В начале XVII в. на Украине, а затем и в России при нотации одноголосных обиходных песнопений осуществляется постепенный переход от крюкового письма к 5-линейной нотной системе с применением квадратных нот и цефаутного ключа. Преимущество современное Нотное письмо заключается прежде всего в наглядности обозначения звуко-высотного положения нот и их метроритмических соотношений. Кроме того, наличие ключей, позволяющих использовать нотный стан для записи различных диапазонов музыкального звукоряда, даёт возможность ограничиться 5-линейной нотной системой, лишь эпизодически прибегая к добавочным линиям и дополнительных обозначениям. Составными элементами современного Нотное письмо являются: 5-линейный нотоносец; ключи, определяющие высотное значение линий нотного стана; нотные знаки: овальные головки со штилем (или палочкой) - незаполненные (белые) и заполненные (чёрные); различные элементы нотных знаков, выражающие относительных длительность звуков, исходя из математического принципа деления на два каждой нотной (временной) доли; знаки альтерации при ключе, фиксирующие высоту данной ступени на протяжении всего муз. произведения, и знаки альтерации при нотах (случайные), изменяющие высоту

ступени только в данном такте и для данной октавы; обозначения метра, то есть количества временных долей в такте и их долготы; дополнительные знаки, предписывающие увеличение длительности звука (точка, фермата, лига), объединение несколько нотных станов в общую нотную систему, отвечающую возможностям инструмента, ансамблевых, хоровых и оркестровых составов. Применяется и развитая система дополнит. обозначений - темповых, динамических, а также указывающих на привлечение тех или иных приёмов исполнения, характер выразительности и др. Наряду с обозначениями темпа, допускающими в довольно широких пределах различных претворение в зависимости от общих музыкально-эстетических установок эпохи и музыкального чувства самого исполнителя (обозначения типа аллегро, анданте, адажио и т.п.), с начало XIX в. Нотное письмо всё чаще стали применяться и дополняющие их обозначения темпа, выраженные в цифрах колебаний маятника метронома. В связи со всем этим Нотное письмо стало фиксировать музыку более точно. Даже при самом строгом соблюдении указаний композитора исполнитель может во многом по-разному трактовать ту же самую нотную запись муз. произведения. Новые музыкальная течения Нотное письмо XX в. принесли с собой и некоторые изменения способов нотной записи. С одной стороны, это дальнейшее уточнение и обогащение исполнительских обозначений, расширение самого их комплекса. Так, стали применяться обозначения способов дирижирования, обозначения не встречавшихся ранее типов исполнения и другие. Появляются обозначения, выдвинутые тем или иным композитором и не получившие применения за пределами его собственного творчества. В конкретной музыке и электронной музыке Нотное письмо вообще не применяется - автор создаёт своё произведение в магнитофонной записи, которая является единственной, не допускающей изменений формой его фиксации. С другой стороны, приверженцы музыкального алеаторики в тех или иных её разновидностях отказываются от непреложной письменной фиксации своих произведений, предоставляя многое в них на усмотрение исполнителя. Композиторы, полагающие, что воссоздание их замыслов должно осуществляться в форме, близкой к свободной импровизации, зачастую осуществляют нотную запись своего произв. в виде ряда "намёков", своего рода музыкального графики.

REFERENCES

1.Холиков К.Б. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 734-742)

2.Холиков К.Б. Магнитные свойства тяготение к человеку многоголосного произведения музыке. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 728-733)

3.Холиков К.Б. Преобразования в музыкальной деятельности Узбекистана по сфере хорового искусство. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 722-727)

4.Холиков К.Б. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 715-721)

5.Холиков К.Б. Краткая характеристика хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 710-714)

6.Холиков К.Б. Гармония к упражнению голоса их роль в регуляции мышечной деятельности-при вокальной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 705709)

7.Холиков К.Б. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, контрапунктной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 697-704)

8.Холиков К.Б. Область применения двойные фуги. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 686-689)

9.Холиков К.Б. Задачи хора для вырождающегося нагруженного управления косвенного, противоположнего и параллельно-двигающегося голоса. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 690-696)

10.Холиков К.Б. Область применения фугированных форм. Тройные и четверные фуги. Фугетта и Фугато. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 681-685)

11.Холиков К.Б. Членораздельность формы. Цезура, ее признаки. Главные элементы музыки, их формообразующее действие. Мелодия. Тема. SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 720-728)

12.Холиков К.Б. Важнейшие общие основы музыкальной формы. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 568-571)

13.Холиков К.Б. Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 426-432)

14.Холиков К.Б. Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 280-284)

15.Холиков К.Б. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1094-1100)

16.Холиков К.Б. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1087-1093)

17.Холиков К.Б. «Колесо навыков» как универсальный инструмент помощи соискателям для подготовки к управлению хором. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1080-1086)

18.Холиков К.Б. Краткая характеристика месторождения хора SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1074-1079)

19.Холиков К.Б. Структура физических упражнений на уроках музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1060-1067)

20.Холиков К.Б. Содержание урока музыки в общеобразовательном школе. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1052-1059)

21.Холиков К.Б. Роль теоретичности и применения информационных систем в области теории, гармонии и полифонии музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1044-1051)

22.Холиков К.Б. Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1038-1043)

23.Холиков К.Б. Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1019-1024)

24.Холиков К.Б. Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)

25. Холиков К. Б. Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1006-1012)

26.Холиков К.Б. Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 999-1005)

27.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.

28.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

29.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443

30.Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.